Живет себе человек, старается не делать в жизни ничего предосудительного, за что стыдно было бы. Зато добрых дел, по-возможности, стремится сделать больше. И не за то, чтобы галочку себе поставить, чтоб на том свете (если он действительно есть) «зачет» получить, а по чистосердечному стремлению своему. Проходит время, но добро его почему-то боком выходит. И тут он начинает осознавать: действительно, благими намерениями вымощена дорога в ад...

И дело тут вовсе не в людской неблагодарности и не в том, что справедливости не существует, просто мир несовершенен. Причина в самом человеке, который наивно полагает, что добрые дела совершает.

Жалость - хорошее чувство или плохое? Казалось бы, сострадание помогает человечеству выжить. Но не зря говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. А может, гуманизм помогает роду людскому еще и деградировать?

Знакома ли вам ситуация, когда баловень родительский вырастает неприспособленным к жизни человеком? Он будто не замечает, что «праздник детства» давно закончился и пора заняться делом. Чтобы «продолжение банкета» длилось, ему нужны легкие деньги... Кто в этом виноват? Неужели любовь родительская может привести к тюремному заключению их ненаглядное чадо? Может! Говорят же, благими намерениями дорога в ад вымощена.

А что делать жене алкоголика? Он житья не дает, пропивает все деньги, еще и вещи стал из дому выносить. А растущим детям одежда нужна приличная, не в послевоенное же время живем… Но ведь жалко его, совсем пропадет… Вот и снова получается: в ад благими намерениями вымощена дорога - всей семьей по ней идут!

Что происходит, когда в глухой подворотне гопники избивают подростка-музыканта? Плохо это? Несомненно. Но мальчик, несмотря на занятость, еще и в спортивную секцию записался. Вырос сильным и уверенным в себе человеком. Тот жестокий урок он всю жизнь помнить будет, правда, без особого гнева, ведь тот случай ему даже в чем-то помог.

Можно ли сказать, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а неблаговидными - в рай? Ишь, какой вывод сам напрашивается, но это ошибка! Такое суждение издевательства и жестокость оправдает, руки нелюдям развяжет... Причем, масштабы заблуждений могут быть глобальными. Вспомните недалекое прошлое: хотели обогатить культурой народы земли, а пришли к фашизму. Кстати, Гитлер в детстве неплохие картины писал, и если бы его все-таки приняли в художественную школу, может, и не было бы гиперамбициозного политика, и тиран по-другому реализовался бы?

Где же справедливость? Как понять простому маленькому человеку, что делать? А истина, она как раз посередине находится. Ни одна из крайностей до добра не доводит. В жизни человека всего должно быть, но в меру. Как любви, так и строгости. Тогда только гармония возможна. Безоглядная любовь вовсе не добро приумножает, а порождает праздность и зло. Чрезмерная строгость приведет к жестокости и насилию.

Чтобы благими намерениями вымощена дорога в ад не была, нужно правильно воспитывать детей. Какая взаимосвязь? Давайте разберемся.

Все мы родом из детства. Плохой ли человек, которого мы видим или о ком думаем, хороший ли, - его сформировали окружение и события давно забытых дней. Будущее детей, конечно, в руках родителей. Оно зависит от их мировоззрения и объективного понимания жизни. А еще от того, понимают ли те, что невозможно жить автономно в человеческом обществе. Если сейчас закрывать глаза на чужую беду, дети наши, став взрослыми, столкнутся с этой нерешенной проблемой, проявленной как жестокость внешнего мира.

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли оно?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740-1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709-1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» - «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма - английский критик, лексикограф, эссеист и поэт - опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593-1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22-23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Происхождение

Авторство выражения часто приписывается английскому писателю Самюэлю Джонсону . Его биограф Джеймс Босуэлл в своих воспоминаниях рассказывает, что в 1755 году Джонсон произнёс «Ад вымощен добрыми намерениями». Однако Вальтер Скотт в романе «Ламермурская невеста» (1819) приписывает его происхождение одному из английских богословов.

Наиболее вероятным первоначальным автором изречения считается английский богослов XVII столетия Джордж Герберт, в книге которого «Jacula prudentium» присутствует фраза «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Данным изречением Герберт проиллюстрировал одну из основных идей протестантской этики, согласно которой действительность веры непременно ведет к совершению добрых дел. Данное изречение перекликается с изречением из Библии - в книге Иисуса, сына Сирахова (гл. 21 ст. 11) есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада».

Таким образом, с богословской точки зрения смысл данного изречения состоит в том, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел, поэтому люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и таким образом ещё не могут рассчитывать на попадание в рай.

Другие варианты

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад

Примечания

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Благие намерения («Остаться в живых»)
  • Блабырхва (платформа)

Смотреть что такое "Благими намерениями вымощена дорога в ад" в других словарях:

    Благими намерениями вымощена дорога в ад - С английского: Hell is paved with good intentions. По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709 1784), именно по следний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями».… … Словарь крылатых слов и выражений

    благими намерениями вымощена дорога в ад - посл. о нежелательных или тяжелых последствиях попыток осуществления привлекательного, но недостаточно продуманного замысла …

    дорога - и, м. 1) Полоса земли, накатанная или специально подготовленная для передвижения, путь сообщения. Грунтовая дорога. Железная дорога. Скользкая дорога. Дорогу занесло снегом. Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит… … Популярный словарь русского языка

    Хайек Фридрих фон - Либерализм Фридриха фон Хайека Жизнь и сочинения Фридрих Август фон Хайек родился в Вене в 1899 г. В годы первой мировой войны в качестве офицера австрийской артиллерии он воевал на границе с Италией. Вернувшись в Вену, он начал изучать… … Западная философия от истоков до наших дней

    АД - АД, а, об аде, в аду, муж. 1. В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Муки ада (также перен.). Благими намерениями вымощена дорога в ад (о том, что хорошие намерения часто забываются, уступая… … Толковый словарь Ожегова

    Крылатая фраза - Крылатые слова (калька с нем. Geflügelte Worte, что, в свою очередь, является калькой с греч. ἔπεα πτερόεντα фразы, встречающейся у Гомера) устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из… … Википедия

    Хотели как лучше, а получилось как всегда - «Хотели как лучше, а получилось как всегда» крылатая фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, Председатель Правительства Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993… … Википедия

    BioShock 2 - Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия

    Хотели как лучше, получилось как всегда - «Хотели как лучше, а получилось как всегда» фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, премьер министр Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года. 24 июля 1993 года… … Википедия

    ад - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ада, чему? аду, (вижу) что? ад, чем? адом, о чём? об аде и в аду 1. В различных религиях адом называется то место (принято считать, что находится оно где то глубоко под землёй), куда после… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Ускользающая темнота , Ксения Баженова. Даже спустя несколько лет Катя не могла забыть этот кошмар: она избавилась от ребенка по желанию его отца! Однако, несмотря на это, девушка, кажется, до сих пор продолжала любить Сергея…Стас…

Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

- Объясните, пожалуйста, почему благими намерениями вымощена дорога в ад?

Очень хороший и важный вопрос. Сразу обращает на себя внимание, что дорога в ад вымощена не грехами, не злыми делами, а добрыми намерениями. Вспомним иудеев, которые неоднократно искушали Иисуса Христа при Его земной жизни: ведь они всегда подходили к Нему с благочестивой целью. Однажды подошли и сказали: «Скажи, какой силой Ты творишь чудеса?» Если бы Христос сказал, что Он Господь и творит их силой Божией, Его можно было бы побить камнями. А если бы сказал - силой человеческой, тогда Его можно было обвинить, что, будучи человеком, Он присваивает себе прерогативу Господа Бога. То есть иудеи задавали лукавый вопрос таким образом, что, как ни ответь на него, все окажешься в неловком положении. И что же им отвечает Господь? Видя их лукавство, Он говорит: «А крещение Иоанново от Кого было? От Бога или человеков ?» Тут уже иудеи оказались в такой же ситуации и сами себе сказали: «Если мы скажем, что это было от человеков , то народ побьет нас камнями, потому что все почитают Иоанна за пророка, а если мы скажем, что от Бога, то тогда Христос нам скажет: «Почему же вы ему не поверили?» И они ответили: «Не знаем». Господь тогда ответил им: «И Я вам не скажу, какой силой творю». Потому что иудеи и так прекрасно понимали, что Господь наш Иисус Христос силою Божией творит все Свои чудеса.

Или другой евангельский пример, когда иудеи, желая искусить Христа, подают Ему динарий и говорят: «Позволительно ли давать подать кесарю?» Если бы Господь ответил «позволительно», это было бы оскорблением и величайшим унижением для всего еврейского народа, а если бы сказал «непозволительно», значит можно было взять Его под стражу. И опять, видя их лукавство, Господь говорит: «Покажите мне динарий. Чье на нем изображение?» Они ответили: «Кесарево». Тогда Иисус сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». То есть это можно назвать искушением благочестием: «благочестивые» иудеи искушали Господа нашего Иисуса Христа.

Основная цель православного человека - стяжание благодати Святого Духа, встреча с Богом, поиск Царствия Небесного, а лукавый очень любит манипулировать этим благочестием и, вместо поиска дороги благодати, погружает человека в мир греха. Человек начинает изучать свои грехи и немощи, проводить параллели и связи: мол, по моим грехам и болезни, и всякие разные обстоятельства. В конечном счете он не замечает, что превращает Бога в Кого-то, наказывающего за деяния. А ведь Бог - любящий Отец, Он никого не наказывает! В притче о блудном сыне Отец не наказывает сына - Он ждет, когда сын придет к Нему. Так человек начинает совершать грех, который называется безблагодатное подвижничество. Он действительно становится подвижником, но - безблагодатным!

Человек начинает изучать свои грехи и входит в состояние уныния, состояние депрессии. Потому что человек не может изучить грехи своею волею. Воля человеческая крайне важна в видимом, земном, мире, но в невидимом мире, мире духовном, воля человека - это ноль без палочки! Преподобный Серафим Саровский говорил: «Самый малый бес одним когтем землю проткнуть может». Невидимый лукавый мир постоянно стремится вытолкнуть человека с его волей в мир духовный, и бесы приходят под видом ангелов и начинают уводить человека от Бога.

Ви́дение грехов - это благодатный дар Божий. Господь, как любящий Отец, скрыл от нас, до поры до времени наши грехи, и для того чтобы их увидеть, надо получить особую Божию благодать. С человеком должно произойти то же, что и с разбойником. Помните песню: «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил»? Совесть пробудил Господь! Или вспомним распятого на кресте разбойника, который, обращаясь ко Спасителю, сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И Иисус ответил: «Нынче же будешь со Мною в раю». Разбойник первым вошел в Царствие Небесное, прежде всех праведников!

Грех - это огромный спрут, который находится под океанской поверхностью, а на поверхности идет рябь от его щупалец. Видя только эту рябь, люди пытаются преодолеть свои грехи, а главную, коренную причину они не видят. Это состояние можно сравнить с тем, какое бывает у человека, когда у него болит в брюшной полости. Для снятия боли человек принимает обезболивающее средство, и боль на время уходит. Но для того чтобы боль прошла полностью, нужно установить диагноз. Ведь это могут быть самые разные заболевания: гастрит, язва, функциональные расстройства или даже онкология. В зависимости от установленного диагноза будет назначено и соответствующее лечение. Если сразу начать лечить патогенетическую (основную, коренную) причину болезни, то пройдут и симптомы. То же самое и с грехом.

На покаяние мы приходим с симптомами многих грехов, но коренных грехов мы при этом не видим. А увидеть их можно только с Божией помощью. Только тогда, когда мы будем часто причащаться, когда благодать Святого Духа придет в нашу душу, когда Сам Господь осветит все темные стороны нашего естества. По мере своего духовного развития, мы сможем увидеть многие свои грехи (конечно, если Богу это будет угодно).

Но может быть и другой вариант: когда мы простим тех людей, которые нас незаслуженно обидели, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, памятуя Его слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть, когда мы умрем и предстанем перед Христом, Он скажет нам: «Все твои грехи прощены. Ты по Моему примеру простил тех, кто тебя обидел». Если встретились нам обидевшие нас люди, значит были у нас грехи, нуждающиеся в таком прощении. И грехи могут уйти по милости Божией, мы их даже не осознаем.

Когда человек пытается сам разобраться в грехах, то нередко проявляет рвение не по разуму и занимается безблагодатным подвижничеством. Судите сами. Если человек увидит грех и покается, он встретится с Богом и обретет благодать Святого Духа, а если он изучит многие свои грехи, то впадет в уныние, депрессию и удалится от Бога. Помните, главный критерий приближения к Богу - состояние радости: «С души, как бремя скатится, сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко», как писал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Потому и повторяются наши грехи, что коренную их причину мы не вскрываем. А коренная причина - оскудение любви в наших душах. Оскудение любви происходит потому, что мы не живем по заповедям Божиим. Ведь когда иудеи перестали жить по заповедям, у них появилось более шестисот талмудических правил, то есть на каждую заповедь по шестьдесят! И дух любви заменился духом обрядоверия. А Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». И еще сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Нам с вами очень важно не превратиться в иудеев, полностью в них превратиться мы, конечно, не сможем, потому что они были очень хорошие законники, не нам чета. Они действительно были великие духовные подвижники в исполнении многих правил, но - формально и внешне. У них не было главного - духа любви. Начали они с искушения Господа нашего Иисуса Христа, пытаясь поставить Его в неловкое положение, а закончили Его распятием.

Попытка разобраться умом, с помощью логики и жизненного опыта в своем духовном состоянии - это и есть безблагодатное подвижничество или, другими словами, благими намерениями вымощена дорога в ад. Потому что только через таинства святой Исповеди и Причастия, через стяжание благодати Святого Духа, можно изменить свое духовное естество. Поэтому всякий православный человек должен быть самым красивым, самым счастливым, самым радостным! Тогда про него можно будет сказать: «Да, это подлинно ученик Христов! Хотели бы мы жить так же, как и он». И тогда сбудутся слова Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»!

Расшифровка: Наталья Коваль

Происхождение

Авторство выражения часто приписывается английскому писателю Самюэлю Джонсону . Его биограф Джеймс Босуэлл в своих воспоминаниях рассказывает, что в 1755 году Джонсон произнёс «Ад вымощен добрыми намерениями». Однако Вальтер Скотт в романе «Ламермурская невеста» (1819) приписывает его происхождение одному из английских богословов.

Наиболее вероятным первоначальным автором изречения считается английский богослов XVII столетия Джордж Герберт, в книге которого «Jacula prudentium» присутствует фраза «Hell is full of good meaning and wishings» - «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Данным изречением Герберт проиллюстрировал одну из основных идей протестантской этики, согласно которой действительность веры непременно ведет к совершению добрых дел. Данное изречение перекликается с изречением из Библии - в книге Иисуса, сына Сирахова (гл. 21 ст. 11) есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его - пропасть ада».

Таким образом, с богословской точки зрения смысл данного изречения состоит в том, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел, поэтому люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и таким образом ещё не могут рассчитывать на попадание в рай.

Другие варианты

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад

Примечания

Литература

  • Вальтер Скотт. Ламмермурская невеста.
  • А. Кирсанова. Толковый словарь крылатых слов и выражений. - М .: Мартин, 2004. - 448 с. - 1500 экз. - ISBN 5-8475-0154-4

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Благими намерениями вымощена дорога в ад" в других словарях:

    С английского: Hell is paved with good intentions. По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709 1784), именно по следний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями».… … Словарь крылатых слов и выражений

    благими намерениями вымощена дорога в ад - посл. о нежелательных или тяжелых последствиях попыток осуществления привлекательного, но недостаточно продуманного замысла …

    дорога - и, м. 1) Полоса земли, накатанная или специально подготовленная для передвижения, путь сообщения. Грунтовая дорога. Железная дорога. Скользкая дорога. Дорогу занесло снегом. Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит… … Популярный словарь русского языка

    Хайек Фридрих фон - Либерализм Фридриха фон Хайека Жизнь и сочинения Фридрих Август фон Хайек родился в Вене в 1899 г. В годы первой мировой войны в качестве офицера австрийской артиллерии он воевал на границе с Италией. Вернувшись в Вену, он начал изучать… … Западная философия от истоков до наших дней

    АД, а, об аде, в аду, муж. 1. В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Муки ада (также перен.). Благими намерениями вымощена дорога в ад (о том, что хорошие намерения часто забываются, уступая… … Толковый словарь Ожегова

    Крылатые слова (калька с нем. Geflügelte Worte, что, в свою очередь, является калькой с греч. ἔπεα πτερόεντα фразы, встречающейся у Гомера) устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из… … Википедия

    - «Хотели как лучше, а получилось как всегда» крылатая фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, Председатель Правительства Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993… … Википедия

    Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия

    - «Хотели как лучше, а получилось как всегда» фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, премьер министр Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года. 24 июля 1993 года… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ада, чему? аду, (вижу) что? ад, чем? адом, о чём? об аде и в аду 1. В различных религиях адом называется то место (принято считать, что находится оно где то глубоко под землёй), куда после… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Ускользающая темнота , Ксения Баженова. Даже спустя несколько лет Катя не могла забыть этот кошмар: она избавилась от ребенка по желанию его отца! Однако, несмотря на это, девушка, кажется, до сих пор продолжала любить Сергея…Стас…