Индуизм входит в тройку популярных религиозных направлений. Он основан на мифологии и обычаях арийских народов, населявших Древнюю Индию. Это направление характеризуется двумя течениями: вишнуизмом и шиваизмом. Поборники течений поклоняются и Шиве. Призванием Шивы считается разрушение устаревшего мира во имя создания нового. Он олицетворяет собой начало. Образ божества знаком многим по изображениям, не жители Запада мало знают о его происхождении и значении в культуре Индии.

История появления

Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как и Вишну, которого больше знают под другим его именем – . Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.

Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.


Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.

Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.


Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.

Самым известным из них стал – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».

Шива в культуре

Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.


Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.

Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной. В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками. Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.


Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.


Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление. Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы. В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.

Экранизации

Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.


На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.

Боги Брахма, Вишну и Шива

Как известно, в Индии очень много божеств, но одним из самых известных является бог Шива. Именно ему принадлежит почетное место в так называемой верховной троице – Вишну-Шива-Брахма. Он является покровителем домашних животных и выполняет другие интересные функции.

Наряду с вишнуизмом, шиваизм занимает достойное место среди почитаемых религий в Индии. На юге страны это выражается в наибольшей степени. Самое раннее изображение бога относится ко 2-1 в. до н. э. Именно его каменное изваяние в храме Гудималлама (на севере Мадраса) является старейшим. Шива изваян на фоне лингама (фаллического символа божественной силы) так, словно сплетается с ним в единое целое. Высота такой скульптуры – 1,52 м. Изображен он сильным, уверенным, а также веселым и словно готовым к действию. Стоит бог на плечах Якши – ужасного существа с большим ртом, глазами навыкате и мощным туловищем. Якша олицетворяет природные силы, а сам Шива – наивысший символ всех творческих созидательных сил Вселенной.

Вероятно, это самый неординарный бог из всех, в котором сплетены аскеза и чувственность во всем многообразии проявлений. Он является собой ту силу, которая может созидать и разрушать, а также дарить милосердие или проявлять жестокость. Образ Шивы – властелина Вселенной, создающего миры посредством танца, – притягателен и красив. Неудивительно, что именно танцующий Шива – Шива Натарджа – стал самым любимым изображением индийских зодчих. В его облике соединяются философия, религия и искусство.

В 10-11 в.среди изображений божества наиболее часто появляется Натараджа. Согласно преданию, именно Шива через своего любимого ученика Шива Танду передал театральное искусство мудрецу Бхарату. Тамильская шиваистская литература приписывает богу 5 направлений вселенской деятельности:

  • Шишти – творение.
  • Стхити – охрана.
  • Самхара – разрушение.
  • Тиробхава – завуалированность в Майе (иллюзии).
  • Ануграха – освобождение.

Также Шива изображался в бронзе. Эти статуи были найдены на юге Цейлона и Индии. Их датировка относится к 10-12 в. н.э. Именно эти изображения сделали индийскую металлическую культуру прославленной.

Натараджа являет собой аспект движения, вращения мира. Скульптурное отображение обычно рисует одну из экстатических танцевальных поз – Ананда-тандва. Также имеются другие положения, большинство из которых можно обнаружить на надвратных башнях храма Шивы в Чидамбараме. Поза отражает поднятую левую ногу, 2 пары рук и корпус, сплетенные в сложном ритмичном взаимодействии. Изображение считается каноническим и отражается в искусстве уже около тысячи лет. Именно этот образ запечатлен практически на всех фигурках бога, которые можно обнаружить в магазинах эзотерики.

Танцующий Шива

Танец отражает вечное движение нашей Вселенной:

  1. Пряди волос, развевающиеся в движении – энергия божества.
  2. Под ногой Шивы карлик, сходный с ребенком, – силы зла, Майи, неведения.
  3. Имеется пламенеющий нимб Тирувази – материальные вселенские силы.
  4. Правая рука бога занята небольшим барабаном дамару – символизирует пробуждение Вселенной к новой жизни посредством звуковой вибрации.
  5. Вторая рука согнута в жесте абхайя-мудра – символизирует одобрение, благословение.
  6. Левая рука соприкасается с Тирувази, и в ней находится пламя Агни – символизирует очищение и обновление мира.
  7. Вторая левая рука находится поперек груди в позе Гаджа-Хаста – она указывает на попираемого демона, или еще его определяют как жест силы и власти.
  8. Серьги Шивы тоже имеют свое значение. Удлиненная в правом ухе Макара-Кундала относится к мужской части Шивы. В левом – простая круглая – женская. Это символизирует то, что боги имеют природу 2-х начал. Проще говоря, они двуполые.
  9. В прическе божества справа помещена дева вод с хвостом рыбы – символ Ганги.
  10. Слева имеется полумесяц и кобра Васуки – олицетворение божественного начала Шивы.
  11. Вторая кобра обвита вокруг поясницы – символ мировой энергии.
  12. Солнце и Луна – 2 глаза Шивы, а третий (во лбу) – Огонь – всем известный третий глаз Шивы.
  13. У основания прически череп тоже имеет свой смысл. Это рассеивание мира в конце развития Вселенной.

Образ бога получается очень сильным во всех смыслах – как художественном, так и философском.

Ардханарешвара – синтез мужской и женской энергий вселенной

На северо-западе страны у раджпутов культ Шивы относится к самым любимым. Причем его редко здесь так именуют. Обычно обращаются как к Махадеве или Великому богу. Самый любимый образ – аскетичный, занимающийся медитацией на горе Кайласа, что в Гималаях. Кроме того, уважаемы и почитаемы различные ипостаси Шивы: Бхайрава (Бхеру) и Экалинг. Первый изображается в виде мужчины на лотосе. В качестве украшения у него гирлянда из змей на шее, волосы спутаны, имеются 4 руки. В них дамару (чаша из черепа человека, из которой пьется кровь поверженных врагов), трезубец и меч. Также наличествует Экалинг – символ в виде фаллоса, имеющего 8 лиц по окружности. Помимо этого, в храмах Шивы поклоняются Лингаму-йони – символу единства женского и мужского начал, который является непременным атрибутом данного места.

Ритуалы поклонения Шиве

На – связан с ликом Шивы, обращенным на восток. Знаменует творение мира. Символ зеленый цвет. Но, как известно, индийский бог Шива определяется и разрушением, что описывается дальше.

Ма – лицо бога обращено на юг. Проявляется как поддержание мира. Цвет – красный.

Ши – обращено на запад. Этим лицом бог разрушает мир и проявляется как Рудра. Цвет – темно-синий.

Ва – север. Связывается с Ишварой, исполняющим желания. Из этого лика появился Воздух. Цвет – белый.

Йя – Шива смотрит вверх, являя милость вселенной – Мукти. Пространство появилось из этого образа. Цвет – желтый.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  1. Рудра-сукта – читается во время Линга-абхишеки, относящегося к домашнему служению Шиве. Кроме того, признается и в качестве самостоятельного философского текста.

Это ведический гимн, посвященный Рудре, одной из ипостасей Шивы. Именно в нем описываются все проявления и образы бога, как к нему следует обращаться и поклоняться. В гимне описывается Шива как первопричина всех явлений и самой Вселенной. Он – одновременно самый высший и самый низший, начало и конец (по христианской аналогии «Аз есмь альфа и омега»). Все, что развилось в упанишадах, пуранах и агамах основано именно на этом гимне. Самые известные мантры – «нама шивайя», «ом намо бхагавад рудра», «триамбакам» – впервые встречаются в философско-религиозном труде Рудра-сукта.

Авторитет Рудры-Сукты настолько велик, что этот текст читается во всех направлениях шиваизма, а их достаточно много. Показательно, что даже школы, которые не признают Веды как источник знаний, все равно прибегают к чтению данного гимна. Он играет ключевую и самую важную роль во всех направлениях поклонения Шиве.

Многие народы, считают, что Шива является создателем сакрального звука «ом».

Согласно народным поверьям cчитается, что Шива обожает предаваться курению марихуаны. Именно поэтому многие аскеты от шиваизма, почитаемые святыми в Индии, предпочитают заниматься тем же самым, считая, что таким образом преобращаются к высшему божеству. Также курением травы садху-аскеты встречают Маха-Шиваратри, или праздник Великой Ночи Шивы. Хотя такое курение не доказано, вызывает большие сомнения и выглядит, скорее, как оправдание своей слабости, нежели следование привычкам бога.

Шива и Парвати

Праздник Великой Ночи Шивы

Как известно, Шива – бог Индии – наиболее почитаем, и главным праздником в его честь считается – Великая Ночь Шивы. Отмечается он в ночь с 20-го по 21-ое февраля. Согласно традиции, праздник знаменует собой ночь свадьбы Шивы и Парвати. Это очень необычная и благоприятная пора для исполнения всех желаний.

Праздник яркий и красочный. К богам относятся как к живым и вместе с тем поклоняются им.

Делаем выводы

Неоднозначная фигура великого божества, которой поклоняются не только в Индии, представляется как проявление созидания и разрушения, начала и конца. Вселенная, сотворенная в танце Шивы, развивается по его милости и в соответствии с его законами.

- (др. инд. Civa, «благой», «приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Ш. был включён в пантеон сравнительно … Энциклопедия мифологии

Сива, одно из трех индусских божеств, разрушающий мир. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШИВА См. СИВА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Шива - и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива и его жена Парвати. Бенгалия. X в. Шива в индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме. Танцующий Шива. Южная Индия … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Характеристика Длина 12 км Бассейн Белое море Водоток Устье Оз. Большое Шуо ярви Шуо Расположение Страна … Википедия

В индуизме и брахманизме один из трёх верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме … Исторический словарь

- (муж.) мягкий (Бог Шива) Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

Вишну, Тримурти, бог разрушитель, Брахма Словарь русских синонимов. шива сущ., кол во синонимов: 7 бог (375) брахма … Словарь синонимов

єшива - (єшибот) (івр.) Іудаїстський заклад, докл. див. ієшива … Архітектура і монументальне мистецтво

Один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский Бог, хозяин животных. Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным… … Большой Энциклопедический словарь

- (колодец). Колодец, названный так Исааком и впоследствии давший свое имя городу (Быт 26:33)см. Вирсавия … Библейская энциклопедия Брокгауза

шиваїзм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга - не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…
  • Шива и Дионис , Данилу Алиэн. Эта книга не эссе об истории религий. Она отражает мой личный опыт открытия большинства основ религий в настоящем музее мировой истории, которым является Индия. Предшественница ведического…

Пробудившийся за последние 20 лет интерес к практике , показывает, насколько сильно влияние индуистской философии и стиля жизни в современном мире. В данной статье мы рассмотрим, кто такой Шива, какую роль он занимает в религии , какие существуют легенды о его рождении.

Кто такой Шива

Таково имя одного из главных индийских божеств , одновременно оно означает и космическое начало, и некую божественную энергию, и высшее сознание, и символ мужчины. Шива созидает мир, Вселенную - но он же может и разрушить ее, поэтому его еще называют Великим Разрушителем. Мир когда-то придет к своему завершению, к погибели, и Шива именно тот, кто доведет Вселенную до логического конца. Это его предназначение, его суть.

Знаете ли вы? Выше глаз Шивы, расположены 3 черточки - напоминание о том, что каждому предстоит разрушить три порока: эгоизм, карму и иллюзию.

Шива - всемогущий разрушитель, своей силой и энергией он превосходит таких великих божеств, как Вишну и Брахма. В некоторых индийских легендах и традициях Шива является абсолютным божеством.

Формы божества

Несмотря на кажущуюся ограниченность этого божества, его разрушение, согласно законам Вселенной, всегда порождает новую жизнь, новое начало. Поэтому Шива является не только разрушителем - он подготавливает почву для нового семени, новых зачатков. Как и у других индийских богов, у Шивы существуют несколько имен , каждое их которых раскрывает его отдельную грань, особенность, уникальность. Каждое из имен является воплощением божественного начала, величия - поэтому у последователей индуизма они вызывают особый трепет и благоговение. Рассмотрим же их подробней.

Махайоги (Великий Йогин)

Бог Шива в этой грани изображается с длинными волосами, одетым в шкуры зверей и живущим в уединении в Гималаях. Он всегда «погружен в существующую безначальность», его всегда окружают звери, но не люди, в результате чего его еще называют Богом аскетизма. По легенде, именно в этом месте Шива был сражен любовью, и воспылал чувством к Парвати, своей будущей жене.

Великий Йогин является покровителем всех - как в древности, так и в современном мире. Часто последователи Махайоги изображают Шиву сидящим на тигриной шкуре, с осыпанной пеплом головой и третьим глазом - нищий йог, бог, погруженный в глубочайшее созерцание.

Важно! Ввиду того, что Шива является разрушителем, практикуют проведение молитв его жене, богине Парвати - в случаях, когда человек борется с какой-либо сложностью, преодолеть которую у него уже нет сил, она может заступиться за него перед Богом.

Натараджа (Владыка танца)

В этой грани Шива является божеством с четырьмя руками, кружащим в непрерывном танце, которым он и рушит миры и Вселенную. Зачастую его облик заключен в светящуюся окружность - это символ сансары. В верхней правой руке он держит ударный инструмент, которым отстукивает энергию макрокосмоса, с противоположной стороны, в верхней руке находится огонь (один из периодов Покоя). На левой руке скрещенные особым образом пальцы образуют символ милосердия, а на правой - символ зашиты. Ногами божество упирается в уродца, карлика, который является символом невежества.

В то время как Натараджа танцует, все божества наслаждаются , внимают ему и помогают, играя на разных музыкальных инструментах.

Считается, что именно благодаря своему тантрическому танцу экстаза, Шива поддерживает и баланс, равновесие во всей Вселенной.

Символы Натараджи, Господа танца, особенно распространены в . Они представлены в виде изображений всевозможных статуй из дерева, стекла и драгоценных металлов. Почти в каждом доме можно встретить такую икону Натараджи - это символизирует ритмичное движение, экстаз, баланс, симметрию и полную душевную

Пашупати (Владыка животных)

Пашупати - еще одно отождествление божества, его имя. Пашупатья - одна из древнейших индуистских школ, возможно, даже самая старая. Первые последователи были аскетами, которые полностью посвятили себя служению Шиве. Впервые их упоминание встречается в еще доведической культуре. Примечательно, что в практику пашупатов входили тантрические танцы, подражание поведению животных, оргии и весьма эксцентричное поведение. Школа Пашупати перенесла упадок к концу I тысячелетия н.э.

Это имя раскрывает Шиву как покровителя всех , птиц, рыб, всей живности, существующей во Вселенной. Такое покровительство показано в изображениях Шивы-Пашупати - с ним всегда находится лань, либо в его руках, либо просто рядом с ним.

Согласно философскому подтексту, Пашупати является также властителем, пастырем всех живых душ - и человеческих в том числе. Иногда божество изображают сидящим на белом быке - этот бык ранее был человеком, но его бренное тело не могло вынести ту полноту экстаза, которое охватывало его, при приближении к Шиве. Поэтому он принял образ быка.

Другие божества настолько устрашались перед величием Шивы, что намеренно называли себя «Пашу» - «животное». Так они показывали свое низкое положение по отношению к всемогущему Шиве.

Такое имя божества раскрывает грань великого милосердия, сострадания Шивы. Согласно легенде, в океане во время пахтанья (одно из мифологических событий в индуизме), зародился опаснейший , который грозил неминуемой гибелью не только всем живущим, но и божествам и демонам. Божества попросили именно Шиву выпить яд, потому что ему одному он мог не навредить. Шива отхлебнул яд, и оставил его в своем горле, чтобы спасти всё живое - от этого его горло почернело, но он сам не умер. Поэтому Нилакантха-Шиву изображают с почерневшим или посиневшим горлом. Дословно Нилакантха переводится как «синешеий».

В северной Индии до сих пор существует храм синешеего Нилакантха-Шивы, он является местом паломничества многих индуистов.

Бхайрава (Ужасный)

В таком виде Шива изображается обнаженным, сидящим с сосудом для милостыни, созданным из головы Брахмы. Согласно преданиям, Бхайрава отсек одну из голов Брахмы за его пагубное сладострастие к младшей дочери. Это особо устрашающий эпитет божества, проявление его гнева. В этом олицетворении он страшный, черный, многорукий аскет, который символизирует выход за рамки и ограничение ума. Так как этот аспект божества включает в себя ужасы, смерть и грехи Вселенной и мироздания, его также называют Ужасным.

Махакала (Великий Черный)

Имя Шивы, обозначающее его пространственное и внепространственное измерение. Оно истребляет любую двойственность, настраивает внутреннее восприятие на вселенскую бесконечность, вечные процессы, макрокосмос. Считается, что те, кто поклоняется Махакале, избавляются от страха и .

«Кала» буквально обозначает «черный», поэтому Махакала в своих изображениях имеет угрожающий вид: украшения из змей, выпирающий живот, украшение из человеческих голов. Шива принимает такой ужасающий облик для того, чтобы уподобиться негативным существам, демонам, и сдерживать их вредоносную, опасную сущность и влияние. Махакала существует в местах пребывания мертвецов, и его тело осыпано пеплом из погребальных костров.

Как появился Шива

Исходя из преданий, Шива жил около 6 тысяч лет назад, он являлся абсолютным аватаром, достигшим совершенства. Параллельно с ним существовали Брахма и Вишну, первый являлся абсолютным созидателем, а второй - хранителем вселенной.

Легенды о рождении

О том, как это божество появилось, существует несколько преданий:

  1. Шива - сын Брахмы. У Брахмы долгое время не было ребенка, он молился и медитировал, и через некоторое время у его ног возник с кожей, которая переливалась голубым цветом, подобно Брахме. Мальчик попросил дать ему имя, И Брахма дал имя ребенку - Рудра. Однако тот не успокоился, и требовал себе еще имена. Так Брахма дал одиннадцать имен, и ребенок получил одиннадцать перевоплощений, одно из которых - Бог Шива.
  2. Шива родился в результате гнева Брахмы, появившись между бровей последнего, поэтому его характер и сущность и является в большинстве своем гневный, разрушающей.
  3. Согласно иному варианту предания, Брахма, появившись из пупка Вишну, был окружен демонами, которые хотели его убить. Тогда, вследствие гнева Брахмы, и появился между его бровей Шива с оружием в руке и разогнал демонов.
  4. Еще один легенда: у Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели заводить собственных . Тогда Брахма так сильно разозлился на своих потомков, что меж его бровей появился мальчик с голубоватой кожей, который впоследствии и получил одиннадцать имен. Примечательно, что одиннадцатью перевоплощениями Бога Шивы являются пять важнейших органов человека, а также четыре земные стихии, Луна и .

Знаете ли вы? Одним из главных предметов поклонения Шиве, для его последователей, служит фаллический символ этого божества - лингам.

О семье и женах

Согласно преданиям, у Шивы было 3 жены.

  1. Сати - самое первое воплощение супруги божества. По различным обстоятельствам Сати пришлось пожертвовать собой, войдя в жертвенный костер. Шива долгое время был опечален и безутешен, ничто не радовало его. Он странствовал по миру с прахом своей любимой, долгое время в Гималаях. Для того чтобы утешить бога, душа жены Шивы перевоплотилась в Парвати - дочь горного царя.
  2. . Одно из ее имен - Кали («черная»). Парвати долгое время обольщала Шиву, когда он скорбел в горах, пока, наконец, его сердце не было пронзено её благородством и добродетелями. От их союза родилось двое сыновей: Ганапати, бог мудрости, и Сканда, бог-воин.
  3. Ганга . Богиня олицетворяет реку, протекающую в трех мирах - небесах, подземелье и самой . Это богиня располагает особым даром - смывать грехи со всех живущих в этих мирах. Она влюбилась в Шиву, и просила его о возможности всегда быть с ним. Шива принял ее, и с тех пор она живет в его волосах.

Атрибуты многорукого и многоликого

Как и большинство индийских божеств, господь Шива имеет определенные атрибуты, которые отождествляют какую-либо грань его сущности. К ним относятся:

  • тело божества - оно осыпано пеплом, что является выражением начала Вселенной, которая выходит за рамки обыденного существования, не причиняя и страданий;
  • спутанные волосы на голове - соединение различных видов ;
  • Луна на голове (в волосах) - олицетворение над пониманием и разумением;
  • наличие 3 глаз : 1 - Солнце, 2 - Луна, 3 - огонь;
  • полуоткрытые глаза - бесконечность процессов и протекания . Если - зарождается новая жизнь, если закрыты - разрушается старая;
  • змеи на шее - символ трех стадий : настоящее, прошедшее и будущее;
  • Ганга в волосах - символ омовения, снятия и очищения от всех пороков;
  • правая рука божества - уничтожает зло, дает силу и благословение; примечательно, что точно неизвестно, сколько рук было у Шивы, по легендам - от четырех до десяти.
  • бык, сопровождающий Шиву - его постоянное средство перемещения, его спутник;
  • одежда из шкуры тигра - олицетворение победы над пороками и страстями;
  • барабан - отождествляет 2 способа существования - физическое и духовное;
  • ореол вокруг фигуры божества - олицетворение всей Вселенной;
  • лингам - фаллос, воплощение мужского начала, плодородия, плодовитости;
  • трезубец - оружие Шивы, олицетворяет 3 сущности бога: хранитель, создатель, разрушитель.

Верховный бог Шива: роль в индуизме

Шива (Сива), переводится с санскрита, как «милостивый». Несмотря на основную разрушающую сущность божества и грозный характер, его основная миссия - защита человека, одаривание его всеми благами и добродетелями. Шива входит в категорию божеств, наиболее почитаемых в индийской философии - многорукий бог индусов является великим , который в полной мере реализовал свою Божественную сущность.

Шива входит в триаду главных богов, наряду с Брахмой и Вишну, однако считается наиболее сильным и могущественным из них. Согласно индуистской , Шива разрушает существующий каждые 9 миллионов лет, давая толчок к развитию нового, непорочного .
Безусловно, он является наиболее ярким и противоречивым божеством в религии индусов, что делает его в глазах последователей еще более могущественным и сильным. Согласно легендам, никому не удавалось победить или свергнуть Шиву, все, и божества, и демоны, преклоняются перед ним.

Иногда Шива являлся в виде двуполого существа - многорукой богини. Такое наглядное противоречие как нельзя лучше оттеняет его божественную природу, и наделяет трепетом и восторгом его почитателей. Его роль в индуизме трудно переоценить, более того, именно вера в многорукого бога является основой религии индуизма.

Как верят последователи религии индуизма, повторение имени Бога Шивы с должным почтением просветляет ум и наделяет радостью и спокойствием, а во время пения духовная составляющая человека может принять форму Бога, наполниться им, стать его отражением. Такое единение с Высшими силами благоприятно влияет на жизнь человека, его , успех в обществе и многое другое. Поэтому , различные и пение мантр не теряют своей актуальности и в современном мире.

: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.

  • Махабхарата, Адипарва. Перевод В. И. Кальянова
  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • For dating as fl. 2300-2000 BCE, decline by 1800 BCE, and extinction by 1500 BCE see: Flood (1996), p. 24.
  • , с. 248.
  • Индийская Философия. Энциклопедия. РАН. 2009 г. Стр.865 «Некоторые современные ученые возводят истоки шиваизма к протоиндийской цивилизации (ХХV-ХVII вв. до н. э.): на одной из печатей, обнаруженных при раскопках, изображено некое рогатое божество, своими обликом и гипотетическими функциями напоминающее более позднего Шиву. Впрочем, гипотеза о столь раннем возникновении шиваизма не получила всеобщего признания среди специалистов»
  • Риг-веда VII.21
  • Риг-веда X.99
  • Подробнее см.: Chakravarti, Mahadev (1994). The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages .
  • О четырёх ригведийских гимнах к Рудре подробнее см.: Michaels, p. 216 and p. 364, note 50.
  • стихи 1-6 обращены к Рудре; стихи 7-9 обращены к Соме.
  • К вопросу об эволюции образа Рудры-Шивы в текстах Шрути. А. Х. Мехакян "Он [Рудра] исключен из культа Сомы, но получает бали - подношение пищи, брошенной на землю, и остатки жертвоприношения (vāstu); отсюда его имя Vāstavya (Шбр I. 7. 3. 6-7). В упомянутых брахманах ["Каушитаки", «Айтарее» и «Шатапатхе»] приводится целый ряд ритуальных мер предосторожности и защиты от Рудры. Во время ритуала агнихотра («Каушитаки» II. 1), когда жрец во благо себя и жертвователя приносит жертвы богам, ему предписывается два раза протянуть ковш для подношений к северной стороне, с тем чтобы умилостивить Рудру и дать ему уйти, сделать так, чтобы не оказаться во владениях этого страшного бога"
  • От Вед к Индуизму. Эволюционирующая мифология. Р. Н. Дандекар «В „Шатарудрии“, этом необычном гимне, мы не найдем ни выражений, связанных с ритуалом, ни отсылок к священному обычаю. Рудра не занимает важного, почетного места в ритуалах шраута. Его либо „прогоняют домой“, как при жертвоприношении агни-хотра (АпастШрС VI.11.3), либо выделяют ему остатки ритуальных возлияний. Ритуалы шраута - ведийские „торжественные“ обряды общественного культа, совершавшиеся обычно жрецами по заказу царя; состояли главным образом в жертвоприношении сомы или возлияниях в жертвенный огонь топленого масла»
  • Мирча Элиаде - Йога: бессмертие и свобода - ЙОГА И АБОРИГЕННАЯ ИНДИЯ
  • For dating to 400-200 BCE see: Flood (1996), p. 86.
  • For Śvetāśvatara  IAST Upanishad as a systematic philosophy of Shaivism see: