название выставки: «Обри Бердслей. Художник и эстет»
время проведения: 14.07.2015-28.03.2016
место проведения: Национальная портретная галерея, St Martin’s Place WC2H 0HE, Лондон Великобритания
сайт выставки: www.npg.org.uk

В лондонской Национальной портретной галерее проходит выставка «Обри Бердслей. Художник и эстет», в фокусе которой-творчество Бердслея-графика и поэта. Посетители выставки познакомятся с оригинальными рисунками, прекрасными иллюстрациями к роману Мэлори «Король Артур» и пьесе Уайльда «Саломея». На выставке представлены фотопортреты и портреты Обри Бердслея.

Знаменитый английский художник-график, поэт, иллюстратор Обри Винсент Бердслей принимал активное участие в сложении концепции эстетизма в Англии. Он создал неповторимый художественный язык, который не только определил многие характерные черты графики стиля модерн, но остаётся современным и по сей день.

Обри Бердслей. Художник и эстет.

XIXв «отметился» в истории как эпоха переосмысливания старых философских концепций, зарождения новых и, что характерно для этого периода, сосуществования разных философских течений-позитивизма, марксизма, неокантинианства и неогегельянства. В нестабильном, быстро меняющемся мире XIXв переоценка ценностей происходила и в культуре. В отличие от предыдущих эпох, XIXв не выработал единого стилевого направления в культуре, но сложившиеся во второй половине века идеи и образы обогатили культуру XXв как классические. Особенностью рубежа XIX-XXвеков было разделение художественной культуры на элитарную и массовую. Моральный критицизм стал прочным фундаментом, на котором строились многие новые теории. Одной из них был эстетизм-течение искусства, выражавшее тенденции европейского декаданса и его ответвление в Англии в 1880-1890гг, которое возникло как реакция не только на викторианскую идеологию и мораль, но и в большой степени-на мораль вообще.

Обри Бердслей. Павлинья юбка.

Хронологический диапазон эстетизма чрезвычайно широк: он возник в древности на Востоке, но проходя через эпохи и трансформируясь, не утратил своей изначальной догмы-культа Красоты. Красота-понятие исторически изменчивое, в разные исторические периоды она осмысливалась посредством разных эстетических категорий. Этим объясняется явление, почему в разные исторические периоды на первый план выходили разные аспекты этой философско-эстетической категории. В течение многих веков пересечение культур Востока и Запада определяло направление развития искусства. Во времена расцвета европейского эстетизма традиционное дальневосточное искусство приобрело горячих поклонников в среде европейских писателей и художников.

Обри Бердслей. Чёрная накидка.

Корни эстетизма уходят в романтизм начала XIXв. Эта преемственность подтверждается тем, что уже в романтизме наметилась тенденция отрицания социальной значимости искусства, которая достигла своего полного развития в эстетизме и завершения-в модернизме. Викторианской идеологии эстетизм противопоставил гедонистическое мировоззрение, предлагающее рассматривать Красоту, как единственную силу, способную усовершенствовать повседневную жизнь и единственное средство приблизить человека к высшей духовности. Отказавшись от изображения реальности, которая, по их убеждению, не могла быть эстетическим объектом, эстеты вступили в полемику с представителями реализма и натурализма, обвиняя эти направления в абсолютизации животной природы человека и сведении его к существу, лишённому индивидуальности и одухотворённости. Неприятие социальной действительности в эстетизме проявилось в попытке уйти в замкнутую сферу чистого искусства, что привело к созданию концепции «искусства для искусства».

Обри Бердслей. Колдун Вергилий.

В Англию концепция эстетизма была привнесена из Франции в 1860-е годы художником Фредериком Лейтоном, поэтами Джеймсом Уистлером и Алджерноном Суинберном. Наибольшую чёткость идеи эстетизма получили в трудах Джона Рескина(1819-1900), профессора литературы Оксфордского университета Уолтера Пейтера(1839-1894) и писателя и поэта Оскара Уайльда(1854-1900). Эстетическое кредо У.Пейтера, не признававшего этических ограничений в сфере искусства, заключалось в придании Красоте статуса высшей ценности, что ставило её выше категорий добра и зла. Представленная в бесконечном многообразии форм и проявившаяся в совершенной форме художественного произведения, Красота становилась Истиной. Поэтому, подлинное содержание мира человек мог познать только через постижение красоты. Культ Красоты не только служил удовлетворению важных духовных потребностей. Сущность концепции жизни Пейтера-стремление уподобить образ жизни искусству-в конечном результате привела к огромному влиянию эстетики на этикет. Ощущение избранности (эстет-тонкий ценитель красоты) породило новые моральные нормы, оправдывающие неординарное поведение, и возрождение дендизма, который наложил отпечаток на облик и поведение художников. Но за внешней эпатажностью дендизма неоходимо увидеть, оценить и отдать должное их подлинному таланту, их способности неординарного взгляда на жизнь, их неподражаемой элегантности и непоколебимой вере в высшую ценность искусства. Единомышленники У.Пейтера объединились вокруг журналов «Савой» и «Жёлтая книга», издававшихся в1894-1895гг. Это были поэты Артур Саймонз, Эрнест Доусон, Джон Дэвидсон, художник и поэт Обри Бердслей.

Обри Бердслей. «Туалет Белинды», иллюстрация к поэме А.Поупа «Похищение локона».

В рамках английского эстетизма заключено богатое разнообразие вариантов: если творчество одних эстетов (Уайльд, Уистлер) оказалось богаче и глубже догм эстетизма, то другие, как, например, теоретик эстетизма У.Пейтер, не смогли в полной мере реализовать свои идеи. Исключением является Обри Винсент Бердслей (1872-1898), изысканное творчество которого отвечает почти всем требованиям эстетизма. У творческого взлёта Обри Бердслея нет аналогов в истории европейского изобразительного искусства. Всего за 5лет активной творческой деятельности из своих коротких 25лет жизни, не написав ни одной картины, не имея ни одной прижизненной персональной выставки, Обри Бердслей завоевал мировую известность своим искусством рисунка и книжной графики.

Обри Бердслей. Иллюстрация к собственной новелле «Венера и Тангейзер».

Успех Бердслея был в его личных качествах-Обри был наделён многими талантами. Развитием своих незаурядных музыкальных и литературных способностей он был обязан матери-дочери респектабельных лондонских врачей. Одиннадцатилетнему мальчику прочили блестящее будущее пианиста: уже в таком юном возрасте он давал публичные концерты, собиравшие до 3000зрителей, и сочинял музыку. Но широкий горизонт его возможностей значительно сузился, когда в 7-летнем возрасте Обри поставили диагноз-туберкулёз. К сожалению, несчастье было прогнозируемое: отец мальчика был тоже болен туберкулёзом. В конце XIXв этот диагноз звучал, как приговор: шансы выжить были ничтожными. Болезнь определила образ жизни мальчика: общение с ровесниками в играх заменили книги. Прекрасно знавший, благодаря матери, английскую и французскую литературу, Обри рано начал писать стихи, а позже-пьесы, в которых сам играл. Юношеское увлечение театром впоследствии прослеживается в изобразительном творчестве Бердслея, где превалирует игра, гротеск и маски.

Обри Бердслей. Сны.

Но его подлинным призванием было рисование, и прочное место в истории искусства Обри Бердслей завоевал как иллюстратор книг. Бердслей считается гениальным самоучкой: у него «за плечами» только 3месяца занятий у профессора Ф.Брауна в Вестминстерской художественной школе. Успешный профессиональный старт Бердслея датируется 1892г, когда он по заказу издателя Джона Дента выпустил серию иллюстраций к роману «Смерть короля Артура» Томаса Мэлори и принял участие в выпусках художественного журнала «Савой».

Обри Бердслей. «Мерлин», иллюстрация к роману Мэлори.

С апреля 1894г Бердслей начал сотрудничать с журналом «Жёлтая книга», в котором печатались его стихи и эссе, и вскоре занял должность художественного редактора этого журнала. Дизайн журнала «Жёлтая книга», символа английского декадентского эстетизма, был разработан Бердслеем, а ярко-жёлтая обложка журнала с черным силуэтом стала эмблемой целого десятилетия, получившего в Англии название «жёлтые девяностые». Выбор жёлтого цвета в качестве цветовой эмблемы объясняется устойчивым предубеждением, «отложившемся» в культурной памяти со времён Средневековья, что жёлтый-цвет измены, греховности и скандала. Редакторская деятельность Бердслея, его талант художника и манерно-изысканный стиль завоевали журналу культовую репутацию.

Художественный журнал «Жёлтая книга».

Громкий успех и европейскую известность в 1896г принесли 16иллюстраций к пьесе «Саломея» Оскара Уайльда. Радость успеха была омрачена резким ухудшением здоровья, и в духе этого настроения Бердслей создал мрачные иллюстрации к рассказам Эдгара По. За тот год жизни, который был отпущен художнику судьбой, он создал цикл иллюстраций к комедии «Вольпоне» Бена Джонсона, которые и положили начало новому стилю. Обри Бердслей умер 16марта 1898г во Франции в Ментоне на берегу Средиземного моря.

Утончённое искусство Обри Бердслея оказало огромное влияние на развитие европейского авангарда и определило многие характерные черты графики стиля модерн.

Двадцать лет исследований работ британского художника с путешествиями по всему миру — и профессор английского языка из колледжа Морхаус в Атланте Линда Гертнер Затлин представляет в США двухтомное издание «Обри Бердслей: систематизированный каталог» .

Лейтмотив исследования таков: хотя Бердслей широко известен своими откровенными изображениями эротических и физиологических фантазий, он гораздо более универсален, чем принято считать, утверждает доктор Затлин. И, открывая факты и новые сведения об иллюстрациях, она доказывает этот тезис.


Обри Бердслей. Кульминация. Иллюстрация к пьесе Оскара Уайльда «Саломея»
Кульминация. Иллюстрация к пьесе Оскара Уайльда «Саломея». 1893

«Отец художника, Винсент, работал в канцелярии лондонской пивоварни, а мать была гувернанткой, преподавала французской и игру на фортепиано. Семья постоянно кочевала из одних меблированных комнат в другие…» — уточненные детали биографии Бердслея изложены в двухтомном издании. Автор колесила по странам, проверяя и сопоставляя факты, работала в архивах и изучала документы из частных коллекций.

Обри Бердслей (1872 — 1898) ещё в раннем возрасте осознал, что ему предстоит короткая жизнь. Мальчику было всего лишь семь лет, когда в 1879 году ему диагностировали туберкулёз. Рисовать он начал приблизительно в том же возрасте, и, пытаясь узнать побольше о своей болезни, пересмотрел немало медицинской литературы с анатомическими подробностями… Мальчик учился в школе-пансионе — сохранились его наброски однокашников, сделанные на именных карточках в качестве подарка друзьям. Он иллюстрировал программки для школьных театральных постановок и для домашних спектаклей, которые разыгрывал вместе с сестрой Мейбл. К слову, уже тогда начал зарабатывать своими искусством, получая заказы.

Обри Бердслей. Автопортрет

После окончания средней школы Бердслей изучал искусство, параллельно работая клерком у землемеров и страховых агентов. К 20-ти годам он уже известный художник, друг Оскара Уайльда. Туберкулёзные кровоизлияния в то время выводили его из строя на месяцы. Бердслей описывал себя как «отвратительного телосложения, сутулого и с шаркающей походкой, землистым лицом, запавшими глазами и длинными рыжими волосами». В последние годы он умолял издателя уничтожить «непристойные» рисунки, а в год своей смерти Бердслей написал другу, что сожалеет о том, что не в состоянии завершить те «прекрасные вещи», которые хотел.

Флейтист из Гаммельна. Иллюстрация для программки школьной постановки
Обри Бердслей. 1888

Обри Бердслей, «Туалет Саломеи II» (1893)

Обри Бердслей, «Туалет Саломеи I» (1893)

Линда Гертнер Затлин насчитала около 400 оригинальных произведений Бердслея, которые ныне утрачены, но упоминаются в документах или сохранились в репродукциях.

Обри Бердслей, «Оскар Уайльд за работой»

Обри Бердслей, обложка журнала «Савой»

«Доктор Затлин также выявила множество подделок. Как минимум один из друзей Бердслея делал и продавал фальшивки даже при жизни художника…»

Бердслей был также внештатным иллюстратором в журналах, делал рисунки для сочинений Уайльда, легенд о короле Артуре, греческих драм и острот 18-го века. Он рисовал портреты, разрабатывал дизайн афиш и даже… швейных машинок. Время от времени художник изображал гермафродитов и уродов. Как заметил редактор в 1895 году, Бердслей «страстно хочет удивить публику чем-то неожиданным».

Обри Бердслей, «Платоническое оплакивание» (1893)

Он лечился ртутью и сурьмой и скончался на 26-м году жизни на Французской Ривьере на руках матери и сестры.

В своём каталоге Линда Гертнер Затлин исправила множество ошибок, которыми пестрят биографии художника. Промахи допускала даже его мать Эллен, рассказывая о жизни и творчестве сына. Мало что о его работе отражено и в переписке. «Он настолько непроницаем…» — сетует исследовательница.

Обри Бердслей. Венера между терминалов Богов

Доктор Затлин (Linda Gertner Zatlin) считает, что постоянное рисование помогало Бердслею отвлекаться от мыслей о своём здоровье. Это становится понятным из строчки [в письме]: «если я думаю об этом, то собираюсь умереть быстрее». В 1936 году критик Дж. Льюис Май написал, что художник словно «состоял из атомов, движущихся с такой невероятной скоростью, что создавалась иллюзия абсолютного спокойствия».

Вся известная переписка Обри Бердслея будет опубликована в ближайшие несколько лет.

Обри Бердслей, «Платье "Павлин"» (1893)

Обри Бердслей, «Чёрная накидка» (1893)

Профессор побывала в местах, где жил и работал Бердслей, в учреждениях, где хранятся его рисунки, изучала сокровищницы частных коллекционеров и говорила с потомками людей, знавших художника, в том числе — с Мерлином Холландом, внуком Оскара Уайльда. Он помог расшифровать викторианскую цветочную символику на произведениях: виноградные лозы означают опьянение, кувшинки — чистое сердце, а подсолнухи — обожание.

Обри Бердслей, «Аббат Фанфрелюш» (1895)

Линда Гертнер Затлин насчитала около 400 оригинальных произведений Бердслея, которые ныне утрачены, но упоминаются в документах или сохранились в репродукциях. Судя по всему, исчезли и его записные книжки, которые сберегла сестра. Одна серия рисунков была уничтожена во время пожара в 1929 году, а 118 писем до сих пор не обнаружены. Вся известная переписка будет опубликована в ближайшие несколько лет.

Кроме того, стало понятно, что первые искусствоведы, изучавшие Бердслея, не подвергали факты тщательной проверке. «Оставь, никто не будет интересоваться этим», — ответил один учёный своему коллеге, когда тот спросил, как уточнить детали.

Доктор Затлин также выявила множество подделок. Как минимум один из друзей Бердслея делал и продавал фальшивки даже при жизни художника.

Обри Бердслей, «Как Артур встретил Зверя Рыкающего»

В книге есть и перечень цен, по которым работы продавались на аукционах.

В 2012 году библиотека Пристонского университета купила на торгах Bonhams в Лондоне копию поэмы Стефана Малларме с набросками Бердслея на полях, потратив около 24 тыс. долларов. Доктор Затлин задокументировала и собственные приобретения. Среди них — рисунок пианистки у пруда на открытом воздухе (34,5 тыс. долларов в 2004 году на аукционе Neal); коллективный портрет облачённых в мантии артистов хора в лондонском театре (около 5 тыс. долларов на аукционе Ketterer Kunst в 2006 году); портрет актрисы Габриэль Режан, выполненный красным мелом (55 тыс. долларов на Christie’s в 2015 году).

Обри Бердслей, «Певица»

Доктор Линда Гертнер Затлин сказала, что своей книгой создала своего рода «постоянный дом» для Бердслея, который значительную часть жизни провёл в съёмных квартирах.

Обри Бердслей, «Похороны Саломеи. Финал»

Сегодня, 16 марта, исполняется 143 года со дня смерти выдающегося английского иллюстратора Обри Бёрдслей (Aubrey Beardsley). Стиль Обри сложился под влиянием японской ксилографии. Выполненные черными чернилами, иллюстрации художника всегда подчеркнуто гротескные, декадентские и эротичные. Бёрдслей был одним из ведущих фигур эстетического движения, конца 19-го века, куда входили Оскар Уайльд и Джеймс А. Макнейл Уистлер. Внес огромный вклад в развитие стиля модерн, даже не смотря на свою короткую, но очень продуктивную карьеру. Художник умер в раннем двадцати семи летнем возрасте от туберкулеза.

В возрасте двадцати лет, Обри отправляется в Париж, где знакомиться с плакатным искусством величайшего Анри де Тулуз-Лотреком, парижской модой и японской гравюрой. Все это оказало большое влияние на становление молодого иллюстратора. Первой работой молодого Обри стало иллюстрирование произведение Томаса Мэлори «Смерть Артура». С этой первой работы, до смерти Обри работал всего шесть лет.

Обри, вместе с американским писателем Генри Харландом, стал одним из основателей ежеквартального английского литературного журнала «Желтая книга». В работе над журналом Обри выступал в роли художественного редактора, иллюстрировал все обложки и литературные статьи журнала. В иллюстрациях художника просматривается тесная связь с британским эстетизмом, аналогом декаданса и символизма. Большинство иллюстраций художника выполнены чернилами, с акцентом на контрасте между большими темными и светлыми участками, с большим количеством мелких деталей.

Бёрдсли считается одним из самых спорных художников эпохи ар-нуво. Главными темами его работ были порочность, гротеск эротизма и смерть. Самые известные его эротические работы связаны с тематикой мифологии и истории. Стал иллюстратором трагедии «Саломеи» Оскара Уальда, которая была опубликована в 1896 году в Париже.

Так же пробовал свои силы в политической карикатуре, вдохновленный, все тем же, остроумием Уайльда.

Обри был очень активным общественным деятелем и эксцентричным участником светской жизни. Очень педантично относился к тому, как он выглядит, как и Оскар Уайльд был представителем дендизма. Всегда носил голубые или серые костюмы, шляпы, галстуки и обязательно желтые перчатки. По одной из версий считается, что Обри был гомосексуалистом, как и Оскар Уайльд, и многие английские эстеты конца 19-го века. Слухи о его сексуальной жизни включают так же слухи о кровосмесительных отношениях со своей старшей сестрой. Бёрдсли часто болел, его легкие часто кровоточили, и в возрасте двадцати семи лет талантливый, яркий художник-иллюстратор Обри Бёрдсли умер.

Обри Бёрдслей (Aubrey Beardsley) и графика модернизма

Анвар Бакиров

Как управлять собой и другими с помощью НЛП

Нейролингвистическое программирование – это самостоятельная область знаний, которая рассматривает структуру субъективного опыта людей, их мыслительные и поведенческие стратегии, моделирование и обучение успешным стратегиям.

Словарь НЛП

Понимаю, что предложенное в эпиграфе определение годится разве что для тех, кто прозанимался НЛП достаточно долгое время и прекрасно понимает, что НЛП – это про другое. Про нечто интересное, полезное, занимательное, веселое, наконец, живое. Понятное. И близкое.

Нет, все в этом определении, конечно же, верно: составляли его люди, давно связавшие свою жизнь с этой «самостоятельной областью знаний». Более того, сам я, будучи математиком по натуре, этим определением просто восхищаюсь!

Интересно, смог бы хоть кто-нибудь из «обычных людей», взглянув на фотографию, сделанную на паспорт какой-нибудь в будущем знаменитой фотомодели, догадаться о том, какой она может быть?

Читая эти, в сущности, волшебные слова определения, за каждым из которых стоит океан личного (и не очень) опыта, становится обидно, что обычного человека «с улицы» такое определение, скорее всего, просто оттолкнет. Своей научностью.

А может, и наоборот – привлечет. Притянет. Ведь таинственное нейролингвистическое программирование становится все более и более популярным. Именно благодаря своей непонятности «для непосвященных». И даже для вас, читающего эти строки, но так и не получившего до сих пор внятного ответа на вопрос: «Что такое НЛП?»

Не беспокойтесь: так уж устроена эта книга, что практически все непонятности здесь рано или поздно разъясняются. Даже на столь полюбившееся мне мудреное определение будет десяток альтернативных мнений. Заинтересовал? Тогда вперед!

Коротко об НЛП

Это современное направление практической психологии. И не только, но об этом – позже. Оно родилось в начале 70-х годов двадцатого столетия в США. Основателями НЛП считаются Джон Гриндер, Ричард Бендлер, попавшие под влияние Грегори Бейтсона.

В основе НЛП лежат удачные попытки выяснить, что такого делали величайшие психотерапевты того времени Фриц Перлз, Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон, чтобы добиваться столь замечательных результатов, их поведенческие модели. При этом внимание акцентировалось именно на действиях этих корифеев, а не на том, чему эти психотерапевты учили своих учеников.

Как оказалось, при всем различии стилей работы, да и характеров Перлза, Сатир и Эриксона, в их поведении наблюдалось много общего. И это общее довольно значительно отличается от того, что говорили о себе они сами. По признанию корифеев психотерапии, модели, созданные с помощью НЛП, помогли им лучше разобраться в собственном таланте. Оформленные в виде пошаговых наборов действий – поведенческих стратегий, – эти находки легли в основу нарождающейся науки.

Суть метода отражает его название, появившееся, когда был накоплен достаточно большой багаж моделей, – к концу семидесятых – нейролингвистическое программирование. «Нейро-» отражает тот факт, что все психологические процессы связаны с нашей нервной системой. Лингвистическая часть названия демонстрирует важность речи в упорядочивании и структурировании нашего опыта. Слово «программирование» указывает на взаимосвязь и взаимовлияние неврологической и лингвистической составляющих нашего опыта, а также всех жизненных процессов.

Правда, это не более чем официальная версия. Очень удобная, впрочем. Гораздо более похожим на правду (и забавным к тому же) мне кажется объяснение Ричарда Бендлера (цитирую по книге «Используйте мозг для изменений»):

«Нейролингвистическое программирование – это слова, которые я изобрел, чтобы избежать необходимости специализироваться в той или иной области. В колледже я был одним из тех людей, которые не могут решиться на что-либо одно, и решил продолжать в том же духе».

Но не только. Лично мне нравится считать НЛП именно одним из видов программирования, а не психологии. Программирования в широком смысле – как организации управления информацией. Программисты же, по сути своей, создают способы все более и более эффективного использования «костылей для собственных мозгов» – компьютеров. В нашем случае речь идет об управлении информацией в собственном мозге. С наибольшей пользой и эффективностью. Опять цитата из Ричарда Бендлера:

«Хотя куча психологов и социальных работников используют НЛП, чтобы делать то, что они называют «терапией», я считаю более правильным описывать НЛП как образовательный процесс. По сути, мы разрабатываем способы научить людей пользоваться собственными мозгами».

Самомнение

Они сказали, что не знают, что делать с моей проблемой, и послали меня на три буквы… На НЛП.

По-видимому, жалобы клиента

Постараемся понять, что такое НЛП для тех, кто соприкоснулся с ним довольно тесно. Сразу оговорюсь, что попыток дать ответ на этот вопрос достаточно много. Огромное число людей, в той или иной степени овладевших НЛП, регулярно ищут подходящие объяснения для еще большей армии любопытных. Люди спрашивают, интересуются… Не будешь же отсылать их к определению, приведенному выше! Не поймут. Да и как уложить в несколько слов целый мир? Потому-то и родилась бессмертная расшифровка: Не поймешь – Лучше Попробовать.

А многочисленные определения все множатся и множатся… Постепенно укладываясь в мою любимую копилку.

«НЛП – это язык описания мыслительных процессов и наука моделирования человеческого совершенства». В этом смысле НЛП любят сравнивать с нотной грамотой. Ведь именно с помощью нот наконец-то удалось записать на бумаге волшебство мелодии. И теперь любой хороший музыкант способен воспроизвести ее с листа. Подобно чарующим мелодиям на нотах, нэлперы научились выделять и записывать важнейшие элементы человеческого совершенства.

«НЛП – это психотехнология успеха». Да! Нас больше всего интересует успех. Что отличает успешных людей от неуспешных? Как примкнуть к первой группе? На эти вопросы уже даны конкретные ответы. И этому можно научиться.

«НЛП – это луч света психологических практик в темном царстве классического подхода». Не правда ли, наглое высказывание? А между тем за ним кроется один из главных аспектов НЛП: практичность. НЛП оперирует только тем, что реально работает и оставляет в стороне умозрительные построения. Костяк НЛП составляют тщательно выверенные и многократно опробованные инструменты.

«НЛП – это искусство работать с моделями окружающего мира и соотносить их с окружающим миром». Даже при самой развитой технологии НЛП оставляет место и для искусства. Равно как и в музыке, танцах, живописи… ученики совершенствуют свои технические навыки, а уж на их основе строится настоящее искусство.

«НЛП – это практическая философия поиска и моделирования совершенства». Оно действительно дарит весьма хорошо работающую жизненную философию. Причем не на уровне философствования, а на уровне реальных жизненных нужд и потребностей. Ориентируясь на философию НЛП, мы направляем внимание на то лучшее, что есть вокруг нас, с тем чтобы стать лучше и совершеннее.

«НЛП – это методика совершенствования самосознания». Как мы мыслим? Что происходит внутри нас? Какие мотивы лежат за нашими поступками? Что формирует и поддерживает нашу личность? И как можно изменить в себе то, что пока работает не так, как хочется? Вопросов много, и самое главное, что на них можно найти ответы. А НЛП помогает нам в этом.

«НЛП – это психотехника, помогающая людям жить». Причем жить хорошо. С кайфом! НЛП неоценимо в психологическом консультировании. Оно позволяет решать практически любые психологические (и даже психотерапевтические) проблемы. Причем все делается четко и технологично. Можно даже выделить ключевые шаги.

«НЛП – это инструкция по эксплуатации собственного мозга». Как дикарь может воспользоваться микроскопом? Как молотком. Плохим и ломким – гораздо хуже каменного. Потому что не знает, как с ним обращаться. Когда-то наш мозг сравнивали с совершенным компьютером, к которому забыли приложить инструкцию по эксплуатации. Как вы уже догадались, НЛП призвано восполнить этот пробел.

«НЛП – это очаг уменьшения энтропии в хаосе нереализованных возможностей». Мы живем в мире необычайных возможностей. Они воистину огромны! Осталось только научиться их находить и реализовывать. Чем мы с вами и займемся. Почему только очаг? Потому что НЛП еще очень молодо и только набирает силу.

А еще говорят, что «НЛП – это Начинаем Лепить Психологов». Даже если человек не имеет фундаментального психологического образования, то, став нэлпером, он уже в какой-то степени имеет право величать себя психологом. То есть «истинные психологи», конечно же, возмутятся: они-то этому учились лет пять. Между тем нэлперы в чем-то оказываются «гораздо больше психологами», нежели люди, которые себя так величают. Хотя, по правде говоря, это только начало пути психолога. А пока НЛП – это «как доехать на осле без морковки». Что тоже не мало…

Волшебные вопросы

А сейчас о том, что же позволило НЛП появиться на свет. Именно то, что создателей НЛП заинтересовал один простой вопрос: «Как?» Как мы мыслим? Как гениальные люди делают то, что они делают? Как научиться тому же самому? С этим простым вопросом «Как?» они подходили к решению самых различных задач.

Больше всего их интересовала структура каждого явления. Как устроена эта конкретная проблема? Как сделать так, чтобы ее решить? Насколько я понимаю, этому вопросу Бендлер и Гриндер научились у первого из моделируемых корифеев психотерапии – создателя гештальттерапии Фрица Перлза. Именно он в свое время предложил сместить внимание с причин проблемы на ее структуру. Нэлперы пошли дальше: они стали исследовать еще и структуру успеха, а не проблемы.

Метафорическое объяснение Ричарда Бендлера: «Мы – люди, создающие поваренные книги. Мы не хотим знать, почему это есть шоколадное пирожное; мы хотим знать, что в него положить, чтобы оно правильно получилось. (…) Мы хотим знать, как шаг за шагом прийти от ингредиентов к шоколадному пирожному».

Именно вопрос «Как?» позволил создателям НЛП сконцентрировать все свое внимание на самых важных элементах субъективного опыта. Если раньше психологов больше интересовал вопрос «Почему?» и причины, то нэлперам стал интересен вопрос «Как?» и структура.

Почему большинство психологов так активно интересовались причинами любой проблемы? Дело в том, что они знали только один способ как ее решить: найти и устранить причину. Но разве, чтобы научить ребенка грамоте, так уж необходимо знать, почему первоклассник до сих пор ее не выучил? Достаточно просто знать, как это делается. И уметь это делать. Вопрос «Почему?» помогает найти ответ на вопрос «Кто виноват?», а вот с вопросом «Что делать?» отлично справляется вопрос «Как?».

На самом деле нэлперы пользуются еще одним вопросом: «Зачем?» Это вопрос целесообразности. Задавая вопрос «Как?», они узнавали о той стратегии, которой уже сейчас пользуется успешный человек. Вопрос «Зачем?» дает возможность оставить только нужные шаги.

Представьте себе человека, который успешно включает лампочку. Задав вопрос, как он это делает, мы получаем, например, такие шаги:

1. Помолиться богу электричества

2. Подойти к выключателю

3. Трижды поклониться

4. Нажать на выключатель

5. Отойти от выключателя

6. Принести жертву богу электричества

Проверив эту стратегию на целесообразность с помощью вопроса «Зачем?», мы получим привычную схему: «подошел – включил – отошел». Что и требовалось.

Смешно? А ведь это именно то, что творят традиционные психотерапевты. Иначе как объяснить, что то, что нэлперы делают за час, они делают в течение нескольких лет (например, в области лечения фобий и соматических аллергий)?

Простой вопрос «Зачем?» способен поставить под сомнение целесообразность множества забавных и привычных процедур. Зачем вы страдаете? Именно не «Почему?», а «Зачем?»! Мало кому удается дать на это вразумительный ответ. По крайней мере, мне такие гении еще не встречались. Зачем смотреть телевизор? «Чтобы быть в курсе мировых событий». – «А это зачем? Слабо дать честный ответ?» – «Да нет, не слабо – только зачем?» И так далее и тому подобное…

Бизнесмен – это человек, тратящий время на то, чтобы сделать деньги. А затем – тратящий деньги, чтобы убить время.


Анвар Бакиров

Как управлять собой и другими с помощью НЛП

Всем везунчикам посвящается.

Вам опять повезло!

Предисловие

С чего начинается НЛП – даже не вопрос. Вопрос совсем в другом: с чего начинать НЛП вам, уважаемый читатель. И с тех пор, как в 2001 году появилось первое издание книги Анвара Бакирова, на этот вопрос есть вполне достойный ответ. Начните с этой книги. Начните вместе с десятками тысяч тех, кто получил первое представление о НЛП с веселых, практичных и понятных страниц, а не с занудных академических описаний.

Сказать честно, вам, читатель, откровенно повезло. Когда (в начале девяностых) с НЛП знакомились мы с друзьями и коллегами, нам достались невнятные переводы, слухи и догадки, а позже многочисленные переписывания одного и того же. Да еще и на темы психотерапии. В результате в России сложилось очень странное представление об НЛП. Представление как о:

Серьезной

Психотерапии.

Здесь все неверно! НЛП – это прикладные (а не академически научные) техники для жизни (а не для серьезных или околосерьезных рассуждений по поводу) нормальных, здоровых людей (а вовсе не ущербных на голову).

И тот, кто НЛП с интересом занимается, – вовсе не озабоченный судьбами человечества скорбный терапевт, а вполне жизнерадостный и занятый своими делами товарищ.

Тогда откуда же такой странный имидж? Думаю, нам с НЛП в России поначалу просто не подфартило. Из всего огромного, богатого и разнообразного модельного багажа НЛП нам достались именно терапевтические техники. Почему? Все просто: именно эти техники имелись в открытом (дешевом!) доступе. А вот люди, подхватившие их (психологи и психотерапевты), уже в силу собственной профессиональной ориентации были склонны видеть в окружающих «проблемы». Причем чем «серьезней» и «глубиннее», тем лучше. Ведь если рядом с профессионалом душеспасения нет изрядно проблемных людей, то… начинает страдать гордость. Да и гонорар. Словом, как там у Ильича с Марксом? «Бытие определяет сознание»?

Итак, дешевая часть НЛП досталась психологам и терапевтам – людям суровым, привыкшим видеть беду и слезы. Тут уж не до шуток. И не до попыток. Тут нужна «наука», нужны ограничения и правила, нужен «серьез». И пошли серьезные книжки. И серьезные тренинги. И разговоры.

Когда мне впервые довелось повидать отцов– и матерей-основателей НЛП, а также их первых коллег, я изрядно удивился, насколько они не вписывались в пьедестальные образы скорбных спасителей человечества. Здоровые, бодрые, дурашливые люди с огромным чувством юмора в глазах, казалось, тоже были озадачены мрачным академическим настроем отечественных нэлперов. Случались даже конфликты, когда наши местные знатоки начинали поучать авторов на темы ответственности и профессионализма. Авторы недоуменно, но весело отбивались.

Тогда я и полюбил НЛП.

А потом появилась книга Анвара. Одна из первых в таком духе – духе свободы, творчества и исследовательского задора, который в свое время и породил первые модели, техники и форматы, позже названные нейролингвистическим программированием.

Потому-то и стоит начинать именно отсюда, с этой книги. Вы получите не только представление о раппорте и рефрейминге, хорошо сформулированном результате и базовых пресуппозициях. Вы получите нечто более важное – представление об истинном духе первооткрывателей: нахальных и академически-безграмотных, но задорных и заинтересованных исключительно в прикладных результатах.

Они видели тех, кто умеет больше и лучше. И их интересовало главное.

Как это работает?

Как извлечь из этого пользу в своей собственной жизни ?

И они – извлекали. Формулировали. И, кстати, открывали (и открывают) широкой публике далеко не все. У нас не очень принято задумываться, почему далеко не все из первых и лучших работают сегодня под брендом НЛП. Да, то, что они используют сегодня, получено нэлперскими методами. Но продается – под другим соусом. Подороже. Все понятно. Рынок, знаете ли.

НЛП сделали и продолжают делать прагматики. Люди, которым интересны результаты и которые понимают: попытки сделать из «проб и ошибок» науку убьют главное: способность эти результаты приносить. Недаром Джон Гриндер в своем «Шепоте на ветру» настойчиво твердит о необходимости вернуться к исследовательскому началу. Говорит об опасности подмены прикладного НЛП всевозможными умствованиями и пережевываниями по поводу.

Эти опасения небеспочвенны: не только в России, но и в Штатах много тех, кто смотрит на НЛП под девизом: «Все, что нужно, уже создано 30 лет назад». Теперь, дескать, главное – бережно хранить и повторять из раза в раз. Вводить единые обязательные требования и формальные категории… и прочее, и прочее, и прочее. Словом, «делить наследие» вместо того, чтобы привносить нечто новое.