Общая оценка

Дж. Бирабену

По Дж. Дуранду

По Мак-Эведи и Джонсу

мини-мальная

макси-мальная

мини-мальная

максимальная

Численность населения Земли на протяжении всей истории увеличивается, но происходит этот процесс с различной интенсивностью. Об этом ярко свидетельствуют данные о периодах достижения человечеством миллиардных рубежей: 1 млрд чел. - 1820 г.; спустя 110 лет в 1930 г.- 2 млрд чел., спустя 30 г. в 1960 г. - 3 млрд чел., спустя 14 лет в 1974 г. - 4 млрд чел., спустя 13 лет в1987 г. – 5 млрд чел., спустя 12 лет в 1999 г. - 6 млрд. чел. Периоды достижения последних миллиардных рубежей свидетельствуют о снижении интенсивности мирового процесса роста населения (рис. 6.1 и рис. 6.2).

Рис. 6.1. Ежегодный рост численности населения мира с 1950 г., млн чел.

Рис. 6.2 . Ежегодный рост численности населения мира с 1950 г., %

Различными были темпы роста населения основных макрорегионов мира, в результате чего происходили изменения их доли в общей численности населения мира (см. ранжированный ряд).

Ранжированный ряд регионов мира по доле в общей численности населения мира:

5000 г. до н. э.

1500-1800 гг.

1900-1950 гг.

1990-2000 гг.

  1. Австра- лия

  1. Австра-лия

  1. Австра-лия

  1. Австра-лия

  1. Австра-лия

  1. Австралия

В период 2000-2005 гг. средние ежегодные темпы роста населения мира составляют: весь мир - 1,3 %, Европа - -0,05 %, Америка - 1,2 %, Африка - 2,2 %, Азия - 1,5 %, Австралия - 0,6 %.

За изменениями численности населения мира наблюдают многие специализированные учреждения. К их числу относится Бюро цензов США, на официальном сайте которого расположены так называемые «часы мирового населения» (POPClocks), дающие возможность в режиме реального времени ON-line узнавать о численности населения Земли (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Часы мирового населения

В современной демогеографической науке сложилась шкала стран мира по численности населения - страны с численностью населения более 500 млн чел. называются крупнейшими; 100-500 млн чел. - крупными; 50-100 млн чел. - полусредними; 20-50 млн чел. - средними; 10-20 млн чел. - малыми; 5-10 - мелкими; менее 5 - мельчайшими и государствами-карликами.

В ходе исторического развития страны мира, как и регионы, меняют свои позиции на мировой арене по численности населения. Изучив демогеографические особенности мира, несложно понять, что крупнейшие по численности развивающиеся страны Азии и Африки опережают по темпам роста населения и выходят на первые позиции. По данным на 2003 г. в первую десятку стран по численности населения входят:

Перешагнула стомиллионыый рубеж Мексика – 104 907 991 чел.

В пределах макрорегионов мира также существуют лидеры по численности населения. В Европе это: Германия - 82,6 млн чел., Франция - 59,8 млн чел., Великобритания - 59,2 млн чел.; в Азии : Китай, Индия, Индонезия (данные см. выше); в Африке : Нигерия, Египет - 2,1 млн чел., Эфиопия - 70,7 млн чел.; в Северной Америке:

США, Мексика, Канада - 31,6 млн чел.; в Южной Америке : Бразилия, Колумбия - 44,2 млн чел., Аргентина – 36,9 млн чел..

Как известно, в 1999 г. мировое население перешагнуло рубеж 6 млрд жителей. Перед человечеством встали очень важные вопросы: много это или мало, хорошо это или плохо, каковы последствия демографического роста, где сосредоточена основная демографическая нагрузка и т. д. Решению этих и многих других вопросов был посвящен доклад Фонда ООН по народонаселению 1999 г. «6 миллиардов: время выбора». В нем были раскрыты главные тенденции и изменения демографических моделей развития мира:

1. Наиболее быстро растущими регионами являются страны Африки к югу от Сахары, а также страны Южной и Западной Азии. Вместе с тем в Европе, Северной Америке и Японии темпы прироста населения замедлились или прекратились. США - единственная развитая страна, в которой по-прежнему прогнозируется существенный прирост населения, причем в основном за счет иммиграции.

2. Достигнут глобальный консенсус относительно проводимой демографической политики. Программа Международной конференции по народонаселению (Каир, 1994 г.) является практически выполнимой и реалистической. Многие страны при­няли новую политику в области развития, в которой учитываются демографические проблемы. Две трети всех стран ввели законодательные меры, направленные на обеспечение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей жен­щин. Почти все страны Латинской Америки, более половины азиатских стран и ряд стран Африки ввели институциональные изменения для обеспечения защиты прав женщин в таких областях, как наследство, собственность и занятость.

3. Сокращение показателей рождаемости имеет определенные экономические преимущества, поскольку значительная часть молодых людей взрослеют и стано­вятся лицами трудоспособного возраста. Такое явление получило название «демо­графического окна» и его эффект использовали страны Восточной Азии . Ожида­ется, что в течение следующих двух десятилетий аналогичное положение сложится в Южной Азии и Африке.

Изменение демографических моделей происходит под влиянием:

1) различного прироста населения. В 1960 г. 70 % населения мира проживало в развивающихся странах; в настоящее время этот показатель составляет 80 % и на эти страны приходится 95 % прироста населения. По сравнению с 1960 г. численность населения Африки увеличилась в три раза, и на этом континенте отмечаются самые высокие темпы прироста населения. В 1960 г. численность населения Европы в два раза превышала численность населения Африки; по подсчетам, к 2050 г. число африканцев в три раза превысит число европейцев. А с 1960 г. население Азии, являющейся наиболее населенным регионом, увеличилось более чем в три раза, равно как и население Латинской Америки и региона Карибского бассейна. В противоположность этому население Северной Америки увеличилось на 50 %, а Европы лишь на 20 %, и в настоящее время этот показатель является достаточно стабильным.

2) возрастающих масштабов урбанизации. Продолжают расти во всех странах развивающегося мира города. В 1960 г. каждый третий житель нашей планеты про

живал в каком-либо городе; сегодня почти половина всего населения проживает в городах и по прогнозам к 2030 г. уровень урбанизации составит более 60 %. Все больше городов становятся мегагородами, население которых превышает 10 млн чел. Количество таких городов увеличится с 2 в 1960 г. до 26 к 2015 г., причем до 22 мегагородов будут находиться в наименее разви­тых регионах, а 18 из них - в Азии.

3) международной миграции. Во всех регионах международная миграция занимает одно из первых мест в программе политики. Трудящиеся-мигранты ежегодно направляют более 70 млрд долл. США домой в форме почтовых переводов, а промышленные предприятия в некоторых странах полностью зависят от их квалификации и навыков. Увеличивается число мигрантов-женщин .

Большая часть научных трактатов У. Петти посвящена вопросам численности и динамики населения - рождаемости и смертности, размещению, занятости, т. е. наиболее актуальным проблемам всех эпох. Он показал, что рождение и смерть человека в значительной мере явления случайные, но, несмотря на это, демографические показатели (коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста и др.) на данной территории - величины постоянные, медленно изменяющиеся во времени. Таким образом, при большой статистической совокупности разрозненные явления подчиняются регулярным закономерностям. В отличие от другого английского экономиста - Т. Мальтуса, который считал рост населения причиной бедности, У. Петти рассматривал население как главное богатство государства.

Переписи

Перепись населения">Переписи - это одновременный сбор статистической информации обо всех жителях страны, они дают самые точные данные о численности населения. Чтобы обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить «счетчиков» - людей, которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны с информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании, национальности и пр. Результаты переписей служат основой для государственной социально экономической политики, планирования экономического роста, доходных и расходных статей бюджета.

В древнем мире тоже велся учет населения: в Египте ок. 2500 лет до н. э., кроме того, в Месопотамии, Индии, Китае. Например, у Тамерлана число воинов определялось количеством брошенных в кучу камней. Цензы - предшественники современных переписей населения проводились в Древнем Риме. Их данные служили для определения налогообложения, голосов в Народном собрании, распределения населения по военным подразделениям. В Средние века проводился учет населения в городах.

Первые переписи населения в современном понимании были проведены в середине XVIII в.: в Скандинавских странах, в Австро Венгрии, в 1790 г. - в США. В течение XIX в. в большинстве европейских и в некоторых латиноамериканских странах впервые были получены официальные данные о численности населения: в 1801 г. - в Британии, в 1897 г. - в Российской империи. В Индии официальные данные о численности населения появились в 1870-е гг.

Переписи населения - чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, и поэтому, проводить их регулярно - 1 раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могут только государства, имеющие достаточные финансовые ресурсы. Диск. Численность населения крупнейших городов нашей Родины по результатам переписей населения.

В странах Азии первые переписи были проведены только после Второй мировой войны, за исключением Индии и Японии. В Японии первая перепись была проведена в 1920 г.

Особенно остро строит проблема учета населения в развивающихся странах, где нехватка финансовых ресурсов, труднодоступность внутренних районов и неграмотность населения не позволяют получить качественных результатов. Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются две противоположные тенденции. Первая - завышение численности населения из соображений престижа. На уровне семьи это престиж многодетности, а на уровне племени - получение преимуществ при выборах и распределении государственного финансирования. Вторая - занижение численности населения в основном для снижения суммы подушевых налогов, приходящихся на одну семью.

ЧИСЛЕННОСТЬ И ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Демография (от греческого demos - народ и grapho - пишу) - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.

Научная теория народонаселения рассматривает население, участвующее в труде, как главную производительную силу общества, основу всего общественного производства. Постоянно взаимодействуя с природой (географической средой), население играет активную роль в ее преобразовании. В то же время население выступает и в роли главного потребителя всех создаваемых материальных благ. Вот почему численность населения - один из важных факторов развития каждой страны, да и всего человечества.

Таблица 1. Численность населения планеты с 1000 г.

Таблица 2. Рост численности населения мира в 1950-2001 гг.

Год Всего,
млн. чел.
Ежегодный
прирост,
млн человек
Год Всего,
млн. чел.
Ежегодный
прирост,
млн человек
1950 2527 37 1981 4533 80
1955 2779 53 1982 4614 81
1960 3060 41 1983 4695 80
1965 3345 70 1984 4775 81
1966 3414 69 1985 4856 83
1967 3484 71 1986 4941 86
1968 3355 74 1987 5029 87
1969 3629 75 1988 5117 86
1970 3724 78 1989 5205 87
1971 3782 77 1990 5295 88
1972 3859 77 1991 5381 83
1973 3962 76 1992 5469 81
1974 4012 74 1993 5556 80
1975 4086 72 1994 5644 80
1976 4159 73 1995 5734 78
1977 4131 72 1996 5811 77
1978 4301 75 1997 5881 71
1979 4380 76 1998 5952 71
1980 4457 76 1999 6020 68
2000 6091 71

В 1987 году численность населения мира достигла 5 млн. человек, а уже в 1999 году 12 октября превысила 6 млн. человек.

Таблица 3. Численность населения мира по группам стран.

Таблица 4. Доля отдельных групп стран в населении мира, мировом ВВП и мировом экспорте товаров и услуг в 2000 г., в %

Население мира Мировой ВВП * Мировой экспорт
Промышленно развитые страны 15,4 57,1 75,7
Страны большой семерки 11,5 45,4 47,7
ЕС 6,2 20 36
Развивающиеся страны 77,9 37 20
Африка 12,3 3,2 2,1
Азия 57,1 25,5 13,4
Латинская Америка 8,5 8,3 4,5
Страны с переходной экономикой 6,7 5,9 4,3
СНГ 4,8 3,6 2,2
ЦВЕ 1,9 2,3 2,1
Справочно: 6100 млн. чел. 44550 млрд. долл. 7650 млрд. долл.
*По паритету покупательной способности валют

Таблица 5. Численность населения крупнейших стран мира (млн. чел.).

Страны Число жителей
в 1990 г.,
млн человек
Страны Число жителей
в 2000 г.,
млн человек
Китай 1120 Китай 1284
Индия 830 Индия 1010
Советский союз 289 США 281
США 250 Индонезия 212
Индонезия 180 Бразилия 170
Бразилия 150 Пакистан 238,4
Япония 124 Россия 230,3
Пакистан 112 Бангладеш 196,1
Бангладеш 112 Япония 138,5
Нигерия 90 Нигерия 121,6
Мексика 86 Мексика 121,6
ФРГ 80 ФРГ 121,6
Вьетнам 68 Вьетнам 121,6
Филиппины 60 Филиппины 121,6
Турция 59 Иран 121,6
Италия 58 Египет 121,6
Таиланд 58 Турция 121,6
Великобритания 57 Эфиопия 121,6
Франция 56 Таиланд 121,6
Украина 52 Франция 121,6
Комментарий к таблице 21. В начале XXI века численность России сократилась до 144,1 млн. чел. (данные на 01.10.2001 г.), в результате чего она пропустила вперед Пакистан.


Таблица 6. Прогноз численности населения Земли на 2025 г.

Весь мир,
регионы
Численность населения,
млн чел.
Весь мир,
регионы
Численность населения,
млн чел.
Весь мир 7825 Африка 1300
Экономически развитые
страны
1215 Северная Америка 365
Развивающиеся 6610 Латинская Америка 695
СНГ 290 Австралия 40
Зарубежная Европа 505
Зарубежная Азия 4630

Таблица 7. Прогноз числа жителей в двадцати крупнейших по населению странах мира на 2025 г.
Страны Численность населения,
млн чел.
Страны Численность населения,
млн чел.
Китай 1490 Япония 120
Индия 1330 Эфиопия 115
США 325 Вьетнам 110
Индонезия 275 Филиппины 110
Пакистан 265 Конго 105
Бразилия 220 Иран 95
Нигерия 185 Египет 95
Бангладеш 180 Турция 88
Россия 138 ФРГ 80
Мексика 130 Таиланд 73

ТЕМПЫ ПРИРОСТА

Темп прироста населения показывает на сколько процентов увеличилось население в текущем году по сравнению с каким либо более ранним периодом (чаще всего с предыдущим годом, называемым базовым годом).

Время удвоения - время, за которое численность населения возрастает вдвое.

Таблица 8. Темпы прироста (в %) и время удвоения (в годах) населения.

Период Мир Африка Латин.
Америка
Сев.
Америка
Азия Европа Океания Бывш.
СССР
1965-1970 2,06 2,64 2,6 1,13 2,44 0,66 1,97 1,00
1980-1995 1,74 2,99 2,06 0,82 1,87 0,25 1,48 0,78
2020-2025 0,99 1,90 1,12 0,34 0,89 0,05 0,76 0,47
Время
Удвоения
71 27 38 63 50 253 63 99

Минимальное время удвоения: Бруней (11), Катар (13), ОАЭ (13).
Максимальное время удвоения: Болгария, Ирландия, Венгрия (по 1000),
Бельгия, Польша, Фолклендские о-ва, Пуэрто-Рико (по 693).
Как видно из таблицы, в разных регионах мира население в наши дни растет неодинаково: в одних более медленно, в других - быстрее, а в третьих - очень быстро. Это объясняется различным характером его воспроизводства.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Воспроизводство (естественное движение) населения - совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которая обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Или: воспроизводство населения - это процесс смены поколения в результате естественного (прироста) движения.

Основные демографические показатели

Абсолютные показатели:

  • естественный прирост - разница между количеством рождений и смертей;
  • механический прирост - разница между количеством иммигрантов и эмигрантов.

Относительные:

  • коэффициент рождаемости - отношение общего числа рождений в стране за год к общей численности населения страны, измеряемой в тысячах (т.е. количество рождений на каждую тысячу жителей;
  • коэффициент смертности - отношение общего числа умерших в стране за год к численности населения страны, измеряемой в тысячах (т.е. количество умерших на каждую тысячу жителей);
  • коэффициент естественного прироста - разница между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности.

Эти коэффициенты измеряются в промиллях (‰), но могут быть измерены в процентах (%), т.е. расчеты в этом случае ведутся на 100 жителей.

"Формула" воспроизводства - вид записи относительных демографических показателей: коэффициент рождаемости - коэффициент смертности = коэффициент естественного прироста.

Таблица 9. Демографические показатели воспроизводства на начало 90-ых годов (в ‰).

Рождаемость, смертность, естественный прирост населения - в основе своей процессы биологические. Но, тем не менее, решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей, а также взаимоотношения между ними в обществе и в семье.

Уровень смертности зависит, прежде всего, от материальных условий жизни людей: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от развития здравоохранения.

Уровень рождаемости также зависит от социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей. Но зависимость эта гораздо более сложная и противоречивая, вызывающая много споров в науке. Большинство ученых связывают снижение уровня рождаемости с ростом городов и распространением городского образа жизни, что приводит к все большему вовлечению женщин в производственную и общественную деятельность, увеличения сроков обучения детей и общего возрастания "цены ребенка". Развитое пенсионное обеспечение также приводит к снижению рождаемости, т.к. роль ребенка как "ходячей пенсии" сводится на нет. Напротив, сельский образ жизни способствует высокой рождаемости, т.к. в сельской местности ребенок уже с 9-10 лет - лишние трудовые руки. В бедных странах, где социальная сфера развита плохо, ребенок - это основной кормилец престарелых родителей. Высокая рождаемость характерна и для мусульманских стран, где традиции многодетной семью поддерживаются религией.

Очень большое отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, в первую очередь мировые, которые приводят к огромным людским потерям, как в результате непосредственных военных действий, так и вследствие распространения голода и болезней, разрыва семейных связей.

К повышению смертности ведет рост таких неблагоприятных явлений как преступность, производственный травматизм, природные и техногенные катастрофы, несчастные случаи, ухудшение качества окружающей среды.

ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ

В самом упрощенном виде можно говорить о двух типах воспроизводства населения.

Первый тип воспроизводства населения. Демографический кризис. Для первого типа воспроизводства населения (синонимы: демографическая "зима", современный или рациональный тип воспроизводства) характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Он получил распространение в первую очередь в экономически развитых странах, где все время растет доля пожилых и старых людей; это уже само по себе снижает показатель рождаемости и увеличивает показатель смертности.

Снижение рождаемости в промышленно развитых странах связывают, как правило, с распространением городского образа жизни, при котором дети для родителей оказываются "обузой". В промышленном производстве, сфере услуг требуются высококвалифицированные кадры. Следствием этого является необходимость в длительной учебе, продолжающейся до 21-23 лет. Сильно влияние на решение родить второго или третьего ребенка оказывает высокая вовлеченность женщины в процесс труда, ее желание сделать карьеру, быть финансово независимой.

Но и среди стран первого типа воспроизводства населения можно выделить три подгруппы.

Во-первых, это страны со среднегодовым естественным приростом населения в 0,5-1% (или 5-10 человек на 1000 жителей, или 5-10‰). В таких странах, примерами которых могут служить США, Канада, Австралия, обеспечивается довольно значительный прирост населения.

Для этого необходимо, чтобы примерно половина всех семей имела двоих детей, а половина - троих. Два ребенка со временем "замещают" родителей, а третий не только покрывает убыль от болезней, несчастных случаев и др. и "компенсирует" отсутствие потомства у бездетных, но и обеспечивает достаточный общий прирост.

Во-вторых, это страны с "нулевым" или близким к нему естественным приростом. Такой прирост (например, в Италии, Великобритании, Польше) уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое обычно стабилизируется на достигнутом уровне.

Таблица 10 . Страны Европы с отрицательным естественным приростом населения в 2000 г.

Страны

Естественный

прирост, %о

Страны

Естественный

прирост, %о

Испания

Швеция

Швейцария

Румыния

Греция

Венгрия

Австрия

Эстония

Италия

Латвия

Чехия

Белоруссия

Словения

Россия

Литва

Болгария

Германия

Украина

В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом, т. е. такие, где смертность превышает рождаемость. В результате число их жителей не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явление депопуляцией (или демографическим кризисом ).

Наиболее характерна она для Европы, где уже полтора десятка стран (Беларусь, Украина, Венгрия, Болгария, ФРГ и др.) имеют отрицательный естественный прирост. В последнее время в число таких стран вошла и Россия.

Переход от характерной для старой России многодетной семьи к малодетной совершился в нашей стране еще в период существования Советского Союза. Но в 90-х гг. прежде всего с возникновением глубокого социально-экономического кризиса начался настоящий "обвал" показателей естественного прироста населения.

В 90-е гг. в результате резкого снижения рождаемости и увеличения смертности население России должно было уменьшиться на несколько миллионов человек. И только благодаря массовому притоку мигрантов из других стран СНГ и стран Балтии, который более чем на 1/3 компенсировал эту убыль, сокращение численности населения оказалось не столь большим. Показатель же рождаемости в России (менее 9 человек на 1000 жителей) и в конце 90-х гг. остается одним из самых низких в мире.

Итак, в целом для экономически развитых стран мира (средний показатель их естественного прироста 0,4‰) характерен так называемый "рациональный" или "современный" тип воспроизводства населения, в основном соответствующий городскому образу и высокому уровню жизни их населения. Но это не исключает того, что целый ряд стран Европы переживает демографический кризис, который отрицательно сказывается или может сказаться на их развитии.

Второй тип воспроизводства населения. "Демографический взрыв". Для второго типа воспроизводства населения (синонимы: демографическая "зима") типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран.

Таблица 11. Развивающиеся страны с наиболее высоким естественным приростом населения в 1995-2000 гг.

Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.

Страны

Естественный

прирост,

Страны

Естественный

прирост, %о

Йемен

Бенин

Сомали

Гана

Нигер

Либерия

Мали

Мавритания

ДР Конго

Пакистан

Первая попытка оценить численность населения мира была сделана в 1682 г. родоначальником классической политической экономии англичанином сэром Уильямом Петти. Он считал, что к концу XVII в. численность проживаюших на Земле людей составляла 320 млн чел. (по современным демографическим опенкам численность была в то время почти в 2 раза больше).

Большая часть научных трактатов У. Петти посвящена вопросам численности и динамики населения - рождаемости и смертности, размещению, занятости, т. е. наиболее актуальным проблемам всех эпох. Он показал, что рождение и смерть человека в значительной мере явления случайные, но, несмотря на это, демофафические показатели (коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста и др.) на данной территории - величины постоянные, медленно изменяющиеся во времени. Таким образом, при большой статистической совокупности разрозненные явления подчиняются регулярным закономерностям. В отличие от другого английского экономиста - Т. Мальтуса, который считал рост населения причиной бедности, У. Петти рассматривал население как главное богатство государства.

Уильям Петти - изобретатель «политической арифметики»

    Уильям Петти - изобретатель «политической арифметики» - статистики - основы каждого объективного научного исследования, автор первой в мире работы («Политическая арифметика», 1672 г.), основанной на экономико-статистическом методе анализа.

    Уильям Петти - сын суконщика из г. Ромси (Южная Англия), прожил бурную и интересную жизнь. В юности он неожиданно для всех поступил юнгой на корабль. Однако морская карьера его быстро кончилась - он сломал ногу, был списан на берег, которым оказалось северное побережье Франции. Здесь он занялся мелким бизнесом, а затем учился в иезуитском коллеже в Кане, который блестяще окончил.

    В 1640-е гг. Петти - картограф в военном флоте Англии, профессор медицины в Оксфорде, с 1651 г. - врач при главнокомандующем английской армией в только что завоёванной Ирландии. Здесь он взял у правительства подряд на экономическую оценку и раздел ирландских земель.

    Составленные им карты Ирландии использовались при разрешении земельных споров до XIX в. После этой работы 30-летний Петти стал крупным землевладельцем, был возведён в рыцарское звание. С 1660-х гг. он серьёзно занялся экономикой.

Рис. 122. Уильям Петти (1623-1687)

Переписи . Это одновременный сбор статистической информации обо всех жителях страны, они дают самые точные данные о численности населения. Чтобы обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить «счётчиков» - людей, которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны с информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании, национальности и пр. Результаты переписей служат основой для государственной социально-экономической политики, планирования экономического роста, доходных и расходных статей бюджета.

В древнем мире тоже вёлся учёт населения: в Египте около 2500 лет до н. э., кроме того, в Месопотамии, Индии, Китае. Например, у Тамерлана число воинов определялось количеством брошенных в кучу камней. Цензы - предшественники современных переписей населения проводились в Древнем Риме. Их данные служили для определения налогообложения, голосов в Народном собрании, распределения населения по военным подразделениям. В Средние века проводился учёт населения в городах.

Первые переписи населения в современном понимании были проведены в середине XVIII в.: в Скандинавских странах, в Австро-Венгрии, в 1790 г. - в США. В течение XIX в. в большинстве европейских и в некоторых латиноамериканских странах впервые были получены официальные данные о численности населения: в 1801 г. - в Британии, в 1897 г. - в Российской империи.

Периписи в Российской империи - СССР - Российской Федерации

    Первые сведения об учёте населения на территории нашей страны относятся к IX в. Объектами переписей были только тягловые (податные) дворы, учитывали только мужчин. Во времена Петра I стали проводить подушные переписи (ревизии), а подушные списки стали называть ревизскими сказками.

    Первая всеобщая перепись в Российской империи была проведена по принципу однодневной переписи в 1897 г. В основе её организации лежал проект географа П. П. Семёнова-Тян-Шанского.

    Первая Всесоюзная перепись была проведена в 1926 г., следующая - в 1937 г. Результаты переписи населения, а именно сокращение численности, не удовлетворили руководство страны, перепись была признана ошибочной, организаторов репрессировали и назначили проведение новой переписи на 1939 г. Результаты переписи 1937 г. были опубликованы только 1990-е гг. Переписи населения в России проводились в 1959, 1970,1979, 1989, 2002 гг.

Переписи в Нигерии

    Единственной страной Африки, где переписи проводились с 1957 г. достаточно регулярно, была Нигерия. Однако это не прибавило точности, а, напротив, явилось одной из причин обострения межэтнических конфликтов между противоборствующими племенами - ибо, йоруба и хауса.

    В 1957 г., согласно переписи населения, в Нигерии проживало 31 млн чел. Результаты переписи 1962 г. (первой переписи периода независимости) были аннулированы по техническим причинам.

    По результатам переписи 1963 г. численность населения составила 55,7 млн чел., но результаты были опять признаны недействительными, поскольку указанная численность населения могла быть только при среднегодовых темпах прироста населения более 60%о в год, что превышает биологические возможности воспроизводства.

    Перепись 1973 г. показала результаты 79 млн чел., что впоследствии стало основой для демографических прогнозов на следующие два десятилетия.

    Перепись 1991 г. проводилась перед переходом страны от военного правления к гражданскому; она тщательно и долго готовилась.

    Результаты переписи были неожиданными для всего мирового сообщества - «всего» 86 млн чел. Нигерия вошла в десятку крупнейших стран по численности населения.

    В 2011 г. Нигерия переместилась на 8-е место (155,2 млн чел.), по прогнозам на 2050 г. - 402 млн чел., или 4-е место в мире.

Рис. 123. Рост численности населения Нигерии

Переписи населения - чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, и поэтому проводить их регулярно - 1 раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могут только государства, имеющие достаточные финансовые ресурсы.

В странах Азии первые переписи были проведены только после Второй мировой войны, за исключением Индии и Японии. В Индии официальные данные о численности населения появились в 1870-е гг. В Японии первая перепись была проведена в 1920 г.

Особенно остро стоит проблема учёта населения в развивающихся странах, где нехватка финансовых ресурсов, труднодоступность внутренних районов и неграмотность населения не позволяют получить качественных результатов. Кроме того, при проведении переписей чётко прослеживаются две противоположные тенденции. Первая - завышение численности населения из соображений престижа. На уровне семьи это престиж многодетности, а на уровне племени - получение преимуществ при выборах и распределении государственного финансирования. Вторая - занижение численности населения в основном для снижения суммы подушевых налогов, приходящихся на одну семью.

В большинстве африканских государств переписи были проведены на средства международных организаций в конце 1950-х гг. перед получением независимости. В некоторых странах эти переписи стали первыми и последними.

Сухарева Наталья Николаевна – учитель географии общеобразовательной школы им Б. Амалбекова, п Атасу, Жанааркинский район, Карагандинская область.

Тема: Численность и воспроизводство населения мира.

Цель: Изучить численность населения, темпы роста численности населения, типы воспроизводства населения.

Задачи:

    Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводством.

    Развитие у учащихся внимательности, логического мышления, расширение кругозора.

    Развитие познавательного интереса, творческой активности, воспитании информационной культуры.

Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник география. Общий обзор. Страны СНГ. Презентация. Флипчарт.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, практические, ИКТ, интерактивная доска.

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие, психологический настрой.

    Актуализация знаний учащихся

    Что мы называем природными ресурсами?

    На какие группы делятся природные ресурсы?

    Назовите и покажите на карте страны с большими запасами угля, нефти, природного газа, железных, медных руд.

3. Изучение новой темы

Мотивация темы урока.

    Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

    Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

    Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями «природа», «хозяйство», «население». Объясните предложенную вами последовательность.

    Как вы думаете, какие вопросы, мы будем изучать в этом разделе?

    Почему важно изучать население?

Составим кластер

Изучение новой темы мы начнём с вопроса о происхождении человека, которым занимается наука антропология.

Антропология - наука изучающая происхождение, развитие, особенности человека. (Запись в тетради)

Давайте подумаем: Как можно узнать о численности населения, страны, мира?

Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

Перепись населения - это система мероприятий, направленных на уточнение, в первую очередь, числа жителей отдельных регионов и мира в целом.

Существует несколько способов учёта населения

    Перепись населения (проводится 1 раз в 10 лет)

    Текущий учёт (используются материалы ЗАГСов, отделов миграционной политики, статистические службы)

Исследовательский проект: «История переписи населения»

Какую информацию извлекают из переписи населения?

О переписи населения в Казахстане, дополнить данными переписи 2009 годом.

В истории нашей страны было 11 переписей. Первая перепись состоялась в 1897 году, а последняя в 2009 году. Первую и последнюю переписи разделяют 112 лет. За это время изменилась и численность Казахстана. И динамика эта была неравномерной.

Говорят, прогнозирование-дело не благородное. Тем не менее, практика показывает, что без него всё-таки не обойтись.

Расскажите, пожалуйста какие изменения ожидаются в будущем.

Ответить на вопросы

    О каких видах учёта населения вы узнали?

    Для чего нужно знать численность населения мира, отдельного государства?

Численность населения мира.

    Демографические показатели.

    Работа с текстом учебника страницы 100-103

    Проанализировать схемы 14,15,16, в учебнике.

Ответить на вопросы:

    Почему до начала 19 века население Земли росло очень медленно?

    В чём причины небольшого роста численности населения до 20 века? (Эпидемия, частые войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина)

    Объясните причины резкого увеличения численности, во второй половине 20 века.

    Что такое демографический взрыв? (Резкое увеличение численности населения)

Причины быстрого роста населения Земли

    Высокая рождаемость

    Низкая смертность

    Улучшение социально-экономических условий жизни населения.

Дайте понятие об абсолютных и относительных показателях естественного прироста населения.

По карте» Динамика численности населения» в атласе определите страны с высокими, средними и низкими показателями естественного прироста.

Работа со схемой 16 сравните демографические показатели по регионам мира и объясните различия.

Продолжительность жизни населения как один из важнейших демографических показателей.

Задание: Рассмотреть таблицу о средней продолжительности жизни населения и сделать вывод.

Среднюю продолжительность называют ожидаемой- то есть она усредненный показатель жизни поколения. Этот показатель является одним из основных для характеристики качества жизни населения.

Качество жизни населения изучается экспертами ООН и ещё включает:

    Экономическое развитие

    Экологическую ситуацию

    Калорийность питания

    Уровень безработицы

    Свободу слова

    Уровень преступности

    Уровень образования

Воспроизводство населения. Демографическая политика.

Задание для работы в группах (3 мин.)

    Что понимают под воспроизводством населения?

    Какие процессы лежат в основе воспроизводства населения?

    Какие факторы оказывают влияние на данные процессы?

Вопрос: Что такое воспроизводство населения?

Воспроизводство населения - называется совокупность показателей рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающая непрерывное возобновление человечества и смену поколений.

Задание для работы в группах(5мин)

Дайте характеристику типу воспроизводства населения по плану:

    Показатели рождаемости, смертности, естественного прироста.

    В каких странах получил распространение, причины.

Типы воспроизводства (запись в тетради)

    Традиционный

    Переходный

    Современный

Традиционный соответствует 2 типу воспроизводства, демографическими высокими показателями рождаемости и смертности.

Это 1 демографическая фаза, характерна для расширенного воспроизводства.

Современный тип воспроизводства. Характерен для развитых государств с низкими показателями рождаемости и смертности, что соответствует 3 демографической фазе с прямым воспроизводством.

Переходный тип соответствует 2 демографической фазе: здесь высокая рождаемость при низкой смертности.

Задание: Проанализировать таблицу 12, сделать вывод о распределении типов воспроизводства по территории Земли.

Можно ли влиять на рождаемость?

Что такое «демографическая политика»

Демографическая политика- совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на регулирование естественного роста населения для решения демографических проблем.

Меры: экономические, правовые, пропаганда.

Вывод: демографическая политика любого государства направлена на улучшение качества жизни человека.

Сценка первая.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.

Второй: А у тебя всё тот же старенький «Пежо»

Первый: Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем всё обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем богатеешь!

Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждём пятого!

Сценка вторая.

Диалог между мужем и женой

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал его сводить в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушёл в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, ну чего не хватает, дорогая? У нас есть всё: у каждого- велосипед, в каждой комнате-телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребёнка!

Муж: Да ты с ума сошла?

Вопросы к классу:

1) В каких странах могут происходить данные сцены?

2) К какому типу воспроизводства населения можно их отнести и почему?

Закрепление

Блиц-вопрос.

    Что такое естественный прирост населения?

    Какой регион имеет минимальные показатели смертности в мире? А максимальные?

    Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости?

    Какой регион имеет минимальные показатели рождаемости в мире? А максимальные?

    Первый тип воспроизводства характерен для регионов…

    Второй тип воспроизводства характерен для регионов…

    Какие элементы демографической политики высокоразвитых стран имеют место быть в Казахстане?

Тесты

1. В настоящее время численность населения мира приближается к (млрд чел.)

1) 5

2) 10

3) 7

2. Лидером по численности населения является

1) Индия

2) Китай

3) США

3. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих смену людских поколений, называют...

1) воспроизводством населения

2) демографическим переходом

3) движением населения

4. Демографический взрыв наблюдается в странах...

1) США

2) Китай

3) ФРГ

5. Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, называется...

1) демографический переход

2) демографическая политика

3) демографическим процессом

Ответы

    1. 3

    2. 2

    3. 1

    4. 2

    5. 2

  • Веришь-Не веришь.

    Рефлексия

    Достиг ли я цели поставленной в начале урока?

    Пригодятся ли мне, полученные на уроке знания, для карьеры?

    Я бы хотел обсудить с друзьями

    На уроке у меня возникла идея

    Чтобы бы вы сделали для увеличения численности нашей республики?

    Подведение итогов. Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Параграф 24 стр. 99-105

    Написать эссе «Моя семья в 2030 году»

    Социологическое исследование в своих семьях.

    Составить диаграмму о количестве детей в семьях прабабушки, бабушки, мамы и вашей семьи в будущем. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе) какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

    Пусть у людей будет разный цвет кожи

    Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах.

    А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете в отношениях друг другу.

    Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

    Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный.

    Почему вы считаете, что люди должны быть такими?

    Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Всё равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

    И в заключение хочу сказать

    Что лучше географии предмета не сыскать

    Мир географии огромен,

    Стремитесь же его познать!

  • Спасибо всем за урок!

  • До свидания!