«Футуризм» - Принципы русского футуризма. Обновление языка. Стремление дать новое название вещам. Эгофутуризм и кубофутуризм - разновидности русского футуризма. Эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Велимир(Виктор Владимирович) Хлебников (1855-1922. Положительное в программе футуризма.

«Серебряный век» - «Серебряный век». Трагедия «серебряного века». В пестром калейдоскопе имен поэтов «серебряного века» есть такие: Групповая работа. Н.Гумилёв, В.Иванов, И.Бунин, А.Блок, В.Брюсов, В.Маяковский, С.Есенин, К Бальмонт и другие. Поэты получили право публиковать произведения. Группа. Основные черты искусства «серебряного века».

«Русское декоративное искусство» - Первая половина XIX века. Роспись, позолота. Роспись М.А.Врубеля. 1899г. Стиль русского барокко проявляется в интерьерах дворцов, построенных В.В.Растрели. Яков Фирсов. Первая половина XVIII века. Расцвет русского зодчества. Большой вклад внёс Михаил Ломоносов. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Духовная жизнь Серебряного века» - Моей божественной природы Я не открою никому. Марк Шагал «Святое семейство» 1976 год. Лев Бакст «Античный ужас» 1908 год. А.Н. Скрябин (1871-1915). Губ нахального ветра Трогают локоны туч. Велимир Хлебников (1885 – 1922) Вечер. Театр. Бульвар Капуцинок» 1906 год. Павел Филонов «За столом» («Пасха») 1912-1913 гг.

«Россия в XVIII веке» - Строгость Пропорциональность Симметрия Простота Сдержанность Четкость. Особенности классицизма. Термины. Нарышкинское барокко(московское). Особенности стиля барокко. Гении классицизма. Дворцовая пл. - место различных торжеств, демонстраций и митингов. Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).

«Православные иконы» - Владимирская икона Божией Матери. Что такое канон? Иверская икона Божией Матери. Споручница грешных. План. 1. Чудеса в православии. 2. Главная святыня Руси – Владимирская икона Божией матери. 3. Казанская икона Божией матери. 4. Другие чудотворные иконы. 5. Помощь, получаемая от икон. 6. Отображения икон на стекле киота.

Всего в теме 19 презентаций

ФУТУРИЗМ - одно из основных авангардистских направлений (авангардизм - крайнее прояв­ление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные поло­жения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшеству­ющей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных эле­ментов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Кру­ченых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провоз­глашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

1) «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);

2) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);

3) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);

4) «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она опреде­лила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «не­избежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Худо­жественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продол­жением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами - контраст комического и трагического, фантас­тики и лирики.

Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.

Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910 годов

Основные черты

‣‣‣ бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

‣‣‣ отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

‣‣‣ бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

‣‣‣ поиски раскрепощённого ʼʼсамовитогоʼʼ слова, эксперименты по созданию ʼʼзаумногоʼʼ языка;

‣‣‣ культ техники, индустриальных городов;

‣‣‣ пафос эпатажа.

Возникновение

Родоначальниками русского футуризма считаются ʼʼбудетлянеʼʼ, члены Санкт-Петербургской группы ʼʼГилеяʼʼ (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест ʼʼПощёчина общественному вкусуʼʼ. Манифест призывал ʼʼбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современностиʼʼ и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в его объём произвольными и производными словами (Слово - новшество).

2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова ʼʼмыʼʼ среди моря свиста и негодования.

Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900–1910-х и впервые

тублично заявил о себе в 1910 году, когда вышел в свет первый футуристический сборник

Именно эти поэты, вместе с В. Маяковским и А. Крученых, вскоре составили наиболее

крупную и влиятельную футуристическую группировку - кубофутуристов, или поэтов

ʼʼГилеиʼʼ (Гилея - древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец

Д. Бурлюка был управляющим имения и куда в 1911 году приезжала группа кубофуту-

ристов). Помимо ʼʼГилеиʼʼ футуризм был представлен тремя другими группировками -

эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой

ʼʼМезонин поэзииʼʼ (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединœением ʼʼЦентри-

фугаʼʼ (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Подобно другим модер-

нистским течениям футуризм был неоднороден. Наибольшей последовательностью и бес-

компромиссностью в футуристическом движении отличались кубофутуристы. Социально-

психологическую опору нового течения составили настроения новых для России социаль-

ных слоев - радикального студенчества, люмпен-пролетариата͵ вообще людей городской

улицы. Из всœех течений модернизма футуризм выделяется именно определœенностью сво-

его социального лица.

Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными

художественными группировками 1910-х годов - прежде всœего с художниками групп

ʼʼБубновый валетʼʼ, ʼʼОслиный хвостʼʼ, ʼʼСоюз молодежиʼʼ. В какой-либо мере поэты-

футуристы совмещали свою литературную практику с занятиями живописью: живопис-

цами были и братья Бурлюки, и Е. Гуро, и А. Крученых, и В. Маяковский. И наоборот,

добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах

участвовали в футуристических альманахах и в качестве ʼʼречетворцевʼʼ. Теснейшая связь

поэтической стилистики футуристов с технологическими навыками живописи проявилась

с первых шагов литературного футуризма: вслед за авангардистами-живописцами поэты

ʼʼГилеиʼʼ обращаются к формам художественного примитива, стремятся к утилитарной

ʼʼполезностиʼʼ своего искусства.

Футуризм претендует никак не меньше чем на всœелœенскую миссию; по глобализму

притязаний он несопоставим ни с одним из художественных течений прошлого и будуще-

го. Характерный штрих: после Февральской революции 1917 года футуристы и близкие

к ним художники авангарда образуют воображаемое ʼʼПравительство Земного Шараʼʼ;

от имени ʼʼПредседателœей Земного Шараʼʼ В. Хлебников посылaeт письма и телœеграммы

Временному правительству с требованиями отставки. И это вовсœе не проявление склон-

ности к юмору, как, впрочем, и не психопатологическая мания величия: это следствие

убежденности в том, что весь мир пронизан искусством. Из этого же убеждения - тяга

футуристов к массовым театрализованным акциям, раскраска лба и ладоней, культивиро-

вание эстетического ʼʼбезумстваʼʼ. Футуризм как явление выходил за рамки собственно

литературы: он воплощался с максимальной силой в самом поведении участников тече-

Программой жизненного поведения футуристов становится сознательный эпатаж

обывателя. Футуризм, как любое авангардное художественное явление, более всœего стра-

шится равнодушия. По этой причине необходимым условием его существования становится атмо-

сфера литературного скандала. Подобно тому, как роль короля разыгрывается в жизни

и на сцене его окружением, футуризм не может состояться вне своеобразного социального

обряда освистывания и осмеяния. Важнейшая для футуристов реакция на их искусство -

даже не осмысление литературного текста͵ а подчеркнуто агрессивное неприятие, протест

в как можно более резких формах. Такая реакция со стороны публики и провоцируется

нарочитым юродством в поведении футуристов. Складывается своего рода репертуар

эпатирования: хлесткие названия (ʼʼЧукурюкʼʼ - для картины; ʼʼДохлая лунаʼʼ - для

сборника произведений; ʼʼИдите к черту!ʼʼ - для литературного манифеста); уничижи-

тельные отзывы о предшествующей культурной традиции и о современном искусстве.

В литературных текстах широко практикуются лексические, синтаксические и смыс-

ловые смещения. Лексическое обновление связано с депоэтизацией поэтического языка,

введением грубых образов, вульгаризмов. Причем дело не просто в преодолении лекси-

ческих запретов и использовании табуированной лексики: ощущение сознательного

смещения возникает потому, что снижающие образы или вульгаризмы используются там,

где традиция диктует возвышенно-романтическую стилистику. Читательское ожидание

резко нарушается, исчезает граница между ʼʼнизкимʼʼ и ʼʼвысокимʼʼ. Поток снижающих

образов - обычная примета стихотворения Д. Бурлюка, для которого ʼʼзвезды - черви,

пьяные туманомʼʼ, ʼʼпоэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дряньʼʼ.

Слово лишается ореола сакраментальности, опредмечивается, его можно дробить, пере-

иначивать, создавать новые комбинации лексических элементов. Отсюда широко распро-

страненные в футуризме эксперименты по созданию ʼʼзаумного языкаʼʼ, состоящего из

звуков, каждый из которых обладает собственной семантикой: к примеру, самый ради-

кальный ʼʼзаумникʼʼ Крученых предлагает взамен якобы затасканного слова ʼʼлилияʼʼ слово

ʼʼеуыʼʼ, сияющее, как ему кажется, первоначальной чистотой. Новое отношение к слову

как к конструктивному материалу приводит к активному созданию неологизмов и непри-

вычных словосочетаний (это свойственно Хлебникову, Маяковскому).

Синтаксические смещения проявляются в отказе от знаков препинания, введения

ʼʼтелœеграфногоʼʼ синтаксиса (без предлогов), использования математических и музыкаль-

ных знаков. Гораздо большее, чем прежде, значение придается визуальному воздействию

текста. Отсюда разнообразные эксперименты с тем или иным расположением слов, стихо-

творных строчек, использование разноцветных шрифтов (частные проявления ʼʼвизуали-

зацииʼʼ стиха - ʼʼлесенкаʼʼ Маяковского, использование Бурлюком особых шрифтов для

выделœения отдельных эпитетов, внутренних рифм, важнейших слов).

Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910 годов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910 годов" 2017, 2018.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы

Преподаватель

Асташенко С. Н.

Бреды

2015 г

Тема – Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века.

Урок способствует формированию компетенций:

    общекультурная компетенция

    владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос)

    аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

    соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель урока -

Сформировать основные понятия об особенностях направления «футуризм».

- Сделать обзор творчества поэтов-футуристов.

Задачи:

- образовательные

познакомить с понятием «футуризм» и характерными особенностями этого направления;

Закрепить знания о направлениях символизм и акмеизм;

Совершенствовать умение обучающихся работать со стихотворным текстом.

- развивающие – развивать умение анализировать, обобщать, выражать свои мысли, выразительно читать стихотворения.

- воспитывающие – воспитывать любовь к искусству, формировать эстетический вкус, познавательную активность, умение работать в группе, стремление применять теоретические знания на практике.

Методические приёмы:

лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, выразительное чтение, прослушивание песен, словесное рисование, самостоятельная работа.

Оборудование урока:

Папка с текстами стихотворений, репродукции картин, запись песен.

Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

Продолжая разговор о Серебряном веке, нужно вспомнить, что он, прежде всего, связан с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

Перечислите наиболее значительные из них.

Выделите особенности символизма.

Назовите особенности акмеизма.

Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

    Постановка целей и задач урока.

Задача сегодняшнего урока: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

Задание классу : законспектировать основные положения лекции, связанные с формированием и теоретическим самоопределением футуризма.

План лекции:

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делал ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии направления заключено стремление к будущему (от лат. – будущее)

1. Происхождение футуризма. (в приложении)

2.Определение футуризма.

3.Работа над отрывком из манифеста «Пощёчина общественному вкусу» по вопросам:

Кого и на каком основании отвергали футуристы?

В чём проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

Кому была дана эта «пощёчина»?

4.Программа футуристов:

1.Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания.

2.Новые ритмы, рифмы, размеры стиха.

3.Новые слова и новые темы.

4.Презрение славе, отсутствие запретных тем.

5.Группировки футуристов:

Кубофутуристы (Хлебников, Бурлюк, Каменский, Маяковский)

Эгофутуристы (Северянин)

- «Мезонин поэзии» (Шершеневич)

- «Центрифуга» (Пастернак, Асеев)

6. Работа над отрывком из манифеста «Слово как таковое» по вопросам:

Обобщение преподавателя:

В манифесте есть рациональное зерно – авторы призывают быть внимательными к материи слова, звуку, плоти стиха. Этим достигается выразительность, язык приобретает энергетику. Но футуристы больше внимания уделяли не содержанию, а форме. Это одновременно и достоинство, и недостаток. Однако самый большой порок манифеста- разрыв с классической поэзией, утверждение своей самобытности на уровне скандала, эпатажа, литературного хулиганства.

7. Чтение и анализ стихотворений.

В. Хлебников « Заклятие смехом»

Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм.

Чтение стихотворения.

1.Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)

2.Назовите новые слова и скажите, какую роль они играют в создании конкретного образа (и возможен ли образ при таком наборе малопонятных слов?)

В. Хлебников « Бобэоби пелись губы…»

В. Хлебников « Свобода приходит нагая…»

Слово учителя:

В поэзии начала века эгофутурист Игорь Северянин – фигура своеобразная и противоречивая. Его называли «жеманным», отмечали пристрастие к «безвкусному» содержанию, увлечение иностранными словами и именами, ложную, балаганную красивость, декоративность, вычурность.

8.Сообщение учащегося о биографии И. Северянина.

9.Чтение и анализ стихотворений.

И. Северянин « В блёсткой тьме»

1.Выделите новые слова.

2.Какой смысл вкладывал поэт в эпитет «блёсткий»?

3.В какой манере противопоставляет себя лирический герой другим людям? Приведите примеры.

И. Северянин « Я, гений Игорь Северянин…»

1. Приведите примеры новых слов.

2.Как создан образ «поэтической славы»?

10.Самостоятельная работа над стихотворением «Кензель»

1.Понравились ли стихи? О чём они?

2.Запишите в тетрадь новые слова.

3.Выпишите из стих. художественные сравнения.

Слово учителя:

Поэзия Северянина очень музыкальна. Повтор звуков, напевность, игра цвета были характерны и для песен начала 20 века А. Вертинского.

11 . Сообщение учащегося о биографии А. Вертинского.

Прослушивание песен А.. Вертинского («Танго «Магнолия», «Маленькая балерина», «В синем и далёком океане…»)

Перекликаются ли песни Вертинского со стихами Северянина?

Слово учителя:

Чаще всего русский футуризм связывают с именем В. Маяковского. Новизна созданных им ритмов говорила о том, что в поэзию пришёл художник с принципиально новым отношением к поэтическому творчеству.

12.Чтение и анализ стихотворений.

В. Маяковский стих. «Ночь»

1. Какую роль играет в нём цвет?

2. Как в нём переданы движение, динамика, стремительность?

3.Докажите, что Маяковский был футуристом. Приведите примеры созданных им новых слов и образов.

- рассмотрите репродукции картин П. Пикассо «Герника» и Т. Мунка «Крик»

В. Маяковский стих. «Утро»

1.Какие строчки из этих стих. Маяковского можно «спроецировать» на эти картины?

2.Какие картины нарисовали бы вы к стихотворениям?

3.Как вы думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

Слово учителя:

Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по –разному проявился в искусстве. Такие яркие индивидуальности, как Хлебников, Маяковский, Каменский, Северянин нашли свой способ самовыражения с помощью системы приёмов, названных ими «футуризмом». Но их творчество – шире манифестов и деклараций, хотя новаторские приёмы футуристов навсегда остались в их поэзии. Своими творческими открытиями они обогатили русскую поэзию 20 столетия.

Бунтарство эстетики футуристов было реакцией на стремительно меняющийся мир.

Читающая публика отстранилась от образов этого направления, но нельзя не увидеть и

положительный момент. Футуризм раздвинул границы поэзии и окружающего мира, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой сотворчества читателя, а смелые эксперименты со словом получили в дальнейшем развитие в русской литературе.

13. Подведение итогов урока:

Что нового вы узнали на уроке?

Что интересного для себя открыли?

Какое направление модернизма кажется более понятным?

Какое направление больше всего понравилось?

Выставление оценок.

14.Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов-футуристов. Письменный вопрос –« Футуризм – пощёчина общественному вкусу. Так ли это?»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Происхождение футуризма.

Наибольшее развитие течение получило в Италии и России. Для итальянских футуристов характерны эстетическая агрессия и вообще культ силы и войны. Война ими воспринималась как «гигиена» мира, что в последствии некоторых привело в лагерь итальянского диктатора Муссолини.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Эстетической предпосылкой его стал символизм. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В центре был человек, а не тайна. Художественная картина мира, создаваемая футуристами, базировалась на системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Другие относились к городу резко отрицательно. Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Искусство было для них важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства способную реальным словом преобразовать мир. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности, хотя они считали себя противниками буржуазного общества.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел 1- й сборник «Садок судей». Первая декларация «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли: «Только мы лицо нашего времени», «Прошлое тесно», «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». Именно эти тезисы, выражавшие ненависть ко всему существовавшему до них принесли им скандальную славу и известность. 1913 год манифест из сборника «Садок судей – 2». Программа футуристов была конкретизирована: отрицали грамматику, синтаксис, правописание; говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах. В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Футуризм был неоднороден как течение. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели.

«Гилея» - кубофутуристы: Хлебников, Маяковский – это самое агрессивное крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.

    «Ассоциация эгофутуристов»: эта группа была ответвлением акмеизма. Основным принципом был принцип самоутверждения личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха.

    «Мезонин в поэзии»: Хрисанф, Шершневич.

    «Центрифуга»: Бобров, Пастернак.

Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии.

- Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

    МОГАТЫРЬ

    ЛГАВДА.

    БУДРЕЦЫ.

    БУДЕТЛЯНЕ.

    ТВОРЯНИН.

«Пощечина общественному вкусу»

Читающим наше Hовое Первое Hеожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин - непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова?
Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанные этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузьминым, Буниным и проч., и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. Hа увеличение словаря поэта в его объеме произвольными и производными словами (слово - новшество).
2. Hепреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего, из банных веников сделанный, Венок грошевой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «Здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Hовой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва. 1912 г. декабрь.
Д. Бурлюк, Александр Крученых,
В. Маяковский, Виктор Хлебников.

А. Е. Кручёных, В. В. Хлебников «Слово как таковое» (1913 г.)

«Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок, петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая)…У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел…

Как картины, писанные киселём и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы даём образец иного звуко- словосочетания:

Дыр, булл, щыл,

Убешур

скум

ы со бу

р л эз.

(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина.) Живописцы – будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне – речетворцы – разрубленными словами, полусловами и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудится бездарности и ученики(трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…). Речетворцы должны бы писать на своих книгах:

ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!»

    Всё ли вам понятно в манифесте? Принимаете ли вы его или отвергаете?

    Данный манифест - не розыгрыш, не «шутка», а серьёзный факт литературы. Что даёт основание назвать этот документ серьёзным?

    Какие идеи положены в его основу? Что в нём положительного?

    Найдите в манифесте слова, которые могут разъярить человека, любящего классическую литературу.

Игорь Северянин

ЭПИЛОГ

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-Артуру

Черту упорную провел.

Я покорил литературу!

Взорлил, гремящий, на престол!

Я - год назад - сказал: "Я буду!"

Год отсверкал, и вот - я есть!

Среди друзей я зрил Иуду,

Но не его отверг, а - месть.

"Я одинок в своей задаче!"-

Прозренно я провозгласил.

Они пришли ко мне, кто зрячи,

И, дав восторг, не дали сил.

Нас стало четверо, но сила

Моя, единая, росла.

Она поддержки не просила

И не мужала от числа.

Она росла в своем единстве,

Самодержавна и горда,-

И, в чаровом самоубийстве,

Шатнулась в мой шатер орда...

От снегоскалого гипноза

Бежали двое в тлен болот;

У каждого в плече заноза,-

Зане болезнен беглых взлет.

Я их приветил: я умею

Приветить все,- божи, Привет!

Лети, голубка, смело к змию!

Змея, обвей орла в ответ!

Я выполнил свою задачу,

Литературу покорив.

Бросаю сильным наудачу

Завоевателя порыв.

Но, даровав толпе холопов

Значенье собственного "я",

От пыли отряхаю обувь,

И вновь в простор - стезя моя.

Схожу насмешливо с престола

И, ныне светлый пилигрим,

Иду в застенчивые долы,

Презрев ошеломленный Рим.

Я изнемог от льстивой свиты,

И по природе я взалкал.

Мечты с цветами перевиты,

Росой накаплен мой бокал.

Мой мозг прояснили дурманы,

Душа влечется в примитив.

Я вижу росные туманы!

Я слышу липовый мотив!

Не ученик и не учитель,

Великих друг, ничтожных брат,

Иду туда, где вдохновитель

Моих исканий - говор хат.

До долгой встречи! В беззаконце

Веротерпимость хороша.

В ненастный день взойдет, как солнце,

Моя вселенская душа!

КЕНЗЕЛИ

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево...

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена -

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...

Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -

Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,

Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,

И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым -

Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

В блесткой тьме

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи

В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:

Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.

Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

1913

И. Северянин.

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

    Он тем хорош, что он совсем не то,
    Что думает о нём толпа пустая,
    Стихов принципиально не читая,
    Раз нет в них ананасов и авто.
    Фокстрот, кинематограф и лото –
    Вот, вот куда людская мчится стая!
    А между тем душа его простая,
    Как день весны. Но это знает кто?
    Благословляя мир, проклятье войнам
    Он шлёт в стихе, признания достойном,
    Слегка скорбя, подчас слегка шутя
    Над нею первенствующей планетой…
    Он в каждой песне, им от сердца спетой,
    Иронизирующее дитя.

Для обобщения знаний по направлениям:

Символизм

    Музыкальность

    Поиск новых стихотворных размеров

    Возвышенность тематики

    Многозначность, расплывчатость образов

    Недосказанность

Акмеизм

    Освобождение от символа

    Возвращение слову первоначальный смысл

    Равное отношение к форме и смыслу, предметность, четкость, простота

    Поэзия = ремесло

Футуризм

    Отказ от традиционной культуры.

    Анархическое бунтарство.

    Абсолютная свобода творчества.

    Отказ от литературных и языковых норм.

    Устремлённость в будущее.

    Эпатаж как средство воздействия на публику.

Футуризм (от латинского слова «futurum» - будущее) представляет собой художественное авангардистское движение в литературе и искусстве, образовавшееся в Италии в 1909 году и получившее развитие в России в 1910-1921 гг. Футуристы, провозглашавшие демонстративный разрыв со всеми традиционными правилами и обычаями, в первую очередь интересовались не содержанием, а формой стихосложения, для этого они применяли профессиональный жаргон и вульгарные лексические обороты, использовали язык документов и афиш, придумывали новые слова.

Общепризнанным основателем футуризма считается итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти, который в «Манифесте итальянского футуризма», опубликованном в газете «Фигаро» в 1909 году, призывал «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом» и, будучи сподвижником Бенито Мусолинни, находил общие черты в фашизме и футуризме.

Футуризм, как и другие модернистские направления, отрицал старые нормы и классические традиции, но в противоположность им он отличался крайней экстремистской направленностью, полным нигилистическим отрицанием всего предыдущего художественного опыта. Всемирной исторической задачей футуризма, по мнению Маринетти, было «ежедневно плевать на алтарь искусства».

(Наталья Гончарова "Велосипедист" )

Адепты футуризма ратовали за полное уничтожение различных форм и условностей в искусстве и создание его абсолютно новой формы, которая бы органично вписались в ускоренные жизненные процессы ХХ века. Для этого направления характерны мотивы преклонения перед силой и агрессией, возвеличивания собственной личности и чувство презрения к более слабым, фанатичное поклонение войне и разрушению. Как одно из направлений авангардного искусства для футуризма было очень важным привлечение к себе как можно большего внимания, для этого как нельзя лучше подходило использование приемов эпатажа, различных крайних приемов в поведении авторов, создание атмосферы литературных скандалов. Например, Маяковский читал свои стихи в желтой женской блузе, Каменский выступал с разрисованным лицом и писал стихи на обрывках обоев, Алексей Крученых везде ходил с диванной подушкой, прикрученной к шее шнуром.

Главный герой в произведениях футуристов изображался как житель большого, современного города, наполненного движением, динамикой, здесь жизнь проходит на высоких скоростях, вокруг полно разнообразной техники, жизнь постоянно совершенствуется и выходит на новые этапы развития. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Их главной целью было передача своих мироощущений и понимание происходящих вокруг себя событий любыми понятными и удобными для себя способами.

(Геннадий Голобоков "Памятник" )

Общественно-политическая ситуация, сложившийся в России в начале ХХ века, привела к тому, что футуризм в России привлек к себе большое внимание молодых поэтов-авангардистов, которые в 1910-1914 годах, создали сразу несколько различных группировок этого движения:

  • Кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» и называвшие себя «будетляне»: Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц. Их сборники «Дохлая луна» (1913), «Затычка», «Рыкающий Парнас» (1914);
  • Московские эгофутуристы умеренного крыла, создавшие группу «Мезонин поэзии» — Вадим Шершневич, И. Лотарев, Р. Ивнев. Сборники «Верниссаж», «Крематорий здравомыслия»;
  • Петербургские эгофутуристы - Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Г. Иванов;
  • Футуристическая группа «Центрифуга» - Николай Асеев, Сергей Бобров, Борис Пастернак. Сборники «Руконог», «Лирень», «Второй сборник Центрифуги» (1914).

История русского футуризма представляет собой сложные взаимоотношения этих четырех групп, каждая из них считала себя представительницей истинного футуризма и настаивала на своей главенствующей роли в данном течении, что в итоге приводило к вражде и разобщенности среди рядов поэтов-футуристов. Что впрочем, не мешало им иногда сближаться и даже переходить из одной группировки в другую.

(Николай Дюльгеров "Рациональный человек" )

В 1912 году члены группы «Гилея» публикуют манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором они дерзко призывают «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности».

В своих стихотворениях поэт Алексей Крученых отстаивает права поэта на создание собственного «заумного» языка, именно поэтому его стихотворения часто представляли собой бессмысленный набор слов.

Василий Каменский и Велимир Хлебников в своем творчестве (поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс», сборник «Ряв!», «Изборник стихов. 1907-1914») осуществляли различные языковые эксперименты, отличающиеся свежестью и оригинальностью, в дальнейшем имевшие весьма плодотворное влияние на развитие русской поэзии ХХ века.

(Г. Егошин "В. Маяковский" )

Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Его первые стихи, вышедшие в 1912 году, привнесли в данное направление новые темы, которые сразу выделили его среди других представителей футуризма. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.

(Северини Джино "Бульвар" )

После прихода к власти в России партии большевиков в 1917 году, футуризм как литературное направление постепенно стал сходить на нет. Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль. Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века.

Футуризм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века, наряду с символизмом и акмеизмом, сыграл очень важную роль для её дальнейшего развития и привнес немало плодотворных и новаторских идей, ставших основной для поэзии следующего поколения.