Ореховый спас отмечают 29 августа. В православном мире у лета долгие и веселые проводы: на август выпадает сразу несколько значительных церковных дат.

После завершения и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.

История праздника Ореховый спас

То, что в народе почитают как шумные проводы лета, церковь трактует по-своему. Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь. Или, коротко говоря, Нерукотворный спас.

Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не видев.

Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя.

Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне.

В последствии этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.

Народные обычаи – как отметить Ореховый спас

Праздник также называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый» .

К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта.

Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви.

Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года.

Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты.

Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили . Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза.

Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях.

Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что те способны и исцелить, и сил придать.

Среди обычаев на третий, Хлебный Спас, обязательным было посещение баньки. Парились свежими вениками, собранными их веток орешника, укрепляя веру, тело и дух.

В эти даты сеяли озимую рожь. Женщины устраивали для мужчин, идущих в поле, торжественные проводы – с хлебом и солью. Днем молились о добром урожае, а вечером непременно готовили пирог с ароматной кашей.

Ореховый или Хлебный спас: приметы и суеверия

По лесу в эти дни бродили осторожно, особенно в вечерние часы. С собой всегда брали защитные обереги.

Все потому, что крестьяне верили: в августовский день ведьмы отправляются в чащу за древесиной орешника, чтобы изготовить из нее волшебные палочки. Может, не зря это дерево считали магическим?

Крестьяне полагали, что одновременно хлебом и орехами природа в должном объеме не балует. Поэтому, если в одном году выше всех похвал был урожай орехов, значит, на будущее лето хорошо вызреет хлеб.

Многие птицы (журавли, ласточки) на Ореховый спас вылетают на юг. Если на август выпало много гроз, значит, осень будет теплая, комфортная и сухая.

Раньше 29 августа стартовали народные ярмарки, повсюду начинали торговать холстами и не только. Время для купцов было очень прибыльным.

Считалось, что с праздника нельзя уходить без покупки, иначе не видать благополучия на следующий год. Поэтому народ сметал с прилавков практически все – красивые полотна, наряды для малышей, обереги.

Сегодня в этот день в церкви проходит обряд малого освящения. Прихожане могут принести корзины, наполненные орехами, медом, хлебом, садовыми фруктами и другими продуктами земледелия.

Кроме того, на Третий спас освящают колодцы, воду и питьевые источники.

Август не только считается главным месяцем лета, в который поспевают практически все овощи и фрукты, но и является важнейшим с церковной точки зрения. В этом месяце православные соблюдают который посвящен Успению Богородицы. Существует несколько постов, но этот особенный. Он является одним из многодневных, особо чтимых и завершается празднованием Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, в наше время церковные традиции утратили свое великое значение, не все посещают храм и постятся. Сегодня не все помнят, например, какого числа В этой статье мы разберемся со всеми особенностями трех праздников.

Успенский пост: отец трех

Успенский пост соблюдают с 14 по 27 августа по новому стилю. В это время налагается множество строжайших запретов, которые верующие обязательно должны соблюдать. Так, запрещено в понедельник, среду и пятницу употреблять в пищу все, кроме хлеба, овощей и фруктов. Во вторник и в четверг церковь позволяет кушать горячие блюда, но без добавления постного масла, и только в субботу и в воскресенье разрешено есть пищу, сдобренную растительным маслом. Кроме пищевых ограничений, миряне должны воздержаться от плотских утех, скандалов, обмана, лжи. В пост важнее духовные ограничения, нежели «бытовые». Хотите знать другие особенности Успенского поста, какого числа Ореховый Спас или Медовый?

Сладкий пост - сладкие праздники

Несмотря на строгость Успенского поста, у него есть одна замечательная особенность: именно в это время собирают урожай и отдают дань трем если не основным, то важным дарам природы - меду, яблокам, орехам. Каждому из продуктов питания предки придавали особое значение, считалось, что так сама Матушка-Природа дарит людям свою благодать и силу. Наши воцерковленные прабабушки отмечали 3 праздника - 3 Спаса. Это были и Ореховый Спас. Праздновали их широко, с размахом, несмотря на то что август - тяжелый и хлопотный для крестьянина месяц. Название праздника - «Спас» - неслучайно: оно стало сокращением от слова «спаситель». Отсюда берут свое начало много важных слов: «спасибо», «спасите». Несмотря на то что в настоящее время народные традиции сдали свои позиции, интересно знать, как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.

Медовый Спас

Первый Спас - Медовый - отмечается традиционно 14 августа. Считается, что именно после этого дня пчелы несут мед, который потерял свои целебные свойства, и его не следует употреблять в пищу. До Медового Спаса старались собрать весь урожай и в этот день освятить его в церкви. Принято дарить друг другу баночки с новым урожаем, причем даже нищим возле церкви оставляли вкусное полезное лакомство. Кроме меда, 14 августа особо чтили воду. Именно в этот день по старому стилю произошло важнейшее событие - Крещение Руси.

Яблочный Спас

День Яблочного Спаса - 19 августа. Только теперь по традиции можно попробовать в первый раз яблоки и любые блюда их них. С восходом лучей солнца наши предки спешили в сады нарвать лакомых яблочек, шли на рынок приобрести свежий урожай. Кроме яблок, 19 августа снимали пробу винограда и груш. В этот же день в церквях батюшка освещал плоды, и тут начинался настоящий праздник. Столы прабабушек ломились от пирогов, пирожков, запеченных с медом яблок. Пришедших гостей щедро угощали наливками.

Ореховый Спас

Ореховый Спас - третий по счету, отмечается 29 августа и является наиболее важным среди остальных летних праздников. По-другому этот день называют Хлебным Спасом. Именно это название и является более точным и правдивым. 29 августа заканчивается уборочная страда, и в первый раз хозяйки пекут из муки урожая нынешнего года. В церкви проводят освящение праздничного каравая, и только после этого снимают пробу. Вместе с зернами, хлебом приносили в храм и орехи, которые как раз поспевали. Название Спаса «Ореховый» оправдывают и природоведы: исследования доказали, что именно к этому времени происходит окончательное созревание орехов, и теперь их без опаски для здоровья можно употреблять в пищу.

Особо этот праздник некогда было отмечать, так как конец августа - горячее время для сельского жителя. Но наши предки обязательно пекли специальный хлеб и угощали им тех, кто просил подаяние. Считалось, что даже те, кому не хватает зерна, должны щедро одарить хлебом нового урожая всех нуждающихся - тогда богатство и удача придут в дом. и Ореховый Спас - это главные праздники лета, так как именно с конца августа начиналась пора сбора и заготовок практически всех даров природы.

Народные приметы на Ореховый Спас

В Ореховый Спас, третий «вкусный» праздник лета, оканчивали жатву и делали специальный «именинный сноп» - последний сноп уходящего года. В этот день улетают зимовать последние ласточки. Сельским жителям было важно знать, какого числа Ореховый Спас, чтобы закончить все дела на полях. Крестьяне торопились убрать хлеба до 29 августа, а тем, кто не успевал, с удовольствием помогали соседи и родственники - считалось, что за это Бог даст здоровья и благополучия.

Если в день, когда отмечают Ореховый Спас, журавли улетают на юг, то зиму ожидают холодную и снежную, если птицы остаются, то зимнее время будет теплым. Ореховые веточки, сорванные и освещенные 29 августа, способны исцелять больных, изгонять из дома злых духов.

Интересное высказывание сложилось в народе: «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка». Слово «Спасовка» берет свое начало от слова «Спас», которым называют три главных православных летних праздника. С наступлением Орехового Спаса жизнь становилась по-настоящему лакомой: крестьяне угощались спелыми лесными орехами, сочными сладкими яблочками, вкусным ароматным медком.

Чудо-полотно

Интересна история, которую рассказывает Библия. Легенда гласит, что Иисус Христос во время чуда исцеления владыки Авгаря вытер лицо полотном чистой ткани, на котором позже проступил божественный лик. Ткань с ликом Иисуса по сей день хранится и собирает толпы паломников. Полотно способно творить чудеса, вылечивать больных, успокаивать души ищущих. В память об этом волшебном событии издавна 29 августа в церковь для освещения приносили полотна ткани, из которых потом весь год шили одежду домочадцам.

Сохранилась поговорка: «Первый спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Событие, произошедшее тысячи лет назад с обыкновенным полотном, почитается и в церкви: 29 августа православные отмечают праздник перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Это знаменательное действо произошло аж в 944 году, но и сегодня воцерковленные люди помнят и прославляют событие.

Спас многоликий

Удивительно, но именно Ореховый Спас имеет множество названий, которые оправданы с православной, культурно-бытовой, аграрной точки зрения. Ореховый, Хлебный, на Холстах, на Полотне, Холщовый - такие имена носит праздник, который традиционно с размахом отмечают 29 августа. Важно знать, какого числа будет Ореховый (Хлебный) Спас, ведь этот день обязательно нужно отметить так, как это делали наши предки.

Праздничный рецепт

Существует рецепт, который идеально подходит к завершению Успенского поста, когда уже заканчиваются все церковные запреты. Под занавес Медового, Яблочного и Орехового Спаса подходят запеченные яблоки с медом и орехами. Это блюдо является неким ритуальным угощением, которое ознаменовывает окончание основных работ в поле и предвещает сытую зиму.

Для приготовления вкусного лакомства нужно взять несколько крупных яблок, 250 г меда, 100 г любых орехов. Яблоки хорошо вымыть, вырезать сердцевину, сложить в глубокую сковороду и запечь до полуготовности. Растопить на водяной бане мед, добавить измельченные орехи, тщательно перемешать. Начинить яблоки смесью, отправить в духовку еще на пару минут. По желанию можно сверху посыпать сахарной пудрой.

Три дня августа не просто так выделены среди других и наделены особой магией. Столетиями люди отмечали, что в эти дни в природе происходит что-то особенное, таинственное. В наше время мы отмечаем другие праздники, которые зачастую выдуманы совершенно случайно и не несут никакого глубокого смысла. Так зачем же нам теперь знать, какого числа Ореховый Спас? Для чего нужно следовать традициям предков? Так ли важно помнить, как на Руси было принято отмечать Яблочный Спас и Ореховый Спас?

Мы должны знать, помнить, отмечать и чтить православные посты, праздники не только ради уважения к нашим прабабушкам. В старину строго придерживались законов Библии, которые действуют во все времена. Для улучшения жизни, здоровья, сохранения душевного и психического равновесия важно верить в Бога, ценить и уважать знания, накопленные тысячелетиями.

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

1646 просмотров

Ореховый Спас празднуется 29 августа по календарю славян . Это последний из трех Великих Спасов, помимо и . Иначе его называют Спас на холсте, Холщовый Спас, Хлебный Спас или Осенний. Сразу скажу без предисловий, что событие у верующих носит иное название Перенесение нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.

О сути празднества у православных, традициях, народных обрядах и пойдёт речь.

Перенесение нерукотворного образа Господа в Константинополь

События уносят нас на тысячу лет назад, во времена царствование в Едессе царя Авгаря. Он страдал от проказы и воспаления суставов. Услышав о чудесах Иисуса, сам не имея возможности передвигаться, царь отправил в Иерусалим писца Анания с посланием к Иисусу и просьбой излечить его. Ещё будучи художником, писец должен быть написать портрет того, от кого зависела жизнь царя.

Письмо было доставлено и вручено будущему Спасителю. И только написать его портрет художнику не удавалось. Лицо Сына Божьего постоянно менялось под действием высокой благодати, которая от Него исходила. Иисус догадался о намерении Анании, решил ему помочь. Он доказал на себе невозможность отделить человеческую сущность от Божественной, явив великое чудо. Христос омыл лицо и вытер его полотном (убрусом). Отпечаток лица Христа тут же проявился на холсте. В последствии образ получил название Святой Мандилий.

Он вместе с письмом, написанное Иисусом, был вручён писцу.

Анания доставил Мандалий больному царю Авгарю. При вручении и все окружающие были свидетелями частичного исцеления царя на их глазах. Полное же исцеление произошло позже, когда апостол святой Фаддей, покрестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. На Нерукотворном Образе были изречены слова:

«Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится»

Образ был размещён над городскими воротами и отныне был причислен к Нерукотворному Образу.

Однако, в событиях следующих сотен лет, пришло идолопоклонство, Христианство забыто, как и Нерукотворный образ Мандилий.

И только спустя годы в 545 г. данный Образ был возвращен всем верующим. А 29 августа 944 году император Константин Багрянородный дал указание перенести Образ и то письмо в тогдашнюю столицу Православия в Константинополь.

Вот поэтому Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, «Спасом на холсте» и празднуют 29 августа. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Спас на Холсте является заключительным и закрывает строгий Успенский пост.

Самое важное в этом празднестве посещение службы, молитвы и дань Господу за силу его и нескончаемую Божью благодать. Можно помолиться дома.

В храме проходится освещение воды.

На Хлебный Спас почитают мученика Диомида . Он помогает в излечение болезней. Почитается Федоровская икона Божьей Матери . В этот праздник особенно молятся женщины о благополучие в семье, просят избавления от проблем и житейских трудностей. Беременные просят легких родов.

После службы происходит освещение орехов. С этого дня их рекомендуется есть.

Ореховый Спас: народные традиции

Учитывая, что в наших широтах лето заканчивается, а вместе с ним и уборка урожая. К этому времени собрано зерно с полей, и хозяйки пекли первый хлеб из новой муки.

И сейчас в традициях славян печь вкусные булки, пироги с орехами, яблоками, на стол ставить мёд. Праздничную трапезу начинают именно с этих продуктов, всё усердно поедается гостями, угощают близких, бедных людей.

Накануне праздника заканчивался Успенский пост (27 августа), и поэтому на столе рядом с героями днями уже присутствуют рыбные и мясные блюда.

Холщовый Спас давал отсчёт торговле тканями. Традиционно повсюду открывались ярмарки.

Если в другие церковные праздники работа не приветствуется, то на Осенний Спас труд в почете. Как раз самое время заканчивать работу в поле, в огороде, продолжать делать запасы на зиму, заготовки, соленья, варенья, консервацию.

Подробно о приметах на Ореховый Спас можно посмотреть в видео ниже.

Поговорки на Ореховый спас

Третий Спас хлеба припас.

Спас - на полотне, а хлебушко - в гумне.

Урожай на орехи - жди в следующем году урожая хлеба.

Ласточки отлетают в три раза - в три Спаса.

Журавли отлетели к третьему Спасу - на Покров будет морозно.

Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - холсты продают.

Это осенний праздничный день, наполненный силой земли и природы. Следует использовать энергетику дня и направить её на лечение, обогащение или решение своих проблем.

С праздником всех, с Ореховым Спасом.

По православному Церковному календарю Ореховый Спас отмечают 29 августа. Это третий Спас после медового и яблочного вариантов праздника, которые также приходятся на последний летний месяц. Другие название Орехового Спаса – Хлебный Спас.

Христиане отмечают событие в самом конце лета, 29 августа. Кроме уже двух упомянутых названий, праздник в некоторых регионах называется также Спас на холсте. Что касается православного и церковного названия этого дня, то в календаре он записан как Нерукотворный Спас.

Из истории праздника

Ореховый Спас: история праздника и традиции уходят своими корнями в далекое прошлое. Нерукотворным этот праздник называется по той причине, что когда Иисус Христоc умывался, то вытер свой лик полотенцем. На этом полотенце отпечаталось его лицо. Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня. Образ не был создан руками человеческими – его создал сам Бог.

Именно из-за этой библейской истории, связанной с полотенцем, на Ореховый Спас традиционно в народе ходили освящать натуральные ткани. В старину женщины сами делали эти ткани, затем освящали их в церкви и шили одежды для всей семьи. Народное название Ореховый Спас получил из-за того, что в это время года в деревнях уже собирали урожай орехов. Их также было принято освящать в церкви – традиция сохраняется во многих регионах до сих пор.

Традиции на Ореховый Спас

Ореховый Спас: история праздника и традиции, фото праздничного дня в церкви показывают, что сейчас до сих пор популярен образ сбора орехов к этому дню и освящения их в церкви. Раньше с этим праздником уже заканчивалась уборочная, практически была собрана пшеница. Именно в этот день пекли хлеб из пшеницы нового урожая. Отсюда и еще одно название праздничного церковного дня – Хлебный Спас.

Интересно! Среди основных сельских традиций, которые можно выделить на этот праздник, сохранились обычаи чистки колодца, святых источников, освящение новых колодцев. В этот день было принято пить чистую водицу из нового источника.

Народные приметы этого дня

На Руси на каждый Спас было много примет и обычаев, которые люди старались соблюдать. Говорили, что если летом собрано много орешков, то в следующем году зерновые культуры отлично уродятся. 29 августа в Ореховый Спас именно ветки орехового дерева обладали силой целительной и волшебной. Если такая возможность имеется, то можно сделать из этой древесины какой-то сувенир и для себя, и в качестве презента.

Интересно! Веник, собранный в этот праздник из веточек ореха, выгонял из дома болезни.
Также говорили, что 29 августа уже отлетают на юг птицы. Журавли, по крайней мере, к этому Спасу уже полностью улетали зимовать в теплые края.

Обязательно на Третий Спас нужно купить какую-то вещь, маленький сувенир. Если этого не сделать, то в народе считали, что весь год пройдет при плохом и нестабильном финансовом положении. Обязательно нужно сходить в церковь.

Обычно на Ореховый Спас заготавливаются банные веники, конечно, именно те, что делаются из орешника. Такие веники могут прогнать болезни и укрепить силы человека. Принято на третий Спас печь хлеб, но уже из урожая зерна этого года. Отлично, если в хлеб будут добавлены орехи.

Интересно! Раньше первый каравай, испеченный из муки нового помола, относили в церковь на освящение. В определенных областях страны этот обряд существует до сих пор. Кусочек хлеба потом оборачивают в чистую ткань и кладут за иконы, чтобы приманить благополучие для семьи, чтобы в течение года в доме всегда был хлеб.

Народные поговорки на Ореховый Спас

  • Третий Спас нам хлеба припас.
  • Если много орехов в этом году, то будет много хлеба в будущем году.
  • Ласточки отлетают на юг зимовать три раза, в три Спаса.

На третий Спас приходится последний отлет ласточек.

Если журавли отлетают только к третьему Спасу, значит, на Покров на дворе будет мороз.

Ореховый Спас: история праздника и традиции, как видно, существуют уже много веков и передают из поколения в поколение. Это красивый церковный праздник, имеющий глубокие народные корни. Три Спаса в августе люди почитали всегда, и приятно, что эта традиция сохранилась и в наше время.

По материалам открытых источников