Свое начало бидермейер, как стиль, получил в Германии, в самом начале XIX века (чуть ниже немного подробнее рассмотрим его исторический подтекст). И стоит сказать, что он как нельзя лучше передает мировоззрение буржуазии того времени. В этом стилевом направлении отражается стремление к спокойной и комфортной жизни, чему явно способствует домашняя и очень уютная обстановка. Многие дизайнеры называют стиль бидермейер в интерьере смесью ампира и романтизма, и это действительно так, просмотрев фото дизайнов помещений, понимаешь, откуда идут его истоки.

Слово «Bieder» в переводе с немецкого языка означает «простодушный или обывательский».

Характерные черты и особенности стиля

Здесь очень важно, чтобы все было не только функционально, но и красиво. К главным характеристикам стиля относятся:

  1. Светлое и очень просторное помещение.
  2. В середине комнаты должна находиться мебель, а все пустые углы заполняют предметами интерьера, которые должны быть не только практичными, но и украшать комнату.
  3. Преобладающие цвета: глубокий багровый, насыщенный коричневый и теплые оттенки желтого.
  4. Мебель сделана из светлых пород древесины, с плавными линиями.
  5. Большое количество декоративных вещичек, которые должны создавать уют и теплую атмосферу в комнате.

История стиля

Бидермейер, он же бидермайер, а на немецком «biedermeier» является художественным немецким стилем, который встречается также в архитектуре и дизайне помещений, был особенно востребован в 1815-1848 годах. Свое название направление получило благодаря псевдониму немецкого поэта Людвига Айхродта – «Готлиба Бидермейера». А в переводе данный псевдоним означает «простодушный господин Майер».

Известно, что данный стиль является выходцем романтизма и ампира. Для этого направления очень важно четко обыграть интерьерную композицию до мелочей, всегда выбиралась добротная мебель на века. Стиль преследовал качество, добротность, долговечность всех используемых в домашних помещениях предметов, в частности именно мебели. И если форма мебели была простоватой, то обивка всегда вызывала бурю эмоций, ведь это всегда были сочные тона с витиеватыми принтами.




  • Раньше особенно трепетно относились к выбору комодов и шкафов.
  • Приветствовалась многофункциональная, трансформирующаяся мебель.
  • Помещения всегда были светлыми.
  • Ценился простор в домашних помещениях.
  • Раньше строго следовали правилу — узор на шторах должен соответствовать обивке на диванах.
  • В начале XX века к стилю относились негативно, называли «мещанским и пошлым».
  • В России мода на данный стиль пришлась на Пушкинские времена.


Цветовая гамма

Приветствуется вся светлая гамма: белые цвета с разными подтонами (теплыми или холодными), светло-серая палитра, голубой, светлые оттенки желтого и зеленого, в частности фисташковый цвет. Из более ярких тонов для обивки мебели приветствуется цвет бургунди, бордо, малиновый, терракотовый, фиолетовый. Мебель чаще всего лаковая, коричневая.




Отделка помещения

Материалы для отделки могут быть самые обычные: интерьерные краски, обои и различные штукатурные смеси.

Стены

Главное, чтобы стены были однотонными, можно даже без узоров и аппликаций. Ровные и гладкие стены смотрятся просто, но при этом стильно. Цвет должен быть выполнен в теплых оттенках. Для гостиной или спальни больше подойдут обои, для прихожей и коридора – штукатурка, а стены на кухне можно просто покрасить. К слову раньше использовали тисненные полосатые обои, и они актуальны по сей день.

Пол

Лучшим вариантом для напольного покрытия считается паркет. Но из-за его дороговизны и небольшой износостойкости его можно заменить более современным материалом. Можно уложить ламинат или изысканную плитку. Главным условием является то, чтобы эти материалы своим видом создавали имитацию дерева.


Потолок

При оформлении потолка необходимо также придерживаться правила ровных и гладких поверхностей. Потолок окрашивают в белые и светлые тона. Для украшения и оживления интерьера можно приклеить неброский карниз или создать лепнину. Еще одним вариантом отделки потолочной поверхности является натяжной потолок. Этот современный вид потолочного покрытия очень хорошо подойдет к данной стилистике из-за гладкой текстуры и однотонности цвета. Только выбирать нужно светлые тона.



Подходящий декор

Много аксессуаров в этом стиле не используют. Стены украшают картинами небольших размеров, а также деревянными рамками с семейными фотографиями. Необходимо чтобы рамки для фотографий были такого же цвета, что и мебель.

Чтобы украсить интерьер и создать недостающую гармонию, комнату наполняют живыми растениями, цветочные горшки могут быть размещены везде, на подоконниках, на специальных подставках, а также подвешены на стенах. Столы украшают вазами со свежесрезанными цветами. Также здесь будут хорошо смотреться свечи в высоких канделябрах, и небольшие деревянные шкатулки.


Текстиль

При помощи текстиля создается уют домашнего очага. Главным атрибутом является ковер, и к нему есть несколько требований. Прежде всего, он должен быть с длинным ворсом, очень мягким и небольшого размера. Его укладывают в середину, он не должен застилать весь пол, а только центр комнаты, остальной пол должен быть открытым. Бархатные или муслиновые шторы с кисточками – это главный момент в оформлении окон. Именно они создают романтизм и некую сентиментальность в обстановке. Для декорирования комнат также применяют скатерти и различные салфетки, покрывала. В спальне над кроватью размещают .


Актуальная мебель

В этом стиле приветствуется мебель-трансформер (раздвижные и раскладные столы, трюмо с откидными верхними крышками и другое). Комоды, шкафы, этажерки, различные полочки и столы должны быть изготовлены из натурального дерева. На первое место выходит не отделка, а практичность, прочность и красота самого дерева, из которого изготовлена мебель. Диваны и кресла низкие и уютные, с широкими подлокотниками и комфортными спинками. Обивка на мебели с мелкими, романтическими узорами или фигурками птичек и цветов. Пуфики и скамейки для ног, выполнены в том же стиле. Очень хорошо и стильно смотрится осовремененное кресло-качалка.


Освещение

Свет здесь играет важную роль, его должно быть не просто много, а очень много, поэтому окна в таких помещениях большие, а осветительных приборов впечатляющее количество. Среди которых можно выделить классические люстры с лампочками, имитирующими свечи, настенные бра в элегантном исполнении, торшеры возле диванов или кресел, а также точечные светильники на потолке. Раньше дома были переполнены канделябрами со свечами, и стоит сказать в современном жилище они тоже не будут лишними.

Для ценителей комфорта и традиционных ценностей прекрасным выбором оформления интерьера станет стиль бидермейер . Главными критериями каждого предмета в оформлении становятся функциональность и удобство. Стиль бидермейер в интерьере – это стиль для жизни. Мебель, которую изготавливают исключительно из качественных материалов, прослужит долгие-долгие годы, в бидермейере она «свободна» от излишней вычурности и декора. Мебель отличают респектабельность, плавность линий, эргономичность.

Особой популярностью стиль бидермейер пользовался в прошлом веке в период между двумя мировыми войнами в Австрии и Германии.

Название стиля – biedermeier – в буквальном смысле переводится как обывательский. Надежный, особенно уютный, несколько романтичный он становится ответом на извечные поиски тяготившего к комфорту человека, явился воплощением классической мечты обычного человека о своем собственном уютном уголке. Сейчас многие отели отдают предпочтение стилю бидермейер при оформлении номеров, потому что он вызывает ощущения нахождения в окружении домашнего уюта. Сейчас стиль бидермейер находит новую жизнь в оформлении современных интерьеров, потому что удовлетворяет практичным требованиям новой эпохи.

Стиль бидермейер в интерьере и его особенности

Оформленный в стиле бидермейер интерьер по праву заслуживает звания универсального. В нем можно отыскать проявления многих стилей – это и классицизм, и кантри, и ампир, и минимализм, и многие другие. Хотя, по своей природе, он является миксом романтизма и ампира.

Отличительные особенности бидермейера:

  • - бидермейер предполагает использование при оформлении помещения предметов, которые в случае возникновения такой необходимости можно без труда трансформировать – это раздвижные столы, бюро с откидной полкой, разнообразные раскладные столики с массой ящиков и ящичков;
  • - особое место в интерьере занимают шкафы и комоды из натурального дерева, потому что красота этих предметов содержится именно в практичности и привлекательности самого материала, а не в художественной отделке;
  • - некоторая простота форм мебели в стиле бидермейер восполняется очень приятными для взгляда «романтическими» расцветками и узорами обоев, ковров, обивки, штор – фруктами и цветами, орнаментами, птицами;
  • - широкое использование в качестве декора романтических натюрмортов, вышивок, портретов и пейзажей, фарфора и вычурной посуды, бра и настольных ламп, стилизованных под старину часов, пледов, диванных подушек, удобных пуфов.

Мебель стиля бидермейер в интерьере , прежде всего, представлена столами, шкафами и комодами из натуральной древесины. Отличным выбором станет мебель из ясеня, клена, карельской березы, груши, черешни. Если вы являетесь счастливым обладателем семейного старинного фарфора, то шкаф с этим «богатством» непременно нужно сделать самым заметным предметом оформления. Для отдыха отлично подойдут комфортные мягкие стулья и низкие кресла с удобными широкими подлокотниками. Отличным дополнением к диванам станут невысокие пуфики и скамейки для ног. Кроме того, интерьер можно дополнить изящными секретерами с множеством полочек, ящиков и «тайных» мест, этажерками, креслом-качалкой.

Одним из важных элементов оформления стиля бидермейер в интерьере является камин.

При оформлении интерьера в стиле бидермейер предпочтение лучше всего отдать теплым оттенкам – кремовому, сливочному, коричневому, неброским голубому и розовому. Обои лучше всего выбрать однотонные или в тоненькую полоску, как вариант – простенький растительный орнамент. Ковры и занавески тоже желательно выбрать однотонные, которые будут хорошо сочетаться с общей цветовой гаммой всего помещения. Оригинально и очень интересно будет смотреться комната, оформленная с помощью ткани с шотландской клеткой. Для кухонь и столовых в бидермейере подойдут занавески, мебельная обивка и скатерти из легкого ситца с растительным узором. Предпочтение лучше отдать занавескам из органзы или муслина, а портьерам – из бархата, декорированного кистями.


Украсить стены можно используя старинные гравюры, акварели или декоративные тарелки. Великолепно впишутся в общий стиль портреты и семейные фотографии в деревянных рамочках. Неплохим дополнением к столикам станут статуэтки, изящные вазы и шкатулки. Интерьер в стиле бидермейер великолепно дополнят скатерти ручной вышивки и кружевные салфетки.

Самым главным и бесспорным достоинством стиля являются его полная «идеологическая» независимость и комфорт. Стиль бидермейер в интерьере наиболее приближен к человеческим потребностям. Он великолепно подойдет для зрелых людей с достатком и для всех склонных к постоянству и консерватизму. Этот интерьер оказывает благоприятное воздействие на психику, расслабляет и делает отдых приятным и полноценным.


Стиль бидермейер имеет немецкое происхождение. Распространяться он стал по Европе (особенно по Германии и Австрии) в начале XIX в. В интерьере немецких и австрийских домов новый стиль прочные позиции занимал вплоть до демократических революций, произошедших в 1848 г.

Бидермейер можно оценить как стиль, практически полностью соответствующий мировоззрению буржуазии. В этом стиле отражалось стремление представителей среднего класса, уставших от войн Наполеона, к спокойной и размеренной жизни.

Происхождение стиля

Немецкое слово «bieder» обозначает обывательский или простодушный. «Бидермайер» раньше переводили с сатирическим подтекстом в двух вариациях – «бравый солдат Майер» или «простодушный господин Майер». Такое ироничное название стиль получил от псевдонима известного немецкого поэта Людвига Айхрода, подписывался он как «Готлиб Бидермейер».

Айхрод писал пародии на стихи школьного учителя Заутера. Последний был поклонником и носителем мещанских вкусов, писал стихи, прославляющие радости проживания на земле, и был вполне счастлив, хотя и жил в стесненных условиях. Относительно к стилю в искусстве и интерьере термин «бидермейер» был впервые применен лишь в 1894 г.


Название стиля с наибольшей достоверностью выражает его суть. Стиль бидермейер отличается одной главной особенностью – в интерьере обязательно должно соблюдаться удобство и домашний уют.

Бидермейер вышел из образцов известных дворцовых стилей, таких как ампир и классицизм. Сохраняя те же мотивы и формы, бидермейер сделал их более мягкими, сглаженными, то есть больше приблизил обстановку к домашней и комфортной для домочадцев.

Бидермейер в интерьере иногда дизайнеры называют смесью романтизма и ампира. Несмотря на то, что изначально новый стиль полюбился только мещанским обществом, со временем он смог и проникнуть в дворцовые интерьеры, делая их более теплыми и мягкими.


Дом в стиле бидермейер

Бидермейер как стиль оценен с положительной стороны и последующими поколениями. Именно с приходом этого направления в жилом интерьере на первое место вышли удобство, простота и комфорт. Можно сказать, что это первый европейский стиль, главным для которого считалась не театральность роскоши, а соответствие обычной жизни.

Главные критерии выбора какой-либо вещи для стиля бидермейер – доброкачественность, практичность и целесообразность в интерьере. Бидермейер прославляет семейные ценности, простой домашний уют без показного богатства.


Стиль бидермейер отличается особой выдержанностью всех пропорций, всегда производит впечатление целостности. В оформленном в соответствии с этим направлением жилище всегда спокойно, уютно и нет вычурности. Комнаты обязательно должны быть светлыми, обычных геометрических форм.

Стены оклеивают цветочными или полосатыми обоями светлых оттенков, допускается их разделение архитектурными элементами. Потолки обычно сводчатые, проемы окон достаточно глубокие и украшены парящими занавесками из муслина. В одном из углов общей комнаты обязательно монтируется в круглой стенной нише белая печь с изящными формами. На стенах развешивают различные гравюры, неяркие акварели и миниатюры.


Стиль бидермейер принес в буржуазную среду такое понятие, как «чистая комната», то есть помещение для приема любых гостей, что позволяет подражать богатым салонам аристократов. Эту комнату рекомендовалось обставлять с особой заботой, так как именно по ее обстановке гости могли судить о благосостоянии хозяев.

Традиционным атрибутом в «чистой комнате» считались стеклянные серванты небольших размеров. На их полках расставляли коллекции дорогого фарфора и разнообразные модные безделушки. В интерьере обязательно должны присутствовать сентиментальные украшения и сувениры, вышивки и музыкальные настенные или напольные часы. В выбранной живописи соблюдаются бытовые сценки с тонко и четко прорисованными деталями.


Мебель, подобранная для стиля бидермейер, прежде всего, должна выполнять практичные цели и только после этого служить в качестве украшения комнаты. Широко применялась в мебели техника фанерования. Бидермейер часто именовали эпохой светлых пород дерева – для столов, стульев, диванов выбирали ясень березу, сосну, вишню, клен и грушу.

Мастера-краснодеревщики в XIX в. умели тонко подчеркнуть естественную красоту используемого дерева и декоративные элементы практически не применяли. Этому времени больше свойственна популярность свободной от определенных архитектурных форм мебели, что широко используется и в наши дни.


Мебель эпохи бидермейера легко можно отличить по нескольким признакам. Плавно выгнутые спинки и подлокотники диванов и кресел, точеные и гнутые ножки. Подлокотники, спинки и ножки часто оформляли в виде фигур грифонов, лебедей, широко использовались растительные орнаменты./

Обивку предпочитали изготавливать из цветного ситца или полосатого репса. Облицовочные ткани на креслах, диванах часто фиксировались при помощи гвоздиков с разноцветными фарфоровыми шляпками.


Кровати предпочитали выбирать простыми по конструкции, ножные и головные щиты должны были быть одинаковыми по высоте. Приветствовались гладкость дерева и отсутствие украшений. Балдахины, широко популярные до этого стиля, постепенно практически исчезли из оформления спален.

Стиль бидермейер предусматривает наличие в доме больших, круглых столов с разнообразными по форме опорными ножками. Интерьер стиля обязательно должны дополнять угловые шкафчики, витрины, трюмо, этажерки под книги и цветы, компактные клавесины. Желательно присутствие комнатных растений в цветочных вазах и горшках, их устанавливают на подставках и этажерках.

Декоративное оформление стиля бидермейер обязательно завершают яркие цветастые покрывала и скатерти на столах, драпированные шторы, различные накидки с вышивкой.

Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) - художественный стиль, распространённый в 1815-1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».

Стиль

Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, поэтому его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». В Бидермейере отразились представления «бюргерской», «мещанской» среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Мода, искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Во всех направлениях Бидермейер исполнен вниманием к мелочам, любовью к материальности, повседневности, маленькими радостями быта. Бидермейер - искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека.

Наиболее широкое распространение стиль бидермейер получил в Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Чехии, Хорватии, Польше и Англии. Коснулся он и России, однако выражен был не столь значительно, и пришёлся на период правления Николая I - читающие и сентиментальные пушкинские времена. Поэтическая атмосфера, царившая тогда в Российской Империи, особенно в Петербурге, определила черты русского бидермейера: мода на столы с ящиками и тайниками, секретеры - столь свойственные бидермейеру. В европейских странах стиль прекрасно ужился с другими национальными, так в Великобритании основывается «Викторианский стиль», в России «Николаевский ампир», «Романтизм» во Франции и т.д.

Хронологические рамки стиля укладываются в годы между окончанием наполеоновских войн (1815) и так называемым «домартовским» периодом (до революции в марте 1848 года).