Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  9. Слайд 7 со словами:
  10. мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Книжка, ручка и тетрадка?

    – Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

    Часы чашка туча чулки

    – Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
    – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
    – Подчеркните эти сочетания в словах.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Орфографическая зарядка (с.13 №5)

    №5. .

    – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

    Самостоятельная работа детей. Проверка

    (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

    – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

    – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

    – А как они пишутся? (Ответы детей. )

    – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

    1. На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерок прошуршал
    И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

    2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
    Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

    3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

    4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

    5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
    Подчеркните эти сочетания.

    – Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

    – Произнесите шипящие звуки в этих словах.

    – Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

    – Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

    – Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

    – Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

    – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

    – Прочитаем правило в учебнике.

    – Как можно записать это правило? ( без ь )

    – Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

    Физкультминутка

    Упражнения на внимание

    “Винт”, “Мяч и насос”

    5. Реализация построенного проекта

    1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

    Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

    – Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

    – Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

    – Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

    – Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

    – Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Игра:
    Кто больше запомнит слов.

    – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

    Кто быстрее всех читает
    И слова запоминает:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

    – Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    – А теперь напишем выборочный диктант.

    – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

    Слайд 3 (синичка)

    – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

    (Один ученик работает у доски .)

    Прилетела к нам синичка
    Села прямо под окном.
    Эту маленькую птичку
    С нетерпением мы ждем.
    И чтоб ей полегче стало,
    Ведь исчезли червячки,
    Для нее кусочки сала
    Мы повесим на сучки.

    – А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

    – Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

    – У кого возникли трудности? С чем это связано?

    У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    – Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

    Дети произносят вместе с учителем.

    Я, конечно, не нарочно
    Затолкал кота в буфет.
    И, конечно, не нарочно
    Съел я килограмм конфет.
    И, конечно, не нарочно
    Вазу мамину разбил
    И уж вовсе не нарочно
    На ковёр кисель пролил…
    Просто было очень скучно…
    Но теперь- то я послушный!

    – Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    – Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

    – Удалось вам достичь поставленной цели?

    – Вы довольны своей работой на уроке?

    – Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

    10. Домашнее задание

    – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

    Приведем при­ме­ры слов с соче­та­ни­я­ми соглас­ных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ» .

    Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

    Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

  11. бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
  12. ба нщ ик [ б а н’ щ’ и к].
  13. В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

  14. до чк а [д о ч’ к а];
  15. чт ец [ч’ т’ э ц];
  16. изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
  17. то чн ый [т о ч’ н ы й’].
  18. Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

    Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

    Примеры слов с сочетаниями согласных

    1. чт - поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
    2. чк - свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;
    3. чн - полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.
    4. Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сит­ся зву­ко­со­че­та­ние [шн], хотя пра­виль­но пишет­ся толь­ко бук­во­со­че­та­ние «чн» , напри­мер:

      4. нч - сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

      5. нщ - гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

      6. щн - мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

      7. рщ - убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

      Правила чк чн слова исключения

      Тема. Правописание сочетаний чк, чн

      Цель. Помочь детям усвоить, что [ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

      I. Организационный момент

      Учитель. Ребята, сегодня на уроке будем знакомиться с сочетаниями букв чк и чн в словах. Давайте потренируемся в написании таких слов.

      Учитель. Начнем урок с чистописания.

      На доске учитель показывает правильное написание букв и соединений.

      Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на доску и в свои тетради. Какая буква чаще других встречалась в чистописании?

      Учитель. Правильно. А какое правило мы обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?

      Учитель . Подчеркните, пожалуйста, это сочетание в словах чашка, часы, туча .

      Дети выполняют задание.

      IV. Объяснение нового материала

      На доске написаны слова:

      Учитель. Прочитайте слова из первого столбика.

      Дети читают слова.

      — А теперь прочитайте слова из второго столбика.

      Дети выполняют задание учителя.

      — Произнесите [ч’]. Какой это звук?

      Дети . Согласный, мягкий.

      Учитель. Есть ли у [ч’] парный согласный по твердости?

      Учитель . Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?

      Дети. Он всегда мягкий.

      Учитель. Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске?

      Дети. Без мягкого знака.

      Дети. Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.

      Учитель вывешивает таблицу с правилом: «Сочетания чк, чн пишутся без ь (кочка, речной )».

      Учащиеся списывают с доски слова и подчеркивают сочетания чк, чн .

      V. Закрепление пройденного материала

      Учитель. А сейчас, ребята, мы попробуем составить и записать сочетания слов, изменив слово в скобках по образцу. Итак, посмотрим на доску.

      О б р а з е ц: быстрая (река) – речка; (сказка) – сказочный герой.

      Рыжие (белки), хитрая (лисица), шустрые (синицы), золотое (яйцо), маленькие (собаки); (сок) арбуз, (удача) день, (речка) трамвай, (ёлочка) игрушки.

      VI. Упражнение для развития письменной речи .

      Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой».

      Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лесичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

      Послушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн .

      1. Что нашла лисичка?

      2. Где она легла спать?

      3. Куда лисичка спрятала скалочку?

      Ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания чк, чн .

      VII. Работа с карточками.

      Учитель раздает карточки, на которых написано стихотворение.

      Учитель. Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк .

      Прилетела к нам синичка.

      Села прямо над окном.

      Эту маленькую птичку

      С нетерпением мы ждем.

      И чтоб ей полегче стало,

      Ведь исчезли червяки,

      Для неё кусочки сала

      Мы повесим на сучки.

      — Какие слова с сочетанием чк вы выписали?

      Тридцать три пригорочка!

      Кочка, почка, звездочка!

      Ёлочка и белочка,

      Тучка, щучка, стрелочка,

      Бочка, ночка, спичка,

      Речка, ручка, птичка.

      Булочка и строчка,

      Свечка, печка, точка!

      Срочный, уличный, ночной,

      Точный, шуточный, речной.

      Знаем мы наверняка,

      Эти четверостишия можно использовать в качестве физкультминутки с различными движениями.

      IX. Работа над правильным произношением слов.

      Учитель. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн , хотя правильное произношение этих слов с шн . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

      Дети читают стихотворение вместе с учителем.

      Я, конечно, не нарочно

      Затолкал кота в буфет.

      Съел я килограмм конфет.

      И, конечно, не нарочно

      Вазу мамину разбил.

      И уж вовсе не нарочно

      На ковер кисель пролил…

      Просто было очень скучно…

      Но теперь-то я послушный!

      X. Отгадывание загадок

      Учитель. Ребята, я сейчас буду загадывать загадки, а вы должны написать слова-отгадки в тетради.

      Заскучали без водицы,

      Дядя длинный и худой

      Носит воду бородой,

      И сестрицы вместе с ним

      Нарисуют дом и дым.

      На зелёной хрупкой ножке

      Вырос шарик у дорожки.

      И развел этот шар.

      Грамоты не знаю,

      Что это у Галочки?

      Ниточка на палочке.

      А ниточка в реке.

      — Итак, какие отгадки вы написали?

      Дети. Краски и кисточка, одуванчик, ручка, удочка.

      XI. Дидактическая игра.

      Учитель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто это? Что это?»

      Часть задания написана на доске.

      Учитель. В первой почке нить накала.

      Учитель . Вторая почка из металла.

      Учитель . Эта «пика» не остра.

      Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

      Дети. Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями чк, чн .

      Учитель. Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.

      Дети . Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака.

      Учитель. Не ставьте мягкий знак между чк, чн , чтобы не обижать чванливое ч, лишний раз придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило (как и правила дорожного движения), и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

      www.openclass.ru

      Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

      Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

      Цели урока: - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

      Закрепить знания детей по право-писанию слов с сочетаниями чк, чн.

      1. Орг.момент.

      Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

      Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

      2. Чистописание.

      Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

      Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

      Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

      Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

      Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

      Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

      Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

      Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

      Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)

      Запишем эти два сочетания на следующей строке.

      Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

      Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

      3. Словарная работа.

      В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

      Правильно, это береза. Как вы догадались?

      Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

      Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

      Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)

      Какую букву мы должны запомнить? (е)

      Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка - показываю карточку с закрытой буквой о)

      Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

      Проверьте то, что вы написали.

      Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

      4. Работа над пройденным материалом.

      Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

      Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

      krukovo.68edu.ru

      Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН

      Этот видеоурок доступен по абонементу

      У вас уже есть абонемент? Войти

      На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется. Проведём речевую разминку, научимся образовывать слова с такими буквосочетаниями и выполним множество интересных заданий.

      Речевая разминка

      В начале урока проведём речевую разминку:

      Ш - всегда шипящий звук.

      Шар воздушный сдулся вдруг:

      На камнях змея шипит:

      Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

      Море Черное шумит:

      Ж - конечно, звук жужжащий.

      Это жук жужжит блестящий:

      А еще жужжит пила:

      И летящая пчела:

      Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

      Ч - напомнит этот звук,

      Как пускает пар утюг:

      Как вагончики спешат:

      Как жалеют малыша:

      Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

      Щеткой вещи чищу чисто:

      Обрывает ветер листья:

      Щ - метем мы мусор щеткой:

      Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

      Произносим звуки четко:

      Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН .

      Особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН

      В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется , потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

      Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:

      Ёлочка и белочка,

      Срочный, уличный, ночной,

      Точный, шуточный, речной.

      Знаем мы наверняка,

      Где ЧН, а где ЧК.

      Мягкий знак не пишется,

      Даже если слышится!

      Закрепление знаний на практике

      Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

      Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.

      Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

      Рис. 7. Красная Шапочка (Источник)

      Это Красная Шапочк а, Дюймовочк а, Русалочк а. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

      Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

      Хищная щука , свежее молоко , рыжая белка , доброе сердце , белая собака , яркая свеча , молодая ветка.

      Хищная щучк а, свежее молочк о, рыжая белочк а, доброе сердечк о, белая собачк а, яркая свечк а, молодая веточк а.

      Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

      Яблочн ый пирог

      Пшеничн ый хлеб

      Огуречн ый сок

      Овощн ой салат

      Ночн ой поезд

      Дачн ый сезон

      Хищн ый зверь

      Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.

      Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.

      Проверим: мощн ая машина, солнечн ый день, точн ая наука, речн ая вода, печн ая труба.

      Соединим слова в словосочетания.

      Проверим, что получилось:

      На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.

    5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
    6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
    7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
  19. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
  20. Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделите буквосочетания, которые вы использовали.
  21. Клубника – ……….торт; яблоко – ………повидло; овощи – …… сок; печь – ………труба; столица – ………клиника; жилище – ……комплекс.

Тема : Правописание сочетаний чк, чн . Цель урока : 1. Повторить правописание гласных после шипящих в сочетании жи, ши, ча, ща. Учить составлять словосочетания, готовить к знакомству с частями речи. 2 .Помочь детям усвоить,[ч] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать. Оборудование: Карточки чк, чн; карточки со слогами, рабочая тетрадь.
Ход урока. 1.Организационный момент. Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Сели тихо ребята. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с сочетаниями букв чк, чн в словах А урок мы начнем с чистописания. Ребята правильно пишем и соединяем.

Чч ччч Чч ччч

Чайник дача чудак пища каша

Внимательно посмотрите на доску. Какая буква чаще встречалась в этих словах? *Буква ч Ребята. Какие правила нужно помнить когда мы пишем эти слова? *Ча,ща пишем с буквой а. Жи, ши пишем с буквой и. чу,щу пишем с буквой у. Подчеркните эти сочетания в тетрадях.
2. Новый материал. На доске: ЧК ЧН Пачка гречка Свечка бочка Ручка тучный Девочка прочный Ребята, прочитайте слова первого столбика. Как произносится звук [ч) *Мягко Есть ли у него парный согласный по твердости? *Нет. Нужно ли обозначать мягкость этого звука? *Нет. Он всегда мягкий. Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске: *Без мягкого знака. Мы можем вывести правило из наших наблюдений? *Звук (ч) всегда мягкий. Поэтому на письме его мягкость не обозначается. Правильно. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака. Дети списывают с доски слова, подчеркивают сочетания чк. чн. 3.Физминутка

Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой, чк! чк! чк!
Кочка, почка, звёздочка!

Елочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, ночка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Булочка и строчка,
Свечка, печка, точка!

Срочный, уличный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Как писать “чн”, “чк”.


4.Закрепление пройденного материала . На доске слоги ЧКА БО ТУ КО СВЕ ПЕ ГРЕ ТО РЕ ПО НО ДО Составить из слогов слова и написать любые из них. 5. Работа в рабочих тетрадях . Упражнение 2. Вписать в слова пропущенные буквосочетания. Обозначить в словах ударение. Я сижу себе на лаво___е, Загибаю две булаво____и, Делаю крю___и, Будет удо____а. 6. Упражнения для развития письменной речи. Сказка «Лисичка со скалочкой». Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее пустили. Легла лисичка сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. Ребята, отвечаем на вопросы, ответы я пишу на доске, а вы на доске. 1). Что нашла лисичка? (скалочку) 2). Где она легла спать? (лавочка) 3). Куда лисичка спрятала скалочку? (печка) Подчеркните сочетания чк, чн . 7. Работа с карточками . На карточке написано стихотворение. Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк. 1)По двору побегут Желтые листо чк и. На асфальте упадут Дождевые то чк и. 8.Прозносим правильно . При произношении сочетании чн. Люди произносят чн, а правильное произношение шн. Читаем вместе. Я, конечно, не нарочно Затолкал кота в буфет. И, конечно. не нарочно Съел я килограмм конфет. И, конечно. Не нарочно Вазу мамину разбил И уж вовсе не нарочно На ковер кисель пролил… Просто было очень скучно… Но теперь- то я послушный. 9. Итог урока.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
* Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова

с сочетаниями чк, чн .
Давайте еще раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.
*. Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака.
* Ч к, чн пишутся без мягкого знака.

Приведем примеры. Чк чн Печка печник Удочка скучный Свечка сочный Ёлочка ёлочный 10. Задание на дом. Написать по пять слов на сочетания чк, чн. Повторить правило правописания сочетаний чк, чн.

Не пропусти сочетания букв: чк, чн, ст, сн

Пиши буквенные сочетания чк , чн точк а, дочк а, точн о, срочн о.

Звук [ч’] - мягкий непарный. Мягкое произношение звука [ч’] не требует обозначения мягкости на письме.

Пиши буквенные сочетания ст, сн перед буквами ь , и, е, ё, ю, я без мягкого знака, например: власт ь , ласт ик, мост ик, мясн ик, (о) хвост е, ст ёкла , Наст юша , Наст я .

Слова с сочетанием чн могут произноситься по-разному.

  • Сочетаниечн произносится как [шн], например: конечн о .
  • Сочетание чн произносится как [ч’н], например: конечн ая остановка, точн о, срочн о.
  • Сочетание чн можно произносить и [шн], и [ч’н]: скучн о, булочн ая, прачечн ая.

Произнося [шн], пиши чн .

В глаголах в форме множественного числа повелительного наклонения мягкий знак перед окончанием -те сохраняется:

брось (единственное число), брось те (множественное число).

План-конспект урока по русскому языку на тему:
Орфограммы чк, чн,чт, щн

К уроку русского языка

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс
учебник С.В. Ломакович Л.И. Тимченко

Тема: Орфограммы чк, чн,чт, щн

Цель: Повторить правописание чк, чн,чт, щн

Задачи: 1.Вспомнить согласные, мягкость которых на письме не обозначается
2.Объяснить почему Ь не пишется в сочетаниях чк, чн, чт, нщ
3. Расширять лексический запас учащихся

  1. Упражнение 45 (Рабочая тетрадь) работа в паре

— Разделите слова на 2 группы: один выписывает по заданию, другой – оставшиеся

— Проверьте. Если не так – исправьте. (на интерактивной доске)

— Почему первое слово написано с заглавной буквы?

— Почему в первом столбике мягкость согласного не обозначена Ь?

— Какая это орфограмма? Назовите тему.

— Откройте учебники и прочитайте тему урока 25.

Что означает слово «орфограмма»?

III. Работа над упражнениями

а) Прочитайте вслух задание.

— Докажите, что это текст.

б) Самостоятельное списывание.

— Какое слово записали не так, как в книге. Почему?

Какая ещё орфограмма встретилась? (ча, чу) Почему так пишут?

2. Правило стр.31

Ф и з м и н у т к а

3.Поупражняемся в написании таких слов, выполнив Упражнение 53

— Замените первый звук парным согласным.

Какие согласные называются парными?

— Допишите несколько слов сами. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Как написали? Почему?

4. Поработаем со словами противоположного значения с орфограммой нашего урока в

Упражнении 54 (интерактивная доска). Соедини пары.

чистить к о мичный светлый в е сёлый

мра[ч’н]ый па[ч’к]ать траги[ч’н]ый ску[ч’н]ый

Подчеркни орфограмму. Почему так пишем?

Сравните написание и произношение последнего слова.

— В русском языке таких слов несколько. Их надо запомнить. Прочитайте.

В словах коне чн о, ску чн о, яи чн ица, скворе чн ик, подсве чн ик сочетание ЧН надо произносить [ШН].

Правописание какой орфограммы повторили?

— Почему так пишется?

  1. Правило стр.31
  2. Самостоятельно подобрать слова с изученными орфограммами Упр.48 (рабочая тетрадь)
  3. Найдите в словарях слова, в которых сочетания ЧН произносится, как [шн]

(скворечник, булочная и др.)

УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока: постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став.

Данный урок был проведён во 2 классе. Программа УМК «Гармония».

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята.

Карточки по русскому языку.

Карточки по русскому языку.

laquo;Орфограмма ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН»Цель деятельности учителя: Познакомить с правописанием слов с сочетанием ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН;учить писать элементы письменных букв по алгоритму; учить правилам.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:
Урок русского языка «Правописание сочетаний ЧК — ЧН», 1 класс.

Цели:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Правописание сочетаний

Нафанаилова С. М.

Учитель начальных классов

с. Марьины Колодцы

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.

Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

— Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

только мягкий звук? (ч)

— Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

— Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

— Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

3. Работа по теме урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

— Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.)

— Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.

4. Работа с учебником.

— Откройте учебник на стр. 72 упр.106.

— Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите его!

Проведём звукобуквенный анализ слова.

— Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

— Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.

— Прочитайте их. Из какой это сказки?

Ряба, снесла, яичко, курочка

— Давайте вернем слова на свои места

— Какое предложение у нас получилось. (Курочка Ряба снесла яичко.)

— Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

— Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

— Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

— А из какой сказки вот это предложение:

— Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

6. Работа над правильным произношением слов.

— Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч, ]но, а нужно ску[ш]но.

— Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

— Какое сочетание в этих словах?

— Как оно пишется?

7. Закрепление изученного.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

Бело чк а, ёло чк а, ру чк а, соба чк а, ябло чк о, пти чк а, ту чк а, щу чк а.

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч\’] , [Щ\’] — мягкие, сочетания пишутся без ь);Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩНРаз.

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Презентация с использованием интерактивной доски.

Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока).

открытый урок русског языка в 1 классе.

Данный материал может быть полезен учителям 1 классов.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ:

Планируемые результаты:

Просмотр содержимого документа
«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»»

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

I. Организационный момент

— Начинаем мы урок.

— Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

— Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

— Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

— Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Игра «Волшебник мягкий знак»

С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

для проверки СЛАЙД 3

в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

— Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II в середине слова.

Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

— Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

— а в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

— Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

III . Сообщение темы урока

— Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

— На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал. то кон…чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

— Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

— Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

— Во втором столбике? (мягким знаком )

— Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

— Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

— какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

— Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

— прочитайте, чему будем учиться.

— Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

— Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

— Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

— Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

Мачта высокий столб на судне для парусов.

— Отвечаем на вопросы после упражнения.

— Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

— Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

— Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

Для развития речи учащихся

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

— Выполните задание к упражнению

Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик — уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

— Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

Работа в парах по карточкам

Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

Прчитайте текст и исправьте ошибки

Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы — крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

— Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

— Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

желтая -, если хорошо усвоили материал;

зеленая — если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Спасибо за урок!

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Задания для групповой работы.docx

Написать слова с изученными буквосочетаниями: чк, чн, нщ, щн:

Ответь письменно на вопросы:

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

1. Что нашла лисичка?

2. Где она легла спать?

3. Куда она спрятала скалочку?

Написать слова без ошибок.

Валечька и Машенька кормили белочьку.

Собачка Жучька любила яичьницу.

Из больших предметов получи маленькие. Напиши их.

Строка – стакан- рука-

Кошка – диван- кулон-

Дева – печь- конец-

Напиши те буквосочетания, которые нужно писать:

Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк-чн, напиши:

Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

Запиши одним словом:

1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец.

2. Приспособление для ловли рыбы.

3 Игрушка, которую вешают на ёлку.

4.Специалист по каменной и кирпичной кладке.

5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

Выбранный для просмотра документ разноуровневые задания.docx

Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания:

Лимо..ик, моло..ый (суп), серде..ый друг, вну..а, телефо.ик, ово..ой (суп), хи..ик, сини..а

2 уровень

Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

Подчеркни основу предложения.

3 уровень

Найди и исправь ошибки в тексте:

Добрый сказочьник весной

Няньчил дочку в час ночьной.

Спи дочурочька в тиши,

Мягкий знак тут не пиши!

Выбранный для просмотра документ сочетаничя чк, чн, нщ, щн.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка во « классе Тема урока «Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн» Подготовил учитель МБОУ «Школа №39 «Центр физико-математического образования» г.Рязани Шуралева Нина Владимировна

НОЧЬ ДОЧЬ КАМЕНЬ

Ночь дочь камень ь Ноч?ка доч?ка камен?щик

Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн

Найди слово с орфограммой Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца А. Плещеев

Говори правильно [ш] конечно –[кан’эшна] скучно-[скушна] булочная-[булашнай’а ] нарочно-[нарошна] скворечник-[сквар’эшн’ик] помощник-[памошн’ик]

Когда так говорят? Плохой друг в деле не помощник. На своей улочке и курочка храбра.

Найди слово в слове юбочка Любочка- Дудочка- Карточка- , бочка удочка, дочка точка

Исправь ошибки Куроч снесла золотое яич ь ка ко. ь

1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания: Лимо..ик, моло..ый (суп), серде..ый друг, вну..а, телефо.ик, ово..ой (суп), хи..ик, сини..а

2 уровень Вставь в предложения нужные буквосочетания. На воде играют солне.. .ные зайчики. Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде. Подчеркни основу предложения.

3 уровень Найди и исправь ошибки в тексте: Добрый сказочьник весной Няньчил дочку в час ночьной. Спи дочурочька в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания: Лимончик, молочный (суп), сердечный друг, внучка, телефончик, овощной (суп), хищник, синичка

2 уровень Вставь в предложения нужные буквосочетания. На воде играют солнечные зайчики. Птенчик сидит в крошечном гнезде. Подчеркни основу предложения.

3 уровень Найди и исправь ошибки в тексте: Добрый сказочник весной Нянчил дочку в час ночной. Спи дочурочка в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

Правила работы в группе -Работать должен каждый на общий результат. -Один говорит, другие слушают. -Если не понял, переспроси. -Своё несогласие высказывай вежливо.

1 группа Написать слова с изученными буквосочетаниями: чк, чн, нщ, щн:

2 группа Ответь письменно на вопросы: Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. 1. Что нашла лисичка? 2. Где она легла спать? 3. Куда она спрятала скалочку?

3 группа Написать слова без ошибок. Валечька и Машенька кормили белочьку. Собачка Жучька любила яичьницу.

4 группа Из больших предметов получи маленькие. Напиши их. Строка – стакан- рука- Кошка – диван- кулон- Дева – печь- конец-

5 группа Напиши те буквосочетания, которые нужно писать: Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

6 группа Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк — чн, напиши: Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

7 группа Запиши одним словом: 1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец. 2. Приспособление для ловли рыбы. 3 Игрушка, которую вешают на ёлку. 4.Специалист по каменной и кирпичной кладке. 5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

Нарисуйте в тетради Я всё понял и научу другого Я всё понял Мне не всё было понятно

Работать на уроке мне понравилось, потому что… Наиболее трудным мне показалось… Самым интересным было…

Выбранный для просмотра документ технолог. карта русский язык.docx

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе с дидактической структурой урока

Тема: Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН

Полякова, издательство «Просвещение» 2014 г

Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение правил правописания в словах сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн и их произношение.

Задачи: научить писать слова с сочетаниями чк, чн, нщ, щн; обосновывать написание слов с этой орфограммой; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух учащихся; развивать устную и письменную речь детей на основе полных ответов; развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитательные цели: воспитывать любознательность , воспитывать интерес к русскому языку, формировать культуру общения, готовность слушать друг друга, уважительно относиться к иному мнению; прививать навыки работы в коллективе, познавательный интерес; внимание, самостоятельность; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Развивающие цели: слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

учиться формулировать цель; осуществлять оценку результативности; контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные УУД: положительное отношение к учебе и своим знаниям,

Формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Выпуск 57

На урок русского языка в Шишкину школу ведущая Василиса принесла большую коробку. Ученики подумали, что там подарки или вкусности. Но оказалось, что там… ручка, удочка, очки, семечки. А теперь — вопрос: что эти слова объединяет? Коксик не растерялся и сразу придумал: рыбалка. Рыбак в очках и с удочкой сидит на берегу, поплёвывая семечки. Хм, только зачем же ему ручка…
— Я знаю, — догадалась внимательная Шуня. Это слова с ЧК. В каждом слове есть сочетание букв ЧК.
— А по-моему написано неправильно, — заметил Зубок. Написание ЧК должно быть с мягким знаком посередине. Он ведь даже слышится.
— Нет, нет, — не согласилась с предложением Василиса. Слова написаны правильно. Звук «Ч» сам по себе мягкий, у него нет твёрдой пары. Поэтому слова с ЧК пишутся без мягкого знака в этом сочетании букв. А есть в русском языке еще сочетание, которое пишется без мягкого знака. Это слова с ЧН. Итак, все слова с ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака. А теперь приведите примеры слов с ЧК и ЧН:

свечка ночник
ночка печник
кочка солнечный
речка яблочный

А сейчас прозвучит начало одной русской народной сказки. Найдите в ней слова с ЧК и ЧН.
Шла Лисичка - сестричка по лесной тропинке. Нашла Лисичка скалочку . Постучалась в избу. Её впустили. Легла Лисичка - сестричка на лавочку , а скалочку положила под печку .
— Я знаю такую сказку. Она называется «Лисичка со скалочкой»— обрадовалась Шуня.
А вот загадка с примерами ЧН:
Над чащей лесной, над гладью речной
Висит и сияет фонарик ночной .
(луна)

— Я вижу, что вы хорошо запомнили правила написания ЧК и ЧН и не ошибётесь, когда вам попадутся слова с ЧК и ЧН, — порадовалась Василиса.

«Ч» и «эН», «Ч» и «Ка»
Не расстанутся никак.
И не вздумай между ними
Ты поставить мягкий знак.

Печка, свечка и ночной
Речка, солнечный, речной.
Знаем мы наверняка
Где ЧН и где ЧК.