Основание Богородско-Уфимского храма связано с чудом, случившимся в начале XVII века неподалеку от места расположения будущей церкви. Одному из жителей деревни явилась икона Казанской Божией Матери, которая помогла спасти село от беды. Вскоре после ее обретения, на месте явления иконы забил целебный источник, а самому образу стали приписывать многочисленные чудеса. Согласно преданию, не раз чудотворный образ Богородицы спасал село и город от страшных бед и эпидемий.

Чудеса, творимые иконой, продолжались на протяжении всего XVII столетия, и однажды церковное руководство решило перенести образ в Уфу, а в селе оставить точную копию иконы. Постепенно все смешалось в сознании людей и они перестали различать, которая из икон является оригиналом, а которая - копией. Каждый год к месту обретения иконы и целебному источнику совершались многотысячные крестные ходы, а икону стали почитать настолько, что буквально обвешали ее дарами и драгоценными камнями. Но в 1930-е годы случилась беда - обе иконы исчезли бесследно, сохранившись только в память народа.

Первый Богородско-Уфимский храм был построен в 1725-1727 годах - это была деревянная церковь, простоявшая чуть более ста лет и сгоревшая в пожаре 1873 года. Однако довольно скоро был построен и освящен новый кирпичный храм. В 1933 году церковь была закрыта и перестроена - разобраны боковые главы и колокольня, а здание передано школе для умственно-отсталых детей. Церковь получила храм в свое ведение только в 1990 году.

Никольский вокзальный храм

Вокзальная Никольская церковь упоминается в письменных документах в конце ХIХ века. Сохранившаяся в изданном в 1899 году очерке "Уфимская епархия" запись гласит о том, что Никольская церковь при Уфимском железнодорожном вокзале была построена в 1897 году по инициативе служащих Самаро-Златоустовской железной дороги. Строительство церкви было приурочено к помолвке Императорской Четы. Первоначально храм был деревянным, но вскоре его перестроили из кирпича.

В 1923 году Никольская церковь оказалась в числе первых в списке подлежащих закрытию храмов. То здание, которое предстает взорам жителей и гостей города в наши дни, расположено на месте кирпичной церкви, однако само оно было построено в 1951 году. Сейчас церковь занимает помещения, прежде принадлежавшие клубу, в которых располагался кинозал. К сожалению, до наших дней не сохранилось ничего из церковной утвари XIX - начала XX веков.

Рождество-Богородицкий храм

Рождество-Богородицкий храм является одним из красивейших архитектурных памятников Уфы и ее главным православным храмом. Строительство собора началось в 1889 году, однако вскоре работы приостановилось по причине нехватки средств. Неизвестно сколько лет тянулся бы этот процесс, если бы на помощь епархии не пришел известный уфимский купец и Н.М. Патокин. Он выделил необходимую сумму и храм был возведен.

Церковь была построена из кирпича, как и трехъярусная колокольня. Купола были обиты железом и увенчаны железными крестами, покрытыми бронзой. В августе 1909 года на колокольню были подняты восемь колоколов, вес самого большого из которых составлял более 50 пудов, а самого маленького - 10 фунтов. Общая высота церкви, включая колокольню, составила 21 сажень, или около 45 метров. В том же году состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы.

После революции храм не был закрыт и функционировал на протяжении 20-х - начала 30-х годов. Однако в 1934 году власти города закрывают церковь, а все церковное имущество к тому времени уже было разграблено. Старожилы вспоминают, что в разное время в здании размещалась тюрьма, небольшой завод, а затем кинотеатр. Только в 1991 году храм был возвращен Русской православной церкви и после продолжительной реконструкции открыл свои двери для верующих.

Спасский храм

Спасский храм когда-то являлся одним из наиболее выразительных памятников архитектуры в Уфе. Он был построен между 1824 и 1845 годами по аналогии со знаменитым Казанским собором в Петербурге - с колоннадой и двумя колокольнями. Он появился на месте старой деревянной Благовещенской церкви. Иконы для иконостаса были написаны московскими мастерами и выполнены в древневизантийском стиле.

В годы становления советской власти Спасский храм пережил жестокое и кощунственное отношение. Как и множество российских храмов и монастырей, он не был сохранен ни как культовый объект, ни как памятник архитектуры. В 1929 году церковь была закрыта, а в здании храма устроили общежитие техникума. В последующие годы в здании базировалось Управление кинофикации Башкирии, а также столярные мастерские республиканского реставрационного управления.

В годы советской власти были полностью разрушены обе колокольни и колоннада, алтарь и центральный барабан. Здание пришло в аварийное состояние, почти полностью были уничтоже­ны уникальные фрески - и это далеко не полный список разрушений. В наши дни судьба Спасского храма остается неясной, несмотря на то, что он возвращен верующим и богослужения возобновились.

Симеоно-Верхотурский храм

Храм Симеона Верхотурского Чудотворца, освященный в честь одного из известнейших уральских святых, имеет не слишком длинную, но весьма богатую историю. Его появление в конце XIX века связано с развитием нового городского района, прилегающего к только что построенной железной дороге. С началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге началось активное заселение Северной слободы, и Никольская вокзальная церковь перестала справляться с возросшим числом прихожан.

Для того, чтобы обеспечить нужды расширившегося прихода, в 1902 году было начато строительство Симеоновского храма. Крестово-купольный бревенчатый храм на каменном фундаменте был построен в короткие сроки - за год с небольшим. Главный престол нового храма был освящен во имя Святого Симеона Верхотурского, а два боковых были посвящены Святому Алексию человеку Божию и Святому благоверному князю Михаилу Тверскому.

В сентябре 1931 года была предпринята попытка закрыть храм, но прихожане выступили с решительным протестом и сумели убедить городские власти. Однако на следующий год после репрессий церковь все-таки была закрыта и передана расположенному по соседству техникуму под учебные мастерские. Тогда же началось разрушение храма - снесли колокольню, а после войны – центральный барабан.

Весной 1990 года Симеоно-Верхотурский храм был возвращен епархии. Начался сложный процесс восстановления. Изношенные стены пришлось разобрать, чтобы начать строительство нового храма. И в 1991-1994 годах на старом фундаменте была возведена новая Симеоновская церковь. Средства на строительство собирали всем миром, немалую сумму внесла Алла Пугачева.


Достопримечательности Уфы

Иконы с частями мощей святых:
  1. свт. Николая Чудотворца
  2. равноап. Нины Грузинской
  3. вмч. Пантелеимона Целителя
  4. вмч. Георгия Победоносца
  5. вмц. Варвары
  6. мч. Вонифатия
  7. мч. Трифона
  8. мц. Татианы
  9. прмцц. Елисаветы и Варвары
  10. преп. Сергия Радонежского
  11. преп. Серафима Саровского
  12. преп. Моисея Уфимского
  13. преп. Зосимы Еннатской
  14. благов. кн. Александра Невского
  15. благов. кнн. Петра и Февронии
  16. благов. кнн. Феодора, Давида и Константина Ярославских
  17. прав. Симеона Верхотурского
  18. прав. Феодора Ушакова
  19. блаж. Космы Верхотурского
  20. блаж. Павла Таганрогского
  21. блаж. Варвары Сворчихинской (Уфимской)

Другие святыни:

  1. икона Святой Живоначальной Троицы с частью дуба Мамврийского
  2. икона Тайной Вечери с частью Сионской Горницы, где проходила Вечеря

Чтимые иконы:

  1. Иверская икона Божией Матери,
  2. «Взыскание погибших» икона Божией Матери,
  3. «Усекновение главы Иоанна Предтечи»
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Рождество-Богородицкий храм (Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы) - действующий православный храм в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан . Самый большой, красивый и вместительный православный храм Уфы, который может принять в любые дни до нескольких тысяч человек одновременно .

Храм представляет собой красивое, небесно-голубого цвета здание с золотыми куполами. Высота собора - 21 м, колокольни - 47 м. Нынешний облик храма - это, по меньшей мере, четвертая реконструкция здания. В отделке стен и пола использован камень - розовый итальянский, белый греческий и желтый пакистанский мрамор. Зеленые плитки мозаики - итальянский серпентинит, серо-голубые - южноафриканский гранит. Все стены и потолки расписаны.

При храме работают следующие отделы Уфимской епархии :

  • Миссионерский отдел
  • Молодежный отдел
  • Добровольческий центр Башкортостанской митрополии
  • Епархиальный склад церковной утвари и духовной литературы
  • Епархиальная бухгалтерия

История

Храм был заложен в 1889 г., место было выбрано Уфимским епископом Антонием.

Строительство храма затягивалось, пока не помог деньгами уфимский купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 года на колокольню построенного храма были подняты колокола. Из восьми установленных колоколов самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был Василий Григорьевич Лезенков.

После революции в 1919 г. здесь разместился госпиталь, но при этом храм оставался действующим.

Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, здание было передано «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино.

Согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. в здании храма разместились авиамастерские.

Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». При этом была уничтожена купольная часть и наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома № 14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Русской православной церкви . Первым настоятелем после открытия храма был Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма. Храм был расширен, надстроена колокольня, покрыта железом крыша.

Реконструкция здания продолжалась около 15 лет. Главный архитектор проекта Фаворская Елена Алексеевна.

Фотогалерея

    Рождество-Богородицкий храм внутри

    Рождество-Богородицкий храм

См. также

Напишите отзыв о статье "Рождество-Богородицкий храм (Уфа)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рождество-Богородицкий храм (Уфа)

– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
– Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут?
Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться.
Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие...
– Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет...
Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!..
Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком»....
Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!..
И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!..
Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить...
Но, несмотря на дикий испуг, мне постепенно всё же удалось каким-то образом взять себя в руки и чуточку успокоиться. Немного подумав, я наконец-то поняла, что это, вероятнее всего, было всего лишь слишком реальное видение, которое своими ощущениями полностью повторяло происшедший когда-то с девушкой-ведьмой кошмар...
Несмотря на страх и слишком ещё живые ощущения, я тут же попробовала вернуться в сказочный «ледяной дворец» к своей брошенной, и наверняка уже сильно нервничавшей, подружке. Но почему-то ничего не получалось... Я была выжата, как лимон, и не оставалось сил даже думать, не говоря уже о подобном «путешествии». Обозлившись на себя за свою «мягкотелость», я опять попыталась собраться, как вдруг чья-то чужая сила буквально втянула меня в уже знакомую «ледяную» залу, где, взволнованно подпрыгивая, металась моя верная подружка Стелла.
– Ну, что же ты?! Я так испугалась!.. Что же с тобой такое случилось? Хорошо, что вот она помогла, а то ты бы и сейчас ещё «где-то» летала! – задыхаясь от «праведного возмущения», тут же выпалила малышка.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (по материалам книги "Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I / А.И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов — Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2009. — 416 с."):

Расположенную в бывшей Пушкарской слободе у подножия Тяпкиной горы, Рождество-Богородицкую церковь иногда называют "Подгородней" или "Подгоренской". Храм представляет значительный интерес как памятник архитектуры в стиле "московское барокко", и является самым древним храмом Лебедяни, исключая монастырские церкви Троицкой мужской обители.

Уже в конце XIX — начале XX в. в самой никто не помнил времени построения Рождество-Богородицкого храма, и жители города ссылались на предание, согласно которому церковь существовала более 300 лет.

И следует признать, что народное предание, как это бывает весьма часто, с большой долей точности сохраняло историческую информацию. Действительно, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовых книгах 1627-1628 гг.: "За острогом на посаде, на берегу реки Дону слобода Пушкарская, а в ней церковь древяна клетцки, с папертью, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а в церкви Божие Милосердие образы и сосуды церковные и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское, а книги строенья попа Савелья, да псалтирь со следованьем большая печать данье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии жалованье…"

В 1663 г. деревянная Рождество-Богородицкая церковь сгорела, и вместо неё была построена новая, но вот была ли она деревянная или каменная — пока неизвестно. Историк П.Н. Черменский считал, что каменная церковь того же храмонаименования с приделом святых Космы и Дамиана построена была во второй половине XVII в. Но во всех документах второй половины XVII столетия о Рождество-Богородицком храме не говорится как о каменном, хотя факт каменного строительства в это время в был уникальным, несмотря на существовавшие каменные постройки в Троицком мужском монастыре, и следовало бы ожидать, что авторы документов того времени первую городскую каменную церковь обязательно упомянут. Тем не менее, в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. находим следующие сведения о самом храме, количестве церковной земли и прихожанах: "Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы в Пушкарскай слободе на посаде. У тое церкви двор попа Андрея. Двор Дьячков. Да двор попа Василья. Церковныя земли восмь чети в поли, а в дву патому ж. Сенного покосу и рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви: тридцать девять дворов пушкарских, два двора подьячих, один двор посатцкого человека. И всего сорак четыре двора". В писцовой книге Лебедянского уезда "письма и межевания" стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного 1685-1686 гг. значится: "…в Пушкарской слободе церковь Рожества Пресвятыя Богородицы. Около той церкви на кладбища земли в длину по речке Сухой Городенке подле проезжей улицы тритцать три сажени, по другую сторону в длину подле роезжего переулка тритцать пять сажен, поперешнику по берегу реки Дону осмнатцать сажен, другова поперешнику от пушкарских дворов по проезжей же улице дватцать сажен. У той церкви двор попа Василья, двор дьячка Стенки Кирилова, да место пономарево, да просвирнино. Да на той же церковной земле за ним, попом, во дворе бобыль Микишка Семенов сын Иноземец з детьми с Меркушкою, с Харкою, с Ефимком, з Давыдком…"

Первое упоминание в документах каменного Рождество-Богородицкого храма содержится в переписных книгах 1710 г.: "Пушкарская слобода, в той слободе церковь во имя Рождества Богородицы, да придел св. чудотворцев Космы и Домиана каменная… В деревне Крутой за Богородицким попом Ияковом Васильевым два двора бобыльских…" Как видим, здесь впервые упомянут и придельный храм святых Космы и Дамиана. Поскольку ранее, в документах 1676, 1678 и 1685-1686 гг. о придельном алтаре ничего не говорилось, можно сделать предположение, что каменный храм в Пушкарской слободе был построен между 1686 и 1710 г.

Натурное обследование ныне существующего Рождество-Богродицкого храма показывает, что собственно храм и северный придел были заложены одновременно с общей для них трапезной, поделённой на две равные части центральным столбом и двумя подпружными арками, расположенными вдоль продольной оси храма. Поэтому продольная ось трапезной не совпадает с продольной осью храмовой части и смещена к северу. Храм построен по типу восьмерик на четверике и был увенчан высоким куполом со световым барабаном, с луковкой и крестом на подкрестном яблоке. С восточной стороны к четверику храма первоначально примыкали три полукруглых апсиды, соединённых между собой переходами. Алтарная апсида была в два раза шире боковых, в которых размещались ризница и дьяконник. Из храма в апсиды вели три дверных проёма с полуциркульными перемычками. Особенностью храма является отклонение алтаря на 20 градусов к северу, а также ступенчатые паруса, три яруса голосников, один в верхней части четверика, два в восьмерике и тябловый иконостас. Под полом северной половины храма было помещение со входом с северной стороны. Колокольня, выполненная в классическом стиле, была пристроена к храму в самом конце XVIII столетия. Венчал колокольню гранёный купол и высокий золочёный шпиль с крестом на подкрестном яблоке.

По описанию 1856 г., Рождество-Богородицкая церковь "состоит из алтаря, храма и трапезы, в которой находится в пристроенном с севера застенке придел святых Космы и Дамиана. Алтари и трапеза освещаются в один свет, а храм в два света". Космодамиановский придел в это время уже отапливался и служил, по всей видимости, для прихожан зимним храмом. В главном иконостасе "…пять тябл с иконами темного письма. Царские врата резные, вызолочены, с резными вызолоченными изображениями архангела Михаила с ветвью, Божией Матери, четырёх евангелистов и шести херувимских головок. Древняя икона Казанской Богоматери писана по тёмному полю орехового цвета. В приделе заслуживают внимания две иконы святого Николая с мечом в правой руке и с видом храма в левой 1) старинного письма в басменном окладе, на котором вырезано: "174 (1666) год. Москва", а 2) резной, на липовой доске в серебряной вызолоченой ризе".

В 1875 г. алтарная апсида перестроена и расширена. После этого она приобрела прямоугольную, со скруглёнными углами форму, а в самом алтаре вместо трёх сводов сделан один. При этом была растёсана центральная арка входа в алтарь и растёсаны два новых боковых входа, ближе к центральной оси, с сохранением старых. В настоящее время в главный алтарь ведут пять дверных проёмов. Одновременно с перестройкой апсиды были растёсаны двери и окна в первом ярусе храмовой части и трапезной, тогда же срублены барочные наличники, которые представляется необходимым восстановить вместе со старыми проёмами по образцу сохранившихся до настоящего времени барочных наличников и окон второго яруса, что придаст храму перво-зданный, более интересный и древний вид. После перестройки Рождество-Богородицкая церковь вновь была освящена 15 сентября 1876 г.

Через десять лет после этого священник храма Рождества Богородицы о. Димитрий Бажанов заполнил метрику, разосланную Императорским Археологическим обществом по епархиям Русской Православной Церкви для сбора сведений обо всех храмах, построенных до 1800 г. Благодаря ей мы сегодня можем представить себе много из внешнего и внутреннего убранства Рождество-Богородицкого храма, не "пережившего" лихие времена XX столетия: "Наружные стены гладкие, посередине церкви есть пояс, выделанный из кирпича, в средине украшенный зубцами из кирпича (поребрик. — Прим. авт. ), на углах стен есть колонки из кирпича гладкие. Других фигур нет. Карнизы есть вверху, под самой крышей, в виде поясков и зубчиков… Кровля на храме несколько выгнута, восьмигранная, покрыта зелёной краской. Фонарь глухой, шестигранный, прямо над сводами, покрыт белым железом, есть на фонаре предглавие и пояс, украшенный золочёными ложечками. Глава одна сделана из белой жести, украшена узорчатым поясом и золочёными ложечками, под самым крестом главка золочёная». Крест на церкви железный, четырёхконечный, вызолоченный. Дверей три, паперть с одной стороны. Колокольня формы четырёхугольной, в три яруса, в нижнем на углах по четыре колонки полукруглые, во втором ярусе по две колонки полукруглых и две гладких, а в третьем ярусе на углах по три колонки полукруглых, кроме того, колокольня украшена карнизами, отливами и зубцами. Колоколов шесть, два больших отлиты в настоящем (XIX в. — Прим. авт. ) столетии, а четыре — древние. Стены внутри окрашены масляною розовою краской, не расписаны… Иконостас деревянный, старого устройства, тело его белое, есть местами резьба золочёная, Царские двери из двух створок, с резьбой". В главном иконостасе все иконы были старого письма и кроме образа Спасителя не были поновляемы. В иконостасе же придельного алтаря в тёплой церкви все иконы относились к концу XIX в. Престол в главном алтаре был деревянный с кипарисовой верхней доской. Солея обыкновенная, деревянная, на две ступени выше. Амвон обыкновенный, деревянный. Оба клироса полукруглые, белые, без украшений. Пол везде деревянный.

Согласно страховым оценкам 1910 г., Рождество-Богородицкая церковь снаружи была окрашена масляной краской, а внутри оштукатурена и окрашена.

Длина её с колокольней составляла 48 арш., наибольшая ширина 19 арш., высота до верха карниза 12 арш., больших окон 14 и малых 8. Иконостас в настоящей церкви длиной 12 и высотой 12 арш. (оценён в 4000 руб.), в трапезной длина иконостаса 9 и высота 5,5 арш. (оценён в 1000 руб.), трапезная отапливалась 3 голландскими печами, колокольня в три яруса, высотой до верха карниза 37 арш., ближайшая постройка — кирпичный жилой дом священника Бажанова, в 15 саженях с южной стороны.

Достопримечательностями храма в начале XX столетия являлись Казанская икона Божией Матери "весьма древнего письма, особо чтимая за чудотворную", иконы Рождества Богородицы и "Сошествие во ад", Евангелие 1703 г. и медный ковчег XVII в.

В Рождество-Богородицком храме Лебедяни изъятие ценностей проходило 25 марта 1922 г. В результате приход лишился серебряной ризы с вызолоченным венчиком весом 6 фунтов 9 золотников. Риза эта была снята с чтимой иконы Спасителя, находившейся в иконостасе с правой стороны от Царских врат, и сделано это было по настоянию председателя уисполкома вопреки протестам комиссии.

В 1925 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен на учёт отделением музеев Главнауки Наркомпроса. В это время в храме служил протоиерей Иоанн Семёнович Богословский.

После 1929 г. Богородицкая церковь закрыта и впоследствии поменяла нескольких хозяев. Сначала здесь была мастерская, до войны работала плодоовощная сушилка, а после войны — колбасный цех, ремстрой участок КБО, размещались склады. В алтаре хранился цемент, и попавшая влага превратила его в многотонный бетонный монолит.

Колокольня была разрушена ещё в 1930-е гг., и теперь её можно увидеть лишь на картине Б. Кустодиева и редких фотографиях начала XX в.

Затем Рождество-Богородицкий храм долгое время пустовал, обезображенный и осквернённый. Особенно сильно пострадала от вандализма и времени трапезная. И лишь только под куполом в храмовой части сохранились остатки росписей и лепные украшения начала XIX в.

К восстановлению храма приступили только с началом третьего тысячелетия. Силами прихода Ново-Казанского собора на храме установлена временная железная кровля. В последнее время начались работы внутри храма, в ходе которых наполовину заложена подпружная арка придельного алтаря, а на второй (северной) половине поставлен каменный столб, делящий её пополам. Впереди предстоит полноценная, опирающаяся на комплексные научные исследования реставрация Рождество-Богородицкого храма, являющегося одним из самых древних и интересных церковных сооружений Лебедянской земли.