Древний город Несвиж расположен в живописном местечке на берегу реки Уша. По современным меркам он небольшой, в нем проживает около 16 тыс. человек. Основной достопримечательностью называют Несвижский замок. Он действительно впечатляет интересным архитектурным решением и богатой историей. Рядом находится знаменитый Фарный Костел Божьего тела, который смело можно назвать уникальным.

Тайны фарного костела

Исторически сложилось так, что храм стал средоточием удивительных фактов и предметов. Он наполнен аллегориями и несмотря на то, что хорошо изучен историками, постоянно преподносит новые сюрпризы. Экскурсия по нему проводится в сопровождении одного из служителей. Только они могут рассказать обо всех интересных фактах, связанных с храмом.

Термин «фарный» в названии означает, что храм не принадлежит ни одному ордену, а является приходским. Его строительство началось в 1584 по указу Николая Радзивилла, и через 9 лет строительство было завершено, храм освящен и открыл двери для прихожан. Архитектор, Джованни Бернардони, не дожил до окончания строительства, и купол устанавливал Джузеппе Бризио, один из его учеников, поэтому удалось сохранить общий стиль. Одна из особенностей фарного костела заключается в том, он был первым за пределами Рима, построенным в стиле барокко. Прототипом послужил собор Иль Джезу.

В храме проводил службы святой Андрей Боболя и фарный костел в Несвиже остался единственным уцелевшим зданием из всех, где он служил. Об этом факте напоминает икона, созданая исследователем жизни святого Витковским с соблюдением классических канонов.

Следующим уникальным объектом стала «Тайная вечеря», написанная придворными художниками Радзивиллов Ксаверием Гески и его сыном Юзефом. Она считается одной из самых больших икон, написанных на полотне. Размеры 4 на 8 метров являются для подобных творений уникальными. Она полна символичных элементов:

  • вытянута вверх вместо горизонтальной композиции;
  • фигура Иуды с серебренниками на колене отвернута в сторону от стола и людей, собравшихся за ним;
  • только силуэт предателя отбрасывает тень, указывая на его поступок;
  • впервые выписан образ бога-отца.

Фрески тоже принадлежат кисти Гески. Они по-своему уникальны, поскольку использована техника, зрительно расширяющая пространство и придающая дополнительный объем. На колоннах они выполнены в монохромном стиле, а купол играет всеми красками и оттенками. К сожалению, многие изображения подкорректированы и для возвращения истинного вида требуют профессиональной реставрации. Сохранился только фрагмент подлинника, датированный 1750 годом, расположенный в боковом алтаре за иконой.

У органа, созданного мастером Вацлавом Бернацким специально для фарного костела в Несвиже своя, почти детективная история. Инструмент сравнительно небольшой, но с ясными, чистыми насыщенными голосами, что позволяло использовать его при сопровождении служб и проведения концертов. Ксендз Колосовский сумел уберечь его от переплавки в период войны. Сделано это было очень оригинальным способом. Он попросил урядника составить бумагу, по которой инструмент уже был изъят, а трубы священник снял и спрятал в своем огороде. После окончания войны из выкопали и поставили на место. Для полной комплектации органа не хватает фасада, который планируется сделать деревянным и резным.

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования.

В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?

Пане Каханку моль оставила без штанов

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?

Первым комиссия из Москвы открыла самый древний гроб - Николая Кшиштофа Радзивилла Сиротки. Ученые ожидали увидеть мумию в плаще пилигрима - так завещал сам князь. Вместо этого открылась иная картина: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шелковая рубаха, на ногах - белые чулки машинной вязки. Под головой лежала холстинная подушечка, набитая неистлевшим сеном, а под ней… скомканный медицинский халат и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой значилась парижская фабричная марка.

Все эти предметы относились явно к 1905 году. Комиссия переодела Сиротку!.. Советские ученые задались вопросом зачем.

Ответ был найден быстро. На дне гроба лежало много сухой моли и мелкие черные шерстинки. Знаменитый плащ пилигрима уничтожила моль!.. Не пощадила она и мумию: по свидетельству ученых, от нее остался скелет с остатками высохших тканей.

Рецепт Радзивиллов не был уникальным

Вскрытие нескольких других гробов позволило достаточно точно установить способ, которым радзивилловские врачи бальзамировали умерших хозяев. В то время по христианским канонам вскрытие покойника было строго запрещено. Поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальсанами» (бальзамами) и смолистыми пахучими веществами, не производя вскрытие, не удаляя внутренние органы.

При этом мази наносились только на переднюю поверхность. Ткани высыхали, и верх тела сохранялся, образуя своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть высыхала и распадалась.

Так отыскала ли комиссия то, что хотела - секрет бальзамирования белорусских магнатов?.. Ответить сложно. Выводы показали, что никакого особенного секрета и не было - врачи просто опирались на знания и опыт, доступные в те времена.

Герметичные саркофаги вскрывать не решились

Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника - без особенной обработки - просто запаивали в герметические цинковые гробы.

Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.

В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.

Где Радзивиллы взяли рецепт мумификации?

Самая вероятная версия - в Египте. В 1583 году Николай Кшиштоф Радзивилл Сиротка совершил путешествие в Италию, Иерусалим и Египет.

В своей знаменитой книге «Перегринации» Сиротка довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что “розныя зеллі і масці так спеклі целы, што тыя ажно свецяцца, як смала зацвярдзеўшы…косці тых целаў цэлыя і надта белыя, бо тыя масці пахучыя і ад счарнення іх бароняць…” «…намазаныя тры тысячы гадоў цэлыя ляжаць».

Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела - мужчины и женщины. Но везти их целиком было нельзя: считалось, что мумия на корабле может принести этому судну гибель. Поэтому каждое тело поделили на три части, каждую из которых упаковали в отдельный ящик.

Уже когда мумии были погружены на корабль и судно ждало попутного ветра, поднялась страшная буря. Моряки стали паниковать: мол, все погибнем. Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказывает выбросить все ящики в море.

Сиротка не довез до Несвижа мумии, но привез саму идею бальзамирования.

Разрешение на создание усыпальницы давал лично Папа Римский

Несвижский костел Божиего Тела в этом году будет отмечать 415-летие. Строил костел гениальный итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони.

Чтобы основать усыпальницу, Сиротка ездил просить разрешения у Папы Римского. Папа благословение дал. Таким образом, в Несвиже возникла третья в Европе семейная гробница после усыпальницы Людовиков во Франции и Габсбургов в Австрии.

Основывая семейную усыпальницу, Сиротка установил два правила. Первое: в крипте должны покоиться только Радзивиллы (надо сказать, что Сиротка сам же и нарушил его - к его ногам позднее лег верный слуга). Второе: все умершие погребаются в простой одежде, без украшений. Благодаря этому мудрому закону, про который знали все, на протяжении веков усыпальница не подверглась разграблению - вскрывать гробы ради мумий искателям кладов не было резона.

Первым Радзивиллом, погребенным в крипте, стал сам Сиротка; произошло это 28 февраля 1616 года.

Усыпальницу спасали Кеннеди и Муссолини

Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.

В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода , 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать - пишите.

Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».

Легенды о крипте

Пожалуй, самый легендарный гроб в усыпальнице - горбатый (крышка с «горбом»). По легенде, здесь похоронена юная княжна, которая замерзла, ожидая в парке своего возлюбленного. Ее окоченевшее тело не смогли положить в гроб.

Вскрытие показало, что в гробу еще один, где покоилась 74-летняя княгиня Карницкая-Радзивилл. А на крышке была приделана изящная ваза - для этого внешний гроб и пришлось изготовить с «горбом».

Кстати, именно из-за этой вазы тело покойной не сохранилось: нарушилась герметичность гроба, и покойница просто «рассыпалась».

Возле одного из саркофагов стоит железный бочонок с ручками. По легенде, здесь покоятся останки князя, которого растерзал медведь. Зверь так искромсал человека, что все, что от него осталось, сложили в такую емкость.

Но и эта легенда тоже была развенчана. В бочонке, в специальном растворе, оказались сердце, легкие, печень и почки. В 19 веке уже делали вскрытие. Один из Радзивиллов запретил удалять внутренние органы своей жены: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили». На гробу любимой он выковал эпитафию: «Всем, кроме жизни, обязан я только тебе».

Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах - дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики - это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.

Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.

По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой - в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.

Мумии Радзивилов - не единственные в Беларуси

Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.

Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…

Продолжу фоторассказ о нашей поездке по беларусским замкам. После , мы отправились в Несвижский, находящийся тут же, неподалеку.
Места тут красивые, шутка ли - весь городок Несвиж попал в список Юнеско как памятник архитектуры. Но главные его изюминки конечно все же старинная городская ратуша, Костел Божьего Тела в подвале которого находится усыпальница всего рода Радзивиллов (зрелище то еще надо признать) и конечно сам замковый комплекс.
Осенью тут наверно еще красивей, но и летом было весьма живописно:)

Но обо всем по порядку
Ратуша
Несвижская ратуша является древнейшей среди построек городского самоуправления, сохранившихся на территории Беларуси. Что-то типа наших зданий мэрии и правительства была ратуша в средние века.
В «магдебургский период» (конец ХVІ в. – 1836 г.) на первом этаже Несвижской ратуши находились торговые лавки, городская весовая, сторожевая, склад оружия для горожан на случай опасности, специальное помещение для хранения пожарных инструментов. Второй этаж отводился под учреждения магистрата. Здесь размещались зал рады, судебный зал, зал заседаний, архив, сокровищница, кабинеты войта и бурмистров, а также хранился городской архив с административными книгами и привилегиями, данными городу королями и Радзивиллами.

Во время Северной войны ратуша горела, её отстроили в 1752 г. Большой пожар 1836 г. нанёс непоправимый урон постройке, особенно пострадали помещения второго этажа. Башня уменьшилась с шести до четырёх ярусов. Именно с этого времени и до конца XIX в. ратуша находилась в запущенном состоянии. Ремонтные работы велись с разной степенью интенсивности почти до заката существования Российской империи. С конца XIX в. и до 1939 г. здесь находились городская Дума, уездный старостат, полицейская и городская управы. После II Мировой войны в ратуше разместился районный Дом культуры, позднее – Дом пионеров и школьников, детская библиотека.

Здесь у нас была экскурсия, но я каюсь не вслушивался в нее, пробежался по экспонатам сам

Традиционно пофоткав резные элементы декора

Или вот

Мебель модная

В древние века в Несвиже любили кутить по полной. Вот например древняя трубочка для питья коктейлей

Сантехники и ключники были в цене

Знаменитые спа-салоны Несвижа гремели на всю Европу.
На фото очередь на процедуру педикюра

Ажурные скамейки, аккуратные клумбы и даже мусорки - Беларусь в каждом населенном месте подтверждает статус одного из чистейших и экологичных государств

Указатели

Ратуша с другой стороны

Затем мы отправились в иезуитский костел Божьего Тела, в подвале которого находится крипта с саркофагами Радзивиллов

Собор действующий и внутри он поражает своей красотой. Древние мастера росписи нанесли орнамент так, что кажется все фигуры наверху объемны

Затем мы спустились в усыпальницу
Для рода Радзивиллов это семей­ная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж­ского костела стала третьей семей­ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции (аббатство Сен-Дени) и Габс­бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по­лучил лично у Папы Римского, по­скольку в то время считалось не­приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако­панными в землю, а на поверх­ности.
Первым кто в ней почил и стал сам Сиротка.
Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключи­тельно Радзивиллы; во-вторых, хо­ронить надлежало в простом одея­нии и без богатств - чтобы через ве­ка ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы.

С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище боль­шинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гро­ба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла - князя Антония, жившего в Лондоне, - была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответ­ствии с его завещанием. Однако све­дения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчи­тала 78 саркофагов: в польской мо­нографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофа­гов было якобы 90; еще раньше на­зывалось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще - точных сведений нет. Согласно од­ной из версий, часть саркофагов ис­чезла во время войны.

Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого - конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерз­ла, скрючившись на пенечке - в таком виде княжну и похоронили. Впро­чем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена... 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл. А «горбатость» саркофага получи­ла абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага нахо­дился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил... вазу с желез­ным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось - прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).

Другая легенда касается зага­дочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Леген­да повествует, что там были захоро­нены останки Радзивилла, которо­го задрал на охоте медведь. В дейст­вительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу по­зволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл - тако­во было распоряжение мужа после ее смерти.

Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, сто­ит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные вре­мена. Это, как и многое другое, свя­занное с Радзивиллами, также оку­тано мифами и легендами. Со­гласно самой вероятной версии, ре­цепты мумификации Сиротка при­вез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаме­нитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев... кос­ти тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают... намазанные три ты­сячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять не­сколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных те­ла - мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя - считалось, что мумия может при­нести судну гибель. Поэтому каж­дое тело разделили на трети и запа­ковали в отдельные ящики.

Уже когда мумии были на ко­рабле, и судно ждало попутного вет­ра, поднялся шторм. Матросы ста­ли паниковать: все погибнем! Не вы­держав психологической атаки, Си­ротка приказал выбросить все ящи­ки в море. В результате князь не до­вез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.

Этой идеей заинтересовались в 1953 году и коммунисты: когда умер Сталин, возник вопрос, как со­хранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась спе­циальная комиссия из Москвы, воз­главил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приез­да комиссии была гениально закон­спирирована: якобы поступили жа­лобы и просьбы от местных жите­лей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения...

Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подроб­нее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб - Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима - как значилось в завещании. Однако картина от­крылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шел­ковая рубаха, на ногах - белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти - знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани...

Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лека­ри смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими ве­ществами - не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани вы­сыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.
(с)

Ну а после костела и его мрачного подвала нас ждал красивейший Несвижский замок

во дворе его можно в волю повеселиться. Там даже есть прокат старинных костюмов для фоток. Но мы ограничились нарисованными:)

Несвижский замок был построен в 13 веке представителями княжеского рода Кишки (не знаю где ударение ставить). После завершения их рода замок и все владения перешли к Радзивиллам.
Замок был сперва деревянным и его перестройкой в настоящую каменную крепость руководил все тот же Радзивилл Сиротка в 15 веке.

Замок имел форму четырёхугольника площадью 170 на 120 метров, был окружён земельным валом с расположенными по углам бастионами, водяным рвом (образующим внутреннее кольцо), достаточно широкой дорогой и искусственными водоёмами (играющими роль так называемого внешнего кольца). Для защиты и обороны сооружения вал высотой метров до 20 укрепили камнями, в нём оборудовали каменные конюшни и оставили потайные ходы, в бастионах расположили арсеналы и каморы, а со временем по углам бастионов выстроили четыре оборонные башни.

Во время нашествия воинов Русского государства в 1654 и 1659 годах замок противостоял осаде, а вот в 1706 году не выдержал напора шведов, которые захватили дворец и частично его разрушили. В дальнейшем, в период со второй половины 18 до середины 19 веков замковое сооружение неоднократно захватывали войска России (это происходило в 1764 и 1768 годах, в 1772 и 1773, а также в 1812). После столь сложной истории своего существования замок всё же вернулся во владения Радзивиллов. Вслед за этим последовало расширение замка и строительство самого комплекса, общая площадь которого к 1939 году составила порядка 90 гектаров и включала в себя Замковый парк, Старый парк, Новый парк, Английский парк и Японский сад. Многочисленные разрушения и последующие реставрационные работы существенно изменили облик замка. Постепенно он вбирал в себя признаки различных архитектурных стилей. Здесь нашли своё отражение: ренессанс и классицизм, барокко и рококо, неоготика и модернизм.

Внутри замка работает музей. Каждый зал восстановлен по описаниям древних лет, сохранились оригинальные израсцовые печи и камины

водосточная труба например:)

горный хрусталь

Лось. Просто лось

Выставка вешалок

Во дворе замка обнаружен камень сердечком. мимими усюсю

Вот здесь можно посмотреть старые фотографии замка

Замок прекрасен практически со всех сторон. А вода в крепостном рву только украшает картину своими отражениями замка

Во время Великой Отечественной войны замок практически не пострадал. C 28 июня 1941 г. в нём располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана.

Во времена СССР в комплексе располагался санаторий «Несвиж», подчинявшийся НКВД/КГБ, затем - Четвёртому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и, наконец, управлению «Межколхозздравница». Во время подчинения санатория Минздраву БССР санаторий был рассчитан на 175 мест (3 тысячи человек в год), в том числе действовало клиническое отделение на 25 мест для лечения больных, перенёсших тяжёлые заболевания. В санаторий направляли людей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата.

После распада СССР Несвижский замок перешёл под опеку Министерства культуры Белоруссии, после чего началась реставрация.
(с) Вики

И немного легенд Несвижского замка

Про Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку

В пылу кутежа когда в замке было много гостей, а дело было летом, пан пообещал что утром все гости поедут на службу в костел на санях, естественно никто не принял это всерьез, но утром всех начали приглашать выйти во двор, и каково-же было удивление высокой знати, весь проезд от ворот замка, до костела был усыпан солью (в те времена она стоила еще дороже приправ и ее количество высыпанное на дорогу приравнивалось целому состоянию). Гости отправились на службу, по дороге они увидели как два шляхтича наполняют солью свою бричку, и тут Пане Коханку не сплоховал, приказал наполнить брички доверху и впречь вместо лошадей шляхтичей, если доедут до дома, то пусть забирают соль, а если нет, то казнить за воровство.
После того как все оценили егу изобретательность, он позволил забрать всю высыпанную соль местным жителям совершенно бесплатно, говорили что как минимум 5 лет торговцы ни могли продать в Несвиже и его окрестностях ни грамма соли.

(мне кажется у нас вроде под Питером тоже была аналогичная байка, только про катальную горку)

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов

Контакты

Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов

375 1770 2 06 02

Минская обл., г. Несвиж, ул. Замковая
Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Координаты для навигации:

53.222768, 26.691699

375 1770 2 06 02

Благодарим за заказ! Мы доставим Вас в "Несвиж: дворец Радзивиллов, костел Тела Господня и еще 10 объектов" максимально комфортно и оперативно!

Факты

  1. Первым белорусским книгоиздателем был Франциск Скорина. Но первые книги непосредственно на территории Беларуси и на белорусском языке были изданы несколько позже именно в Несвиже Симоном Будным. «Новый завет» с комментариями Будного считается первым в мировой литературе случаем рациональной критики Евангелия.
  2. В Несвиже появился один из первых театров, созданный Франтишкой Уршулей Радзивилл и располагавшийся в «Комедихаузе». Хоть представления велись и на польском языке, театр стал первым в Беларуси и давал представления не только в Несвиже, но и за его пределами.
  3. Прямо возле Несвижа проходит водораздел между бассейнами Балтийского и Черного морей. На территории деревни Осмолово, что чуть южнее Несвижа, протекают реки Лань и Уша. Первая затем впадает в Припять и Черное море, вторая – в Неман и Балтийское море.
  4. В Несвиже произошло первое в Восточной Европе восстание в гетто – 21 июля 1942 года. Памятный знак в честь жертв несвижского гетто установлен в Иерусалиме.
  5. Несвижский замок хранит немало тайн. Под его валами проходят подземные ходы, а легенда гласит, что в подземельях спрятаны 12 статуй апостолов, сделанных из золота. Статуи якобы были покрыты драгоценными камнями, а утеряны они были во время войны 1812 года.
  6. Самая известная легенда замка связана с Черной Панной – Барбарой Радзивилл, которая якобы разгуливает по его коридорам. Интересно в этой легенде то, что Барбара Радзивилл умерла в 1551 году, еще до того, как нынешний каменный замок был заложен, да и сама она ни разу не была в Несвиже.

Что посмотреть

  • Дворец Радзивиллов
  • Огромный парк из пяти частей
  • Фарный костел иезуитов
  • Идеально сохранившаяся замковая башня
  • Слуцкая брама – часть исторических фортификаций
  • Ратуша и историческая застройка

А посмотреть здесь действительно есть на что. Это и дворцово-замковый комплекс Радзивиллов, бывший на протяжении нескольких веков основной резиденцией одного из самых богатых и знатных родов ВКЛ и Речи Посполитой, и удивительная замковая башня, сочетающая в себе черты готики и ренессанса, и городская ратуша, сооруженная в честь обретения городом магдебургского права, и находящиеся рядом с ней старинные торговые ряды, и уникальная Слуцкая брама, встречающая гостей исторического центра с востока, и многое другое. Сами улицы, несмотря на события последних столетий, хранят богатую историю города, которую можно сполна ощутить и сегодня.

Центральное место в Несвиже занимает дворцово-парковый ансамбль. Это не только замок с прекрасным внутренним двором, рвом и фортификациями, но и парк площадью более 90 гектаров, водоемы и прилегающая территория. Поражает органичное сплетение различных архитектурных стилей комплекса: за время его существования он приобрел различные черты ренессанса, классицизма, барокко, рококо, модерна и неоклассицизма. Сейчас замок полностью восстановлен, внутри располагается историко-культурный музей с богатой экспозицией, есть гостиница и ресторан.

Костел Божьего Тела, строительство которого началось в 1587 году, стал первым в Восточной Европе храмом в стиле барокко. Долгие годы костел принадлежал ордену изуитов. Белоснежный фасад храма великолепно вписался в атмосферу старинного города. Уже в XVIII веке рядом с костелом на средства помещика Булгарина была построена часовня, архитектором которой вероятнее всего был итальянец Маурицио Педетти. Интерьер костела богато декорирован скульптурными – барельефы, бюсты, мраморные алтари и памятники – и живописными изображениями. Главный алтарь украшает картина художника Ксаверия Геского «Тайная вечеря», созданная в 1750-е годы. В подвалах костела находится фамильная усыпальница Радзивиллов – 70 саркофагов, 2 канопы и урна с прахом. Костел и крипта открыты для посещения.

Возле костела возвышается замковая башня, построенная в конце XVI века, в архитектуре которой видны черты готики и ренессанса. Изначально она была частью городских оборонительных сооружений. Но уже в XVIII веке стала использоваться как звонница-колокольня. Башня хорошо сохранилась, и кажется, что ее возвели совсем недавно. Стены из красного кирпича и белые контуры окон неизменно привлекают внимание туристов.

Превосходный парк является частью дворцово-замкового ансамбля. По сути это несколько различных парков, созданных в XIX и начале XX века. Всего за 25 лет их было создано пять: Замковый, Старый, Японский, Английский и Марысин. Общая площадь парков составляет более 60 гектаров. Каждый парк по-своему интересен и неповторим. Кроме парков следует обратить внимание на озера: Дикое, Замковое, Бернардинское, Девичье, которые являются органической частью природного ансамбля.

Почти сразу после обретения городом магдебургского права была создана городская ратуша. Строительство завершилось в 1596 году на средства самих горожан, а работами руководил Ян Мария Бернардони. Будучи построенной как самая высокая точка города, ратуша и сегодня остается таковой: ни одно здание за пять с лишним веков не оспорило ее первенство. Сегодня в ратуше представлена музейная экспозиция и проводятся экскурсии.

Еще одно превосходное барочное сооружение ― знаменитая Слуцкая брама. Раньше она была частью городских фортификаций и воротами города со стороны Слуцкого тракта (с юго-востока). Со временем массивные дубовые ворота сняли, а браму перестроили в барочном стиле. Теперь брама служит символом могущества Радзивиллов, Несвижа и ВКЛ тех времен, своеобразной триумфальной аркой. В летний период Слуцкая брама открыта для посетителей.

Нынешний Несвижский государственный педагогический колледж им. Якуба Коласа на протяжении нескольких веков был женским монастырем бенедиктинок. Несмотря на смену профиля, здания бывшего монастыря во многом сохранили свою атмосферу и внешний вид. Особенно интересна брама-колокольня, построенная в 1760-е годы.

Городская застройка представляет большой интерес для туристов. Обязательно прогуляйтесь по старому городу – Вы будете немало удивлены разнообразием архитектурных стилей.

В самом замке и некоторых других исторических памятниках регулярно проходят костюмированные представления. Смотрите расписание!

История

Несвиж был основан до появления в городе замка: первое его упоминание относится к 31 мая 1223 года. Впрочем, археологические раскопки говорят о том, что поселение здесь появилось лишь в XV веке. В результате пересмотра исторических данных сейчас склоняются к тому, что первое упоминание о Несвиже все же датируется 1445 годом.

Изначально город и земли вокруг него принадлежали Миколаю Яну Немировичу, получившему их от великого князя. В 1492 году Несвиж попал в распоряжение к одному из наиболее богатых людей ВКЛ – Петру Кишке. Вскоре владельцами города стали Радзивиллы.

Николай Радзивилл Черный в 1547 году добился получения титула «князя Священной Римской империи» для себя и своих потомков. С этого момента и началось стремительное развитие Несвижа как культурного центра и основной резиденции одного из самых богатых и влиятельных родов Великого княжества Литовского. В 1586 году Радзивиллы закрепили Несвиж за собой юридически в качестве ординации – неделимого владения, передаваемого по наследству только старшему сыну. В этом статусе город оставался до 1939 года.

В 1560-е годы в Несвиже действовала типография, в которой были изданы первые книги на белорусском языке на территории современной Беларуси. Здесь же увидели свет философские и религиозные книги на польском языке, и один из первых нотных сборников в ВКЛ – «Канционал». Примерно тогда же появляется и первый театр.

Сын Черного Николай Христофор Радзивилл Сиротка превратил деревянный Несвиж в каменный. Вернувшись из путешествия по Европе и Ближнему востоку полным идей, он стал воплощать эти идеи в городе, благо, средства богатейшего рода позволяли делать это достаточно быстро. В итоге при нем хаотичная застройка сменилась аккуратной квартальной, вокруг города появились укрепления, а на месте многих деревянных строений появились каменные, созданные итальянскими архитекторами в стиле барокко.

Сиротка снял с местных жителей часть феодальных повинностей, а также ослабил налоговое бремя, что способствовало бурному росту ремесленной деятельности и экономики Несвижа в целом. Кроме того, при нем город получил магдебургское право. В Несвиже начали действовать слесарный, ткацкий и портняжный цеха. В 1583 году началось строительство каменного замка, который расположился несколько южнее существовавшего до этого деревянного. Вскоре на центральной площади за деньги горожан возводится ратуша, а у въездов ― каменные ворота (брамы). За это же время в Несвиже появились каменные культовые сооружения – иезуитский костел, монастыри бернардинцев, бернардинок и доминиканцев. В 1586 году город, согласно привилею короля Стефана Батория, получил собственный герб.

В 1655 и 1660 годах замок безуспешно штурмовали войска московского царя. В 1706 году Несвиж полностью разграбили шведы. Впрочем, уже через несколько десятков лет он снова блистал. В эпоху Михаила Казимира Радзивилла по прозвищу Рыбонька (1702-1762 годы) в Несвиже действовал театр, типография, кадетский корпус, ряд мануфактур, был восстановлен дворец, отреставрирован костел, упорядочена семейная усыпальница.

В ходе борьбы за власть и влияние между Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку и князей Чарторыйских последние прибегли к помощи российской императрицы Екатерины II. В результате в 1764 и 1768 годах город был оккупирован российскими войсками. После второго раздела Речи Посполитой он стал частью Российской империи, но остался в собственности Радзивиллов.

В 1921 году Несвиж стал частью Польши, в 1939 году – СССР, а с 1941 по 1944 год находился под оккупацией Германии. В послевоенное время Несвижский замок был превращен в санаторий «Несвиж», который подчинялся КГБ, а позже – Четвертому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и управлению «Межколхозздравница». С распадом СССР замок перешел в распоряжение Министерства культуры Беларуси, после чего началась масштабная реставрация. Она завершилась в 2012 году, а официальное открытие замка состоялось 20 июля того же года.

История

Первое упоминание о Несвиже встречается в русских летописях в XIII веке, когда рассказывается о том, что князь Юрий Несвижский принимал участие в битве на Калке (1223). Умирая от ран, он дал поручение своему слуге – добраться до Несвижа и сообщить жене и всем приближенным, как погиб князь. Когда слуга выбирался с поля битвы, его пронзила стрела – в самое сердце, но он все равно добрался до княжьего замка и принес с собой трагическую весть о гибели князя и приходе на Русь татар. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. при условии, что они служат князю. Правда, уже в 80е гг. прошлого века ученые доказали, что город и замок появились здесь не ранее XV века. Таким образом, первым письменным упоминанием о городе теперь считается 1446 год, когда в летописи рассказывается о передаче местечка Несвиж великим князем литовским Казимиром Миколаю Яну Немировичу.

В 1492 г. Несвиж переходит во владение белорусскому магнату Петру Кишке, а в 1513 г., когда его дочь Анна становится женой Яна Радзивилла, город в составе ее приданого становится владением Радзивиллов. В 1547 году сын Анны и Яна – Николай Радзивилл Чёрный – становится князем Священной Римской империи и делает своей резиденцией именно Несвиж. Чтобы не допустить более передачи своих владений «по кудели» (в составе приданого), он устанавливает право майората – титул, земли и все богатство переходят старшему сыну. Остальные отпрыски мужского пола должны были либо уйти в монастырь, либо стать рыцарями в войске какого-нибудь короля. Именно благодаря этому Несвиж оставался владением Радзивиллов до 1939 г.

Памятник Симеону Будному-первопечатнику из Несвижа

Типография

Расцвет Несвижа связывают с именем князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки - сына Николая Радзивилла Чёрного. Наследник огромного состояния, он мог бы провести жизнь праздно, но он путешествует по Европе и Ближнему Востоку, и даже пишет путевые заметки об увиденном. Получив от отца деревянную усадьбу и небольшой городок при ней, он возводит каменный замок, застраивает заново город, превращая его в европейский: освобождает горожан от многих налогов и феодальных повинностей, развивает торговлю и ремесла. В Несвиже при нем открываются школа, госпиталь, ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. В 1562 г. открывается типография, где были изданы первые книги на белорусском языке. Чуть позже именно здесь возникает первый белорусский театр, а еще в городе размещался кадетский корпус и школа флотских офицеров для частного войска Радзивилла. В 1583 г. начинается строительство Несвижского замка, для чего привлекаются итальянские мастера. За весьма короткий срок (чуть более 30 лет) по последней фортификационной моде был построен замок и город.

«Город, получивший магдебургский привилей («право Саское Магдебургское»), отчислял деньги на фортификационные работы из своих доходов. Согласно артикулам магдебургского права, в городе были организованы сторожевая, противопожарная службы и ополчение. Все жители несли сторожевую и оборонную повинности, участвовали в военных смотрах («полисах») и тренировках («муштрах»). К концу XVI в. городские укрепления в основном были сооружены. Гравюра несвижского картографа Томаша Маковского, сделанная около 1600 г., изображает Несвиж, основу обороны которого составлял высокий земляной вал. Он имел вид пятиугольника с 7 бастионами, который охватывал город со всех сторон.

Внутрь попадали через пятеро ворот-брам: Слуцкую, Клецкую, Виленскую, Мирскую и Замковую. Городскую фортификацию окружал водяной ров, соединявшийся с рекой Ушой. Перед каждой брамой имелся подъемный мост. Не последнее место в обороне Несвижа занимали 4 каменных кляштора -- бенедиктинский, иезуитский, бернардинский и доминиканский с комплексами построек, поставленные в тактически важных и выгодных местах. Они закрывали прямую дорогу к замку и были серьезным препятствием на пути противника. Водяной ров вокруг города выполнял еще одну функцию: он был зарыблен и превратился практически в рыбий питомник. Однако ловить рыбу мещанам запрещалось. Радзивиллы приказывали строго следить за этим поручику или цейхгварту, уполномочив их отнимать сети у горожан».
М. А. Ткачев «Замки Беларуси»

Во время русско-польской войны замок выдержал две длительных осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 гг. В 1706 г. Несвиж, как и близлежащий Мир, разграбляют шведские войска. Через 15 лет его восстанавливают, возводя также дворцовую часовню, тогда-то он и приобрел тот облик, который мы наблюдаем сегодня. В 1764 и 1768 гг. сюда вторгаются русские войска, в 1792 г. замок-таки берут приступом русские отряды, а после раздела Речи Посполитой в 1793 г. город входит в состав Российской Империи. В 1812 году Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего вокруг замка разбили несколько парков (общая площадь паркового комплекса составляет 90 гектаров). В 1921 г. Несвиж входит в состав Польши, в 1939 г. - в состав Белоруссии, в 1941-1944 гг. находится под фашистской оккупацией. Во время СССР во дворце размещался санаторий КГБ, в 2002 г. в замке случился пожар, уничтоживший большую его часть. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы, которые обещают закончить к 2010 г.

Замок, фарный костел и городская застройка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Замок

Согласно плите над входом в замок, замок был закончен 7 мая 1583 года. Повторю, что раньше на этом месте стояла деревянная усадьба, новую же крепость в камне строил итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони. Сдается мне, что князь Радзивилл настолько был впечатлен итальянскими образцами стиля, что решил построить в Несвиже нечто подобное, для чего и привез архитектора из Италии. Кроме крепостных стен и башен, расположенный на полуострове замок окружали рвы и валы, и даже сейчас заметно, какими внушительными они были в те времена. Реку Ушу запирала плотина, таким образом, уровень воды во рву можно было регулировать. Той дороги по дамбе, по которой мы шли к замку от костела, тогда не существовало – через озеро был перекинут длинный деревянный мост, который в считанные минуты разбирался. Второй мост был перекинут через оборонительный замковый ров. Эта система очень живо напомнила мне замок в чешском городке Тржебонь и его систему прудов – строилось-то все примерно в одно время.

В плане замок имел форму четырехугольника 170*120 м, окруженного высоким земляным валом с бастионами по углам. За облицованными камнем валами были окопы, стрелковые ячейки, поверху бруствера шла дорожка. Со стороны двора брустверная линия огня защищалась еще одной каменной стеной. Таким образом, Несвижский замок стал родоначальником нового типа бастионных укреплений в Белоруссии - так называемой «новоитальянской системы». Ранее, чем где-либо в Белоруссии, в Несвиже была создана литейная пушечная мастерская -- людвисарня. Уже в 1576 г. здесь отлили первую партию из семи пушек -- «подделков», стрелявших 2-фунтовыми ядрами. В 1598 г. здесь отлили колокола для Несвижского и Мирского замков (они прослужили замкам по 300 лет каждый). В 1785 г. в замке насчитывалось 66 пушек собственного производства. Неудивительно, что Несвижский замок выдержал столько осад!

Просторный замковый двор окружали три здания. Напротив въездных ворот высился главный корпус с княжескими палатами. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав к настоящему времени замкнутый парадный двор. По углам замка возвышаются милые 8-гранные башенки. Кроме большого парадного двора, в замке существуют еще два маленьких – хозяйственный (конный) и интимный. Конный двор располагался в южной части замка, когда в валах были устроены конюшни. Третий двор прячется в строениях и пользовался им только сам хозяин - он сообщался с внешним миром секретными переходами. Рассказывают, что эти подземные ходы ведут к фарному костелу и к Мирскому замку.

С XVI по XX вв. Радзивиллы собирали в замке огромную библиотеку на 20 тыс. томов, уникальный архив со старинными документами (здесь хранились практически все акты Великого княжества Литовского, начиная со времен Ягайлы, собственноручно писанные письма европейских монархов), картинную галерею (около тысячи полотен), коллекцию оружия, слуцкие пояса (тканые из золота, ими можно было обернуться с ног до головы), молчу про такие мелочи, как мебель из драгоценных пород дерева, коллекции монет, гобелены, шпалеры, фамильные драгоценности и сервизы лучших фарфоровых фабрик мира. Гид с воодушевлением рассказывала нам о том, как еще в XIX г. в окрестных деревнях находили золотые кирасы, из которых кормили свиней, или супницы майсенского фарфора, используемые для хозяйственных нужд пейзан. Библиотека, к слову сказать, частично хранится в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Как водится, все это великолепие легло в основу о легендах о кладе Радзивиллов, который Доминик Радзивилл, перешедший на сторону французов, не успел вывезти из замковых подвалов. Якобы доверенный слуга спрятал сокровища где-то в подземных ходах, а сам сгинул во время наполеоновского нашествия. Охотники за сокровищами разрыли парк Альба, некогда окружавший замок, и даже во время Второй мировой фашисты отрядили сюда саперную роту, чтобы докопаться до клада – но безуспешно. Сдается мне, что ничего и не найдут: книги и часть архивов, как мы уже выяснили, были отправлены в Россию, картины, мебель и драгоценности с сервизами запросто могли разграбить как русские войска, так и жители окрестных деревень, а знаменитые золотые и серебряные слитки, из которых были выложены штабеля в княжеской сокровищнице, как мне кажется – из ряда замковых легенд – хозяева к тому времени наверняка держали свои капиталы не в слитках, а в европейских банках. На что-то же живут отпрыски Радзивиллов в Лондоне и Париже по сей день:)

Как всякий уважающий себя замок, Несвижкий имеет свое привидение – Черную Даму, это дух Барбары Радзивилл, жены короля Речи Посполитой Сигизмунда Августа, отравленной матерью короля, Боной Сфорца

то наверняка видели чудотворный образ Богоматери над Мядининскими воротами – считается, что рисовали образ с Барбары Радзивилл). Король настолько печалился, что пытался вызвать дух Барбары (произошло это в Кракове ,

в одном из домов на Рыночной площади), а когда призрак явился, пытался его обнять, что было строжайше запрещено. С тех пор привидение бродит среди дорогих ее сердцу мест – по фамильному замку.

Несмотря на то, что экспозиция внутри замка очень бедненькая (все новодельное), за вход берут 3000 рублей – наверное, на дальнейший ремонт собирают. Если не хотите идти в замок, можно погулять по парку – это бесплатно, разве только у входа или где-нибудь на аллейке вас не встретит паренек с чумазым носом на велосипеде, который предложит вам рассказать легенду о замке и показать «камень желаний» - разумеется, не бесплатно. Камень, который на самом деле «закладной» - с него началось некогда строительство замка, отчего-то трансформировался (не без участия местных жителей, вероятно) в камень, при прикосновении к которому исполняются желания. Не бесплатно: под камень «положено» совать деньги, которые шустрые пареньки собирают, едва группа отходит на пять метров.

Парки очень приятные, хотя посмотрели мы небольшую часть их непосредственно у замка. Интересен памятник любимой борзой князя, не раз спасавшей ему жизнь на охоте и погребенной под этим самым камнем, на котором стоит ее изображение.

Неподалеку на камне сидит русалочка, а вдалеке виднеется и сама Черная дама.

Указав на одну из аллей, наша гид рассказала, что некогда был Невижский меридиан (мол, чем мы хуже Гринвича или Парижа), и аллея посажена как раз вдоль него.

На подходе к замку имеется небольшая аллея главных действующих лиц в истории Несвижа – в том числе Джованни Бернадони, Николая Радзивилла Сиротки и Юрия Несвижского.

Город

Хотя в городке со времен Радзивиллов мало что осталось, уделить ему полчаса все же стоит. По планировке Несвиж до сих пор напоминает квадрат, в центре города имеется просторная площадь с Ратушей и торговыми рядами, куда сходятся все улицы. Ратуша была построена в Несвиже вскоре после обретения им магдебургского права (1586) и неплохо сохранилась по сей день. Тогда в ней располагались кабинет бургомистра, магистрат, канцелярия, зал суда, казна и архив, а в XVII в. рядом построили торговые ряды. Через дорогу стоит здание библиотеки, т.н. «Дом на рынке» (1721) – с барочным «волнистым» фасадом. На месте кинотеатра когда-то был расположен доминиканский монастырь (1672).

Ближе к озеру еще сохранился женский монастырь бенедиктинок (1596), возведенный на средства Николая Сиротки и его супруги Елизаветы Вишневецкой. Сейчас от всего комплекса сохранились только трехъярусная башня (XVIII в.) и корпус келий, где сейчас размещен педагогический колледж. Говорят, здесь до сих пор бродит собственное приведение - это Черная Монашка, наказанная вечным скитанием за свои прегрешения.

На берегу озера стоит Слуцкая брама (1760) - единственные дошедшие до наших времен несвижские ворота. Когда-то вправо и влево уходили высокие крепостные валы, делавшие из города настоящую крепость, а брам было 5. Название ворота получили от Слуцкого тракта. На гравюре с изображением Несвижа, датированной началом XVII в., на месте брамы изображена укрепленная башня. В 1760 г. башню перестроили в барочном стиле. На первом этаже брамы располагались помещения для стражи, во втором - часовня.

Фарный костел

«Во второй половине XVI в. Радзивиллы, Ходкевичи, Воловичи, Сапеги и прочие магнаты стали переходить из католичества в протестантство – с прицелом на то, чтобы секуляризировать церковные земли, то бишь прибрать их к своим рукам. Николай Радзивилл Черный даже основал в 1553 году общину кальвинистов в Вильно, а также пытался организовать издание кальвинистской литературы в Бресте, где в 1563 по его распоряжению была издана Библия на польском языке. В Несвиже с его подачи протестантский печатник Сымон Будный (прямо Семен Буденный), получивший образование в Краковском университете, издал «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Однако церковники не сдались просто так, ксензды и члены монашеских орденов развернули масштабную идеологическую борьбу за умы магнатов, увенчавшуюся успехом. Когда Николай Черный умер, его сын-католик Николай Сиротка стал скупать кальвинистские книги, изданные отцом в Несвиже и Бресте, и сжигать их». (с) Глеб, По следам Великого княжества Литовского

Как символ возвращения Радзивиллов в лоно католической церкви, Николай Сиротка заказывает Джованни Бернадони иезуитский костел. В 1593 г. в Несвиже появляется барочная церковь по образу и подобию главного иезуитского храма – римской Иль Джезу (1584). Считается, что это был первый на территории Речи Посполитой храм в стиле барокко.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» - гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Храм – как будто символ веры Радзивиллов: боковые алтари вот-вот упадут, но нет – их поддерживают ангелы. А с левой стороны, у самого спуска в крипту, обратите внимание на серый надгробный памятник Сиротке: на могилах рыцарей той эпохи было принято изображать рыцаря в полном боевом облачении, с оружием, Николай Сиротка же изображен на плите коленопреклоненным, в одеянии пилигрима, с походом и с широкополой шляпой за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом - длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, возлюбленная Сиротки - по легенде, ее похоронили заживо - в состоянии летаргического сна – эту историю очень любят рассказывать гиды, возбужденно размахивая руками. Главное украшение костела – это его роспись (считается, что автором росписи, художником Х.Г.Хески использовались для работы композиционные схемы Рубенса). Говорят, можно уговорить органистку, чтобы та пропустила вас наверх на хоры или даже показала, как пользоваться органом, но это, кажется, из разряда баек.

Крипта

А вот проникнуть в недоступную крипту под костелом все-таки можно: когда мы осматривали росписи, в костеле еще была служба, после которой вход закрыли. Одна из девушек в нашей группе так сильно переживала о том, что не удалось увидеть крипту, что я рассказала ей о статье , прочитанной мной до приезда сюда – как одна из прихожанок, пани Янина Шидловская, пускает в усыпальницу туристов за плату в 1500 рублей с человека. Девушка взялась за дело активно, и после осмотра группой замка буквально притащила нам эту пани, которая, увидев, что группа большая (было нас человек 20), да еще две группы тоже изъявили желание, сообщила, что возьмет по 1000 рублей с человека, мол, соберите. Правда, к деньгам она даже не прикоснулась, велев запихнуть их в коробку для пожертвований.

Итак, фамильная усыпальница князей Радзивиллов представляет собой темный подвал, где рядами стоят простые деревянные гробы (внутри они металлические), общим количеством 78 или 79. Первым здесь был похоронен сам Николай Сиротка в 1616 году, от него же передавался из поколения в поколение рецепт бальзамирования трупов, привезенный им из путешествия по Востоку. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями – сделано это не для того, чтобы не выпустить призраков (как многие рассказывают), а для того, чтобы те же туристы (несколько гробов стоит не за решеткой, а прямо под окошком в подвале) не лезли вовнутрь, или искатели приключений не вскрывали гробы в поисках ключа к кладу (такие случаи тоже были). Последнее захоронение в склепе состоялось в 1999 году – сюда привезли Антония Радзивилла, умершего в Лондоне (это его гроб стоит под окошком). Как утверждала наша гид, это третье по величине семейное захоронение в Европе, после усыпальниц Валуа и Габсбургов (правда, на наш вопрос, не в Сен-Дени ли Валуа, и какие Габсбурги имеются в виду – в или , дама затруднилась с ответом).