Большинство молодых людей, когда думают, о будущих детях представляю идеалистические картины: вот ребенок спокойно сидит и занимается своими делами, прилежно учиться и так далее. В действительности так происходит далеко не всегда. Иногда дети кажутся неуправляемыми, с моторчиком, они всегда везде успевают. Для родителей – это настоящее испытание. Они считают своего ребенка диким и непослушным. А на самом деле он всего лишь гиперактивен.

Среди специалистов, психологов и педагогов, встречаются разные мнения о том, считать ли гиперактивность патологией или болезнью, либо вариантом нормы? Нужен ли контроль специалистов? И где та грань между обычным активным ребенком и гиперактивным? И это еще неполный список вопросов, с которыми сталкиваются родители.

Обычно гиперактивных детей видно после годовалого возраста. Они ведут себя неадекватно. И если дома с ними еще можно справиться, то на улице начинается ад: они могут бегать по детской площадке, задирать всех детей, играть всеми игрушками, громко кричать и тому подобное. Окружающие люди, как правило, в шоке от такого поведения. К трем годам обычно все ухудшается, и врачи предлагают пить таблетки. Но многие матери отказываются от этого и решают занять ребенка делом. Но в итоге, ни один кружок не может справиться с гиперактивными детьми.

А все дело в том, что для гиперактивных детей нужно использовать специальные методики. Они включают в себя игры, песни, танцы и так далее. Они позволяют заниматься дома. И это будет хорошей подготовкой к школе. Отличие таких методик в том, что все преподносится в форме игры, а это уже способствует развитию способностей ребенка.

Но помимо методик для обучения, родителям стоит изменить обстановку в доме. Гиперактивные дети требуют особого воспитания. В доме должна быть спокойная обстановка и четкий режим дня. Стоит понимать, что ребенок не виноват в своей повышенной активности (причины такого явления до сих пор не ясны). И поэтому его ни в коем случае ругать за свое поведение.

Как жить с гиперактивным ребенком?

Научите ребенка правильно выражать свои эмоции. Объясняйте ему, что в приступе злости нельзя бить по живым созданиям (животным или людям), но можно пнуть стену или бить палкой по земле.

Учите ребенка концентрировать внимание на одном деле. Начинайте с небольшого промежутка времени и постепенно увеличивайте его. Обязательно похвалите за завершение дела.

Нужно ограничивать гиперактивного ребенка от большого количества людей. Иначе он получить эмоциональный стресс. Защищает его от переутомления.

Не забывает о том, что дети развиваются и поэтому нельзя с них требовать все и сразу. Завышенные требования родителей неизбежно приведут к повышенной возбудимости. А уже это создаст негативные последствия. Распределяйте нагрузку равномерно.

Можно привлечь ребенка к занятиям активными видами спорта. Это позволит ему выработать навык дисциплины, а также выплескивать накопившуюся энергию. Еще одна положительная сторона в физической нагрузке – укрепление здоровья.

Помимо обучения ребенка правильному распределению энергии и эмоции, нужно научить его и правильно расслабляться. В этом могут помочь занятия йогой, совместная релаксацию, да даже отдых под расслабляющую музыку или чтение книги. Вариантов масса, важно подобрать самый подходящий метод именно для вашего ребенка.

Истерики: путь решения

Родителям в пути решения истерик ребенка важно определить их причину. Только тогда можно будет вовремя купировать следующий всплеск эмоции. Отмечайте поведение ребенка до начала истерики. Возможно, он станет скучным или недовольным. Это позволит вам своевременно вмешиваться.

Самое важное в истериках ребенка – сохранять спокойствие. Это не так легко сделать, но это нужно. Потому что дети всегда копируют поведение родителей. И если вы будете спокойны и умиротворены, он будет стараться походить на вас. Иногда дети переносят истерики со старших детей. Поэтому важно корректировать поведение всех членов семьи.

Способов справиться с гиперактивностью и истериками детей существует множество. Поэтому главное выбрать тот метод, которые подходит именно в вашем случае.

Что означает СДВГ?

В наше время многие родители, приходя к неврологу, или просто на слуху сталкиваются с таким понятием как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью – СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» – с греческого означает на превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского – деятельный, действенный. Все вместе – активный выше нормы.


Психологическая характеристика гиперактивных детей

Гиперактивные дети очень непоседливые, они все время бегают, прыгают, проявляют активность. Иногда всем кажется, что к ним прикрепили мотор, который бесконечно работает. Они подолгу могут активно двигаться, даже если от них этого не требуют окружающие.

Во время игр и занятий дети не могут усидеть на месте и не в состоянии контролировать свои руки и ноги. Так, в 2 – 3 года, когда малыш очень подвижен, он часто закатывает истерики , капризничает, бегает и быстро перевозбуждается, устает. На этом фоне могут возникать различные заболевания, нарушение сна.

В 3- 4 года добавляется расстройство координации движений, и родители настолько устают от такого поведения, что начинают бить тревогу и обращаются к специалистам. Доказано специалистами, что максимальное количество проявлений симптомов СДВГ наблюдается в период криза ребенка – в 3 года и в 6-7 лет. Такой портрет гипреактивного ребенка действительно вызывает у родителей много проблем и трудностей в воспитании.

Родители не должны вешать своему ребенку просто так ярлык «СДВГ», это могут сделать лишь только специалист – невролог, а психолог поможет на занятиях скорректировать это поведение. Разберемся более подробно, какие признаки в поведение могут возникать у детей с таким синдромом.

Дефицит внимания и гиперактивность

Признаки проявления этого диагноза зависит от сочетания трех основных проявлений:

  1. Дефицит внимания (невнимательность) . Малыш непоследователен в своих поступках. Он отвлекается, не слышит обращенную к нему речь, не соблюдает правила и не организован. Часто забывает свои вещи и избегает скучных требующих умственных усилий действий.
  2. Двигательная расторможенность (гиперактивность). Такие дети не могут подолгу сидеть на одном месте. У взрослого создается впечатление, что у ребенка внутри пружинка или заведенный мотор. Постоянно ерзают, бегают, плохо спят и много говорят.
  3. Импульсивность . Ребенок нетерпеливый, может вскрикивать с места, вмешиваться в разговор других, не способен дожидаться своей очереди, иногда агрессивен. Слабо контролирует свое поведение.

Если в возрасте до 6-7 лет у ребенка проявляется все выше перечисленные признаки, то можно будет предположить диагноз СДВГ.


Разбираемся в причинах

Для каждого родителя важно знать и понимать, откуда у ребенка появились такие симптомы и почему. Попробуем все это разъяснить. Мозг ребенка при рождении по некоторым причинам получил слабые повреждения. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, и поэтому после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Параллельно этому идет возрастное развития ребенка, ведь он учится сидеть, ходить, говорить. Поэтому уже с самого начала нервная система гиперактивного ребенка работа­ет с двойной нагрузкой. И при возникновении любой стрессовой ситуации, дли­тельного напряжения (например, адаптация в садике или в школе) у ребенка возникает ухудшение невро­логического состояния, появляются симптомы гиперактиавности.

Повреждения в головном мозге

  • Пренатальная патология;
  • Инфекционные заболевания;
  • Токсикозы;
  • Обострение хронических заболеваний у матери;
  • Попытки прервать беременность;
  • Иммунная несовместимость по резус-фактору;
  • Принятие алкоголя и курения.

Осложнения при родах:

  • Неправильное положение плода;
  • Стимуляция родовой деятельности;
  • Асфиксия;
  • Внутреннее кровоизлияние;
  • Преждевременные или затянувшиеся роды.

О том, как влияет родовая травма на последующую гиперактивность малыша, смотрите в видео:

Генетические причины

Исследование показывает, что расстройство внимания склонно распространяться по семейной линии. У детей с СДВГ обычно есть, по крайней мере, один близкий родственник, который тоже страдает СДВГ. Одной из причин гиперактивности является врожденный высокий уровень возбудимости нервной системы, который ребенок получает от матери, находящейся в возбужденном, стрессовом состоянии на момент зачатия, и в процессе прохождения самой беременности.

Психосоциальные причины

Это одни из самых важных причин проявления гиперактивности. Чаще всего родители, пришедшие к нам на консультацию и не подозревают, что причины такого поведения их детей кроется в семье:

  • Недостаток материнской ласки и человеческого общения;
  • Отсутствие теплого контакта с близкими людьми;
  • Педагогическая запущенность, когда родители совсем не уделяют внимание ребенку;
  • Неполная семья или много детей в семье;
  • Психическая напряженность в семье: постоянные ссоры и конфликты между родителями, избыток эмоций и действий, связанных с проявлениями власти и контролем, недостаток эмоций и действий, связанных с любовью, заботой, пониманием;
  • Жестокое обращение с ребенком;
  • Различные подходы к воспитанию ребенка в семье со стороны разных воспитывающих фигур;
  • Аморальный образ жизни родителей: родители страдают алкоголизмом, наркоманией, совершают правонарушения.


Постоянные ссоры и конфликты с родителями лишь усугубляют СДВГ

Положительные моменты

Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.

Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.


Большинство детей с диагнозом СДВГ становятся талантливыми и незаурядными личностями

Занятия и игры по коррекции гиперактивности

У дошкольников

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах:

И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»:


Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной «Гиперактивные дети»:

Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»:

Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:

  • игры для развития внимания и координаций движений;
  • обучение самомассажу;
  • игры для развития тактильного взаимодействия;
  • подвижные игры сдерживающих моментов;
  • пальчиковые игры;
  • работа с глиной, песком и водой.


Гиперактивным детям рекомендованы групповые занятия с детским психологом

Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:

  • Упражнение «Йоговская гимнастика для малышей »;
  • «Заводим будильник » – сжимаем ладонь в кулачок, выполняем круговые движения у солнечного сплетения;
  • «Будильник зазвонил, «ЗЗЗ» – гладим ладошкой по голове;
  • «Лепим личико » – проводим руками по краю лица;
  • «Лепим волосики » – нажимаем подушечками пальцев на корни волос;
  • «Лепим глазки » – трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз. Моргаем глазами;
  • «Лепим носик » – проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;
  • «Лепим ушки » – пощипыванием мочки ушей, поглаживаем уши;
  • «Лепим подбородок » – поглаживаем подбородок;
  • «Рисуем носиком солнышко» – крутим головой, рисуем носиком лучики;
  • «Гладим свои ручки » – поглаживаем сначала одну руку, затем другую;
  • Произносим хором: «Я хороший, добрый, красивый, гладим себя по голове» ;
  • Упражнение «Раз, два, три - говори!» : Мама рисует дорожку, травку и домик на листочке или доске. Затем предлагает только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три - говори!», произнести то, что нарисовано на картинке. После этого мама с закрытыми глазами и просит ребенка дорисовать цветочек или птичку, затем она угадывает, что дорисовал ее малыш. Это игра учит быть ребенка терпеливым и внимательным.

На представленном ниже видео продемонстрировано коррекционное занятие с гипепрактивными детьми:

Игра «Внимательные глазки»

Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее.

Игра «Кричалки - шепталки - молчалки»

Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат – то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой.


У детей школьного возраста

Игра в корректора

Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.

«Обезьянка»

Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.

«Перепутанные линии»

Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.

«Словесный ряд»

Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.


Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются с психологами

В работе с гиперактивными детьми можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.

Мультфильмы и сказки для профилактики и коррекции гиперактивности

Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:

  • «Непослушный котенок»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Непоседа»
  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Петя Пяточкин»

Читайте малышу сказки из следующих сборников:

«Коррекция двигательной расторможенности»:

  • «Непослушный козленок»;
  • «Маленький Чирик»;
  • «История про то, как Леня перестал лениться»;
  • «Непоседливый Егорка»;
  • «Вредные пальчики».

«Самоорганизация поведения»:

  • «Дети и родители победили Бардак в квартире»;
  • «День без правил»;
  • «Лужа Приятного аппетита!»;
  • «Сказка про мальчика, который не любил мыть руки»;
  • «Сказка о том, как одежда обиделась».


Чтение крохе сказок помогает развиваться его воображению и внимательности

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях

При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:

  • Заинтересуйте другой деятельностью;
  • Задавайте ребенку неожиданные вопросы;
  • Переведите поведение ребенка в шутку;
  • Не запрещайте действие ребенка в категорической форме;
  • Не приказывайте высокомерно, а просите сделать что-то вежливо;
  • Старайтесь слушать то, что хочет сказать ребенок;
  • Старайтесь одними и теми словами повторять многократно свою просьбу (спокойным тоном);
  • Оставляйте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • Не читайте нравоучений (ребенок их все равно не слышит).

Послушайте советы доктора Комаровского о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша:

  • Детям трудно удерживать в голове много информации. Лучше всего разбивать для них задания на части. Сначала дайте одно задание, потом – другое. Например, сначала скажите, что нужно убрать игрушки и только после того, как малыш это сделал, давайте следующую инструкцию.
  • У большинства гиперактивных детей огромные проблемы с ощущением времени. Они не умеют планировать свою деятельность. То есть им нельзя сказать, что если ты сделаешь задание, то через месяц получишь игрушку. Им важно услышать, ты убираешь игрушки и получаешь конфету.

Лучше всего с такими детьми работает «жетонная» система. За выполнение любых дел ребенок получает поощрение в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. В эту игру можно играть всей семьей.

  • Применение таймера. Он помогает детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы или музыкальные минутки.
  • Обязательно нужно наблюдаться и консультироваться у специалиста, невролога и по необходимости принимать медикаментозные препараты.
  • Исключите избыточное употребление сахара. Это может давать дополнительную энергию, и привести к перевозбуждению нервной системы.
  • Исключите из рациона продукты, вызывающие пищевую аллергию. Это могут быть различные красители, консерванты, ароматизаторы.
  • Обеспечьте ребенку регулярный прием виитаминов .
  • В общениях с ребенком всегда поддерживайте позитивную установку.
  • Говорите всегда спокойным тоном. Избегайте слова «нет», «нельзя».
  • Избегайте большого скопления народа и шумных компаний.
  • Предугадывайте его переутомление , переключайте внимание.
  • Отведите ребенка в спортивную секцию, это дает полезную разрядку его организму.


В любой ситуации родители должны быть для ребенка опорой и поддержкой

Примерное меню гиперактивного ребенка

Специалисты диетологи разработали специальное меню для маленького непоседы.

Завтрак : овсяная каша , яйцо, свежевыжитый сок, яблоко.

Второй завтрак : орехи или очищенные семечки, минеральная вода.

Обед : суп с овощами и зеленью, рыбная котлета или курица с картофельным пюре, желе из ягодного сока.

Полдник : йогурт (ряженка , кефир), хлеб цельнозерновой или из муки грубого помола, банан.

Ужин : салат из свежих овощей, гречневая каша с молоком или творог, чай травяной из мелиссы или ромашки.

Поздний ужин: стакан молока с ложкой меда.

Это лишь примерный перечень блюд, меню можно корректировать с учетом риска возможных аллергических реакций и пристрастий ребенка.


Как справиться с детской гиперактивностью?

Ребёнок бегает из комнаты в комнату, всё разбрасывает вокруг себя и не реагирует на замечания родителей … Многие могут подумать – баловень. Нет, гиперактивный малыш. И такой ребёнок, в поддержке родных, нуждается в особенности.

Какой он на самом деле?

Много говорит, не слушает, непоседа … Невнимательный, импульсивный, рассеянный … Неусидчивый, неуклюжий, громкий … Такой ребёнок виден и слышен, как говорится, издалека и легко выявляется в детском коллективе. Затейник всего, что происходит: игры, драки, разбрасывание игрушек, вырывание цветов с корнем.

Так же, малыша можно «узнать» и по резкой смене настроения. Достаточно всего пару минут, чтобы лицезреть и его смех, и слёзы, и капризы. И где бы Вы не находились с ребёнком, в которого встроен «моторчик», он захочет всё потрогать, попробовать, разломить и раскрошить.

И если мама против, он этого «не слышит».

Причины такого поведения.

Специалисты долго изучали и наблюдали за такими детками и пришли к выводу – на ребёнка влияют:

Предрасположенность;

Повреждение головного мозга, когда мама была в положении;

Малыш недоношенный, при рождении имевший очень маленький вес;

Семья у малыша неблагополучная или неполная;

Ребёнка просто балуют, неправильно воспитывают.

Что делать родителям?

В первую очередь, идти с малышом на консультацию к специалисту. Врач посмотрит, поговорит и вывит причину такого поведения. Стало быть, назначит лечение.

Родителям же, можно посоветовать, для начала, создать дома благоприятную, спокойную, радушную обстановку. Малыша ничего не должно раздражать, в семье должна быть гармония. И родители, и воспитатели, и нянечки в саду должны действовать по одной линии поведения: спокойно вести разговор, без эмоций и окриков в сторону ребёнка.

Думать, что чрезмерная нагрузка на «такого» ребёнка, благотворно подействует – ошибочно. Наоборот, такая нагрузка скажется не лучшим образом – всё должно быть в меру.

Малыша надо приучить к:

Дневному сну;

Спокойным прогулкам;

Играм, без крика и слёз;

Выполнению домашнего задания без истерик;

Приёму пищи по расписанию.

И самое главное, все пункты должны выполняться строго, в одно и то же время.

Нельзя! Уговаривать сделать что-то, а если Вы заметили, что чадо переходит все границы дозволенного – отвлеките его от любимого дела.

С таким малышом надо чаще играть в подвижные игры, они помогут ему избавиться от «лишней» энергии. Хорошо, если в игре будут строгие правила, которые нарушать нельзя, тогда он сможет научиться соблюдать их не только в игре, но и в реальной жизни.

Хорошо бы ребёнку, перед сном, делать расслабляющий массаж, который поможет ему успокоиться и подготовиться ко сну.

И самое главное, малыш нуждается в любви, ласке, бережном отношении, и, в понимании. Хочется сказать родителям, это же так просто!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Все чаще в последнее время родители жалуются, что дети становятся просто неуправляемы. Они невнимательны, неусидчивы, непослушны, не умеют общаться… Список таких «не» можно продолжать еще долго, но это проблемы не изменит. А суть её заключается в том, что у ребенка наблюдаются симптомы СДВГ – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Такие гиперактивные дети не «лентяи» и не «плохо воспитаны», просто они — другие. К ним нужен особый подход. Характер гиперактивного ребенка осложняет жизнь не только родителям, но и ему самому.

СДВГ – это, пожалуй, самое распространенное на сегодняшний день психоневрологическое расстройство, которое наблюдается не только у детей, но и у взрослых. Обычно дети, имеющие такие отклонения, плохо и школе, страдают от непонимания и, как следствие всего этого, имеют заниженную самооценку. Основными признаками поведения такого ребенка является импульсивность, невнимательность и гиперактивность. Причем если признаки гиперактивности могут с годами постепенно уменьшаться, то невнимательность и импульсивность остаются на всю жизнь, мешая нормальному существованию личности в обществе.

Гиперактивность проявляет себя максимально ярко в дошкольном и младшем школьном возрасте. Такой ребенок неусидчив, суетлив, часто отвлекается, имеет какие-то постоянные признаки двигательного беспокойства. Например, постоянно потирает ладони, поправляет очки, грызет ногти, крутит в руках все, что попадется – от пластилина до закладки в учебнике.

Признаки гиперактивности у ребенка

Поставить ребенку диагноз «гиперактивность» можно только в том случае, если в период не менее 6 месяцев у него постоянно наблюдаются, хотя бы 6 из ниже перечисленных признаков:

1. Если ребенок, сидя на стуле, без конца ерзает и вертится, и наблюдаются беспокойные несознательные движения кистей и стоп.

2. Часто встает в классе на уроках или в другие моменты, когда следует оставаться на месте.

3. Проявляет бесцельную двигательную активность в те моменты, когда это неприемлемо — пытается куда-то залезть, что-то достать, крутится, куда-то торопится.

4. Не может играть в тихие спокойные игры и заниматься в одиночестве и тишине

5. Ведет себя так, как будто у него мотор, как у Карлсона, и его невозможно остановить.

6. Ребенок очень болтлив.

7. Отвечает на вопросы, не задумываясь, и потому часто невпопад.

8. С трудом может дождаться своей очереди в любых ситуациях.

9. Часто назойлив, вмешивается в разговоры и игры других.

Оптимальным возрастом для постановки диагноза считается период 4-5 лет, когда уже можно говорить о расстройстве внимания. Сам диагноз могут поставить только специалисты — невролог и психиатр.

Помощь детям с СДВГ

Дальше важно понимать, что СДВГ — это не болезнь, и его невозможно вылечить при помощи одних только лекарственных препаратов. Надо постараться помочь гиперактивному ребенку научиться жить в мире с обществом и самим собой. Выбор дальнейших действий будет носить индивидуальный характер в зависимости от степени выраженности проявлений СДВГ. Подход должен быть комплексным и включать в себя соответствующую работу с родителями, педагогами, психотерапию, возможно назначение медикаментозного лечения.

Очень много можно делать при лечении гиперактивности у детей , иногда даже помогает сказкотерапия: вы можете не только знакомить ребенка со сказочными персонажами с помощью книги, но и пригласить героя сказок к малышу на день рождения (об этом замечательно написано на этом сайте).

1. Старайтесь всегда сохранять у малыша позитивный настрой – подчеркивайте его успехи, особенно в тех делах, где требуется усидчивость и терпение. Помогите ему обрести уверенность в собственных силах.

2. По возможности исключите из обихода выражения «нет» и «нельзя». Старайтесь просто переключать внимания малыша на что-то другое.

3. Старайтесь придерживаться в разговоре с ребенком мягкого спокойного тона, как бы это ни было вам трудно.

4. Если ребенку надо выполнить несколько заданий, то давайте каждое из них по очереди и точно устанавливайте время, в течение которого он должен его завершить.

5. Поддерживайте строгий распорядок дня.

6. Избегайте большого скопления людей. На малыша с диагнозом СДВГ это действует возбуждающе, и его трудно потом успокоить.

7. Не подавляйте двигательную активность ребенка, просто постарайтесь направить её в нужное русло. Подойдут пробежки и прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, занятия плаванием, танцами.

И самый главный совет родителям детей с диагнозом СДВГ : не замыкайтесь в своей проблеме. Она известна уже достаточно давно, и есть способы бороться с её проявлениями. Ищите как можно больше информации по этой теме и выбирайте то, что наиболее подходит для вас и для вашего гиперактивного ребенка .