Тема, идея, основная мысль, художественные средства...
Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами, но с несколько видоизмененным размером. В первых трех строках, как и Державин, Пушкин использует традиционный. одический размер - 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.
Основные темы и идеи. Стихотворение Пушкина является. гимном поэзии. Его главная тема - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно." уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. - говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа - традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».
Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно- в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву». Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Важнее для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.
Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я...», «И назовет меня...», «И гордый внук славян...», «И долго буду тем любезен...», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус...»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия - «Что чувства добрые я лирой пробуждал...». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.
Значение произведения. Пушкинский «Памятник», продолжающий традиции Ломоносова и Державина, стоит в русской литературе на особом месте. Он не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов, Не все они строго следовали жанровой традиции стихотворения-«памятника», как А.А. Фет, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,», пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.
Какие темы раскрываются в этом стихотворении?
Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба художника, поэт и общество, заслуги творца перед народом. Он утверждает высокую ценность искусства, свободу творчества. Другие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолюбивые мотивы, милосердие и др.
В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выражения, в которых он определил значение своего творчества.
Пушкин сказал немногие, но очень точные слова, почему он долго будет «любезен народу», и тем самым точно определил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я
Свободу И милость к падшим призывал.
Тем самым он утверждал высокую гуманистическую ценность своей поэзии.
В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?
Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его культурой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и перечисляя славянина, финна, тунгуса, калмыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими народами России. Под словом «лира» подразумевается поэзия.
Как вы понимаете выражение «нерукотворный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?
Имеется в виду противопоставление памятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, которое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотворено из железа или гранита. «Нерукотворным» памятником выступает в рассуждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого многим народам разных времен.
Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?
Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, восславить, глава, пиит, веленью божию, заветный, падшим придают стихотворению торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высоких идей, которые приносит людям поэт.
Обратите внимание на эпитеты к словам «памятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?
Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты превращают определяемые слова из нейтральных понятий в эмоционально окрашенные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным материальным сооружениям, увековечивающим известных лиц или значительные события. И хотя памятник рукотворный важен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достойных людей, духовные ценности (нерукотворный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит торжественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное движение к осмыслению, углубленному постижению наследия великого поэта, приобщению к его чувствам добрым. Заветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарующая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жестокому веку, с другой — они и притягательны, способствуют уменьшению жестокости и утверждению милосердия.
Вспомните, что среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения «нерукотворного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державинский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.
И Державин, и Пушкин говорят о нематериальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными силами, он выше и тверже рукотворных сооружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадцатый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин видит будущую славу свою в культуре славянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и славянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приобщившегося к высокому культурному достоянию страны. Ценность своего творчества и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как реформу оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и открытый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом масштабе.
Exegi monumentum*
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру -- душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит --
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца. (1836)
* «Я воздвиг памятник» (лат.). Эпиграф взят из оды Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг.до н.э.)
1. К какому роду литературы принадлежит это произведение?
2.Выпишите из третьей строфы слово, когда-то имевшее значение «народ».
Ответ: _______________________________________________
3. Как называется повторение одинаковых слов в начале поэтических строк (этот приём встречается в третьей и четвёртой строфах)?
Ответ: _______________________________________________
4.В стихотворении есть противопоставление «нерукотворного памятника» и «Александрийского столпа». Как по-другому называется противопоставление, контраст?
Ответ: _______________________________________________
5. Запишите в порядке возрастания цифры, обозначающие названия трёх поэтических средств, встречающихся в первой строфе стихотворения.
- инверсия
- эпитет
- эпифора
- слова высокого стиля
- анафора
Ответ:
6. В первой строке стихотворения поэт дает характеристику своему творчеству: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Назовите прием иносказания, основанный на изображении отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа.
Ответ:______________________________________________
7. Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («Нет, весь я не умру - душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит»)?
Ответ:_____________________________________________
С1. В творчестве каждого настоящего поэта есть важные стихотворения, в которых сформулирована его поэтическая программа. Их так и называют - «программные стихи». Отнесли бы вы это стихотворение Пушкина к программным?
С2. В творчестве каких русских поэтов нашла воплощение тема поэта и
поэзии и в чем их произведения созвучны стихотворению А.С. Пушкина
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?
Это стихотворение часто называют поэтическим
завещанием А. С. Пушкина — оно воспринимается
так потому, что было написано за полгода до смерти
поэта, в августе 1836 года.
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» состоит из пяти торжественных
строф и является настоящим гимном поэзии. Главная
его тема — прославление истинной поэзии и утверж-
дение высокого назначения поэта. Пушкин раскрыл
эту тему, являясь прямым наследником поэтических
традиций М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.
По жанровым признакам пушкинское стихотворе-
ние представляет собой оду (ода — это торжественные
стихи, прославляющие какое-либо событие).
Эпиграфом Пушкин взял строки из оды древне-
римского поэта Горация «К Мельпомене э: Exegi
топитеплит. — «Я воздвиг памятник». Гораций
в этом произведении оценил свои поэтические за-
слуги. А в дальнейшем создание стихотворений в
жанре поэтического «памятника» стало литератур-
ной традицией.
В русскую литературу такую традицию ввёл
М. В. Ломоносов, который первым перевёл оду
Горация. В 1795 году вольный перевод этого же
стихотворения, но с оценкой уже своих заслуг в
Поэзии сделал Г. Р. Державин. Именно в произ-
ведении Державина определились основные жан-
РОвые особенности поэтических « памятников ». Но
окончательно жанр «памятника» сформировался в
пушкинском стихотворении.
По построению стихотворение Пушкина близко к
« Памятнику » Державина, но при этом он во многом
намеренно отступает от выдающегося образца и вы-
деляет особенности своего творчества.
Как и Державин, Пушкин делит своё стихотво-
рение на пять строф, использует похожие форму и
размер. В первых трёх строчках, как и Державин,
Пушкин использует традиционный размер оды —
шестистопный ямб (александрийский стих), но по-
следняя строка написана четырёхстопным ямбом,
что делает её ударной и ставит на ней смысловой
акцент.
В первой строфе Пушкин традиционно утверждает
значимость поэтического памятника. Но он также
вводит сюда и тему свободы, которую можно назвать
сквозной во всём его творчестве. Он акцентирует вни-
мание на том, что его «памятник» очень высок:
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Александрийский столп (Александровская колонна
на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге) — са-
мая высокая в мире колонна — являлась символом
царской власти в России. Пушкин был придворным
низшего чина и в то же время был гениальным по-
этом. Памятник самодержавию поэт победил силой
своего поэтического слова и высокой духовностью:
ему не знакомы страх и рабская покорность перед
властью.
60
Вторая строфа у всех поэтов, которые создавали
подобные стихотворения, утверждает бессмертие
поэзии. Утверждает это же и Пушкин:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
Но в отличие от Державина Пушкин, Испытавший
в жизни непонимание и неприятие, говорит о том, что
его поэзия найдёт более широкий отклик в сердцах
людей, близких ему по духовному складу, и речь
идёт не только об отечественной литературе, но и о
поэтах всего мира:
и славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Всю третью строфу, как и Державин, Пушкин
посвящает теме широкой посмертной славы. Он
предугадывает развитие интереса к его поэзии у са-
мых широких слоёв народа:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне Дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Четвёртой строфе дана самая главная смысловая
нагрузка — Пушкин определяет сущность своего
ТВорчества. Он объясняет, почему вправе надеяться
на своё поэтическое бессмертие — потому, ЧТО он
ГОРДИТСЯ гуманизмом своих произведений:
и долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Ч то в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
С точки зрения Пушкина, «чувства добрые», кото-
рые пробуждает в читателях искусство, важнее всех
иных его достоинств. Эта проблема станет для литера-
туры второй половины XIX века предметом жарких
споров между представителями демократической
критики и так называемого чистого искусства.
Важно, что в черновиках Пушкина вместо слов «В
МОЙ жестокий век восславил я свободу» было написа-
но: «вслед Радищеву восславил я свободу» — прямое
указание на политический смысл стихотворения.
В последней, пятой строфе, как это было принято
традиционно, поэт обращается к Музе:
Веленью Божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Эти строки возвращают читателя к идее, уже вы-
сказанной Пушкиным в стихотворении «Пророк е.
Она заключается в том, что у настоящего поэта —
высокое предназначение, он избран Богом, а потому
несёт ответственность за своё искусство не перед
людьми, которые зачастую не способны его понять,
а перед Создателем.
Значимость темы, высокий пафос, торжественное
звучание — это основные черты стихотворения.
62
Медленный, величественный ритм создаётся за счёт
одического размера (ямб с пиррихием). С этой же це-
лью автор широко использует анафору (Н славен буду
я; И назовёт меня; Н гордый внук славян; Н долго
буду тем любезен; Н милость к падшим.. ») и инвер-
сию: «Вознёсся выше он главою непокорноЙ … ».
Следует такжь отметить введение в текст синтак-
сического параллелизма и рядов ОДНОРОДных членов:
«И гордый внук славян, и финн, и ныне ДИКОй тунгус,
и друг степей калмык».
Поэт выбирает ВОЗВышенные ЭПитеты (памятник
нерукотворный; глава неnокорная; заветная лира;
подлунный мир; гордый внук славян). В стихотворе_
нии используется большое количество славянизмов
(воздвиг, глава, пиит, доколь, всяк сущий).
В текста нет настоящего времени _ только про-
шлое и будущее. Поэт утверждает веЛИчие поэзии
и ставит её выше славы царей и полководцев. А
главная ценность поэзии для Пушкина _ нести
людям добро.
Данное про изведение великого поэта наполнено
безграничной любовью к России, к читателям, несо-
КРУШИМОЙ верой в МОгущество поэтического слова и
СОзнанием выполненного долга.
- Какие темы раскрываются в этом стихотворе-нии?
- В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выра-жения, в которых он определил значение своего творчества.
- В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?
- Как вы понимаете выражение «нерукотвор-ный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?
- Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?
- Обратите внимание на эпитеты к словам «па-мятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?
- Вспомните, что среди поэтов разных эпох бы-ла традиция лирического изображения «неруко-творного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державин-ский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых вы-ражена точка зрения поэтов.
Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба худож-ника, поэт и общество, заслуги творца пе-ред народом. Он утверждает высокую цен-ность искусства, свободу творчества. Дру-гие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолю-бивые мотивы, милосердие и др.
Пушкин сказал немногие, но очень точ-ные слова, почему он долго будет «любе-зен народу», и тем самым точно опреде-лил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.
Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Тем самым он утверждал высокую гу-манистическую ценность своей поэзии.
Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его куль-турой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и пере-числяя славянина, финна, тунгуса, кал-мыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими наро-дами России. Под словом «лира» подразу-мевается поэзия.
Имеется в виду противопоставление па-мятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, ко-торое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотво-рено из железа или гранита. «Неруко-творным» памятником выступает в рас-суждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого мно-гим народам разных времен.
Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, воссла-вить, глава, пиит, веленью божию, за-ветный, падшим придают стихотворе-нию торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высо-ких идей, которые приносит людям поэт.
Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты пре-вращают определяемые слова из нейтраль-ных понятий в эмоционально окрашен-ные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным мате-риальным сооружениям, увековечиваю-щим известных лиц или значительные со-бытия. И хотя памятник рукотворный ва-жен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достой-ных людей, духовные ценности (неруко-творный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит тор-жественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное дви-жение к осмыслению, углубленному по-стижению наследия великого поэта, при-общению к его чувствам добрым. За-ветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарую-щая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жес-токому веку, с другой — они и притяга-тельны, способствуют уменьшению жесто-кости и утверждению милосердия. Материал с сайта
И Державин, и Пушкин говорят о нема-териальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными си-лами, он выше и тверже рукотворных со-оружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадца-тый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин ви-дит будущую славу свою в культуре сла-вянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и сла-вянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приоб-щившегося к высокому культурному дос-тоянию страны. Ценность своего творче-ства и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как ре-форму оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и откры-тый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом мас-штабе.