Тамплиеры и ассасины - в реальной жизни в такой связи они встречались очень редко, если встречались вообще.

Тамплиеры имеют такую реальную замечательную историю, интерес к которой не ослабевает вот уже 700 лет после разгрома ордена, что, казалось бы, зачем «улучшать» ее? Зачем забивать головы геймеров, поклонников игры Assassin’s Creed, несуществующими фактами, искажающими настоящие события?

Нищие и благородные

Орден тамплиеров - одна из замечательных и трагических страниц истории человечества. Возник он приблизительно в 1118 году, в то время, когда первый крестовый поход закончился и рыцари были не у дел, стараниями дворянина из Франции Гуго де Пейна. Самые благородные намерения - защищать паломников ко Гробу Господню путем создания военно-монашеского или духовно-рыцарского ордена - побудили этого господина и восьмерых его родственников-рыцарей объединиться в организацию, назвав ее «Орден нищих», что соответствовало реалиям. Они были бедны настолько, что имели одну лошадь на двоих. И потом на долгие годы, даже когда орден стал несметно богат, символика, где изображена лошадь, оседланная двумя всадниками, осталась.

Суть крестовых походов

Орден тамплиеров не выжил бы, если бы не покровительство коронованных особ и папы римского. Болдуин II, правитель Иерусалимского королевства, приютив их, выделил им часть юго-восточного крыла храма города Иерусалима. Как нетрудно догадаться, второе название тамплиеров - «храмовники» - произошло отсюда, потому что именно в храме находилась их штаб-квартира. Тамплиеры носили на одеянии, на щите и на флажках пик красные равносторонние кресты на белом фоне, символизирующие готовность пролить свою кровь за освобождение Святой земли. По этим знакам отличия рыцарь-тамплиер был узнаваем всеми. Подчинялись они непосредственно папе римскому. Иерусалим, или Святая земля, периодически захватывался мусульманами, собственно, цель всех крестовых походов декларировалась как освобождение Гроба Господня, находящегося в этом городе, который переходил из рук в руки. Храмовники оказывали существенную поддержку армии крестоносцев в сражениях с неверными.

Довольно малочисленная секта

Крестоносцы, а в их числе и «нищие рыцари», сражались с мусульманами, но никак не с ассасинами, которых называют средневековыми террористами. Организация была устроена так, что не все члены ее знали друг друга в лицо. Они никогда не шли в атаку, они действовали из-за угла. Тамплиеры и ассасины не противостояли конкретно друг другу никогда. Но западная система развлечений активно использует образ благородного рыцаря-тамплиера, не всегда оговаривая, что это вымысел. Ассасины, конечно же, существовали в истории, и тоже были окружены тайнами и легендами.

Одна из ветвей ислама

Вообще-то, под этим широко распространенным названием подразумевались исмаилиты-низариты, которые официальным исламом жестоко преследовались как еретики. Это ветвь шиитского ислама. Тонкости знакомы только специалистам. Однако существуют сведения о шиитской секте, члены которой отличались крайней жестокостью и неуловимостью. Тайная организация со строжайшей иерархией, фанатики, слепо поклоняющиеся только своему вождю. В Средневековье они нагоняли страх абсолютно на всех на обширной территории от двора короля франков Карла Великого до границ Поднебесной, хотя размеры организации были слишком преувеличены. Постепенно слово "ассасин" стало синонимом термина «убийца».

Почему бы не поэксплуатировать такой образ? Да еще в связке «тамплиеры и ассасины». С одной стороны благородный рыцарь, с другой - тайный наемник. А вообще-то, может быть, интересная компьютерная игра или захватывающая книга типа «Кода да Винчи» подвигнет пытливого юношу узнать, было ли все это на самом деле, а если было, то как? Недаром многих интересуют вопросы о том, кто такие тамплиеры и ассасины.

Уничтожение Бедных рыцарей

Что же случилось с «храмовниками»? Чужое золото всегда слепит. Тамплиеры давно раздражали своим богатством - они успешно занимались торговлей и ростовщичеством, умели вкладывать деньги в выгодные проекты. В должниках у них ходили все короли Европы, которым нужны были деньги для ведения бесконечных войн. И вот в 1268 году престол Франции занимает Филипп IV Красивый из династии Капетингов, правивший страной до 1314 года. Справедливости ради надо отметить, что он сделал все, чтобы Франция стала сильной процветающей державой. В том числе, будучи фанатично преданным католической вере человеком, он хотел очистить страну от сектантов. Тамплиерам же он был должен очень много, отдавать было нечем, а деньги были нужны и дальше. Так или иначе, но он пошел на разгром ордена, арестовал верхушку тамплиеров, жестокими пытками добился от многих признания в том, что они еретики и, когда папа Климент V, под прямой защитой которого находился орден тамплиеров, опомнился, на руках у короля уже были показания арестованных, говорящие не в их пользу.

Знаменитое проклятие

Арест тамплиеров был совершен в пятницу, 13 октября 1307 года. Уничтожение храмовников произвело неизгладимое впечатление на общество, число и день считаются несчастливыми и сейчас. Великий магистр Жак де Моле и три руководителя ордена полностью признали свою вину, надеясь, как и постановил суд, на пожизненное заключение. В тот же вечер 18 марта 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были сожжены на Еврейском острове прямо перед окнами дворца. Перед смертью Жак де Моле проклял папу, короля, палача-канцлера и весь их род.

Великий магистр оставил им всего лишь год жизни. Климент V умер через месяц, Гийом де Ногаре - спустя некоторое время, не прошло и года, как внезапно скончался Филипп IV. Как-то не заладилась жизнь и у ближайших родственников проклятых магистром людей.

Множество неразгаданных тайн

После ареста главным потрясением было то, что несметных богатств тамплиеров так и не нашли. Вопросов возникало множество, предположений еще больше - деньги тратились на финансирование масонских лож по всему свету, предполагалось, что храмовниками субсидировались английские банки. Но самым странным предположением является возможное ассигнование Нового Света. И самая главная тайна тамплиеров заключается в том что, по неподтвержденным предположениям, еще в XII веке при помощи их денег разрабатывались серебряные копи Америки и налаживались крепкие связи с аборигенами. И якобы их корабли совершали регулярные рейсы через Атлантику. Тайн, связанных с этим орденом, предостаточно, например: кому действительно поклонялся рыцарь-тамплиер и его братья, чем обладали храмовники - была ли это действительно Чаша Грааля, какие обряды сопровождали культовые действия. И эти неразгаданные тайны порождают массу спекуляций, которые не дают ответов на вопросы, а только разжигают фантазию.

Эта секта прославилась коварными убийствами, но ее основателем был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплел цепь зла.

Звали этого юношу Хасан аль-Саббах. Именно он основал тайную секту, чье название и теперь считается синонимом коварного убийства. Речь идет об ассасинах - организации, готовившей убийц. Они расправлялись с любым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну любому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали, а то без долгой канители убивали.

Хасан родился около 1050 г. в небольшом персидском городке Кум. Вскоре после его появления на свет родители перебрались в городок Райи, лежавший близ современного Тегерана. Здесь юный Хасан получил образование и уже «с младых лет», писал он в своей автобиографии, дошедшей до нас лишь в отрывках, «воспылал страстью ко всем сферам знаний». Больше всего ему хотелось проповедовать слово Аллаха, во всем «храня верность заветам отцов. Я никогда в жизни не усомнился в учение ислама; я неизменно был убежден в том, что есть всемогущий и вечносущий Бог, Пророк и имам, есть дозволенные вещи и запретные, небо и ад, заповеди и запреты».

Ничто не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда семнадцатилетний студент познакомился с профессором по имени Амира Зарраб. Тот смутил чуткий ум юноши следующей неприметной, казалось бы, оговоркой, которую раз за разом повторял: «По сему поводу исмаилиты полагают…» Поначалу Хасан не уделял внимание этим словам: «Я считал учение исмаилитов философией». Мало того: «Что они изрекают, противно религии!» Он давал это понять своему учителю, но никак не умел возразить его аргументам. Всячески юноша противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Однако тот «опровергал мои верования и подтачивал их. Я не признавался ему в этом открыто, но в моем сердце его слова нашли сильный отклик».

Наконец, произошел переворот. Хасан тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что же произошло; известно лишь, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и поведал, что решил перейти в их веру. Так, Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт.

Чтобы понять, что произошло, перенесемся на несколько веков назад. Мухаммед умер в 632 г. После этого разгорелся спор о его преемнике. В конце концов, его ученики объединились вокруг «верного из верных», одного из первых мусульман - Абу Бакра. Его провозгласили первым халифом - «заместителем»

Пророка. Именно тогда соратники Мухаммеда начали записывать стихи Корана.

Однако не все были довольны таким выбором. Тайные враги Абу Бакра (632-634) и его преемников Омара (634-644) и Османа (644-656) группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Им казалось, что у него больше прав носить титул халифа. Этих людей стали называть «шиитами» (от арабского слова «шиа» - группа). С самого начала они были в оппозиции к большинству мусульман - те звались суннитами. У сторонников Али была своя правда. Люди, продолжавшие дело Мухаммеда, больше интересовались захватом новых земель и накоплением богатств, чем укреплением веры. Вместо государства мусульман их заботил лишь собственный прок. Святость и справедливость они подменили стяжательством.

В конце концов, мечтания шиитов сбылись. В 656 г. восставший люд убил халифа Османа из мекканского рода Омейядов. Новым правителем мусульман стал Али. Однако пять лет спустя был убит и он. Власть перешла к Муавии (661 -680) из того же рода Омейядов.

Омейяды, как и правители всех времен и народов, укрепляли свою власть. В годы их правления богатые становились богаче, а бедные - все беднее. Вокруг шиитов сплотились все недовольные властью. Халифат стали сотрясать восстания. Еще в 680 г., после смерти Муавии, подняли восстание Хусейн, сын Али, и Фатима - дочь Пророка и вдова Али.

Первоначально «шиа» была чисто политической группировкой. Теперь раскол произошел и в религиозной области. Главной причиной неурядиц и беспорядков, считали шииты, была незаконная власть халифов. Лишь прямые потомки Пророка могли быть стражами истины и закона. Только из их числа мог появиться на свет долгожданный Спаситель, который устроит государство, угодное Богу.

Вожди шиитов - имамы - были Алидами, потомками Али по прямой линии. Значит, все они своими корнями восходили к Пророку. Они не сомневались в том, что долгожданный Спаситель будет шиитским имамом. Отзвуки этой тоски по «праведному миру» мы наблюдали совсем недавно, когда в 1979 г. в шиитском Иране народ встретил ликованием весть о том, что аятолла Хомейни провозгласил страну Исламской республикой. Сколько надежд простые шииты связывали с этим счастливым событием!

Но вернемся в далекое прошлое. В 765 г. шиитское движение ждал раскол.

Когда умер шестой имам, сменивший Али, его преемником был выбран не старший сын Исмаил, а младший сын. Большинство шиитов спокойно приняло этот выбор, но некоторые взбунтовались. Они считали, что традиция прямого наследования была нарушена - и остались верны Исмаилу. Их назвали исмаилитами.

Их проповедь снискала неожиданный успех. К ним влекло самых разных людей - и по разным причинам. Правоведы и богословы были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его прямых наследников, оспаривавших звание имама. Простых людей привлекали таинственные, полные мистики речения исмаилитов. Люди ученые не могли пройти мимо изощренных философских толкований веры, предложенных ими. Беднякам же более всего нравилась деятельная любовь к ближним, которую проявляли исмаилиты, Они основали свой халифат, названный в честь Фатимы. Со временем их власть настолько окрепла, что в 969 г. армия Фатимидского халифата - он располагался в Тунисе - вторглась в Египет и, захватив страну, основала город Каир, новую ее столицу. В период расцвета этот халифат охватывал Северную Африку, Египет, Сирию, Сицилию, Йемен и священные города мусульман - Мекку и Медину.

Впрочем, когда Хасан аль-Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась - она, можно сказать, была в прошлом. Однако исмаилиты верили, что только они - подлинные хранители идей Пророка.

Итак, международная панорама была такова. В Каире правил исмаилитский халиф; в Багдаде - суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточенную борьбу. В Персии же - то бишь в современном Иране - жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме того, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх стали брать сунниты.

На средневековом Востоке ассасином мог оказаться самый безобидный по виду человек Хасан не мог не знать, что, становясь сторонников исмаилитов, он выбирает долгую, нещадную борьбу. Враги будут грозить ему отовсюду, со всех сторон.

Хасану было 22 года, когда в Райи приехал глава исмаилитов Персии. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Быть может, этот новый сторонник окажется очень полезен братьям по вере.

Однако прошло целых шесть лет, пока Хасан наконец не отбыл в Египет. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 г. он все же приехал в Каир, его встречали с почтением. Однако увиденное ужаснуло его. Халиф, коего он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы - не только политические, но и религиозные - решал везир.

Возможно, Хасан поссорился со всемогущим везиром. Во всяком случае нам известно, что три года спустя Хасан был арестован и выслан в Тунис. Однако судно, на котором его везли, потерпело крушение. Хасан спасся и вернулся на родину. Злоключения расстроили его, но он твердо держался клятвы, данной халифу.

Хасан замыслил сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда ее сторонники поведут сражение с мыслящими иначе - шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было лишь выбрать плацдарм для будущих военных успехов - место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря.

Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут в первый раз проявилась типичная для него стратегия.

Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшее.

Поэтому проповедь свободы, принесенная сгранными посланниками, нашла скорый отклик. Даже комендант крепости радушно приветил их, но то была видимость - обман. Под каким-то предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а затем закрыл за ними ворота.

Фанатичный вождь исмаилитов не думал сдаваться. «После долгих переговоров он снова велел их (посланников) впустить, - вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. - Когда он вновь приказал им уйти, они отказались».

Тогда, 4 сентября 1090 г., сам Хасан тайком проник в крепость Через несколько дней комендант понял, что справиться с «непрошеными гостями» он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством на сумму - в пересчете на привычный нам валютный курс - более 3000 долларов.

С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провел там 34 года - до самой смерти. Он даже не покидал свой дом. Он был женат, обзавелся детьми, но и теперь по-прежнему вел жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этого правила. Так, он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, заподозрив в том, что тот был причастен к убийству одного проповедника.

Хасан был строг и справедлив до полного бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему «глазами и ушами», доносившими все, что творилось за стенами крепости. Он внимательно выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум и оживляло пылкое сердце.

Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках».

Одаренный мудростью, он жаждал силы и власти. Власть нужна была ему, чтобы претворять в жизнь слово Аллаха. Сила и власть могли повергнуть к его ногам целую державу Он начал с малого - с покорения крепостей и селений.

Из сих лоскутков он кроил себе покорную страну. Он не торопился. Сперва он убеждал и увещевал тех, кого хотел взять приступом. Однако если они не открывали ему ворот, прибегал к оружию.

Его держава росла. Под его властью находилось уже около 60 000 человек.

Но этого было мало; он все рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от современного Тегерана, впервые свершилось убийство. Его никто не замышлял; скорее оно было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов; за ними зорко следили; за малейшую провинность жестоко карали. В Саве сторонники Хасана попытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и пригрозил пожаловаться властям Тогда его убили. В ответ был казнен вожак сих скорых на расправу исмаилитов; его тело проволокли по базарной площади в Саве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, везир сельджукского султана. Это событие всколыхнуло сторонников Хасана и развязало террор. Убийства врагов планировались и были прекрасно организованы. Первой жертвой стал жестокий везир.

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», - объявил Хасан своим правоверным, поднявшись на крышу дома. Обратившись к внимавшим, он спросил, кто готов освободить мир от «сего шайтана» Тогда «человек по имени Бу Тахир Аррани положил руку на сердце, изъявив готовность», говорится в одной из исмаилитских хроник. Убийство случилось 10 октября 1092 г. Едва Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и поднялся в паланкин, чтобы проследовать в гарем, как вдруг ворвался Аррани и, обнажив кинжал, в бешенстве бросился на сановника. Сперва опешив, стражи метнулись к нему и убили на месте, но поздно - везир был мертв.

Весь арабский мир ужаснулся. Особенно негодовали сунниты. В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан велел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого; рядом же - имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели… В глазах Хасана все они заслуживали смерти. Они покинули путь, начертанный Пророком, и перестали следовать Божественному закону. «А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные», - сказано в Коране (5,48). Они - поклонники идолов, презревшие правду; они - отступники и кознодеи. И должно их убивать, как то повелел Коран: «Избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытном месте!» (9, 5) Хасан чувствовал свою правоту. Он укреплялся в этой мысли тем сильнее, чем ближе подходили войска, посланные, чтобы истребить его и его сторонников. Однако Хасан успел собрать ополчение, и оно отразило все атаки врагов.

Вот уже четыре года Хасан аль-Саббах правил в Аламуте, когда пришло известие о том, что в Каире умер халиф Фатимидов. Наследовать ему готовился старший сын, как вдруг власть захватил младший. Итак, прямое наследование прервалось На взгляд Хасана, это был непростительный грех. Он порывает с Каиром; теперь он остался один, окруженный врагами. Хасан более не видит причин считаться с чьим-либо авторитетом. Лишь один есть ему указ: «Аллах - нет божества, кроме Него, - живой, сущий!» (3, 1). Людей же он привык побеждать.

Он подсылает к своим врагам агентов. Те запугивают жертву, угрожая или мучая ее. Так, поутру человек мог проснуться и заметить кинжал, воткнутый в пол рядом с кроватью. К кинжалу прилагалась записка, гласившая, что в следующий раз его острие врежется в обреченную грудь. После такой недвусмысленной угрозы предполагаемая жертва обычно вела себя «тише воды, ниже травы».

Если противилась, ее ждала смерть.

Покушения были подготовлены до мелочей. Убийцы не любили спешить, готовя все исподволь и постепенно. Они проникали в свиту, что окружала будущую жертву, старались завоевать ее доверие и выжидали месяцами. Самое удивительное, что они нисколько не заботились о том, как выжить после покушения Это тоже превращало их в идеальных убийц.

Ходили слухи, что будущих «рыцарей кинжала» вводили в транс и пичкали наркотиками. Так, Марко Поло, побывавший в Персии в 1273 г., рассказывал позднее, что молодого человека, выбранного в убийцы, одурманивали опиумом и относили в чудесный сад. «Там произрастали лучшие плоды… В родниках текли вода, мед и вино. Прекрасные девы и благородные юноши пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах». Все, что могли пожелать будущие убийцы, мигом сбывалось. Через несколько дней им снова давали опиум и уносили из дивного вертограда. Когда же они пробуждались, им говорили, что они побывали в Раю - и могут тотчас вернуться туда, если убьют того или иного врага веры.

Никто не знает, правдива ли эта история. Верно лишь то, что сторонников Хасана называли также «Haschischi» - «вкушающие гашиш». Быть может, наркотик гашиш и впрямь играл определенную роль в ритуалах этих людей, однако имя могло иметь и более прозаическое объяснение: в Сирии всех безумцев и сумасбродов именовали «гашишами». Это прозвище перешло в европейские языки, превратившись здесь в пресловутое «ассасины», коим награждали идеальных убийц. История же, рассказанная Марко Поло, пусть отчасти, но несомненно верна. Еще и сегодня мусульмане-фундаменталисты убивают своих жертв ради того, чтобы побыстрее оказаться в Раю, обещанном тем, кто пал смертью мученика.

Власти реагировали на убийства очень жестко. Их соглядатаи и ищейки бродили по улицам и сторожили у городских ворот, высматривая подозрительных прохожих; их агенты врывались в дома, обыскивали комнаты и допрашивали людей - все было напрасно. Убийства продолжались.

В начале 1124 г. Хасан аль-Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 г., саркастично пишет арабский историк Джувейни, он рухнул в пламя Господне и скрылся в Его аду». На самом деле кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твердом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле.

Преемники Хасана продолжили его дело. Им удалось расширить свое влияние на Сирию и Палестину. Тем временем там произошли драматичные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы; они захватили Иерусалим и основали свое королевство. Век спустя курд Саладин сверг власть халифа в Каире и, собрав все силы, ринулся на крестоносцев. В этой борьбе еще раз отличились ассасины.

Их сирийский вождь, Синан ибн Салман, или «Старец горы», слал убийц в оба сражавшихся друг с другом лагеря. Жертвами убийц стали и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. По словам историка Б.Куглера, Конрад «вызвал против себя месть фанатической секты, ограбив один ассасинский корабль». От клинка мстителей был обречен пасть даже Саладин: лишь по счастливой случайности он пережил оба покушения. Люди Синана посеяли такой страх в душах противников, что те и другие - арабы и европейцы - покорно платили ему дань.

Впрочем, некоторые враги осмелели до того, что стали смеяться над приказами Синана или по-своему толковать их. Некоторые даже предлагали Синану спокойно слать убийц, ибо это ему не поможет. Среди смельчаков были рыцари - тамплиеры (храмовники) и иоанниты. Для них кинжалы убийц были не так с і рашны еще и потому, что главу их ордена мог немедленно заменить любой из их помощников. На них было «не напастись убийц».

Напряженная борьба кончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таяли. Убийства прекратились. Когда в XIII в. в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов покорились им без боя. В 1256 г. последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привел монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землей. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой. «Его и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так, от него и его племени не осталось более и следа», - сообщает историк Джувейни.

Его слова неточны. После гибели Рукна аль-Дина остался его ребенок. Он и стал наследником - имамом. Современный имам исмаилитов -Ага-хан - прямой потомок этого малыша. Покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад. Теперь это - мирные люди, и кинжал их - более не судья.

В начале нынешнего года на широкий российский экран вышел новый голливудский боевик «Кредо убийцы», снятый по мотивам серии мегапопулярных компьютерных игр Assassin’s Creed. Однако сейчас речь не о художественных достоинствах данного произведения, тем более что они, мягко говоря, довольно спорны. В центре сюжета фильма деятельность братства ассасинов – тайной организации хладнокровных шпионов и убийц, которые борются с испанской инквизицией и тамплиерами .

Складывается впечатление, что западный мир, досыта наевшись дальневосточными единоборствами, нашел себе новую игрушку, и теперь загадочных ниндзя заменили еще более таинственные ассасины. Более того, на просторах интернета можно найти даже описание специальной боевой техники ассасинов, которой, конечно же, на самом деле никогда не существовало. Образ ассасина, который сегодня сложился в массовой культуре, не имеет ничего общего с реальной историей. Более того, он абсолютно сумасброден и не соответствует истине.

Итак, как же современная популярная культура изображает ассасинов? Во времена Крестовых походов на Ближнем Востоке существовала тайная секта изощренный и умелых убийц, которые легко отправляли в мир иной королей, халифов, князей и герцогов. Руководил этими «ближневосточными ниндзями» некто Хасан ибн Саббах, более известный, как Старец с Горы или Горный Старец. Своей резиденцией он сделал неприступную крепость Аламут.

Для подготовки бойцов ибн Саббах использовал новейшие по тем временам психологические методы, включая воздействие наркотиков. Если Старцу нужно было отправить кого-нибудь на тот свет, он брал юношу из общины, пичкал его гашишем, а затем одурманенного переносил в дивный сад. Там избранника ожидали самые разные удовольствия, включая прекрасных гурий, и он думал, что реально попал в рай. После возвращения обратно человек не находил себе места и был готов выполнить любое задание начальства, чтобы опять оказаться в чудесном месте.

Старец с Горы рассылал своих агентов по всему Ближнему Востоку и Европе, где они безжалостно уничтожали врагов своего учителя. Халифы и короли дрожали, ибо знали, что прятаться от убийц бессмысленно. Ассасинов боялись все, от Германии до Китая. Ну а потом в регион пришли монголы, Аламут был взят, а секта полностью уничтожена.

Эти байки тиражируются в Европе уже многие сотни лет, с годами они лишь обрастают новыми деталями. К созданию легенды об ассасинах приложили руку многие известные европейские историки, политики и путешественники. Например, миф о райском саде запустил небезызвестный Марко Поло.

Кем же на самом деле были ассасины? Что представляло собой это тайное общество? Почему оно возникло, и какие задачи ставило перед собой? Действительно ли каждый ассасин был таким непобедимым бойцом?

История

Чтобы понять, кто такие ассасины, нужно погрузиться в историю мусульманского мира и перенестись на Ближний Восток в период зарождения этой религии.

После смерти пророка Мухаммада в исламском мире произошел раскол (первый из многих). Мусульманская община разделилась на две большие группы: суннитов и шиитов . Причем яблоком раздора стали не религиозные догмы, а банальная борьба за власть. Сунниты считали, что руководить мусульманской общиной должны выбранные халифы, а шииты полагали, что власть нужно передавать только прямым потомкам пророка. Однако и здесь не было единства. Кто именно из потомков достоин возглавить мусульман? Этот вопрос привел к дальнейшему расколу в исламе. Так возникло движение исмаилитов или приверженцев Исмаила, который был старшим сыном шестого имама Джафара ас-Садыка.

Исмаилиты были (и есть) весьма мощной и пассионарной ветвью ислама. В X столетии последователи этого течения создали Фатимидский халифат, который контролировал обширные территории, включая Палестину, Сирию, Ливан, Северную Африку, Сицилию и Йемен. В состав этого государства входили даже священные для любого мусульманина города Мекка и Медина.

В XI веке очередной раскол случился уже у исмаилитов. У фатимидского халифа были два сына: старший Низар и младший Аль-Мустали. После смерти правителя между братьями началась усобица, в ходе которой Низар был убит, а трон занял Аль-Мустали. Однако значительная часть исмаилитов не приняла новую власть и образовали новое мусульманское течение – низаритов. Именно они и играют главную роль в нашем рассказе. В это же время на авансцене появляется ключевой персонаж этой истории – Хасан ибн Саббах, знаменитый «Старик с Горы», хозяин Аламута и фактический основатель низаритского государства на Ближнем Востоке.

В 1090 году Саббах, сплотив вокруг себя большое количество сподвижников, захватил крепость Аламут, расположенную в западной Персии. Причем эта горная твердыня сдалась низаритам «без единого выстрела», Саббах просто обратил ее гарнизон в свою веру. Аламут был только «первой ласточкой», после него низариты захватили еще несколько крепостей на севере Ирака, в Сирии и Ливане. Очень быстро была создана целая сеть укреплённых пунктов, которая, в принципе, уже вполне «тянула» на государство. Причем все это было сделано быстро и без кровопролития. Судя по всему, Хасан ибн Саббах был не только толковым организатором, но и весьма харизматичным лидером. А, кроме того, этот человек действительно был религиозным фанатиком: он сам горячо верил в то, что проповедывал.

В Аламуте и на других подконтрольных территориях Саббах установил жесточайшие порядки. Были строжайше запрещены любые проявления красивой жизни, включая богатую одежду, изысканное убранство жилищ, пиры, охоты. Малейшие нарушения запрета карались смертной казнью. Саббах приказал казнить одного из своих сыновей за то, что он попробовал вина. На некоторое время Саббаху удалось построить что-то наподобие социалистического государства, где все были более или менее равны, а все границы между разными слоями общества стерты. Зачем нужно богатство, если его нельзя использовать?

Однако Саббах не был примитивным ограниченным фанатиком. Низаритские агенты по его приказу собирали редкие манускрипты и книги по всему миру. Частыми гостями в Аламуте были лучшие умы своего времени: медики, философы, инженеры, алхимики. В замке была богатейшая библиотека. Ассасины сумели создать одну из лучших систем фортификации того времени, по мнению современных специалистов, они на несколько столетий опередили свою эпоху. Именно в Аламуте Хасан ибн Саббах додумался до практики использования террористов-смертников для уничтожения своих оппонентов, но это произошло не сразу.

Кто такие ассасины?

Прежде чем перейти к дальнейшему рассказу, следует разобраться с самим термином «ассасин». Откуда же он пошел и что означает на самом деле? На этот счет существует несколько гипотез.

Большинство исследователей склоняется к мысли, что «ассасин» - это исковерканный вариант арабского слова «хашишийа», которое можно перевести, как «употребляющий гашиш». Однако у этого слова есть и другие толкования.

Следует понимать, что в период раннего Средневековья (как, впрочем, и сегодня) разные направления ислама не слишком хорошо уживались друг с другом. Причем противостояние отнюдь не ограничивалось силовыми методами, не менее напряженная борьба велась и на идеологическом фронте. Поэтому ни правители, ни проповедники не стеснялись в очернении своих оппонентов. Термин «хашишийа» относительно низаритов впервые встречается в переписке халифа аль-Амира, который принадлежал к другому течению исмаилитов. Затем это же название применительно к последователям Старца с Горы встречается в трудах нескольких арабских средневековых историков.

Конечно, можно допустить, что аль-Амир просто хотел обозвать своих идеологических врагов «тупыми укурками», но, вероятно, он имел в виду нечто другое. Большинство современных исследователей считает, что слово «хашишийа» в то время имело и другой смысл, оно означало «чернь, людей низкого сословия». Говоря другими словами, голодранцев.

Естественно, что ни ассасинами, ни «хашишийа» воины Хасана ибн Саббаха себя не называли. Они именовались «фидаи» или «фидаины», что в буквальном переводе с арабского означает «жертвующие собой во имя идеи или веры». Кстати, этот термин употребляется и в наши дни.

Практика ликвидации своих политических, идеологических или личных противников стара как мир, она существовала задолго до появления крепости Аламут и ее обитателей. Однако на Ближнем Востоке подобные методы ведения «международных отношений» ассоциировались именно с низаритами. Имея сравнительно небольшую численность, община низаритов постоянно находилась под жестким давлением отнюдь не мирных соседей: крестоносцев, исмаилитов, суннитов. Старец с Горы не имел в своем распоряжении крупной военной силы, поэтому выкручивался, как мог.

Хасан ибн Саббах отошел в лучший мир в 1124 году. После его кончины низаритское государство просуществовало еще 132 года. Пик его влияния пришелся на XIII столетие – эпоху Салах ад-Дина, Ричарда Львиное Сердце и общего упадка христианских государств на Святой Земле.

В 1250 году монголы, вторгшиеся в Персию, уничтожили государство ассасинов. В 1256 году Аламут пал.

Мифы об ассасинах и их разоблачение

Миф об отборе и подготовке. Существует множество легенд относительно отбора и подготовки будущих воинов-ассасинов. Считается, что для своих операций Саббах использовал юношей от 12 до 20 лет, в некоторых источниках говорится о детях, которых с «младых ногтей» учили искусству убивать. Якобы, попасть в ассасины было весьма не просто, для этого кандидат должен был проявить недюжее терпение. Желающие попасть в ряды элитных «мокрушников» собирались около ворот замка (днями и неделями), и их долго не пускали внутрь, отсеивая таким образом неуверенных или малодушных. Во время обучения старшие товарищи устраивали новобранцам лютую «дедовщину», всячески издеваясь и унижая их. При этом рекруты могли беспрепятственно покинуть стены Аламута и вернуться к нормальной жизни в любое время. Используя такие методы, ассасины, якобы, отбирали самых стойких и идейных.

Истина заключается в том, что ни в одном из исторических источников нет никаких упоминаний об отборе в ассасины. Грубо говоря, все вышеперечисленное – это просто позднейшие фантазии, а как было на самом деле – неизвестно. Скорее всего, жесткого отбора не было совсем. На «дело» могли послать любого члена общины низаритов достаточно преданного Саббаху.

Об обучении ассасинов легенд еще больше. Чтобы достичь вершин своего искусства, ассасин, якобы, должен был тренироваться годами, в совершенстве владеть всеми видами оружия и быть непревзойденным мастером рукопашного боя. Также в список учебных предметов были занесены актерское мастерство, искусство перевоплощения, изготовление ядов и многое другое. Ну и, кроме того, каждый член секты имел собственную специализацию по региону и должен был знать необходимые языки, обычаи жителей и др.

Никаких сведений о подготовке ассасинов также не сохранилось, так что все вышеперечисленное не более чем красивая легенда. Скорее всего, что бойцы Старика с Горы больше напоминали современных исламских шахидов, чем высокотренированных бойцов спецназа. Естественно, что они горели желанием отдать жизнь за свои идеалы, но успех их акций больше зависел от везения, чем от профессионализма и выучки. Да и зачем тратить время и ресурсы на одноразового бойца, если всегда можно послать нового. Эффективность ассасинов больше связана с самоубийственной тактикой, которую они выбирали.

Как правило, убийства совершались демонстративно, причем обычно ассасин даже не пытался скрыться. Этим достигался еще больший психологический эффект.

Миф о гашише. Скорее всего, представление о том, что ассасины практиковали частое употребление гашиша связано с неправильной интерпретацией слова «хашишийа». Называя так своих оппонентов, противники ассасинов хотели подчеркнуть их низкое происхождение, а не пристрастие к наркотикам. Народы Ближнего Востока прекрасно знали о гашише и о его разрушительном действии на тело человека и его разум. Для мусульман наркоман – это конченый человек.

А учитывая строгость нравов, которая царила в Аламуте, трудно предполагать, что там кто-нибудь всерьез злоупотреблял психоактивными веществами. Тут можно напомнить, что за распитие вина Саббах казнил собственного сына, вряд ли такого человека можно представить в качестве руководителя огромного наркоманского притона.

Да и какой боец из наркомана? Ответственность за создание подобного мифа частично лежит на Марко Поло. Но об этом следующий миф.

Миф о райском саде. Эту историю первым описал Марко Поло. Он действительно путешествовал по Азии и, вероятно, встречался с низаритами. По словам знаменитого венецианца, перед выполнением задания ассасина усыпляли и переносили в особое место, которое очень напоминало райский сад, каким он описан в Коране. Там было полно вина, фруктов, воина ублажали соблазнительные гурии. После пробуждения воин только и думал, как снова оказаться в чертогах, но для этого он должен был исполнить волю Старца. Итальянец утверждал, что перед этим действом человека накачивали наркотиками, правда, в своем труде итальянец не уточнял какими именно.

Дело в том, что Аламут (как и другие замки низаритов) были слишком малы для создания подобной иллюзии, да и следов подобных помещений обнаружено не было. Скорее всего, эта легенда придумана, чтобы объяснить преданность, которую последователи Саббаха выказывали своему лидеру. Чтобы понять ее не нужно придумывать сады и гурий, отгадка находится в самой доктрине ислама, а особенно в шиитском его толковании. Для шиитов имам – это посланец Бога, человек, который заступится за него во время Страшного Суда и даст пропуск в Рай. Ведь современных шахидов готовят без всяких наркотиков, причем ИГИЛ и другие радикальные группировки используют их в промышленных масштабах.

Истоки легенды

Начало легенде об ассасинах дали крестоносцы, возвратившиеся после неудачных Крестовых походов в Европу. Упоминание о страшных мусульманских убийцах можно найти в работах Бурхарда Страсбургского, епископа Акры Жака де Витри, германского историка Арнольда Любекского. В текстах последнего можно впервые прочитать об использовании гашиша.

Следует понимать, что информацию о низаритах европейцы во многом получали от их злейших идеологических врагов – суннитов, от которых трудно ожидать объективности.

После окончания Крестовых походов контакты европейцев с мусульманским миром практически прекратились, и настало время фантазий о загадочном и волшебном Востоке, где может быть что угодно.

Порядочно добавил масла в огонь самый знаменитый средневековый путешественник Марко Поло. Однако по сравнению с современными деятелями массовой культуры он просто ребенок, честный и искренний. Большинство нынешних фантазий на тему ассасинов с реальностью не связаны никак.

Итоги

Кстати, еще одним мифом об ассасинах является представление об их вездесущности. На самом деле они действовали в основном в своем регионе, так что вряд ли их боялись в Китае или Германии. И причина очень проста: в этих странах просто не догадывались о существовании подобной организации. А вот на Ближнем Востоке о секте низаритов знали даже очень хорошо.

За время существования Аламута сто восемнадцатью фидаинами было убито семьдесят три человека. На счету воинов Старца Горы три халифа, шесть визирей, несколько десятков региональных руководителей и духовных лидеров, которые, так или иначе, перешли дорогу Саббаху. Низаритами был убит знаменитый иранский ученый Абу ал-Махасина, который особенно активно критиковал их. Среди известных европейцев, которые пали от рук ассасинов, маркиз Конрад Монферратский и король Иерусалима. На легендарного Саладина низариты устроили настоящую охоту: после трех покушений знаменитый полководец все-таки решил оставить Аламут в покое.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Наигравшись в популярную игру Ассасин Крид , люди стали часто интересоваться, а в действительности ли существуют бесшумные и проворные убийцы ? Да, это абсолютно, правда, в далекой эпохе зародилось братство ассасинов . В данной статье вы узнаете полную историю существования ассасинов в реальной жизни.

К концу 11-го века в горной местности Персии находилась небольшая держава . Появилось она после распада ислама и по причине развития исмаилитов, как раз, с которыми и шла долгое время борьба за власть. Война в исламских государствах часто перерастала в дилемму о том, жизнь или смерть.

Полководец Хасан-ибн-Саббаха задумывался о создании новой страны, чтобы выжить во враждебных условиях между народами. Вместе с тем, что государство находилась в горах, а все населения рядом были закрыты и недоступны, он часто применял методы разведки и карательных операций против своих заклятых врагов . После этого, через какой-то срок люди стали узнавать о том, что из себя представляют ассасины и какова их роль в этом мире.

В поместье Хасан-ибн-Саббаха превозносили как короля горы, ведь именно он впервые создал закрытую ассоциацию избранных людей, которые готовы были отдать свою жизнь ради слов султана и бога Аллаха. Секта была выстроена из нескольких ступеней просвещения в ассасины . Самую маленькую ступень принимал отряд карателей-смертников. Их обязательность была выполнить задание ценой собственной жизни. Они могли лгать, прикидываться обычными людьми, долго дожидаться, но после этого, смерть приговоренного, была неизбежна. Мусульманские и Европейские предводители уже задолго до этого знали, кто такие ассасины.

Многие молодые люди из очень сильно горели желанием попасть в братское сообщество ассасинов. Ведь все потому, что они хотели овладеть тайными знаниями и получить всеобщее согласие. Лишь единицы могли войти во дворец к Хасан-ибн-Саббаха , так как для этого требовалось смелость, настойчивость и рвение к победе. Первым делом, новоприбывший проходил психологический осмотр. Ему давали наркотические средства и внушали, что он побывал в райском месте. Молодые люди под влиянием наркотиков видели, как к ним заходят очаровательные обнаженные барышни, и предлагают шалости со словами: всё райское блаженство будет открыто после того, как воля Аллаха исполниться. Таким явлением объясняют смелые смертники-каратели , которые после успешного задания, принимали это как награду и не старались избежать от наказания.

Самое первое братство ассасинов вели войну с мусульманскими государствами. Вплоть до того, что даже после появления крестоносцев в Палестину, их главными врагами все равно оставались другие направления ислама и бесчестные мусульманские цари. Какое-то время общество тамплиеров и ассасинов сохраняло союзнические узы, бывало даже так, что орден рыцарей нанимал воинов Хасан-ибн-Саббаха для решения своих проблем. Хоть это положение и продлилось не так уж долго. Ассасины никогда не любили и не отпускали предателей, если кто-то из их братства оказывался предатель, то его просто ждала смертная казнь. Последнее время, секта вела войну со всеми с кем только можно, в их числе были: христиане и единоверцы.

К концу 13 века был атакован монгольскими войсками. И тут сразу же встает вопрос: это всё, конец секты ассасинов ? Некоторые считают, что после атаки на государство, братство бесшумных убийств распалось, другие же наоборот даже утверждают, что видели ассасинов в таких странах, как Персия, Греция, и в западноевропейских государствах.

Позволено все – произносил каждый раз царь горы, отправляя бесстрашных убийц на охоту. Многие секты славили этот девиз, и стали произносить его в своих сообществах, когда дело доходило до решения проблем, связанных с ними. В остальных же случаях просто были задействованы религиозные чувства, интересы и вера смертников. На последних ступенях просвещения господствует уже религиозная пропаганда.

Ассасины (хашишины, хашашины, гашишины, гашашины) - довольно популярная тема в современном мире. Этому способствует не только отождествление члена ордена со словом Assassin (убийца (англ.)), но и так же актуальность сюжета арабских убийц в сфере шоу-бизнеса.Не так давно свет увидела компьютерная игра Assassin’s Creed, производства Ubisoft Montreal, после нее стартовала вторая часть от того же разработчика. Так же тема ассасинов затронута в фильме «Принц Персии: пески времени» (Disney 2010). Это вполне закономерно возбудило интерес многих зрителей и геймеров к неоднозначному историческому явлению – существованию ордену ассасинов. «Хорошо, пусть учат историю» скажете вы?

Увы, все не так просто: поверхностные знания большинства фанатов рождают массу догм и предубеждений, которые расползаются, как тараканы на кухне дешевого китайского ресторана. Самым ярким примером, вероятно, является распространенная ошибка, что слово «ассасин» происходит от слова «хашишин», в свою очередь произошедшего от названия наркотика: гашиша. Ошибка заключается в том, что арабское слово «Хашишин» означает «травоед, человек питающийся растениями». Это был всего лишь намек на бедность членов ордена, и никакого отношения к наркотическим средствам оно не имеет. К тому же, в ордене ассасинов для ритуалов использовали опиумный мак, а не гашиш. В стремлении избежать возможных ошибок псевдоисторических неологизмов, я постараюсь раскрыть тему истории ордена.

Начать с того, что Муххамед был мертв. Сомневаться в этом не приходилось.

После смерти легендарного пророка исламский мир раскололся на суннитов и шиитов. Не вдаваясь в подробности, власть захватили сунниты и фактически, шииты оказались вне закона в исламском мире. Их общины настолько увлеклись конспирацией, что совершенно забыли о поддержке связей между собой. Результатом было образования целого каскада сект – иногда забавных и нелепых, а иногда кровавых и страшных. Одну из таких религиозных сект из течения исмаилитов возглавил Хасан ибн Саббах. Без боя заняв крепость Аламут (эта крепость упоминается в фильме «Принц Персии: пески времени» как священная), новатор Хасан ибн Саббах основал теократическое государство.

Отменив все прежние налоги и, фактически запретив роскошь, он понимал, что в горной крепости он не сможет содержать большое войско. Следуя зову рассудка, Хасан ибн Саббах ищет новые пути решения политических и военных вопросов. Как гласит легенда, к решению создать орден убийц его привела случайность.В 1092 году в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашашинов убили муэдзина, опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это деяние, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной мучительной смерти. После этого Хасан ибн Саббах взобрался на башню и крикнул: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!».

И пока он спускался, у подножия стен уже собралась толпа, из которой выделилась группа фанатиков во главе с человеком по имени Бу Тахир Аррани, который, приклонив колени, произнес, что готов исполнить волю правителя, даже если за это придется заплатить жизнью. Опуская детали, Бу Тахир Аррани исполнил свою задачу, и визирь умер в окружении своих телохранителей. Рядом же лежало тело того самого Бу Тахир Аррани. Такова история первого ассасина, с которого берет начало концепция ордена: воля государя приравнивается к священнейшему закону, попасть в рай можно только умерев за священное дело. Да, однозначно, звучит очень громко, но давайте разберемся, почему Хасан ибн Саббаха окружала толпа фанатиков, на первый взгляд безумных, готовых на любые жертвы.

Секрет кроется не только в тщательном отборе членов ордена, но ещё и в психологии того времени и региона. Стоит заметить, что религиозные войны тогда велись именно из религиозных побуждений, другими словами, люди в самом деле верили, что идут в бой за священное дело (в отличии от европейских крестовых походов, носящих явно грабительский характер). Что же касается подготовки, это отдельная тема.

Ну что, еще по одной?.. Наркомифы о тренировках ассасинов.

Различных догм хватает и в разговорах о тренировках ассасинов. Прежде всего, они связаны с употреблениями наркотических средств: бытует мнение, что ассасины – это убийцы, которые идут на смерть под действием психотропных веществ. Это заблуждение, на самом деле, дело обстояло иначе.

Вначале, желающие вступить в орден собирались у ворот крепости, ожидая позволения войти во двор. Порой их ожидание длилось до нескольких недель, но юношей никто не держал, в любое время они могли уйти домой. На тех же условиях во дворе они ожидали позволения войти в дом. Из тех, кто не убрался восвояси, выбирали самых стойких (одна из легенд гласит, что эту систему Хасан ибн Саббах перенял у китайских монастырей – сходство очевидно). Отдавали предпочтения сиротам, ибо будущий ассасин должен был всю жизнь посвятить ордену.

Обряд посвящения был чрезвычайно прост и гениален: новобранца опаивали опиумом, после того как он терял сознание, переносили в специальный «райский сад», где его ожидала изысканная еда, роскошь и множество красивых женщин. Несколько часов спустя, ему опять давали наркотик, и переносили обратно, сообщая после, что вернутся в рай он может, только отдавши свою жизнь ради священного дела. Стоит понимать, что до этого юноша жил в бедноте, ибо богатство и роскошь были запрещены законом, но самой большой роскошью были женщины, ибо невесту себе мог позволить далеко не каждый юнец.

Здесь и кроется ошибка большинства «знатоков» истории ордена ассасинов, так как в последующей жизни, убийца больше не притронется ни к алкоголю, ни к наркотикам, ни к женщинам. Так, на контрасте, усиленном опиумной ломкой, член ордена приступал к жестоким тренировкам. Его учили не только владению оружием и акробатике, в наименьшей степени ассасин должен был владеть актерским мастерством и искусством маскировки. Все это делало из ученика почти идеального убийцу, для которого не надо было продумывать план эвакуации.

Но на подготовке убийц изобретательный Хасан ибн Саббах не остановился. Он понимал, что для эффективного действия ассасинов нужна была развитая сеть информаторов и разведчиков. Он создал специальное «агентство», в обязанности которого, помимо разведки, входило так же новое средство добычи информации – подкуп. Так, наряду с огромным количеством проповедников, которые докладывали ему об общих события и настроениях в городах, он также имел своих людей во дворцах и крепостях влиятельных людей востока. После серии убийств, вся политическая верхушка осознала, что ни армии, ни телохранители им не помогут в борьбе против ассасинов. Именно этим «Старец Горы», как называли правителя члены ордена, добился абсолютной неприкосновенности горного Аламута.

Сам Хасан ибн Саббах был весьма любопытной личностью. Помимо того, что он коллекционировал знания со всего света, похищал ученых врачей и алхимиков по всей Европе и Азии, он так же был заядлым мистификатором. В погоне за верностью подданных и международным престижем, он очень увлекался разного вида представлениями и фокусами. Например, популярный долгое время трюк с отрубленной головой, по преданию придумал именно он. С помощью грима, правильной расстановки фона и системы зеркал он создавал очень талантливое представление с предрекающей рай всем умершим ассасинам «отрубленной» головой. Отличие от современного фокуса было только одно – концовка. Актеру отрубали голову и вешали на несколько дней на главную площадь крепости. Реалистичности ради. Так же был популярен трюк с самосожжением. Его суть была не менее жестока – действительно жгли человека, двойника Хасан ибн Саббах. Демонстрируя перед послами верность своих подданных, аламутский правитель мановением руки приказывал стражам на стенах бросаться в пропасть.

В завершение, можно раскрыть ещё одним миф – мнение о том, что все убийцы погибали при выполнении задания. Часто был приказ вернуться, так как это задание – только подготовка к переходу в рай. Это было продиктовано тем, что даже в коммуне ордена необходима была иерархия. Ведь кто-то должен был устраивать ученикам «рай», играть в отрубленную голову, и учить учеников.

Платные убийцы

Ещё одно ошибочное мнение, что ассасины – это наемные убийцы, работающие на заказ. Скорее всего, оно получило начало с истории союза крестоносцев и ассасинов. Такой союз имел место быть после смерти Хасан ибн Саббаха. Новые правители Аламута не были столь аскетичны в своих желаниях – ощущалась острая необходимость в финансах, а лорды щедро платили иерусалимским золотом за услуги ассасинов, направленные против Салах ад-Дина. Но, назвать орден хашишнов обществом наемных убийц нельзя, так как плату за работу брали не простые исполнители, а их хозяева. К тому же, убийства указанных фигур можно рассматривать, как верность заключенному союзу.

Но, именно деньги привели к тому, что орден утратил свое влияние. Видя сильное расслоение общества внутри крепости, желающих умирать ради сомнительного священного дела становилось все меньше и меньше. Это ставило необходимость реорганизации внутри системы, которая привела фактически ко всему тому, что отрицал Хасан ибн Саббах, когда строил государство. Коммуна превратилась в монархическую систему со своими вельможами и знатью. Все это сделало из аламутского государства легкую добычу для вторгшихся в Персию монголов.

О происхождении мифов

В заключения я постараюсь объяснить некоторые мифы об ордене ассасинов. Эти легенды родились уже после событий в Аламуте. Зачинателям «первой» волны легенд об ассасинах в 14 веке стал венецианец Марко Поло, который в своих трудах пишет о стране Мулект, где живет Старец Горы, отправляющий юношей на смерть, опаивая их наркотическими средствами. Новая, более сильная волна мифов имела место в середине 19 века во Франции. Гашиш в то время стал очень модным наркотиком, наряду с употреблением туйона из египетской полыни. Вероятно поэтому, писатели-романисты были уверенны, что ассасины употребляли именно гашиш в качестве средства для открытия врат в рай.

А некоторые люди считают, что орден ассасинов существует и по сегодняшний день, и его члены убирают неугодных людей. Такие мысли вполне понятны, ведь очень многим хочется видеть мир более сложным, чем он есть на самом деле. Многие видят тайны, загадки, мистику… Правы ли они? Кто знает?..