Как и в прошлом году, в 2017 предусмотрено два «потока» проведения единого госэкзамена – досрочный период (он проходит в середине весны) и основной, традиционно стартующий в конце учебного года, последних числах мая. В официальном проекте расписания ЕГЭ «прописаны» все даты для сдачи экзаменов по всем предметам в оба этих периода – включая дополнительные резервные дни, предусмотренные для тех, кто по уважительной причине (болезнь, совпадение дат экзаменов и т.д.) не смог сдать ЕГЭ в обозначенные сроки.

Расписание досрочного периода сдачи ЕГЭ – 2017

В 2017 году досрочная «волна» единого госэкзамена стартует раньше обычного. Если в прошлом году пик весеннего экзаменационного периода приходился на последнюю неделю марта, то в этом сезоне период весенних каникул будет свободен от ЕГЭ.


Основные сроки досрочного периода – с 14 до 24 марта . Таким образом, к началу весенних школьных каникул многие «досрочники» уже успеют пройти испытания. И это может оказаться удобным: среди выпускников, имеющих право сдавать ЕГЭ в досрочную волну – ребята, которым в мае предстоит участвовать в российских или международных соревнованиях и конкурсах, и в весенние каникулы они часто уезжают на спортивные сборы, профильные смены в лагеря и т.д. Сдвиг экзаменов на более ранние сроки позволит им использовать последние «на полную катушку».


Дополнительные (резервные) дни досрочного периода ЕГЭ-2017 будут проходить с 3 по 7 апреля . При этом писать экзамены в резервные сроки, вероятно, придется многим: если в расписании прошлого года в один и тот же день сдавалось не более двух предметов, то в 2017 году большинство экзаменов по выбору сгруппированы «по тройкам».


Отдельные дни выделены только для трех предметов: обязательного для выпускников и всех будущих абитуриентов экзамена по русскому языку, а также математики и устной части экзамена по иностранным языкам. При этом «говорение» в этом году «досрочники» будут сдавать раньше письменной части.


Распределить мартовские экзамены по датам планируется следующим образом:



  • 14 марта (вторник) – экзамен по математике (как базовый, так и профильный уровень);


  • 16 марта (четверг) – химия, история, информатика;


  • 18 марта (суббота) – ЕГЭ по иностранным языкам (устная часть экзамена);


  • 20 марта (понедельник) – экзамен по русскому языку;


  • 22 марта (среда) – биология, физика, иностранные языки (письменный экзамен);


  • 24 марта (пятница) – ЕГЭ , литературе и обществознанию.

Между основными и резервными днями досрочного периода предусмотрена девятидневная пауза. Все дополнительные испытания для «резервистов» будут проходить в три дня:



  • 3 апреля (понедельник) – химия, литература, информатика, иностранный (говорение);


  • 5 апреля (среда) – иностранный (письменно), география, физика, биология, обществознание;


  • 7 апреля (пятница) – русский язык, базовая и .

Как правило, основная масса сдающих ЕГЭ досрочно – это выпускники прошлых лет, а также выпускники средних специальных учебных заведений (в колледжах и профессиональных лицеях программу средней школы обычно «проходят» в первый же год обучения). Кроме того, «отстреляться» с экзаменами пораньше могут выпускники школ, которые во время основного периода сдачи ЕГЭ будут отсутствовать по уважительным причинам (например, участвовать в российских или международных соревнованиях или лечиться в санатории) или намерены продолжать образование за границами России.


Выпускники 2017 года также могут по собственному желанию выбрать срок сдачи экзаменов по тем предметам, программа по которым пройдена полностью. Это актуально в первую очередь для тех, кто планирует – школьный курс по этому предмету читается до 10 класса, а досрочная сдача одного из экзаменов может снизить напряженность во время основного периода ЕГЭ.

Расписание основного периода сдачи ЕГЭ – 2017

Основной период сдачи ЕГЭ в 2017 году стартует 26 мая , и к 16 июня большинство выпускников уже завершат экзаменационную эпопею. Для тех, кто не смог сдать ЕГЭ вовремя по уважительной причине или же выбрал совпадающие по срокам сдачи предметы, предусмотрены резервные экзаменационные дни с 19 июня . Как и в прошлом году, последний день периода сдачи ЕГЭ станет «единым резервным» – 30 июня можно будет сдать экзамен по любому предмету.


При этом расписание экзаменов основного периода ЕГЭ-2017 в сравнении с досрочниками гораздо менее плотное, и, вероятно, большинство выпускников смогут избежать «наложения» дат сдачи экзаменов.


Отдельные экзаменационные дни выделены для сдачи обязательных предметов: русского языка, математики базового и профильного уровня (школьники имеют право сдавать как один из этих экзаменов, так и оба сразу, поэтому в расписании основного периода их традиционно разносят на несколько дней).


Как и в прошлом году, отдельный день выделен для самого востребованного экзамена по выбору – обществознания. А для сдачи устной части экзамена по иностранным языкам выделено сразу два отдельных дня. Кроме того, отдельный день выделен для не самого востребованного на ЕГЭ предмета – географии. Возможно, это сделано для того, чтобы разнести в расписании все предметы естественнонаучного профиля, уменьшив число совпадений.


Таким образом, в расписании ЕГЭ остаются две пары и одна «тройка» предметов, экзамены по которым будут сдаваться одновременно:


  • химия, история и информатика;

  • иностранные языки и биология,

  • литература и физика.

Сдача экзаменов должна состояться в следующие даты:



  • 26 мая (пятница) – география,


  • 29 мая (понедельник) – русский язык,


  • 31 мая (среда) – история, химия, информатика и ИКТ,


  • 2 июня (пятница) – профильная математика,


  • 5 июня (понедельник) – обществознание;


  • 7 июня (среда) – ,


  • 9 июня (пятница) – письменный иностранный, биология,


  • 13 июня (вторник) – литература, физика,


  • 15 июня (четверг) и 16 июня (пятница) – иностранный устный.

Таким образом, к выпускным вечерам большинство школьников будет готовиться «с чистой совестью», уже сдав все запланированные экзамены и получив результаты по большинству предметов. Те же, кто проболел основной экзаменационный период, выбрал совпадающие по срокам предметы, получил «неуд» по русскому или математике, был удален с экзамена или во время сдачи ЕГЭ столкнулся с техническими или организационными сложностями (например, нехватка дополнительных бланков или отключение электроэнергии), будут сдавать экзамены в резервные сроки.


Резервные дни распределятся следующим образом:



  • 19 июня (понедельник) – информатика, история, химия и география,


  • 20 июня (вторник) – физика, литература, биология, обществознание, письменный иностранный,


  • 21 июня (среда) – русский язык,


  • 22 июня (четверг) – математика на базовом уровне,


  • 28 июня (среда) – математика на профильном уровне,


  • 29 июня (четверг) – устный иностранный,


  • 30 июня (пятница) – все предметы.

Могут ли быть изменения в графике сдачи ЕГЭ

Проект официального расписания ЕГЭ обычно публикуется в начале учебного года, проходит обсуждение, а окончательное утверждение графика сдачи экзамена происходит весной. Поэтому в расписании ЕГЭ на 2017 год возможны изменения.


Однако, к примеру, в 2016 году проект был утвержден без каких-либо изменений и фактические даты экзаменов полностью совпали с заранее озвученными – и в досрочной, и в основной волне. Так что шансы на то, что расписание 2017 года также будет принято без изменений, достаточно высоки.


Более 700 000 выпускников 11 класса в 2017 году будут сдавать ЕГЭ. Несмотря на весенние деньки, радоваться трудно: даты экзаменов приближаются с угрожающей скоростью. В какие дни уготованы выпускникам самые страшные испытания экзаменационной эпопеи? Когда придётся сдавать обязательные ЕГЭ по математике и русскому языку в 2017 году? Чего следует ждать и к чему готовиться? Предупрежден – значит вооружен! Или на латыни - prei monituse, prei minituse!

Официальный график проведения ЕГЭ в 2017 году

На официальном сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) документа с утверждённым расписанием ЕГЭ в 2017 году ещё не появилось, однако уже стало известно, что сроки проведения госэгзаменов в этом году утверждены Минобрнауки России.

Расписание ЕГЭ в 2017 году

Как и в предыдущем году, в 2017 году экзамены будут проводиться в три этапа: досрочный, основной и дополнительный.
Дата Предмет
Досрочный период
23 марта (чт) география, информатика и ИКТ
27 марта (пт) русский язык
29 марта (ср) история, химия
31 марта (пт) математика Б, П
3 апреля (пн) иностранные языки (устн.)
5 апреля (ср) иностранные языки, биология, физика
7 апреля (пт) обществознание, литература
10 апреля (пт) резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устн.), история
12 апреля (ср) резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
14 апреля (пт) резерв: русский язык, математика (базовая и профильная)
Основной период
29 мая (пн) география, информатика и ИКТ
31 мая (ср) математика (базовая)
2 июня (пт) математика (профильная)
5 июня (пн) обществознание
7 июня (ср) физика, литература
9 июня (пт) русский язык
13 июня (вт) иностранные языки, биология
15 июня (чт) иностранные языки (устн.)
16 июня (пт) иностранные языки (устн.)
19 июня (пн) химия, история
20 июня (вт) резерв: география, информатика и ИКТ
21 июня (ср) резерв: литература, химия, физика, обществознание
22 июня (чт) резерв: биология, история иностранные языки
23 июня (пт) резерв: иностранные языки
28 июня (ср) резерв: математика (базовая и профильная)
29 июня (чт) резерв: русский язык
1 июля (сб) резерв: по всем предметам
Дополнительный период
5 сентября (вт) русский язык
8 сентября (пт) математика (базовая)
16 сентября (сб) резерв: математика (базовая), русский язык
Таким образом, с 23 марта по 14 апреля пройдёт досрочный этап сдачи ЕГЭ, а с 29 мая по 1 июля будет проходить основной этап сдачи экзаменов. Дополнительный этап придётся на период с 5 по 16 сентября. Если сформулировать кратко и схематично, то стандартное расписание ЕГЭ для выпускника будет выглядеть следующим образом:
  • 29 мая – география и информатика и ИКТ;
  • 31 мая – математика базового уровня;
  • 2 июня – математика профильного уровня;
  • 5 июня – обществознание;
  • 7 июня – физика и литература;
  • 9 июня – русский язык;
  • 13 июня – иностранный язык (без говорения) и биология;
  • 15 июня – говорение по иностранному языку;
  • 19 июня – химия и история.
Кстати, по аналогичному графику пройдут ГВЭ для одиннадцатиклассников. Правда, иностранный язык пройдёт в один день – 13 июня. Что касается ЕГЭ по математике профильного уровня, то в рамках ГВЭ он не предусмотрен. На заметку! Девятиклассники также подвергнутся экзаменационным испытаниям. Основной этап проведения ОГЭ для них имеет следующее расписание:
  • 26-27 мая – иностранный язык;
  • 30 мая – русский язык;
  • 1 июня – история, биология, физика, литература;
  • 3 июня – физика, информатика и ИКТ;
  • 6 июня – математика;
  • 8 июня – обществознание, география, химия, информатика и ИКТ.
Отметим, что ГВЭ девятиклассники будут сдавать по аналогичному расписанию.

Обязательные экзамены и дисциплины по выбору

В списке дисциплин, которые нужно сдать во что бы то ни стало, по традиции фигурируют русский язык и математика. Хотя с 2017 года к этим предметам собираются добавить ещё один обязательный предмет. Правда, пока неизвестно, что это за предмет. Есть несколько претендентов на данную роль: иностранный язык, обществознание, физика и история. На сегодня известно, что сдавать нужно всего четыре экзамена: два обязательных и два по выбору. Предметы по выбору выпускник должен определить сам, в зависимости от того, на какую специальность в вузе он планирует поступать. Список экзаменов ЕГЭ по выбору на 2017 год состоит из 12 предметов:
  • литература;
  • история;
  • обществознание;
  • биология;
  • физика;
  • химия;
  • география;
  • информатика и ИКТ;
  • английский;
  • немецкий;
  • французский;
  • испанский.

Время проведения ЕГЭ в 2017 году

Экзамены по всем предметам начнутся, как обычно, в 10 утра по местному времени. Время, отводимое на прохождение экзаменационных испытаний, также осталось без изменений:
  • обществознание - 235 минут;
  • история - 235 минут;
  • русский язык - 210 минут;
  • литература - 235 минут;
  • математика профильного уровня - 235 минут;
  • математика базового уровня – 180 минут;
  • химия - 210 минут;
  • физика – 235 минут;
  • информатика и ИКТ - 235 минут;
  • биология – 180 минут;
  • географии – 180 минут;
  • иностранные языки - 180 минут (плюс 15 минут раздел «Говорение»).
Внимание! Время на сдачу ЕГЭ по биологии увеличилось на 30 минут по сравнению с предыдущим годом. И в 2017 году время проведения экзамена по биологии составит 3 часа 30 минут.

Минимальные баллы на ЕГЭ в 2017 году

Минимальное количество баллов по результатам Единых государственных экзаменов отличается для тех выпускников, которые просто хотят получить аттестат, и для тех, которые планируют поступить в вуз.

Минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вуз

По русскому языку необходимо набрать 36 баллов. Результаты ЕГЭ по профильному уровню математики понадобятся тем, кто намерен поступить в вуз, который в перечень вступительных испытаний выносит предмет «Математика».
  • математика (профильный) – 27 баллов;
  • математика (базовый) – 3 балла (оценка).

Минимальные баллы ЕГЭ для получения аттестата

  • по русскому языку - 24 балла;
  • по математике профильного уровня - 27 баллов;
  • по математике базового уровня - 3 балла (оценка);
  • по физике - 36 баллов;
  • по химии - 36 баллов;
  • по информатике - 40 баллов;
  • по биологии - 36 баллов;
  • по истории - 32 балла;
  • по географии - 37 баллов;
  • по обществознанию - 42 балла;
  • по литературе - 32 балла;
  • по иностранным языкам - 22 балла.

Изменения и новшества в проведении ЕГЭ-2017

Как уже было сказано выше, к двум обязательным предметам для сдачи ЕГЭ планируется добавить ещё один, но какой – неизвестно. Довольно важное изменение, которое коснулось содержания экзаменационных испытаний, заключается в отмене тестовой части сразу у нескольких предметов. Так, отменены тесты не только по русскому языку и математике, но также и по «устным» предметам. Тестовая часть экзамена осталась лишь в ЕГЭ по иностранному языку.
Новшество, которое говорит о совершенствовании ЕГЭ и о его попытке идти в ногу со временем, - сдача ЕГЭ по информатике и ИКТ на компьютере. Для экзаменов по иностранным языкам с 2017 года введена устная часть – «Говорение». Теперь иностранные языки нужно будет сдавать на 15 минут дольше - именно столько длиться устная часть. Помимо иностранных языков, есть идея также ввести устную часть в ЕГЭ по истории, литературе и обществознанию, но пока это лишь в проекте. А в тестовом режиме будет обкатываться устная часть экзамена по русскому языку.Таким образом, в некоторых регионах России экзамен по русскому языку уже в 2017 году будет включать в себя устную часть. Таким образом, кардинальных и неожиданных изменений в ЕГЭ 2017 года не имеется. А те нововведения, которые осуществлены, очевидно направлены на совершенствование системы экзаменационных испытаний. Официальное расписание ЕГЭ на 2017 год уже утверждено и известно. Осталось только хорошо подготовиться и показать достойный уровень знаний! Удачи на экзаменах!

Каждый школьник нашей страны в обязательном порядке сдает единые государственные экзамены, которые демонстрируют уровень знаний, полученный в школе, и становятся основой для дальнейшего развития образования – поступления в ВУЗ. Столь важное мероприятие требует долгой подготовки, а потому каждый школьник стремиться заранее узнать расписание экзаменов ЕГЭ 2017.

Особенности ЕГЭ 2017 года

До 2017 года основной формой проверки знаний были тесты. В 2016 году форма тестовых вопросов признана устаревшей, ведь даже не зная правильного ответа, школьник имел возможность угадать его из предоставленных вариантов. С 2017 года принято решение вернуться к опросной форме сдачи экзаменов, то есть большинство предметов будет сдавать так, как это было принято в «нулевых» — в период до 2009 года. Кроме того, школьник ждет еще целый ряд нововведений. Расскажем о них подробнее.

Во-первых, к двум обязательным экзаменам прибавляется третий – им должна стать история. Правда, название третьего предмета пока твердо не установлено, однако в начале учебного года эти сведения уже будут обнародованы. То есть сдавать придется русский язык, математику и, скорее всего, историю – точнее будет известно к дате ЕГЭ 2017.

Во-вторых, РАО (Российская Академия Образования) настаивает на введении бальной шкалы оценок за сочинение. До сегодняшнего дня сочинение оценивалось лишь по двум критериям – зачет или незачет. Это, по мнению представителей РАО, негативно сказывается на знаниях учеников и дает преимущества тем школьникам, которым попросту лень учить литературу – «зачет» по сочинению получить намного проще, чем пятерку.

В-третьих, на результаты ЕГЭ будут влиять и оценки в аттестате. Чем выше баллы за школьные предметы, тем выше итоговая оценка за госэкзамен.

В-четвертых, если набранные баллы не дотягивают до порогового уровня, школьникам будет предоставлена возможность пересдать ЕГЭ еще дважды. Пойти на пересдачу можно будет и в том случае, если ученика по каким-то причинам не устраивают набранные баллы.

Итак, на ЕГЭ школьникам предстоит сдавать и один по выбору. Сдавать их можно будет несколько раз, пока результат не покажется ученику удовлетворительным.

Даты проведения ЕГЭ в 2017 году

Расписание ЕГЭ в 2017 году состоит из двух частей – досрочной и основной сдачи.

Досрочный период сдачи ЕГЭ

  • география, информатика и ИКТ
  • Русский язык / обязательный предмет
  • история, химия
  • математика / обязательный предмет
  • География, литература
  • иностранные языки (устный экзамен)
  • иностранные языки, биология, физика
  • обществознание, литература

Со следующей недели начинается резервное время для всех экзаменов, входящих в список ЕГЭ

  • резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устн), история
  • резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
  • резерв: русский язык, математика Б, П
  • Иностранный язык, история, обществознание (резерв)
  • Иностранный язык (устно), география, физика, биология (резерв).

Однако воспользоваться правом на досрочную сдачу экзамена спешит далеко не каждый школьник. А потому большинству учеников будет интересен второй раздел расписания ЕГЭ 2017 – основной период.

  • география, информатика и ИКТ
  • математика Б
  • математика П
  • обществознание
  • физика, литература
  • русский язык
  • иностранные языки, биология
  • иностранные языки (устн)
  • иностранные языки (устн)
  • химия, история

Со вторника начинаются резервные дни ЕГЭ.

  • резерв: география, информатика и ИКТ
  • резерв: литература, химия, физика, обществознание
  • резерв: биология, история иностранные языки
  • резерв: иностранные языки
  • резерв: математика Б, математика П
  • резерв: русский язык
  • резерв: по всем предметам

Дополнительный период (сентябрь)

Пересдача экзаменов ЕГЭ в 2017 году

Помимо основных и резервных дней, в самом процессе ЕГЭ предусмотрен и третий период – пересдача. Право на пересдачу предоставляется каждому школьнику – и тем, кто не добрал баллов до порогового минимума, и тем, кто просто желает улучшить собственные результаты и набрать больше баллов. Правда, для повышения собственного уровня потребуется недюжинная уверенность в собственных силах и знаниях.

Пересдача ЕГЭ обычно приходится на сентябрь, чаще всего на первую половину месяца. Однако расписание возможной пересдачи будет известно лишь к августу 2017 года.

Дополнительные баллы

За набранные на экзамены баллы могут быть добавлены дополнительные. Так, по 10 баллов может быть приплюсовано:

  • за аттестат с одними пятерками;
  • за призовые места, занятые на олимпиадах по школьным предметам;
  • за достижения в спорте.

Учитывая возможное добавление баллов, стоит задуматься о сдаче ЕГЭ заранее: принимать участие в олимпиадах и соревнованиях по всем предметам, а не только профильным; повышать уровень знаний, стремясь к отличным оценкам; участвовать в спортивной жизни школы.

В 2017 г. контрольные измерительные материалы по физике претерпят существенные изменения.


Из вариантов исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом. В связи с этим предложена новая структура части 1 экзаменационной работы, а часть 2 оставлена без изменений.

При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы к оценке учебных достижений. В том числе остался без изменений суммарный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы, сохранено распределение максимальных баллов за выполнение заданий разных уровней сложности и примерное распределение числа заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности. Каждый вариант экзаменационной работы проверяет элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания разных уровней сложности. Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими умениями, применение знаний при объяснении физических процессов и решении задач.

Вариант экзаменационной работы будет состоять из двух частей и включит в себя 31 задание. Часть 1 будет содержать 23 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (29–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.

В работу будут включены задания трех уровней сложности. Задания базового уровня включены в часть 1 работы (18 заданий, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа, двух чисел или слова и 5 заданий на соответствие и множественный выбор). Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается, исходя из требований освоения стандарта базового уровня.

Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Последние четыре задачи части 2 являются заданиями высокого уровня сложности.

Часть 1 экзаменационной работы будет включать два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 21 задание, которые группируются, исходя из тематической принадлежности: 7 заданий по механике, 5 заданий по МКТ и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 по квантовой физике.

Группа заданий по каждому разделу начинается с заданий с самостоятельной формулировкой ответа в виде числа, двух чисел или слова, затем идет задание на множественный выбор (двух верных ответов из пяти предложенных), а в конце – задания на изменение физических величин в различных процессах и на установление соответствия между физическими величинами и графиками или формулами, в которых ответ записывается в виде набора из двух цифр.

Задания на множественный выбор и на соответствие 2-балльные и могут конструироваться на любых элементах содержания по данному разделу. Понятно, что в одном и том же варианте все задания, относящиеся к одному разделу, будут проверять разные элементы содержания и относиться к разным темам данного раздела.

В тематических разделах по механике и электродинамике представлены все три типа этих заданий; в разделе по молекулярной физике – 2 задания (одно из них на множественный выбор, а другое – либо на изменение физических величин в процессах, либо на соответствие); в разделе по квантовой физике – только 1 задание на изменение физических величин или на соответствие. Особое внимание следует обратить на задания 5, 11 и 16 на множественный выбор, которые оценивают умения объяснять изученные явления и процессы и интерпретировать результаты различных исследований, представленные в виде таблицы или графиков. Ниже приведен пример такого задания по механике.

Следует обратить внимание на изменение форм отдельных линий заданий. Задание 13 на определение направления векторных физических величин (силы Кулона, напряженности электрического поля, магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца и т.д.) предлагается с кратким ответом в виде слова. При этом возможные варианты ответа указаны в тексте задания. Пример такого задания приведен ниже.

В разделе по квантовой физике хочется обратить внимание на задание 19, которое проверяет знания о строении атома, атомного ядра или ядерных реакциях. У этого задания изменилась форма представления. Ответ, представляющий собой два числа, необходимо сначала записать в предложенную таблицу, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и дополнительных знаков. Ниже приведен пример такой формы задания.

В конце части 1 будут предлагаться 2 задания базового уровня сложности, проверяющие различные методологические умения и относящиеся к разным разделам физики. Задание 22 с использованием фотографий или рисунков измерительных приборов направлено на проверку умения записывать показания приборов при измерении физических величин с учетом абсолютной погрешности измерений. Абсолютная погрешность измерений задается в тексте задания: либо в виде половины цены деления, либо в виде цены деления (в зависимости от точности прибора). Пример такого задания приведен ниже.

Задание 23 проверяет умение выбирать оборудование для проведения опыта по заданной гипотезе. В этой модели изменилась форма представления задания, и теперь оно представляет собой задание на множественный выбор (двух элементов из пяти предложенных), но оценивается в 1 балл, если верно указаны оба элемента ответа. Могут предлагаться три различные модели заданий: на выбор двух рисунков, графически представляющих соответствующие установки для опытов; на выбор двух строк в таблице, которая описывает характеристики установок для опытов, и на выбор названия двух элементов оборудования или приборов, которые необходимы для проведения указанного опыта. Ниже приведен пример одного из таких заданий.

Часть 2 работы посвящена решению задач. Это традиционно наиболее значимый ре-зультат освоения курса физики средней школы и наиболее востребованная деятельность при дальнейшем изучении предмета в вузе.

В этой части в КИМ 2017 г. будет 8 различных задач: 3 расчетные задачи с самостоятельной записью числового ответа повышенного уровня сложности и 5 задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и четыре расчетные.

При этом, с одной стороны, в разных задачах в одном варианте не используются одинаковые не слишком значимые содержательные элементы, с другой – применение фундаментальных законов сохранения может встретиться в двух-трех задачах. Если рассматривать «привязку» тематики заданий к их позиции в варианте, то на позиции 28 всегда будет задача по механике, на позиции 29 – по МКТ и термодинамике, на позиции 30 – по электродинамике, а на позиции 31 – преимущественно по квантовой физике (если только материал квантовой физики не будет задействован в качественной задаче на позиции 27).

Сложность задач определяется как характером деятельности, так и контекстом. В расчетных задачах повышенного уровня сложности (24–26) предполагается использование изученного алгоритма решения задачи и предлагаются типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения и в которых используются явно заданные физические модели. В этих задачах предпочтение отдается стандартным формулировкам, а их подбор будет осуществляться преимущественно с ориентацией на открытый банк заданий.

Первое из заданий с развернутым ответом – качественная задача, решение которой представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Для расчетных задач высокого уровня сложности необходим анализ всех этапов решения, поэтому они предлагаются в виде заданий 28–31 с развернутым ответом. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать бόльшим, чем в типовых задачах, количеством законов и формул, вводить дополнительные обосно-вания в процессе решения или совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезную деятельность по анализу физических процессов и самостоятельному выбору физической модели для решения задачи.