Часто Путники страны Северной спрашивают, как славянская магия и ворожба действует, как правильно просить у Родных Богов помощи, как сделать домашний алтарь, Чуры каких Богов на нем разместить. Потому делимся своими знаниями, поведаем об устройстве алтаря в славянском доме!

Магия и ворожба: устройство алтаря и капища в древности

К сожалению, сохранилось мало информации, как выглядели древние капища. Славянские капища в старину делали из дерева, материала не долговечного. Вот, что мы знаем: на пригорке стояло пять Чуров, во главе с Даждьбогом, поодаль (в низинке) - Чур Велеса. Выходит всего семь изваяний Богов. Три уровня славянского капища (самая высокая точка пригорка, пригорок и низинка) символизируют Правь, Явь, Навь.

В избе в старину ставили домашнее капище – домашний алтарь. Вспомним русскую избу, красный угол там располагался с восточной стороны, по диагонали от печки. Обе стороны красного угла имели окна, поэтому это была самая освещенная часть дома. Домашний алтарь помещали в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы алтарь был первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или избы, славянин сперва оказывал почести Богам, а уж потом - хозяину дома.

Как сделать домашний алтарь?

Ныне дома строят без учета древних традиций, в квартирах нет особого места для красного угла. Потому домашний алтарь надо располагать в зависимости от сторон света, на востоке квартиры. Славянский домашний алтарь составляют три яруса, Даждьбог (или Род, если он есть на алтаре), Велес крайним, и пять Богов по вашему усмотрению, вы должны чувствовать душой, какие Боги вам наиболее Родные. Если на алтаре и Род, и Даждьбог, тогда Род ставится выше.


Домашний алтарь устроен подобно древним капищам

Что говорят о домашнем алтаре?

Путники страны Северной вот что о домашнем алтаре сказывают:

«Я видела красные куты на фотографиях исторических реконструкций русской избы. Однако почему-то красный кут редко был хорошо освещённым, несмотря на окна с обоих сторон угла. Окна были маленькие и свет из них падал прямо практически без рассеивания. Поэтому кут обычно был довольно тёмным (возможно, летом это было бы удобным, чтобы уберечь дом от нагрева в жару). И всё же я слышала, что зимой перед Святками в этот кут ставили веточки плодовых деревьев. Если к празднику Коляды веточка расцветала, это считалось добрым предзнаменованием (то есть света зимой, когда солнце встаёт низко над горизонтом, ей всё же должно было хватать). Из личной жизни могу упомянуть, что судьба моей бабушки - незаконнорождённой дочери в семье, решалась с помощью такой веточки (калины) в красном углу. К счастью, её веточка расцвела, поэтому мою бабушку было решено оставить в живых...

Простите за такое отступление. В целом, красный кут был самой нарядной частью избы (вспомним русскую пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами»). На него первым делом падал взгляд, когда человек заходил в дом (это вы уже упомянули). Образы Богов, находящиеся там, часто украшались рушниками (магическими расшитыми или ткаными полотенцами). Там же оставляли подношения Богам: цветы, свечи, поминальную пищу. По вечерам в красном углу непременно горела свеча или лучинка, освещая образы Богов. Особливо кут украшали на праздники: Купала, Русалии, Святки, Спасы. После праздников от этих украшений избавлялись или оставляли до следующего года как оберег и лекарство на случай, если в семье кто-то заболеет (Клечальные/Русальные и Спасские букеты).

Во время грозы или важных событий (таких, как рождение или смерть в семье), в красный угол ставили громничную свечку – особую свечу, сплетённую в виде косицы с маленьким трезубцем сверху – такую свечу изготавливали на славянский праздник Громницы, она символизировала союз и единение трёх миров: Прави, Яви и Нави. Часто на славянском алтаре, помимо образов Богов, встречаются и образы предков (особенно, в поминальные дни) и Домашних Духов, однако, как хорошо известно, алтарём Духа Домашнего Очага – Домового, исконно была русская печь. В современных условиях обычно такой алтарь делают на кухне, недалеко от плиты. Там размещают символы Домового (традиционно, вешают декоративный веничек-домовушку или ставят фигурку Домового) и оставляют подношения Дедушке».

Обращение к Богам на домашнем алтаре

К Родным Богам на славянском домашнем алтаре каждый день обращаются. Не забывайте каждое утро, как проснетесь, с Богами здороваться, и каждый вечер, когда домой приходите, их приветствовать.



Верча Богам на славянском домашнем алтаре

Славянский домашний алтарь – место, где живут Боги!

Во многих вопросах устройства алтаря нет жестких правил. Главное – чувствовать сердцем присутствие Родных Богов, а уж душа подскажет, чем именно их порадовать!



Чуры для домашнего алтаря из лавки «Северная сказка»

У нас же в «Северной сказке» найдете чудесные

Алтарь – это мистическое место в нашем доме, у которого мы призываем благословения и вдохновение, получаем защиту и помощь святых, богов, риши и сиддхов, очищаем ум, освящаем предметы, укрепляем связь с божествами, с линией передачи Учения и Мастером.

Алтарь олицетворяет собой Древо Прибежища, то есть Древо линии, на которое мы опираемся, полагаем своей защитой и опорой, он и есть материализованное Древо Прибежища. А само Древо Прибежища есть мистический канал (дева вахини) для связи с божественными существами и силами вселенной. Прибежище для садху – это источник его духовной силы, его защита и опора. И если мы желаем раскрыть внутренних божеств, призвать благословения святых, войти в пространство сиддхи, чистого видения, то важно всегда помнить о Прибежище.

Расположение алтаря

Согласно науке Ваасту идеальным местом для алтаря считается северо-восток (место пребывания Бога), можно также располагать алтарь на востоке или на севере.

Алтарь должен располагаться на уровне груди так, чтобы сидя удобно было воспользоваться предметами на алтаре. Если изображения расположены на стене, то они должны быть хорошо видны снизу.

Оформление алтаря

Для домашнего алтаря можно использовать алтарный столик или полку, закрепленную на стене, желательно с закругленными краями.

Все предметы делаются красивыми, например:

  • из резного дерева или других материалов, которые не были в употреблении, они могут покрываться позолотой или краской с позолотой;
  • если поверхность требует оформления, рекомендуется использовать новые такни: бархат, парча, шелк преимущественно золотистого цвета (можно белого, бардового).

Рядом с алтарем должен располагаться столик для алтарных атрибутов. Если на алтаре недостаточно места для подношений, необходимо установить дополнительный столик рядом.

Также нужна асана (небольшой коврик, подушка) из ткани, чтобы сидеть или стоять на нем, предлагая прасад или проводя пуджу.

Алтарь и изображения всегда должны содержаться в чистоте. Вы можете украсить алтарь по вашему вкусу.

Алтарные принадлежности

  • Ваджрный колокольчик, освященный Гуру
  • Сосуд для воды
  • Подсвечник (обычно пара)
  • Подставка для благовоний
  • Вазочка для лепестков
  • Вазочка для масла гхи или сандаловой пасты
  • Маленькая чашечка с ложечкой для ачаманы
  • Поднос и масляная лампа

Вся посуда используется новая: серебряная, фарфоровая или металлическая.

Размещение мурти на алтаре

Основным правилом размещения мурти на алтаре является соблюдение духовной субординации и не смешивание изображений и предметов разных традиций и линий учения.

Основные мурти нашей традиции:

  • изображение символа «ОМ» или Триянтра – располагается в самом верху;
  • мурти Даттатрейи как ишта-дэваты – располагается в центре;

  • изображение древа Прибежища, линия передачи, святые: Гуру Брахмананда, Васиштха, Шанкара, сиддхи и т.д.

  • мурти коренного Гуру.

Изображения можно украшать гирляндами или класть перед ними цветы.

Освящение алтаря

Необходимо провести ачаману (очищение пространства водой). Ритуальная ежедневная практика очищения Ачамана.doc .

  1. Представляем вокруг простой защитный круг с мантрой, в которую есть передача.
  2. Делаем подношения на алтарь (фрукты, йогурт, благовония, вода, цветы).
  3. Читаем 4 очистительные мантры (Гаятри, Махамритьюнджая, Асатома, Гуру мантра).
  4. Визуализируем прямо над головой и перед собой с верой и преданностью Древо Прибежища, читая мантру или молитву Прибежища.
  5. Представляем нисхождение благословений от древа Прибежища, которые нисходят на алтарь в виде потока света, цветов, слогов, звуков мантр.
  6. Делаем мысленно благодарственное подношение божествам и святым древа, подбрасывая в воздух щепотку риса и лепестки цветов, окропляем предложенной водой.

Читаем мантру ОМ три раза в завершение практики.

Каждодневная практика у алтаря

1. На рассвете позвоните в колокольчик и откройте шторки (если они на вашем алтаре есть). Если нужно – протрите алтарь и принадлежности.

2. Поднесите на алтарь символы пяти элементов: новую благовонную палочку, чистую свежую воду, масло гхи или фрукты, лепестки, огонь. В простом ежедневном варианте может быть минимальный набор: благовония, вода, огонь.

3. Сядьте в сукхасану или ваджрасану напротив алтаря.

4. Сделав намастэ-крийю, пропойте мантру ОМ трижды, выполняя Гуру-йогу и соответствующую визуализацию, затем пропойте мантру Прибежища:

Намо Гуру Дева

Намо Сатья Дхарма

Намо Арья Санга

затем четыре мантры:

- Гаятри,

- Махамритьюнджая,

- Астома

- мантра Гуру–йоги

5. Сделайте под звон колокольчика подношение пяти элементов. Зажгите свечу, благовонную палочку, предложив мысленно все это Древу Прибежища.

6. Если есть время и возможность – вы можете в расширенном варианте выполнить какую-либо одну практику (в которую у вас есть передача). Начинаете любое призывание с ачаманы.

Практика утренней Сутры или практика, которая выполняется на бхаджан мандале. Утренняя практика Сутры

7. Завершаете практику медитацией 4-х Брахма-вихар (4-х Бесконечных состояния Брахма-творца) 3 мин. и снова Гуру-йогой с мантрой ОМ и положенной визуализацией.

8. Позвоните в колокольчик. Закройте алтарь. Утренняя практика у алтаря окончена.

Ту же практику вы можете делать в полдень и вечером.

Если нет возможности или времени, делаете в кратком варианте, т.е. без пункта 4.

Считается, что все святые и сиддхи излучают устойчивый божественный импульс (Ануграха-шакти). Поэтому, когда происходит настройка на них, то через них можно получить этот импульс.

В Ведах сказано, что в наш век Кали-юги, время упадка Дхармы, наиболее действенной практикой является призывание святых и сиддхов. Легче всего такое призывание осуществлять в специальном месте – у алтаря.

Практика с алтарем продвигает йогина на Пути, дает переживания, помогает войти в контакт со святыми и сиддхами, настроиться на Всевышний Источник.

Выбрать верное место

Встарь дом строили так, что красный угол приходился у окошка на восточной стороне. Вот оно, верное место для устройства алтаря: там, где встает солнышко. Ныне не во всякой квартире найдется такое окошко. Как тогда верно разместить домашнее капище?

Коли выбираете: поставить алтарь на восточную сторону без окна или на какую другую, но у окошка - ставьте у окошка. Лучше бы, чтобы приходилось оно не на запад. Но, коли нет других окон в квартире, и западное подойдет. Комнату лучше выбрать ту, где собирается вся семья. Не стоит ставить домашний алтарь славян в спальне: лучше кухня или общая горница, где собираетесь с родными.

Пример домашнего алтаря славян. Здесь чуры Богов Нави могут быть спрятаны на закрытую полку.

Устройство алтаря: три мира

Лучше всего сделать устройство алтаря подобным тому, каким создал Род-Творец славянский мир. Поставьте не одну полку в красном углу, а три. Внизу будет мир Нави, посередке - Явь, наверху Правь, где живут славянские Боги. Под алтарем же ничего не ставят, либо, если в доме ворожат, под алтарем может стоять сундук с предметами для магии.

Как создать алтарь решать вам - выбирайте образы тез Богов, которые вам близки.

Вот такое устройство алтаря, а что должно быть на нём?

Непременно нужен образ Бога для каждого из трех миров. Для мира Нави часто берут образ Велеса. Может быть и более Богов, если не страшитесь обращаться к Богам Нави. Однако, лучше такие образы выбрать взрослому человеку, опытной ворожее или волхву, в доме же, где есть дети, лучше обойтись на алтаре образом Бога Велеса.

На верхнюю полку ставьте один образ Бога, а уж кто это будет - вам решать. Коли считаете, что можно поставить образ Рода-Творца, для него это место в самый раз подойдет. Коли считаете, что не следует изображать его, то ставьте образ Даждьбога, Бога Отраженного Света, или Сварога, Небесного Отца. Коли выбираете Сварога, это единственный случай, когда можно поставить образы двух Богов: рядом разместить Ладу-Матушку.

Посередке ставьте тех Богов, что особо близки вам, тех, к кому чаще обращаетесь. Здесь же будут храниться свечи, соль и другие предметы для обрядов. Так что полка должна быть вместительной, широкой. Иногда вовсе обходятся только средней полкой, не отделяя нижнюю и верхнюю.

Устройство домашнего алтаря простое и не должно на нём быть лишних предметов! Что можно здесь хранить?

    Рушник с вышивкой или три, отдельно для каждой полки.

    Громничная свеча и другие заговоренные свечи, которые нужно каждый год обновлять;

    Четверговая соль и белая соль для обрядов - немного, здесь не место для всех запасов в доме;

    Если есть постоянная утварь для верчи Богам и подсвечники, можно хранить тут же;

    Важные для семьи предметы: первые волосы, состриженные у ребенка; лента, которую муж взял после свадьбы из кос жены и т.д. - таких предметов не нужно много, только самое важно, то, что хранит вашу семью.

Ныне знаете, как сделать капище для семьи. Будете ли его создавать? Коли да - в помощь вам образы славянских Богов, которые есть у нас в лавке.

Часто Путники страны Северной спрашивают, как славянская магия и ворожба действует, как правильно просить у Родных Богов помощи, как сделать домашний алтарь, Чуры каких Богов на нем разместить. Потому делимся своими знаниями, поведаем об устройстве алтаря в славянском доме!

Домашний алтарь устроен подобно древним капищам

Магия и ворожба: устройство алтаря и капища в древности

К сожалению, сохранилось мало информации, как выглядели древние капища. Славянские капища в старину делали из дерева, материала не долговечного. Вот, что мы знаем: на пригорке стояло пять Чуров, во главе с Даждьбогом, поодаль (в низинке) - Чур Велеса. Выходит всего семь изваяний Богов. Три уровня славянского капища (самая высокая точка пригорка, пригорок и низинка) символизируют Правь, Явь, Навь.

В избе в старину ставили домашнее капище – домашний алтарь. Вспомним русскую избу, красный угол там располагался с восточной стороны, по диагонали от печки. Обе стороны красного угла имели окна, поэтому это была самая освещенная часть дома. Домашний алтарь помещали в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы алтарь был первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или избы, славянин сперва оказывал почести Богам, а уж потом - хозяину дома.

Как сделать домашний алтарь?

Ныне дома строят без учета древних традиций, в квартирах нет особого места для красного угла. Потому домашний алтарь надо располагать в зависимости от сторон света, на востоке квартиры. Славянский домашний алтарь составляют три яруса, Даждьбог (или Род, если он есть на алтаре), Велес крайним, и пять Богов по вашему усмотрению, вы должны чувствовать душой, какие Боги вам наиболее Родные. Если на алтаре и Род, и Даждьбог, тогда Род ставится выше.

Что говорят о домашнем алтаре?

Путники страны Северной вот что о домашнем алтаре сказывают:

«Я видела красные куты на фотографиях исторических реконструкций русской избы. Однако почему-то красный кут редко был хорошо освещённым, несмотря на окна с обоих сторон угла. Окна были маленькие и свет из них падал прямо практически без рассеивания. Поэтому кут обычно был довольно тёмным (возможно, летом это было бы удобным, чтобы уберечь дом от нагрева в жару). И всё же я слышала, что зимой перед Святками в этот кут ставили веточки плодовых деревьев. Если к празднику Коляды веточка расцветала, это считалось добрым предзнаменованием (то есть света зимой, когда солнце встаёт низко над горизонтом, ей всё же должно было хватать). Из личной жизни могу упомянуть, что судьба моей бабушки - незаконнорождённой дочери в семье, решалась с помощью такой веточки (калины) в красном углу. К счастью, её веточка расцвела, поэтому мою бабушку было решено оставить в живых...

Простите за такое отступление. В целом, красный кут был самой нарядной частью избы (вспомним русскую пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами»). На него первым делом падал взгляд, когда человек заходил в дом (это вы уже упомянули). Образы Богов, находящиеся там, часто украшались рушниками (магическими расшитыми или ткаными полотенцами). Там же оставляли подношения Богам: цветы, свечи, поминальную пищу. По вечерам в красном углу непременно горела свеча или лучинка, освещая образы Богов. Особливо кут украшали на праздники: Купала, Русалии, Святки, Спасы. После праздников от этих украшений избавлялись или оставляли до следующего года как оберег и лекарство на случай, если в семье кто-то заболеет (Клечальные/Русальные и Спасские букеты).

Во время грозы или важных событий (таких, как рождение или смерть в семье), в красный угол ставили громничную свечку – особую свечу, сплетённую в виде косицы с маленьким трезубцем сверху – такую свечу изготавливали на славянский праздник Громницы, она символизировала союз и единение трёх миров: Прави, Яви и Нави. Часто на славянском алтаре, помимо образов Богов, встречаются и образы предков (особенно, в поминальные дни) и Домашних Духов, однако, как хорошо известно, алтарём Духа Домашнего Очага – Домового, исконно была русская печь. В современных условиях обычно такой алтарь делают на кухне, недалеко от плиты. Там размещают символы Домового (традиционно, вешают декоративный веничек-домовушку или ставят фигурку Домового) и оставляют подношения Дедушке».

Обращение к Богам на домашнем алтаре

К Родным Богам на славянском домашнем алтаре каждый день обращаются. Не забывайте каждое утро, как проснетесь, с Богами здороваться, и каждый вечер, когда домой приходите, их приветствовать.

Верча Богам на славянском домашнем алтаре

Славянский домашний алтарь – место, где живут Боги!

Во многих вопросах устройства алтаря нет жестких правил. Главное – чувствовать сердцем присутствие Родных Богов, а уж душа подскажет, чем именно их порадовать!

Чуры для домашнего алтаря из лавки «Северная сказка»

У нас же в «Северной сказке» найдете чудесные Чуры ручной работы для славянского домашнего алтаря, и верчу для подношения Богам, принятую у нас на Севере. Пусть вместе со славянским алтарем живет в вашем доме радость!

Часто Путники страны Северной спрашивают, как славянская магия и ворожба действует, как правильно просить у Родных Богов помощи, как сделать домашний алтарь, Чуры каких Богов на нем разместить?

Потому делимся своими знаниями, поведаем об устройстве алтаря в славянском доме! Устройство алтаря и капища в древности

К сожалению, сохранилось мало информации, как выглядели древние капища. Славянские капища в старину делали из дерева, материала не долговечного.

Вот, что мы знаем: на пригорке стояло пять Чуров, во главе с Даждьбогом, поодаль (в низинке) - Чур Велеса. Выходит всего семь изваяний Богов.

Три уровня славянского капища (самая высокая точка пригорка, пригорок и низинка) символизируют Правь, Явь, Навь.

В избе в старину ставили домашнее капище – домашний алтарь. Вспомним русскую избу, красный угол там располагался с восточной стороны, по диагонали от печки. Обе стороны красного угла имели окна, поэтому это была самая освещенная часть дома.

Домашний алтарь помещали в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы алтарь был первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или избы, славянин сперва оказывал почести Богам, а уж потом - хозяину дома.

Как сделать домашний алтарь?

Ныне дома строят без учета древних традиций, в квартирах нет особого места для красного угла. Потому домашний алтарь надо располагать в зависимости от сторон света, на востоке квартиры.

Славянский домашний алтарь составляют три яруса, Даждьбог (или Род, если он есть на алтаре), Велес крайним, и пять Богов по вашему усмотрению, вы должны чувствовать душой, какие Боги вам наиболее Родные. Если на алтаре и Род, и Даждьбог, тогда Род ставится выше.


Домашний алтарь устроен подобно древним капищам

Что говорят о домашнем алтаре?

Путники страны Северной вот что о домашнем алтаре сказывают:

«Я видела красные куты на фотографиях исторических реконструкций русской избы. Однако почему-то красный кут редко был хорошо освещённым, несмотря на окна с обоих сторон угла. Окна были маленькие и свет из них падал прямо практически без рассеивания. Поэтому кут обычно был довольно тёмным (возможно, летом это было бы удобным, чтобы уберечь дом от нагрева в жару). И всё же я слышала, что зимой перед Святками в этот кут ставили веточки плодовых деревьев. Если к празднику Коляды веточка расцветала, это считалось добрым предзнаменованием (то есть света зимой, когда солнце встаёт низко над горизонтом, ей всё же должно было хватать). Из личной жизни могу упомянуть, что судьба моей бабушки — незаконнорождённой дочери в семье, решалась с помощью такой веточки (калины) в красном углу. К счастью, её веточка расцвела, поэтому мою бабушку было решено оставить в живых…»

В целом, красный кут был самой нарядной частью избы. На него первым делом падал взгляд, когда человек заходил в дом. Образы Богов, находящиеся там, часто украшались рушниками (магическими расшитыми или ткаными полотенцами). Там же оставляли подношения Богам: цветы, свечи, поминальную пищу. По вечерам в красном углу непременно горела свеча или лучинка, освещая образы Богов.

Особливо кут украшали на праздники: Купала, Русалии, Святки, Спасы. После праздников от этих украшений избавлялись или оставляли до следующего года как оберег и лекарство на случай, если в семье кто-то заболеет (Клечальные/Русальные и Спасские букеты).

Во время грозы или важных событий (таких, как рождение или смерть в семье), в красный угол ставили громничную свечку – особую свечу, сплетённую в виде косицы с маленьким трезубцем сверху – такую свечу изготавливали на славянский праздник Громницы, она символизировала союз и единение трёх миров: Прави, Яви и Нави.

Часто на славянском алтаре, помимо образов Богов, встречаются и образы предков (особенно, в поминальные дни) и Домашних Духов, однако, как хорошо известно, алтарём Духа Домашнего Очага – Домового, исконно была русская печь. В современных условиях обычно такой алтарь делают на кухне, недалеко от плиты. Там размещают символы Домового (традиционно, вешают декоративный веничек-домовушку или ставят фигурку Домового) и оставляют подношения Дедушке».

Обращение к Богам на домашнем алтаре

К Родным Богам на славянском домашнем алтаре каждый день обращаются. Не забывайте каждое утро, как проснетесь, с Богами здороваться, и каждый вечер, когда домой приходите, их приветствовать.


Верча Богам на славянском домашнем алтаре

К праздникам хорошо бы положить на домашний алтарь подношения Родным Богам, так вы покажете, что знаете, что они заботятся о вас, видите, сколько добра пришло в вашу жизнь. Раз вам есть что подарить Богам, значит, и сами вы сыты и здоровы. Это ли не счастье?

Славянский домашний алтарь – место, где живут Боги!

Во многих вопросах устройства алтаря нет жестких правил. Главное – чувствовать сердцем присутствие Родных Богов, а уж душа подскажет, чем именно их порадовать!


Чуры для домашнего алтаря

Пусть вместе со славянским алтарем живет в вашем доме радость!