В стихотворении Тютчев написал о том, как листья, некогда зелёные и свежие, тоскуют зимой на голых ветках. Они стремятся туда, в южные страны, куда дуют ветры, куда улетели их друзья-птицы. Летом листья были вместе со всей природой, с деревьями, с солнцем. Они цвели и блестели во всей своей живой красе. Но зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии.

Тютчев сказал в этом стихотворении о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства, гармонии.

Это стихотворение, в отличие от многих стихотворений, не гимн могучей природе, а скорее жалоба на то, что лето проходит так быстро и так же быстротечна жизнь листьев.

Листья просят ветер унести, взять их с собой, чтобы жить полной, радостной жизнью. Разумеется, за всем этим скрываются и более глубокие мысли поэта о жизни человеческой, её быстротечности, её красоте и печали.

    Пусть сосны и ели
    Всю зиму торчат,
    В снега и метели
    Закутавшись, спят.
    Их тощая зелень,
    Как иглы ежа,
    Хоть ввек не желтеет,
    Но ввек не свежа.

    Мы ж, лёгкое племя,
    Цветём и блестим
    И краткое время
    На сучьях гостим.
    Всё красное лето
    Мы были в красе,
    Играли с лучами,
    Купались в росе!..

    Но птички отпели,
    Цветы отцвели,
    Луга побледнели,
    Зефиры ушли.
    Так что же нам даром
    Висеть и желтеть?
    Не лучше ль за ними
    И нам улететь!

    О буйные ветры,
    Скорее, скорей!
    Скорей нас сорвите
    С докучных ветвей.
    Сорвите, умчите,
    Мы ждать не хотим...
    Летите, летите!
    Мы с вами летим!..

Вопросы и задания

  1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.
  2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?
  3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, одно из них выучите наизусть. Постарайтесь передать настроение, которое вы почувствуете в этом стихотворении.
  4. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?
  5. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Ф.И.Тютчев написал это произведение в 1830 году, в 17 лет. В раннем периоде творчества Фёдор Иванович выступает как поэт философского плана.
С первых строк можно определить, что стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Это монолог, так как в стихотворении повествование ведётся от лица листьев. Многообразие глаголов (особенно глаголов движения) создаёт динамику.
Это произведение о жизни разных людей. Ветки сосен и елей – это один тип людей, которые живут скучно, тускло и бедно духовно. Листья – это люди, живущие ярко. Казалось бы, стихотворение о природе, листьях и деревьях, но на самом деле в нём заложено размышление о смысле и о подлинности настоящей жизни.
Стихотворение состоит из четырёх восьмистиший, каждое из которых – своеобразная глава. Произведение написано двустопным амфибрахием, трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Текст можно разбить на два смысловых отрезка. Первый – сравнение листьев и деревьев, второй – стремление листьев к свободе.
Стихотворение построено на олицетворении, так как листья выступают как живые существа. Они размышляют о своей жизни и о жалком существовании сосен и елей. В смысл помогает вдуматься аллегория и антитеза. Аллегория проявляется в том, что людские черты раскрываются с помощью природы – листьев, елей и сосен. Антитеза – противопоставление унылых тоскующих сосен молодым, ярким, устремлённым к путешествиям листьям. Также в стихотворении преобладает символический уровень. Листья – символ яркой, насыщенной, но короткой жизни. В литературе можно найти много таких примеров. Так, в произведении Е.И.Носова «Живое пламя» молодой человек по имени Алексей сравнивается с маками, тем самым «живым пламенем». И цветы, и молодой человек прожили яркую, «в полную силу», но короткую жизнь. Маки отцвели, а Алексей погиб.

Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

В этом четверостишии зелень сосен сравнивается с иглами ежа, твёрдыми, колючими. Яркий эпитет «тощая зелень», сравниваемый с иглами ежа, подчёркивает то, что они не двигаются. Зелень хвойных деревьев не меняет окраску осенью, не желтеет. Частицей «пусть» и словами сниженной лексики: «торчат», «тощая» усиливается тоскливое настроение. Сразу бросается в глаза то, что слово «ввек» повторено в последующих строках два раза:

Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Его можно ассоциировать с другими наречиями: вечно, никогда, всегда. У меня эти слова вызывают чувство обычности, повседневности. Вот и в жизни сосен и елей ничего не меняется. Это состояние усиливается благодаря аллитерации звука [с]. Глаголы состояния: торчат, спят – также подчёркивают неподвижность деревьев. К этому всему добавляется деепричастный оборот «в снега и метели закутавшись». Это значит, что деревьям нужен покой, их ничего не беспокоит, если они под снегом. Им совсем не нужны приключения, потому что любое приключение – движение, которое так не приветствуют деревья. К тому же этот деепричастный оборот дан в форме инверсии. Это сделано для того, чтобы дать читателю понять, что именно «одеяло» важно для сосен и елей.
Метафора «лёгкое племя», характеризующая листья, очень ярко вписывается в строфу, наряду с эпитетом «красное лето» и восклицательными предложениями. Во второй строфе проявляется одухотворённость, которая многократно подчёркивается сонорными звуками [м] и [л], [м’] и [л’].
В первом четверостишии второй строфы глаголы в настоящем времени, а во втором - в прошедшем. Этот переход показывает скоротечность времени и жизни. В этой строфе наблюдается и противопоставление первой, благодаря частице «ж».
В третьей строфе много нераспространённых предложений, которые одинаковы по построению. Это синтаксический параллелизм.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.

Возможно, этот приём тоже показывает быстротечность жизни. Листья гостили «краткое время» на сучьях, играли с лучами и купались в росе, а теперь пришло время осени. Листья скоро пожелтеют и осыплются. Глаголы, используемые в четверостишии, показывают угасание природы перед осенью.
Этими словами автор также намекает на мимолётность юности. По его мнению, зрелость приносит разочарования, а старость и вовсе заставляет человека задумываться о своей никчёмности. Он считает, что старость нельзя побороть, жизнь пожилых людей теряет всякий смысл и привлекательность.
Сразу же после этого четверостишия листья задают риторический вопрос, на который потом быстро даётся ответ.

Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Это вновь синтаксический параллелизм. Также в этом восьмистишии употребляется устаревшая лексика, слово «зефир» – архаизм, ныне обозначает ветер. Восклицательное предложение-ответ «Не лучше ль за ними/ И нам улететь!» показывает большое стремление листьев оторваться от веток и двигаться по направлению к далёким, неизведанным краям. Глаголы «висеть» и «желтеть» относятся к глаголам состояния. Листья не хотят просто так висеть в скуке, без солнечных лучей, без игр и, главным образом, без движения. И так же, как птицы, листья, отрываясь от деревьев, мечтают добраться до тёплых стран. Но долетят ли?.. Наречие «даром» подчёркивает эту мысль.
В последней строфе очень много восклицательных предложений, которые показывают страсть листьев к полёту, к свободе. Также повторяются слова «скорей» и «летим», архаизм «докучные» (надоедливые) - они подчёркивают нетерпение несчастных листьев, которые больше не могут ждать свободы. Ветки для них - тюрьма. И листья, словно заключённые, должны коротать отпущенный им природой срок в ожидании ветра-спасителя. То, что ветер – спаситель, показывает обращение, выраженное эпитетом - «о буйные ветры». Предложения побудительные, так как листья просят, повелевают.
Фёдор Тютчев, будучи молодым, не понимал, что с каждым годом человек мудреет, и поэтому в стихотворении листья призывают ветер скорее сорвать их с веток. Отношение автора к старости и взрослению очень печально, трагично. Он думает, что лучше умереть в молодости, чтобы не испытывать того состояния, которое испытывают пожилые люди на заходе своей жизни. Если же старость пришла, то лучше сразу отправиться в вечный мир, чем докучать окружающим своими нотациями.
Инверсия в предложении «Мы ждать не хотим…» употребляется для того, чтобы акцентировать внимание читателя на то, что листья не хотят именно ждать.

Мы с вами летим!..

Мечта листьев сбывается. Ассонанс звуков [о], [э] и аллитерация [с] создают ощущение свиста ветра, ощущение полёта и шелеста листьев. А последняя строка – это победный сигнал.
Стихотворение «Листья» призывает людей двигаться, жить полной жизнью, распространять радость и счастье, не быть скучными, как ели и сосны.
С авторской позицией в отношении старости я не согласна. Каждый человек уникален. В любом возрасте можно найти множество плюсов. То, что старость неизбежна, это правда. Но она делает человека мудрее, опытнее. Люди, совершившие ошибки в молодости, не позволят себе или своим детям повторять их. Пожилые люди, конечно, нуждаются в заботе, но они и сами очень заботливы и внимательны к своим близким. Старость даёт человеку возможность увидеть, как растут дети, увидеть рождение новой жизни в семье, внуков, а может быть, и даже правнуков. Гавриил Романович Державин говорил: «Светлое быстрое течение реки представляет нам нашу юность…, а тихое спокойное озеро – старость».
В заключение хочу сказать, что главную роль в стихотворении «Листья» сыграли лексический и синтаксический уровни. А это значит, что именно благодаря им Фёдор Тютчев смог создать в произведении полноценную картину истинной жизни.
А чему же учит это стихотворение? Учит тому же, к чему и призывает: стремиться любить жизнь, наполнять её радостью, любовью, гармонией и добротой.

Литература

Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ-2009 в примерах и комментариях// Казань. Магариф, 2009.- С. 6-10.
Резвая А. Глагол в поэзии. Газета «Русский язык» №31/2001
С.Х.Головкина, С.Н.Смольников. Лингвистический анализ текста. – Вологда: Издательский Центр ВИРО, 2006. – С. 27-117.
Валентина Х. Лингвистический анализ текста. - http://www.tutoronline.ru/blog/

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Луга побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим…
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Листья.

О стихотворении Тютчева «Листья»

«Листья» . В стихотворении Тютчев написал о том, как листья, некогда зелёные и свежие, тоскуют зимой на голых ветках. Они стремятся туда, в южные страны, куда дуют ветры, куда улетели их друзья-птицы. Летом листья были вместе со всей природой, с деревьями, с солнцем. Они цвели и блестели во всей своей живой красе. Но зима разъединила листья с солнцем, с ветрами, с птицами, и им хочется снова быть с ними в дружбе и согласии. Тютчев сказал в этом стихотворении о всеобщем законе природы, по которому всё в ней жаждет единства, гармонии.

Это стихотворение, в отличие от многих стихотворений, не гимн могучей природе, а скорее жалоба на то, что лето проходит так быстро и так же быстротечна жизнь листьев.

Листья просят ветер унести, взять их с собой, чтобы жить полной, радостной жизнью. Разумеется, за всем этим скрываются и более глубокие мысли поэта о жизни человеческой, её быстротечности, её красоте и печали.

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю . И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», - отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», - вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», - именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Ответы на вопросы к стихотворению Тютчева «Листья»

1. Всё стихотворение - прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой - резкие порывы ветра в кронах деревьев?

В первых трёх строфах мы слышим весёлый лепет листьев, а в последней строфе на кроны деревьев налетают резкие порывы ветра: голоса листьев становятся более резкими, убыстряются (почти во всем благодаря большенному количеству звуков С в этих строчках).

3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?

После чтения этого стихотворения остаётся хорошее настроение, ведь листья не падают духом с приходом зимы, они как и раньше активны, бодры, веселы, они собираются лететь в тёплые края совместно с ветрами.

1. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «пламень белый и летучий», «раскаты громовые», «смятенная земля», «принахмурилась земля», «два живых крыла», «природа-мать»? Как вы их понимаете?

«Неохотно и несмело…»: пламень белый и летучий - визуальное ощущение молнии: она раскалённая добела, быстрая, рассекает воздух, и мы не успеваем чётко разглядеть её границы; раскаты громовые - звук грома; смятенная земля - земля после дождя и ветра: мокрая, примятая; принахмурилась земля - из-за туч на земле показались тени, стало пасмурно;

«С поляны коршун поднялся…»: два живых крыла - крылья, которые работают, могут легко поднять коршуна в воздух; природа-мать - природа-прародительница всего, ведь всё на свете появилось из неё, в том числе человек;

«Листья»: тощая зелень - иголки сосен и елей; легкое племя - листья; буйные ветры - сильные ветры.

Размер стиха?

Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге.

Метафоры и олицетворения?

«Их тощая зелень,Как иглы ежа.»-это сравнения.
«сосны и ели… Закутавшись, спят»,»На сучьях гостим,… играли, купались, (имеются ввиду листья)»-олицетворение.
«тощая зелень»,»На сучьях гостим»,»красное лето»,»С докучных ветвей»-это метафоры.

Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:


2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),

· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .

Конспект урока

Предмет русский язык.

Класс 6

Учитель Суворова Людмила Владимировна МБОУ СОШ № 43

Учебник Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Просвещение», 2012. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба

Тема урока . Правописание гласных в суффиксах

глаголов

Тип урока Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель : организация индивидуальной работы учащихся для открытия нового материала.

Образовательная цель : повторить сведения о глаголе и его грамматических признаках; познакомить с правописанием суффиксов ова/ева – ива/ыва ; закрепить навыки правописания личных окончаний глагола.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся суффиксы ова/ева – ива/ыва в глагольных формах (инфинитив и 1 лицо, ед. ч.): смогут на практике применять теоретические знания.

Формирование УУД

Личностные действия:

    положительное отношение к уроку, понимание необходимости знаний:

    следование в поведении моральным и этическим требованиям:

    бережное отношение к слову

Регулятивные действия:

    понимать и выполнять планируемые действия:

    проговаривать вслух последовательность производимых действий

Познавательные действия:

    понимать, обобщать информацию и применять имеющийся запас знаний;

    извлекать нужную информацию

Коммуникативные действия:

    развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

    сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

    способствовать развитию речи и логики мышления

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями

План урока.

    Организация урока – 1 -2 мин.

    Проверка домашнего задания – 5 – 7 мин.

    Переход к новой теме – 1 мин.

    Объяснение нового материала – 7 - 10 мин.

    Физкультминутка 1-2 мин.

    Закрепление материал – 20 мин.

    Задание на дом – 2-3 мин.

    Итоги урока – 1-3 мин.

Ход урока.

I . Организационный момент. Подготовить все необходимое к уроку.

Записать число, классная работа.

II . Повторение.

Начнем наш урок с терминологического диктанта.

1. Как называется форма глагола, которая не имеет непостоянных признаков (наклонения, времени, лица, числа, рода)?

2. Как называется наклонение глагола, которое обозначает реальное действие (изменяется по временам)?

3. Как называется наклонение, которое обозначает действие по приказу или просьбе?

4. Как называется наклонение, которое обозначает действие желаемое или возможное?

5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на ИТЕ?

6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на ИТЕ или ЕТЕ?

7. Как определяется спряжение глаголов с ударным личным окончанием?

8. Какая форма глагола помогает определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

9. Как называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица?

- Ребята, проверим этот диктант.

1. Неопределенная форма

2. Изъявительное наклонение

3. Повелительное наклонение

4. Условное наклонение

5. Повелительное наклонение

6. Изъявительное наклонение

7. По личному окончанию

8. Неопределенная форма

9. Безличные глаголы

III . Проверка д/з

Проверим домашнее задание, упражнение № 575

Назовите глаголы повелительного наклонения?

(Приготовьтесь)

Назовите безличные глаголы?

(Светает)

В какой форме он употреблен?

(В изъявительном наклонении, 3 л., ед.ч.)

А у кого еще есть безличные глаголы?

(Надо возвратиться)

В какой форме стоит этот глагол? Почему вы отнесли его к безличным глаголам? (Ты возвратишься; он возвратится)

(Это личный глагол в безличном значении, нет подлежащего и нельзя подставить)

IV . Работа с текстом.

Забота о птицах

Сережа любовался зимой воробьями и очень жалел их. Он смастерил для них кормушку, в морозные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и зерно. Ведь сытой птице холод переносить легче.

Однажды зимняя стужа загнала сюда синичку. Она стала охотно посещать Сережину столовую. Синицы любят сало. Сережа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

Синичка оказалась очень умной. Она мигом догадывалась , что это угощение для нее. Это лакомство пришлось ей по вкусу.

Однажды Сережа проспал. Синичка попрыгала с воробьями по пустой кормушке и стала клювом постукивать по стеклу окна.

С тех пор синичка каждое утро будила Сережу. 4

(По В. Чаплиной)

О чем это текст? Какова тема текста?

(Текст о том, что птиц зимой надо беречь, заботиться о них, им трудно находит пищу под снегом)

Как мы можем озаглавить этот текст?

Каков тип этого текста?

(Это повествование, потому что происходит развитие действия, и мы можем задать вопрос: Что будет дальше?)

А какая часть речи помогает развивать действие?

(Глагол)

V . Объяснение нового материала . Постановка проблемы по орфографии суффиксов глагола ова/ева – ива/ыва

Обратимся к тексту и выпишем выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму и выделим суффиксы

ЛЮБОВА ЛСЯ - ЛЮБОВА ТЬСЯ

ПОДВЕШИВА Л - ПОДВЕШИВА ТЬ

ДОГАДЫВА ЛАСЬ - ДОГАДЫВА ТЬСЯ

ПОСТУКИВА Л - ПОСТУКИВА ТЬ

Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.

(Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Целью нашего урока является- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)

Поставьте глаголы в 1 л. ед.числа? (Какое местоимение нам поможет?)

ЛЮБОВАТЬСЯ ЛЮБУЮСЬ

ПОДВЕШИВАТЬ ПОДВЕШИВАЮ

ДОГАДЫВАТЬСЯ ДОГАДЫВАЮСЬ

ПОСТУКИВАТЬ ПОСТУКИВАЮ

Как ведут себя суффиксы глагола, когда мы изменяем глагол по лицам?

(Суффикс ОВА изменился на УЮ, а суффиксы ИВА и ЫВА – не изменились).

Какой вывод можно сделать о правописании этих суффиксов?

(Суффикс ОВА пишется в глаголах, если в 1 л. ед.ч. изменяется на УЮ; а

ИВА, ЫВА, если в 1 л. ед.ч., суффикс сохраняется)

Чтение параграфа 98

Что нового мы узнали из параграфа?

(Суффикс ЕВА так же, как и ОВА изменяется, если поставить в 1 л. ед.ч.)

Запишем алгоритм в справочник

Алгоритм правописание суффиксов

- ова/ -ева – -ива/ - ыва:

Гор…вать – доклад…вать

1. Ставлю глагол в форму наст/будущ. вр. 1 го лица, ед.ч.

Я что делаю?

Я что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

- УЮ, - ЮЮ - ЫВАЮ, - ИВАЮ

- ОВА/ - ЕВА - ИВА/ -ЫВА

VI . Физкультминутка

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

Плечами поводи,

Головою покрути,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

VII . Закрепление материала.

1) Поставить глаголы в н.ф., выделить орфограмму.

БЕСЕДУЮ – БЕСЕДОВАТЬ

ТАНЦУЮ – ТАНЦЕВАТЬ

ВОЮЮ – ВОЕВАТЬ

ОСВАИВАЮ – ОСВАИВАТЬ

УКЛАДЫВАЮ – УКЛАДЫВАТЬ

ТРЕБУЮ – ТРЕБОВАТЬ

БАЛУЮ – БАЛОВАТЬ

2) выполнить упражнение № 580 по заданию учебника.

3) Заменить словосочетания одним словом (глаголом) с выделением суффикса.

Дал совет (посоветовал ), проводил беседу (беседовал), проводить расследование (расследовал) , подводить итог (подытоживал), производить расчет (рассчитывал).

4) – Ребята, найдите в тексте предложение для синтаксического разбора и сделайте его.

С. Г. С. сз. Г. М. пр. С.

Серёжа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

5) Самостоятельная работа

1. -ЫВА- Оправд…вать - атак…вать

2 –ОВА- Воспит..вать – торжеств..вать

3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать

4. -ОВА- Доклад..вать – исслед..вать

5 .-ОВА- Запис…вать – чувств..вать

6. -ОВА- Негод…вать – откус..вать

7 .-ЫВА- Действ…вать – образов…вать

Разберём по составу глагол доставал

Есть ли в этом слове изученные нами суффиксы? (Нет)

Какие суффиксы вы выделили? (- Л, - ВА)

Это тема нашего следующего урока: отличие суффикса – ВА от суффикса – ОВА (- ЕВА).

Примечание . Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необхо­димо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же глас­ная, что и в начальной форме: зап и ть - зап и вать, нап е ть - нап е вать.

Исключения : застрять - застревать, застреваю, затмить - затмевать, затмеваю, продлить - продлевать, продлеваю.

VIII. Задание на дом:

1. § № 98

2. Написать мини-сочинение «Что я узнал о суффиксах глагола»

Сочинение можно написать в художественном стиле в форме сказки

(как встретились суффиксы, заспорили, кто важнее) или в научном стиле (это формулировка правила и примера).

3. Можно выполнить упражнение № 583 по заданию учебника, это тем, кто не будет писать сочинение.

IX . Итоги урока

Используя данные глаголы (образовывали, тренировались, использовали, доказывали, пробовали), составьте простое предложение с однородными сказуемыми.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовЫВАли новые слова, тренирОВАлись в написании суффиксов глаголов, использОВАли алгоритм, доказЫВАли выбор гласной в суффиксе и пробОВАли свои силы в самостоятельной работе).