МОУ «Очкуровская СШ»
Николаевского муниципального района
Волгоградской области
Урок Победы
«Начало коренного
перелома в Великой
Отечественной войне»

Подготовила учитель начальных классов
Никишина Ольга Ивановна

2017 год
К 72 ­ летию освобождения нашей Родины от немецко­фашистских захватчиков.
Цель: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за прошлое
своей страны.
Задачи:
 Создание условий для более глубокого ознакомления учащихся с
основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941­
1945 годов, ее защитниками и их подвигами;
 Рассказать учащимся о героических страницах Великой Отечественной
войны, освобождении нашей страны от фашистских захватчиков;
 Формировать представления о воинском долге и верности Отечеству,
формировать опыт нравственного поведения личности, побуждать интерес
к истории своей страны;
 Развивать информационную культуру учащихся;
 Эмоционально стимулировать патриотические чувства воспитанников через
приобщение к воинским традиціям;
 Воспитывать у детей любовь и уважение к воинам, партизанам,
подпольщикам,
патриотам, погибшим, защищая честь, свободу и независимость нашей
Родины, спасших народы мира от порабощения;
 Воспитывать любовь к родной стране, чувство патриотизма.
Оборудование: аудиозаписи с песнями военных лет, рисунки детей о войне,
плакаты, выставка книг о войне, шары, цветы, слайды.
Учитель: Дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы задуматься,
вспомнить страшные и в то же время полные отваги и доблести дни Великой
Отечественной войны! Мы с вами – счастливые дети, потому что у нас есть
детство, у нас есть возможность учиться, общаться, строить планы на будущее.
Всего этого не было у детей, которые жили более 70 лет назад. У них жестоко
отобрали детство, их жизнь была определена одним ­ войной. У них не было
выбора. И у взрослых не было выбора. У всей нашей Родины не было другого
выбора.
Устный журнал (Слайд №1)
Сегодняшнее наше путешествие мы проведём в форме «Устного журнала», т. е.
будем путешествовать по страницам истории.
Страничка 1: Начало войны (Слайд №2)
Война! Жесточе нет слова!
Война! Страшнее нет слова!

И на устах у всех иного,
Уже не может быть, и нет!
1941 год.
«Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены
каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все
яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где­то
совсем рядом.
- Война! - крикнул кто­то.
- Война это, товарищи, война!
…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые
сполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было
это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени».
(песня «Эх, дороги» (музыка А.Новикова, стихи Л. Ошанина)
­ Впервые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили
Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши
войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов.
Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен. Но наш
народ не сломался. Он выстоял. Но какие тяжелые были эти 1418 дней войны
(Слайд №3)
(чтение стихов учащимися)
Ученик 1
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово ­ война,
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Ученик 2:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Ученик 3:
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
­ Ребята, а с какими ещё словами ассоциируется слово ВОЙНА?
(Горе, боль, смерть, разочарование, крик, шум, сирена, героизм, подвиг…)
­ А чьи прадедушки были участниками тех сражений?

Страничка 2: «Битва за Москву» (Слайд№4)
Осень 1941 года. Враг отчаянно рвался к сердцу нашей родины – Москве.
Фашистские офицеры уже заказывали для себя новые мундиры для своего парада
на Красной Площади. Государственный Комитет Обороны, командование Красной
армии стягивало силы со всей страны для решительного отпора врагу. Над
Москвой зависли аэростаты, подступы к столице ощетинились противотанковыми
рвами, ежами и окопами. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой.
Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием
советских людей.
Гром и дым. Огонь и кров.
Пламя в царстве мрака.
В шесть утра – атака вновь,
В семь – опять атака!
Впереди огня преграда –
Смертоносная стена.
Но встаёт, промолвив:
«Надо!»
Самым первым старшина,
Если надо – значит надо!
«Надо» – взвод встаёт.
Рвутся гулкие гранаты,
Пулемёт прицельно бьёт.
Поддержать отважных надо –
Прокричал майор:
«Вперёд!»
И, команду дав отряду,
Впереди него встаёт.
Страничка 3: «Сталинградская битва». (Слайды 5 ­11)
В блокадных днях
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом паспорта
(Звучит мелодия песни «В лесу прифронтовом»)
Учитель: Все дальше отходят грозные и тяжелые годы Великой Отечественной, но
не гаснет память о тех, кто не пожалел своей крови, кто принес на алтарь свободы
самое дорогое ­ жизнь. Каждый из нас разделяет мысль, воплощенную в словах:
«Никто не забыт, ничто не забыто». И сегодня на уроке мы с вами постараемся
воссоздать картины военных лет.

После победы под Москвой были и другие победы, были и потери, и серьёзные
поражения. Но враг по­прежнему был силён и коварен. Он захватил Крым,
Харьков, Донбасс, вышел к излучине Дона, угрожая Сталинграду, занял Ростов­на­
Дону, рвался к Кавказской нефти. Встревоженный большими потерями И.В.Сталин
28 июля 1942 года издаёт приказ №227, вошедший в историю под названием «Ни
шагу назад!» Сталинград подвергается беспрерывной бомбардировке с востока, а в
начале сентября 1942 года начинаются уличные бои. Враг рвётся к Волге, но город
отчаянно сопротивляется ему. Свыше 700 тысяч убитыми и раненными потерял
враг в боях за город, более тысячи танков и самолётов. Но к середине ноября
вынужден перейти к обороне. 19 ноября 1942 года мощными залпами артиллерии
началась операция под кодовым названием «Уран» разработанная Г.К.Жуковым
и А.М.Василевским по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом. В районе
г. Калач 330­тысячная группировка противника под командованием генерал –
фельдмаршала Паулюса была окружена и 2 февраля 1943 года капитулировала.
Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной.
В длительных ожесточенных боях и сражениях советские войска, преодолевая
неимоверные трудности и невзгоды, нанесли сокрушительное поражение
крупнейшей стратегической группировке немецко­фашистских войск. «Победа
под Сталинградом, была не просто победой, она была историческим подвигом». В
этом подвиге с особой силой проявились несокрушимая мощь государства,
великая дружба народов нашей страны, мужество и героизм советских воинов,
превосходство советского военного искусства над военным искусством
фашистской Германии.
Ведущий 1: И в редкие минуты затишья люди вспоминали свой дом, родных и
близких им людей. Представляли, как счастливо они будут жить после войны…
Вас война любить не разучила,
Сердце было остудить нельзя
Согревал в землянке облик милый –
Жены, матери, отца, друзей.
(Звучит песня “В землянке”)
Ведущий 2: Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых
гитлеровских вояк: « Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде
сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины». Фашисты гибли
сотнями. Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия
смерти: «Мы никогда уже не покинем Россию»; «каждый из нас здесь и погибнет»;
«если из­за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это
будет для меня благом».
К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно
иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более
1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к
середине ноября перейти к обороне.

Ведущий 1. Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме
фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления
Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен
легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному
перелому в ходе всей второй мировой войны.
Ученик 1.
Вы слышите? У Сталинграда в морозном воздух звучит
Победным громом канонада, и вся Германия дрожит,
Врагам метаться бесполезно: их валит орудийный смерч,
Сдавила их петлей железной давно искавшая их смерть.
Ученик 2.
Под Сталинградом был смертельный бой,
Все защищали город наш родной,
Горит огонь, как память грозных лет,
Мы будем помнить, всех, кого сегодня нет.
Ученик 3.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Страничка 6: Победа (Слайд №13)
Ведущий. 8 мая 1945 года в Карлсхорсте под Берлином был подписан Акт о
безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Со стороны Германии его
подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны Советского Союза маршал Г.К.
Жуков.
А 24 июня на Красной Площади в Москве состоялся Парад Побед
песня М. Ясеня «Майский вальс».
За все, что есть сейчас у нас
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда­то.
Спасибо Армии родной,
Нашим отцам и дедам!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну.
Ученик 1:
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордится ими вся страна,
Они свободу отстояли.
Ученик 2:
Всё меньше остаётся их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года.
Ученик 3:
Их украшает седина,
Сияют новые медали,
В долгу пред ними вся страна,
Тепла они не ощущали.
Ученик 4:
Я в форме на парад иду,
В душе царит благоговенье,
Гремят фанфары раз в году,
И продолжается забвенье.
Ученик 5:
Мы за свободу шли на бой,
Войны безусые солдаты,
Чтоб защитить страну собой.
Уводят мысли в сорок пятый…
Ученик 6:
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Учитель: Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Для того, чтобы помнить всегда тех, кто
сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться,
учиться, работать ­ да просто жить.

Включаем «вечный огонь».
Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не
вернувшихся с войны.
Прошу всех встать!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
На фоне фотографий звучит мелодия песни Д. Тухманова “День Победы”.
На фоне песни, в самом конце появляются слова: «Прошла война, прошла страда, но боль
взывает к людям: давайте люди никогда об этом не забудем!»
Учитель:
Склоняя головы перед светлой памятью отцов, дедов, братьев, сестёр, родных, освободим
сердца от гнева и жестокости, вспомним, что мы – сыны и дочери великого народа, и будем
достойны его.
Перешагнув порог третьего тысячелетия, хотелось бы в будущем жить без войн. Мы
гордимся тем, что у нас много героев, но пусть в грядущих веках не будет больше павших
на поле боя.
Используемые ресурсы:
1.Уткин А. «Вторая мировая война» М. 2003 год.
2.Советская историческая энциклопедия. – М.: Изд­во «Сов. энциклопедия», 1987.
3.Чуянов А.С. Сталинградский дневник (1941­1943 г.г.). – Н­Волжское издание,
1979.

Период коренного перелома (Коренной перелом) – радикальное изменение сил в ходе Великой Отечественной войны, характеризующееся переходов инициативы в руки СССР и советской армии, а также резким ростом военно-экономического положения Советского Союза.

В первый период Великой Отечественной войны инициатива полностью принадлежала Гитлеру и фашистской Германии. Этому способствовало сразу несколько факторов: во-первых, Германия обладала огромной военной и промышленной мощью, благодаря чему ее армия была более многочисленна, а военная техника более современная; во-вторых, успеху Гитлера сильно способствовал фактор внезапности – нападение на СССР хоть и не было полностью неожиданным для советского командования, оно все же застало советскую армию врасплох, из-за чего она не смогла тщательно подготовиться и оказать достойный отпор даже на собственных территориях. Уже в первые два года войны Гитлеру и союзникам удалось захватить Украину, Беларусь, взять в блокаду Ленинград и вплотную подойти к Москве. Советская армия в этот период терпела одно поражение за другим.

Однако долго превосходство Гитлера продолжаться не могла, и великая сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной и Второй Мировой войны.



Стратегическая инициатива перешла от Германии к СССР. Немцы потеряли свое превосходство в войне, Красная Армия начала контрнаступление, и Германия из нападающего превратилась в обороняющегося, постепенно отступая обратно к границам;

Подъем экономики и военной промышленности, вся промышленность СССР по приказу Сталина была направлена на то, чтобы обеспечивать нужды фронта. Это позволило в короткие сроки полностью переоснастить советскую армию, дав ей преимущество н ад противником;

Качественные изменения на мировой арене также были достигнуты благодаря начавшемуся контрнаступлению Советского Союза.

Ход коренного перелома

В 1942 году зимой советское командование предприняло несколько попыток перехватить инициативу и начать контрнаступление, однако и зимнее и весеннее наступления были неудачными – немцы все еще полностью владели ситуацией, а советские войска теряли все большие территории. В этот же период германия получила серьезное подкрепление, что только усилило ее мощь.

В конце июня 1942 года немцы начали наступать на юге со стороны Сталинграда, где развернулись протяжные и очень жестокие бои за город. Сталин, видя ситуацию, издал знаменитый приказ «Ни шагу назад», в котором говорил о том, что город не должен быть взят ни в коем случае. Необходимо было организовать оборону, чем советское командование и занялось, перебросив к Сталинграду все силы. Битва за город продолжалась несколько месяцев, однако взять Сталинград немцам так и не удалось, несмотря на огромные потери со стороны советской армии.

Начало коренному перелому было положено во второй период Сталинградской битвы вместе с операцией «Уран», согласно которой планировалось объединить несколько советских фронтов и взять с их помощью немецкую армию в кольцо, вынуждая ее капитулировать, или же просто уничтожить противника. Руководили операцией генералы Г.К. Жуков и А.М. Василевский. 23 ноября немцы были полностью окружены, а ко 2 февраля уничтожены. Сталинградская битва закончилась триумфальной победой Советского Союза.

С этого момента стратегическая инициатива перешла к СССР, на фронт начало активно поступать новое оружие и обмундирование, что в короткие сроки обеспечило техническое превосходство. Зимой-весной 1943 года СССР укрепил свою позиции, отвоевав Ленинград и начав наступление на Кавказе и Доне.

Окончательный перелом произошел вместе с битвой на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 года). В начале года немцам удалось добиться определенных успехов на южном направлении, поэтому командование приняло решение начать наступательную операцию на Курском выступе, чтобы снова перехватить инициативу в свои руки. 12 июля состоялось крупное танковое сражение, которое закончилось полным разгромом немецкой армии. Советский Союз смог отвоевать Белгород, Орел и Харьков, а также нанести серьезные потери армии Гитлера.

Битва на Курской дуге стала последним этапом коренного перелома. С этого момента и до самого окончания войны инициатива больше никогда не переходила в руки Германии. Советский Союз смог не только отвоевать собственные территории, но и дойти до Берлина.

Итоги и значение коренного перелома.

Трудно переоценить значение коренного перелома для Великой Отечественной войны. Советский Союз смог вернуть свои территории, освободить военнопленных и навсегда перехватить военную инициативу в свои руки, уверенно уничтожая армии противника.

Переход инициативы в войне к СССР отразился также и на ходе Второй Мировой войны. После поражения под Сталинградом в Германии впервые за все время войны был объявлен трёхдневный траур, что стало знаком для союзных европейских войск, которые убедились в том, что гегемония Гитлера может быть свергнута, а сам он уничтожен.

Доказательством того, что перелом состоялся, стала тегеранская конференция, на которой собрались в 1943 году главы СССР, США и Великобритании. На конференции обсуждались вопросы открытия второго европейского фронта, и стратегия по борьбе с Гитлером.

Фактически, период коренного перелома стал началом падения Гитлеровской Империи.












Соотношение сил на Сталинградской направлении в ноябре Силы и средства Красная армия Германия и ее союзники Личный состав(тыс. человек) 1134,81011,5 Количество танков Количество орудий и минометов Количество самолетов






Итоги Сталинградской битвы 1. Сталинградская битва закончилась поражением врага, который потерял 1,5 млн. человек, 2000 танков, 3000 самолетов, в плен взято 100 тыс. солдат,2,5 тыс. офицеров,23 генерала, фельдмаршал Ф. Паулюс. 2. В ходе Сталинградской битвы было разгромлено 22 немецких дивизий и 160 отдельных частей. Убито 140 тыс. вражеских солдат и офицеров. 3. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом. Инициатива на советско - германском фронте перешла к СССР.










Из дневника немецкого офицера: « 1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие … 11 сентября: безрассудное упрямство … 13 сентября: … дикие звери … 16 сентября: … это не люди, а черти … 27 октября: русские – это не люди, а какие - то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня …»


Из речи Гитлера « Я хотел выйти к Волге в определенном месте, возле определенного города. Случилось так, что этот город носит имя самого Сталина … Не делая преувеличенных заявлений, я могу сказать вам, что мы его захватили. Только небольшая часть пока еще не в наших руках ». Гитлер поторопился: город устоял.











Правила учителей словесников. Помните главное – ваши ученики учатся не для школы, а для жизни, которую они будут украшать честными поступками, любовью к России, верой в доброе на земле. Вы главный друг детей, главный психолог в его многогранной духовной жизни. Храните в себе добрые чувства, исходите улыбкой, теплотой души, любите ваших учеников в радости. При встречах с родителями умелая задушевная беседа, большая гибкость выбора средств, умение понять и разделить с ними боль за их детей лучше любых сложных действий и наказаний. Будьте доступны детям, не делите их на плохих и хороших, сохраняйте чувство юмора, в основе отношений – честность, последовательность, согласованность. Никогда не забывайте о чувстве личной заинтересованности п принадлежности к делам школы. Каждый урок – микро праздник для детей, это день счастья. Цель вашей работы – полноценная человеческая личность, способная к страданию. Очень важно самому признать ошибки, докопаться до их причины. Уютность и теплота школы зависят от честности и доброты в этом человеческом государстве, от вас, самых главных и необходимых в этом государстве. В основе отношений с администрацией должны быть умения отстоять свои взгляды, нравственная чистота, общение с ней должно доставлять радость.

  • - окончательный переход стратегической инициативы от Германии к Советскому Союзу;
  • - обеспечение экономического превосходства Советского Союза;
  • - военно-техническое превосходство вооруженных сил, причем не в единичных образцах, а в массовом снабжении;
  • - изменение политического положения противоборствующих стран на международной арене.

Началом коренного перелома считается конец 1942 года. Некоторые считают началом коренного перелома поражение немцев под Москвой в декабре 1941 года. Думаю, сложность определения момента перелома в войне заключается в ее масштабности и в колоссальности сил, вовлеченных в великое противоборство. Давайте все же рассмотрим события, прямо или косвенно имеющие отношения к коренному перелому.

Что происходило в 1942 году? В начале 1942 года немцы уже не располагали для наступления такими ресурсами, как в 1941 году. Однако Гитлер не хотел переходить к обороне. Фюрер хотел провести такую операцию, которая даже при наличии ограниченных ресурсов могла бы принести серьезный успех. При этом учитывалось, что немецкие войска будут не в силах повторить наступление по нескольким направлениям. Отказ от обороны не был ошибкой немецкого командования. Немцы сохраняли тактическое и техническое преимущество, владели инициативой, господствовали в небе. Они видели недостатки в подготовленности советских бойцов и командиров, несогласованность действий советских частей. С другой стороны, на Урале и в Сибири уже работала эвакуированная промышленность, в тылу и прифронтовых районах готовились командиры среднего звена и военные специалисты, людские ресурсы позволили провести масштабную и многочисленную мобилизацию. Русские быстро учились воевать, а их генералы учитывать при руководстве недостатки среднего звена и другие тонкости соотношения сил. Ряд контрнаступлений под Москвой показал способность Советской армии прорывать оборону немцев. Позже 1942 год назовут «учебным годом» для советских командиров.

Многие генералы призывали Гитлера перейти к стратегической обороне. Наступление, особенно под Москвой, уже не могло принести нужного результата. Некоторые аналитики считают, что Германии так и следовало бы поступить. Гитлер не может переубедить своих генералов, недоволен ходом боевых действий и берет руководство войсками на себя.

Блицкриг провалился, войскам не хватало техники, а технике не хватало горючего. Нужен был успех, который бы полностью или хотя бы частично уравнял шансы при переходе Германии к стратегической обороне. Ряд удач немецких войск 1942 года в южных районах СССР создавали предпосылки для крупной наступательной операции. В мае маршал С.К.Тимошенко потерпел полный провал при попытке освободить Харьков. 4 июля пал Севастополь.

Замысел немецкого командования сосредоточить основной удар на юге был правильным. Основные советские войска были сосредоточены под Москвой, ждали повторного удара на Москву. Сталин не верил в доказательства грядущего наступления стран оси на юге, хотя разведданные были. План под кодовым названием «Блау» предусматривал генеральное наступление группы армий «Юг». Немецкие войска должны были выйти к Кавказу и нижнему течению Волги. Главная цель - лишить Советский союз главных экономических ресурсов (нефть, уголь, хлеб).

Особое важное стратегическое значение имел Сталинград. Нужно было если не захватить его, то, по крайней мере, нейтрализовать как узел коммуникаций на реке Волга.

Летом 1942 года началось наступление немецких войск. Наступление успешно развивалось, но недостаточно быстро для достижения основной цели. Советские войска смогли отстоять Кавказ, в районе Воронежа отступить за Дон и занять оборону. Были учтены уроки 1941 года и неудачи Тимошенко. Советские войска планомерно отступали под ударами немецких дивизий, выигрывая время, чтобы стабилизировать только что созданный Сталинградский фронт. 9 июля передовые части группы «А» форсировали Дон, но встретили лишь арьергарды Советских войск. 17 июля взят Ворошиловград, но без больших потерь со стороны русских. 24 июля захвачен Ростов, но опять уже не таким образом, как захватывались города в 1941 году, без окружения и пленения тысяч солдат. Сталинград, не смотря на тяжелое положение советских войск, не был взят. Постоянные контратаки вымотали немцев, у них больше не было сил для развития наступления. К ноябрю стало ясно, что своей цели наступление не достигло. В Сталинграде сражение по всем показателям приобрело характер битвы на истощение. Обе стороны постоянно вводили в бой все новую живую силу и технику, пытаясь достичь преимущества. В ноябре 1942 г. на советско-германском фронте установился приблизительный паритет в количестве живой силы и техники. Но время работало на нас. Если Советский союз с экономической точки зрения мог себе позволить длительную войну, Германия постепенно истощалась.

Вот что пишет участник тех событий: «Когда 28 июня 1942 года началось новое грандиозное наступление, Гитлер впервые столкнулся с абсолютно новыми для него обязанностями, которые он сам себе присвоил, став главнокомандующим сухопутными войсками, то есть с руководством огромными армейскими массами в чрезвычайно рискованной наступательной операции. …Трудно было ждать от такого человека, как Гитлер, что он сможет в полной мере охватить умом всю ту работу, которую взял на себя. … Решения почти всегда запаздывали, и потому события опережали их с немыслимой быстротой, в результате чего противник все больше захватывал инициативу, и мы теряли одну позицию за другой.

…контратаки русских против группы армий «Центр» в районе Ржева становились угрожающими. Фельдмаршал фон Клюге, главнокомандующий группой «Центр», появился в «Вервольфе» 8 августа и высказал настоятельную просьбу дать ему возможность исправить ситуацию с помощью двух танковых дивизий (9-й и 11-й), которые были переброшены под его командование из района наступления. …ситуация под Ржевом тем временем стала неконтролируемой; ее продолжение имело историческое значение. Через два дня, 24 августа, Гальдер на дневном совещании снова настаивал на том, что 9-й армии, которая вела бои под Ржевом, необходимо предоставить свободу маневра и разрешить занять более короткую линию обороны, которую она смогла бы удержать своими истощенными силами.

Несколько дивизий армии Манштейна были переброшены из Крыма на самый север, но к концу августа противник перехватил там инициативу, и эти дивизии, одну за другой, растрачивали на оборону.

Вдобавок ко всему действия партизан в тылу стали настолько серьезными, что в новой попытке подавить это движение штаб оперативного руководства разослал специальную директиву за подписью Гитлера (№ 46 от 18 августа 1942 года).

Когда я вошел в дом, Гитлер, вместо приветствия, уставился на меня долгим злым взглядом, и я неожиданно подумал: этот человек потерял уверенность; он понял, что его смертельная игра движется к заранее предопределенному концу, что Советская Россия не собирается дать себя уничтожить со второй попытки и что теперь война на два фронта, которую он развязал своими бессмысленными, своевольными поступками, сотрет рейх в порошок.

Моментом, когда Гитлер действительно выпустил стратегическую инициативу из своих рук, явилось не поражение под Сталинградом и не поражение три месяца спустя в Тунисе; это был ноябрь 1942 года, роковой для современной истории Германии, когда противник атаковал нас одновременно на востоке и на западе. (Вальтер Варлимонт. В ставке Гитлера. Воспоминания немецкого генерала.)

События на западном фронте Германии, несомненно, сыграли роль в ее поражении. Германия отступила из Африки, где попала в окружение и сдалась в плен группировка численностью 300 тыс. Это было после того, как такое же число советских солдат отстояли Сталинград. Не будем рассматривать и сопоставлять размеры и масштаб ее поражений на Западе и в России. Важно, что коренной перелом в Великой Отечественной и перелом во всей Второй мировой являются звеньями одной цепи. Мобилизовав всю страну и победив под Москвой, советский народ, как любят выражаться многие авторы, «забил первый гвоздь в крышку гроба фашистской Германии».

    КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВОЙНЕ - процесс, охватывающий обычно целый период или этап войны, в ходе которого происходят резкие необратимые изменения в военно политической и стратегической обстановке. В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от стороны, имевшей… … Война и мир в терминах и определениях

    коренной - коренной интерес коренной конфликт коренной перелом коренной поворот коренной сдвиг … Словарь русской идиоматики

    перелом - великий перелом коренной перелом резкий перелом … Словарь русской идиоматики

    перелом - , а, м. Резкое изменение, крутой поворот в развитии народного хозяйства. == Крутой перелом. патет. == Великий перелом. патет. ◘ Успехи социалистической индустрии обеспечили коренной перелом в сторону социалистического развития сельского… … Толковый словарь языка Совдепии

    КОРЕННОЙ, ая, ое. 1. Изначальный, исконный. К. горожанин. Коренное месторождение (залежи в горных породах, не подвергшихся изменениям). 2. Касающийся самых основ, корней чего н., самый главный, решающий. К. перелом. К. вопрос. Изменить коренным… … Толковый словарь Ожегова

    Война, порожденная системой империализма и возникшая вначале внутри этой системы между главными фаш. гос вами Германией и Италией, с одной стороны, и Великобританией и Францией, с другой; в ходе дальнейшего развития событий, приняв всемирный… …

    Вторая мировая война 1939-45 - ВТОРÁЯ МИРОВÁЯ ВОЙНА 1939–45, война, подготовленная силами междунар. империалистич. реакции и развязанная гл. агрессивными гос вами – фаш. Германией, фаш. Италией и милитаристской Японией. В войну было втянуто 61 гос во, св. 80%… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

    Справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость социалистической Родины против фашистской Германии и её союзников (Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, а в 1945 и Японии). Война против СССР была развязана… …

    Война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В. м. в., как и первая, возникла в силу действия… … Большая советская энциклопедия

    Справедливая освободит. война Сов. Союза против фаш. Германии и ее союзников в Европе и Азии, стремившихся лишить народы СССР свободы и независимости, ликвидировать первое в мире социалистич. гос во рабочих и крестьян. Является важнейшей,… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • , Исаев Алексей Валерьевич. Оправдывая неудачи зимы 1941 и 1942 гг. немцы все время говорили о "лучшем советском полководце - генерале Морозе", после чего брали реванш летом. Казалось, так будет и в 1943 г. Уже в марте,…
  • Легендарный 1943. Коренной перелом в ВОВ , Исаев Алексей Валерьевич. Оправдывая неудачи зимы 1941 и 1942 гг. немцы все время говорили о "лучшем советском полководце – генерале Морозе", после чего брали реванш летом. Казалось, так будет и в 1943 г. Уже в марте,…