Страстная седмица - это последняя неделя Великого поста перед наступлением Светлой Пасхи. В этот период у каждого человека есть возможность очистить душу от грехов и заручиться поддержкой Высших сил.

Страстная неделя перед Пасхой в 2017 году продолжается с 10 по 16 апреля. В этот период особое внимание стоит уделить своему духовному состоянию и посвятить время молитвам. Истинная вера поможет душе каждого освободиться от негатива и впустить в сердце Господа.

Молитва в Великий понедельник

«Господи Иисусе! Душой и сердцем всегда с Тобой каждый грешный на этой Земле. Возмолимся Тебе, вспоминая жертву Твою для всего рода человеческого. Милостью Твоей да обретем душевный покой, избавимся от демонов, нас с верного пути совращающих. Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности. Аминь».

Молитва в Великий вторник

«Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к Тебе обращенные. Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к Тебе, Господи. Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной. Аминь».

Молитва в Великую среду

«Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

Молитва в Великий четверг

«Слава Тебе, Господи! Помяни меня, грешного, в Царстве Твоем. Не позволь проискам нечистого поведать тайны и секреты Твои, запри на замок уста мои дерзновенные. Дай насладиться светом, с Небес исходящим, проникнуться мудростью в веках и научить сыновей и дочерей своих жить в праведности и безгреховности. Аминь».

Молитва в Великую пятницу

«Молитвой праведною да смирением христианским молю Тебя, Господи. Благослови меня на дела безгрешные, дай сил бороться с проявлениями негативными, не винить обидчиков своих и ставить их наказание на Волю Твою. Праведными молитвами воскрешаю Тебя ежедневно, молю за весь род людской, даруй нам всепрощение. Аминь».

Молитва в Великую Субботу

«Слава Господу нашему за Крест, за смерть Христа, за Воскресение Святое. Нет больше преград душе праведной, ибо смерть — лишь сон и упокоение. Помолимся же за души наши, за мир на Земле грешной, против козней дьявольских. Да не оставит нас Господь в наших метаниях, укажет дланью путь чрез темноту да к свету Божьему. Благослови нас, Господи. Аминь».

Завершает Страстную неделю Светлая Пасха , праздник Воскресения Христова. В этот день православные христиане радуются этому событию, прославляют Господа и приветствуют друг друга словами: «Иисусе Воскресе! Воистину Воскресе!».

Молитвы и обращение к Небесам каждый день дают нам великую силу противостоять негативу, что окружает нас. С их помощью мы просим прощения и благословения, защищаем себя от болезней и робости, помогаем детям нашим . Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.04.2017 03:01

Пасха - главный праздник для всех верующих, но не менее важное значение имеет подготовка к...

В воскресенье заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица — период воспоминания последних дней Христа и Его Спасительных Страстей. Издавна эти дни, называемые «святыми» или «великими», проходили в особенно строгом посте и глубокой молитве. О том, как правильно провести это время, рассказывает иеродиакон Тихон (Зубакин).

— Отец Тихон, в чем особенности Страстной седмицы?

— Страстная седмица – это последняя неделя Великого поста. Так же, как и первая, она будет наполнена особыми постовыми песнопениями, покаянными молитвами, которые настраивают человека на то, что сейчас Господь идет на Свои Крестные Страдания, будет принесена Крестная Жертва, за Которой последует искупление наших человеческих грехов. Каждый из днейэтой Седмицы мы будем слышать отпуст: «Грядый на вольную страсть нас и нашего ради спасения…». Люди должны понять и прочувствовать, что это Жертва, когда Господь пришел на землю, принял образ человеческий, а в конце Своейземной жизни принял Крестные страдания, очень велика по своей сути.

Каждый день Страстной недели в храмах совершаются особые богослужения. Расскажите о них .

— Да, богослужения Страстной седмицы особенные, а каждый день несет в себе особый смысл. В Понедельник Страстной седмицы вспоминается целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях. В Великий Вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. Если кто-то не успел посетить эти великопостные службы в течение Четыредесятницы, нужно постараться восполнить этот пробел.

В Великую Среду, как известно, Иудой Искариотом было совершено предательство Иисуса Христа. Именно в память об этом событии мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром. Утром этого дня в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря, одно из главных событий из жизни Христа. В этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. За вечерним богослужением будет совершаться чтение 12-ти Страстных Евангелий, где отражены Крестные страдания Христа.

День Великой Пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Вечером совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы.

Великая Суббота, предпраздничный день, когда люди готовятся к такому великому торжественному событию – Светлому Христову Воскресению.

Следует отметить такой момент, что до революции на дни Страстной седмицы закрывались все заведения, как театры, питейные заведения, все люди были на богослужениях в храме. Понимая, какое важное событие предстоит – Воскресение Христово, они приносили свое покаяние, чтобы достойно встретить великий христианский праздник.

— Отец Тихон, как правильно провести эти святые дни перед Пасхой?

— Во-первых, с покаянным и благодарным чувством к Богу, что Он принял страдания, страшные мучения, чтобы освободить нас от уз ада. Он дал нам возможность и способность бороться с грехом, преобразив нашучеловеческую природу Своим Воскресением, Он даровал нам возможность также воскреснуть в дальнейшей своей жизни.

В дни Страстной седмицы нужно стараться как можно чаще посещать храм. Присутствуя на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

— Православные верующие во время Страстной седмицы стараются ежедневно посещать богослужения, но у некоторых такой возможности нет. Как быть в этом случае?

— Мы понимаем, что житейские обязанности, проблемы, связанные с работой или еще с чем-то, не позволяют нам посещать храм, какбы мы хотели, новечером мы можем это делать. Как раз будут такие сугубые постовые службы, какв первую Седмицу, когда мы читали канон Андрея Критского. Поэтому у кого нет возможности приходить утром, можно прийти вечером, когда человеческий день наиболее разгружен, чтобы прикоснуться к этой святыне — Страстной службе. Но у кого совсем не получается, не надо отчаиваться, необходимо благодарить Бога и в последующем стараться приходить в храм, причащаться, исповедоваться. Бывает, что нет возможности – у кого-то работа, у кого-то дети, кто-то еще чем-то занят. Однако помнить надо всегда — главнейшее место в жизни надо отдавать Богу, тогда наша жизнь будет правильной.

У нас есть большое количество литературы, во-первых, нужно читать Евангелие, чтобы знать, какою ценою далось наше спасение, читать покаянные молитвы, Псалтирь – это вообще покаянная книга, которую написал пророк Давид.

— Отец Тихон, скажите, пожалуйста, как правильно подготовиться к встрече праздника праздников и торжества из торжеств Пасхи Христовой?

— Покаянием и молитвой. Весь пост нам дан для того, чтобы подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения. По традиции, люди в Великий Четверг причащаются, исповедуются, посещают богослужения, готовятся к этому празднику.

В каждой семье заведено, что к Пасхе мы убираем свои жилища – это хорошо, но не нужно забывать о душе, что мы должны и духовно готовиться к этому празднику, навести порядок в сердце, в мыслях, примириться с ближними, стараться ни на кого не обижаться. Вот с этими чувствами причаститься и вступить в Светлое Христово Воскресение.

— Традиционно на Руси пекут куличи и красят яйца. Расскажите, пожалуйста, об этих традициях.

— Конечно, это русские традиции, которые в нашей жизни укоренились, укрепились. Я, как сельский житель, помню, как бабушки в Великий Четверг начинали печь кулики. Идешь по улице и пахнет куличами, и было уже предпасхальное настроение. Эти традиции нужно обязательно сохранить, потому что может случиться так, что наши дети о них просто не узнают. У нас был еще такой обычай, когда я еще в школе учился, в сам день Пасхи мы ходили и поздравляли односельчан со Светлым праздником Пасхи Христовой. Всем говорили: «Христос Воскресе», и нам давали крашеные яйца — в каждом доме они свои, особенные, кто-то луковой шелухой красит, кто-то какую-нибудь ниточку привяжет, какой-нибудь узорчик нарисует, это было для нас очень торжественно и радостно. Многие люди нас даже специально приглашали, чтобы мы пришли к ним поздравить с праздником. Поэтому эти традиции обязательно надо хранить. Как говорится, кто не знает своей истории, у того нет будущего, то есть нация обречена на духовное вымирание. А все эти пасхальные традиции очень благодатные и приятные, потому что русская душа широкая, ее нужно обязательно как-то укреплять.

— Отец Тихон, спаси Господи, что ответили на наши вопросы.

— Во славу Божию.

Наступила Страстная седмица. Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить ? С этими вопросами мы обращаемся к нашим пастырям.

Епископ Тихон (Шевкунов ) , наместник московского Сретенского монастыря:

В Страстную седмицу надо постараться быть на всех службах, чтобы услышать и помнить обо всем том, что читается и поется в храме.

, ректор Российского православного университета:

И Светлая седмицы, объединяемые , обладают неповторимым духовным потенциалом, который, будучи использован хоть в малой мере, способен изменить любого человека. Богослужения, традиции духовной жизни в эти особые дни церковного календаря приобщают христианина к самому главном в его жизни - тайне Спасения и Вечной жизни.

​ Страстная и Светлая Седмицы неотделимы одна от другой. С первого дня и до последнего мы видим и сопереживаем со Христом и Его учениками Его спасительную жертву, мы радуемся Его Воскресению и освобождению от адского тлена рода человеческого. Эти 14 дней со всей очевидностью показывают всем нам смысл нашей жизни, смысл мироздания, ясно показывают путь, которым мы можем войти в Царствие Небесное. Непродолжительный период времени, но достаточный для получения опыта такой силы, чтобы потом год питаться его духовными плодами.

Тех, кто не постился, и вот теперь, на последней неделе, решил подготовиться к празднику Пасхи, мы с радостью приветствуем. Господь приготовил богатую трапезу и ждет каждого с любовью. Если человек не постился или постился худо, это не препятствует ему подготовиться к празднику Воскресения Христова в течение Страстной Седмицы и причаститься в светлый день Пасхи.

Случается, что некоторые из тех, кто не постился в Великий пост или постился, по их мнению, недостаточно усердно, думают, что если отказаться от пищи, посидеть на воде и хлебе в Страстную Седмицу - то значит весь пост «зачтется». Едва ли это правильно. Нельзя подходить в посту как к экзамену или зачету, когда у многих получается в последнюю ночь все выучить и сдать, получив хорошую оценку. В духовной жизни действуют иные правила и законы, здесь нет необходимости «нагонять» кого-то. Откройте свое сердце Господу и присоединяйтесь к постящимся христианам. Как на протяжении всего Великого поста, так и в Страстную седмицу пост должен совершаться с рассудительностью и своей мерой для каждого.

Если у кого-то не получилось в полной мере совершить с Церковью подготовку к Пасхе, то и тогда не отказывайтесь от нашей общей радости о Воскресении Господа. Христос ждет и примет в свои объятья каждого, кто нуждается в Нем.

, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области:

Дни великие и святые - имеют силу отсечь нас от повседневной суеты и целиком погрузить в ожидание Пасхального торжества. Но готовиться к проживанию вместе с Церковью этих дней совсем непросто. Непросто, хотя средства и просты, и известны. Всю Святую Четыредесятницу мы взывали к душе своей, пробуждая её. Очищались внутренне молитвой. Стоит, проделав уже путь Великого Поста, ещё пристальнее взглянуть внутрь себя, собраться, сосредоточиться и избрать богомыслие спутником на это время. Тут следует быть готовым и к преодолению всевозможных проблем, которые, как правило, необыкновенно усиливаются на Страстной неделе, и понадобится вся трезвость и ума, и души, чтобы не испытать горечь от недостойно проведённого времени. В Страстные дни нам поможет бесстрастие. Не поддадимся унынию и пустым тревогам. Не спасуем перед искушениями. В эту неделю нет ничего главнее сопереживания событиям Священного Писания, событиям нашего спасения - Тайной Вечери, суда, распятия, Креста Христова. Но слёзы на наших глазах не есть признак смятенной души, но знак глубокой любви, благодарности и искреннего христианского чувства. Прожив каждый день Страстной недели до конца, без остатка, мы и Пасху Господню встретим в духовном торжестве, а не в истерическом исступлении, как порой можно замечать. Ведь не обильного разговения мы ожидаем в конце концов, а радости Воскресения и победы над смертью и грехом.

, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Помню, когда на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», на многих, особенно нецерковных людей, он произвел огромное впечатление. Один мой знакомый пошел смотреть эту картину в кинотеатр, а после рассказывал, что молодежь, которая как всегда перед сеансом заготовила попкорн и разные напитки, чтобы приятно провести время, до самого конца фильма не смогла съесть ни крошки. Все в оцепенении просидели молча весь сеанс. Известны случаи прихода к вере, крещения людей после просмотра этого фильма. Зарубежом были случаи, когда люди, много лет назад совершившие преступления и ушедшие от наказания, каялись и приходили сдаваться в руки правосудия. Такое впечатление на них произвели события Страстной седмицы, описанные в картине. Они осознали: какая страшная жертва принесена за нас и как велики были страдания Христовы. Но Гибсон как католик, конечно, сделал главный акцент на человеческих страданиях Спасителя. Это вообще особенность католической доктрины «компассио», то есть сострадание. Переживание в месте со Христом Его мучений как Человека. И поэтому западное церковное искусство настолько натуралистично и реалистично. Пот, кровь, истерзанная плоть Господа в фильме представлены очень реально. Но нам, православным, дано гораздо большее. Любой верующий, который молится на службах Страстной недели, может испытать гораздо большее потрясение и переживание, чем после просмотра «Страстей Христовых». И это переживание будет совсем другого, духовного характера. Нам дано представить и увидеть величие Жертвы. Не просто сострадание к избитому и распятому человеку появляется в нашем сердце, а священный трепет перед Творцом вселенной, Который из любви к нам висит сейчас на кресте. И, конечно, любовь и благодарность распятому за нас Богу. «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…» И в нашей православной службе, в наших песнопениях Жертва Христова предстает во всем ее величии. И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы.

Великую пользу для души можно получить, если посещать богослужения . Воспоминание предательства Иуды, Тайная Вечеря, чтение 12 Евангелий, вынос Плащаницы и чин погребения - все эти службы наполняют душу особыми чувствами, и, молясь за богослужениями страстной седмицы, с особой радостью встречаешь и Пасху Христову. Ведь вся святая четыредесятница лишь готовит нас к воспоминанию Страстей Христовых, а страстная седмица готовит к Празднику праздников, к Пасхе. Во время шестопсалмия, которое есть воспоминание ночи перед Рождеством, гасятся светильники, чтобы в полумраке, тишине и сосредоточенной молитве встретить приход в мир Спасителя: «Бог Господь и явися нам!» Так и перед Воскресением Христа Церковь особенно усиленно молится и готовится к празднику.

В дни Страстной седмицы нужно стараться почаще бывать на службах, а также усилить свой личный постный подвиг.

Неоднократно замечал, что Страстная - время особых искушений, поэтому следует быть особенно внимательными к своей душе, чтобы не погубить весь труд поста. Постящийся должен быть внимательным и бдительным как часовой на посту , чтоб и на выстрел не подпускать духов праздности, уныния, гнева и ссоры. Желаю всем крепости, помощи Божией и сил для прохождения страстной седмицы. Дай Бог дожить до Пасхи!

, благочинный Малоярославецкого округа Калужской епархии:

Заканчивается Великий Пост, и Святая Церковь обращается к нам, воспевая: «Душеполезную совершив четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». И этот призыв есть для нас итог и напоминание о том, что наш личный постный подвиг являлся, в первую очередь, приготовлением нашей души и сердца для таинственного погружения в события Страстной седмицы, когда ради нас и нашего ради спасения совершается великая тайна Искупления человеческого рода от власти смерти и страшного рабства диаволу.

Сегодня на наших глазах духовное поле христианства стремительно сужается, и нам все осязательно ближе и понятней становится тот ужас и та тоска учеников Господа, ощутивших совсем нежданно-негаданно свое беззащитное одиночество посреди власти тьмы и греха, воцарившихся в мире после крестной смерти Спасителя. То, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, - это не история, это всегдашнее сегодня. Церковь же обладает силой делать это видимым и явным.

И потому сопребывание с Апостолами и в Сионской горнице, и в Гефсимании, и во дворе Каиафы, и на Голгофе - не простое участие в богослужениях - это наш «пропуск» в Пасху. Для каждого христианина это сопереживание - «вчера спогребохся Тебе, Христе» - является удостоверением участия в другом событии - «совозстаю днесь воскресшу Тебе», условием вхождения в радость Воскресения Христова. В Страстные дни вся наша жизнь, ее смысл и наше сердце должны быть здесь, у ног Спасителя, рядом с блудницей, рядом с учениками, только бы подальше от Иуды и его соблазнительного ковчежца. И потому позаботимся не дать себя увлечь безвозвратно в эти святые дни и ночи неизбежной предпасхальной суетой, приготовлением явств, уборкой дома - вещами насколько необходимыми, настолько и душевно расхищающими. Оградим наш дом от пустословия, от символа мира сего - телевидения, задернем шторы, откроем очи нашей души, омоем их слезами «яже к Тебе любви».

Старое поколение церковных людей, с особой ревностью ценивших все бытовые подробности празднования пасхальных дней, неизменно рассчитывали свое время таким образом, чтобы уложить все главные домашние хлопоты в первые дни Страстной седмицы. И завершив неизбежные земные заботы, начиная с вечера Великой среды приступали к самому главному - безмолвному и скорбному предстоянию Кресту Господню. Да и что иное может делать христианин, видя распинаемого Бога - ничто земное в себе помышляя … И хотя это предстояние исключительно мучительно для любящего сердца, но эта мука любви, веры и надежды, без которой нет христианской жизни… И если не хватит нам любви и святой боли в эти дни - согреемся теплой молитвой и покаянным чтением Слова Божия, чтобы холод нашего сердца не превозмог огня и света Вечной Христовой Пасхи.

, секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви:

В дни завершения собственно Великого Поста и в преддверии особых дней Страстной седмицы важно решить: что я должен усвоить из того, что предлагает для моего восприятия и спасения Церковь Христова?

Современному православному христианину важно подготовить себя к личному переживанию всего того, чему будут посвящены каждый из дней предстоящей недели. За каждодневной суетой нужно не утратить способности в Великий Понедельник вспомнить об участи бесплодной смоковницы, повергнутой в огонь, спросив себя о плодах своей духовной жизни. В Великий Вторник вслушаемся в притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев, чтобы найти для себя правильный путь духовной жизни. В Великую Среду вместе с женой, омывшей слезами и драгоценным миром ноги Спасителя, обретем решимость сокрушения сердца и отвергнем слова Иуды, который через мнимую заботу о нищих явил свое сребролюбие. Будем с особым благоговением готовиться ко дню Тайной Вечери - Великому Чистому Четвергу, помня, что участвуем в той самой Тайной Вечере в Сионской горнице. Умилительный Чин омовения ног, когда архиерей, уподобляясь Спасителю, омывает ноги священникам, пусть станет нам назиданием Христовой любви и кротости. Вечером же, возжегши свечи, вслушаемся в слова Страстных чтений Евангельских, в которых описана вся трагедия распятия Сына Божия. Возвращаясь домой со своей страстной свечкой, вспомним, что христиане призваны быть светом миру, рассеивающим темноту ночи. В Великую Пятницу преклоним колени перед святой Плащаницей, вознесем свои молитвы во время Плача Богородицы, рыдающей у гроба Своего Божественного Сына. Богослужения Великой Субботы пусть станут для нас молчаливым ожиданием Воскресения сошедшего во ад Спасителя.

Еще раз скажу: очень важно выяснить для себя, где же я в этом сюжете событий, переживаемых в течение недели? Насколько решительно я готов отвергнуться неправды и греха и стать сопричастным торжеству Воскресшего Спасителя? Когда каждый из нас осознанно переживет эти великие и трагические дни, тогда появится настоящий повод для духовной радости: ведь Христос действительно воскрес! Пережив схватку с собственными греховными навыками и устремлениями, вкусим же радость освобождения от греха и сопричастности великому и славному Воскресению Христову!

, настоятель храма настоятель храма Иконы Божией Матери Державная:

В Церкви помогает нам приблизиться к Богу, прикоснуться к самой сути Христианства, к тайне жизни.

Суть Христианства - в этой Седмице. В Страстях Господних - тайна нашего спасения.

Тайна - в том, что Крест и смирение в наибольшей степени изменяют мир. Крест - это оружие мира, непобедимая Победа .

Тайна - в том, что и наше самоотречение, наши страдания ради Христа не остаются только страданиями, но приносят плоды.

Если мы в эти дни будем в Церкви, будем при Кресте Господнем, то наша душа получит великую пользу. Она прикоснется к страданиям Спасителя. Она станет другой. В этом - цель Страстной седмицы.

Хорошо бы отложить на это время все обычные дела, не входить в Интернет, даже на православные сайты, и постараться прожить эти дни совсем иначе, чем все остальные недели года, потому что дни этой недели - совершенно особенные. Каждый из них именуется в Церкви Великим: Великий понедельник, Великий вторник… Великая суббота. Все эти дни, начиная уже с Лазаревой субботы, соответствуют последним дням земной жизни Спасителя. Таких дней в Церкви в течение года больше нет. Поэтому лучше всего прожить эти дни в храме, желательно быть на всех службах, а то и уехать на это время в монастырь. Лучше в эти дни ничего не сделаешь.

Поэтому еще до наступления Великого поста хорошо бы продумать, как лучше организовать свою жизнь в это великое спасительное время «генеральной уборки» нашей души. Недаром в Церкви есть подготовительные недели перед Великим постом, когда читаются соответствующие воскресные Евангельские чтения, потом начинаются песнопения и чтения Постной триоди, потом - масленица с ее Евангельскими чтениями Страстной седмицы, и только потом мы вступаем в Великий пост. Лучше всего, помолившись, постараться взять отпуск на первую и Страстную седмицы - скажем, очередной (куда полезнее, чем лежать на пляже летом: там только тело потемнеет, здесь - просветлеет душа). Не получится очередной - попросить за свой счет.

Что касается куличей и пасох, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, - то все эти хлопоты лучше всего закончить еще на шестой седмице поста, с тем, чтобы на Страстной только ходить на службы.

Когда-то в Москве, на Большой Ордынке, в храме, где находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость», почетным настоятелем был архиепископ Киприан (Зёрнов: 1911-1978; Царство ему Небесное!) Он как-то говорил прихожанам:

Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет.

Службы в храмах в эти дни будут идти ежедневно утром и вечером, а в Страстную пятницу даже трижды в день.

В первые три дня единственный раз в году в храмах прочитываются четыре Евангелия (первые три - полностью).

В Великий четверг - день воспоминания Тайной вечери Спасителя с учениками - причащаются все православные (единственный день Страстной седмицы, когда разрешается растительная пища с растительным маслом).

В Страстную пятницу, самый строгий постный день года, единственный день Страстной седмицы, когда не совершается даже Литургия Преждеосвященных Даров, мы поклоняемся Великим Спасительным Страданиям Господа, мы пребываем при Его Кресте с Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. Лобызаем Его святую Плащаницу.

Великая суббота - этот Великий день, когда в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень, - не просто день подготовки к Пасхе, это неповторимый богослужебный день, исполненный великой духовной радости, хотя еще продолжается строгий пост. Как и в Великий четверг, в этот день - последний раз в году - служится Божественная Литургия святителя Василия Великого. В храмах оставляется всё черное, преображается в белое. За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя для нашего телесного взора Он лежит еще, плотию уснув, яко мертв . Но Победа над адом, над смертью уже совершилась!

, настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

- «Угодно Святому Духу» (Деян., 15, 28), чтобы душа, очищенная покаянием во время Великого поста, пережила события . Без этого не возможно восхождение на вершины духа.

Подвиг Богочеловека Иисуса Христа простирается в вечность. Разум и сердце всегда удивляет возможность, которую дарует Церковь, не просто вспомнить обо всем, что произошло в течение нескольких последних дней земной жизни Спасителя, но стать их участником. Все Церковные службы, пронзая пространство и время, переносят нас туда, где все происходило.

Ничто не действует на душу так благотворно, как стояние у подножия Креста Господня. Только здесь по-настоящему понимаешь умом и ощущаешь сердцем бесконечную любовь Божью. Здесь распускаются чистые цветы благодарности Господу.

Современному человеку, отягощенному множеством забот, трудно посетить все церковные службы Страстной седмицы, но побывать хотя бы на одной из них нужно непременно. Без этого нельзя ощутить всю красоту и величие праздника Пасхи Христовой. Хорошо бы дома в это время почитать Страстные Евангелия и акафист Святым Божественным Страстям Христовым. И, конечно же, соблюсти пост в ту меру строгости, которую может понести человек.

клирик храма Трех святителей г. Симферополя:

Сострадание Христу, участие в Его скорбях и смерти - необходимое условие нашей пасхальной радости. Это верно как в отношении всей жизни, так и в отношении предстоящей и грядущего за ней Светлого Воскресения. Но как же мы можем сделаться участниками Христовых страданий и смерти? Святая Церковь призывает нас провести эти дни в усиленном посте и молитве, и это именно то, что позволяет нам приобщиться Христу.

Воздержание в пище утончает плоть и обостряет духовные чувства. В первые три дня Страстной седмицы Церковь призывает нас к строжайшему посту, правда, в четверг, ради Тайной вечери, допускается малое утешение, но в пятницу предлагается полное воздержание от пищи, в воспоминание крестных мук и смерти Спасителя.

Но требование воздержания относится не только к пище, а ко всему вообще, что питает нашего плотского, ветхого человека. Ко многим вещам мы так привыкли, что не мыслим без них своё существование. Мы не следим за своей внутренней жизнью, в то время как святыми отцами заповедана непрестанная брань с греховными помыслами и чувствами, противление им молитвой. Мы не следим за выражением своих эмоций, говорим много лишнего, осуждаем, раздражаемся или, наоборот, веселимся без удержу. Мы привыкли искать забвения во всевозможных развлечениях от телевизора до интернета. Всё это отвлекает нас от иной, духовной реальности, и от всего этого можно и нужно воздержаться хотя бы в Страстную седмицу. И тогда в образовавшейся тишине мы сможем услышать возвышающий душу голос вечности, голос Христа.

В Церкви в эти дни совершаются особенно умилительные, проникновенные службы: В первые три дня служатся литургии преждеосвященных Даров, в Четверг - в воспоминание Тайной вечери и установления таинства Причащения - служится литургия Василия Великого, вечером читается 12 Евангельских текстов, посвящённых страданиям Господа. В пятницу днём совершается вынос Плащаницы, а вечером - торжественный чин Погребения. В субботу - преддверие Светлого Воскресения, день, когда «да молчит всякая плоть человеча», - служится литургия Василия Великого. Все эти службы помогают сосредоточиться на событиях Страстной седмицы, пережить их с Господом.

Но не у всех есть возможность бывать в эти дни в храме. В любом случае, нужно помнить о содержании этих святых дней и стараться вести себя соответственно. И препятствием в этом не может быть ни работа, ни семейные обязанности, потому что наша цель не в исполнении какого-то ритуала, а в сопричастности Христу.

Когда близкий человек страдает, нам не нужно говорить о необходимости поста, потому что кусок не лезет нам в горло, нам не нужно напоминать о необходимости воздержаться от развлечений, потому что ничто нас не радует, нас не нужно призывать к собранности, потому что сама любовь, скорбь о родном человеке делает нас отрешёнными от всего на свете.

По настоящему нам нужно только одно - быть со Спасителем, и в эти дни особенно, а для этого нужно прислушиваться к своему сердцу, помнить о Христе, искать Его, обращаться к Нему в молитве.

И простейшая из них: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» - всегда может быть с нами. Эту молитву можно произносить в уме независимо от обстоятельств места и времени. Главное, чтобы слова молитвы сочетались с искренним, покаянным устремлением к Богу, свидетельствовали о нашем желании быть со Христом. И на это желание Господь обязательно ответит, дав нам почувствовать хоть частичку Его скорби, чтобы мы затем познали и всю полноту Пасхальной радости.

, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

Для христианина главное - Христос. Для любого христианиниа, в любые дни, при любых обстоятельствах.

Но наше движение к Нему - разное в разные дни, в разных обстоятельствах, и особенно - для разных лиц. Очень неразумно и прямо опасно навязывать людям те рецепты практического поведения, которые прописаны не для них: то же самое бывает иной раз, когда невежды-больные делятся друг с другом своими лекарствами...

Поэтому я отвечу на Ваш вопрос применительно лишь к одной жизненной картинке: вы легко ее распознатете. Я и сам вписывался некогда в такую картинку и был благодарен, когда мне дали такой совет: остановись и смолкни.

Постарайтесь свести к минимуму перечень и объем выполняемых вами дел и внешних контактов. Необходимые домашние дела - как правило, это уборка дома - сделайте все вместе, но без лишней скрупулезности. Особенную же сдержанность проявите на кулинарном фронте... Будьте друг с другом, мужья и жены, родители и дети, но не надо лишних слов. Пусть из вашего молчания вырастает ваша молитва и воскресает ваша любовь к Воскресающему Богу.

, председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол», клирик Войскового Собора св. Александра Невского г. Краснодара:

Та, к которой нас готовил Великий пост или святая Четыредесятница. Это воспоминание и сопереживание последних дней земной жизни Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Все дни называются великими. В Понедельник суд над смоковницей, её проклятие, чудо, напоминающее о будущем Страшном суде, где будут оправданы праведники и прокляты души, не приносящие духовного плода. Вторник - обличение фарисеев в лицемерии. Среда - предательство Иуды. Четверг - воспоминание Тайной вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии - Причастие; вечером чтение в храме Страстных Евангелий. Пятница - смерть Богочеловека на Кресте, вынос Плащаницы и чин погребения Спасителя. Суббота - воспоминание сошествия во ад и победы над ним Христа. Характер этого дня выражается словами: «Да молчит всякая плоть человечья и ничего суетного в себе не помышляет».

В Страстную седмицу важно побывать на всех богослужениях со среды и провести это время максимально в благоговении. Сострадая Христу сердечной верой и любовью в церковных службах, мы с Ним и совоскреснем!

, духовник Калужского православного миссионерского общества, администратор Калужской добровольческой службы «Милосердие», секретарь Миссионеркой комиссии Калужской епархии:

Перво-наперво нужно постараться понять, что и Светлая седмицы означают лично для каждого из нас. Чтобы что-то предпринять, нужно оценить практическую значимость этих дней. Чаще всего мы не отдаем себе отчет в том, что в посте и в празднике для нас наибольшее значение имеет либо гастрономический аспект (запрещение-разрешение определенных продуктов), либо обрядово-бытовой (выпечка куличей, покраска яиц, уборка, нанесение крестов копотью свечей). А собственно вероучительный, аскетический и литургический смыслы остаются зачастую вне нашего внимания. Но ведь это и есть самое главное. Практически можно позволить себе иногда вообще забыть о гастрономических и обрядово-бытовых вопросах и сосредоточиться на главном. Как это можно сделать?

Достойно можно встретить Воскресение Христово только в святости. С нашими грехами, приходя к празднику Пасхи, невозможно думать о достоинстве. Можно только глубже и глубже переживать свое недостоинство и никудышность. Именно этому переживанию и должна была способствовать прошедшая Четыредесятница. Иначе зачем мы молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения...» и «Покаяния отверзи ми двери...»? Именно здесь - в глубине переживания недостоинства и рождается пасхальная радость. И только осознание нами собственного недостоинства может раскрыть нам понимание Страстной седмицы. Ибо Страстная седмица - это свидетельство Церкви о величайшем добровольном самоумалении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с тайной которого мы должны соприкоснуться в эти дни. В смирении и умалении себя по образу нашего Спасителя заключается и наше достоинство.

Страстная и Светлая седмицы - это литургическая икона нашего спасения. Практическая задача каждого верующего в эти дни - запечатлеть эту икону в своем сердце и сохранить ее там, сделав основной парадигмой своей жизни. Именно к этому призывает Церковь в эти дни каждого крещеного человека! Вспомним слова апостола Павла:

«…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6:3-6).

Молитвенное соумирание Христу и совоскресение с Ним не завершаются таинством крещения. Оно продолжается в повседневной жизни и особенно — в опыте переживания Страстной и Светлой седмиц. Поэтому в древности оно было вплетено в богослужение Страстной Седмицы. Так что даже если человек крещен во младенчестве, он все равно не лишается возможности в сознательном возрасте молитвенно пережить Таинство вхождения в Церковь.

Сейчас у нас есть возможность возвратиться, переосмыслить всю свою духовную жизнь и прожить Страстную седмицу и Пасху так, как бы мы хотели провести дни своего крещения.

На Страстной неделе (со 22 по 27 апреля 2019 года) верующему человеку нужно обязательно побывать в храме. И, конечно эти дни невозможно провести без молитв. Христианам следует отвлечься от мирских, повседневных дел и посвятить себя заботам духовным.

Какие молитвы читать на Страстной неделе?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное в дни Великого поста. Постарайтесь читать эти книги в спокойной обстановке, а потом размышляйте о том, что прочли.

Дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида, а также великопостные молитвы – Великий покаянный канон святителя Андрея Критского и молитву преподобного Ефрема Сирина.

А какие молитвы читают в течение Страстной недели? Первые три дня следует читать все четыре Евангелия. В Великий четверг на службе в храме верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером в церквях читаются Евангелия страстей Господних.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

«На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неисчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, недостойный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и ни во чтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенныма рукама Твоима руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати кроме полезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением. Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моея понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшего во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюша, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь».

Страстная неделя называется также Великой, и не потому, что содержит больше дней или часов, но поскольку на этой неделе мы празднуем великие события, принесшие нам невероятную пользу: был положен конец войне человека с Богом, упразднилась смерть и власть дьявола, исчезло проклятие, воцарился мир между Богом и людьми.

Службы Великой недели совершаются утром – это ежедневные утрени. Но для того, чтобы люди имели возможность их посещать, соответствующие песнопения поются вечером предшествующего дня: вечером Вербного воскресенья поется утреня Великого понедельника, вечером Великого понедельника – утреня Великого вторника и т.д. Утром одного дня служатся часы и вечерня следующего дня.

Вербное воскресенье

После воскрешения Лазаря Христос вновь удалился к реке Иордан, чтобы Его не схватили первосвященники, замышляющие Его убийство.

За шесть дней до иудейской Пасхи Христос возвратился в Вифанию, где на трапезе в доме семьи Лазаря, его сестра Мария помазала ноги Иисуса миром. На следующий день, в Вербное воскресенье, Он, сидя верхом на осле, вошел в Иерусалим.

Народ застелил землю пальмовыми ветвями (так встречают триумфаторов), поскольку люди сочли Его земным Царем, который освободит их от римской власти. Встречая Его, все восклицали: “Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне, Царь Израилев”. Во время этой встречи Сион содрогнулся от радости. Сегодня же ликует и празднует новый Сион, новый Израиль – все мы, поскольку грядет Господь, победитель смерти, предвещающий Свое и наше будущее Воскресение.

В этот день в греческих храмах верующим раздаются ветви пальмы, лавра или ели. А в России – вербные веточки.

Мягкие ветви финиковых пальм символизировали победу Христа над дьяволом и смертью. “Осанна” означает “прошу, спаси меня”. Осленок, на котором сидел Иисус, согласно закону Моисея, считающийся животным нечистым и диким, является символом прежней нечистоты и дикости народов, которые отныне будут подчиняться Евангельскому закону.

Великий понедельник (вечер вербного воскресенья)

В этот день мы вспоминаем два важных события. Первое – память праведного Иосифа (сына Иакова, правнука Авраама), являющегося прообразом Христа. Как и Христос, Иосиф подвергся зависти, был продан, погружен в могильную яму, замучен и прославлен (Иосиф – как сановник фараона, Христос – как воскресший Господь), накормил народ (Иосиф – пшеницей, Христос – Хлебом жизни, Пресвятым Своим Телом).

Второй символ этого дня – бесплодная смоковница, проклятая Господом не только в знак конца бесплодной иудейской Синагоги, но и как указание всем тем, кто не может принести духовные плоды.

Песнопения этого дня призывают нас к борьбе за добродетели. Первый тропарь, поющийся в этот день, “Се Жених грядет в полунощи”, вдохновленный притчей о десяти девах, повторяется и в два последующих дня. Службы Великого понедельника, вторника и среды называются “последованиями Жениха”.

Великий вторник

(Вечер Великого п онедельника)

В день Великого вторника мы вспоминаем притчу о десяти девах, которая призывает и нас встретить Христа с лампадами наших добродетелей (в особенности милости). Второе событие этого дня – воспоминание притчи о талантах, которая учит нас преумножению наших даров.

Обо всем вышеперечисленном Церковь напоминает нам с помощью песнопений этого дня, подчеркивая, что Христос придет внезапно, как в час нашей смерти, так и в день Своего Второго Пришествия. Он попросит нас представить свои духовные достижения, пусть и небольшие. Как мы помним, в притче о талантах господин обвинил третьего раба в том, что тот не преумножил данный ему единственный талант, несмотря на то, что, как пишут святые отцы, он хранил закон Моисея.

Кроме того, мы никогда не должны забывать и о примере пяти неразумных дев, которые не удостоились рая, несмотря на свою “набожность”. Это означает, что простое исполнение долга, лишенное глубокого живого переживая своей веры, или же “включение” религиозности лишь в определенные часы жизни не смогут снискать милость и благодать Божью.

Великая среда

(Вечер Великого вторника)

Сегодня мы вспоминаем о трех событиях:

1. Помазание ног (в Евангелии от Матфея главы) Господа блудницей миром за триста динариев (тогдашний дневной заработок составлял один динарий).

2. Созыв иудейского синедриона для осуждения Христа.

3. Приход Иуды к первосвященникам и договор о предательстве (в связи с этим в апостольские времена по средам был установлен пост).

В конце службы поется известнейший тропарь Кассии, благочестивой и образованной византийской женщины-гимнографа, которую некоторые авторы с богатой фантазией называют блудницей. Кассия не была блудницей, в отличие от героини ее произведения – женщины, помазавшей ноги Господа миром.

Вечером Великой Среды (до последования Жениха) в храмах совершается таинство миропомазания.

Великий ч етверг

(Вечер Великой среды)

В Великий четверг вспоминаются следующие события:

1. Омовение Господом ног апостолов.

2. Тайная вечеря.

3. Чудесная молитва Господа Своему Отцу.

4. Предательство Господа Его учеником Иудой.

Этим вечером свершилась Тайная Вечеря, которую Иуда покинул, чтобы предать Христа, пока Он омывал ноги Своих учеников. После этого они отправляются в долину Кедрон, куда после архиерейской молитвы приходит Иуда со своими спутниками и, поцеловав Иисуса, предает Его. Затем Иисуса приводят к первосвященникам Анне и Каиафе. Ученики разбежались, кроме Иоанна и Петра, который трижды отрекается от Иисуса. На синедрионе Иисус признается, что Он Христос, за что подвергается всяческим осмеяниям и получает смертный приговор.

В Великий четверг совершается Божественная литургия в знак воспоминания о первой литургии, дарованной нам Господом вечером этого дня в иерусалимской горнице. Служится литургия Василия Великого, которая объединяется с вечерней и совершается утром Великого четверга вместо вечера, поскольку вечером будет отслужена утреня Великой пятницы.

Великая пятница

(Вечер Великого четверга)

Сегодня мы вспоминаем Страсти Господни: плевки, пощечины, глумление и, наконец, Распятие и страшную смерть. А также разбойника, который на кресте исповедует, что Христос – Царь Небесный, и просит Христа помянуть его во Царствии Своем.

Это день крайнего смирения и величайшей жертвы, когда связанный Христос всю ночь с четверга на пятницу подвергается допросам, как преступник, и, в конце концов, признается виновным и в шестой час (около двенадцати часов по полудню) распинается вместе с двумя разбойниками. В девятый час (в три часа по полудню), сказав: “Совершилось”, “Агнец Божий, взявший на себя грех мира”, испустил дух. Далее следует снятие с Креста и погребение до захода солнца “во гробе новом”.

Сегодня читаются двенадцать отрывков из четырех Евангелий, связанных со Страстями Господними (так называемые двенадцать Евангелий). Между чтением пятого и шестого отрывков совершается литания и Распятый помещается в центр храма для поклонения.

Утром в пятницу читаются Великие часы: первый, третий, шестой и девятый. Они называются Великими не из-за своей длительности, но в связи с тем, что имеют отношение к важным событиям. Сразу после часов следует Великая вечерня, на которой читается Евангелие. В это время совершается Снятие с Креста. Через некоторое время в кувуклий помещается ткань, на которой вышито изображение умершего Господа. Эта ткань называется плащаницей.

Все эти чтения, пения и другие действа не являются обычным воспоминанием или театрализованным представлением. Нет, это нечто большее. Они – живое воплощение событий Страстной недели, перенос прошлого в настоящее, а настоящего – в прошлое. Это таинство оживляет все вспоминаемые события для каждого из нас, заставляя пережить их как личный опыт.

Сегодня на Божественной литургии священники приносят Жертву, поскольку она уже принесена Великим Архиереем на Кресте в момент Его Распятия. Церковь оживляет эту жертву Господа, словно заново проживая день Страстной пятницы на Божественной литургии.

Великая суббота

(Вечер Великой пятницы)

В день Великой пятницы осуществляется воспоминание о погребении Тела Христа, от Которого, однако, не отделилась Его Божественная сущность, и о сошествии во ад Его души, также объединенной с Его всемогущей Божественностью. Он сокрушил ад и освободил томящиеся там души (конечно, тех, кто верил).

Сегодня, в субботу, Господь отдыхает, как отдыхал Бог на седьмой день после шести дней творения. Эта суббота Закона и творения становится параллелью к субботе Господа: его упокоению в гробнице. Поэтому каждую субботу мы совершаем поминовение усопших и служим панихиду.

На третий день Его душа и тело вновь соединились и Господь воскрес из мертвых. Трехдневность погребения объясняется следующим образом: первый день – пятница с трех часов после полудня до захода солнца, второй день – суббота целиком, третий день – от захода солнца в субботу до полуночи воскресенья.

Таким образом, Душа Господа сокрушила ад, а Тело победило смерть, поскольку они были объединены Его Божественностью.

На вечерней службе поются три статии так называемых Похвал – небольших и очень любимых всеми тропарей неизвестного автора. Вероятно, созданы они были в XV веке. После славословия осуществляется выход из храма и обнесение плащаницы вокруг кувуклия.

Утром в Великую субботу служится Пасхальная вечерня вместе с литургией Василия Великого. Она проникнута пасхальным настроением, за что народ называет ее “первым Воскресением”. И действительно, это очень красивое богослужение мироспасительного праздника Пасхи.