Введение

Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация власти в руках родоплеменной знати – таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.
По всей видимости, роль катализатора, способствовавшего созданию государственного образования на территории Руси, сыграли выходцы из Скандинавии – варяги (норманны). Появившись в Новгороде первоначально в качестве наемной дружины местного князя, они смогли затем захватить власть. В конце 9 в. на киевский престол были приглашены варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор. Шиллер писал, что до их пришествия славяне не знали никаких искусств, а жили подобно птицам и зверям, наполнявшим их леса.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав 1, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром I (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988 г.

Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы.

Основная часть

русь расцвет государственность идеология

Конец IХ – первая половина ХII в. относится расцвету Киевской Руси. Принятие христианства сыграло очень важную роль в расцвете Киевской державы потому, что благодаря религии Русь поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны.

После смерти Святослава его сыновья стали править Киевской Русью. Сразу после кончины Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги, получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями войну за власть, Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенегских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности требовали изменений в идеологии, главной формой выражения которой в средние века была религия. Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов. Однако, попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны, потерпела крах.

В 988 г. Владимир провел вторую окончательную религиозную реформу. В качестве новой религии было принято христианство. Христианство стало государственной идеологией, укрепило великокняжескую власть, частную собственность и права феодалов. Расширились связи с Византией, значительно развилась культура.

С принятием христианства на Руси церковь стала особой феодально-религиозной организацией. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

После смерти Владимира киевский престол перешел к старшему сыну, Святополку (1015–1019). По его воле безвинно были убиты братья – Борис Ростовский и Глеб Муромский. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, при котором впоследствии Киевская Русь достигла найвысшего могущества. В 1030 г. Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. В 1036 г. Ярослав разбил возле Киева печенегов и построил на этом месте Софийский собор.

При Ярославе, который был назван Мудрым за свою деятельность, Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. Во время правления Ярослава Мудрого на Руси утвердились феодальные производственные отношения. Складывание феодальных отношений – процесс длительный и сложный. В результате него образовались два основных класса феодального общества – феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Главным богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной – от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк).

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевской Руси между пятью своими сыновьями и племянником. Наиболее популярным князем в то время был внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах. Он созвал Любечский съезд князей в 1097 г. На этом съезде был провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою», что означала разделение Руси. Несмотря на признаки раздробления Киевской Руси, Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Также при нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу Великому (1125–1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка государств. Наступил период, получивший в истории название периода феодальной раздробленности.

Ведущее место в экономике Киевского государства занимало сельское хозяйство, которое развивалось в соответствии с природными условиями. В лесостепной зоне Киевской Руси применялась огневая-подсечная система обработки земли, а в степной переложная. Земледельцы использовали совершенные орудия труда: плуг, бороны, лопаты, косы, серпы, они сеяли злаковые и технические культуры. Значительного развития достигло скотоводство. Сохраняли свое значение охота, рыболовство, бортничество. Развитие земледелия вместе с ростом населения приводило к освоению новых земель и к лучшему использованию земель, уже бывших в обработке. Получает развитие двухпольная система севооборота. В центральных районах, населенных гуще других, начинает распространяться трехполье. В целом по стране в земледельческом производстве участвовали небольшие площади. Это соответствовало низкой заселённости и концентрации населения в отдельных относительно небольших районах. В основном это были речные долины, ополья внутри лесных массивов, приозёрные земли. Удельный вес южных земель в земледельческом хозяйстве был, несомненно, выше северных районов. Основным сельскохозяйственными культурами на Руси были рожь, пшеница, ячмень, просо, горох, овёс, лён, конопля, бобы, чечевица, репа, капуста. Но среди жита, под которым понимались все хлебные злаки, основным была рожь. Развивались также огородничество и садоводство.

Так же важной отраслью хозяйства было животноводство, тесно связанное у восточных славян с земледелием, так как, с одной стороны, увеличивались запасы кормов, с другой, – росла потребность в тягловой силе. Разводили лошадей, волов, коров, овец, свиней, птиц (кур, гусей, уток). В хозяйстве феодалов успешно развивались скотоводство и коневодство. У князей Игоря и Святослава Олеговичей (XII в.) было «кобыл стадных 3000, а коней 1000». Смерды же были плохо обеспечены скотом и лошадьми. Земледелие и скотоводство в Киевской Руси, Будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли высокого уровня развития. Однако в целом агротехнический уровень земледелия не позволял ещё сделать эту отрасль хозяйства устойчивой. Как и в Западной Европе, неурожайные годы в различных местах Руси в XI–XII вв. были очень частым явлением, что приводило к массовому голоду и вымиранию населения.

Вспомогательную роль, хотя и очень важную, играли различные промыслы. Охота, рыболовство, бортничество имели больший удельный вес в северных районах, где продукция сельскохозяйственной деятельности, в первую очередь земледелия, не могла полностью обеспечить потребности населения. Охотничий промысел удовлетворял потребности населения не столько в пище, сколько в одежде, обуви, которая делалась из шкур и меха не только домашних. Но и диких животных.

У восточных славян ремесло отделилось от сельского хозяйства ещё в VI–IX вв. В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. По источникам можно выделить 64 ремесленные специальности. Только из железа и стали древнерусские мастера изготовляли более 150 видов различных изделий. В Киевской Руси отмечается деление ремесленного производства на деревенское и городское, что отвечало конкретным потребностям сельского и городского населения в определенных орудиях труда, бытовых предметах и т.д. По социальному положению ремесленники разделялись на несколько групп: сельские ремесленники – общинники, ремесленники – холопы в монастырских, боярских и княжеских дворах, свободные городские ремесленники, бывшие самой многочисленной группой. Интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства приводил к сосредоточению в городах массы ремесленников, производивших товар не только по заказу, но и на продажу. Главными путями сообщения в Древней Руси были водные. На основе имевшихся водных систем возникает ряд путей, который имел значение как для отдельных земель киевской Руси, так и для государства в целом. Одним из наиболее известных – водный путь «из варяг в греки», соединивший Балтийское море с Чёрным. Существовали и другие водные пути, которые обслуживали как отдельные местности, так и крупные районы – земли. Сухопутной дорогой был связан Киев с Прикарпатьем, где имелись соляные копи, снабжавшие солью южнорусские земли. Одним из крупнейших ремесленных и торговых центров был Киев, насчитывавший в период его расцвета 100 тыс. жителей. В Киеве было восемь рынков, каждый из которых специализировался на продаже определённых товаров. Через Киев проходил водный путь «из варяг в греки». Важнейшим торговым и ремесленным центром был и Новгород.152 вида изделий из железа и стали, 205 видов продукции из дерева, многие из которых украшались затейливой резьбой – таков ассортимент изделий ремесленников древнего Новгорода. А гончаров было так много, что целый район города назывался Гончарным.

Естественным результатом развития торговли было возникновение денежной системы. В период киевской Руси существовала денежная единица куна. До второй половины X в. Па территории Руси имели хождение византийские и арабские монеты, а затем и западноевропейские монеты. В конце X–XI вв. начинается чеканка собственных монет. Вероятно, это произошло после официального принятия на Руси, так как на одном из типов серебряных монет имеется изображения Иисуса Христа, а на всех монетах (как золотых, так и серебряных) изображён князь с крестом – символ христианства. Крупные платежные операции в Средневековой Руси обеспечивались серебряными слитками. Киевские гривны XI–XIII вв. – это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес – 160г. Новгородские гривны – слитки имели другой вид и вес. Это длинные (14 – 20 см) палочки – бруски весом около 200г, содержащие больший эпиграфический материал – на них нередко процарапаны имена тех, для кого они были отлиты.

Первоначально в Древнерусском государстве преобладало землевладение свободных общинников, а с XI в. постепенно формируется и усиливается феодальное землевладение – вотчина, которая передавалась по наследству.

Феодальная раздробленность:

Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113–1125) и его сына Мстислава (1125–1132) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом.
Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обостряли классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском княжестве (1071).

На рубеже 11–12 вв. на Руси наступил период феодальной раздробленности.

В 1097 г. на Любечском съезде князья – потомки Ярослава Мудрого – установили принципиально новую политическую систему – своеобразную федерацию отдельных «отчин»: «Каждый да держит отчину свою». Юридически оформилось разделение Русской земли на отдельные княжества.

В 1113–1132 гг. киевский князь Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий восстановили на время единство государства, однако затем процесс децентрализации продолжился.

К экономическим причинам феодальной раздробленности следует отнести возникновение экономически самостоятельного феодального землевладения: не только княжеского, но и боярского. Эксплуатация зависимых крестьян легла в основу существования феодалов.

Среди политических причин стоит выделить усиление местной власти за счет раздела великокняжеского наследства между детьми и внуками. Потомков интересовали ухе не столько борьба за ослабевшую центральную власть, сколько усиление и расширение собственной «отчины» за счет соседей.

Рост городов и развитие отдельных земель привели к возникновению новых культурных центров Руси.

Вместе с тем сохранялось общее сознание единства Русской земли, подкреплявшееся едиными основными законами, идущими от «Русской Правды».

Разделение Киевской Руси на отдельные земли позволило лучше приспособить политическое устройство земель к местным условиям. Сложившаяся вокруг торгового Новгорода Новгородская феодальная республика владела землями от Балтики до Урала, от Белого моря до истоков Волги. Высшая власть принадлежала здесь вечу (народному собранию), выбиравшему (из довольно узкого круга боярских семей) посадника – главу всего управления, тысяцкого, ведавшего налогами и сборами, а также архиепископа – главу новгородской церкви. Князь приглашался новгородцами на договор – «ряд» и выполнял военные и судебные функции.

Крупнейшее – Галицко-Волынское, Ростово-Суздальского и Владимиро-Суздальского княжества.

Слабым местом системы «федерации» княжеств была ее неустойчивость к сильным внешним воздействиям, каковыми оказались нападения печенегов, половцев и особенно нашествие монголо-татар в XIII в.

В середине XII в., когда завершился процесс перехода к феодальной раздробленности, на основе Киевской Руси возникло около 15 самостоятельных княжеств. Эти княжества и земли не были связаны едиными законами, порядком наследования власти и общей государственной властью.

Как и в Киевской Руси одним из крупнейших политических и экономических центров периода феодальной раздробленности была Новгородская боярская республика. Новгород был богатым торгово-ремесленным центром, который одним из первых начал борьбу против власти Киева. Подъему Новгородской земли способствовало наличие громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства. Хотя своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия – охота, рыболовство, солеварение, производство железа – получили большое развитие и давали Новгороду немалые доходы. Также у Новгорода было удачное географическое расположение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее – с Востоком и Византией.

Главным богатством и основным средством дохода в те времена была земля, которая находилась в руках феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отличие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, дом. Поскольку феодал мог заставить работника трудиться на себя только с помощью внеэкономического принуждения, существовала личная зависимость крестьянина от феодала, степень которой была различной – от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, которую получал крестьянин, он был обязан работать на своего феодала часть своего рабочего времени и отдавать ему часть своего урожая. Это была земельная рента, которая могла быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк). В период феодальной раздробленности на Руси не существовало единой окладной податной единицы, каждое княжество имело свои особенности. Оклады производились по сохам, людям и по силе (количеству труда). Кроме того, отдельные группы феодального крестьянства облагались податями неодинаково. Например, половники государевых податей или не платили, или платили их в уменьшенном размере.

Феодальные отношения развивались не только в сельском хозяйстве, но и в ремесленном производстве. Владельцем города в XI–XII вв. был в основном феодал – вотчинник, а ремесленники, торговцы и крестьяне, жившие в городе, являлись его крепостными и занимались переработкой продукции сельского хозяйства или каким-либо ремеслом. В отличие от Киевской Руси в период феодальной раздробленности роль товарно-денежных отношений была невелика. Выплата татарам в виде дани больших денежных средств и продуктов тормозила рост торговли. Между тем эти препятствия не смогли приостановить торговлю, она существовала, прежде всего внутри городов и деревень. В XIII–XIV вв. развивается торговля не только между ближайшими городами и сёлами, но и отдельными территориями. Развитию торговых отношений мешали многочисленные внутренние таможенные пошлины: замыт (привоз товара для продажи или денег для приобретения товара): явка (извещение о намерении торговать), гостиное (при найме помещения), весче (при взвешивании товара) и др.

Феодальное раздробление страны, монголо – татарское иго, перенесение торговых путей на Средиземное море внесли изменения и во внешнюю торговлю Руси. Расширялась внешняя торговля Руси с Западом. Русские купцы вывозили традиционные товары (меха, мёд, воск, пеньку), ввозили же в основном предметы роскоши (драгоценные металлы и камни, шёлк, вина, ремесленные изделия).

В период феодальной раздробленности сократились обращение металлических денег и их чеканка. Однако Новгород, добывавший серебро в уральских рудниках, пользовался серебром в слитках во внешней торговле. Выпуск серебряных монет начал Новгород, где был основан монетный двор.

В Москве чеканка монет начинается в XIV в. При князе Дмитрии Донском, который приказал перечеканивать монгольскую серебряную монету. Возникают русская денежная система и денежная система и денежная металлическая единица – рубль и копейка.

Если раньше Киев был центром всей общественно-экономической, политической, культурной и идеологической жизни страны, то с середины XII в. с ним уже соперничали другие центры: старые – Новгород, Смоленск, Полоцк – и новые – Владимир-на-Клязьме и Галич.

Русь раздирали княжеские междоусобицы, большие и малые войны, постоянно шли между феодалами. Однако вопреки распространенному мнению Древнерусское Государство не распалось. Оно только изменило форму: на место единоличной монархии пришла монархия федеративная, при которой Русью совместно правила группа наиболее влиятельных и сильных князей. Историки называют такой способ правления «коллективным суверенитетом».

Раздробленность ослабила государство политически, но Она, в известной мере, заложила основы трех восточнославянских народностей: русской, украинской и белорусской. Периодом прекращении раздробленности на восточнославянских землях принято считать последние десятилетия XV века, когда образовалась Российское централизованное государство, а украинские и белорусские земли попали под власть Литвы, Польши, Венгрии и Молдавии.

Вывод

Итак, рассмотрено два из важнейших этапов развития истории России – Киевская Русь и феодальная раздробленность. Безусловно, процесс формирования Киевской Руси этап сложный, и много разных факторов повлияли на него. Одно можно сказать точно, что феодальная раздробленность оказалась отрицательным фактором для развития Киевской Руси хотя бы потому, что стало концом для Киевской Руси. Сразу после своего распада, бывшая Киевская Русь начала терять свое могущество и авторитет в глазах ее соседей. Современные исследования ученых доказывают, что феодальная раздробленность является закономерным этапом в развития средневекового общества. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что все народы и государства Европы пережили ее. Раздробленность была вызвана дальнейшей феодализацией древнерусского общества, распространением социально-экономического развития на местах. Но феодальная раздробленность способствовала развитию экономики и культуры на местах. Укрепление отдельных территорий-княжеств за пределами Киевского княжества являлось стабильным процессом. Вскоре другие образовавшиеся княжества догнали и даже опередили Киев в своем развитии. А во времена Киевской Руси, всё развивалось в целом.

Киевское княжество, выделилось с началом феодальной раздробленности из Древнерусского государства в 30_е гг. 12 в. Территория Киевского княжества охватывала земли полян и древлян по Днепру и его притокам - Припяти, Тетереву, Ирпеню и Роси и часть левобережья напротив Киева. Усиление других феодальных княжеств и обострение борьбы между князьями привели к захвату Киева войсками Андрея Боголюбского и перенесению великокняжеского стола во Владимир. Сильно пострадало К. к. во время монголо-татарского нашествия (1240). Во 2_й половине 13 в. киевский княжеский стол оставался незанятым. В 1362 К. к. было включено в состав Великого княжества Литовского. Оно хотя и утратило свое значение политического центра русских земель, однако, Киев сохранил свою историческую славу «матери русских городов». Оставался он и церковным центром русских земель. Здесь сосредоточивалось наибольшее количество крупных владельческих вотчинных хозяйств и находилось наибольшее количество пахотных земель. В самом Киеве и городах Киевской земли - Вышгороде, Белгороде, Василеве, Турове, Витичеве и других по-прежнему трудились тысячи ремесленников, чьи изделия славились не только на Руси, но и далеко за ее пределами.

Смерть Мстислава Великого в 1132 году и последующая борьба за киевский престол между Мономаховичами и Ольговичами стала поворотным пунктом в истории Киева. Именно в 30-40_е годы XII в. он безвозвратно потерял контроль над Ростово-Суздальской землей, где правил энергичный и властолюбивый Юрий Долгорукий, над Новгородом и Смоленском, боярство которых само начало подбирать себе князей. После смерти сына Мономаха Мстислава Великого (1132 год) Киев был яблоком раздора между князьями и ареной многочисленных усобиц до 1169 года. Город был сожжен и разграблен ратниками Боголюбского. Киевлян оно частью истребили, частью увели в плен. Значение Киева как политического центра русских земель стало падать. После очередной борьбы киевский престол переходит к князю Святославу Всеволодовичу, внуку Олега Черниговского. Именно его описывает автор «Слова» как могучего и властного князя, бывшего авторитетом для всех русских земель. Именно он урезонивал своего двоюродного брата молодого северского князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве», повременить с походом на половцев и дождаться сбора общерусских сил. Однако Игорь Святославич не внял голосу осторожных князей и без подготовки двинулся в степь, что и обрекло его на поражение. Для Киевской земли остались в прошлом большая европейская политика, дальние походы в сердце Европы, на Балканы, Византию и на Восток. Теперь внешняя политика Киева ограничивается двумя направлениями: продолжается прежняя изнуряющая борьба с половцами. Кроме того, новым сильным противником становится мужающее с каждым годом Владимиро-Суздальское княжество, которое при Юрии Долгоруком захватило Переяславль и теперь угрожало Киеву. После смерти Юрия Долгорукого владимиро-суздальский престол перешел к его сыну Андрею Боголюбскому, который в 60_е годы уже предъявил права старшего князя на Киев. Владимиро-суздальский князь подступил к Киеву в 1169 году со своими союзниками, другими князьями. После трехдневной осады дружины осаждавших Киев князей ворвались в город. Впервые в своей истории Киев был взят «на щит» и не внешними врагами, не печенегами, торками или половцами, а самими же русскими. Однако гроза миновала и Киев, несмотря на этот жестокий разгром, продолжал жить полнокровной жизнью столицы крупного княжества. Андрей Боголюбский, подчинив себе Киев и получив официально титул великого князя киевского, туда не переехал; он отдал киевское княжение сначала своему брату Глебу, а после его смерти смоленскому князю Роману Ростиславичу (1172 год). Известной стабильности и благополучия Киевское княжество добилось при уже упомянутом Святославе Всеволодовиче (1180-1194), который делил власть в княжестве со своим соправителем Рюриком Ростиславичем. Святослав Всеволодович совершил победоносный поход против половецкого хана Кобяка в 1183 году. Так киевские бояре иногда объединяли на престоле представителей враждующих княжеских кланов и избегали очередной междоусобицы. Когда умер Святослав, то Рюрик Ростиславич до начала XIII в. делил власть с претендовавшим на киевский трон Романом Мстиславичем Волынским, праправнуком Мономаха. Затем между соправителями началась борьба. И снова в киевские дела вмешался владимиро-суздальский князь, на этот раз знаменитый Всеволод Большое Гнездо, брат убитого к этому времени Андрея Боголюбского. В ходе борьбы враждующих сторон Киев несколько раз переходил из рук в руки. В конце концов победивший Рюрик сжег Подол, разграбил Софийский собор и Десятинную церковь - русские святыни. Его союзники половцы грабили киевскую землю, уводили людей в плен, в монастырях изрубили старых монахов, а «юных черниц, жен и дочерей киевлян увели в свои становища». Так грабил город его недавний правитель. Затем Роман захватил Рюрика в плен и постриг его и всю его семью в монахи. А вскоре погиб и новый победитель: он был убит поляками во время охоты, так как заехал слишком далеко во время пребывания в своих западных владениях. Это было в 1205 году. В огне междоусобной борьбы один за другим гибли русские князья, горели русские города.

Каторга (татар.- "умереть", "околеть", "подохнуть") - форма наказания, сочетающая лишение свободы со строгим режимом содержания и принудительным привлечением к тяжёлому физическому труду (напр., работа на рудниках и в каменоломнях). В России применялась с 1649 , после принятия Земским собором Соборного уложения Алексея Михайловича . Каторжники могли содержаться в заключении, исполнять государственную службу, приписывались к посадским тяглым людям, а так же занимались сельскохозяйственным трудом . Первоначально режим труда сосланных был свободным , но в к.XVII в. их обязывают заниматься подневольным трудом в пользу государства. Правительство надзирало, чтобы всякий ссыльный "у того дела был и в том месте жил, где кому и у какого дела быть велено и бежать бы на сторону не мыслил" (Грамота верхотурскому воеводе , 1697 ).

Иркутск. Александровский централ, 1886

5 ФВ 1705 вышел указ, предписывающий клеймить преступников раскалённым железом и "Натирать же пятна порохом многажды накрепко, чтоб они тех пятен ничем не вытравливали и чтоб те пятна были посмерть". Согласно др.указу 1705 надлежало ловить беглых каторжан и казнить их пособников за их укрывательство: "И буде такие ссыльные пятнанные люди учнут с каторги бежать и приходить к Москве или куды в городы и уезды, в селы и деревни, и таких ссыльных людей, у которых явятся ноздри вырезаны, или хотя и весь нос отрезан, или отравлен или которые в лоб запятнаны и порохом натерты, всяких чинов людям имая проводить в приказы и бурмистрам в земские избы, а из городов тех людей присылать к Москве в Преображенский приказ, а буде кто таких ссыльных, беглых людей и станет у себя укрывать, или, видя их, не поймает и не приведет и не известит, после про то сыщется… и тем людям за укрывательство… быть в смертной казни без всякой пощады". Кроме вечной каторги, указ допускал так же каторгу "на урочные годы", то есть на определённый сроки.

В 1721 ссыльнокаторжные могли временно быть закреплены за мануфактурами , заниматься извозом. В указах Елизаветы Петровны об отмене смертной казни (4 АП1753 ; 1754 ) вечная ссылка заменила собой смертную казнь. Указ Павла I от 13 СН 1797 подразделил ссыльных на три категории: первая ссылалась в Нерчинск и в Екатеринбург, в работу в рудниках, вторая - в Иркутск, на работы в местной суконной фабрике (в т.ч. для каторжниц-женщин), третья, взамен заключения в смирительных (устроенных при Екатерине II ) и рабочих домах - на работы в крепостях. Вновь стала применяться ссылка на поселение без работ.

В 1822 вышел Устав о ссыльных: каторга делилась на бессрочную и срочную (максимум - 20 лет). Свод уголовных Законов 1832 и Законов империи 1842 не разграничивал виды ссылки и каторжных работ. Уложение 1845 уже содержало разграничение по срокам, по тяжести работ, а так же условия перехода в разряд поселенцев.

По тяжести Уложение различает рудниковые, крепостные и заводские каторжные работы. Закон 18 АП 1869 положил конец этой системе. По этому закону на каторгу в Сибирь могли направляться только каторжные из Сибири и зауральских частей Пермской и Оренбургской губерний . Осуждённые на каторжные работы вместо отсылки в Сибирь помещались в каторжных тюрьмах (т.н. "централах") - Новоборисоглебской, Новобелгородской, Илецкой, Виленской, Пермской, Симбирской и Псковской , двух тобольских и Александровской близ Иркутска. Отбывшие в них срок заключения отсылались по закону от 23 МЙ 1875 в Сибирь на поселение. Этим же законом положено было начало сахалинской ссылке; генерал-губернатору Восточной Сибири предоставлено было выслать на о.Сахалин 800 человек для отбывания там каторги.

В 1893 были упразднены последние каторжные тюрьмы в Европейской России. Все осуждённые к каторжным работам делятся на 3 разряда, осуждённые без срока или на время свыше 12 лет именуются каторжными первого разряда; осуждённые к работам на время свыше 8 и до 12 лет именуются каторжными второго разряда, а на время от 4 до 8 лет - каторжными третьего разряда. Бессрочные каторжные должны содержаться отдельно от др. На подземные работы при добывании руд м.б. отправлены лишь каторжные первого разряда; при обращении же на такие работы каторжных второго и третьего разрядов каждый год работ засчитывается им за 1,5 года каторжных работ, определённых судебным приговором. По поступлении в работы каторжные зачисляются в разряд испытуемых и содержатся в острогах, бессрочные - в ножных и ручных кандалах, срочные - в ножных. Мужчины подлежат бритью половины головы.

По истечении установленных сроков исправляющиеся пользовались правом жить не в остроге , а могли построить себе дом, для чего им отпускается лес; им возвращаются отобранные при ссылке деньги и разрешается вступить в брак. Срок каторги сокращается для тех, которые не подвергались взысканиям, причём 10 месяцев действительных работ засчитывается за год. Работа каторжных оплачивались (закон 6 ЯН 1886 ) 1/10 от вырученного из их работ дохода . Осуждённые на бессрочную каторгу могли по истечении 20 лет, с утверждения высшего начальства, быть освобождены от работ (кроме отцеубийц и матереубийц, которые и в отряд исправляющихся не могли переводиться). Каторжные, не способные ни к какой работе, размещались по сибирским тюрьмам и через известные сроки направлялись на поселение. Разделение каторги на категории по роду работ к к.XIX в. было упразднено; сохранилось лишь разделение по срокам - на семь степеней.

Осуждение к каторжным работам соединялось с лишением всех прав состояния и поселением по окончании срока работ, начинавшегося со дня вступления приговора в законную силу, а когда приговор не был обжалован - со дня его объявления (закон 1887 ). Работы отбывались на заводах Кабинета Его Императорского Величества , где центральным их местом была Зерентуйская каторжная тюрьма, на казённых солеваренных заводах - Иркутском, Усть-Кутском и др., на о.Сахалин, при постройке Сибирской железной дороги (по правилам от 24 ФВ 1891 и 7 МЙ 1894 ). На Сахалине работы заключались в прокладывании дорог, труде на каменноугольных копях, устройстве портов, сооружении домов, мостов и пр. В 1913 в России насчитывалось 32 520 каторжан. 21 МР 1921 в Москве по инициативе Дзержинского Ф.Э ., Рудзутака Я.Э. и др.было создано Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Великая Сибирская магистраль Воевода Действие социальное Деньги Галера Государство Грамота Губерния Доход Железные дороги Закон Земский Собор 1649 Извоз Император Кабинет Его императорского величества Кабинетские земли

Альтернативные образования

Советский Союз ( -) Российская Федерация (с ) Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия»

Причины распада

Базовые причины

Основной причиной, заложенной в государственности Киевской Руси, было растущее несоответствие между природой власти и экономическим и социальным развитием отдельных территорий.

С ростом благосостояния государства и усилением местных экономик преимущество Киева как резиденции великого князя постепенно уменьшалось. При этом система, при которой великокняжеские наместники существовали на доходы от местных экономик, обладала большим конфликтным потенциалом, поскольку попытки дополнительного изъятия у подчиненных князей дани или требования большего количества войск приводили к мятежам, подавлять которые великим князьям становилось все сложнее.

Внешние факторы

Помимо внутренних причин, у экономического и политического ослабления Киева были и внешние факторы. После начала войн Византии с сельджуками в 1071 году роль торгового пути из варяг в греки начала падать. При этом роль балтийской торговли и маршрутов через Центральную Европу возросла. Как следствие, доходы киевских князей начали сокращаться.

Возникновение суверенных княжеств

Четыре княжества не закрепились за какой-то определённой династией. Не стало отчиной Переяславское княжество , которым на протяжении XII века владели соперничающие ветви мономаховичей. Киевский и Новгородский столы сохраняли общерусское значение: на них претендовали все сильные князья. Киев служил постоянным яблоком раздора, хотя его политическая значимость снижалась. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между мономаховичами и ольговичами . Необычная ситуация была в Новгороде. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В князь мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к Вечу . Новгород стал аристократической республикой . Боярство приглашало князей лишь для выполнения некоторых исполнительных функций, а также для усиление новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове , который к середине XIII века стал автономным от Новгорода.

Упадок Киева

Факторы единства

Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:

  • Киев и титул киевского князя как старшего . Город Киев формально оставался столицей (даже после ). Его называли «старействующим градом» и «матерью городов» . Он воспринимался как центр православной земли.
  • Княжеский род . До завоевания южно-русских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика . Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), т.е. Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в и монголов в принимали участия практически все южно-русские князья.
  • Церковь . Вся древнерусская территория составляла единую митрополию , управлявшуюся митрополитом Всея Руси. Резиденция митрополита до располагалась в Киеве, затем была разделена на Галицкую и Владимирскую митрополии. Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер (учреждение митрополии в Чернигове и Переяславле во время триумвирата Ярославичей XI в., попытка Андрея Боголюбского учредить отдельную митрополию для Владимира, существование Галицкой митрополии в - гг. и др.). Отдельная Киевская митрополия обособилась только в XV веке .
  • Единая историческая память . Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
  • Осознание этнической общности . Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими и свой язык русским.

Последствия раздробленности

Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, она привела к снижению оборонного потенциала. Ослабление страны совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века Русь столкнулась с агрессией с трёх направлений. В дополнение к традиционной половецкой опасности (прежде всего для южно-русских княжеств Киевского, Черниговского), появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена (угрожали Новгороду, Пскову, Смоленску,) и теснимые ими литовские племена, которые в свою очередь стали нападать на Полоцкое княжество. Однако все эти силы не были способны на широкую экспансию. Роковым для русских земель стало монголо-татарское нашествие .

Пути объединения

В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения. Наиболее могущественными русскими княжествами являлись на северо-востоке Владимиро-Суздальское и Смоленское . К началу XIII века номинальное главенство владимирского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо признавалось всеми русскими землями, кроме Чернигова и Полоцка, и он выступал арбитром в споре южных князей за Киев. В 1-й трети XIII века лидирующие позиции занимал дом смоленских Ростиславичей , которые в отличие от других князей не дробили своё княжество на уделы, а стремились занимать столы за его пределами. На юго-западе самым могущественным княжеством стало Галицко-Волынское . Здесь формировался полиэтнический центр, открытый для контактов с Центральной Европой .

Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием ( -). Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Старые игроки сошли с арены, новыми объединительными центрами стали княжества, прежде не игравшие заметной роли.

Северо-Западная Русь (Новгород и Псков) продолжала оставаться автономной единицей, маневрируя между двумя центрами, хотя со времени Ярослава Всеволодовича Новгород за редким исключением как правило подчинялся владимирским князьям. В на новгородский стол впервые был приглашен литовский князь - Наримунт Гедиминович . Но аналогичные попытки, предпринятые боярством в середине XV века , привели Новгород к военному столкновению с Москвой, окончившиеся утратой независимости.

Объединительная роль Литвы уменьшилась после того, как литовский князь Ягайло стал проводить политику объединение с католической Польшей. В Ягайло заключил Кревскую унию и стал польским королём. По Люблинской унии Литва и Польша слились в одно государство - Речь Посполитую и впоследствии там возникли неразрешимые конфессиональные противоречия.

Политическое обособление южной и северной Руси постепенно распространялось на другие сферы, в том числе церковную. То, что русские митрополиты обосновались у конкурента, сильно осложнило отношения Литвы с православием. Литовские князья добились от константинопольского патриарха учреждения собственной митрополии ( , окончательно с ). Положение ещё более осложнилось после Ферраро-флорентийской унии (), которую в Москве отвергли, а в Литве приняли.

Объединение Северо-восточной Руси завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода , Твери ()) и Василия III (ликвидация формальной автономии Пскова () и Рязани (). Иван III стал также первым суверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану. Он принял титул государя Всея Руси, претендуя этим на все русские земли.

Конец XV - начало XVI веков стал своеобразным рубежом, до которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два века; к этому времени на тех территориях набрали силу собственные этнические процессы. В

Что касается Киевского княжества, то постепенно его роль как политического центра Руси менялась, утрачивалось значение Киева как центра русских земель. Это однако не мешало многим удельным князьям вступать в борьбу за киевский престол.

После смерти в 1132 году старшего сына Владимира Мономаха, князя Мстислава Великого, киевский стол перешёл следующему по старшинству сыну Мономаха - Ярополку (1132-1138), а затем - к его младшему брату Вячеславу Туровскому (ум.в 1154). Но стремление Мономашичей рассматривать Киев как своё «отчинное» владение встретило противодействие со стороны Черниговских Ольговичей. В 1139 году старший из них, Всеволод Олегович захватил Киевский престол, а перед своей смертью в 1146 году он завещал его брату Игорю. Однако тот был вскоре свергнут в результате восстания киевлян. Киевом завладел внук Мономаха - Изяслав Мстиславич. Его правление стал оспаривать дядя - ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий. Завязалась длительная борьба, в ходе которой Киев не раз переходил из рук в руки. В 1146 году состоялся неудачный поход киевско-черниговской коалиции на Галич. Только после смерти Изяслава в 1154 году Юрий завладел городом.

В 1160 году киевский престол занял черниговский и смоленский князь Ростислав Мстиславич, правивший до своей смерти в 1167 году. В следующее десятилетие князья на киевском престоле менялись 12 раз. В 1180 году в Киеве начал править Святослав Всеволодович Черниговский (до 1194 года).

В XIII в. княжество приходит в упадок, начинается отлив населения на северо-запад. Даниил Романович Галицкий, в руки которого перешёл Киев незадолго до взятия его Батыем, уже ограничился назначением в него своего посадника из бояр.

В указанный период особую роль в социально-политической жизни играли бояре, а роль их полнее всего раскрывается в аспекте взаимоотношений с княжеской властью и рядовыми гражданами. Кроме того, в этот же исторический период в Галицко-Волынской Руси происходило формирование боярской думы, начиналась её деятельность. Её место в системе государственных институтов было весьма примечательным.

Большую роль играли и внешнеполитические связи Юго-Западной Руси, в первую очередь, речь идёт об отношениях с Венгрией и Польшей. В целом, роль внешнеполитических факторов в развитии региона была весьма велика.

Что же касается политической практики общины, то на неё огромное влияние оказывали нормы традиционного сознания, религиозно-мифологические стереотипы мышления и поведения.

Анализ социально-политической истории Галицко-Волынской Руси показывает, что основным содержанием истории Галицко-Волынской Руси является процесс становления и развития внутриобщинных отношений - фундаментальной основы общественного и государственного устройства всех древнерусских земель-волостей в период до монгольского нашествия и татаро-монгольского ига.

Общественная жизнь и государственный порядок того времени строились на принципах территориальной общины, а сословные и классовые разделения только начинали формироваться и ещё не могли разрушить общинного единства, изменить демократический характер общественных и государственных институтов.