Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять, время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру…

Книга Екклесиаста, гл. 3

Быстро летит время. Совсем, кажется, недавно были Рождество Христово и Святки — радостные, праздничные дни. Однако, вот уже и праздник Крещения Господня с трескучими морозами прошел, а за ним незаметно подошел февраль с вьюгами и снегопадами.
В конце февраля появляются первые признаки скорой весны. Заметно прибавляется день, а проглянет солнышко, и небо становится по-весеннему бирюзовым.
На пороге весны начинается Великий Пост — время перемен. В природе — это весеннее половодье, яркие солнечные дни, прилет первых птиц. В жизни людей Великий Пост — время духовного обновления, время покаяния.

На первый взгляд в жизни церкви с приближением Великого Поста мало что изменяется. Но это обманчивое впечатление.
В храме становится меньше яркого света, а прихожане стараются избегать ярких праздничных нарядов. С приближением Великого Поста начинает изменяться ход Богослужений. Особенно заметно изменяются песнопения во время церковных служб.
В своих проповедях во время праздничных воскресных Богослужений отец Андрей постепенно приготовляет прихожан к Великому Посту.
Перед Великим Постом таких подготовительных воскресных праздников три.

Подготовка к Великому Посту начинается с первого подготовительного воскресного праздника — Недели о мытаре и фарисее (12 февраля).
Евангельская притча о мытаре и фарисее хорошо известна всем воцерковленным людям. Смиренную молитву мытаря —
«Боже, милостив буди ко мне, грешному» — повторяет каждый прихожанин, входя в храм и осеняя себя крестным знамением.
В этот праздник прихожане впервые в этом году слышат покаянную молитву:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
Утреннеет бо дух мой ко храму Святому Твоему.

В следующее воскресенье (19 февраля) празднуется Неделя о блудном сыне. В этот праздник особенно подчеркивается возможность для каждого человека возвращения к Богу, Который всегда готов встретить его как блудного сына.
В этот праздник впервые звучит песнопение «На реках Вавилонских» — горестное повествование о судьбе людей, лишившихся помощи Божией.

В следующее воскресенье (26 февраля) — Неделя о Страшном Суде.
Накануне в церкви — день особенного поминовения усопших — родительская суббота. В этот день в церкви поминаются все «от Адама до днесь усопших в благочестии и вере» . Как символ веры в Воскресение из мертвых в этот день готовят кутью.
В воскресенье во время литургии читается Евангелие о Страшном суде.
В этот день для верующих — заговенье на мясо.

После Недели о Страшном Суде начинается масленица, которую как только не называют — и объедухой, и честной, и веселой, и широкой.
У нас это время масленичных развлечений и увеселений перед началом продолжительного и строгого Великого Поста. В эти дни люди пекут блины, встречают гостей, беззаботно веселятся. Для всех дней масленицы придуманы свои названия:
понедельник — встреча;
вторник — заигрыши;
среда -лакомка;
четверг — широкий;
пятница — тещины вечёрки;
суббота — золовкины посиделки;
воскресенье — прощение или прощёный день.

Вот и наступило 5 марта — прощёное воскресенье. С раннего утра в храм на литургию собралось множество прихожан, среди которых много детей.

Масленица имеет языческие корни. В церкви масленица не празднуется. Более того, на вечерней службе накануне прощеного воскресенья в церкви читаются скорбные коленопреклоненные молитвы. Накануне прощёного воскресенья многие прихожане исповедуются перед причащением на литургии.

В прощёное воскресенье в храме святого Александра Невского в Вербилках продолжительная служба. Сначала служится литургия, затем вечерня, после которой совершается чин прощения, а после этого служится еще водосвятный молебен и панихида.
В этот день священник служит литургию в обычном золотистом облачении.

После совершения в алтаре таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христово священник выносит Святую Чашу из алтаря. Хор поет:
Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.
Вслед за священником все причастники повторяют слова молитвы:
Верую, Господи, и исповедаю, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от нихже первый есьм аз…
Начинается причащение

Среди причастников — и взрослые, и дети.

Сразу после завершения литургии начинается вечерня.

Во время вечерни совершается каждение храма

Священник читает в алтаре молитвы.

Кульминацией прощёного воскресенья стал чин прощения, который служится после завершения вечерни.
Перед началом чина прощения священник переоблачается в алтаре в черные великопостные облачения

Во время чина прощения впервые священник с земными поклонами читает молитву святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!

Молитву святого Ефрема Сирина с земными поклонами вслед за священником повторяют и все прихожане. Эта молитва особенно важна для верующих в период поста. В ней очень кратко и в то же время со всей полнотой выражены духовные нужды верующих.
Молитва Ефрема Сирина, начиная с чина прощения, становится одной из основных молитв на весь период Великого Поста

В своей проповеди отец Андрей основное внимание уделил духовным задачам начинающегося Великого Поста.
Подавая пример прихожанам, отец Андрей, опустившись на колени, просил прощения у прихожан за прегрешения вольные и невольные.
В свою очередь прихожане во время отпуста, прикладываясь ко кресту, просили прощения у своего духовного отца.
После окончания службы в храме прихожане просили прощения друг у друга.

В сырную Неделю (воскресенье), приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово» - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

На Литургии в эту Неделю читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься (Мф., зач. 17). Апостол же (Рим., зач.112) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются и , на Славу - стихира Триоди, на И ныне - текущего, 8-го гласа.

Совершается вход с кадилом. Прокимен дня: .

Совершается лития.

По Трисвятом - (трижды).

На утрене:

Тропари на Бог Господь - текущего, 8-го гласа (дважды), Слава и ныне - того же гласа.

На утрени, как и в предыдущие Недели - о блудном сыне и мясопустную, - после пения (134 и 135-го) Хвалите имя Господне и Исповедайтеся Господеви , в последний раз поется псалом 136-й:

Поются и текущего, 8-го гласа.

По Евангелии — единожды поется.

После Еванге-лия, пения Воскресение Христово видевше и чтения 50-го псалма (начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста) поются покаянные тропари, в которых покаянное чув-ство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На Слава : Покаяния отверзи ми двери (вместо: Молитвами апостолов ). На И ныне : На спасения стези (вместо: Молитвами Богородицы ). Затем: Помилуй мя. Боже и Множество содеянных мною лютых .

В основу первого тропаря - Покаяния отверзи ми две-ри - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - На спасения стези - поло-жена притча о блудном сыне; а в основу третьего: Множес-тво содеянных мною лютых - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно свя-заны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и Фарисее, о блуд-ном сыне и о Страшном суде).

Каноны: воскресный, Крестовоскресный, Богородицы и Триоди.

Поется катавасия Триоди Яко по суху .

На 9-й песни поем.

Стихиры на хвалитех поются воскресные и, на Славу - стихира Триоди, на И ныне - .

Перед 1-м часом на Слава и ныне поется (8-я).

На Литургии:

Прокимен Недели сыропустной, глас 8: П омолитеся, и воздадите Господеви Богу нашему. Стих: В едом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его.

Аллилуиа, глас 6: Б лаго есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний. Стих: Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь.

Причастен воскресный Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних .

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения , с которой и начинается св. Четыредесятница.

Совершается вход с кадилом, ради пения: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю . Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого пос-та. В остальные недели - 1-ю, 3-ю и 5-ю - на вечерни поется другой великий прокимен: Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи .

Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от (чиатется сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву , а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

После, чтения и Трисвятого по Отче наш поются с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св.Ефрема Сирина с тремя поклонами.

После отпуста вечерни совершается Чин прощения :

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы ». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови ». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных », что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас ». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целу ем святы я и честны я ико ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери...», «На река х Вавилонских...» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И та ко возопии м».

Прощенное воскресенье.

Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная).

Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своегоклира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.

При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и

Прощенное воскресенье

принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.

В Прощенное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя ), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя) » – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

Прощёное воскресенье – это последний день перед началом Великого поста. В этот день просят прощения и прощают всем накопившиеся обиды. Ежедневно автор сайта молиться за благотворителей - для финансовой поддержки этого сайта добровольные пожертвования отправляйте на webmoney Z225475016585 (для $) R681566436446 (для рублей) - указывайте Ваше имя при переводе денег. (Вашу краткую просьбу одновременно отправляйте на емейл [email protected])

Просить прощение у близких.

Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощение нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли. Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо. Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как-бы сама собой.

Просить прощение у умерших.

В этот день принято приходить на могилы к успошим, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

Божье Милосердие

Простить просящих.

В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого.

Главное для человека в Прощёное воскресенье – искреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков. Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других – значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно.

Посетить храм.

В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». Господь сам показывает нам путь в Царство Божие – отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга.

Прощеное воскресенье — это первый шаг на пути к Великому посту

Прощеное воскресенье - последнее воскресенье перед Великим постом или седьмое воскресенье перед Пасхой. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное воскресенье. Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия. Изгнание из Рая Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ - есть истинный день для делания благих дел. Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь. И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.

Последнее воскресение перед Великим Постом - это и есть Прощеное воскресенье.

И в этот день, уже даже когда идешь в храм, ступаешь тише, и, затаив дыхание, входишь в темноту… Все молчат, многие в темном, и храм весь переоделся…

И вот, когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения. Все мы, раскрыв свои сердца друг другу: и священнослужители, и простые миряне всех возрастов - будем просить друг у друга прощение.

Подойдем теперь сначала к иконе Христа, нашего Бога и нашего Спасителя, Который дорогой ценой заплатил за власть простить; обратимся к Матери Божией, Которая отдала Своего Единородного Сына за наше спасение; если Она простит – кто нам откажет в прощении? А затем обратимся друг ко другу. А пока мы ходим, будем слышать уже не покаянное пение, но как бы настигающую нас еще издалека песнь Воскресения, которая станет громче на полпути, когда придет время поклонения Кресту, а потом заполнит этот храм – и весь мир! – в ночь, когда воскрес Христос, одержав победу.

Прощеное воскресенье, исторически, это день, в который монахи одной египетской обители прощались друг с другом перед длительным великопостным путешествием по пустыне, из которого возвращались далеко не все, по причине засухи, болезней, диких зверей или банальной старости. Попросить перед долгой разлукой прощения у людей, с которыми прожил целый год под одной крышей, которых, наверняка, неоднократно огорчал своею жизнью за все это время и которых, возможно, никогда уже больше не увидишь – что может быть более естественным?


Да, не для всех понятен «странный» церковный обычай собираться в храме и просить прощения у людей , с которыми, может быть, за весь год и парой слов-то не перекинулся. Да, не все удовлетворятся тем объяснением, что прощение – это лучшее противоядие от самого распространенного и опасного греха осуждения. Но, тем не менее, если мы свято чтим такие «традиции», как объесться блинами на Масленицу и куличами на Пасху, почему бы не подойти с такою же серьезностью и к этому русскому обычаю – попросить друг у друга прощения в последнее воскресенье перед Великим постом? И если уж чью-то «тонкую душевную организацию» так прям выворачивает от той фальши, с которой неизбежно приходится «прощаться» с теми, кого «ни разу ни в чем не обижали», не надо слать им этих пошлых стишков и дарить штампованных открыток с плюшевыми мишками и дежурной фразой «Прости!..» Ну его, не в чем прощения просить – может, и не надо…

Лучше вспомнить: неужели в вашей жизни нет ни одного человека, перед которым реально стоило бы извиниться? Такой человек обязательно должен быть. Потому что никогда не обижаются только на мебель, да на покойников (и то, знаете ли, всякое бывает)… Не пишите этому человеку SMS-ок. Не дарите ему открыток. Позвоните. А еще лучше – постучитесь в дверь его дома. Тем более – есть такой замечательный повод, как Прощеное воскресенье!

Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения . Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15).

Вечерня Прощеного воскресенья - это первая служба Великого поста , ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, - просто на них мало кому удается прийти.

Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий главное настроение первых дней Поста - светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него.

Светлая печаль - потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной - «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста - чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста - тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна - это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.

Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом : начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост - очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).

После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю» . Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.

И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.

Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко - настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров - перед наступающим Великим четвергом , Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл - также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.

Главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия - или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.

Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.

Есть ситуации, когда просить прощения бывает незачем. Редко бывает, когда отношения настолько идеальны, что в них не случается никаких шероховатостей. Но если, например, мы с кем-то совсем недавно мирились после неких недоразумений, и все эти недоразумения разрешены окончательно, зачем еще нужен формальный ритуал именно в этот день? Если, например, прихожанин исповедовался несколько дней назад, и с тех пор был оберегаем Богом от искушений, глупо требовать от него перед причастием новой исповеди просто потому, что «так надо». Так же и с прощением друг друга. Еще бессмыслица – обмен прощениями между людьми практически незнакомыми, которым вряд ли случалось друг на друга обижаться.

Наверное, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Как правило, «непрощенный» в такой ситуации пытается доказывать, что «так положено»; в ответ на это можно ласково напомнить об опасности формального отношения к необходимости примирения перед постом. Но только если это напоминание действительно будет кротким и с любовью, иначе отсутствовавший для взаимного прощения повод может тут же и появиться.

И ЕЩЕ РАЗ: вспомните в этот день человека, п еред которым реально стоило бы извиниться? … Не пишите этому человеку SMS-ок. Не дарите ему открыток. Позвоните. А еще лучше – постучитесь в дверь его дома.

С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА, БРАТ И СЕСТРА МОЯ!

…Образа, алтарь, распятие,
Покаянный плач летит.
Вы простите, сестры, братия:
Отвечают: Бог простит.

Ни грехов своих, ни горестей
Сердце нынче не таит.
Вы простите перед Господом,
Сестры, братия мои:

Незнакомые, знакомые,
Те, которых нет родней,
Вы простите беззакония
Суетной души моей.

Тихо плачу о спасении,
Осенив себя Крестом.
Свет весенний. Воскресение.

День последний пред Постом.

Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк. 6: 37).

Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина.

Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).




ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.