Ненавижу этих писак! - рычал Фрейд, вертя в руках свежий экземпляр своей очередной биографии.- Тысячу раз повторял, что общественность не имеет права на мою личную жизнь! Помру - тогда пожалуйста. И Цвейг - туда же, хочет, видите ли, увековечить мою жизнь! Я ему так и написал: "Кто становится биографом, обязуется лгать, утаивать, лицемерить, приукрашивать и скрывать свое собственное недопонимание". Биографы Фрейда недоумевали: ну надо же, какая цаца. Всю жизнь беспардонно копался в чужих.жизнях, а тут - на тебе!

Да кто он такой, этот венский профессор, приписавший всему человечеству самые низменные с точки зрения этого человечества инстинкты? Кто он такой, якобы доказавший, что каждый мужчина испытывает влечение к своей матери, а каждая женщина подсознательно желает разделить ложе со своим отцом? Кто были его родители и как у него самого-то со всей этой гадостью? Давать ответы на эти вопросы Фрейд не хотел, отказывая в аудиенциях потенциальным биографам. В подвалы собственного подсознания он не желал допускать никого.



Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городке Фрейберге, находящемся недалеко от границы Пруссии и Польши. Пять улиц, два цирюльника, с десяток бакалейных лавок и одно похоронное бюро. Городок находился в 240 км от Вены и никакие ароматы бурной столичной жизни туда не доходили. Отец Фрейда Якоб был бедным торговцем шерстью. Недавно он в третий раз женился - на девушке, годящейся ему в дочери, которая год за годом рожала ему детей. Первенцем и был Зигмунд. Новая семья Якоба располагалась в одной, правда, достаточно просторной комнате, снимаемой в доме вечно пьяного слесаря-жестянщика.

В октябре 1859 года вконец обнищавшие Фрейды пустились на поиски счастья в другие города. Обосновались сначала в Лейпциге, затем в Вене. Но и Вена материального достатка не дала. "Бедность и нищета, нищета и крайнее убожество",- так вспоминал Фрейд своей детство. А еще прилежную учебу в лицее, успехи в языках, литературе, особенно античной, философии, похвалы учителей и ненависть сверстников, доводящих черноволосого отличника с тяжелыми кудрями до слез. Из школьных лет он, очевидно, вынес неудобный для последующей жизни комплекс: нелюбовь смотреть собеседнику в глаза.

Впоследствии, как и положено бедному еврейскому юноше, он увлекся политикой и марксизмом. Его лицейский друг Генрих Браун, основавший в 1883 году вместе с Каутским и Либкхнехтом Die Neue Zeit (орган немецкой социал-демократической партии), приглашал его сотрудничать. Но Фрейд сам не знал, чего хотел. Сначала он думал о занятиях правом, потом - философией. В результате, морщась от отвращения, отправился в медицинский - типичное поприще для юноши его национальности в то время. Преподаватели относились к нему так себе. Им не нравилась его непоследовательность в увлечениях, поверхностность и ориентированность на быстрое и легкое достижение успеха.

После окончания медицинского факультета Фрейд ринулся в институт физиологии, где и проработал с 1876-го по 1882 годы. Он получал различные стипендии и с упоением изучал половые органы угря и других подобных тварей. "Никто никогда,- кипятился Фрейд,- еще не видел яичек угря". "Это были не половые органы угря, а зачатки психоанализа",- хором говорили годы спустя его последователи-психоаналитики.

В 1884 году Фрейду надоедают угри, рыбки и ракообразные, и он уходит в лабораторию профессора клинической психиатрии Мейнерта, чтобы заняться изучением мозга человеческих зародышей, детей, котят и щенков. Это было увлекательно, но не прибыльно. Фрейд пописывал статейки, написал даже книгу по модной тогда теме - афазии, расстройстве речи у больных, перенесших инсульт, но - тишина. За 9 лет последующих лет было продано всего 257 экземпляров книги. Ни денег, ни славы.

А тут еще любовь. Однажды на отдыхе он увидел 21-летнюю, хрупкую, бледную, невысокую девушку очень изысканных манер - Марту Верней. Ухаживания Фрейда были своеобразными. 2 августа 1882 года, спустя несколько месяцев после знакомства, он ей пишет: "Я знаю, что ты некрасива в том смысле, как это понимают художники и скульпторы". Они ссорятся и мирятся, Фрейд устраивает яростные сцены ревности, периоды кошмара сменяются счастливыми редкими месяцами согласия, но жениться без денег он не может. В 1882 году Фрейд поступает учеником в главный госпиталь Вены и получает там через год пост ассистента. Затем ведет там же платные занятия для стажеров, но все это - сущие гроши. Полученное звание приват-доцента по невропатологии тоже кардинально не меняет его положения.

Лучшие дня

В 1884 году появляется наконец надежда разбогатеть. Фрейд привозит в Вену из Мерка малоизвестный тогда алкалоид - кокаин - и надеется первым открыть его свойства. Однако открытие совершают его друзья Кенигстен и Коллер: Фрейд уехал отдохнуть с невестой, доверив начать исследование им, а они к его приезду успевают не только начать, но и закончить его. Мир узнает сенсацию: кокаин обладает локальным обезболивающим действием. Фрейд повторяет на каждом углу: "Я не в обиде на мою невесту за упущенный счастливый случай". Однако в своей автобиографии много позже пишет: "Из-за моей помолвки я не стал знаменитым в те молодые годы". И все время сетует на бедность, медленно приходящий успех, трудности в завоевании расположения людей, сверхчувствительность, нервы, заботы.

В следующий раз Фрейд упустил свой шанс в Париже, когда ездил стажироваться к доктору Шарко - тому самому, который изобрел контрастный душ. Шарко лечил истеричек, а таких на рубеже веков было больше, чем грибов после дождя. Женщины в едином порыве падали в обмороки, не видели, не слышали и не обоняли, хрипли, рыдали и накладывали на себя руки. Тут-то Фрейд и надеялся показать, на что он способен. Перед отъездом он пишет своей невесте: "Моя маленькая принцесса. Я приеду с деньгами. Я стану великим ученым и вернусь в Вену с большим, огромным ореолом над головой, и мы тотчас же поженимся". Но приехать с деньгами не получилось. В Париже Фрейд понюхивал кокаин, шатался по улицам, попивал абсент, возмущался внешним видом парижанок (безобразны, кривоноги, длинноносы), по ночам сочиняя глобальный труд. О своей работе в одном из писем он говорил: "Каждую ночь я занимаюсь тем, что фантазирую, обдумываю, строю догадки, останавливаясь лишь тогда, когда дохожу до полного абсурда и изнеможения".

В общем, у Фрейда с Шарко не сложилось. Темные глаза Шарко, источавшие необычайно мягкий взгляд, смотрели больше поверх головы молодого Фрейда, без стеснения делящегося со своими друзьями ставшей навязчивой к тому времени идеей: "Чем я хуже Шарко? Почему я не могу быть таким же знаменитым? " По вторникам Шарко устраивал публичные сеансы, которые Фрейда завораживали (картина с изображением такого сеанса всегда висела впоследствии в его кабинете). В зал, набитый до отказа зрителями, вводили бьющуюся в припадке истеричку, и Шарко излечивал ее гипнозом. Лечение - это театр, понял тогда Фрейд. Так и должна выглядеть клиническая практика нового образца.

Единственное, что Фрейду удалось получить у Шарко,- его произведения для перевода на немецкий. Он перевел несколько толстенных книг по гипнозу, овладеть которым так и не сумел.

Возвращение в Вену было тягостным. Рухнули все надежды. Он все же женился, влез в долги, переехал в большую квартиру на Берггассе, 19. Его доклад про истеричек, сделанный по итогам стажировки, вызвал у ученой братии глубочайшую скуку. Продолжать исследования он не мог, врачи не подпускали Фрейда к своим больным. Ему, правда, предложили было управлять невропатологической службой при больничном институте, но он отказался: должность хотя и хорошая, но почти бесплатная.

А Фрейд хотел денег. Выход один - частная практика. Он дает объявления в газеты: "Лечу нервные расстройства разного типа". Оборудует одну из комнат в своей квартире под кабинет. Клиентов пока нет. Но Фрейд уверен, что будут. Он ждет. И вот появились первые. Присланные друзьями-врачами. Как же это утомительно - часами выслушивать их жалобы! Приходят, торчат в кабинете по полдня. И непонятно, что с ними делать.

Чего мне с ними делать, Марта, а? - недоумевает Фрейд.- У меня и практики нет. Может, учебник почитать?

Учебник - по электротерапии - принес университетский друг. Фрейд тут же втыкает электроды в несчастных пациентов. Результатов - ноль. Пробует по образу и подобию Шарко гипноз. Тоже ничего не получается. Не любит он смотреть людям в глаза - еще с тех самых лицейских пор. Потом изобретает метод концентрации, накладывает руки или палец на лоб больному и начинает давить и спрашивать: что вас беспокоит, что, что? Потом от отчаянья пробует массажи, ванны, отдых, диеты, усиленное питание. Все напрасно. Трогать пациентов руками и мучить вопросами он перестал после 1896 года, когда больная Эмма фон Н. пожаловалась, что Фрейд ей только мешает.

После этих неудач Фрейд одумался и попытался сделать процесс неудачного лечения комфортным хотя бы для себя. "Я не могу, когда меня рассматривают по 8 часов в день,- говорил он вечерами Марте.- И в глаза пациентам тоже смотреть не могу". Решение было найдено: пациента уложить на кушетку и сесть за его головой. Обоснование: чтобы он расслабился и ничто его не стесняло. Другое обоснование: чтобы не видел идиотских гримас доктора в ответ на бред, который он несет. Третье обоснование: чтобы тот чувствовал давящее присутствие врача. И никаких вопросов: пусть говорит, что хочет. Это и есть метод свободных ассоциаций, обнажающий подсознание. Так рождались основные нормы и догмы новой профессии. Фрейд старался подстроить практику и законы психоанализа под себя самого. О многом из этого он рассказывает 15 марта в немецком медицинском журнале, впервые употребив термин "психоанализ".

Денег пока мало, но Фрейд чувствует - дело пошло. Он много работает, пишет книги и статьи, избегает праздности, курит по 20 сигар в день (это помогает ему сосредоточиться). Его кабинет уже иной: диван с креслом у изголовья, журнальные столики с античными статуэтками, картина, изображающая сеанс Шарко, приглушенное освещение. Постепенно Фрейд додумывает и прочие детали, обеспечивающие психоаналитику комфорт. Такую, например: сеанс должен стоить дорого. "Плата за терапию,- говорит Фрейд,- должна существенно сказываться на кармане пациента, иначе терапия идет худо". В доказательство этого он еженедельно принимает одного бесплатного пациента и разводит потом руками: больной совершенно не прогрессирует (почему не прогрессируют - тема отдельная и достойная особых теорий, которые Фрейд излагал в безупречно яркой литературной форме и за которые в 1930 году получил премию Гете по литературе). В общем, за работу Фрейд брал много. Один сеанс стоил 40 крон или 1 фунт 13 шиллингов (столько тогда стоил дорогой костюм).

Постепенно Фрейд открыл и остальные основы ремесла. Например, ограничил время сеанса 45 - 50 минутами. Многие пациенты были готовы болтать часами, стремились задержаться подольше, но он выгонял их, объясняя, что временной прессинг - именно то, что поможет им поскорее избавиться от недуга. И, наконец, последнее и самое важное, основа основ - принцип невмешательства, несочувствие, равнодушие к пациенту. Тоже чтобы стимулировать различные благотворные процессы. Понятно и другое: испытывать сочувствие - утомительно и неразумно, вредно для психического здоровья доктора. Практическая инструкция выглядит так: "Психоаналитик должен подолгу слушать, не выказывать реакции и только время от времени вставлять отдельные реплики. Психоаналитик не должен удовлетворять пациента своими оценками и советами".

К началу нынешнего века Фрейд уже понимал, что нащупал золотую жилу. Распространявшийся атеизм вербовал для него армии клиентов. В воображении он ясно видел мраморные доски, которыми будут отмечены все вехи его великого пути, но слава запаздывала. "Мне уже 44 года,- пишет он в очередном письме своему другу Флиессу,- и кто я? Старый неимущий еврей. Каждую субботу я погружаюсь в оргию карточных гаданий, а каждый второй вторник провожу с моими братьями-евреями".

Поворот к настоящей славе и большим деньгам произошел 5 марта 1902 года, когда император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении Зигмунду Фрейду звания профессора-ассистента. Экзальтированная публика начала века -дамочки, попыхивающие папиросками и грезящие самоубийством - хлынула к нему рекой. Фрейд работал по 12- 14 часов в день и был вынужден призвать на помощь двух молодых сподвижников Макса Кахане и Рудольфа Райтлера. К ним вскоре присоединились и другие. Через некоторое время Фрейд уже регулярно по средам устраивал у себя дома занятия, получившие название Психологического общества среды, а с 1908 года - Венского психоаналитического общества. Здесь собирался декадентский бомонд, заседания вели не только врачи, но и писатели, музыканты, поэты, издатели. Все разговоры о книгах Фрейда, несмотря на то что расходились они плохо (тысяча экземпляров "Трех очерков по теории сексуальности" с трудом разошлись за 4 года), только увеличивали его славу. Чем больше критики говорили о непристойности, порнографии, покушении на мораль, тем дружнее декадентствующее поколение шло к нему на прием.

Показателем настоящей славы было чествование в 1922 году Лондонским университетом пяти великих гениев человечества - Филона, Мемонида, Спинозы, Фрейда и Эйнштейна. Венский дом на Берггассе, 19 наполнялся знаменитостями, запись на приемы Фрейда шла из разных стран, и он был расписан уже, кажется, на много лет вперед. Его приглашают на чтение лекций в США. Сулят $10 тысяч: по утрам- пациенты, днем - лекции. Фрейд подсчитывает свои расходы и отвечает: мало, вернусь уставшим и еще более бедным. Контракт пересматривают в его пользу.

Однако полученные такой ценой деньги и слава омрачаются тяжелой болезнью: в апреле 1923 года его оперируют по поводу рака ротовой полости. Ужасный протез и мучительные боли делают жизнь отца психоаналитиков невыносимой. Он с трудом ест и говорит. К болезни Фрейд относится стоически, много шутит, пишет статьи о Танатосе - боге смерти, выстраивает теорию о влечении человека к смерти. На этом фоне бешеная слава лишь досаждает ему. К примеру, знаменитый голливудский магнат Самюэль Голдвин предлагал Зигмунду Фрейду $100 тыс. только за то, чтобы поставить его имя в титрах фильма о знаменитых любовных историях человечества. Фрейд пишет ему гневное письмо с отказом. Та же участь постигла и немецкую компанию UFA, пожелавшую поставить фильм собственно о психоанализе. В 1928 году на европейские экраны выходит кино "Тайны души", в рекламе которого широко используется имя Фрейда. Фрейд устраивает скандал и требует компенсации.

Приход фашизма еще более омрачает его жизнь. В Берлине публично сжигаются его книги, любимая дочь Анна, пошедшая по его стопам и возглавившая Всемирное психоаналитическое общество, схвачена гестаповцами. Семья Фрейда бежит в Лондон. К тому времени состояние здоровья Фрейда стало безнадежным. И свой конец он определил сам: 23 сентября 1939 года лечащий врач Фрейда по его просьбе ввел ему смертельную дозу морфия.

фрейд дурак
проаванзззззз 12.02.2006 08:33:12

фрейд идиот! держа в руках кокаин он так не смог правильно его использовать! посадил бы всю нацию на него,а потом лечил бы их! смотри и нацизма бы не было!


фрейд
нео куинси 31.03.2006 09:37:12

Отличная статья Столько о Фрейде Даже я не знал Молодцы ребята!(Историк)


Фрейд
Onikoua 19.05.2006 06:07:03

Зигмунд - тот человек без которого человечество не было бы таким какое оно есть сейчас...


Фрейд
Slavic Slavutici 25.07.2006 07:50:33

Человеческая душа самый интересный обьект для изучения.Многие не понимают насколько мы разные.Ненавижу шаблоны.Творчество Фрейда мне очень интересна.Респект тебе и пусть земля тебе будет пухом.

18 декабря 1815 года в Тысменице в Восточной Галиции (нынче Ивано-Франковская область, Украина) родился отец Зигмунда Фрейда - Кальман Якоб Фрейд (1815-1896). От первого брака на Салли Каннер у него осталось два сына - Эммануил (1832-1914) и Филипп (1836-1911).

1840 - Якоб Фрейд перебирается во Фрайберг.

1835,18 августа - в г.Броды в Северо-восточной Галиции (ныне Львовская область, Украина) родилась мать Зигмунда Фрейда - Амалия Малка Натансон (1835-1930). Часть детства она провела в Одессе, гда обосновались два её брата, затем родители переехали в Вену.

1855, 29 июля- в Вене заключен брак родителей З.Фрейда - Якоба Фрейда иАмалии Натансон. Это уже третий брак Якоба, о его втором браке на Ребекке сведений почти нет.

1855 - родился Джон (Йохан) Фрейд - сын Эммануила и Марии Фрейд, племянник З.Фрейда, с которым он был неразлучен первые 3 года жизни.

1856 - родилась Паулина Фрейд - дочь Эммануила и Марии Фрейд, племянница З.Фрейда.

Сигизмунд (Зигмунд ) Шломо Фрейд родился 6 мая в 1856 году в моравском городке Фрайберге в Австро-Венгрии (ныне это город Пршибор, и он находится на территории Чехии) в традиционной еврейской семье 40-летнего отца Якуба Фрейда и его 20-летней жены Амалии Натансон. Он был первенцем у молодой матери.

1958 - родилась первая из сестер З.Фрейда - Анна. 1859 - родилась Берта Фрейд - вторая дочь Эммануила и Марии Фрейд , племянница З.Фрейда.

В 1859 году семья переехала в Лейпциг, а затем в Вену. В гимназии проявил линвистические способности и закончил ее с отличием (первым учеником).

1860 - родилась Роза (Регина Дебора), вторая и самая любимая сестра Фрейда.

1861 - в Вандсбеке под Гамбургом родилась Марта Бернайс, будущая жена З.Фрейда. В этом же году родилась третья сестра З.Фрейда Мария (Митци).

1862 - родилась Дольфи (Эстер Адольфина), четвертая сестра З.Фрейда.

1864 - родилась Паула (Паулина Регина), пятая сестра З.Фрейда.

1865 - Зигмунд приступает к занятиям в бакалавриате (на год раньше обычного З. Фрейд поступает в коммунальную гимназию Леопольдштадта, гда не протяжении 7 лет был первым учеником в классе).

1866 - родился Александр (Готхольд Эфраим), брат Зигмунда, последний ребенок в семье Якоба и Амалии Фрейд.

1872 - во время летних каникул в родном городке Фрайберг Фрейд испытывает свою первую влюбленность, избранница - Гизела Флюс.

1873 - З.Фрейд поступает в Венский университет на медицинский факультет.

1876 - З.Фрейд знакомится с Йозефом Брейером и Эрнстом фон Флейшль-Марксоу, ставшими позднее его лучшими друзьями.

1878 - сменил имя Сигизмунд на Зигмунд.

1881 - Фрейд оканчивает Венский университет и получает ученую степень доктора медицины. Необходимость зарабатывать деньги не позволило ему остаться на кафедре и он поступает сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работает врачом в хирургическом отделении, переходя из одного отделения в другое.

В 1885 году получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для научной стажировки за границей, после чего он отправился в Париж в клинику Сальпетриер к знаменитому психиатру Ж.М. Шарко, который применял гипноз для лечения психических заболеваний. Практика в клинике Шарко произвела на Фрейда большое впечатление. на его глазах происходило исцеление больных истерией, страдавших преимущественно параличом.

По возвращении из Парижа Фрейд открывает частную практику в Вене. Он сразу решает испробовать гипноз на своих больных. Первый успех был окрыляющим. За первые несколько недель он добился моментального исцеления нескольких больных. По Вене распространился слух, что доктор Фрейд чудотворец. Но вскоре появились и неудачи. Он разочаровался в гипнотической терапии, как в свое время в лекарственной и физической терапии.

В 1886 году Фрейд вступает в брак с Мартой Бернейс. Впоследствии у них рождается шесть детей- Матильда (1887-1978), Жан Мартин (1889-1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891-1969), Эрнст (1892-1970), София (1893-1920) и Анна (1895-1982). Именно Анна стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

В 1891 году Фрейд переселяется в дом по адресу: Вена IX, Берггассе, 19, в котором он жил с семьей и принимал пациентов вплоть до вынужденной эмиграции в июне 1937 года. К этому же году относится начало разработок Фрейдом совместно с Й. Брейером особого метода гипнотерапии- так называемого катартического (от греческого katharsis - очищение) . Совместно они продолжают изучение истерии и ее лечения при помощи катарсического метода.

В 1895 году они издают книгу "Исследования по истерии", где впервые говорится о взаимосвязи возникновения невроза с неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания. Фрейда занимает также и другое состояние человеческой психики, сходное с гипнотическим - сновидение. В том же году он открывает основную формулу тайны сновидений: каждое из них - это исполнение желания. Эта мысль так поразила его, что он даже шутливо предложил прибить памятную табличку в том месте, где это произошло. Пятью годами позже он изложил эти идеи в своей книге "Толкование сновидений", которую неизменно считал своим лучшим трудом. Развивая свои идеи, Фрейд делает вывод о том, что главная сила, направляющая все поступки, мысли и желания человека - это энергия либидо, то есть сила сексуального влечения. Этой энергией наполнено человеческое бессознательное и потому оно находится в постоянном противоборстве с сознанием - воплощением моральных норм и нравственных устоев. Таким образом он приходит к описанию иерархической структуры психики, состоящей из трех "уровней": сознания, предсознательного и бессознательного.

В 1895 году Фрейд окончательно отказался от гипноза и начал практиковать метод свободных ассоциаций - лечение разговором, впоследствие названный "психоанализ". Впервые понятие "психоанализ" он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

В период с 1885 по 1899 годы Фрейд ведет интенсивную практику, углубленно занимается самоанализом и работает над своей самой значительной книгой "Толкование сновидений".
После издания книги, Фрейд развивает и совершенствует свою теорию. Несмотря на негативную реакцию интеллектуальной элиты, неординарные идеи Фрейда постепенно находят признание у молодых врачей Вены. Поворот к настоящей славе и большим деньгам произошел 5 марта 1902 года, когда император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении Зигмунду Фрейду звания профессора-ассистента. В этом же году вокруг Фрейда собираются ученики и единомышленники, образуется психоаналитический кружок "по средам". Фрейд пишет "Психопатологию обыденной жизни"(1904), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905). К 50-летию Фрейда его ученики преподносят ему медаль, изготовленную K. M. Schwerdner. На обратной стороне медали изображены Эдип и Сфинкс.

В 1907 г. он устанавливает контакт со школой психиатров из Цюриха и его учеником становится молодой швейцарский врач К.Г. Юнг. С этим человеком Фрейд связывал большие надежды - именно его он считал наилучшим преемником своего детища, способного возглавить психоаналитическое сообщество. 1907 год, по оценке самого Фрейда, переломный в истории психоаналитического движения - он получает письмо от Э. Блейлера, который первым в научных кругах высказал официальное признание фрейдовской теории. В марте 1908 года Фрейд становится почётным гражданином Вены. К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, "Психологическое общество по средам", собиравшееся у Фрейда, преобразовывается в "Венское психоаналитическое общество", и 26 апреля 1908 года в отеле "Бристоль" в Зальцбурге проходит первый Международный психоаналитический конгресс, в котором приняло участие 42 психолога, половину из которых составляли практикующие аналитики.


Фрейд продолжает активно работать, психоанализ получает широкую известность во всей Европе, в США, в России. В 1909 г. он выступает с лекциями в США, в 1910 году в Нюрнберге собирается Второй международный конгресс по психоанализу, далее конгрессы становятся регулярными. В 1912 году Фрейд основывает периодическое издание "Международный журнал по медицинскому психоанализу". В 1915-1917 гг. он читает лекции по психоанализу на своей родине, в Венском Университете, и готовит их к изданию. Выходят в печати его новые работы, где он продолжает свои исследования тайн бессознательного. Теперь его идеи выходят за рамки лишь медицины и психологии, но касаются также законов развития культуры и общества. Многие молодые врачи приезжают учиться психоанализу непосредственно к его основателю.


В январе 1920 года Фрейду присваивается звание ординарного профессора университета. Показателем настоящей славы было чествование в 1922 году Лондонским университетом пяти великих гениев человечества - Филона, Мемонида, Спинозы, Фрейда и Эйнштейна. Венский дом на Берггассе, 19 наполнялся знаменитостями, запись на приемы Фрейда шла из разных стран, и он был расписан уже, кажется, на много лет вперед. Его приглашают на чтение лекций в США.

В 1923 году годов судьба подвергает Фрейда тяжелым испытаниям: у него развивается рак челюсти, вызванный пристрастием к сигарам. Операции по этому поводу постоянно проводились и мучили его до конца жизни. Из печати выходит "Я и Оно"- одно из важнейших произведений Фрейда. . Тревожная социально-политическая обстановка порождает массовые беспорядки и волнения. Фрейд, оставаясь верен естественно-научной традиции, все чаще обращается к темам психологии масс, психологическому устройству религиозных и идеологических догматов. Продолжая исследовать бездны бессознательного, теперь он приходит к выводу, что два одинаково сильных начала управляют человеком: это - стремление к жизни (Эрос) и стремление к смерти (Танатос). Инстинкт разрушения, силы агрессии и насилия слишком явно проявляют себя вокруг, чтобы их не заметить. В 1926 году по случаю 70- летия Зигмунд Фрейд получает поздравления со всего мира. Среди поздравивших- Георг Брандес, Альберт Эйнштейн, Ромен Роллан, венский бургомистр, однако академическая Вена проигнорировала юбилей.


12 сентября 1930 года в возрасте 95 лет умерла мать Фрейда. Фрейд в письме к Ференци писал: "Я не имел право умереть, пока она была жива, теперь у меня есть это право. Так или иначе, ценности жизни существенно изменились в глубинах моего сознания". 25 октября 1931 года на доме, где родился Зигмунд Фрейд, установлена памятная доска. По этому случаю улицы города украшены флагами. Фрейд пишет благодарственное письмо мэру Пршибора, в котором замечает:
"Глубоко во мне все еще живет счастливый ребенок из Фрайбурга, первенец молодой матери, получивший свои неизгладимые впечатления от земли и воздуха тех мест".

В 1932 году Фрейд закончил работу над рукописью "Продолжение лекций по введению в психоанализ". В 1933 г. в Германии приходит к власти фашизм и книги Фрейда, вместе со многими другими, не угодными новым властям, придаются огню. На это Фрейд замечает: "Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги". Летом Фрейд начинает работу над "Человек Моисей и монотеистическая религия".

В 1935 году Фрейд становится почётным членом Королевского общества медиков в Великобритании. 13 сентября 1936 года супруги Фрейд отметили золотую свадьбу. В этот день к ним приехали четверо их детей. Нарастает преследование евреев со стороны национал-социалистов, накладывается арест на склад Интернационального Психоаналитического издательства в Лейпциге. В августе в Мариенбаде состоялся Международный Психоаналитический конгресс. Место конгресса было выбрано таким образом, чтобы при необходимости дать возможность Анне Фрейд быстро вернуться в Вену для оказания помощи отцу. в 1938 году состоялось последнее заседание руководства Венской Психоаналитической ассоциации, на котором принято решение о покидании страны. Эрнест Джонс и Мари Бонапарт спешат в Вену, чтобы помочь Фрейду. Зарубежные демонстрации вынуждают нацистский режим позволить Фрейду эмигрировать. Интернациональное Психоаналитическое издание осуждено на ликвидацию.

23 августа 1938 года власть закрывает Венское Психоаналитическое общество. 4 июня Фрейд с женой и дочерью Анной покидает Вену и "Восточным экспрессом" едет через Париж в Лондон.
В Лондоне Фрейд вначале живёт по адресу Elsworty Road 39, а 27 сентября переселяется в свой последний дом Maresfield Gardens 20.
В этом доме семья Зигмунда Фрейда, жила с 1938 года. До 1982 г. здесь проживала Анна Фрейд. Теперь здесь музей и научно-исследовательский центр одновременно.

Экспозиция музея очень богата. Семье Фрейдов повезло - они сумели вывезти практически всю обстановку своего австрийского дома. Так что теперь у посетителей есть возможность полюбоваться образцами австрийской деревянной мебели XVIII и XIX вв, креслами и столами в стиле "бедермейер". Но, конечно, "хит сезона" - знаменитая кушетка психоаналитика, на которой во время сеансов лежали его пациенты. Кроме того, Фрейд всю жизнь собирал предметы античного искусства - образцами древнегреческого, древнеегипетского, древнеримского искусства уставлены все горизонтальные поверхности в его кабинете. В том числе, и конторка, за которой Фрейд имел обыкновение писать по утрам.

В августе 1938 года в Париже проходит последний довоенный Международный Психоаналитический конгресс. Поздней осенью Фрейд опять начинает проводить психоаналитические сеансы, ежедневно принимая по четыре пациента. Фрейд пишет "Очерк психоанализа", но так и не успевает его завершить. Летом 1939 состояние Фрейда начинает всё больше ухудшаться. 23 сентября 1939 года, незадолго до полуночи, Фрейд умирает после того, как выпросил у своего доктора Макса Шура (в соответствии с заранее оговоренным условием) инъекцию смертельной дозы морфия. 26 сентября состоялась кремация тела Фрейда в крематории Golder " s Green . Надгробную речь держит Эрнест Джонс. После него на немецком языке траурную речь произносит Стефан Цвейг. Пепел от тела Зигмунда Фрейда помещён в греческую вазу, которую он получил в подарок от Мари Бонапарт.

Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. Еще при жизни Фрейда выходит книга Стефана Цвейга "Врачевание и психика". Одна из ее глав посвящена "отцу психоанализа", его роли в окончательном перевороте представлений о медицине и природе заболеваний. После второй мировой войны в США психоанализ становится "второй религией" и ей отдают дань выдающиеся мастера американского кино: Винсента Минелли, Элиа Казан, Николас Рей, Альфред Хичкок, Чарли Чаплин. Один из крупнейших французских философов - Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни Фрейда, а немного позже голливудский режиссер Джон Хьюстон снимает фильм по его мотивам... Сегодня невозможно назвать сколько-нибудь крупного писателя или ученого, философа или режиссера двадцатого века, который не испытал бы на себе прямого или косвенного влияния психоанализа. Так сбылось обещание молодого венского врача, которое он дал своей будущей жене Марте - он действительно стал великим человеком.

По материалам Международной психоаналитической конференции "Зигмунд Фрейд - основатель новой научной парадигмы: психоана лиз в теории и практике" (к 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда).


Хотите исследовать глубины своего бессознательного? - психотерапевт психоаналитической школы готов сопровождать Вас на этом увлекательном пути.

С тех пор как Зигмунд Фрейд опубликовал многие из своих новаторских книг и статей, минуло более 100 лет. Основатель современного психоанализа любил бродить по закоулкам человеческого разума. Он изучал и теоретизировал сны, культуру, развитие детей, сексуальность и психическое здоровье. Его интересы были разносторонними. Некоторые из выдвинутых Фрейдом теорий были дискредитированы, однако большая часть идей подтверждена современными учеными и находит широкое применение на практике. Если вам интересны идеи самопознания, вы не сможете пройти мимо учений австрийского психоаналитика.

Фрейд рассказывал о том, что не многие из нас хотят слышать. Он уличал нас в незнании собственной самости. Скорее всего, он был прав, и наши сознательные мысли - это всего лишь верхушка большого айсберга. Перед вами 12 фактов, оставленных нам великим предшественником в подарок.

Ничто не происходит просто так

Фрейд обнаружил, что не бывает никаких недоразумений или совпадений. Вам кажется, что эти чувства случайны и продиктованы импульсами? Но на самом деле любое событие, желание и действие, даже совершенное на подсознательном уровне, играет важное значение в нашей жизни. Молодая женщина случайно оставила ключи в квартире своего любовника. Ее подсознание выдает тайные желания: она не прочь вернуться туда снова. Выражение «оговорка по Фрейду» возникло неспроста. Ученый верил в то, что словесные ляпы и ошибки выдают истинные человеческие помыслы. Очень часто нами движут страхи из прошлого, пережитые травмы или скрытые фантазии. Как бы мы не пытались подавить их, они все равно прорываются наружу.

Слабость и сила каждого человека в его сексуальности

Секс является главной движущей силой для людей. Это именно тот знаменатель, под который можно подогнать всех нас. Однако многие люди всеми силами отрицают это. Мы так прониклись высокими принципами дарвинизма, что стыдимся своего животного естества. И, несмотря на то что мы возвысились над всеми остальными живыми существами, мы по-прежнему обладаем их слабостями. Большую часть своей истории человечество отрицало свою «темную сторону». Так на свет появился пуританизм. Но даже самые правильные люди всю жизнь вынуждены бороться против собственных сексуальных аппетитов. Взгляните на многочисленные скандалы, потрясшие Ватикан, другие фундаменталистские церкви, видных политиков и знаменитостей. На раннем этапе своей профессиональной деятельности Фрейд наблюдал эту похотливую борьбу у мужчин и женщин в викторианской Вене, откуда и сделал выводы.

«В некоторых случаях сигара - это просто сигара»

Общепринятая идея в современной психологии рассматривает каждый предмет с нескольких точек зрения. Например, сигара вполне могла бы стать фаллическим символом. Однако не все значения имеют далеко идущие последствия. Сам Фрейд любил курить, поэтому и изрек такую истину.

Каждая часть тела эротична

Основатель теории психоанализа знал, что люди являлись существами сексуальными с самого своего появления на свет. Он вдохновлялся видом матери, кормящей младенца грудью. Эта картина наглядно иллюстрирует пример более зрелой сексуальности. Все, кто видел сытого ребенка, отпустившего материнскую грудь, замечают, как малыш с пылающими щеками и блаженной улыбкой на устах тотчас же засыпает. Позже эта картина полностью отразит картину сексуального удовлетворения. Фрейд был глубоко убежден, что сексуальное возбуждение не ограничивается одними гениталиями. Удовольствие достигается за счет стимулирования партерами любой части тела. Секс и эротика не ограничиваются половыми сношениями. Однако сегодня большинству людей трудно принять эту идею.

Мысль - это крутой вираж на пути к исполнению желания

Фрейд высоко ценил сам акт мышления (желания и фантазии). Психотерапевты и психоаналитики в своей практике часто наблюдают за людскими фантазиями. Часто они оценивают их выше, чем фактические реальные действия. И хотя реальность не может быть измерена с помощью яркой фантазии, у этого явления есть свое уникальное предназначение. По утверждениям нейробиологов, это служит основой для воображения.

За разговорами человеку становится легче

Психологическая терапия индивида, базирующаяся на психоанализе, доказывает, что разговор облегчает эмоциональные симптомы, уменьшает беспокойство и высвобождает разум. В то время как лекарственная форма терапии носит лишь краткосрочный характер, и она эффективна в борьбе с основными симптомами недугов, разговорная терапия является мощным инструментом в улучшении состояния пациента. Необходимо помнить, что в лечении участвует человек, а не просто набор симптомов или диагноз. Если пациент рассчитывает на долгосрочные изменения, с ним необходимо разговаривать.

Защитные механизмы

Теперь термин «защитный механизм» мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Это давно стало частью базового понимания человеческого поведения. Теория, которую Фрейд разработал совместно дочерью Анной, гласит, что в целях защиты от чувства тревоги или неприемлемых импульсов, подсознание может отрицать или искажать действительность. Видов защитных механизмов много, наиболее известными являются отрицание, отказ и проекции. Отрицание - это когда человек отказывается признать, что произошло или происходит. Отказ формируется по причине нежелания признать свои пагубные пристрастия (например, алкоголизм или наркоманию). Этот вид защитного механизма также может быть проецирован на социальную сферу (например, нежелание признавать тенденцию изменения климата или жертв политических репрессий).

Сопротивление переменам

Человеческий разум навязывает определенную модель поведения, которая всегда стремится сопротивляться изменениям. Все новое в нашем понимании таит угрозу и влечет за собой нежелательные последствия, даже если перемены происходят к лучшему. К счастью, метод психоанализа нашел средства для регулирования сознания, которые дают возможность победить упорную способность создавать препятствия на пути движения вперед.

Прошлое воздействует на настоящее

Сейчас, в 2016 году, этот постулат может показаться более прозаичным, чем 100 лет тому назад. Но для Фрейда это стало моментом истины. Сегодня многие из теорий Фрейда о развитии детей и последствиях влияния их раннего жизненного опыта на более позднее поведение в значительной степени способствуют успеху в лечении пациентов с психическими расстройствами.

Концепция переноса

Другая широко известная теория Зигмунда Фрейда рассказывает о том, каким образом прошлое может воздействовать на настоящее посредством концепции переноса. Этот постулат также широко используется в современной психологической практике. К переносу относятся сильные чувства, переживания, фантазии, надежды и страхи, которые мы испытывали в детстве или подростковом возрасте. Они являются бессознательной движущей силой и способны воздействовать на наши взрослые отношения.

Развитие

Человеческое развитие не заканчивается с наступлением половой зрелости, а продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Успех зависит о того, как мы способны меняться под воздействием тех или иных проблем. Жизнь всегда бросает нам вызов, а каждый новый этап в развитии позволяет нам снова и снова оценить личные цели и ценности.

Цивилизация является источником социальных страданий

Фрейд заявлял, что склонность к агрессии является самым большим препятствием на пути к цивилизации. Немногие мыслители выглядели столь непоколебимо по отношению к этому человеческому качеству. В 1929 году, с расцветом европейского антисемитизма, Фрейд написал: «Человек человеку волк. Кто может это оспорить?». Фашистский режим запрещал теории Фрейда, как это делали впоследствии коммунисты. Его называли разрушителем морали, но сам он больше всего не любил Америку. Он полагал, что американцы направляют свою сексуальность в нездоровую одержимость деньгами: «Разве не грустно зависеть от этих дикарей, которые не являются лучшим классом людей?». Парадоксально, но именно Америка, в конце концов, оказалась самым благоприятным хранилищем идей Зигмунда Фрейда.

​​​​​​​

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

Биография

Собственно жизнеописание смотри →

Учение З.Фрейда

Фрейд заявил, что поведением человека управляет не идеалы, не разум и не правила приличия, а инстинкты: инстинкт секса и страх смерти. Он утверждал, что в основе всех наших действий лежат тайные желания, комплексы и неврозы. Узнать о них можно, проанализировав свои сны. По Фрейду, не сознание, а бессознательное управляет поведение человека. Смотри →

Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению: это влечения жизни, сексуальные влечения, влечения смерти. Смотри →

Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Смотри →

Фрейд повлиял на всю европейскую культуру: на Пруста, Джойса, Сартра, Дали, Пикассо. Влияние З.Фрейда как на академическую, так и на практическую психологию огромно. От творчества З.Фрейда пошли:

  • собственно фрейдизм , или классический психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта, смотри →
  • психоаналитический подход , выводящий все моменты и проблемы взрослого человека из событий и переживаний его детства, смотри →
  • психодинамический подход , выводящий про происходящее в душе человека из глубинной борьбы (динамики) бессознательных сил, смотри → Среди учеников Фрейда выделяются Альфред Адлер и Карл Густав Юнг .

Публикации

Зигмунд Фрейд в свое время писал стихи, в психологии свои исследования начинал скорее как физиолог и нейропсихолог, но прославился своими исследованиями как основатель психоанализа: "Исследования истерии" (1895), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Тотем и табу" (1913), "Лекции по введению в психоанализ" (1916-1917), "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Психология масс и анализ Я" (1921), "Я и Оно" (1923), "Будущее одной иллюзии" (1927), "Цивилизация и недовольные ею" (1930), "Моисей и монотеизм" (1939), "Очерк психологии" (1940, незакончен), "Анализ фобии пятилетнего мальчика", "О сновидении", "О психоанализе", "Ребенка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений".

Современная оценка наследия З.Фрейда

При том, что психоанализ стал "священной коровой" в психологии, к науке психоанализ прямого отношения не имеет, это больше поэзия, мифология и практичный подход. Научных данных, как либо подтверждающих его положения о ведущей роли сексуальных влечений - нет. Эффективность его в сравнении с поведенческим и гуманистическим подходом - невысокая. Смотри

Осенью 1885 г., получив стипендию, Фрейд отправляется на стажировку к прославленному психиатру Шарко. Фрейд заворожен личностью Шарко, но еще больше молодого врача впечатляют эксперименты с гипнозом. Тогда, в клинике Сальпетриер Фрейд сталкивается с больными истерией и тем удивительным фактом, что тяжелые телесные симптомы, такие как параличи, снимаются при помощи одних только слов гипнотизера. В этот момент Фрейд впервые догадывается, что сознание и психика не тождественны, что существует значительная область психической жизни, о которой сам человек не имеет представления. Давняя мечта Фрейда - найти ответ на вопрос как человек стал тем, кем он стал, начинает приобретать контуры будущего открытия.

Вернувшись в Вену, Фрейд выступает с сообщением в "Медицинском обществе" и сталкивается с полным неприятием коллег. Научное сообщество отвергает его идеи, и он вынужден искать собственный путь их развития. В 1877 году Фрейд знакомится с известным венским психотерапевтом Йозефом Брейером, и в 1895 году они пишут книгу "Исследования истерии". В отличие от Брейера, представляющего в этой книге свой катартический метод, заключающийся в выплескивании связанного с травмой аффекта, Фрейд настаивает на важности вспоминания самого события, вызвавшего травму.

Фрейд выслушивает своих пациентов, веря в то, что причины их страданий известны не ему, а им самим. Известны таким странным образом, что они хранятся в памяти, но доступа к ним у пациентов нет. Фрейд выслушивает рассказы пациенток о том, как они были соблазнены в детстве. Осенью 1897 года он понимает, что в действительности этих событий могло и не быть, что для психической реальности нет разницы между воспоминанием и фантазией. Что важно не выяснить, что было "на самом деле", а анализировать то, как устроена сама эта психическая реальность - реальность воспоминаний, желаний и фантазий. Как возможно узнать что-то об этой реальности? Позволяя пациенту говорить все, что ему приходит в голову, позволяя его мыслям течь свободно. Фрейд изобретает метод свободных ассоциаций. Если мыслям не навязывать извне ход движения, то в неожиданных ассоциативных связях, переходах с темы на тему, внезапных воспоминаниях обнаруживается их собственная логика. Говорить все, что приходит в голову, - основное правило психоанализа.

Фрейд бескомпромиссен. Он отказывается от гипноза, потому, что тот направлен на снятие симптомов, а не на устранение причин расстройства. Он жертвует дружбой с Йозефом Брейером, не разделявшим его взгляды на сексуальную этиологию истерии. Когда в конце ХIХ века Фрейд заговорит о детской сексуальности, пуританское общество отвернется от него. Почти на 10 лет он будет отделен от научного и медицинского сообщества. Это был тяжелый период жизни и, тем не менее, весьма продуктивный. Осенью 1897 г. Фрейд приступает к самоанализу. Не имея собственного аналитика, он прибегает к переписке со своим другом Вильгельмом Флиссом. В одном из писем, Фрейд скажет, что обнаружил у себя множество бессознательных мыслей, которые раньше встречал у своих пациентов. Позднее это открытие позволит ему поставить под вопрос само различие психической нормы и патологии.

Психоаналитический процесс самопознания субъекта обнаруживает важность присутствия другого. Психоаналитик участвует в процессе не как обычный собеседник и не как тот, кто знает об анализируемом субъекте что-то, чего тот сам не знает. Психоаналитик - тот, кто слушает особым образом, улавливая в речи пациента то, что тот говорит, но сам не слышит. Кроме того, аналитик - тот, на кого совершается перенос, тот, по отношению к кому пациент воспроизводит свое отношение к другим, значимым для него людям. Постепенно Фрейд понимает важность переноса для психоаналитического лечения. Постепенно ему становится ясным, что два важнейших элемента психоанализа - перенос и свободные ассоциации.

Тогда же Фрейд приступает к написанию «Толкования сновидений». Он понимает: толкование сновидений - королевский путь к пониманию бессознательного. В одной этой фразе прочитывается вся осторожность в отношении Фрейда к слову. Во-первых, толкование, а не интерпретация. Это роднит психоанализ с астрологией, толкованием древних текстов, с работой археолога толкующего иероглифы. Во-вторых, путь. Психоанализ - это не практика снятия симптомов, каковой является гипноз. Психоанализ - это путь субъекта к собственной истине, его бессознательному желанию. Желание это не расположено в скрытом содержании сновидения, а находится между явным и сокрытым, в самой форме преобразования одного в другое. В-третьих, это путь к пониманию, а не путь в бессознательное. Целью психоанализа, таким образом, является не проникновение в бессознательное, а расширение знания субъекта о себе. И наконец, в четвертых, Фрейд говорит именно о бессознательном, а не о подсознании. Последний термин отсылает нас к физическому пространству, в котором нечто расположено снизу, а нечто - сверху. Фрейд уходит от попыток локализовать инстанции психического аппарата, в том числе и в головном мозге.

Зигмунд Фрейд сам обозначит свое открытие как третью научную революцию, изменившую взгляды человека на мир и самого себя. Первым революционером был Коперник, доказавший, что Земля не является центром вселенной. Вторым стал Чарльз Дарвин, оспоривший божественное происхождение человека. И, наконец, Фрейд заявляет, что человеческое Я не является хозяином в своем собственном доме. Подобно своим знаменитым предшественникам, Фрейд дорого заплатил за нанесенную человечеству нарциссическую рану. Даже получив долгожданное признание общественности, он не может быть удовлетворен. Америка, которую он посетил в 1909 г. с лекциями по введению в психоанализ и где его принимают «на ура», разочаровывает своим прагматическим отношением к его идеям. Советский Союз, где психоанализ получил государственную поддержку, уже к концу 20-х годов отказывается от психоаналитической революции и встает на рельсы тоталитаризма. Та популярность, которую психоанализ получает, пугает Фрейда не меньше, чем то невежество, с которым его идеи отвергаются. Стремясь предотвратить злоупотребления своим детищем, Фрейд участвует в создании международных психоаналитических движений, но всячески отказывается занимать в них руководящие должности. Фрейд одержим желанием знать, а не желанием управлять.

В 1923 г. врачи обнаруживают у Зигмунда Фрейда опухоль в ротовой полости. Фрейд перенес безуспешную операцию, за которой в течение 16 остававшихся ему лет жизни последовали еще 32. В результате развития раковой опухоли часть челюсти пришлось заменить протезом, оставлявшим незаживающие раны и к тому же мешающим говорить. В 1938 г., когда Австрия в результате аншлюса становится частью нацистской Германии, Гестапо обыскивает квартиру Фрейда на Бергассе 19, его дочь Анну забирают на допрос. Фрейд, понимая, что так больше продолжаться не может, решается эмигрировать. Последние полтора года своей жизни Фрейд живет в Лондоне, окруженный семьей и только самыми близкими друзьями. Он дописывает свои последние психоаналитические труды и борется с развивающейся опухолью. В сентябре 1939 Фрейд напоминает своему другу и врачу Максу Шуру об обещании оказать последнюю услугу своему пациенту. Шур держит слово и 23-го сентября 1939 г. Фрейд уходит из жизни в результате эвтаназии, самостоятельно выбрав момент своей смерти.

После себя Фрейд оставил огромное литературное наследие, русскоязычное собрание сочинений насчитывает 26 томов. Его работы по сей день вызывают живой интерес не только у биографов, будучи написанными выдающимся слогом, они содержат в себе идеи, которые вновь и вновь требуют осмысления. Не случайно один из известнейших аналитиков XX в. Жак Лакан озаглавил программу своей работы «Назад к Фрейду». Зигмунд Фрейд не раз повторял, что мотивом его работы было желание понять, как человек стал тем, кем он стал. И это желание находит отражение во всем его наследии.