Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

…холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и

…башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

В стихотворении “О красоте человеческих лиц” Н. А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н. А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н. А. Заболоцкий на­ходит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится “дыханье весеннего дня”.

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: “Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот”.

Метафора “песня небесных высот” символизирует высо­кий духовный уровень развития.

Н. А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием кон­траста (“великое чудится в малом”), обилие колоритных эпи­тетов (“пышные порталы”, “жалкие лачуги”, “холодные, мертвые лица” и т. д.), сравнения (“ноты, сияющие, как солн­це”, “лица, как башни, в которых никто не живет”, “лица, за­крытые решетками, словно темница”).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настрое­ние поэтичный образ “дыханья весеннего дня”. Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

Глоссарий:

– Анализ стихотворения заболоцкого о красоте человеческих лиц

– анализ стихотворения о красоте человеческих лиц

– О красоте человеческих лиц анализ

– анализ стиха о красоте человеческих лиц

– заболоцкий о красоте человеческих лиц анализ


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “О красоте человеческих лиц” В стихотворении “О красоте человеческих лиц” II. Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении,...
  2. Тематика стихотворений Н. А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н. А, Заболоцкого...
  3. Смысл стихотворения “О красоте человеческих лиц” заклю­чается в противопоставлении закрытости и открытости как спо­соба взаимодействия с миром; противопоставлении людей, гото­вых активно воспринимать проявления внешнего мира,...

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано в 1955 году. В этот период лирика Заболоц-кого наполняется философским осмыслением бытия, в своих стихах он размышляет о вечных человеческих ценностях — добре и зле, любви и красоте. Стихи по-эта со всей определенностью можно назвать поэзией мысли — напряженной, даже несколько рационали-стической.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» противопоставлены друг другу две части. В первой поэт рассуждает о типах человеческих лиц, черты ко-торых могут раскрыть характер их обладателя. Так, «лица, подобные пышным порталам» рассказывают о людях, озабоченных собственным величием, за внеш-ней яркостью скрывающих собственную незначи-тельность. Другие, напротив, «подобия жалких ла-чуг». Люди с такими лицами вызывают жалость, по-давленные бедностью, жизненными лишениями и унижением, они не смогли сохранить чувство собст-венного достоинства. Неприятие у лирического героя вызывают «холодные, мертвые лица», чьи обладате-ли скрывают свою душу от мира за «решетками», и кто знает, какие мысли и чувства могут родиться в «темницах» такого человека.

Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Не дом, не жилище, а именно башни — пустые гул-кие башни. Ассоциации, вызванные этими строками, навевают жуть, создавая образ мрачного, бездушного человека, несущего скрытую угрозу.

Все лица, описанные в первой части стихотворе-ния, сравниваются поэтом с архитектурными соору-жениями: пышные порталы, маскирующие бедность духовного мира их обладателей, решетки темниц, скрывающие озлобленность, опустевшие башни, не оставляющие никакой надежды на человечность. Но и «подобия жалких лачуг» лишены человеческой красоты, люди, потерявшие самоуважение, гордость, не могут быть красивы в своих жалких стремлениях, лишенных даже намека на духовность.

Истинная красота человека, по мнению поэта, лишь в «движении души», постоянном стремлении к саморазвитию, богатстве чувств и мыслей, искренно-сти во всех человеческих проявлениях. Что и раскры-вается во второй части стихотворения, во всем проти-вопоставленной первой. «Малая хижинка», которая «неказиста» и «небогата», вроде бы близка по внеш-нему описанию «жалким лачугам», но если в лачугах «варится печень и мокнет сычуг», то из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня». Здесь подразуме-вается вечная духовная молодость человека, лицо ко-торого подобно «хижинке», чистота его помыслов, те-пло души.

Отсутствие внешней помпезности, пустой напы-щенности подчеркивается уменьшительно-ласка-тельными словами: «хижинка», «окошко».

Кульминация стихотворения в последней строфе, начинающейся восклицанием о том, как «мир и ве-лик и чудесен!». И в этом утверждении не только вос-хищение необозримой красотой окружающего мира, но и сравнение ее с красотой мира духовного, прису-щей одухотворенным людям, чьи «лица — подобья ликующих песен» — самые красивые для лирическо-го героя стихотворения лица. Именно из таких людей «составлена песня небесных высот», то есть, жизнен-ная гармония.

Если первая часть стихотворения, в которой звучат такие слова, как портал, лачуги, башни, темницы соз-дает несколько гнетущую атмосферу, то вторая, на-полненная солнцем, сияющими нотами, небесными высотами вызывает радостные чувства и создает ощу-щение простора, истинной красоты.

Продолжая традиции русской литературы, Забо-лоцкий рассматривал в своих произведениях пробле-му красоты внешней, часто скрывающей духовную бедность, и внутренней — красоты души человече-ской, которая может прятаться за непримечательной внешностью, но проявляться в каждой черте, каждом движении лица человеческого. В стихотворении вполне ясно видна авторская позиция человека, более всего почитающего красоту и богатство внутреннего мира людей.

Сочинение

Творчество Н. Заблоцкого многогранно. Это поэт — мыслитель. Его интересуют философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимает тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней.

Необычно стихотворение «О красоте человеческих лиц». Само название говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты. Заболоцкий — не единственный поэт-мыслитель, который осмысливает эту эстетическую категорию. Но решает поэт этот вопрос по-своему, оригинально.

Стихотворение разбивается на две части. В первой части Заболоцкий выстраивает целую галерею различных лиц. Лица — всё равно, что архитектурные строения, дома. И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции, принадлежат разным владельцам, так же различны и лица: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом…"

В этих строках Заболоцкий говорит о людях, красивых внешне. Красота — это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать её владельца уверенным, тщеславным, надменным. Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание. Внешняя красота пуста.

Есть и иные лица: «…подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…» То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие.

Особо поэт выделяет «маленькую хижинку». Это отдельная развёрнутая метафора. Он называет хижину «неказистой и небогатой», то есть лицо этого человека было, на первый взгляд, неприметным. В нем не было броской красоты, затмевающей всё вокруг. Но как душу человека можно разглядеть во взгляде, так из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня». Далее автор делает заключение:

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Автор не случайно употребляет в этих строках приподнятую лексику. Здесь содержится идея стихотворения. Самое главное в человеке не внешняя красота, а внутренняя, красота души. Именно такая красота делает лицо живым, одухотворённым. Она притягивает к себе других, вызывает положительные эмоции, заставляет человека петь, делает его счастливым.

Интересно стихотворение «Некрасивая девочка». Здесь также звучит тема красоты. Это бытовая зарисовка, заканчивающаяся отвлечённым рассуждением, моралью. В стихотворении есть сюжет. Герой видит на улице играющую с другими детьми девочку, которая ещё не знает, что она «лишь бедная дурнушка», «лягушонок». Автор задумывается о дальнейшей судьбе девочки:

…будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Поэт верит, что жизнь не сломает её души, такой чистой, непосредственной, открытой миру. Он убежден, что главное в человеке — «младенческая грация души». В последних строках лежит гуманистическая идея:

… что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Истинная красота — это безудержное «счастье бытия», которое рождается от соединения своего счастья с общим.

Философская мысль заложена и в стихотворении «Старая актриса». Стихотворение также сюжетно. В нем раскрывается образ уже немолодой актрисы, красота и слава которой осталась в её памяти и в вещах:

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,

Здесь дыхание южных растений,

И они её образ, годам вопреки,

Сохранят для юных поколений.

Но актриса, со своим блистательным прошлым, со своим талантом и воспоминаниями о былой красоте, оказывается жестокой:

И не важно, не важно, что в дальнем углу,

В полутёмном и низком подвале,

Бесприютная девочка спит на полу,

На тряпичном своём одеяле.

Поэт говорит о совмещении в героине житейской мелочности и таланта, о «неразумной силе искусства, подымающей над миром такие сердца».

Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна принести счастье её обладателю и окружающим.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано Заболоцким в 1955 г. и напечатано впервые в журнале «Новый мир» за 1956 г., в № 6.

В последние годы своей жизни Заболоцкий был крайне подозрительным. Он боялся, что его снова арестуют, боялся измены друзей. Не удивительно, что поэт вглядывался в лица людей, читая по ним их души и пытаясь найти искренние.

Жанр стихотворения

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Проблема истинной, душевной красоты волновала Заболоцкого в этот период времени. Ей, например, посвящено одно из самых знаменитых стихотворений поэта – хрестоматийная «Некрасивая девочка».

В 1954 г. писатель пережил первый инфаркт, столкнулся с неискренностью и лицемерием близких. Последние годы жизни он очень ценил всё настоящее, истинное, в том числе и красоту.

Тема, основная мысль и композиция

Философская тема заявлена в названии стихотворения.

Основная мысль: красота человеческих лиц заключена не во внешних чертах, а в душе, отражённой во взгляде, в выражении.

Стихотворение состоит из четырёх строф. В первых двух описаны четыре типа лиц неприятных. В третьей строфе возникает лицо, которое дарит радость. Последняя строфа – обобщение: лирический герой восхищён величием и гармонией вселенной, в которой есть лица божественной, небесной красоты, отражающие божественную природу человека.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Второе четверостишие полностью посвящено мёртвым лицам и мёртвым душам. Вот третий тип лиц: их лирический герой характеризует эпитетами «холодные, мёртвые». Они сравниваются с закрытыми решётками темницы. Это лица равнодушных людей. Но бывают души и «ещё мертвее» (и здесь вновь прослеживается гоголевская художественная логика), и это – четвёртый тип: покинутые башни (свежая метафора) некогда могучей, на века возведённой крепости, ныне, увы, бессмысленной и необитаемой. В окна этих башен (метафорический образ человеческих глаз) давно никто не смотрит, ибо в башнях «никто не живёт» – а кто мог бы там жить? Конечно, душа. Значит, душевная жизнь человека, физически ещё живого, давно прекратилась, и лицо его эту смерть души невольно выдаёт.

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны песням , созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце (два нанизанных друг на друга сравнения).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.