Лариса Тренина
Конспект занятия в средней группе «Насекомые»

Неорганизованная образовательная деятельность :

для детей среднего дошкольного возраста

Тема : «Насекомые »

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое» , «Социально-личностное» .

Задачи :

1. Познавательное развитие : расширять знания и представления детей об особенностях насекомых .

2. Коммуникативное развитие : развивать связную речь, логическое мышление, учить отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный состав детей, формировать у детей умение слушать и отгадывать загадки. Развивать память, внимание.

3. Социально-личностное развитие : развивать умение работать в группе , договариваться, учитывать мнение партнера.

4. Художественно-эстетическое развитие : формировать умение слушать музыку, развивать творческие способности.

Методы и приемы : наглядный, словесный, беседа, художественное слово, игровые действия.

Оборудование :

Оборудованная поляна с цветами на фланелеграфе

Ободки с изображением насекомых

Модели насекомых

Иллюстрации насекомых

Кассета с записью «Времена года» , пение птиц.

Волшебная палочка.

1. Организационный момент

Я буду говорить волшебные слова, а вы делать движения, о которых я буду говорить :

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем, наоборот.

Как листочки покружиться,

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес :

Мы попали с вами в лес!

(Выставляется фланелеграф с цветами, включить пение птиц)

Остановимся мы на полянке, где много цветов и ласково поют птицы. Назовите цветы, которые вам известны (колокольчики, ромашки, васильки, мать-и-мачеха) .

Как, вы думаете, кого они привлекают? (насекомых )

2. Отгадывание загадок.

Угадайте, о каких насекомых я буду говорить .

(Отгадывая загадку, ребенок выходит и прикрепляет нужное насекомое на фланелеграф )

1. У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза

Называем ее (стрекоза)

2. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (жук)

3. Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей)

4. Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка)

5. Всех жуков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки (божья коровка)

3. Беседа :

Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Наша полянка стала еще красивее и ярче.

У нас остались еще насекомые , посмотрите на них внимательно, у каждого насекомого есть усики , три пары ног.

Как вы думаете, где живут они? (У водоемов, в лесу, в саду, и даже в домах – это мухи, комары, муравьи)

Как насекомые спасаются от зимних холодов? (они прячутся в коре деревьев, в куче сухих листьев, всю зиму они спят)

Ребята, пчелки с бабочками не только собирают нектар, но и опыляют растения. Опылится цветок и у него появляются семена. А как вы считаете, где живут пчелы, осы, шмели? (они строят свои гнезда в дупле дерева)

А что вы можете рассказать о муравьях? (они великие и неутомимые труженики, целый день они добывают корм и таскают веточки. Это самое сильное насекомое – они могут переносить тяжести в десять раз больше своего веса)

Мухи, оказывается, очень вредные насекомые . Как вы думаете, почему? Они летают по свалкам и переносят на своих лапках микробы и бактерии.

Кто питается мухами? (лягушки, жабы, пауки)

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ребята, чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными , мы поиграем в игру «Четвертый лишний»

1. Заяц, шмель, еж, лиса

2. пчела, муха, енот, стрекоза

3. лягушка, комар, жук, бабочка

4. паук, мотылек, шмель, воробей

6. дятел, муравей, пчела, шмель

5. Физкультминутка

Мы находимся на сказочной полянке и мне захотелось поколдовать : «Раз, два – вот и фея теперь я»

А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых . Вы будете летать, прыгать и издавать разные звуки, характерные этим насекомым - «з-з-з» , «ж-ж-ж» (одеваю на детей маски)

У нас есть сказочные цветы на полянке и к каждому цветочку должно прилететь по три насекомых . Будьте внимательны! Молодцы!

Раз, два повернись и в ребяток превратись!

6. Описание выполнения.

Мы отдохнули на полянке, поиграли. А у нас есть еще одна полянка, давайте ее украсим. Я вам предлагаю сделать бабочек из цветной бумаги. (Дети делают бабочек под музыку П. И. Чайковского «Времена года» )

Вы сделали очень красивых бабочек, давайте посадим их на цветы.

7. Рефлексия :

Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

Козина Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: "Насекомые"
Дата публикации: 15.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: "Насекомые"
Цель:
сформировать у детей представления о насекомых.
Задачи
: Образовательные: обобщать и расширять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»; продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому – что; называть слова-действия, существительные во множественном числе; закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Развивающие: развивать мыслительную активность; развивать словесно- логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа; развивать внимание, память, речь. Воспитательные: воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), полянка с цветками, мелкие картинки насекомых, картинки к игре «четвертый лишний», картинка бабочки к игре «собери из частей целое», цветок, конверты с заданиями, паук.
Ход занятия:
1.Кинесиологическое упражнение «Перекрестные шаги» Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию: «Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем. (шагают) Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку) Корявые пенечки, (идут высоко поднимая колени) Все преграды мы прошли и на поляну пришли». 2.Организационный момент. Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука. (Задания в маленьких, конвертика их шесть) Воспитатель: - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3.Введение в тему. Воспитатель: - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст: Однажды над насекомыми Пронёсся злой паук На полянке разноцветной Он всех заколдовал. Чтоб бабочки порхали, Трудился муравей. И осы чтоб жужжали, Ты помоги скорей. Возьми с собой ты знанья, И доброту возьми, И этим шестиногим Малышкам помоги! Воспитатель: - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми: - Закройте все глаза и повторяйте за мной: - Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: Открывает первый конверт «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки». 1. Загадки. Беседа по теме. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф. У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, Называют ее…(стрекоза). Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила А зовут ее... (пчела). Он работник настоящий Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (муравей). Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки. (Божья коровка). Воспитатель: - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? - Молодцы все загадки отгадали, пойдем дальше. Открывает следующий конверт 2. (конвертик) Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что». Воспитатель: - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете? Лишний предмет в зависимости от картинки Лишний (мячик) почему потоу что это игрушки………. Лишняя. (машина) это транспорт………. Лишняя. (цветок) это цветы……… 3. Игра «Назови-ласково» Комар-комарик Жук-жучок Пчела-пчёлка Усы-усики Лапы-лапки Муравей-муравьишка Стрекоза-стрекозка Муха-мушка Гусеица – гусеничка Сороконожка - сороконожечка
Физминутка
«Сороконожка» 1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.) - Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи), Обойду я лужи! Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой), Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой). И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром! Воспитатель: - Пойдем дальше насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле доски. На доске расположена картинка «Бабочка». 4. (конвертик) Игра «Собери из частей целое Бабочку» что есть у бабочке (туловище, крылья, голова, усики, лапки) 5. (конвертик) Игра: «Закончи предложение»-правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите. Жук большой,а комар……..маленький Бабочка летает,а гусеница……ползает Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….в муравейнике У птиц две лапки,а у насекомых……шесть Божья коровка маленькая, а улитка …большая Пчёлы из нектара делают…мёд У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные 6. (конвертик) Игра «Кто что делает?» Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы) Пищат? (комар) Стрекочут? (кузнечики, сверчки) Какой звук издает бабочка? (никакой) Итог занятия. Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу! Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке. (Дети берут насекомых-картинки и размещают их на полянке на цветок.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: - Закройте глаза и повторяйте за мной. Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати! - Вам понравилось быть насекомыми? - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему? - Какая игра вам больше всего понравилась? - Вы все сегодня были молодцы!

Вид проекта:

краткосрочный, групповой, исследовательский.

Возраст:

для детей 4-5 лет.

Продолжительность проекта:

Участники проекта:

дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область:

экологическое воспитание.

Актуальность проблемы:

Дети, во время прогулки часто видят насекомых. Реакция ребят непредсказуема, одни наблюдают, другие сразу берут руками, а кто- то и топнет ногой. Беседуя с детьми, появляется сама проблема: « Приносят ли насекомые пользу или вред?» , «Нужны ли насекомые?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде;

развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта:

формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик) , их строении, способах передвижения;
  • узнать о их пользе или вреде;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

  • дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик) ;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев) , способах передвижения (прыгает, летает, бегает) , издаваемых звуках (жужжит, стрекочет) , где и как зимуют насекомые;
  • знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми) ;
  • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;

Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
  • просмотр мультфильмов:
  • «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Продукт проектной деятельности:

рассказ о каком-либо насекомом,

дидактические игры,

фотографии,

коллективная аппликация «На полянке»,

поделки из природного материала,

выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».

План реализации проекта:

1 неделя: « Знакомство с бабочкой»:

Понедельник:
1) Художественное слово, загадки о бабочке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.

Вторник:
2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

Среда:
3) Беседа с детьми о бабочке.
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.

Четверг:
4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки, пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).

Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
Цель: вызвать желание украсить группу для всех.

5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

2 неделя: «Знакомство с муравьем».

Понедельник:
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

Вторник:
2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».

Цель: развитие чувства ритма.

От друзей муравьишка отстал.

Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!

(Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.)

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
- Уф-уф-уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
(Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.

Среда:
Поиск муравейника.
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
3)НОД «Из жизни муравьев».
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.

Четверг :

4)Экскурсия по территории детского сада (или в лес). Наблюдение за муравейником.
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
Цель: развитие познавательной активности.

Пятница:
6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».

Понедельник:

1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

Егорова Татьяна Анатольевна
Конспект открытого занятия в средней группе «Насекомые»

Конспект открытого занятия в средней группе

Тема : Насекомые

Цель : сформировать у детей представления о насекомых .

Задачи :

Образовательные : уточнить и расширить знания детей о насекомых , их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Оборудование : иллюстрации насекомых .

Ход занятия

Воспитатель :

Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

Послушайте загадки :

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья. (коровка) .

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса) .

Знают взрослые и дети -

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук) .

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит. (муравей) .

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар) .

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая. (муха) .

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает. (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик) .

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий. (таракан) .

Воспитатель :

Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать : муху, комара, пчелу?

Ответы детей - Насекомые .

Воспитатель :

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть ,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

Воспитатель :

Ребята, а как передвигаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Воспитатель :

А чем питаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Есть в природе и насекомые – хищники , которые охотятся на других насекомых . (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых ; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые , которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой .

Ребята, как вы думаете, какие это насекомые ?

Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи) .

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик : Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой) .

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель :

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых .

Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей) .

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Ребята, а как называются домики у муравьев?

Ответы детей - (муравейник) .

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?

Ответы детей - (комар) .

Как вы думаете, есть ли у комара уши?

Ответы детей

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…

Помните такую присказку?

А какого цвета это насекомое ?

Ответ детей (красные с черными пятнышками) .

Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

Рассматривание картинок с насекомыми .

Воспитатель :

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых ? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых , не трогайте их, они часть природы.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты , у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Воспитатель :

Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых . Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми .

Итог занятия .

Литература :

1. Агранович З. Е. Времена года. -СПб., Детство-Пресс,2002

2. Живая природа в мире животных. -СПб., Детство-Пресс,2005

3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., Детство-Пресс,2005

Публикации по теме:

Цели: 1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 2. Воспитывать.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «В поисках сюрприза» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «В поисках сюрприза» Программное содержание: Вызывать доброжелательный.

Конспект открытого занятия «Насекомые» (первая младшая группа) КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ тема: «Насекомые» (первая младшая группа) Образовательная задача: Формировать представления о разнообразии.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема «В гости к кролику» (Автоматизация звука [Р]). Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема «В гости к Кролику» (Автоматизация.

Проект в средней группе "Путешествие в мир насекомых"

Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Проблема: Многие дети с отвращением относятся к насекомым.
Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.

Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,патриотического
нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития,способах питания, образе жизни, защите от врагов.
Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
Подготовительный этап.

I. Планирование

1 день - знакомство с пчелой
2 день - знакомство с бабочкой
3 день - знакомство с муравьем
4 день - знакомство с комаром
5 день - знакомство с божьей коровкой

Подбор масок, эмблем
подбор энциклопедий, журналов о насекомых
оформление НОД,схем развития
подбор художественного слова
подбор дидактических игр(лото, пазлы)
подбор дисков со звуками насекомых

II. Практический этап

Знакомство с пчелой.
1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле


3) Беседа: « Что дети знают о насекомых?»
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме
4) НОД « Сравнивание пчелы со шмелем и осой»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые»
5) Наблюдение за пчелами на прогулке
Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара
6) Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях
7) Хоровод насекомых
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы
8) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
Цель: развивать память и чувство ритма, речь
9) Рисование сотовых ячеек по шаблонам
Цель: развивать точность движения и мелкую моторику

Знакомство с бабочкой
1) Художественное слово, загадки о бабочке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа с детьми о бабочке
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки
4) Изобразительная деятельность («Бабочки на цветах»)
Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон)
5) Наблюдение за бабочками на клумбе
Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры
7) Игра «Соедини точки и узнай во что превратиться гусеница»
Цель: развивать точность движения руки, воображение
8) Украшение бабочками на нитке веранды
Цель: вызвать желание украсить участок для всех

Знакомство с муравьем
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье
2)Поиск муравейника
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
3)НОД «Из жизни муравьев»
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей
4)Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
Цель: развитие чувства ритма
5)Экскурсия в лес. Наблюдение за муравейником
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания
6)Опыт «Выделение муравьинной кислоты»
Цель: развитие познавательной активности
7)Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьика домой спешил»
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь
8) Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых

Знакомство с комаром
1)Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре
2)Рассказ комара о том откуда он прилетел(книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»)
Цель: знакомство с внешним видом комара
3)НОД «Насекомое-комар»
Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых
4)Прослушивание музыки «Комаринская»
Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям
5)Наблюдение за комарами в разных местах участка
Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность
6)Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнать детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость
7)Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом»
Цель: развить чувство ритма, фонематический слух
8)Ручной труд «Комар из природного материала»
Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев

Знакомство с божьей коровкой
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке
2)Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок
3)НОД «Наша любимая божья коровка»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь
4)Игра «Соедини точки и увидишь что получится»
Цель: развитие мелкой моторики
5)Аппликация «Божья коровка»
Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе
6)Наблюдение на прогулке за божьей коровке
Цель: развивать наблюдательность
7)Прослушивание песен о божьей коровке
Цель: развитие музыкального слуха
8)Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цель: закрепление знаний детей о насекомых

III. Результативный этап

У детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности
дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе
появилось желание получить больше информации о насекомых

Работа с родителями по проекту «Путешествие в мир насекомых»
памятка для родителей желающих участвовать в проекте
оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр
оформление масок для подвижных игр
наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми
изготовление фотоальбома о насекомых
Материал к проекту:
Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»(по методике расскажи стихи руками)

Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт -
(Одну руку вытягивают вперёд, затем - вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.

Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.

Ритмично хлопают в ладоши.

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
- Зу-зу-зу, - комар пищит.
- Уф-уф-уф, - как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.

Литература:
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.