Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это - разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них - убеждённый демократ, а другой - типичный представитель аристократического сословия. Базаров - последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович - мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения - случайны, у него нет представления о своей цели.

Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это - цельная натура, имеющая силу воли и обладающая

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, - выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец - уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова - это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

Заключение

Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” - его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению

История и время создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа возникает у писателя в дорефор-менное время (1860). Автору важно представить специфич-ность изображаемого временного отрезка, и потому события в произведении имеют точную отсылку на май 1859 г. — вре-мя перелома и смуты. В обществе происходит «слом», и не-жизнеспособные ценности «отцов» начинают теснится под напором идей людей молодых и рьяных. Постепенно конф-ликт из идейно-политического перетекает в самопроверку главного героя на предмет жизнеспособности его умозаклю-чений.

Образ главного героя романа. Новое мировоззрение в ро-мане представляет Евгений Базаров. Образ этого персонажа, его характер, манеры и мысли автор постарался передать максимально подробно, используя для этого широкую па-литру художественных средств. Знакомство с героем начина-ется с неоднозначной внешности персонажа, при описании которой автор уделяет внимание длинному балахону и крас-ным, рабочим рукам. Все во внешности героя подчеркивает пренебрежение к общепринятым нормам. Довершает первое знакомство с Евгением Васильевичем представленный авто-ром портрет: «Длинное и худое лицо, с широким лбом, квер-ху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленова-тыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуве-ренность и ум».

Манеры Базарова «небрежны». Своим видом, поведе-нием, речью герой подчеркивает приверженность демо-кратическим принципам, которые в споре с Павлом Пет-ровичем и отрицает. Идейный спор с Павлом Кирсановым раскрывает мировоззрение центрального персонажа — ни-гилизм. Всеобщее отрицание, по мнению Базарова, в сов-ременный момент исторического развития полезно, а по-тому, нисколько не сомневаясь в справедливости своих утверждений, герой смело отрицает и государственное уст-ройство, и аристократический образ жизни, и искусство, и все проявления духовной жизни: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Не менее ради-кально Базаров «отрезает» и другие человеческие при-страстия: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Некоторая спорность взглядов, проступающая в полеми-ке с оппонентами, уступает место во второй части романа оценке личности героя, которого, без сомнения, характери-зуют внутренняя сила, высокая работоспособность, посто-янное стремление к образованию и желание ничего не при-нимать на веру, а проверять опытным путем. Философия Ба-зарова подвергается автором тяжелому и мучительному испытанию — испытанию любовью, когда столь удачно вы-строенная схема жизни начинает трещать по швам. Кульми-национной становится сцена признания главного героя в любви в доме Анны Сергеевны Одинцовой. И в этот момент противоречия, просматривавшиеся ранее в характере персо-нажа, проявляют себя со всей силой. И сколько бы ни бо-ролся Базаров сам с собой, но противостоять любви, одному из идеалов отцов, он оказывается не в силах. Капитуляция героя перед вечным чувством показана в конце его жизнен-ного пути. Поэзией, которую Евгений считал пустой тратой времени («Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится»), проникнута сцена его прощания с Анной Сергеевной Один-цовой: «Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погас-нет…» Так автор подводит героя к признанию некоторых ос-нов жизни, отрицать которые бессмысленно.

Последней проверкой личности героя становится слу-чайная смерть. Базаров до последних минут сохраняет внутреннюю силу, хотя и печалится о том, что не успел что-то значимое сделать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя ни-кому до этого дела нет… Я нужен России… Нет, видно, не нужен». Материал с сайта

Базаров старается быть последовательным (потому на изумленный вопрос Павла Петровича, все ли отрицают ни-гилисты, безапелляционно отвечает: «Всё»), но отрицать ос-новы мирозданья — занятие малопродуктивное. К этой мыс-ли приходит герой на смертном одре: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Авторская позиция реализуется в самой структуре рома-на. И. С. Тургенев не делает выбора между поколением «от-цов» или «детей», но его симпатии легко читаются. «Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не до нежнос-тей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей», — от-мечал автор в письме К. К. Случевскому. Писатель стремит-ся к философскому обобщению, в своей статье «По поводу «Отцов и детей» И. С. Тургенев указывал: «Рисуя фигуру Ба-зарова, я исключил из круга его симпатий все художествен-ное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение, а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем… За исключе-нием воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • реферат на тему образ базарова в романе тургенева отцы и дети. Его оценка автором
  • образ базарова сочинение с планом
  • нравственные проблемы в пьесах а.н островского
  • авторская оценка базарова в романе отцы и дети
  • план итема образ базаро

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и металлообработки

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Образ Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Разработала преподаватель

Еремина Л.А .

Пенза 2014

Цели : начать характеристику главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Е.В.Базарова, опираясь на текст романа (1-10 главы).

Задачи :

1) познакомить с толкованием понятия «нигилизм», раскрыть жизненную позицию, нигилистические взгляды демократа-разночинца Базарова, определить сущность внешнего конфликта Евгения Базарова, обозначить художественные особенности создания образа;

2) воспитывать интерес к творчеству И.С.Тургенева, к истории России, умение критически оценивать взгляды и поступки людей, воспитывать активную жизненную позицию;

3)способствовать развитию связной устной речи учащихся, логического мышления, воображения, умений аргументированно доказывать свою точку зрения, совершенствование навыков выразительного чтения, пересказа и анализа прозаического текста.

Вид урока : комбинированный

Методика : слово учителя, аналитическая беседа, сообщение учащегося, выразительное чтение учащихся и учителя, устное словесное рисование, пересказ, словарная работа, ответ на проблемный вопрос, защита читательских иллюстраций, групповая работа (по карточкам-инструкциям), составление цитатного плана, просмотр видеофрагмента.

Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», компьютер с мультимедиа, обучающий диск, презентация, иллюстрации к роману (выполненные учащимися, художника П.М.Боклевского), карточки-инструкции, эпиграф, на доске перед уроком учащийся записывает цитатную характеристику Базарова.

Ход урока :

I .Организационный момент

II .Подготовка к восприятию художественного произведения

На прошлом уроке вы познакомились с творческой историей романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», произведения, которое в середине 19 века вызвало неоднозначную оценку и бурные споры в литературной критике.

Вспомните, что подтолкнуло писателя к созданию этого романа? В какое время И.С.Тургенев создавал роман «Отцы и дети»? Чем характерна эпоха, в которую жил Тургенев? (ответить на вопрос вам поможет «Словарь эпохи И.С.Тургенева»)

Какую позицию занимал И.С.Тургенев в споре об исторических путях развития России?

Каковы общественно-политические взгляды писателя?

Противник всяких общественных взрывов, И.С.Тургенев не верил в возможность идей революционной демократии, что за один миг, перечеркнув все старое, можно изменить историю. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы – большая сила, проявившая себя во многих областях общественной жизни. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, человека демократических убеждений. Такого нового героя, Евгения Базарова, Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети».

(Учитель зачитывает эпиграф)

«Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?» Эти слова из романа «Отцы и дети» - эпиграф к нашему уроку. Цель нашего урока - начать характеристику центрального персонажа романа Евгения Базарова, раскрыть жизненную позицию и взгляды героя.

III .Чтение и изучение художественного произведения

Дома вы начали знакомство с текстом романа «Отцы и дети», и у вас, безусловно, сложилось первое впечатление о Евгении Базарове, определенное мнение о герое.

Каково ваше первое представление о Евгении Базарове?

Ваше первое представление о герое вы могли отразить в читательской иллюстрации.

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст).

Защита читательской иллюстрации (с опорой на текст):

Действительно, Евгений Базаров – очень сложный и противоречивый человек, и наша задача – понять, чем обусловлено поведение, манера общения, взгляды этого героя.

Где мы впервые в романе встречаемся с Евгением Базаровым?

Как складываются отношения Базарова с Кирсановыми? Какие первые впечатления сложились у Базарова и братьев Кирсановых друг о друге?

Я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент их х/ф «Отцы и дети», снятого по одноименному роману И.С.Тургенева. Ваша задача, просмотрев отрывок из фильма и опираясь на текст 4 главы романа, ответить на поставленный вопрос.

Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича?

Ответить на этот вопрос нам поможет выполненное вами групповое домашнее задание.

(Задания см. в приложении)

1 группа.

(на листах напечатаны описания портрета Базарова и Павла Петровича, описание кабинета П.П.Кирсанова.)

Сравните описание внешнего облика Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Что мы можем сказать о героях по внешности? Что дает портрет для понимания характера Базарова? Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

Чем занимается Базаров в имении Кирсановых? Подтвердите свои высказывания примерами из текста. (глава5, 10)

Каквы думаете, почему детальный, подробный портрет Базарова дается в романе лишь один раз, а описание внешности Павла Петровича, окружающего его интерьера встречается во многих эпизодах романа?

(Дополнения учителя):

На слайде представлены портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова, выполненные художником Петром Михайловичем Боклевским, с которым Тургенев был связан давней дружбой.

На ваш взгляд, удалось художнику добиться сходства с тургеневскими героями?

С какой целью, на ваш взгляд, Тургенев вводит в роман контрастные портретные характеристики героев?

2 группа.

Проследите по тексту 1-9 глав, что мы узнаем о происхождении, образовании, воспитании Евгения Базарова и Павла Петровича?

(Дополнения учителя):

В 60-ые годы 19 века, когда произошел ряд выдающихся открытий в области естественных наук (в химии – исследования Менделеева, в физиологии - Сеченова), среди молодых людей распространяются естественнонаучные знания, на основе которых формируется особое мировоззрение. И.С.Тургенев изображает в лице Базарова типичного представителя 60-ых годов 19 века.

Как вы думаете, почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

Как вы понимаете выражение Базарова: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

3 группа.

Охарактеризуйте манеру поведения Евгения Базарова в доме Кирсановых и Павла Петровича, опираясь на материал 1-9 глав.

Как вы понимаете слова Аркадия, сказанные о Базарове: «Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит»?

4 группа.

Яркой характеристикой Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова служит их речь. Что вы можете отметить в языке Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, используя предложенный материал из романа «Отцы и дети»?

Какие отношения сложились у Базарова с простым народом в имении Кирсановых? Докажите свое мнение примерами из текста. (глава 5, 6, 10)

Согласны ли вы с мнением критика Н.Н.Страхова: «Весьма замечательно, что он (Базаров), так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом»?

Сделайте вывод: чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича?

По ходу прочтения романа начинает постепенно проясняться образ мыслей Базарова. Тургенев наделил героя своеобразным отношением к науке, искусству, политике, любви. Базаров назван в романе нигилистом.

Во 2 половине 19 века формируется особый общественный тип, который получил название нигилиста.

Обратимся к определениям понятия «нигилизм».

(Реализация индивидуального домашнего задания: 1 учащихся должен был к уроку найти определения понятия «нигилизм» в различных источниках)

Что объединяет все определения понятия «нигилизм»?

А как это слово «нигилизм» объясняют герои романа?

В какой сцене мы впервые слышим слово «нигилист» в романе?

Вы должны внимательно прослушать отрывок из романа и ответить на вопрос:

–Какой смысл вкладывают в это понятие Аркадий и Павел Петрович?

Дома вы начали составлять цитатную характеристику Евгения Базарова (цитатная характеристика записана на доске учащимся перед уроком).

(1 учащийся у доски)

Зачитай цитаты, ярко раскрывающие взгляды Базарова, которые ты выписала из романа, вспомни, в какой ситуации Базаров произносит эти слова, поясни, как ты их понимаешь.

Отрицает искусство (поэзию, музыку)

Чувствует ли Базаров красоту природы?

Природой нужно не любоваться, а использовать ее дары, т.е. природа не с точки зрения красоты, наслаждения, а с точки зрения реальной пользы.

Дополнения учителя

Вспомните сцену в начале романа: в тот момент, когда Николай Петрович и Аркадий восхищаются красотой весеннего дня, Базаров просит спички («Пришли мне спички, Аркадий, нечем трубку раскурить»). (глава 1)

Услышав от Аркадия историю жизни и любви Павла Петровича Кирсанова, Базаров дает свой комментарий: «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?.. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука». (глава 7).

Базаров воспринимает человека как слаженный биологический организм, в любви все объясняется физиологическим влечением.

IV .Синтез

Каким предстает Базаров в начале романа?

Как вы оцениваете взгляды Базарова на искусство, природу, любовь? Согласны ли вы с таким отношением Базарова к вечным ценностям? Почему?

V . Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задании: составить план 10 главы (по каким вопросам спорили Базаров и Павел Петрович Кирсанов), продолжить цитатную характеристику Базарова, индивидуальные задания: «Последователи Базарова, базаровщина» (Аркадий, Ситников, Кукшина); представить характеристику Базарова от лица Павла Петровича, Аркадия, Николая Петровича, Фенечки

(слайд: фотография И.С.Тургенева, надпись: «Открытый урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

(на слайде демонстрируется «Словарь эпохи И.С.Тургенева»)

Середина 19 века – это время, когда, говоря словами Л.Н.Толстого, «все переворотилось», когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько враждующих лагерей (идеологических, общественно-политических течений), каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Одни – консерваторы – защищали старые порядки, другие – либералы – выступали за постепенные, мирные изменения в общественно-политическом устройстве, третьи – демократы – были настроены на разрушение старых и немедленное установление новых порядков.

По своим взглядам Тургенев был сторонником постепенного преобразования России, либерал-постепеновец.

(на слайде – эпиграф к уроку:

«Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?»)

1 читательская иллюстрация: Я изобразила Евгения Базарова, проводящего опыт, разглядывающего в микроскоп лягушку, т.к. Базаров увлекается наукой, его интересуют химические опыты, ничего не принимает на веру, во всем хочет разобраться самостоятельно. Евгений – человек умный, целеустремленный, закончил курс обучения и хочет стать доктором. Это человек труда, любит трудиться, презирает болтовню.

2 читательская иллюстрация: Мне Базаров не понравился, т.к. это человек грубый, резкий, невоспитанный, который не обладает культурой поведения и общения. Поэтому я изобразила его растянувшимся на диване в гостях у Кирсановых.

Действие романа происходит летом 1859 года. Базаров вместе с другом Аркадием Кирсановым, окончившим курс наук в Петербурге, приезжает в гости к Аркадию в имение Марьино, где живет отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов.

(на слайде - вопрос: Какие первые впечатления сложились у Базарова и братьев Кирсановых друг о друге?)

Просмотр видеофрагмента

Уже с первого появления Базарова в доме Кирсановых мы чувствуем, что это совершенно разные люди.

В Николае Петровиче Базаров увидел доброту, робость, жизненную непрактичность (4 глава): «Отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк», «старенький романтик». Николай Петрович побаивается Базарова, испытывает робость, пытается сгладить натянутые отношения между Базаровым и Павлом Петровичем (6 глава), но так как Базаров – приятель Аркаши, («Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой»), их гость, относится к нему с уважением («любезнейший»).

Базаров и Павел Петрович с первых минут знакомства испытывают антипатию, неприязнь друг к другу, которая постепенно будет увеличиваться. (Павел Петрович руки Базарову не подал, «волосатый», «чудаковат у тебя дядя»).

(на слайде - вопрос: Чем можно объяснить неприязнь Базарова и Павла Петровича Кирсанова?)

(на слайде – портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова, выполненные художником Петром Михайловичем Боклевским)

Учащийся зачитывает портрет Базарова (2 глава) Сразу обращает на себя внимание его незаурядная внешность.

Высокий рост, лицо выражает самоуверенность и ум, просторный череп с крупными выпуклостями, мужественный голос, балахон с кистями, красная рука.

Тургенев – мастер многозначительной детали.

Во внешнем облике Базарова проявляется его демократизм, близость к народу. Перед нами человек труда, не считающий нужным соблюдать правила хорошего тона. Одежда говорит о демократизме героя и простоте привычек. Базаров равнодушен, безразличен к одежде. Даже слуга Прокофьич с пренебрежением несет «одёженку» Базарова. Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Длинные волосы – примета вольнодумства.

Базаров непрерывно трудится, рано встает, собирает в лесу травы, насекомых, проводит опыты, научные эксперименты с лягушками.

«Он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь». (Аркадий, 5 глава).

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог,- а собирать травы, насекомых». (глава 10)

Павел Петрович – франт, тщательно следивший за своим костюмом. Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству («Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!»), желчность характера, преувеличенное внимание к своей одежде, приверженность к английскому образу жизни («английский рукомойник, а дверь не запирается»)

Художник добивается внешнего сходства с тургеневскими героями, психологически точно характеризует Базарова и Павла Петровича.

Базаров - сын бедного уездного лекаря; Тургенев ничего не говорит об его студенческой жизни, но надо полагать, что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая.

Кажется, был.

Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге – пошел по стопам отца. « Отец – боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек…, который в силу своего чина играл довольно значительную роль» (глава 1). Письма сыновьям подписывал «Пиотр Кирсаноф». Мать «принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, - словом, жила в свое удовольствие». (1 глава). Слово «аристократ» в романе звучит с ироническим оттенком. Павел Петрович воспитывался сначала дома, потом «поступил в военную службу», затем «вышел офицером в гвардейский полк». (глава 1).

Базаров не считает нужным соблюдать правила хорошего тона. Небрежные манеры («небрежно отвечал», «неохотно», «грубо», «перебил», «ответил с коротким зевком» в разговоре с Павлом Петровичем в 6 главе), бескультурье (без приглашения садится на диван, потягивается, за чаем заводит разговор про лягушек).

Культурный человек, любезный, вежливый. Аристократические, изысканные манеры.

Для речи Базарова характерны простота, точность, меткость выражений, использует просторечные слова, сниженная лексика. У Базарова – немногословные, отрывистые речи. Представляясь, использовал народную форму обращения.

Павел Петрович искажает слова, часто на французский манер, много в его речи французских слов и выражений.

Базаров легко сходится с людьми из народа. Люди видят в нем простого человека, Базаров держит себя с людьми из народа просто.

5 глава: Базаров, идя на болото за лягушками, знакомится с дворовыми мальчишками, он говорит с ними с оттенком добродушной фамильярности, доверчиво, тепло.

6 глава: Фенечка не стеснялась Базарова, Митя не испугался Базарова, когда тот взял его на руки.

10 глава: «Слуги привязались к Базарову…»(зачитать)

Эта антипатия героев основана на том, что они представители разных сословий (эта разница проявляется во всем: во внешнем облике, в речи героев, в манере поведения и общения), у них разное происхождение, воспитание.

«Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова!» (10 глава)

«Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство». (Базаров в разговоре с Аркадием, 6 глава).

Они люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что конфликт между ними будет неизбежен.

(слайд – записано определение понятия «нигилизм»:

Нигилизм – (от лат. nihil – «ничто») это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь))

Нигилизм – это «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». (Толковый словарь В.Даля)

Это полное отрицание всего (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка)

За утренним чаем, говоря о своем приятеле отцу и дяде, Аркадий называет Базарова нигилистом.

(выразительное чтение учащихся по ролям отрывка из 5 главы :

-Что такое Базаров? - Аркадий усмехнулся. - Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он, собственно, такое?

-Сделай одолжение, племянничек.

-Он нигилист.

-Как? – спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

-Он нигилист, - повторил Аркадий.

-Нигилист, - проговорил Николай Петрович, - это от латинского nihil , ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который…который ничего не признает?

-Скажи, который ничего не уважает,- подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

-Который ко всему относится с критической точки зрения, - заметил Аркадий.

-А это не все равно? – спросил Павел Петрович.

-Нет, не все равно. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.)

Цитатная характеристика Базарова:

    «Я уже доложил вам, что я ни во что не верю» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем)

    «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем: Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете)

    «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!» (6 глава, в споре с Павлом Петровичем)

    «Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в …м уезде - играет на виолончели!» (9 глава, в разговоре с Аркадием о Николае Петровиче)

    «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (9 глава, в разговоре с Аркадием)

Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма.

«Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы; вследствие этого наслаждения красотами природы, музыкою, живописью, поэзиею, любовью женщины вовсе не кажутся ему выше и чище наслаждения сытным обедом ». (критик Д.Писарев)

Практичный, трудолюбивый человек, умный, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, целеустремленный.

У Базарова нет поэтического отношения к действительности, не понимает искусство, отрицает в жизни духовные основы, лишен таких качеств, как чувство красоты в жизни, природе, любви.

Приложение

1 группа

Сравните описание внешнего облика Евгения Базарова и Павла Петровича Что мы можем сказать о Базарове по его внешности? Что дает портрет для понимания характера этого человека? Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

«Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу подал…

Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

«…по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое…» (5 глава)

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

«Да, надо почистится, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительное европейское «shake hands » (рукопожатие), он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек…» (глава 4)

«Брат его (Павел Петрович) сидел далеко за полночь в кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки… » (глава 4)

«Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстук намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок». (глава 5)

«Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (в стиле эпохи Возрождения) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…» (глава 9)

2 группа.

Проследите по тексту 1-9 глав, что мы узнаем о происхождении, образовании, воспитании Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

Аркадий в беседе с Николаем Петровичем: «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора». (глава 3)

Беседа Павла Петровича и Николая Петровича:

«- Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?

Кажется, был.

Точно, точно. Так этот лекарь его отец… » (глава 5).

«Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров». (глава 10, в споре с Павлом Петровичем).

КИРСАНОВ

« Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек…, который в силу своего чина играл довольно значительную роль».

«Отец их вернулся к своей дивизии и к своей супруге и лишь изредка присылал сыновьям большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым почерком. На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор». (глава 1).

«Родительница его…принадлежала к числу «матушек-командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, - словом, жила в свое удовольствие». (глава 1)

«Павел Петрович Кирсанов воспитывался сначала дома…., потом в пажеском корпусе….Его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами…» (глава 7)

3 группа.

Охарактеризуйте манеру поведения Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, опираясь на материал 1-9 глав глав.

«Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван». (глава 4)

«За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много». (глава 4)

«Павел Петрович похлебывал свой какао и вдруг поднял голову…по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в мешке шевелилось что-то живое…

Здравствуйте, господа; извините, что опоздал к чаю, сейчас вернусь; надо вот этих пленниц к месту пристроить.

Что это у вас, пиявки? – спросил Павел Петрович.

Нет, лягушки…» (глава5)

«Его (Павла Петровича) аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». (глава 6)

КИРСАНОВ

«Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он (Павел Петрович) приятным голосом, любезно покачиваясь…» (глава 4)

«-Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканной учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение». (глава 6)

«Его уважали за отличные, аристократические манеры , за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере гостиницы; за то, что он вообще хорошо обедал… за то, что он всюду возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то, что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами, за то, что он мастерски играл в винт и всегда проигрывал…» (глава 7)

4 группа.

Яркой характеристикой Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова служит их речь. Что вы можете отметить в языке Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, используя предложенный материал из романа «Отцы и дети»?

«- Душевно рад, - начал он (Николай Петрович), - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь…позвольте узнать ваше имя и отчество?

-Евгений Васильев , - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом». (глава 2)

«Кучер Николая Петровича вывел лошадей.

Ну поворачивай, толстобородый ! – обратился Базаров к ямщику». (глава 2)

«-Не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильевич?

Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одёженку , - прибавил он, снимая с себя свой балахон». (глава 4)

«За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил , но ел много». (глава 4)

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

«Я нахожу, что Аркадий sest degourdi (стал развязнее), - заметил он (Павел Петрович)». (глава 4)

«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер…), без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Vous avez change tout cela (Вы все это изменили)….» (глава 5)

«Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: « Mais je puis vous donner de largent » (Но я могу дать вам денег) и давал ему (Николаю Петровичу) денег… » (глава 8)