Искусство общения

(сценарий диспута для старшеклассников. Н.Д. Бобрик, Школа №1997.

Клуб общения «Диалог». Рубрика «Диалог поколений»)

1. Подготовка к диспуту:

составить вопросы для обсуждения;

провести анкетирование;

подобрать цитаты по теме;

оформить класс;

музыкальное сопровождение;

организовать выставку книг по теме;

выступления по вопросам;

написать сочинения «Мой мир общения, взаимопонимание и проблемы».

2.Анкетирование:

Какое значение общения в деятельности человека?

Знаете ли вы, чем отличается общение и коммуникация?

В чем состоит богатство мира общения?

Что сближает в общении? С кем вам приятно общаться?

Что отталкивает в общении? С какими людьми вы не хотите общаться?

Каким разговорным языком вы общаетесь? Ваше отношение к сленгу?

Есть ли у вас проблемы в общении с родителями?

Как вы общаетесь со своими друзьями? Что вас объединяет?

Цитаты:

«Самая большая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент Экзюпери.

«Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

А. Н. Толстой.

«Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом».

Иоганн Вольфганг Гете.

Вопросы:

1. Условия общения, одиночество, потребность в общении, поведение человека во время общения с другими людьми (на примере Робинзона Крузо и Пятницы, популярной телепрограммы «Последний герой»).

3. Обсуждение статей об общении отцов и детей (Фридрих Второй, «Диалог о морали» и «Привет, шнурки! О «предках» без «базара»)

1. Условия общения, одиночество, потребность в общении, поведение человека во время общения с другими людьми.

Принято считать, что наш современник общителен, открыт миру, что он жаждет новых знакомств. Но, тем не менее, многие считают, что они несчастны, никому не нужны и формальные дружеские отношения их утомляют. Некоторые заявляют, что они опытные мастера кратких и результативных контактов. Затворники убеждают, что у них интересная и насыщенная внутренняя жизнь, им никто не нужен для общения, им и так хорошо.

Давайте поговорим о том, как общаются люди в наш стремительный ХХI век. Большинство людей отличается динамичным характером, но не всегда устойчивой психикой. Такие люди быстро забывают о конфликтах, ссорах, но не имеют терпения оставаться вместе. Они, нередко поспорив, принимают скоропалительное решение «расстаться навсегда», иногда сожалея об этом потом. Почему некоторые люди очень одиноки, им кажется, что их никто не понимает? Стремятся ли они к общению? Одна из наших школьных поэтесс написала такие строки:

Как больно…

Как больно бывает молчать!

Как страшно бывает не верить!

Смотреть на закрытые двери

И все до конца понимать.

Прозрачной струей рвется боль,

И память вгрызается в мысли,

А звезды на небе зависли

И требуют старый пароль.

Да, все возвращается снова,

И счастье, но только острей,

И ужасом прошлых ночей

Плачу за неверное слово.

В современном компьютерном мире очень популярны знакомства по Интернету. Какие плюсы и минусы виртуального общения? Можно знакомиться, не комплексуя, сближаться на несколько дней, расходиться без сожалений, не пасовать перед новыми знакомствами. Переписываясь, у людей складывается друг о друге определенное мнение. И вот первое свидание. Каким же является человек на реальную встречу? Он показывает только свои положительные стороны?

Деловые инициативные люди не теряют много времени на знакомство, сближаются быстро и стремительно. Многочисленные обязанности и многосторонние интересы не позволяют им часто встречаться, свидания превращаются в деловые встречи, где все расписано по плану.

Давайте рассмотрим конкретные примеры. Все читали знаменитую книгу Д. Дефо о Робинзоне Крузо, смотрели популярные передачи «Последний герой», «За стеклом» и т. п. Почему Робинзон испытывал тоску, недостаток в общении? Вам иногда хочется попасть на необитаемый остров, чтобы никто не докучал? Как ведут себя разные люди в одной конкретной ситуации? Меняется их поведение, когда они немного узнают друг друга? Как вы общаетесь с новыми друзьями, со старыми, разница есть?

2. Умение разговаривать и слушать. Языковые преграды и мосты в процессе общения. Культура общения.

Разговор – самая доступная форма человеческого общения. Многие люди любят разговоры, но часто не умеют разговаривать и устают друг от друга. Причина кроется в недостаточном уважении к индивидуальности. Все люди очень разные, а беседуют часто одинаково абсолютно со всеми. Прежде, чем заговаривать на какую-то тему, необходимо предварительно подумать, есть ли у будущих собеседников знания в этой области и желание вести беседу.

Искусство слушать в какой – то мере труднее искусства яркого выражения мыслей. Умный человек с тонкой чувствительностью умеет быть красноречивым и в молчании. Для собеседника говорят его глаза, жесты, выражения лица, становится понятно без слов, поощряет он вас или воздерживает.

Культурные люди умеют чередовать монологи с диалогами. Они быстро оценивают состояние своего собеседника: достаточно ему краткого объяснения или нужно дать подробности. Можно ли перебивать в разговоре другого человека? Это уместно только в тех случаях, если надо возразить или уточнить что-то, нужно получить больше информации, и не забыть при этом, извиниться. Но лучше все-таки дождаться паузы. К сожалению, многие люди перебивают других, считая, что умнее своего собеседника и угадывают его мысли. Такое пренебрежение может угнетать и сковывать даже опытного оратора.

Диалог дает нам очень многое, если он идет целенаправленно, по существу, изобретательно. Диалог тяготит, когда собеседник мучительно подыскивает слова, когда нет соответствия в словах и мыслях. Разговор нас привлекает своим остроумием, лирическими отклонениями, что позволяет отвлечься от сложной темы.

Обмен информацией – первое требование всякого разговора, одно из главных условий начала знакомства, дальнейшего сближения, взаимопонимания.

Очень важно вовремя остановиться в разговоре. Некоторые люди не могут овладеть своим словесным потоком, заливают нас лавиной бессмыслицы, даже если чувствуют, что их не слушают. Необходимо научиться тактично останавливать их или перевести разговор в другое русло.

Язык – это мост или преграда в общении? У каждого времени свой язык, свои обычаи, свои законы. Невозможно перенести в нашу эпоху, например рыцарские традиции, поклоны, замысловатые выражения. Но есть и общие неизменные правила, над которыми время не властно.

В последнее время наша речь становится бесцветной, сухой, теряет значительную часть своих смысловых функций. К чему ведет пренебрежение к богатым возможностям языковой культуры? Нередко чтобы добиться взаимопонимания, речь молодежи заполняется грубыми выражениями, жаргонными словечками, матерными словами. Почему это происходит, чтобы не быть «белой вороной»?

Некоторые психологи утверждают, что умеренное употребление жаргонных словечек иногда сокращает утомительную болтовню, это проявление чувства юмора. Но жаргон вреден, если полностью подчиняет нас себе. Тогда он принижает наши взаимоотношения, отнимает тонкость мышления.

Однажды писатель Киплинг сказал: «Если ты можешь в толпе быть самим собой, ты – человек». Если культурный человек попадает в среду людей, которые ведут себя не так, как принято в его семье, говорят на языке, который его оскорбляет, он не должен ни под кого подстраиваться, важно оставаться самим собой. Тем самым он сохранит свое достоинство и уважение к себе как личности. Как думаете вы?

3. Общение отцов и детей. Обсуждение отрывков из статей Фридриха Великого «Диалог о морали» и «Привет, шнурки! О «предках» без «базара».

Два года назад ваши ровесники участвовали в диспуте «Моральный облик нашего современника» и обсуждали сочинение Фридриха Великого «Диалог о морали», моральный катехизис для дворянского юношества ( 1770 г.). Фридрих сопоставляет добродетели с дворянскими устоями 18 века, он проповедует «нравственный кодекс», в центре которого стоит основная добродетель – любовь к Отечеству и уважение к заслугам предков.

Вам предлагаются некоторые аспекты из этого произведения, относящиеся к сегодняшней теме.

Сочетаете ли вы почтение к своим родителям с полным повиновением или же с желанием следовать собственной воле?

«Несомненно, послушание стоит мне иногда усилий. Но могу ли я когда-то достаточно отблагодарить тех, которые дали мне жизнь? И разве не велит мне моя собственная выгода быть самому образцом для своих детей, чтобы они так же покорялись моей воле? Мы должны помогать им всеми силами и, когда они состарятся и одряхлеют, так же верно и нежно заботиться о них, как они заботились о своих беспомощных детях».

Что важнее: воспитать своих будущих детей в добродетели или скопить для них богатство? Какую выгоду будешь иметь лично ты из этого?

«Богатства сами по себе не имеют никакой цены и приобретают ее лишь через правильное использование. Если я, стало быть, формирую таланты моих детей и воспитываю их в добродетели, то они сделают свое счастье своими личными заслугами. Если же я не буду следить за их воспитанием и не оставлю им ничего, кроме богатства, то вскоре они растратят его, каким большим оно ни было. Кроме того, я желаю, чтобы мои дети были ценимы из-за своего характера, сердечной доброты, своих талантов и знаний, а не из-за богатства. При добром воспитании дети будут мне утешением в старости».

Считаешь ли ты, что достаточно иметь обеспеченных, знаменитых родителей? Снимает ли это с тебя обязанности чего-либо достичь самому?

«Знатное происхождение и знаменитые родители не снимают с потомков обязанность самим чего-нибудь достичь. Это должно вдохновлять их на то, чтобы быть выше своих предков, ибо нет ничего более позорного, чем выродившееся племя. Ведь тогда блеск предков не служит прославлению их потомков, а тем более очевидно обнаруживает их ничтожность».

А как думаете вы?

В журнале «Лицейское гимназическое образование» (№ 6-7, 2003 г.) была опубликована статья «Привет, шнурки! О «предках» без «базара». С юмором и доброй иронией современные дети анализируют поведение взрослых отцов, даже разработали собственные классификации и воспитательные методики.

Мы взрослые можем над чем-то смеяться, не соглашаться, но во многих суждениях есть и доля истины. Среди родителей выделили такие типы, как «пьющие», «пафосные», «раздолбаи», «тираны», «друзья», «пофигисты» и даются реальные советы, как найти подход к «предкам». На мой взгляд, автор статьи совсем забыла о «нормальных» родителях, которые не пьют, не тиранят, не употребляют слова типа «блин» и т. п., они просто всегда рядом, в горе и в радости. Такие родители понимают, что нельзя унижать и приказывать их повзрослевшим чадам, стараются постигать мотивы их поведения, и с высоты своего возраста позволяют давать отрокам мудрые советы. И в дальнейшем, дело самих деток, принимать или отвергнуть предложения мамы и папы. Если детки хотят самостоятельности и набивать собственные шишки, так тому и быть, на ошибках учатся быстрее, главное, что их предупреждали надоедливые родители (а может, заботливые?)

«Родитель – тоже человек!» - утверждают ребята и предлагают «Десять заповедей по воспитанию родителей» и методику борьбы с проблемами. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, как достичь взаимопонимания с родителями, как научиться общаться без нервотрепок, истерик. Я уверена, что все вы любите своих маму и папу, цените их заботу о себе, только необходимо научиться не делать больно самым близким людям.

Можно бесконечно спорить о том, как нужно общаться с ровесниками и детьми, знакомыми и друзьями, родителями и учителями и т. д. Одно ясно точно: без общения людям никак не обойтись и этому искусству нужно учиться.

Литература

Боголюбов Л. Н. Человек и общество. Обществознание. Ч. 1, 10 класс. М., 2002.

Вучков Ю. Искусство жить. М., 1999.

Дубовицкий И. Культура… Что это такое? М., 2003.

«Лицейское образование», № 6-7, 2003 г.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ «МОЙ МИР ОБЩЕНИЯ»

Общение – это искусство, которое каждый может совершенствовать, тем самым, исключая проблемы в своей жизни, избегая лишних обид и недоразумений. Нужно стремиться к тому, чтобы лучше узнать человека, с которым общаешься, понимать его интересы, достигать взаимопонимания. Общение – это целый мир, богатый и разнообразный.

Екатерина К.

Общение с родителями всегда оставляет желать лучшего. Я стараюсь не рассказывать об этом своим товарищам. Нужно уметь скрывать сугубо личные проблемы, делая вид, что у тебя все хорошо. Свои проблемы я стараюсь решать сам.

Александр С.

Общаясь с друзьями, я обогащаю свою жизнь опытом, проверяю свой интеллект, волю, познаю других и открываю новые черты в себе. В разговоре мы не только обмениваемся информацией, но и оттачиваем разговорную речь, уточняем свои мысли, получаем глубокое эмоциональное удовлетворение. В общении необходимо использовать максимум доброжелательности и минимум навязчивости. В некоторых случаях надо быть требовательным, настойчивым, но чаще – уступчивым и снисходительным.

Олеся Б.

Нужно уметь говорить и правильно выражать свои мысли, чтобы собеседнику было понятно, о чем идет речь. Очень важно заранее продумать весь предполагаемый разговор и суметь удачно его завершить.

Виталий С.

Человек не может существовать без общения. Ведь мы же должны обмениваться информацией, делиться своими впечатлениями.

Елена К.

В разговоре нужно следить за своей речью. Если в разговоре нет конкретной темы, это просто болтовня.

Юлия Н.

Надо понимать собеседника, уважать его мнение, не оскорблять резкими высказываниями. В разговоре нужно сдерживать свои эмоции.

Алексей С.

Во время общения нужно научиться больше отдавать, чем брать. И друзей, и родителей необходимо просто понимать, поставить себя на их место.

Кира К.

Сближают в общении общие интересы. Мне приятно общаться с теми, кто меня понимает и уважает.

Александр Ш.

Каждому человеку нужно, чтобы его выслушали и дали высказаться.

Надежда М.

Некоторые родители считают, что их главный долг состоит в том, чтобы одеть, накормить, дать личные деньги. Я думаю, что более важными будут их советы, умение выслушать ребенка и вникнуть в его проблему, но не решать все вопросы за детей.

Светлана С.

В оригинале книга называется так: «Если бы я к себе прислушался… я бы себя услышал» («Si je m"écoutais... je m"entendrais»). Это и есть главная идея ее авторов - французских психологов Жака Саломе и Сильви Галланд: мы способны понять другого человека только тогда, когда научимся слышать и понимать самих себя.

С помощью множества примеров и историй из жизни они предлагают разобраться, какие обиды, неудовлетворенные потребности и личные мифы на самом деле управляют нами, когда мы вдруг без всякого повода огрызаемся на невинную просьбу, испытываем необъяснимое раздражение к малознакомому человеку, который ничего нам не сделал, или обижаемся на близких, в то время как те, наоборот, ждали от нас благодарности…

Словом, эта книга несравнимо глубже и тоньше любого учебника эффективного общения. Она учит не правильным ходам, а пониманию самой философии общения - и отношений, за ним стоящих. Освоив эти глубины, вы и сами сможете найти верные ходы.

2. «Научиться вести разговор в любой ситуации» Эммы Сарджент и Тима Фиерона

Каждому из нас приходилось испытывать трудности в общении: одни нервничают, когда надо поддержать разговор с незнакомыми людьми, другие впадают в панику перед необходимостью выступать на публике, кто-то смущается при общении с начальством, кто-то с трудом подбирает слова для того, чтобы выразить свои чувства.

Авторы этой книги, специалисты по НЛП, руководители компании по экстраординарному коучингу, предлагают свою методику обучения непринужденному общению - стратегию, помогающую победить неуверенность в себе и превратиться в интересного собеседника.

Как выясняется, искусство беседы включает в себя не только умение завязать и поддержать разговор, строить хорошие отношения и разговаривать на любые темы, в том числе и в трудных ситуациях. Не менее важный навык - умение вовремя замолчать, ему посвящена отдельная глава.

3. «Он шизофреник?!... Как общаться с трудными людьми» Франсуа Лелора и Кристофа Андре

Французские психотерапевты Франсуа Лелор и Кристоф Андре описывают десять типов «трудных людей»: тех, кто слишком зависим, сосредоточен на себе, самоуверен или, наоборот, склонен недооценивать себя, легкоуязвим, педантичен, постоянно критикует других или сильно нуждается в их внимании...

Раскрывая особенности их характеров, авторы помогают родственникам, друзьям и коллегам выстроить отношения с такими людьми, сделать общение максимально комфортным для них и для самих себя. И уверяют, что люди с трудным характером больше всего нуждаются в сочувствии и поддержке, поскольку никто не страдает от их поведения больше, чем они сами.

Жаль лишь, что издательство, выпуская эту качественную книгу, добавило к оригинальному авторскому названию «Как общаться с трудными людьми» игривое «Он - шизофреник?!..»

4. «Искусство непринужденной беседы» Корнелии Топф

Непринужденная беседа, или по-английски small talk, доставляет истинное удовольствие (а иногда и реальные выгоды) тем, кто владеет этим искусством. Остальные же считают ее пустой болтовней ни о чем, но втайне наверняка мечтают научиться легко завязывать знакомства, поддерживать приятный разговор с попутчиком или малознакомым коллегой на вечеринке. Что для этого нужно? Отбросить страх, усмирить голос сомнения, проявлять интерес и любопытство, двигаться от простого к сложному.

Такой путь предлагает начинающим любителям светского разговора консультант по общению из Университета Аугсбурга (Германия) Корнелия Топф. А вот чтобы стать профессионалом в этой области, надо, оказывается, исполнять желания других в ходе беседы, проявлять к ним искреннее внимание, уважение и сочувствие.

Подробный анализ нашего речевого поведения, стратегий и ошибок, предложенный в этой книжке, будет любопытен не только тем, кто стремится к карьерному и социальному успеху, но и тем, кто хочет быть приятным собеседником совершенно бескорыстно.

5. «Переговоры без поражения. Гарвардский метод» Роджера Фишер, Вильяма Юри и Брюса Паттона

Когда мы воспринимаем собеседника как соперника, у нас впереди две возможности: поражение или победа. Если ставки высоки, а соперник силен, ситуация становится рискованной. Как избежать борьбы и достичь соглашения? Роджер Фишер - профессор права Гарвардского университета (в отставке).

Под его руководством участники проекта «Гарвардские переговоры» проводили опросы известных переговорщиков, чтобы выяснить, в чем причина их успеха. Также более двадцати лет Роджер Фишер работал консультантом в реальных переговорах по всему миру: участвовал в урегулировании военных и дипломатических конфликтов, в коммерческих и правовых спорах.

В книге он дает систему четких рекомендаций. Например: «Концентрируйтесь на интересах, а не на позициях». «Поставьте себя на место противника. Проанализируйте занятую им позицию и спросите себя: «Почему?» Последовательно выполненные, они приводят к желанному результату и позволяют прийти к соглашению даже в тех случаях, которые на первый взгляд выглядят безнадежными.

6. «Коммуникация в психотерапии» Вирджинии Сатир

Как строится коммуникация в паре или между родителями и детьми? Как перестать обвинять, просчитывать и устраняться, чтобы освоить наконец уравновешенное, доверительное, открытое общение?

Ответы, которые подсказывает нам американский психотерапевт, основоположница семейного консультирования Вирджиния Сатир, каждый может получить сам. Для этого достаточно внимательно всмотреться и вслушаться в собеседника, установить с ним физический контакт и выполнить несколько обманчиво легких упражнений, примеряя на себя (и даже утрируя) разные модели общения.

«Вы узнаете много нового, если полноценно проиграете все свои роли», - уверяет Вирджиния Сатир. Итак, выберите себе новое имя, одну из ролей (обвинитель, заискивающий, расчетливый, отстраненный), соответствующую ей позу, манеру двигаться и говорить. Игра начинается!

7. «Родитель - ребенок. Мир отношений» Хаим Гинотт

С техникой активного слушания, которая в корне меняет качество отношений в семье, российских родителей познакомила Юлия Борисовна Гиппенрейтер (ее книги «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» уже много лет остаются бестселлерами). Но сейчас мы хотим напомнить о работе, которая была издана в Америке в 1965 году (когда, собственно, и совершила революцию в семейном общении), но до российских читателей дошла лишь в 2012 году.

Ее автор - Хаим Гинотт, выдающийся детский психолог и психотерапевт, эмигрировавший из Израиля в Америку в конце 40-х годов ХХ века. Первым в мире он придумал и организовал группы встреч для родителей. Участие в этом семинаре вдохновило Адель Фабер и Элейн Мазлиш на создание знаменитой книги «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

В книге «Родитель - ребенок. Мир отношений» Хаим Гинотт впервые поведал родителям об эмпатической коммуникации («технике активного слушания») - как слушать и слышать ребенка, воспитывать, не унижая, и критиковать плохое поведение, не оскорбляя достоинства. И книга эта по-прежнему занимает первые места в списках мировых бестселлеров.

Русский перевод сделан с нового американского издания, отредактированного и дополненного вдовой автора, клиническим психологом Элис Гинотт, и семейным психологом Уоллесом Годдаром. (Эксмо, 2012).

Искусство общения с людьми - одно из самых значимых искусств для счастливой жизни человека.

Ошибки в общении и проблемы межличностного общения прямо влияют на качество семейной жизни, любовных отношений, на карьеру, успехи в бизнесе, на количество и качество друзей.

Это важно?! Качество вашей жизни для вас имеет значение? Или пусть все идет, как идет?

Допустим, ваша жизнь может нестись по дороге успеха, радости и счастья со скоростью 100 киломеров в час. А каждая ошибка в общении , ошибка в коммуникации с другими людьми , снижает эту скорость на 5 процентов. Конечно, если человек совершает только одну ошибку в общении с людьми (например, постоянно перебивает), то это не особо сказывается на качестве жизни. Просто разница между 100 процентами счастья и радости и 95 - это, не столь заметна и ощутима. Так что если вы совершаете 1-2 ошибки в общении, то его качество, конечно, снижается, но оно все еще на очень высоком уровне.

Если постоянно совершается 5-7 ошибок в общении , то качество жизни все еще на удовлетворительном уровне. Жить можно! И даже, временами, весьма радостно!

А если человек совершает 10 разных ошибок при общении с людьми? Уровень радости и успешности уже в два раза ниже. Зато в два раза больше ссор, конфликтов, разводов, слез. Но жить все еще можно. Приятного и не приятного при общении получается, примерно пятьдесят на пятьдесят. То гармония и взаимопонимание, то битье посуды и раздел имущества. Не скучно - это точно. Но и не очень успешно.

Но 50 на 50 - это еще весьма хорошо. Это соотношение присуще людям, которых мы считаем довольно счастливыми.

Обычное же соотношение это 15-20 на 85-90. То есть, 15-20 процентов вполне себе успешного и эффективного общения на 85-90 процентов разрушительного. Или, как минимум, не созидательного. Т.е. в 85-90 процентах случаев люди общаются так, что или ухудшают отношения с теми, с кем взаимодействуют, или оно остается на привычно низком уровне.

Но что эти проценты значат на практике?! Как это соотносится с вашей жизнью?! Напрямую! Неэффективное и неумелое общение влияет на качество вашего окружения.

Если человеку неведомо искусство общения с людьми , вокруг него будут такие же люди. Те, которые делают больно своими словами, не умеют строить отношения, разрушают чужие жизни.

Естественно, что те, кто умеют эффективно коммуницировать и выстраивать успешное общение , не станут поддерживать дружеские, деловые, семейные связи с теми, кто общаться не умеет, и открывая рот, создает только неловкость и дисгармонию.

Думаете, мы преувеличиваем?! А было у вас такое, что чье-то слово заставляло вас плакать или переживать потом много дней?

А может, вспоминаете что-то, сказанное вам еще в юности, что до сих пор причиняет боль? Может, какие-то слова про ваш рост, вес, форму или размер груди? Или как вас сравнивали с бывшей или с мамой?! Или говорили что-то не очень приятное о том, какая вы в постели? Или в работе? Или в ведении хозяйства? Или в воспитании детей?

Было так, что люди вам делали больно и вы это до сих пор помните? А было так, что кому-то делали больно вы? Ну, признайтесь, было?! Самому себе-то можно признаться.

Это происходило потому что мы или те, кто сказал что-то неудачно, такие плохие люди?! Да нет, наверное. Как правило, даже не было и в мыслях обидеть кого-то. Это просто ошибки в коммуникации , которые ведут к проблемам в общении .

Главная проблема межличностного общения - это отсутствие взаимопонимания. Один неловко шутит над тем, что дорого другому, и все. Доверие и симпатия могут упасть до нуля.

Мама пошутила по поводу того, что у дочки тонкие (или толстые, или х-образные, или еще какие-то ноги), и нанесла травму, о которой та будет помнить много лет. Она хотела навредить своему ребенку?! Да нет, конечно. Она любит дочку, она хорошая мама. Просто она дура.

Но девочке не легче, от того, что мама не умеет коммуницировать и допускает элементарные ошибки в общении . Травма нанесена. И девочка будет с ней жить. И, скорее всего, таких травм за детство у нее наберется не один десяток. И это только от родителей! А еще есть такое прекрасное место, как школа, и такие чудесные люди, как учителя и сверстники. А они тоже постараются нанести максимальный психологический урон.

Теперь понимаете, как это относится к жизни каждого из нас?! Вы готовы продолжать жить, как жили, или хотели бы задуматься над теми проблемами в общении с людьми , которые создаются из-за ошибок и неэффективной коммуникации ?!

Иначе говоря, вы хотели бы перестать ежедневно травмировать окружающих и самих себя?! Ну, ладно, даже если вам все равно до окружающих, может, хотя бы ради родных, близких и любимых стоит что-то исправить, чтобы перестать им наступать на их психологические мозоли?

А ради себя?

Есть ли люди, которые явно общаются более умело, чем вы и весьма вам симпатичны? Вы хотели бы уметь с ними разговаривать на одном языке и вообще быть на равных? Тогда стоит улучшать качество общения .

Качество межличностного общения - это ваша лестница вверх к счастливой жизни!

Это ваш автомобиль, который может быть красивым, шикарным и комфортным и нестись со скоростью 100 километров в час без малейших усилий и по отличной дороге. Но для этого надо, чтобы все четыре колеса были на месте и в норме, чтобы бензин был залит надлежащего качества, чтобы каждая деталь работала!

А пока... пока качество об щения большинства людей - это старый ушастый запорожец, который с трудом разгоняется до 30 километров в час, скрипит, кряхтит и двигается на пределе сил.

Или вы не припоминаете никаких проблем в общении и не очень представляете, о чем речь?

Ну, что ж, давайте перечислим некоторые сложности общения , ошибки в общении , наиболее часто допускаемые людьми.

Угрозы и запугивание, манипулирование партнером, давление на его болевые точки.

Обвинения, оскорбления.

Насмешки над важными для человека вещами, качествами, людьми.

Саркастические комментарии.

Может, нам удастся проявить остроумие, но какой ценой?

Частое ворчание и вечное выражение недовольства и несогласия.

Систематическое перебивание собеседника.

Неумение говорить комплименты.

Неумение принимать комплименты, отвечать на комплименты.

Извращение слов собеседника, приписывание партнеру собственных измышлений.

Навешивание ярлыков.

Сокрытие информации, ложь.

Одного обмана бывает достаточно, чтобы убить доверие надолго или навсегда.

Обвинения, попытки вызвать у партнера чувство вины.

Негативные определения, личные оскорбления (ленивый, недалекий, туповатый, несексуальный).

Негативные комментарии к действиям человека.

Что будет, если сказать девушке, что она танцует, как корова?! Или даже просто задать ироничный вопрос: "Это ж где ты так танцеать научилась?". Все, вы испортили человеку настроение надолго. А еще посеяли у него неуверенность в себе и желание вам отомстить и тоже сказать какую-то гадость. Оно того стоило?!

Требования и ультиматумы.

Ох, как неразумно ставить ультиматумы. Там, где можно было договориться к обоюдной выгоде, возникает разрыв и воронка от взрыва, куда проваливается и где исчезает все хорошее, что прежде вас связывало.

Жалобы и сетования на превратности судьбы.

Тоже ошибка. Ответьте, пожалуйста, вы любите людей, которые на все жалуются? Даже на погоду, природу, молодежь и нравы? Не уподобляйтесь. Мало кто любит нытиков и жалобщиков.

Прерывание собеседника высказываниями своего мнения. 1-2 раза и по делу - это приемлемо. Постоянно и по пустякам - нет!

Стремление показать свое превосходство.

-
Попытки самоутвердиться, унижая других.

Неумение похвалить и поддержать.

Вы много знаете людей, общение с которыми вас вдохновляет? То-то и оно.

Отсутствие выражения тех добрых чувств и мыслей, которые у нас бывают.

Люди, к сожалению, скорее покритикуют, чем скажут что-то хорошее.

Замалчивание недопониманий и конфликтных вопросов.

Обычно такое замалчивание через некоторое время приводит к взрыву.

Отсутствие позитивной невербальной коммуникации (улыбки, кивки, демонстрация поддержки и понимания).

Бестактность.

Неуместные вопросы (о зарплате и т.п.)

Что делать? Определить, что, как вам кажется, надо улучшить. Какие ошибки в общении вы совершаете? Что бы вам хотелось улучшить в коммуникации с людьми , какие прблемы общения решить ? Подумайте. Прежде, чем что-то улучшать, надо решить, что именно.

А мы постараемся каждой проблеме и ошибке общения посвятить отдельную статью. Уж очень это важные вопросы.

Давайте мы вам на нескольких примерах покажем, как отсутствие элементарных навыков искусства общения ведет к грустным результатам.

Первая история:

Молодой человек долго ухаживал за девушкой, добивался ее, вожделел всячески, и вот в тот вечер, когда все уже могло свершиться, они сидели в кафе. Попили кофе, поели мороженное, собирались пойти к нему домой. Когда принесли счет, парень достаточно грубо поговорил с девушкой-официанткой. Обидел ее чем-то абсолютно на пустом месте.

Просто так. Это ж для него просто обслуживающий персонал.

И тут уж его спутница поняла, что отдаваться она ему больше не хочет и не будет. Все то хорошее, что он демонстрировал, было лишь демо-версией этого парня, и ей по одному этому эпизоду с официанткой, стало ясно, что это не тот человек, с которым она хотела бы иметь что-то общее вообще, а уж секс тем более.

Или другая история: к одному молодому человеку, пришла девушка, которая в этот вечер решила ему отдаться. Приятный молодой человек, красивая сексуальная девушка. Оба симпатизировали друг другу и могли иметь отличные отношения, регулярный приятный секс, если бы... Если бы ни один пустячок.

Мужчина сделал кофе, разлил по чашкам, они присели на кровать, улыбались, пили кофе, предвкушая то, что сейчас произойдет. Затем девушка, видимо, решив занять позицию в отношениях повыше, сказала с приказной интонацией:

Убери чашки.

Молодой человек их убрал, но в эту минуту он решил, что ничего у них не будет. Ход мыслей у него был примерно таким:

Да ну ее на фиг. Еще ничего не было, а она позволяет себе такие интонации! Что будет после секса? Ну, нет, пусть с ней спит тот, кто готов будет терпеть подобный тон.

Пустячок. Всего-то не та интонация и не с тем человеком. И все. И вместо отношений - большое жирное ни фига.

А вот еще пример проблемы в общении , возникшей из-за неудачного высказывания молодого человека. Он в присутствии своей девушки, у которой была красивая, но небольшая грудь, сказал кому-то:

У женщины должны быть большие сиськи!

Или еще случай: девушка встречает подругу, которая идет со своим новым молодым человеком, здоровается с ней, обнимает, улыбается и говорит:

Давно тебя не видела! Ты изменилась. Поправилась, вроде, немного?

Нормально?!

Вот вам примеры того, как можно за одну минуту и одной неудачной фразой, взглядом или интонацией выбросить в мусор то, что могло бы быть приятными отношениями.

Одному очень умному, но неискушенному в тонкостях общения герою сериала "Теория Большого Взрыва", его друг сказал в ответ на очередной не слишком корректный комментарий:

Знаешь, Шелдон, у тебя не так много друзей, чтобы ты мог вот так легко их оскорблять.

Ваши друзья, отношения, психологическое состояние партнера, психологические травмы и переживания детей и просто окружающих людей - ваша ответственность.

Вы создаете результаты. Вы строите вокруг себя рай или концлагерь. Это ваша ответственность и ваш выбор. Постройте что-то хорошее!

Эпиграф: «Подражание есть животное качество. Творчество – Божественно» (Ш.С.С. Баба)

Творчество… Что мы можете сказать об этом? Какое мы, люди, имеем к этому отношение? Где находится этот важный «орган», отвечающий за процесс творчества?

Справка: человеческий мозг больше, чем компьютер. Это центр контроля всех жизненных функций человека. Вместилище интеллекта, памяти и сознания. Место возникновения человеческих чувств «Наш мозг фактически является знакомой для нас Вселенной. Без мозга для нас ничего бы не существовало» Мозг имеет три фунта серой массы. 10-15 миллиардов нервных клеток. 10 в 800 степени соединений (10800) Каждое полушария головного мозга имеет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логические, рациональные действия: операции с числами или цифровыми шифрами; различные логические процессы; анализ; речь, чтение и вербальное общение; запоминание языков и текстов. Правое полушарие отвечает за творчество и эмоции, это: образное мышление (analog); зрительная память; целостный опыт; обобщение/ синтез; идеи, творческие импульсы, воображение; ритм и цвет.

Как происходит взаимодействие обоих полушарий? Что является плодом этого взаимодействия? Мозг реагирует на информацию, поступающую через органы чувств, с помощью логики и эмоций. Фактическое знание может сочетаться с творчески-эмоциональной частью, логической и наоборот. Взаимодействие между полушариями является источником интуиции. Творчество же - есть результат совершенного взаимодействия обоих полушарий мозга.

Какое отношение к этому имеет ИСКУССТВО? Что говорит Шри Сатья Саи баба об искусстве? Он говорит: «Искусство – это производное духа и потому оно должно нести в мир духовные ценности».

А что такое ДУХ? (СИЛА «НЕПОСТИЖИМОГО»!)

Справка: «Непостижимое» – Божественное, можно узнать по шестнадцати божественным силам. Это контроль над пятью функциями тела, пятью чувствами и пятью стихиями. Но эти способности с помощью аскетического образа жизни и духовной практики может развить в себе и человек. Шестнадцатая же сила находится за пределами досягаемости человека. Она проявляется только тогда, когда на землю нисходит божественное существо, которое подобно Бесконечному Высшему Сознанию и обладает всеведением, всемогуществом и вездесущностью.

Можно ли увидеть, услышать, воспринять «Непостижимое» органами чувств? Если да, то как?

Научный опыт: ученые, с помощью креативного замораживания воды обнаружили «замороженную информацию». Воду, предварительно перед заморозкой, «облучали» музыкой, словом, образами и пр. И вода, в различной форме снежинок, открыла нам «образ Непостижимого» Если принять во внимание, что человеческое тело на 70-80 % состоит из воды, то становится очевидным, что мы становимся тем, что мы видим, слышим и воспринимаем любым образом. Рассмотрим эти снежинки и отметим, что всё позитивное («со знаком плюс»), гармоничное и совершенное – воплощается в соответствующие образы снежинок, которые удивляют не только своей неповторимостью, но и красотой, пропорциональностью и гармонией. А всё негативное («со знаком минус») напротив, отличается «уродством» и дисгармонией в отображении снежинок.

Проведём опыт: вслушаемся внимательно, как об одном и том же говорит НАУКА и ИСКУССТВО.

Научное определение строения глаза: «Глаз – это орган восприятия света. Глаз состоит из воспринимающих свет (зрительных) клеток, хрусталика и аппарата для приведения получаемого изображения на ретине. Перед глазом находится радужная оболочка отверстие, которое называется зрачком. При ярком свете зрачок сужается; при слабом, чтобы уловить больше света, - расширяется. Глаза позвоночных (в том числе и человека), имеют шарообразную форму. Стенка их состоит из трёх оболочек – наружной белковой, или склеры, средней сосудистой, или хориоидной, со сплетением кровеносных сосудов, и внутренней сетчатки, состоящей из зрительных пигментных клеток.На передней части белковая оболочка переходит в роговицу и радужную, обрамляющую кольцом хрусталик. Хрусталик прикреплён кольцеобразной связкой к валику внутренней поверхности глазного яблока, - реснитчатому телу. Хрусталик глаза разделяет его на два отдела: переднюю камеру, которая наполнена влагой, между роговицей и хрусталиком, и заднюю, между радужной оболочкой и ретиной, наполненной студенистой массой - стекловидным телом».

§ Рокотов Ф.С. «Портрет Струйской» (дать без комментариев и прочитать стихотворение)

§ Заболоцкий Н. «Любите живопись, поэты…»

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова, снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают,

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Её, прекрасные глаза…

После паузы предлагаем размышления на заданные вначале вопросы, а именно: в данном случае, ученый – анатом, поняв всё о том, как устроен и действует человеческий глаз, делает схему строения глаза. Мы с интересом наблюдаем его составные части, но это не вызывает волнения наших чувств. А вот портрет Струйской и стихи Заболоцкого волнуют многие поколения людей, и мало того, они позволяют нам понять душевную жизнь этой женщины. В отличие от науки, которая говоря словами И.И.Павлова, как бы рассекает, анатомирует действительность, искусство стремиться к её целостному отражению, к постижению мира во всём богатстве его свойств и качеств. Творец искусства первоначально аппелирует к сердцу читателя, зрителя, слушателя. А через него – к разуму. Ученый же, непосредственно обращается к разуму. Он мыслит абстрактно. Он изучает человека, явление – в общем. А художник – смысл этих явлений раскрывает через конкретные художественные образы. Он показывает силу и роль любви, или подвига, или преступления через поступки и события, придуманных им героев. Заставляет нас стать их участником, радоваться и страдать вместе с героем. И творец искусства, и ученый отдают все силы своего ума и сердца своему исследованию. Но в формуле, открытой ученым, мы не увидим его души, его страданий и мучительных поисков истины. Формула, закон, науки сами по себе беспристрастны. А в любом произведении искусства мы можем услышим, как билось сердце художника. Узнать, что он любил, или ненавидел. О чём мечтал, создавая своё произведение. В любом произведении искусства мы чувствуем живое дыхание той эпохи, в которую это произведение было создано. И ещё, творцы науки и искусства в своих поисках опираются на весь мировой опыт, который предшествовал ему. По - этому поводу говорил Исаак Ньютон так: «Я видел дальше других, потому, что стоял на плечах гигантов» Но Альберт Эйнштейн в своё время сформулировав теорию относительности доказал, что открытия Ньютона верны не для всех случаев физического взаимодействия тел. Он писал в конце своей жизни: «Ньютон, прости меня! В твоё время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой силы». - О чём это говорит? Это говорит о том, что процесс познания мира беспределен. Каждое новое открытие в науке выявляет ограниченность знаний и представлений ученых предыдущих эпох, хотя и происходит на основе этих достижений. - А в искусстве? Творения Шекспира, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Баха, Бетховена, Пушкина, Чайковского и других творцов существуют, и сила их воздействия на людей не слабеет, а приумножается. Они не стали меньше волновать нас с появлением более современных имен творцов, хотя творчество последних есть дальнейшее развитие открытий в искусстве, сделанных их предшественниками. Рассказывая потомкам о жизни людей своей эпохи, сохраняя её живое дыхание, творец искусства продолжает жить в своих бессмертных творениях и продолжает активно участвовать в формировании духовной жизни многих последующих поколений. В этом и есть великое значение искусства, его сила.

Что же такое искусство? Какую роль оно призвано играть в жизни людей?

Искусство - это возможность выразить, что - либо без помощи слов, выразить наши чувства, интуицию, видение. Ономожет выразить наш взгляд на реальность.Искусство – этоспособность понять то, что мы не могли видеть прежде,способность тронуть и поразить наше сердце и ум.Оно достигает более глубоких слоев сознания. Может вылечить и порадовать наше сердце.

Какие виды искусства мы знаем?

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Поэт Вадим Шефнер так описал в своих стихах значение слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…»

Казалось бы, простое привычное человеческое слово, но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной. В соседстве с другими словами оно начинает звучать необычно, вызывая в нашей памяти множество ассоциаций. Так возникает литературный образ.

Изобразительное искусство – вид искусства, создающий на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Портрет человека может быть написан красками, изваян из камня или выгравирован резцом гравёра. Так изобразительное искусство объединяет живопись, скульптуру, графику. Живописец оперирует красками, которыми он на плоскости изображает предметный мир, изображает так, как он его видит, как чувствует, и то, что он знает о нём. Специфические средства живописи – цвет, рисунок, композиция - позволяют художнику запечатлеть, а зрителю увидеть цветовое многообразие мира, вызвать особое отношение к нему, особое настроение.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Великий немецкий поэт Генрих Гейне сказал о сути музыкального языка так: «Там, где кончаются слова, начинается музыка» - Давайте попробуем прочувствовать и понять особенности и силу языка искусства.

  • Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Всмотритесь внимательно в эти художественные образы. Ваше впечатление? Расскажите всё, что вы видите на полотне.

Раздвинулся занавес над алтарём – и в ореоле мерцающих, тающих в эфире херувимов предстала Божественная Дева. Спустившись с облаков, она уже ступила на земную планету. Покорная неизбежному решению она несёт миру как жертву для его спасения, младенца. И только тень страдания лежит в уголках её дрожащих губ; а он так величав, спокоен, как царь или античный герой, - младенец с глазами мудреца. Паря на облаке созерцает их Папа св. Сикст – 2, его тиара видна на алтаре. Своей протянутой вперёд рукой Сикст поручает благости Мадонны, как бы стоящих внизу верующих. Два ангелочка, отделившись от толпы своих собратьев, залетели вперёд и, облокотившись на край алтаря, любуются приближением Создателя. А св. Варвара с её атрибутом – башней, в которой она была заключена по преданию, благоговейная спутница Мадонны, всегда созерцающая в небе то, что Сикст видит лишь впервые, любуется теперь этими двумя ангелочками, умилённая глубокой грустной думой, затенившей их детские лиц.

Чем привлекает эта картина? Перед нами работа опытнейшего режиссёра и знатока «человеческих душ», великого мастер композиции и цвета – Рафаэль Санти. Его «творческая кухня» - это всегда узнаваемый и неповторимый стиль - подчерк мастера. Приём ассиметрии объёмов и силуэтов усиливает беспокойство и внутреннее движение в композиции картины. Все взоры действующих лиц на полотне направлены в разные стороны, образуя некий замкнутый круг. Лишь Мадонна и младенец в упор смотрят на нас. И этот взгляд отрешённый и взволнованный, невольно заставляет каждого стать соучастником события. Без напыщенности, ни на миг не фальшивя, мастер рассказывает нам об этом невероятном таинстве! И мы верим художнику, как верят правдивому свидетелю необычного события. Так неотразим пластический строй картины. А если мы попробуем проследить взглядом за движением складок на одеждах и драпировок, то выявим некую закономерность.- Какую? Какую бы фигуру, деталь или элемент картины мы бы не рассматривали, наш взгляд постоянно возвращается к центральному образу Девы Мари и её Божественного сына. Всё подчинено главной цели – заставить нас увидеть и понять взор Мадонны. Всё изображение вокруг, лишь сложная и необходимая рама, лишь аккомпанемент к центру полотна, лику Марии. Стремительный бег линий, весь сложный абрис силуэтов – всё неизбежно приводит нас к Ней. Расчёт мастера точен. И мы в плену у Мадонны на всю жизнь. Такова сила обобщённого образа, прекрасно воплощённая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне. Мадонна не только прекрасна, но и бесконечно мудра. Её взор, кажется, проникает в самую глубину явлений. О ней можно сказать словами Сервантеса:

«Она умеет видеть суть явлений

И там, где для мудрейшего темно…»

Давайте теперь попробуем сопоставить этот Образ с эмоционально – образным строем музыки Ф.Шуберта

  • Шуберт Ф. «Аве Мария».

Здесь важно услышать и почувствовать удивительное сочетание живописи и музыки, простоты и величия. Как художник и композитор, каждый своими средствами, создаёт ощущение возвышенного, одухотворённого, прекрасного.

Можем ли мы увидеть или услышать Присутствие Творца в этих произведениях? Давайте рассмотрим снежинку, которая появилась вследствие «облучения воды» музыкой Ф.Шуберта.

Как – же возникает этот процесс, «алхимия творчества»?

У поэтессы Анны Ахматовой есть такие строчки о процессе творчества:

«Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается, какой- то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него неповторимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь».

О каком «всепобеждающем звуке» рождающимся в душе человека, идёт речь? Когда вы занимаетесь той или иной творческой деятельностью, появляется ли у вас подобное ощущение? Кто диктует строки в тетрадь поэта? Как рождается творчество? (Вопросы для домашнего анализа)

Пение. Песня Ю. Атаманова «Мы едины в Господе»

1. Мы Едины в Господе, (2раза в конце песни)

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности –

Это жизни Гимн.

Луч любви для каждого,

Зёрнышко Земли.

Прорастает зёрнышко

В Бога Светлый Лик.

2. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для маленьких,

Луч и для больших,

Луч для падших ангелов,

Луч и для святых.

3. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для нищего,

Луч и для царя.

Для Звезды Рождественской

Каждый из нас попадал в ситуацию недоразумения при общении, независимо от того, какой была тема разговора, с кем именно мы разговаривали и к какому психологическому типу принадлежал собеседник.
Иногда мы интуитивно чувствуем, с каким человеком как именно нужно разговаривать, чтобы добиться взаимопонимания. Но зачастую на это никто не обращает особого внимания, мы заняты только собой и тем, что говорим сами.

Отсюда большинство конфликтов. Итак, чтобы не допускать подобных ошибок в общении, полезно знать психологические типы характера наших собеседников. Быстро оценив и определив тип, мы уже не рискуем обидеть человека или самому попасть впросак.

Меньшие по численности классы людей, в отличие от культурных сообществ, рассматриваются в психологических типологиях. На общем уровне их можно разделить на мотивационные, непосредственно связанные с организацией деятельности человека, и когнитивные, т.е. такие, что описывают особенности его мышления.

Дж. Д. Белл выделяет шесть мотивационных типов личности:
1. тот, что командует;
2. атакующий;
3. тот, что избегает;
4. тот, кто угождает;
5. тот, кто исполняет;
6. то, кто достигает.

Теперь рассмотрим подробно каждый тип:
1. Личность, которая командует, должен контролировать каждую ситуацию, с которой сталкивается, доминировать в каждой группе, в которой участвует, жить упорядоченной, систематическим жизнью. Она не любит неопределенности, видит мир в четких категориях, подходит к каждой ситуации догматически и упорно. Примером такого мотивационного типа может служить французский президент Шарль де Голль;

2. Личность, которая атакует, надо освободиться от ответственности или зависимости от других. Она наносит удары другим и избегает обязанностей, разрушает планы, но не выдвигает решений, любит дебатировать. Ее черты — саркастичнисть, цинизм и пренебрежительное отношение к жизни. Самым ярким примером того, кто атакует, является Адольф Гитлер;.

3. Личность, которая избегает, стремится не подвергаться поражению. Целью ее жизни — прятаться. У нее мало самоуверенности, он предпочитает стабильным и рутинным задачам. Лично не рискует и ставит для себя несложные цели;

4. Личность, которая угождает, стремится сделать так, чтобы другие любили и поддерживали ее. Она хочет, чтобы ее уважали и считали щедрой и доброй. Предпочитает решать задачи, предполагающие работу с людьми на товарищеский, компанейский основе;

5. Личность, которая выполняет, стремится добиться признания и получить престиж. Ради этого манипулирует другими и хочет произвести впечатление, старается быть респектабельной, меняет свои ценности, чтобы занять выгодную позицию. Такой человек ищет задач, которые могут повысить ее имидж и престиж;

6. Личности, которая достигает, нужно максимально использовать и расширить свой потенциал, добиться высоких уровней компетенции, самовыразиться. Она концентрируется на проблеме, цель, не является эгоистом, поскольку ей не хватает уверенности, чтобы работать над сложными, однако реалистичными задачами. Посвящает себя вещам, в которые верит, а не тем, которые просто обеспечивают ей материальное благополучие или престиж. Таковы были Линкольн и Рузвельт.

Весьма родственными с мотивационными типами личности является ее когнитивные типы, что еще раз подтверждает тесную связь организации поведения личности и особенностей его мышления.

Л. Фризен выделяет семь когнитивных типов личности, которые он также называет семью различными формами мышления.

К первому относятся «люди, воспринимающие». Это креативные, творческие индивиды с сильными способностями к ассоциации и устоявшимися взглядами. Они умеют давать четкие «черно-белые» ответы на сложные вопросы. В разговоре опираются на факты — какими они их видят. их коммуникации не хватает вероятностей и представлений, которые дают возможность мыслить независимо. их собеседники должны воспринимать все, что они говорят. их рассказы понятны, часто включают какие нравственные уроки, приправленные юмором, и удостоверяющие их открытость.

Представители этой группы стремятся быть пионером в делах, решают одновременно несколько задач. Они радуются воплощению своих решений в жизнь. То, что в их мышлении сочетается много факторов, делает их часто адекватно организованными. Вещание людей спонтанное, одна идея зажигает другую, они могут легко отвечать на комментарии и аргументы других и синтезировать все, о чем говорилось в разговоре. Эти люди быстро принимают решения, основываясь на доступной информации, но могут изменять их, даже кардинально, если получат новые данные.

К другому типу относятся «люди, служащие». Это практичные, эмоционально стабильные индивиды. Они чувствуют, что в их жизни не будет ни больших взлетов, ни провалов, они компенсируют нестабильность других. В жизни таких людей всему есть место и все на своих местах. Они создают домашнюю атмосферу, окружающие охотно дружат с ними. Больше, чем другие, они хотят быть ознакомленными с общим планом действий, фокусируются на практических вопросах, сужает их интерес к следующим шагам.

Это люди, которые сами начинают и сами заканчивают дело, и делают все сразу правильно. Иногда даже жертвуют конечными сроками в пользу качества исполнения. Они не приглашают других сделать работу за них. Конечно, они хотят угодить другим, даже за счет тех дел, которые должны выполнить сами, они очень лояльны к коллегам. Но это не значит, что такие люди будут служить другим. С точки зрения коммуникации они неудовлетворительно общаются. Делегирование обязанностей и публичная деятельность для них — дело не из простых.

«Люди, которые учат», третий когнитивный тип, похожие на «людей, служащих» в том смысле, что любят порядок, но не практический, а интеллектуальный. Они становятся настоящими учеными (хотя и другие психологические типы также могут заниматься научными исследованиями). Такие люди часто задают вопрос «почему?» Они должны знать, каким образом одно понятие влияет на другие. Горячо стремятся создать унифицированную, всеобъемлющую ментальную структуру референции (ссылок), такую, с которой можно делать точные выводы и предсказания.

«Люди, которые учат», как и «те, которые служат», могут заставить себя использовать свои силы до последних пределов. Это случается, когда они стремятся найти аналитический порядок. «Те, которые учат» является коммуникаторами понятий, предпочитая лекционном метода, а не интерактивным технологиям. Они не любят, когда их перебивают, пока они не изобразили полную картину, не выложили всю голову.

Четвертый когнитивный тип, «люди, сочувствующие», одаренные «шестым чувством», которое идентифицирует их с другими. Они чувствуют, что испытывают и другие, им болит, когда болит другим. Такие люди остро переживают неискренность. Они могут действовать от имени слабых, жертв. им трудно защищаться, даже если их обвиняют безосновательно. Часто говорят косвенно — пространно объясняют, рассказывают небольшие истории, а потом разочаровываются, когда слушатели не понимают их подсказку.

«Люди, сочувствующие» остро ощущают нарушение гармонии, они развивают в себе незыблемые основы правды. Сознание становится проводником их поведения. Обучение может расширить их опыт. Они могут быть хорошими юристами, музыкантами, инженерами, медсестрами или психологами.

«Люди, которые побуждают» не будут читать определенный материал, если не увидят в нем практической ценности. Они учатся из опыта, созерцая, что работает, а что нет. В круг их чтения входит история, биографии и литература о путешествиях, поскольку все это содержит уроки из жизни. Такие абстрактные вещи, как математика, философия или теология, оставят их холодными. Это естественные лидеры. Они подталкивают всех, кто их окружает, к максимальному использованию их потенциала, хотя сами могут откладывать на потом изменения к лучшему в своей личности.

«Люди, которые побуждают» могут быть очень неаккуратными. И одновременно своей дисциплинированностью, собственным примером могут вести за собой, но не командовать. Социальную группу, к которой они принадлежат, видят сквозь призму индивидов — быстро находят потенциально сильных личностей, требующих внимания каждого при общении, замечают персональное роста личностей. Работа является для них почти игрой — они выполняют ее способом, который их максимально удовлетворяет.

«Люди, жертвуют» — очень сложный тип. Они даже могут говорить о себе в третьем лице или во множественном числе. Несомненно, одарены многими талантами, но сужают свою активность в реализации лишь части потенциала.

Представители этого психологического типа стремятся использовать возможности везде, где их видят. Легко могут работать от 16 до 20 часов в сутки. Любят приключения и вызовы, в восторге от детективов, тайн, игр и головоломок, если знают, что могут победить.

В общем, это целеустремленные люди, которые любят соревнования во всех сферах жизни, достигать вершин. Они высокопрофессиональные и боятся только неожиданностей, через которые могут потерять контроль над ситуацией. Они просто ненавидят проигрывать споры, даже требуют от оппонента открыто признать, что они победили. их мышление построено в понятиях инвестиций и дивидендов. Испытывают неудобство быть обязанными перед кем, поскольку стремятся сохранить независимость и контроль над ситуацией. Однако способные на самопожертвование, когда все остальное не сработало. Готовы начать все сначала, чтобы быть свободными от вины.

При сужении потенциала «люди, жертвующие» могут быть ориентированы на служение, восприятие или учебы. Разница между «тем, что жертвует» и другими тремя психологическими типами в том, что «те, которые жертвуют» могут победить страх поражения.

Последний когнитивный тип, выделяемый в данной классификации, — это «люди, которые способствуют». Этот тип указан последним, поскольку его представители могут легко распознать себя в ином когнитивном типе. Если вы не можете распознать себя среди других представителей классификации, то, вероятно, принадлежите к «людям, которые способствуют». Это прирожденные дипломаты, обычно с большим кругом знакомых (учтите — знакомых, а не друзей, потому что они сбалансируют свой интимный мир). Общаются с людьми, которые их окружают, адаптируя их к друг другу, способствуя им, сближая их.

«Те, способствующие» — прирожденные экспериментаторы, которые налаживают любую деятельность. им свойственна постоянная умственная активность, без нее они скучают. Живут настоящим — наблюдают, слушают, чувствуют, собирают информацию (иногда собирают вещи), радуются опыта — хотя и несколько отстраненно, как наблюдатели.

Кроме того, что такие люди прирожденные дипломаты, они еще и искусные менеджеры. Могут быть очень упрямыми, если заставлять их стать на чью сторону в конфликте. Поэтому предпочитают быть «вторым лицом» в руководстве.

Кроме перечисленных психологических типов, выделяют три концепции личности: психологическую, социально-психологическую, физиологическую.

1. Психологическая известна еще с древних времен, когда были открыты четыре психологические типы: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. На этих типах формируется характер, темпераментные способности, совокупность преобладающих мотивов деятельности личности и особенности процесса психологической реакции.

2. Социально-психологическая предусматривает два типа людей:

а) интровертивного (замкнутый, направленный на себя, самоспоглядальний) — максимально развитый индивидуалист;

б) екстравертивний (открытый, доброжелательный, общительный, направленный на окружающую среду) — ярко выраженный коллективист.

3. Социальная концепция. Известно, что в каждой среде складывается и формируется четко выраженный тип человека, который можно выделить по характеру действий на следующие:

Первый — исполнитель. Фактически действует механически, — что скажут, то и сделает. Личной инициативы не проявляет. Как правило, в случае выдвижения на руководящую должность становится формалистом, соответственно накладывая отпечаток и на стиль управления, и на взаимоотношения с подчиненными. По психологическому типу это чаще холерик или меланхолик.

Второй — социальная активная личность. Человек живет активной общественной жизнью, инициативная, с широким кругом общественных интересов. К сожалению, можно в этом социальном типе встретить две разновидности. Первый — настоящий активист и общественно активная личность, другой — снаружи показной, формальный, митингово-этажный, дина-логический. Вторая разновидность — самый опасный, потому, что в начале трудно разглядеть его истинную сущность, увидеть, что все внешне — показное. Такие люди были и остаются злейшими врагами честных и трудолюбивых. Это могут быть как сангвиники, так и холерики.

Третий — изобретательная личность. Человек творческий, с высоко развитым чувством нового первооткрывателя. По натуре это может быть заперта лицо, а точнее постоянно сосредоточена, в поисках, которая имеет широкое мировоззрение в области узкой специализации. Только самые гениальные из них не замыкаются в кругу своих интересов. Преимущественно это люди сангвинического типа.

Четвертый и ‘пятый типы — творческие личности, близкие по деятельности к третьему типу людей, хотя отличаются тем, что не обязательно что-то самостоятельно открывают или предлагают, а к уже известному и открытому могут добавить элемент новизны именно благодаря творческому подходу к делу.