Цель: знакомство со словами-синонимами.

Задачи:

  • создать условия для наблюдения за сходством и различием слов-синонимов;
  • учить детей распознавать синонимы;
  • развивать речь детей, память, познавательную активность, воспитывать культуру речи;
  • способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах, умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие;
  • формировать основы учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011, карточки с заданиями для групповой, индивидуальной и дифференцированной работы, учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

а ш м г и

– Разделите все буквы на группы.

Возможные варианты:

и а ш м г буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
ш и м а г использование элементов написания букв,
а и м г ш буквы, обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и буква, обозначающая глухой согласный звук, являющийся всегда твёрдым.

Запись: Шш Шш

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где слышали слово «кичка»? Обращение к словарю, уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Самооценка работы.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти сходство, различие слов) .

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов, запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Тексты для 1 группы:

  1. Строители возвели новый дом. Красивое здание расположено на центральной улице города. Это жилище предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая постройка.
  2. Строители возвели новый дом. Красивый дом расположен на центральной улице города. Этот дом предназначен для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новый дом.

Тексты для 2 группы:

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для 3 группы:

  1. В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник превратил кролика в собаку. Потом маг заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
  2. В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку. Потом волшебник заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их. Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как называются эти слова? Чем похожи и отличаются такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем. Помогите подобрать слова, близкие по значению к данным:

Скорый – быс трый
Притворный – лжи вый
Прекрасный – чудесн ый
Огромный – бо льшой
Мощный – сильн ый
Занимательный – и нтересный
Отважный – см елый
Сообразительный – умны й

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова, близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И. Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением". (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Среди группы слов попробуйте найти слова-синонимы. Выпишите их в строчку.

  • Печальный, невеселый , мудрый, грустный.
  • Маленькая , огромная, крошечная, малюсенькая, небольшая .
  • Охранять, караулить, сторожить , лаять, стеречь.
  • Отдых, труд, дело, работа.
  • Победить, одолеть, драка, разгромить, разбить.
  • Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар .
  • Жаркий, горячий, целый, жгучий, знойный.

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они близки по значению и отвечают на один и тот же вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не выписали.

М удрый
О громная
Л аять
О тдых
Д рака
Е хать
Ц елый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои языковые особенности. На народов севера тоже есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко, красивый – баской, ведро – водейка, сосуд –)

11. Работа по учебнику . Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов по одному подходящему к каждому рисунку. Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы объединены близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, они называют схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа . (Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их? Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

2. Синонимы близки …

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий, безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

– Сегодня на уроке вы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились .
– Вы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой, трудом, делом .

– Спасибо!

Список литературы:

  1. «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф,2011.
  3. Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.

О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы - "Противоположности". Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.

Для начала, антонимы - это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном... На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.

Краткий словарь антонимов:

аккуратный - неряшливый
антоним - синоним
белый - черный
бледнеть - краснеть, темнеть
блестеть - мерцать, тускнеть
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
век - мгновение
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
включить - выключить
внутри - снаружи
вопрос - ответ
восток - запад, вест(мор)
восход - закат
входить - выходить
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
голодный - сытый
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
грязный - чистый
делать - бездельничать
день - ночь
диалог - монолог
добро - зло
друг - враг
дюжий - хилый
ехать - останавливаться
жара - холод
жёсткий - мягкий
замкнутый - общительный
здоровый - больной
зелёный - зрелый, спелый
зима - лето
искренний - лицемерный
истина - заблуждение, обман
исток - устье
крепкий - непрочный
кислый - сладкий
лентяй - труженик
лишний - необходимый
ловкий - неуклюжий
ложиться - вставать
любить - ненавидеть
мёрзнуть - согреваться
мир - война, ссора
много - мало
могучий - слабый
мокрый - сухой
мудрый - глупый
мягкий - твердый
надежда - отчаяние
нарочный - нечаянный
невозмутимый - неуравновешенный
немудрёный - зымысловатый
новый - старый
обильный - скудный
оборонять - нападать
образованный - невежественный
огорчить - утешить
острый - тупой
отважный - трусливый, малодушный
откровенный - скрытный
открыть - закрыть
очевидный - сомнительный
плюс - минус
победа - поражение
повесить - снять
полезный - вредный
положить - взять
польза - вред
помогать - мешать
правда - ложь
правдивый - лживый
привередливый - неприхотливый
приятный - отталкивающий
пустой - полный
пушистый - гладкий
радость - грусть, печаль
различие - сходство
расторопный - медлительный
решительный - неуверенный
робкий - смелый
Родина, отчизна - чужбина
свет - тьма, темнота
светать - смеркаться
север - юг, зюйд(мор)
смеяться - плакать
спасти - погубить
спать - бодрствовать
старт - финиш
сытый - голодный
твердый - мягкий
темный - светлый
тесный - просторный
толстый - тонкий
тонкий - толстый
труд - отдых
трудный - легкий
тужить - радоваться
уверить - разубедить
угрюмый - приветливый
удаляться - приближаться
узкий - широкий
умышленный - нечаянный
упрямый - покладистый
успех - неудача
участливый - равнодушный
халатный - добросовестный
храбрый - трусливый
частый - редкий
честный - подлый
широкий - узкий
щедрый - скупой
яркий - тусклый
яростный - кроткий
ясный - пасмурный, ненастный

Синонимы – это слова с одинаковым значением . Именно такое определение наиболее легко запоминается школьниками.

Синонимы появляются в языке по нескольким причинам .

Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.

Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов , близких или идентичных по значению слову русскому: проводник = гид, чичероне; зародыш = эмбрион; введение = преамбула и др.

В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи = глаза; вотще = напрасно и др.

В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка : жестокий = безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.

Действительно, установить, что, например, слова «друг » и «товарищ » являются синонимами, несложно, сложнее определить тип синонимов.

Абсолютные синонимы (дублеты) – это слова, которые одинаковы по значению и употреблению, но различны по сочетаемости. Например, бегемот и гиппопотам; в течение и в продолжение (предлоги); лингвистика , и языковедение , и языкознание и др. Слов-дублетов в русском зыке не так много: вследствие тенденции к экономии языковых средств такие синонимы либо начинают различаться по смыслу, либо приобретают новую стилистическую окраску. Например, уже сейчас наиболее часто мы можем услышать термин «лингвистика », более редко – «языкознание » и почти никогда – «языковедение ».

Идеографические (семантические) синонимы – это слова, одинаковые по значению, но отличающиеся оттенками значений. Например, в «триаде» палящий – жгучий – жаркий палящий – это очень жаркий, обжигающий; жгучий – это горячий, обжигающий, палящий; жаркий – это дающий сильный жар, очень горячий.

Примерами семантических синонимов также являются слова: молодость – юность; красный – пунцовый – алый и др.

Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста : веселая, доброжелательная улыбка.

Однокоренные синонимы – это однокоренные слова, имеющие одинаковое значение, но употребляющиеся чаще всего в разных стилях . Слово «борьба » нейтральное: у него равные шансы встретиться нам как в художественном, так и в научном стиле. Его же синоним «борение » имеет ярко выраженную «высокую» окраску и встретиться нам может в художественной речи.

Стилистические синонимы – это слова, которые употребляются в разных стилях, но имеют одинаковое значение. Наиболее яркой иллюстрацией становится группа рожа – лицо – лик . Слово «рожа » явно разговорное , которое имеет множество не весьма интеллигентных просторечных вариантов. Слово «лицо » нейтральное : у него есть «пропуск» во все стили. Слово «лик » книжное : скорее всего с ним мы столкнемся в художественном произведении в случае стилизации или нарочито возвышенного отношения к какому-либо из героев.

Семантико-стилистические синонимы – это синонимы, которые отличаются и оттенками значений, и стилистической окраской : будущий (нейтральное) – грядущий (книжное) – наступающий (нейтральное) – предстоящий (деловая сфера) – следующий (нейтральное).

Нередко мы можем столкнуться с так называемым окказиональным употреблением синонимов , когда слова, не являющиеся синонимами в принципе, с подачи автора становятся таковыми : стукнуть на стол самовар = поставить на стол самовар.

Остались вопросы? Не знаете, как определить тип синонима?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Синонимы – это... Что такое синонимы? Примеры, определение

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например, меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять.

О синонимах

Русский язык очень богат инструментами лингвистики, которые создают красивую и понятную речь. Чтобы правильно применять в своей речи лексическое разнообразие языка, необходимо знать эти средства и правильно их употреблять.

К лексическим инструментам русского языка относятся синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

С греческого языка слово «синоним» переводится как «одноименность», что означает слова, имеющие одно и то же лексическое значение, но различающиеся по написанию, звучанию, стилистической окраске и оттенку значения.

Что такое синонимы?
Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение.

Примеры

  • ветер - вихрь - шквал - ураган - буря - смерч;
  • красивый - привлекательный - восхитительный - прелестный - симпатичный;
  • делать - создавать - совершать - изготовлять - творить - действовать;
  • глупо - абсурдно - неразумно - нелепо - несуразно - бестолково.

Больше примеров можно найти, воспользовавшись формой поиска сайт:

Введите в эту форму слово и нажмите на кнопку.

С помощью синонимов можно более ярко и точно изложить свои мысли, избежав повторов одних и тех же слов.

Определение синонимам : это слова, которые относятся к одной части речи, имеющие одинаковое или схожее лексическое значение, однако различные в написании и звучании.
Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами:

  • ливень;
  • дождище;
  • осадки;
  • морось;
  • непогода.

Необходимо отличать синонимы от номинальных определений - последние представляют полную тождественность.

Типы синонимов с примерами

Семантические синонимы - это слова, которые имеют одинаковое значение, но отличаются оттенком значения. Например:

  • юность - молодость (юность - первоначальный этап молодости);
  • красный - алый - пунцовый (красный - яркий цвет, алый - имеет светлый оттенок, пунцовый - темный);
  • ломать - разрушать - громить - крушить (в этом ряду синонимов наблюдается повышение интенсивности действия).

Семантические синонимы имеют еле заметные различающие их оттенки значения, которое может быть понятно только в контексте.

Д. Фонвизин писал о словах-синонимах «ветхий», «древний», «старинный», «старый» следующее:

Старо то, что давно было ново. Старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему уже много времени. В настоящем времени ветхим называют то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в много веков назад. Старый человек зачастую любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных порядках. А если он скуп, то в сундуках его найдёшь много ветхого.

Такой семантический ряд слов, как бой, битва, сеча, сражение имеют одно значение, однако роль главного играет слово «бой». Слова «битва» и «сражение» используют в книжном силе, «сеча» имеет устаревший оттенок.

Семантические синонимы относятся к одной части речи.

Стилистические синонимы - это слова, принадлежащие к разным стилям речи от научного до разговорного. Например:

  • жена - супруга - спутница;
  • лицо - физиономия - морда;
  • ходить - слоняться - шляться;
  • выговор - порицание - нахлобучка.

Чтобы более точно выразить свои мысли и эмоции, необходимо отличать тонкие смысловые и экспрессивно-эмоциональные оттенки значения слов. Например, слово «узнать» имеет множество стилистических значений, применяемых в разных стилях:

  • в книжном: испить чашу до дна, подвергнуться, испытать;
  • в разговорном: испытать на себе, попробовать;
  • устаревшее: изжить.

Фразеологизмы-синонимы - устойчивые словосочетания и обороты речи тоже могут иметь синонимы. Например, наречие «много» можно выразить следующими фразеологизмами:

  • куры не клюют;
  • хоть отбавляй;
  • хоть пруд пруди;
  • полон рот;
  • тьма-тьмущая;
  • девать некуда.

Наречие «быстро» можно заменить следующими устоявшимися фразами:

  • в мгновение ока;
  • сломя голову;
  • во всю мочь;
  • во все лопатки;
  • высунув язык;
  • со всех ног.

Фразеологизмы-синонимы могут заменять не только общеупотребительные слова, но и друг друга. Например:

  • тертый калач - видавший виды;
  • крутить шарманку - исполнять одну и ту же мелодию;
  • сыграть в ящик - голова с плеч;
  • продрать с песочком - намылить шею;
  • черепашьим шагом - тянуть канитель;
  • втирать очки - водить за нос;
  • бить баклуши - маяться от безделья;
  • внести свежую струю - придать импульс;
  • мало каши ел - кожа да кости;
  • набрать в рот воды - не размыкать уст;
  • молодец к молодцу - все как на подбор;
  • нести ахинею - молоть чепуху;
  • спрятать концы в воду - замести следы.

Вы также можете посмотреть видео

Значение синонимов в речи

Синонимы наделяют речь человека безграничными возможностями, помогают сделать ее более точной, яркой, логичной и разнообразной. Во избежание повторов (тавтологии) мы подбираем слова с одинаковым или близким значением, но разные в написании и звучании - синонимы. Часто применение в речи синонимов помогает отметить тончайшее различие оттенка значения, чтобы более точно назвать близкие, но различающиеся предметы, их действия или свойства. Например:

  • обыкновенный - привычный, - тривиальный;
  • смеяться - хохотать, - заливаться от смеха;
  • взгляд - убеждение - мнение - мировоззрение;
  • борьба - поединок - дуэль;
  • злой - грозный - свирепый - агрессивный;
  • грустно - прискорбно - горестно.

Итак, синонимы применяются в речи для того, чтобы:

  • избегать тавтологии - неоправданных повторов слов;
  • соединять соседние предложения в тексте;
  • точно выражать свои мысли (мокрый - сырой);
  • выражать эмоции человека (ходить - бродить - шляться).

Используя синонимы в своей речи, мы делаем ее разнообразной, точной, логичной, яркой, выразительной и содержательной. Синонимы помогают подобрать наиболее подходящее слово к определенному контексту и передать самые тонкие оттенки смыслового значения выражения.

Пишите отзывы, идеи, предложения, благодарности. Мы рады комментариям

Использование материалов сайта разрешено только при наличии прямой, активной ссылки на источник и разрешении администраторов

Программное содержание:

Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Оборудование:

Набор картинок из игры «Контрасты».

Ход занятия:

Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. (Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)

Первый:
- Не сердитесь на нас!

Второй:
- Не обижайтесь.

Третий:
- Не злитесь.

Воспитатель:
- Где вы были?

Первый:
- Недалеко.

Второй:
- Близко.

Третий:
- Рядом.

Воспитатель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.

Дидактическая игра «Найди друзей»

Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

Дидактическая игра «Живые слова»

А теперь поиграем в «Живые слова». (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».) Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.

Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.