История не всегда справедлива. Мы приучены возносить древнегреческую культуру, римской же отводим второстепенную роль. Римская поэзия не была так возвышена, как греческая, философия эллинов задавала тон древнему миру. Учиться у греков было нормой для знати Древнего Рима.

Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Изобретения Рима и по сей день служат в современном мире.

Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов. Несмотря на то, что их знания математики были рудиментарными, они сооружали модели, экспериментировали, и строили настолько крепко, насколько это было возможно на тот момент. В результате, их труды мы можем лицезреть и по сей день: они простираются от моста Лимура (Limyra) в Турции до стены Адриана (Hadrian’s Wall) в Шотландии. Ниже представлены самые значительные достижения древних римлян.

1. Понтонные мосты

Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены для ежедневного их использования простыми жителями, они были сооружены для того, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда. Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, служили той же цели, и были детищем Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

2. Сегментная арка

Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них. Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием”. Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор.

3. Гидроэнергия

Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

4. Акведук

Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.

Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

5. Полы с подогревом

Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.

Вместо того, чтобы "находится” в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

6. Канализация

Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами. Клоака Максима (или Крупнейшая Канализация, если перевести дословно) была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки” началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.

Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), – это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, – это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист, по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады”, названные дикими ослами из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы” были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует” на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону.

Если вы хотите, чтобы вам объяснили геометрию, то лучше всего было бы обратиться к греку, если же вам нужно построить наплавной мост, канализационную сеть или соорудить оружие, которое стреляет пылающими шарами из гравия и смолы на расстояние до 274 метров, то вам следовало бы взять на помощь римлянина. Блестящие архитектурные, организационные и технические подвиги римлян выделяют их, также как и греков, среди древних народов.

Ниже представлены одни из самых значительных достижений древних римлян.

Купол

Внутреннее пространство современного мира мы принимаем как нечто само собой разумеющееся, однако, не стоит этого делать. Наши огромные сводчатые арки, большие атриумы, стеклянные стены, потолки и многое другое – все это было немыслимо в древнем мире.

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры, такие, как, к примеру, Парфенон и пирамиды, выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными, и представляли собой ограниченное пространство.

Римские купола, напротив, были просторными, открытыми и создавали реальное ощущение внутреннего пространства. Впервые в истории. Исходя из понимания того, что принципы арки можно было вращать в трех измерениях, чтобы создать форму, которая обладает такой же крепкой поддерживающей силой, но "действует" на большей площади, технология куполостроения стала доступной в основном благодаря бетону, еще одному достижению древних римлян, о котором мы поговорим позже.

Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры.

Оружие

Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а позднее усовершенствовано римлянами. Баллист , по существу гигантский арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.

Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные "дикими ослами" из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом, они были менее точными по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

Бетон

Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

В Древнем Риме не было слова «бетон». При обозначении таких слов, как раствор, для возведения стен, сводов,- фундаментов, молов и тому подобных конструкций в римском лексиконе употреблялось словосочетание «опус цементуй» (opus caementitium), которым и стали называть римский бетон.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.

Как уже упоминалось ранее, это было значительное улучшение старого этрусского и греческого прямоугольного архитектурного стилей, которые требовали расположения по всему периметру любого здания колонн и тяжелых стен. Более того, бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

Дороги

Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.

Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия.
Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.


Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании и использовании прямых дорог, то есть на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

Канализация

Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами.

Клоака Максима (лат. Cloaca Maxima от лат. cluere - чистить) - система канализации в Древнем Риме. Была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.

К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Тем не менее, римлянам не приходилось использовать воду Тибра для питья или мытья. Стоит отметить, что у них даже была специальная богиня, которая следила за работой этой системы – Клоакина.

Большая клоака сохранилась и функционирует как ливневая канализация до настоящего времени. Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям. Любая цивилизация может вырыть канаву для того, чтобы справлять естественные нужды, однако, для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

Полы с подогревом

Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее решить, или, по крайней мере, почти решить.

Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.

В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.

Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

Акведук

Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные, на самом деле очень длинные.
Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.

Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.

Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй.
Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген, его длина составляла 141 километр.

Понтонные мосты

Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда, и были детищем Юлия Цезаря. Понтонный мост (наплавной) состоящий из плавучих опор и перекрытий.
В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.

Мост Цезаря через Рейн был крайне умным сооружением. Строительство моста через реку, при этом, не нарушая течения самой реки, это очень сложное мероприятие, тем более в военной обстановке, где сутки напролет стройка должна охраняться, а инженеры должны работать очень быстро и качественно. Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

Возможно, такая же апокрифическая история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от одного прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял это как вызов, и соорудил этот самый мост.

Гидроэнергия

Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.

Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

Сегментная арка

Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них.

Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием". Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.

У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор

Римская империя (древний Рим) оставила нетленный след во всех европейских землях, куда только ступали его победоносные легионы. Каменная вязь римской архитектуры сохранилась и по сей день: стены, защищавшие граждан, по которым двигались войска, акведуки, доставлявшие горожанам свежую воду, и мосты, переброшенные через бурные реки. Как будто всего этого было недостаточно, легионеры возводили все новые и новые сооружения - даже когда границы империи начали отступать. В эпоху Адриана , когда Рим куда больше был озабочен сплочением земель, нежели новыми завоеваниями, невостребованная боевая удаль воинов, надолго оторванных от дома и семьи, была мудро направлена в другое созидательное - русло. В каком-то смысле вся европейская обязана своим рождением именно римским строителям, внедрившим множество новшеств и в самом Риме, и за его пределами. Важнейшими достижениями градостроительства, имевшего целью общественное благо, стали канализация и водопроводы, создававшие здоровые условия жизни и способствовавшие увеличению населения и росту самих городов. Но все это было бы невозможно, если бы римляне не изобрели бетон и не начали использовать арку в качестве основного архитектурного элемента. Именно эти два новшества разнесла римская армия по всей империи.

Так как каменные арки выдерживали огромный вес и их можно было строить очень высокими - иногда по два-три яруса,- инженеры, трудившиеся в провинциях, без труда одолевали любые реки и ущелья и добирались до самых дальних краев, оставляя позади себя прочные мосты и мощные водопроводы (акведуки). Подобно многим другим сооружениям, построенным с помощью римских войск, мост в испанском городе Сеговии, по которому проходит водопровод, имеет гигантские размеры: 27,5 м в высоту и около 823 м в длину. Необычайно высокие и стройные столбы, сложенные из грубо обтесанных и ничем не скрепленных гранитных глыб, и 128 изящных арок оставляют впечатление не только небывалой мощи, но и имперской самоуверенности. Это чудо инженерного искусства, построенное около 100 т. и. э., стойко выдержало испытание временем: еще недавно мост служил системе водоснабжения Сеговии.

Как все начиналось?

Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, в долине реки Тибр, в начале I тысячелетия до н. э. По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших в Италии город Альба-Лонгу. Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя Альба-Лонги, в 753 г. до н. э. Как и в греческих полисах, в ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой властью, как и греческие. При царе тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, в ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился в аристократическую республику. Её население чётко делилось на две группы - привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев. Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат (главный правительственный орган). Значительную часть ранней его истории составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия в полноправных римских граждан.

Древний Рим отличался от греческих городов-государств, поскольку находился в совершенно других географических условиях - единый Апеннинский полуостров с обширными равнинами. Поэтому начиная с самого раннего периода его истории его граждане были вынуждены соперничать и бороться с соседними италийскими племенами. Побеждённые народы подчинялись этой великой империи либо на правах союзников, либо просто включались в состав республики, причём покорённое население не получало прав римских граждан, нередко обращаясь в рабов. Наиболее сильными противниками Рима в IV в. до н. э. были этруски и самниты, а также отдельные греческие колонии на юге Италии (Великая Греция). И всё же, несмотря на то что римляне часто враждовали с греческими колонистами, более развитая эллинская культура оказывала заметное воздействие на культуру римлян. Дошло до того, что древнеримские божества стали отождествляться с их греческими аналогами: Юпитер - с Зевсом, Марс - с Аресом, Венера - с Афродитой и т. д.

Войны Римской империи

Самым напряжённым моментом в противостоянии римлян с южно-италийцами и греками стала война 280-272 гг. до н. э., когда в ход боевых действий вмешался Пирр, царь государства Эпир, находившегося на Балканах. В конце концов, Пирр и его союзники были разбиты, а к 265 г. до н. э. Римская республика объединила под своей властью всю Центральную и Южную Италию.

Продолжая войны с греческими колонистами, римляне столкнулись на Сицилии с Карфагенской (Пунической) державой. В 265 г. до н. э. начались так называемые Пунические войны, продолжавшиеся вплоть до 146 г. до н. э., почти 120 лет. Вначале римляне вели боевые действия против греческих колоний на востоке Сицилии, в первую очередь против самой крупной из них - города Сиракузы. Затем начались захваты уже карфагенских земель на востоке острова, приведшие к тому, что карфагеняне, обладавшие сильным флотом, атаковали римлян. После первых поражений римлянам удалось создать свой собственный флот и разгромить карфагенские суда в битве у Эгатских островов. Был подписан мир, согласно которому в 241 г. до н. э. вся Сицилия, считавшаяся житницей Западного Средиземноморья, стала собственностью Римской республики.

Недовольство карфагенян результатами Первой Пунической войны , а также постепенное проникновение римлян на территорию Иберийского полуострова, которым владел Карфаген, привели ко второму военному столкновению между державами. В 219 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал Барки захватил испанский город Сагунт, союзника римлян, затем прошёл через Южную Галлию и, преодолев Альпы, вторгся на территорию собственно Римской республики. Ганнибала поддержала часть италийских племён, недовольных владычеством Рима. В 216 г. до н. э. в Апулии, в кровопролитном сражении у Канн, Ганнибал окружил и почти полностью уничтожил римскую армию, которой командовали Гай Теренций Варрон и Эмилий Павел. Однако взять сильно укреплённый город Ганнибал не смог и в итоге был вынужден покинуть Апеннинский полуостров.

Война была перенесена на север Африки, где находились Карфаген и другие поселения пунийцев. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион разгромил армию Ганнибала у городка Зама, южнее Карфагена, после чего был подписан мир на условиях, продиктованных римлянами. Карфагеняне лишались всех своих владений вне Африки, были обязаны передать римлянам все военные суда и боевых слонов. Победив во Второй Пунической войне, Римская республика стала самым могущественным государством в Западном Средиземноморье. Третья Пуническая война, проходившая с 149 по 146 г. до н. э., свелась к добиванию уже поверженного противника. Весной 14б г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а его жители .

Оборонительные стены Римской империи

Рельеф с колонны Траяна изображает сцену (см. слева) из времен дакийских войн; легионеры (они без шлемов) сооружают из прямоугольных кусков дерна походный лагерь. Когда римские воины оказывались во вражеских землях, строительство таких укреплении было обычным делом.

«Страх породил красоту, и древний Рим дивным образом преобразился, изменив прежнюю - мирную - политику и начав спешно возводить башни, так что вскоре все семь его холмов засверкали бронею непрерывной стены» - так писал один римлянин о мощных укреплениях, сооруженных вокруг Рима в 275 г. для защиты от готов. По примеру столицы крупные города по всей Римской империи, многие из которых давно «перешагнули» пределы прежних стен, поспешили укрепить свои оборонительные рубежи.

Возведение городских стен было чрезвычайно трудоемкой работой. Обычно вокруг поселения прорывали два глубоких рва, а между ними нагромождали высокий земляной вал. Он служил своего рода прослойкой между двумя концентрическими стенами. Внешняя стена уходила в землю на 9 м , чтобы враг не мог сделать подкоп, а наверху была снабжена широкой дорогой для дозорных. Внутренняя стена поднималась еще на несколько метров, чтобы затруднить обстрел города. Такие укрепления почти не поддавались разрушению: их толщина достигала 6 м , а каменные глыбы были пригнаны друг к другу металлическими скобами - для большей прочности.

Когда были завершены стены, можно было приступать к возведению ворот. Над проемом в стене сооружалась временная деревянная арка - опалубка. Поверх нее искусные каменщики, двигаясь с обеих сторон к середине, клали клинообразные плиты, образуя изгиб свода. Когда был вложен последний - замковый, или ключевой,- камень, опалубку убирали, а рядом с первой аркой принимались строить вторую. И так до тех пор, пока весь проход в город не оказывался под полукруглой крышей - Коробовым сводом.

Сторожевые посты на воротах, охранявшие покой города, часто представляли собой настоящие маленькие крепости: там имелись воинские казармы, запасы оружия и продовольствия. В Германии прекрасно сохранилась так называемая (см. внизу). На ее нижних лажах вместо окон были бойницы, а с обеих сторон высились круглые башни - что-бы удобнее было вести обстрел неприятеля. Во время осады на ворота опускалась мощная решетка.

Стена, построенная в III веке вокруг Рима (19 км в длину, 3,5 м в толщину и 18 м в высоту), насчитывала 381 башню и 18 ворот с опускающимися решетками. Стену постоянно подновляли и укрепляли, так что она прослужила Городу вплоть до XIX века, то есть до усовершенствования артиллерии. Две трети этой стены стоят и поныне.

Величественная Порта Нигра (то есть Черные ворота), вздымающаяся на 30 м в высоту, олицетворяет мощь имперского Рима. Укрепленные ворота фланкированы двумя башнями, одна из которых значительно повреждена. Некогда ворота служили въездом за городские стены II века н. э. в Августу Тревирорум (впоследствии Трир), северную столицу империи.

Акведуки Римской империи. Дорога жизни имперского города

Знаменитый трехъярусный акведук в Южной Франции (см. выше), переброшенный через реку Гар и ее низменную долину - так называемый Гардский мост, - столь же красив, сколь и функционален. Это сооружение, протянувшееся на 244 м в длину, ежедневно поставляю с расстояния 48 км около 22 тонн воды в город Немаус (ныне Ним). Гардский мост до сих пор остается одним из чудеснейших произведений римского инженерного искусства.

Для римлян, славившихся достижениями в инженерном деле, предметом особой гордости были акведуки . По ним в древний Рим ежедневно поступало около 250 миллионов галлонов свежей воды. В 97 г. н. э. Секст Юлий Фронтин, смотритель системы водоснабжения Рима, риторически вопрошал: «Кто осмелится сравнивать с праздными пирамидами или какими-нибудь никчемными - хоть и знаменитыми - творениями греков наши водопроводы - эти великие сооружения, без которых немыслима жизнь человека?» Под конец своего величия город обзавелся одиннадцатью акведуками, по которым бежала вода с южных и восточных холмов. Инженерное дело превратилось в настоящее искусство : казалось, грациозные арки легко перескакивали препятствия, к тому же украшая пейзаж. Римляне быстро «поделились» своими достижениями с остальными областями римской империи, и до сих пор можно видеть остатки многочисленных акведуков во Франции, Испании, Греции, Северной Африке и Малой Азии.

Чтобы обеспечить водой провинциальные города, чье население уже истощило местные запасы, и соорудить там термы и фонтаны, римские инженеры прокладывали каналы к рекам и источникам, нередко удаленным на десятки миль. Стекая под небольшим наклоном (Витрувий рекомендовал минимальный уклон 1:200), драгоценная влага бежала по каменным трубам, которые пролегали через сельскую местность (и по большей части были упрятаны в подземные тоннели или рвы, повторявшие очертания ландшафта) и в конце концов достигали черты города. Там вода благополучно поступала в общественные резервуары. Когда на пути трубопровода попадались реки или ущелья, строители перебрасывали через них арки, позволявшие сохранить прежний мягкий уклон и поддержать непрерывный приток воды.

Чтобы угол падения воды оставался постоянным, землемеры вновь прибегали к громе и хоробату, а также к диоптру, измерявшему горизонтальные углы. Опять-таки основная тяжесть работ ложилась на плечи войска. В середине II века н.э. одного военного инженера попросили разобраться в трудностях, возникших при строительстве акведука в Сальдах (в нынешнем Алжире). Два отряда рабочих принялись рыть тоннель в холме, двигаясь друг к другу с противоположных сторон. Инженер скоро понял, в чем дело. «Я измерил оба тоннеля,- писал он позднее,- и обнаружил, что сумма их длин превышает ширину холма». Тоннели просто не встретились. Он нашел выход из положения, пробурив между тоннелями скважину и соединив их, так что вода стала течь как надо. Город почтил инженера памятником.

Внутреннее положение Римской империи

Дальнейшее усиление внешнего могущества Римской республики одновременно сопровождалось глубоким внутренним кризисом. Столь значительная территория уже не могла управляться по-старому, т. е. при организации власти, характерной для города-государства. В рядах римских военачальников выдвинулись полководцы, претендовавшие на то, чтобы обладать всей полнотой власти, подобно древнегреческим тиранам или эллинским владыкам на Ближнем Востоке. Первым из таких владык стал Луций Корнелий Сулла, захвативший в 82 г. до н. э. Рим и ставший полновластным диктатором. Враги Суллы были безжалостно перебиты согласно спискам (проскрипциям), которые подготавливал сам диктатор. В 79 г. до н. э. Сулла добровольно отказался от власти, но это уже не могло вернуть его к прежнему управлению. Начался длительный период гражданских войн в Римской республике.

Внешнее положение Римской империи

Между тем стабильному развитию империи угрожали не только внешние враги и честолюбивые политики, боровшиеся за власть. Периодически на территории республики вспыхивали восстания рабов. Самым крупным таким мятежом было выступление под предводительством фракийца Спартака, продолжавшееся почти три года (с 73 по 71 г. до н. э.). Восставших удалось разгромить лишь объединёнными усилиями трёх самых умелых полководцев Рима того времени - Марка Лициния Красса, Марка Лициния Лукулла и Гнея Помпея.

Позже Помпеи, прославившийся своими победами на Востоке над армянами и понтийским царём Митридатом VI, вступил в схватку за высшую власть в республике с другим известным военачальником - Гаем Юлием Цезарем. Цезарь с 58 по 49 г. до н. э. сумел захватить территории северных соседей Римской республики - галлов и даже осуществил первое вторжение на Британские острова. В 49 г. до н. э. Цезарь вступил в Рим, где был объявлен диктатором - военным правителем с неограниченны ми правами. В 46 г. до н. э. в битве при Фарсале (Греция) он разбил Помпея - своего главного соперника. А в 45 г. до н. э. в Испании, при Мунде, сокрушил последних явных политических противников - сыновей Помпея, Гнея младшего и Секста. Одновременно Цезарь сумел вступить в союз с египетской царицей Клеопатрой, фактически подчинив её огромную страну власти .

Однако в 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит группой заговорщиков-республиканцев, во главе которых стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Гражданские войны в республике продолжились. Теперь главными их участниками стали ближайшие сподвижники Цезаря - Марк Антоний и Гай Октавиан. Сначала они вместе уничтожили убийц Цезаря, а уже позднее вступили в борьбу друг с другом. Антония в ходе этого последнего этапа гражданских войн в Риме поддерживала египетская царица Клеопатра. Однако в 31 г. до н. э. в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен кораблями Октавиана. Царица Египта и её союзник покончили жизнь самоубийством, а Октавиан, окончательно к Римской республике, стал неограниченным правителем гигантской державы, объединившей под своей властью почти всё Средиземноморье.

Октавиан, в 27 г. до н. э. принявший имя Август «благословенный», считается первым императором Римской империи, хотя сам этот титул в то время означал лишь верховного главнокомандующего, одержавшего значительную победу. Официально никто не отменял Римскую республику, и Август предпочитал именоваться принцепсом, т. е. первым среди сенаторов. И всё же при преемниках Октавиана республика стала всё больше и больше приобретать черты монархии, более близкой по своей организации к восточным деспоти-ческим государствам.

Своего наивысшего внешнеполитического могущества империя достигла при императоре Траяне, который в 117 г. н. э. завоевал часть земель самого сильного сильного противника Рима на востоке - Парфянской державы. Однако после смерти Траяна парфяне сумели вернуть захваченные территории и вскоре перешли в наступление. Уже при преемнике Траяна, императоре Адриане, империя была вынуждена прейти к оборонительной тактике, сооружая мощные защитные валы на своих границах.

Не только парфяне беспокоили Римскую державу; всё более частыми стали набеги варварских племён с севера и востока, в сражениях с которыми римская армия нередко терпела чувствительные поражения. Позже римские императоры даже разрешали отдельным группам варваров селиться на территории империи при условии, что они будут охранять границы от других враждебных племён.

В 284 г. римский император Диоклетиан произвёл важную реформу окончательно преобразовавшую бывшую Римскую республику в имперское государство. Отныне даже император стал именоваться по-другому - «доминус» («господин»), а при дворе вводился сложный ритуал, заимствованный у восточных владык Одновременно империя разделилась на две части - Восточную и Западную, во главе каждой из которых вставал особый правитель, получавший титул Августа. Ему помогал заместитель, называвшийся цезарем. Через некоторое время Август должен был передавать власть Цезарю, а сам удалиться в отставку. Эта более гибкая система, наряду с усовершенствованием управления провинциями, привела к тому, что это великое государство просуществовало ещё 200 лет.

В IV в. господствующей религией в империи стало христианство, что также способствовало упрочению внутреннего единства державы. С 394 г. христианство уже единственная разрешённая религия в империи. Однако если Восточная Римская империя оставалась достаточно прочным государством, то Западная слабела под ударами варваров. Несколько раз (410 и 455 гг.) варварские племена захватывали и разоряли Рим, а в 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии.

И хотя Восточная Римская империя сохранилась как единая страна, а в 553 г. даже присоединила всю территорию Италии, всё же это было уже совершенно другое государство. Не случайно историки предпочитают называть его и рассматривают его судьбу отдельно от истории Древнего Рима .

Общее. Античностью или античной цивилизацией называют период истории с XII в. до н.э. по 476 г. н.э. В основном под античной цивилизацией понимаются Древняя Греция и Рим. Особенностью античной цивилизации было широчайшее применение рабского труда, что создавало условия для развития науки, искусства и общественной жизни, зато тормозило развитие технических приспособлений и устройств. Дешевая рабочая сила рабов заменяла большинство механизмов и провоцировала застой в технике. Фактически только одна отрасль развивалась и совершенствовалась – военная техника. В течение все античной цивилизации война была непременным явлением жизни античного общества. Войны велись постоянно: ради захвата добычи, новых территорий, а главное – рабов, основы производства Древней Греции и Древнего Рима.

Древняя Греция стала преемницей ранних культур, поэтому многое из технических достижений и изобретений было заимствованно из Египта, Малой Азии. Античная цивилизация существовала в условиях классического рабства, когда раб был основным работником, превращенным в говорящее орудие труда.

Набор машин античности ограничен: водоподъемные механизмы; деревянное водоподъемное колесо, которое вращается с помощью рабов; водоотливное приспособление с «архимедовым винтом», вращаемое рабом. Подъемные машины триспасты применялись в строительстве. Античная цивилизация знала водяную мельницу, но она не получила распространения. Основой античной «энергетики» являлась мускульная сила рабов и тягловая сила животных, с их использованием приводилась в действие механизация Древней Греции и Рима: жернова мельниц и масличных прессов, водоподъемные колеса, колеса для подъема тяжестей и т.д. Исключение составляли военные машины.

Рабский труд и незаинтересованность подневольных работников в результатах труда препятствовали внедрению новых технологий. В таких условиях возможность применения совершенных орудий труда и достижений в области агрономических наук исключалась.

Некоторый прогресс происходил там, где нельзя было применить рабов или возникала потребность в более качественных технологиях. Среди примеров: изобретение и использование муфельных печей, стрижку овец, гончарные горны, обрушение породы и подъемные ручные вороты в горном деле и т.д.

Определенный прогресс отмечается в области литья из меди, бронзы и медных сплавов. При отливке больших статуй был изобретен способ полого литья по восковым моделям. Среди примечательных достижений античности – статуя бога Гелиоса на острове Родос, «Колосс Родосский» III в. до н.э., вошедшая в список семи чудес света. Его высота достигала около 35-38 м.

Античные мастера смогли разработать и на практике применить множество новаций, обоснованных и вычисленных с помощью научных познаний. Для примера достаточно вспомнить сооружения из списка семи чудес света: Александрийский маяк, храм Артемиды в городе Эфес. А водопровод на острове Самос проходил через горный массив, вода текла по километровому искусственному тоннелю, прорубленному сквозь толщу скалы.

Греки создали основные принципы классической архитектуры. Это создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), как особой организации соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Римляне предпочитали коринфский, тосканский и композитный ордера. Другими достижениями греков было формирование архитектурных стилей, строительство сооружений без связующего материала, новые виды общественных зданий – театр, стадион, ипподром, библиотека, гимнасий, маяк и т.д. Новым словом в градостроительстве было использование регулярной планировки (шахматной), разработанной Гипподамом Милетским.

Ордерная система позволяла придать особую выразительность различным элементам здания. Так сложился единый общегреческий тип храмового здания в форме прямоугольной постройки, со всех сторон обнесенной колоннами. Примером дорической постройки был храм Аполлона в Коринфе, а ионической – храм Артемиды в Эфесе. Знаменитый афинский Парфенон сочетал дорический и ионический стили.

Оригинальным зданием был Александрийский маяк на о. Фарос. Он представлял собой трехступенчатую башню высотой 120 м, внутри которой был спиральный пандус, по которому наверх завозили на ослах горючие материалы. На вершине находился фонарь, где с наступлением темноты разжигался огонь.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Основные римские новшества в строительном деле: широкое применение бетона, обожженного кирпича, известкового раствора и сводчатых перекрытий. Вершиной камнетесного дела было сооружение арки и полуциркульного свода из клинчатых каменных блоков, уложенных насухо. В III в. до н.э. в строительной технике римлян было сделано важное открытие – применение пуццоланового раствора, изготовлявшегося из измельченной породы вулканического происхождения. На этом растворе изготовлялся римский бетон. Римляне научились использовать опалубку и строить бетонные сооружения, а в качестве наполнителя использовать щебень. Во II в. н.э. в Риме был построен Пантеон, «Храм всех богов», с литым бетонным куполом диаметром 43 м, он считался самым крупным в мире. Это сооружение стало образцом для архитекторов Нового времени.

Римляне заимствовали многие достижения у своих предшественников-этрусков. Этруски считались отличными металлургами, строителями, мореходами. В число таких приобретений вошли основные виды сооружений, создавших славу римским строителям. Римляне развили идеи этрусков и достигли в них максимальных успехов. Это акведуки и дороги, клоаки и триумфальные арки, форумы и амфитеатры, ирригация болотистой местности, каноны в архитектуре и скульптурном портрете.

Главенствующий принцип целесообразности, практичность и утилитарность отчетливо проявлялись в римской архитектуре. Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволяли римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. Бурное строительство городов Римского государства, мощный приток и скопление населения в них, густая застройка улиц – все это вынудило городские власти ввести новые принципы градостроительства и позаботиться об элементарных удобствах и развлечениях обитателей Рима. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы, которые могли достигать высотой 3-6 и даже 8 этажей.

Для обеспечения водой Рима было построено 11 акведуков-водопроводов, длина некоторых из них достигала 70 км. Ряд арок давал возможность строить многоярусные аркады, внутри которых находились трубы, подающие воду в город. Одним из наиболее оригинальных творений римлян в области общественных зданий были термы – римские бани, которыми пользовались не только с целью гигиены, но и для отдыха, общения. Особенностью терм были керамические трубы для обогревания стен и полов.

Римляне широко использовали цемент и бетон. Из бетона был сооружен фундамент Колизея, крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги. Колизей стал одним из самых грандиозных сооружений. Здание, предназначенное для гладиаторских боев и травли животных, представляло собой эллипс окружностью 524 м. Стены Колизея имела высоту 50 м и состояли из трех ярусов.

Римские дороги вызывали восхищение у современников и последующих поколений. При их строительстве применялся бетон в сочетании с многоуровневой структурой дорожного полотна. Кроме дорог римляне знамениты своими мостами, среди которых выделяется мост через Дунай, построенный Аполлодором. Знаменитым ученым и инженером римского времени был Витрувий, I в. до н.э. Он написал «Десять книг об архитектуре» ‑ труд о строительстве и различных машинах; в этом труде содержится первое описание водяной мельницы.

Среди технических изобретений Древней Греции можно назвать новшества, которые либо опережали свое время, либо не несли практического значения в условиях рабовладения. Хотя многие из них применяются до сих пор. Такими изобретениями были автоматы Герона Александрийского. Разработанные им модели использовали силу водяного пара или сжатого воздуха. Аэропил (геронов паровой шар) является прототипом современной паровой машины. Использовать это изобретение в античной цивилизации было невозможно, поэтому и оно и многие аналогичные оставались просто игрушками. Некоторые творения Герона оказались применимы, например, автомат для продажи товаров, полезным изобретением Герона стал годометр (измеритель пути).

Ремесло и наука состоят в тесной связи, что заметно в появлении прибора, отмеряющего время. В античности были распространены солнечные часы, водяные, песочные. Античные мастера научились делать дорожные солнечные часы, а водяные получили приспособление для выполнения роли будильника.

Достижения Архимеда связаны с нуждами практики. Они использовались в машинной технике того времени, при создании блоков и лебедок, зубчатых передач, ирригационных и военных машин. Архимедом сделаны многочисленные изобретения: архимедов винт - устройство для подъема воды на более высокий уровень; различные системы рычагов, блоков и винтов для поднятия тяжестей.

Техника для войны . Древний мир немыслим без войны. Для ведения войны требовались все более сложные машины. Если говорить о прогрессе технике, то речь пойдет об артиллерии. Среди авторов древней артиллерии наиболее важными являются механики Филон и Герон.

Военными машинами, устроенными по типу лука, были самострелы (аналог арбалета), которые назывались гастрафет. На этой основе были созданы первые образцы более крупных метательных машин ‑ катапульты. Они носят различные названия: оксибел (орудие для метания стрел или катапульта) или литобол (орудие для метания каменных ядер или баллиста). Еще более совершенные орудия были придуманы Филоном: халкотон, в котором для натягивания лука использовалась упругость кованых бронзовых пружин; полибол, основанный на использовании упругости при кручении, мог перезаряжаться сам.

Кроме метательных машин, военная техника включала разнообразные приспособления для штурма городов и разрушения крепостных укреплений: осадные башни, тараны, буравы, подвижные галереи, механизированные штурмовые лестницы, подъемные мосты. Для осады крепостей греческий механик Деметрий Полиоркет изобрел большое количество осадных сооружений. Среди них были укрытия от метательных снарядов – черепахи для земляных работ, черепахи с таранами. Значительным сооружением была гелепола – движущаяся башня пирамидальной формы высотой до 35 м на восьми больших колесах.

Греки были морской цивилизацией, главенство их на море обычно связывают с изобретением нового типа боевого корабля – триеры. Большая скорость и маневренность позволяли триере эффективно использовать свое главное оружие – таран, который пробивал днище кораблей противника. Триера позволила грекам завоевать господство на Средиземном море и овладеть морской торговлей. Появление баллисты изменило тактику не только сухопутных битв, но и морских. Если раньше главным оружием триеры был таран, то теперь стали строить корабли с башнями, на которые устанавливали баллисты.

Военным изобретением иного характера стала македонская фаланга. Начиная с отца Александра Македонского, его воины имели длинные копья (до 6 м) и строились плотными рядами, создавая частокол стальных наконечников. Новое построение и тактика привели к великим завоеваниям македонских царей, а с точки зрения истории – к началу новой эпохи эллинизма.

Новый центр античной цивилизации, Древний Рим, начал активную военную экспансию, постоянно модернизируя оружие, тактику, военные приспособления. В итоге, римляне создали лучшую армию Древнего Мира, что породило волну завоеваний и появление «Римского мира» или Римской империи.

Итого:

В этот период появилось много важных изобретений и открытий, которые применялись в строительстве, мореходстве и быту. Они не носили революционного характера, однако способствовали постепенному развитию материальной и технической мысли человечества. Основные технические достижения античности были сосредоточены на орудиях войны, но и в мирных целях, особенно в сельском хозяйстве было сделано немало открытий.

Достижения античной материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья и последующие периоды.

Изобретения Древного Рима:

2. Арка, точнее говоря, замковый камень, который позволяет арке не осыпаться вниз.

3. Освещаемые туннели. Римляне прорубали в горах туннели, чтобы не делать кружных путей, причем, порой туннели довольно длинные – под Неаполем был туннель длиной 1300 метров.. И были специальные люди, оплачиваемые из казны, которые заправляли в лампы казенное масло и следили за тем, чтобы в туннеле круглосуточно был свет.

4. Батальонный (манипулярный) принцип построения армии. Применялся и применяется по сей день, за исключением ракетных войск.

5. Пешеходная зебра. Пешеходы переходили через дорогу по длинным камням, а дождевые потоки текли – между камней. Колеса телег тоже ехали между.

6. Центральное отопление. Оно использовалось в общественных банях для нагрева воды, стен и пола. Подогрев шел с помощью горячего воздуха, который поступал по глиняным трубам-воздухопроводам.

7. Дороги в современном понимании этого слова (с подушкой и твердым покрытием) Справка: Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала ХХ века. Дроги действительно делались на века. Сначала роется траншея глубиной примерно метр – метр десять. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои – крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка… «Слоеный пирог» заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие – каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. Н По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населенных пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. Сердцевина империи, на которую приходили поглядеть досужие древние туристы. Любопытная деталь: вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник (artemisia absinthium) – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.

8. Рыбный соус. Его делали из внутренностей чуть протухшей рыбы, смешивая их со специями.

9. Соломенная шляпа (похожая на сомбреро, но без загнутых полей)

10. Капюшон. В знак траура на голову накидывалась часть тоги, которая обычно лежала на спине. Получался не ярко выраженный капюшон, который потом эволюционировал до отдельного причиндала.

11. Трансформируемая арена (аналогичные теперь используются в цирке и театре). Римская арена была сложным техническим сооружением – ее могли заливать водой, чтобы устраивать морские бои. Арена Колищзея обладала скрытыми ходами и лифтами для подъема животных прфймо в центр арены.

12. Складные столики и стулья (у римлян они были деревянные и бронзовые)