Группа делится на две команды. Каждой команде выдаётся один или несколько бланков со следующим заданием: Ваша задача - разбогатеть. Ваше богатство - очки, и Вы зарабатываете (или теряете) их, делая выборы: играть на Красное или на Черное. В этой игре есть выигрышная стратегия - когда хорошо всем. Ваша задача - разгадать ее. В зависимости от вашего выбора и выбора другой команды вы получаете очки по системе:

Ваш ход Ход другой
команды
Ваши очки Очки другой
команды
Черное Черное - 3 - 3
Черное Красное + 5 - 5
Красное Черное - 5 + 5
Красное Красное +3 + 3

Решение в команде каждый раз принимается простым большинством голосов, при этом за каждого воздержавшегося - минус 1 очко, за каждого против – минус 2 очка. Если кто-то в команде регулярно идет поперек, она может его выкинуть, но это будет стоить - минус 3 очка.

У вас может быть сколько угодно обсуждений, но в конце вопрос ставиться на голосование, результаты которого докладываются ведущему.

Время обсуждения каждого хода примерно 5 минут, но если одна из команд решение приняла, другая должна сообщить свое решение через 1 минуту.

Решение двух команд сообщается одновременно после сдачи ведущему бланков с вариантом выбора. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.

Очки 3 и 6 хода удваиваются, а очки последнего 7 хода - утраиваются.

Ваш ход Ход другой команды Ваши очки Очки другой команды 1 2 3x2 4 5 6x2 7x3

Комментарий к игре. Эта игра на выявление лидера, умение согласованно вырабатывать и принимать стратегически верное командное решение. Игра позволяет выйти на такое понимание командного взаимодействия, при котором другая команда воспринимается не как соперник, а как партнёр. В игре существует выигрышная для обеих команд стратегия, когда обе команды начинают ставить на «красное». Такая стратегия приводит к выполнению главной задачи, - разбогатеть не за счёт другого, отнимая у него ресурсы, а за счёт консолидированных усилий совместно наращивать эти ресурсы с пользой для себя и других.

Но велик соблазн «переиграть» другую команду, и в какой то момент поставить на «чёрное», тем самым, нарушив не гласный договор, построенный на взаимном доверии. Так как команды чаще выбирают стратегию «выиграть за счёт другого», то со стороны проигравшей команды, возникают обиды, особенно если её члены сознательно предлагали выигрышную для обеих команд стратегию. После этой игры участники сами во время обсуждения выходят на тему доверия, как необходимого условия успешной совместной деятельности.

"Красное-черное" скорее игра на внутреннее джентельменство, когда за аксиому берется благородство партнера...

У нас есть детский лагерь. Это групповой тренинг выездной. Так вот помимо всего другого интересного, мы там еще практику общения ребятам даем. Не только на занятиях, а и в повседневной жизни. В частности, мы учимся решать реальные детские конфликты способом "Выиграть - выиграть" - у нас это называется "Переговоры двух победителей". Мы, конечно, детишек учим и помогаем им договориться, но сколько же ценного и полезного мы выносим для себя! Главное в этой стратегии- это подключить творчество. Дети такие интересные выходы из нерешаемых конфликтов предлагают, что просто никогда не придумаешь! Это потому что они творческие и умеют быстро перестраиваться. (Ну и, конечно, пока обе стороны решают вопрос- они уже и помирились).

И еще: все работает, как по-настоящему, когда дело серьезного стоит и задевает действительно важные нотки в душе. С детьми мы в рамках ролевой игры (не той, что в бизнес- тренигах, а той, что в психотерапии- т.е. с сюжетом) про космос проводили вариант игры "Красное- черное"- "Земляне- Инопланетяне"- когда в процессе игры мы сделали тайм-аут и дали встретиться: просто молча посмотреть друг на друга в течение минуты- многие дети (как впрочем и участники- взрослые) заплакали. После этого обе команды начали вести стратегию в этой игре по принципу-"выиграть- выиграть"- и впервые эта группа набрала высокий балл по игре!

В нашем понимании стратегия - это искусство планирования и проведения переговоров. Слово «стратегия» имеет несколько воинственный оттенок, что не всегда отвечает духу переговоров, особенно если они ориентированы на сотрудничество. По этой причине мы будем часто использовать слово «подход». Подход - совокупность приемов и способов проведения переговоров. Следовательно, понятия «стратегия» и «подход» практически взаимозаменяемы и пользоваться ими можно в равной мере.

На практике не может быть единой стратегии ведения переговоров на все случаи жизни. Каждый конкретный переговорный процесс требует выбора определенной стратегии, отвечающей конкретным условиям. В связи с этим можно говорить о том, что стратегий столько, сколько переговоров. И все же можно выделить основные базовые стратегии по проведению переговоров. Сочетание их элементов на разных этапах проведения переговоров и позволяет создавать любую стратегию, отвечающую особенностям конкретной ситуации. Рассмотрим основные подходы к переговорам.

Стратегия "выигрыш-проигрыш"

Этот подход означает: «Будет так, как решу я». Люди с такой установкой используют силу характера, власть, связи, особенности ситуации и любые другие преимущества для того, чтобы добиться победы над партнером. При таком подходе партнер по переговорам - это прежде всего противник, с которым следует придерживаться жесткого курса во взаимоотношениях. Следует активно настаивать на своей крайней позиции, пренебрегая интересами другой стороны, стремиться ввести ее в заблуждение относительно истинных мотивов и целей, применять уловки и угрозы. Этот перечень можно было бы продолжить.

Здесь, однако, необходимо отметить одну важную особенность: стороны на переговорах находятся в состоянии обороны и нападения. В таком состоянии мозг человека не способен ни к продуктивному творчеству, ни к полноценному сотрудничеству. Это серьезно препятствует разработке конструктивных взаимовыгодных решений.

При такой стратегии другая сторона, решения которой влекут за собой уступки, находится под жестким психологическим давлением. В этом случае остается все меньше стимулов для быстрого продвижения вперед. Это может существенно затруднить достижение соглашения. Но даже если оно принято, оно чревато по меньшей мере двумя отрицательными факторами.

1. Если условия слишком кабальные для другой стороны, то она, скорее всего, будет саботировать решение и не выполнит соглашение со всеми вытекающими отсюда экономическими и моральными последствиями.

2. Переговоры "выигрыш-проигрыш" угрожают продолжающимся отношениям. Распри в ходе переговоров ведут к напряженности в отношениях между сторонами, а возможно, и к их разрыву.

Стратегия "выигрыш-проигрыш" - жесткая стратегия ведения переговоров с явно выраженным стремлением одной стороны добиться преимуществ за счет интересов другой. Она не ориентирована на установление прочных долговременных партнерских отношений. Как правило, применяется при кратковременных деловых связях.

Стратегия "проигрыш-выигрыш"

Есть люди, которые в той или иной степени запрограммированы на подход "проигрыш-выигрыш" и встают на эту позицию, как только чувствуют, что им не сдержать давления. Это люди с установкой: «Я неудачник и всегда был неудачником». Среди них выделяется особый тип людей, скрывающих свои слабости ярко выраженным стремлением к бесконфликтным отношениям: «Я человек миролюбивый и готов на все, только бы избежать конфликта между нами».

На переговорах люди с установкой "проигрыш-выигрыш" чаще всего стоят перед дилеммой - уступить или вообще сорвать переговоры и тем самым обезопасить себя от необходимости принимать решения в сложных ситуациях. Такие люди под натиском воли и убеждений идут на уступки скрепя сердце. Чаще всего они хорошо представляют степень опасности принимаемых решений, но не находят мужества и воли, чтобы воспрепятствовать этому. Те, кто попадал в такую ситуацию, представляют, насколько она мучительна. Если до завершения переговоров напряженность достигнет предела их возможностей, они могут покинуть стол переговоров под любым благовидным предлогом, попросту говоря, спасаясь бегством.

Людей с установкой "проигрыш-выигрыш" очень легко распознать. Они, как правило, услужливы, готовы соглашаться с мнением других, им не хватает мужества выражать свои истинные чувства и убеждения, их сравнительно легко запугать.

Люди с установкой "проигрыш-выигрыш" получают удовольствие от переговоров с теми, кто настроен на "проигрыш-выигрыш". Для них это игра, в которой они могут лишний раз убедиться в своем превосходстве над другими. Но в этом есть своя опасность. Дело в том, что люди с комплексом "проигрыш-выигрыш" или попавшие в эту ситуацию переживают множество отрицательных эмоций. Они стараются подавлять чувства раздражения, глубокой неудовлетворенности, разочарования, отчаяния и унижения. Однако рано или поздно эти чувства могут вырваться наружу в самых уродливых проявлениях. Раздутые до невероятных пределов гнев, цинизм и мстительность могут превратить этих людей не только в ярых, но иногда и очень опасных врагов.

Обычно люди попадают в ситуацию "проигрыш-выигрыш" под давлением обстоятельств, но бывают случаи, когда эта стратегия выбирается осознано.

Как правило, это происходит, если результаты переговоров сами по себе не имеют значения и служат каким-то иным целям. Например, в сфере политики переговоры могут быть просто ширмой для достижения договоренностей по другим вопросам. Иногда такие переговоры - это завуалированная форма взятки, а иногда это одна из форм жульничества.

Стратегия "проигрыш-выигрыш" приводит к существенным уступкам и нарушению собственных интересов. Как правило, это происходит при жестком давлении со стороны оппонента, который использует силу характера, власть, связи и другие особенности ситуации. Осознано эту стратегию выбирают лишь в том случае, если результат на переговорах является второстепенным и служит достижению иных целей.

Стратегия "проигрыш-проигрыш"

Эта ситуация возникает обычно при взаимодействии двух решительных, упрямых, эгоцентричных личностей с установкой только на выигрыш. Проигрывают оба, так как переговоры заходят в тупик и представляют скорее соревнование в упрямстве и упорстве.

Это одна из наиболее неэффективных стратегий. Заранее ее, конечно, мало кто планирует. Но личностные качества переговорщиков, которые не могут или не хотят обуздать свои эмоции, приводят к этому результату.

С психологической точки зрения они испытывают те же отрицательные эмоции, которые мы перечислили для людей, попавших в ситуацию "проигрыш-выигрыш".

Стратегия "проигрыш-проигрыш" не такое уж редкое явление. Каждый из нас мог бы привести на эту тему достаточно примеров. Эта стратегия может выявиться не только на бытовом уровне или между двумя фирмами, но и на уровне международных отношений.

Стратегия "выигрыш-выигрыш" Эта стратегия представляет собой реализацию на практике одного из важнейших принципов человеческого взаимодействия. Он состоит в том, что выигрыш одного из партнеров более результативен, если созданы условия для успешной деятельности всех партнеров.

Установка на "выигрыш-выигрыш" основана на убеждении, что именно в плодотворном сотрудничестве и возникают новые блага.

В условиях переговоров стратегия "выигрыш-выигрыш" означает, что договоры и решения одинаково выгодны для всех заинтересованных лиц. В этом случае обе стороны удовлетворены решением и готовы приложить максимум усилий для его выполнения. Таким образом, стратегия "выигрыш-выигрыш" основана на осознании того, что бизнес - это прежде всего сотрудничество, а не арена борьбы.

Подход "выигрыш-выигрыш" не требует поступаться своими интересами ради интересов других участников переговоров. Более того, он дает приемы для жесткого отстаивания своей справедливой позиции.

Подход "выигрыш-выигрыш" признан одним из наиболее конструктивных методов проведения переговоров. Особенно если приходится вести переговоры с людьми, ориентированными на жесткую форму стратегии "выигрыш-проигрыш".

Замечательной отличительной особенностью подхода "выигрыш-выигрыш" является то, что он позволяет достаточно твердо отстаивать свои обоснованные позиции. Здесь вопрос состоит лишь в качественном применении определенных правил и приемов проведения переговоров. Стратегия "выигрыш-выигрыш" реализует основной принцип человеческого взаимодействия: выигрыш одного партнера более результативен, если созданы условия для успешной деятельности всех партнеров.

В этом случае каждый партнер удовлетворен решением и готов приложить максимум усилий для его выполнения. Проведение стратегии "выигрыш-выигрыш" требует специальных приемов ведения переговоров.

Стратегия "выигрыш"

При этой установке на проведение переговоров основная задача состоит в достижении собственного выигрыша. При этом не имеет значения, к чему приходит другой - выиграет или проиграет. На практике эта позиция проявляется, как только один из партнеров начинает чувствовать отсутствие соперничества. Как утверждал Нергеш Янош: «Переговорщики сотрудничают (лояльно) лишь до тех пор, пока принуждены к этому; если же они чувствуют возможность избежать сотрудничества, то немедленно превращаются в беспощадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга максимально возможные уступки».

Один из эффективных способов взаимодействия с партнером, ориентированным на "выигрыш", состоит в применении подхода "выигрыш-выигрыш".

Стратегия "выигрыш" ориентирована на достижение собственного выигрыша независимо от того, учитываются или нет интересы оппонента. Эта стратегия легко переходит в стратегию "выигрыш-проигрыш" или "выигрыш-выигрыш".

Выбор успешной стратегии переговоров

Стратегия "выигрыш-выигрыш" считается наиболее успешной. Большинство людей придерживаются этой точки зрения, даже если не осознают ее явно.

Постоянно придерживаться какой-либо одной стратегии, не учитывая конкретные цели переговоров и изменяющиеся условия их проведения, было бы ошибкой. Так, например, в условиях дефицита, монопольного положения партнера и иных конкретных обстоятельств можно с успехом применять остальные стратегии.

В частности, если вы дорожите отношениями с партнером и результат переговоров для вас является на этом этапе второстепенным, скорее всего, вы используете подход "проигрыш-выигрыш". И в этом случае это будет наиболее успешная стратегия.

Жесткая форма стратегии "выигрыш-проигрыш" может быть оправдана, если в последующем отношения не будут продолжены и побежденный не нанесет вам ущерба своими действиями явно или косвенно.

Если нет каких-либо дополнительных обстоятельств, то стратегией "выигрыш-проигрыш" следует пользоваться корректно. В противном случае она легко трансформируется в "проигрыш-проигрыш".

Стратегия "выигрыш" эффективна в условиях высокой степени неопределенности из-за отсутствия информации. Эта позиция усиливается, если нет представления о том, как долго будут продолжаться деловые связи.

Во всех указанных ситуациях успех стратегии "выигрыш" предопределяется тем, что в ходе переговоров она может перейти в "выигрыш-выигрыш" или в "выигрыш-проигрыш".

В экстремальных ситуациях, когда важен только определенный результат и совершенно безразлично, как сложатся дальнейшие отношения, вы, естественно, выбираете стратегию Выигрыш. В ходе переговоров она может перейти в стратегию "выигрыш-проигрыш" или "выигрыш-выигрыш".

Из сказанного следует, что выбор стратегии зависит от конкретных обстоятельств. Основная задача - верно оценить ситуацию и подобрать подход с учетом ее особенностей. А это прежде всего большое и удивительное искусство.

  • Стратегия "выигрыш-выигрыш" успешна при проведении переговоров с оппонентом, использующим любую стратегию, и особенно "выигрыш-проигрыш".
  • Стратегия "выигрыш-проигрыш" успешна в экстремальной ситуации, когда важен только определенный результат и безразличны дальнейшие деловые связи.
  • Стратегия "проигрыш-выигрыш" намеренно используется, если результат переговоров имеет второстепенное значение и преследуются иные цели.
  • Стратегия "выигрыш" успешна, если легко трансформируется в "выигрыш-проигрыш" или "выигрыш-выигрыш".

ИМХО - игра достаточно глубокая и требует высогого уровня профессионализма от тренера-вожатого. Новичкам проводить не рекомендуется...

Основное, что надо понимать, говоря об упражнениях - важны не столько сами упражнения, сколько их сочетание в рамках курса, последовательность. Можно анализировать эффект и последствия отдельного упражнения - однако этот анализ не дает полной и настоящей картины, зачем же это упражнение делалось. Например, внешне может казаться, что упражнение направлено на то, чтобы осознать отношение других участников к тебе - однако на деле оно может иметь целью как выявление тренером степени вовлеченности того или иного участника, а также направленную «травлю» кого-то (отношение во многом формируется с подачи тренера и группы).
Описание отдельных упражнений интересно само по себе. В конце я дам интерпретацию психологов о том, на что направлены представленные упражнения с точки зрения работы с психикой.
Упражнений много! Описывать все я не буду, только некоторые, описание которых мне удалось найти и сформулировать. Сразу отмечу, что в разных тренинговых центрах упражнения могут различаться - поэтому я привожу лишь найденные названия и описания, что совершенно не значит, что упражнение с другим названием или сделанное немного не так не относится к лайфспринг-технологии.

Игра «Красное и черное» (вариант - «Крестики-нолики»)
Проводится на Базовом курсе.
Участники делятся на две команды и расходятся по разным комнатам. На доске нарисована таблица в 2 строки по 6 столбцов (каждая строка соответствует команде, каждый столбец - очередному «ходу»). Всеобщим голосованием команда ставит в каждую ячейку либо красное, либо черное - это и есть «ход». Ходят команды по очереди. Курьер перемещается из комнаты в комнату, смотрит результат после голосования и сообщает о том, как проголосовала другая команда. Результаты голосования курьеру докладывает только лидер команды по определенным правилам. Цель игры - «набрать максимальное количество очков» - буквально так она формируется тренером. Очки считаются так: если одна команда ставит красное и другая команда красное - обоим по минус 3. Если одна ставит «К», а другая команда «Ч» - первой плюс 5, второй минус 5. Если обе команды ставят «Ч» - обоим по плюс 3. Цель «набора максимального числа» не очевидна в процессе игры, например есть подсадные, которые утверждают что важно набрать максимум по абсолютному значению (минус 25 лучше плюс 10). Это вносит сумбур в голосование.
В итоге, когда команды после игры встречаются, после радости команды, набравшей большее число очков, тренер объявляет примерно следующее: «Надо было всегда голосовать за черное. Тогда по сумме обе команды набрали больше - так как настоящей целью был суммарный максимум по очкам (замечу, это никто не уточняя в начале ). Почему же вы голосовали за красное, пытаясь набрать больше очков для себя, не думая о другой команде? Потому что вы считаете их врагами - это заложено в нас. Также и в жизни происходит! А надо стремиться к сотрудничеству, любви к ближним и взаимодействию».
Тут есть еще один момент - курьер может не принимать результат голосования под предлогом «нарушения правил», иногда не говоря о сути нарушения - лидер должен сам догадаться (по факту нарушения может и не быть). Не прием ответа может быть намеренным - если видят, что обе команды пытаются голосовать за черное, то есть получить лучший суммарный результат - цель-то как раз создать соперничество, хотя в заключительной речи тренера речь идет о сотрудничестве. Люди начинают сомневаться, почему у них не принимается ответ, это вносит нервозность и может повлечь изменение результата голосования.
В течение игры тренер наблюдает за поведением команд. Он выявляет пассивных и выговаривает впоследствии им за пассивность, активным же выговаривает за то, что не активизировали пассивных. Выявляет лидеров, эмоционально устойчивых и неустойчивых, скептиков и т.п. Есть еще один побочный эффект - возможно сильное давление на тех, кто не согласен с результатом голосования своей команды: человек не хочет, чтобы выбрали какой-то цвет и видя, что большинство «за» этот цвет, просто «воздерживается» - а это нарушение правил и голосование не принимается. В результате команда давит на человека, чтобы он проголосовал и результат засчитали.

Упражнение «Брать-давать»
Упражнение делается на Продвинутом курсе, примерно в середине курса.
Участники подходят друг к другу и говорят, «берущий» тот или иной участник или «дающий». Каждый подсчитывает, сколько раз он «берущий» и сколько раз «дающий». Затем всех рассаживают в порядке убывания (схематично - берущий - минус один балл, дающий - плюс один балл). Тренер подходит к самым «отдающим» и самым «забирающим» и задает им вопросы, почему они оказались именно в этом конце шеренги.
Далее приглушается свет, включается громкая тяжелая музыка, каждый становится напротив своего напарника (напомню, в начале продвинутого курса все разбиваются на постоянные пары, выбирая себе напарника ). Тренер задает вопросы вроде: «Как ты забираешь? У кого ты забираешь - называй имена!? Как ты оправдываешь свое забирание?» Ответы участник должен громко кричать в лицо напарнику. Далее тренер заставляет повернуться спиной к напарнику, закрыть глаза и сомкнуть руки на груди в замок. По команде все участники должны одновременно бежать в указанную точку, расталкивая других и крича: «Мне наплевать на тебя, ты стоишь у меня на пути, отойди!» При этом в зал вбегает группа поддержки из крепких парней и участвует в толкучке, но участники их не замечают - свет приглушен, глаза закрыты, обстановка накалена. Если кто-то падает - его поднимают и снова кидают в кучу малу. Травмы не исключены, по человеку могут и пройтись, пока он лежит. Затем «группа поддержки» зажимает всех в кольцо, толкучка останавливается. Тренер говорит речь о том, «как это нехорошо - только забирать и не отдавать, в чем участники только что убедились. Каждое твое забирание усиливает плохое в мире».
Также может быть вариант, когда самых «забирающих» тренер начинает ругать, что они тянут команду вниз и их надо выгонять. И предлагает команде за них «побороться». Если команда не хочет бороться и согласна с тем, чтобы выгнать «отстающих» участников, капитаны давят на команду, крича: «Команда, вы сливаете своих людей! А за их результаты мы все в ответе!»

Упражнение «Что ты хочешь»
Упражнение делается на Базовом курсе.
Участники делятся на пары и садятся друг напротив друга в так называемой «открытой позиции» (руки на бедрах ладонями вверх), смотря в глаза друг другу. Первый участник в такт музыке громко спрашивает: «Что ты хочешь?» Второй участник должен так же громко отвечать - первое, что приходит на ум. В другом варианте пары нет - надо просто орать свои желания «в пустоту». Упражнение происходит с закрытыми от света окнами при приглушенном свете под оглушительно громкую музыку. Капитаны периодически подсаживаются к парам и подначивают криком «Что ты хочешь?» Кричат прямо в лицо, особенно тем, кто по их мнению орет недостаточно громко или же устал. Капитанов в микрофон направляет тренер. При выкрикивании желаний главное - не думать и кричать как можно громче - якобы, чтобы партнер слышал. Из-за громкого крика и музыки никто на самом деле не слышит партнера, но в реальности это и не нужно. Главное - чтобы человек своим же громким криком свои же желания утвердил как жизненные цели. То есть на фоне сильного напряжения желания должны «прописаться» в постоянной памяти человека, причем по мере упражнения человек переходит от осознанных желаний к подсознательным. По ощущениям участника - «горло хрипнет, голова пульсирует, болит, глаза наливаются кровью. Возникает состояние измененного сознания, легкое головокружение, психическая перегрузка». Рациональное мышление отключается, толпа входит в транс. Я, как человек бывавший в фанатском секторе на футболе, подтверждаю, что такое состояние вполне возможно и человек в орущей толпе адекватность теряет. Некоторые участники впадают в истерический смех, некоторые плачут.
После нескольких минут крика партнеры меняются ролями.
В конце упражнения тренер может сказать участникам, чтобы те выкрикнули неизвестные желания «во вселенную». Неважно что - главное, поднять глаза вверх и как можно громче кричать. При этом капитаны поднимают руки к небу, многие повторяют за ними.
Завершающий этап - медитация со словами «будь с тем, что ты только что открыл для себя».

Упражнение «Темная комната»
Делается на Продвинутом курсе.
Участники сидят в темной комнате, в которой играет оглушительно громкая музыка. Тренер говорит: «У всех бывают моменты, когда вы злитесь и оскорбляете себя. Оставьте все это здесь! Выругайте себя!» Участники должны громко говорить про себя оскорбления. Психической разгонке помогают капитаны, бегая и крича в уши участникам различные оскорбления.
После упражнения включается позитивная музыка и участники говорят себе, какие они на самом деле хорошие, гладят себя по голове.

Упражнение «Спасательная шлюпка» (варианты: «Лодка», «Корабль», «Летучий корабль»)
Проводится на Продвинутом курсе.
Начинается упражнение с медитации с закрытыми глазами под тихую музыку при приглушенном свете - имитация плавания на корабле. Затем «на корабль налетал шторм». Спасательная шлюпка на корабле только одна и влезает в нее два человека. Каждого участника спрашивают - что он выберет, спасение в шлюпке или смерть на тонущем корабле. Далее команде дают задание решить - кого в шлюпку посадить. Здесь как правило мужчины пропускают дам вперед, более старые пропускают более молодых. После некоторого обсуждения тренер его прекращает в жесткой форме и раздает всем по две спички. Каждый должен подходить к другим участникам и делать выбор: вслух в лицо говорить его имя и, если отдаешь спичку, добавлять «ты жив», если нет - «ты мертв». Затем это повторяет тот, кому ты это адресуешь. Например, подходишь к Петру и говоришь:
- Петр, ты мертв.
Петр должен повторить:
- Я Петр, я умер.
Все это происходит под давлением тренера и помощников. Если человек отдает спички, ему на ухо кричат, причем кричат сразу несколько человек: «Ты ведешь себя, как лох, ты и в жизни лох - отдаешь едва знакомым людям свою жизнь! Вот тебя и бросают девушки, забывают друзья! Ты сам себе не ценен и никому не можешь быть ценен! Все вытирают об тебя ноги!»
Если же человек не отдает спички: «Ты холодный и беспринципный, ты и в жизни так бросаешь людей! Поэтому с тобой никто не хочет быть! Ты не человек - ты бесчувственный робот!»
Еще интересный момент - к некоторым участникам тренер и помощники специально априори создают негативное отношение, чтобы люди не давали им спичек. Срабатывает модель коллективной психологии, по примеру школы - «травимому» старшими или более авторитетными товарищами ученику не подают руку одноклассники.
Когда у человека не остается ни одной спички, он должен по команде тренера лечь на пол - имитация смерти.
В итоге спички остаются только у некоторых, остальные «умерли». Каждый из оставшихся под контролем тренера подходит к остальным оставшимся и либо отдает спичку, либо говорит:
«Мне на тебя насрать. Я не беру тебя с собой» Команда при этом противостоит ему - «как же так, вы же еще сегодня с ним обедали за одним столом, он же еще так молод» и тому подобные аргументы.
После этого идет медитация следующего рода.
На берег прилетел вертолет со спасенными людьми. Вертолет встречают родные и высматривают тебя, но тебя среди спасенных нет. Далее вылавливают твое распухшее тело, тебя хоронят, все плачут. Выключают свет, все лежат в темноте. Музыки нет, тренер молчит. Умершие должны передавать последние слова родным через спасшихся. В процессе как правило кто-то «не выдерживает» и вскакивает с криком «Я живой!», скорее всего это подсадной человек, свет включают и все начинают вставать - оживать.
Далее тренер говорит, что «правильным поведением» будет не раздать спички и умереть, а оставить по одной спичке себе и своему напарнику - и таким образом вдвоем спастись.
Также в упражнении есть вариации: после медитации все встают в круг и каждый участник должен подходить к остальным и говорить (к примеру):
- Ты Петр, ты идешь.
Если же имени участник не помнит, он должен четко и громко сказать:
- Я не знаю твоего именно. Ты мне безразличен! Безразличен!!!
Тренер требует говорить громко, чтобы ощутить «насколько тебе безразличен этот человек».
Если участник неверно назвал имя, обладатель имени должен ответить:
- Это (пауза) не мое имя. (пауза)
Тренер говорит обладателю имени:
- Ты безразличен этому человеку. Как ты проявился, что стал безразличным этим людям?
Закончиться упражнение может глубокой ночью (напомню про недоедание и недосып, то есть сильное психическое истощение) - это последнее упражнение дня. По словам участвовавших - воздействие на сознание очень сильное, кто-то рыдает, кто-то подавлен как в состоянии траура.
В конце, после упражнения - медитация, направленная на эмоциональный подъем. После упражнения может идти домашнее задание, например «придумать себе надгробную надпись» (это уже, я так понимаю, в шутливой форме, после «положительной» медитации).

Кратко упомяну некоторые другие упражнения. Например, участников заставляют танцевать стриптиз. Есть и психологический стриптиз - человек выходит в центр круга и рассказывает о своих отношениях с отцом, о себе в постели и т.п. - а потом группа ему дает оценку (обратную связь), причем негативную. Еще, к примеру, участников заставляют разыгрывать немые сценки по книге «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.

Часть упражнений носит название растяжек или стретч (stretch) - эти упражнения направлены на как бы «выход человека за собственные границы поведения». В них людей разбивают на группы и заставляют играть какую-то нехарактерную для них роль - стриптизерши, вокзальные проститутки, бомжи, балеруны, бабочки, гусеницы. Причем люди реально могут сидеть бомжами у вокзала или выйти голыми на улицу. Также заставляют бесплатно достать что-то, например 3 любимых фрукта. Или проехать в общественном транспорте, не заплатив и спев песенку перед кондуктором в качестве оплаты - при поддержке группы.

Нельзя забывать и про «домашние задания». Не буду вдаваться в их описание, важен сам принцип - контроль над временем тренируемого даже за пределами тренинга. Человеку прививают ответственность за выполнение домашнего задания и спрашивают с него их выполнение на тренинге. Таким образом, время вне тренинга человек тратит на домашнее задание и у него не остается возможности осмыслить, что же он такое делает.

В начале статьи я обещал дать интерпретацию психологов - на что направлены методики, используемые в упражнениях. Поскольку статься получилась насыщенной и, по правде говоря, я и сам несколько перегружен информацией, - этой интерпретации будет посвящена следующая статья.

» является постоянная игра на черное. Эта же стратегия приносит наиболее плодотворные долгосрочные результаты и в межличностных отношениях.

На самом деле ответ очевиден — наибольший выигрыш даёт расклад, когда и вы и ваш противник ставят на черное. Идеальная игра выглядит именно так — и вы и противник придерживаетесь одного решения — ставить на черное. Однако в игре вы не можете контролировать ход вашего противника. Такая игра связана с определённым риском — если противника играет бессовестно, то он может в ущерб своей прибыли (+3 вместо +5) обеспечить вам постоянные убытки (-5). Стоит ли идти на такой риск? Безусловно. Даже если вам начали ставить красное — играйте на черное. В долгосрочной перспективе это даст гораздо большие результаты, чем попеременная игра на красное и черное, и уж тем более, чем постоянная игра на красное.

Интересно, что все четыре команды, учавствующие в , проиграли. Все закончили игру с отрицательным балансом. Почему так произошло? Несмотря на то, что игра на черное обеспечивала наибольшую прибыль, основная ставка всех команд была на красное. Да, конечно были черные ставки, но они были размешаны большим количеством красного. Хотя цель игры была заработать как можно больше очков, команды старались обеспечить как можно меньшее зарабатывание очков своими противниками. В результате все остались в глубоком минусе. Витали такие мысли, как «если мы будем ставить на черное, то за наш счёт другие команды будут наживаться», «давайте ставить на красное, мы всегда будем получать не меньше, чем противник» и т.п. Были и здравые мысли, однако они быстренько прибивались мнением «рассудительной» команды. Вся суть в том, что желание играть на черное у противника будет становиться все меньше и меньше, если мы постоянно играем на красное. Важно сделать первый шаг, первому решить играть на черное, даже если нет уверенности на такой же ответ.

Подобные правила игры работают в отошениях между людьми. Играть на черное означает делать людям добро, играть на красное — делать зло. Часто мы делаем людям добро только взамен на добро с их стороны. Если к нам относятся плохо — мы отвечаем тем же. Действия по принципу «ты мне, я тебе». Этот принцип не работает. Именно играя на черное можно ожидать счастливой жизни, наполненной смыслом и духовным удовлетворением. Помните категорический императив Канта? «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Иисус в нагорной проповеди сказал «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Правило «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» встречается в учении Конфуция. Весь мир твердит о Золотом Правиле, которое применимо ко всем областям жизнедеятельности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» . Хочешь, чтобы тебе ставили черное — сам играй на черное. Хочешь, чтобы люди делали тебе добро — сам сделай первый шаг, причем без всякой надежды получить что-то взамен.

Как вы поступаете, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола? Можно ждать, пока он проявит первым признаки внимания долгое время. Причем, это совсем не означает, что человек не заинтересован в знакомстве. Чем ждать, лучше сделать самому первый шаг — первый подойти, первым пойти на встречу. Конечно, есть шансы, что человек не окажет взаимности. Чем раньше вы узнаете об этом, тем лучше. Кроме того, это может быть только первичной реакцией. В любом случае, играйте на черное, первым делайте правильный шаг.

Случалось ли вам ссориться с близким человеком? Самое сложное в ссоре — примирение. Кто-то должен сделать первый шаг. Люди часто медлят, избегают первым позвонить, заговорить, даже когда желание примириться уже есть. Мол, а что если он(а) еще злиться на меня? Хотя это и кажется сложным, все же нужно играть на черное — первому идти на примирение. Большинство ссор — временные явления, своего рода разрядка накопившейся негативной энергии, хотя и не самым лучшим способом. Сказанное в эмоциональном настрое чаще всего не является истинным отношением к окружающему. Поэтому нераздумывая идите на примерение, как только страсти утихнут. Ведь вы этого хотите? Нет смысла сидеть и смотреть на телефон, ожидая звонка. Позвоните сами, тем самым вы ещё и время сэкономите, которое можно провести более интересным способом.

Многие игры, спортивные и жизненные, построены по принципу «выиграл-проиграл». Т.е. если один выигрывает, то другой игрок обязательно проигрывает. Этот принцип заложен во все командные спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, и т.д. Если ты не выигрываешь, то ты проигрываешь. В лучшем случае — ничья, что обычно также является не лучшим выходом. Другое дело — игра по принципу «победил-победил», когда оба участника могут остаться в выигрыше. Например, два игрока решили сходить в казино и сыграть в рулетку. Оба играют, и оба имеют шанс как выиграть так и проиграть. Причем не исключен шанс обоим остаться в выигрыше. Игра «Черное или Красное» также является примером игры, в которой обе команды могли остаться в выигрыше, и это — идеальное решение. Если бы не призма рассудочности, все команды могли закончить игру с большим положительным балансом. Помню, я даже пытался высчитать лучшую комбинацию ставок красных и черных ставок, при предположении, что ставки других игроков — случайны. Как будто несуществует у людей нет никакой совести и осознанного принятия решения.

Поступайте с другими так, как хочете, чтобы поступали в с вами. Играйте на черное и побеждайте!

Многие психологические методики и технологии отрываются от своих истоков, начинают жить своей «личной» жизнью, становясь постепенно «народными». Я уверена, что в арсенале каждого читателя есть методики, происхождение которых туманно. Поэтому я хочу обратить внимание на очень важное, с моей точки зрения, положение: «народная» психологическая методика - это плохо. И не только по соображениям исторической справедливости. Плохо, потому что, не зная теоретических корней метода, мы многого не понимаем в нем самом: как и на что он работает, что определяет.
Невольно на ум приходит ассоциация со случаем, описанным в повести Аркадия и Бориса Стругацких, где герои колют орехи королевской печатью.
В этой статье речь пойдет об одной «народной» психологической игре, которая известна буквально всем, но происхождением которой мало кто интересуется.

НЕПРИВЫЧНАЯ ГЛУБИНА

Игра «Красное и черное» пришла к нам с американского континента (она применяется в психологических обучающих программах «Discovery» и «Lifespring»).
Благодаря работам Н. Козлова, игра получила широкую известность. В книге И. Вачкова предложен ряд интереснейших авторских модификаций. Игра может проводиться как в парах, так и между группами, в ее основе - стратегии построения взаимоотношений в ситуации, когда намерения одного партнера другому достоверно неизвестны.
В игровой схеме «Красного и черного» хорошо ощущается этакая непривычная для большинства тренинговых приемов методическая глубина и наличие добротного теоретического основания. Так оно и есть. В отличие от множества других приемов, используемых психологами-практиками в групповой работе, схема данной игры родом из серьезной теории. О чем, на мой взгляд, важно знать всем «потребителям» техники «Красное и черное» и ее многочисленных вариантов.

ЧТО НА СЧЕТЧИКЕ?

Еще в довоенные годы в недрах необихевиоризма стали возникать теории, пытающиеся объяснить суть межличностных отношений людей. Естественно, что все теоретические построения укладывались в универсальную схему «стимул - реакция».
Д. Тибо и Г. Келли создали объяснительную схему, в рамках которой отношения людей рассматривались с точки зрения их психологической целесообразности и выгоды для участников. Внутри каждого человека существует некоторый «психологический счетчик». С его помощью мы пытаемся оценить результаты общения, определяя его исход.
Исход - это сумма вознаграждений и потерь, которая получается в результате общения с тем или иным партнером. Если вознаграждений больше - исход имеет положительный знак, и человек стремится к продолжению отношений. Если потери преобладают над вознаграждением, исход получается со знаком «минус». Каждый из нас стремится к прекращению отношений с таким исходом.
Естественно, что и вознаграждения и потери носят психологический характер: власть, статус, удовлетворение социальных потребностей и др. На первый взгляд, все очень просто: мы постоянно калькулируем результаты общения, отбрасываем связи, приносящие нам психологический урон, поддерживаем позитивно подпитывающие нас отношения... Но возникает серьезная проблема. Дело в том, что общающиеся люди имеют возможность влиять на исходы друг друга, контролировать их! И часто не от меня, а от моего партнера зависит, что я получу в итоге: вознаграждение или потери.
В теории Тибо и Келли этот момент оказался самым интересным и перспективным. Для изучения того, как и каким образом партнеры влияют на исходы друг друга, был разработан специальный методический прием - матрица исходов (или репертуарная решетка).
А и Б - партнеры по общению. Они поставлены в некую экспериментальную ситуацию, когда у каждого есть два варианта поведения: вариант 1 и вариант 2. Но они несут партнерам различную выгоду. В любом случае один привлекательнее другого.
Для того чтобы оценить эту выгоду, можно ввести условные «денежки» - баллы, а матрица исходов позволит рассмотреть все ситуации сочетания выборов с точки зрения их выгоды для партнеров. Ведь партнеры не просто выбирают за себя, их выгода зависит как от собственного выбора, так и от выбора партнера.

ФАТАЛЬНЫЙ ТИП

Например, жена хочет провести сегодняшний вечер дома (ситуация примитивная, но именно она чаще всего рассматривалась исследователями).
Вариант «дома» для нее однозначно привлекательнее любого варианта «вне дома». Но ценность домашнего вечера сильно колеблется в зависимости от того, что выберет муж. Она высока в случае, если он присоединится к жене, и она сильно снижается, если он выберет «вне дома».
Последняя информация: мужу все равно, как и где коротать этот вечер. Он самодостаточен, и ему будет хорошо и одному, и с женой.
Воспользуемся этим примером и заполним репертуарную решетку.

Вспоминая Лайфспринг

Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации.
Состоит из четырёх ступеней, первая из которых – базовый курс.
На базовом курсе участникам предоставляется возможность осознать установки и ограничения, исходя из которых они строят свою жизнь, а также возможность создания и принятия новых установок, благодаря которым можно заставить жизнь «работать» на осуществление желаний.

Игра «красное/чёрное» проводится на базовом курсе.
Участники делятся на две команды и расходятся по разным комнатам.
На досках в обеих комнатах нарисованы таблицы в две строки по шесть столбцов (каждая строка соответствует команде, каждый столбец – очередному «ходу»).
Общим голосованием каждая команда ставит в соответствующую ячейку либо красное, либо чёрное – это и есть «ход». Ходят команды одновременно, не зная, какой ход в это же самое время делает другая команда. Участникам сообщается о промежуточных результатах только после того, как ход сделан обеими командами.
ЦЕЛЬ ИГРЫ – НАБРАТЬ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОЧКОВ.
Очки считаются следующим образом: если одна команда ставит на красное и другая команда на красное – обеим по минус три. Если одна ставит на красное, а другая команда на чёрное – первой плюс пять, второй минус пять. Если обе команды ставят на чёрное – обеим по плюс три.

Третий день тренинга.
Я сижу в зале и слушаю то, что слышала уже множество раз и даже говорила сама. Однако сейчас я нахожусь здесь в качестве участницы.
Через несколько рядов правее меня сидит Иван – соведущий нашего мастер-класса, четвёртой ступени программы.
Что мне здесь нужно, я знаю: мне предстоит вести этот курс самостоятельно. Что нужно здесь Ивану, за плечами которого уже несколько десятков подобных занятий?
В зале всё, как всегда. Удивляющиеся, возмущённые, не понимающие ни слова, страдающие, надеющиеся и слепо верящие – все целиком погружены в свои мысли и эмоции.
Участники плывут по течению в направлении, указанном тренером, и это движение похоже на бурлящий поток.
Я тоже погружена в свои размышления. Сейчас будет игра «красное/чёрное». Я уже множество раз в качестве ассистента тренера говорила людям, что сыграть в неё можно лишь единожды – в самый первый раз. Всё остальное – фальшь и подтасовка. Потому что зная правила игры, играть в неё уже невозможно. Сегодня мне предстоит это сделать!
Эта игра никогда не была выиграна. Ни на одном курсе тренинга. Никем. Так говорит тренер. Именно так же множество раз говорила участникам я сама...
Тренер разводит нас с Иваном в разные команды.
А ведь это шанс! Мне достаточно объяснить людям суть игры, а Иван со своей стороны сделает то же самое – я это знаю. У нас обоих в командах по тридцать человек – пустяк...
Я собираюсь, как пружина. Сердце у самого горла.
Вторая команда проходит мимо, в соседнее помещение, и я вижу, как дрожит Ванино лицо. На одно мгновение его рука касается моей...
Нет! В эту игру можно играть только один раз. Один. Единственный за всю жизнь. Моя игра будет фальшива. Решив свои собственные задачи, вбив людям в голову готовое решение, я лишу их возможности найти его самостоятельно. Они его не найдут, это я тоже знаю, весь мой опыт говорит об этом. Но я дам им хотя бы возможность.
И вот я сижу на последнем ряду и наблюдаю происходящее.
Всё, как всегда, по знакомому сценарию. Люди, которые пару часов назад обнимали друг друга и говорили о любви каждому встречному, теперь разъединены на две команды и поставили себе цель вырвать у противника победу, очки, преимущество.
Моя команда осторожно голосует за красное. Всё, игра проиграна. Можно уходить... Но они ещё не знают об этом...
За стеной беснуется Иван. Ваня закончил Гнесинку по классу вокала, и его бас передаётся по всему зданию через пол.
Ваня, ты ещё не знаешь, что я предала тебя. Ради них. Ради себя. Ради тебя самого. Ради игры...
Его голос стихает. Тренер оповещает нас о том, что другая команда сделала ход на чёрное. Разумеется.
Моя команда, волнующаяся и гудящая, как улей, ещё более осторожно ставит опять на красное.
За закрытой дверью снова и снова вбивает в пол сваи тяжёлый голос Ивана. Ответные крики, звуки, похожие на грохот падающей мебели, женский визг – всё сливается в дикую какофонию. Он бьёт их?
Тренер приносит ответ: чёрное!
Ну пусть так... Какая разница? Нужного результата всё равно уже не будет. Сам же Ваня множество раз объяснял мне эту простую истину.
Третий ход. Изумляясь происходящему, окрыленная иллюзиями, моя команда опять делает ставку на красное. Я сжимаюсь в комок. Если бы они только знали, как их сейчас будут бить! Как с самых вершин успеха им предстоит упасть в пропасть глубочайшего разочарования – разочарования в самих себе…
Вопли за стеной становятся невыносимыми. Ад, кромешный ад совсем рядом со мной... Его бьют!! Ваня! Ты ещё веришь в людей?
Чёрное! Снова чёрное!
Меня начинает трясти. Ещё не веря в происходящее, отказываясь воспринимать действительность, я затыкаю уши и закрываю глаза.
Чёрное!
Чёрное!
Чёрное!
У меня на хватает рук, чтобы заткнуть свой рот, и я закусываю зубами плечо в лохматом свитере.
Шесть чёрных фишек! Шесть! Все необходимые шесть – и это несмотря на весь бред наших ответных шагов...
Ванина команда появляется из соседнего помещения. Их вид ужасен. Волочащиеся по полу мужские пиджаки, разорванные рубашки. Испуганные, дрожащие, заплаканные женщины.
Моя команда смотрит на них с потрясением.
Игра проиграна.

После необходимого по сценарию разноса (все слова я знаю наизусть) тренер выгоняет шокированных участников в коридор.
Я подхожу к Ивану и показываю рукой на заполненную таблицу:
– Эту игру возможно выиграть!
– Нет, – качает головой Иван, – Только проиграть!
И оба мы неправы...

Рецензии

Привет! Не поняла правила игры, получается на красное ставить по большей части выгоднее. Почему вторая команда всё время на чёрное? Или их продавливал Иван? Оттого и драки? Или по другой причине? Самое смешное, что один мой близкий друг ещё на заре деятельности Open forum случайно на их тренинг попал, там в экспресс- варианте за два дня у них чего только не было, даже прорыв. Так вот, в эту игру он играл, я его спрашиваю, в чём суть, а он: я так и не понял)))