Мы, архиереи Украинской Православной Церкви, обеспокоенные судьбой Святого Православия на родной Украинской земле, обращаем внимание всей Полноты Православной Церкви, находящейся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, на недостойное поведение бывшего Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Филарета (Денисенко) и в связи с этим заявляем следующее:

  1. Митрополит Филарет крайне жестоко и высокомерно относится к подведомственному духовенству и к своим братьям по епископскому служению. Вместо отеческой заботы, любви и сострадания к младшей братии он стал на путь диктата и шантажа, что совершенно недопустимо в поведении православного архиерея, ибо и он, по слову святого апостола Павла, должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1:7-8). Правило 27-е святых апостолов предписывает низвергать из священного чина тех епископов, пресвитеров или диаконов, которые совершают физическое и духовное насилие.
  2. Митрополит Филарет своей личной жизнью вносит соблазн в среду верующих, а также дает повод для поношения и хулы на Православную Церковь со стороны внешнего мира, за что, согласно 3-му правилу Первого Вселенского Собора и 5-му правилу Пятого-Шестого (Трулльского) Собора, подлежит строжайшему каноническому наказанию, ибо, как говорит Священное Писание, горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф. 18:7).
  3. Митрополит Филарет, давший на Архиерейском Соборе пред Крестом и Евангелием слово безотлагательно созвать в Киеве Собор украинских епископов и заявить на нем о своей отставке и довыполнивший его, совершил клятвопреступление, влекущее за собой, согласно 25-му правилу святых апостолов, извержение из священного сана.
  4. Митрополит Филарет после завершения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 31 марта — 5 апреля 1992 года злонамеренно, публично, через средства массовой информации пытался и пытается до сих пор извратить принятые на нем решения и тем самым явился клеветником и хулителем нашей Святой Православной Церкви и как таковой, по 6-му правилу Второго Вселенского Собора, несет строгую каноническую ответственность.
  5. Митрополит Филарет, проигнорировав решения Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 27 мая 1992 года и потеряв совесть пастыря, святотатственно усвоил себе не принадлежащее право на священнодействия в качестве архиерея. В частности, он неоднократно совершал Божественную литургию и рукополагал диаконов, пресвитеров и даже епископов, не имея на то никакого полномочия со стороны Священного Синода. За такие действия ослушников канонической дисциплины 28-е правило святых апостолов подвергает полному отсечению от Православной Церкви: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения некогда ему порученного: таковый совсем да отсечется от Церкви».

    Василий Великий в послании к Григорию пресвитеру, вошедшем в канонический свод под названием 88-го правила, предупреждает временно запрещенного клирика, что если тот, пренебрегая запрещением, дерзнет «коснуться священнодействия», то будет «анафема пред всем народом».

  6. Митрополит Филарет своими действиями учинил раскол в Церкви, за который он подлежит лишению сана на основании 15-го правила Двукратного Собора.

Все вышеизложенное мы повергаем суду Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и настоятельно просим принять в отношении митрополита Филарета, как сознательного нарушителя церковного благочестия и канонического порядка, строгие меры взыскания, как того требуют священные каноны, следовать которым мы все торжественно обещались перед лицом Православной Церкви.

Митрополит Харьковский и Богодуховский НИКОДИМ
Митрополит Винницкий и Брацлавский АГАФАНГЕЛ
Архиепископ Черниговский и Нежинский АНТОНИЙ
Архиепископ Житомирский и Овручский ИОВ
Архиепископ Ровенский и Острожский ИРИНЕЙ
Епископ Волынский и Луцкий ВАРФОЛОМЕЙ
Епископ Ивано-Франковский и Коломыйский, временно управляющий Херсонской епархией ИЛАРИОН
Епископ Донецкий и Славянский АЛИПИЙ
Епископ Черновицкий и Буковинский ОНУФРИЙ
Епископ Тернопольский и Кременецкий СЕРГИЙ
Епископ Симферопольский и Крымский ВАСИЛИЙ
Епископ Кировоградский и Николаевский ВАСИЛИЙ
Епископ Сумской и Ахтырский НИКАНОР
Епископ Луганский и Старобельский ИОАННИКИЙ
Епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский НИФОНТ
Епископ Днепропетровский и Запорожский ГЛЕБ

В 23-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Господь и Святая Церковь предлагают нам историю - и это не притча и не иносказание. Евангелие рассказывает нам о многострадальном человеке, который по попущению Божьему имел такой недуг, как беснование, да и сегодня живут такие люди.

С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Исцеление бесноватого в стране Гадаринской

Тогда приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Иисус на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Лк., 38 зач., 8, 26-39

Проповедь о гадаринском бесноватом

Господь прибыл в страну Гадаринскую (это, если стоять лицом к востоку, с правой стороны на Генисаретском озере есть г.Гадарин, а с левой стороны - Десятиградие, обьединяющее 10 городов в одну область).

"Хотел бы обратить ваше внимание на то, что Спаситель и Творец Вселенной, управляющий всем миром, обращает внимание на одного конкретного страждущего человека. И будто бы оставляя все заботы, Господь переключается на горе одного человека, потому как видит его страдания и которому нужна Его помощь. Насколько же дорог и бесценен каждый человек для Господа! Спаситель дает нам пример, как мы должны относиться к людям, с каким пониманием и состраданием", - подчеркнул митрополит Павел.

И, проходя, Христос зашел в это селение, и встретил Его на берегу один человек - заросший, побитый, худой, страшный на вид, одержимый бесами.

"Мы не знаем за какие грехи Господь попустил ему такие страдания. Может быть, это был родительский грех или деда, прадеда… Потому что грех падает, как свидетельствует Священное Писание, до седьмого поколения, а грех Адама упал на весь человеческий род. Это страшно! А наши грехи падают тоже на всю нашу родословную.

И сегодняшняя Евангельская история нам показывает, насколько большой может быть сила бесовская.

И власть беса начинается тогда, когда человек живет без Бога. И эта власть показана на примере бесноватого, который живет в безумии, не имеет власти над собой, не одевается в одежды, а место жилища его - кладбище, он стал опасен для окружающих, обладая недюжинной силой", - рассказал Владыка Павел.

Но бесноватый, еще издалека увидев Спасителя, подходит не беснуясь, потому как видит в Нем Творца Вселенной Бога. И когда Христос приблизился, и бес увидел Его, устами этого человека вскричал громким голосом, пав пред Иисусом Христом: "Что Тебе до меня, Иисусе, Сын Бога Всевышнего?"

"Эти слова поражают и устрашают каждого человека. Потому что, видя такого человека, который жил в гробах, то есть на кладбище, человека, которого связывали не веревками, а цепями, и он разрывал их - невольно устрашаешься только от его вида. Но увидел многострадальный человек, в котором жил бес, Спасителя и вышел навстречу Ему. И плоть смиренно падает в ноги и просит милосердия. Он устал от такой страшной жизни. А бес, который жил в нем, обращается к Христу, он знает Христа, он свидетельствует о Христе и называет Его: "Иисус Христос, Сын Бога Всевышнего. Не мучь меня!" Эти слова, дорогие братья и сестры, приводят в страшный трепет каждую душу. Потому что бес, который видел и слышал слово о Спасителе мира - Иисусе Христе, он ждал Его прихода. Но вначале было слово, и слово было у Бога. И сотворим человека по образу нашему, и дух носился над бездной, и единым словом Божьего милосердия все это создавалось. Поэтому падший ангел - денница со своими дьяволятами, он знал Христа. Он только не мог понять, в какое время Он придет", - пояснил настоятель лавры.

Святые отцы говорят, что когда было Благовещение Пресвятой Богородицы, Господь поразил беса глухотой. Бес видел, что Архангел Гавриил сходит с небес, видел беседу Архангела с Девой Марией, но о чем они говорят, не мог понять. Поэтому бес тоже знает Священное Писание, в котором сказал пророк Исаия: "се Дева, во чрево приимет и родит Сына".

И бес старался и до сегодняшнего дня старается дев ввергнуть в самое страшное злодеяние - это блуд.

И здесь он увидел Христа Чудотворца, Которому повинуется и смерть, Которому повинуются стихии природы, Которому повинуются и живущие в море, ведь . Рыбы пришли сами для того, чтобы утолить голод и принести какие-то средства для жизни. И здесь бес все видел, будучи на берегу, и поэтому обращается ко Христу, величая Его и зная Его точное призвание и название, говорит: "Сын Бога Всевышнего, умоляю Тебя не мучь меня".

Иисус повелел бесу выйти с человека и спросил: "Как имя тебе?" Тот ответил: "Легион".

"Человек сам уже как бы не существует, за него отвечают бесы. Сколько это легион? Трудно сказать, одни говорят - двенадцать тысяч, другие называют другую цифру, мы не можем точно сказать, но знаем, что это великое-превеликое множество. Мы знаем, как Христос говорил, что Он может просить Отца Небесного и Он предоставит 12 легионов Ангелов… Это весьма много, но никто не скажет точного числа, сколько это было. Итак, в одном человеке - легион бесов! Соответственно, мучения его были страшные. Он бился головой, прыгал с горы, сам себе наносил повреждения… И, как вы видите, бес хранил его. Бесноватый повредился, принес себе увечье, но не разбился, потому что жизнь человека, даже одержимого бесами, все равно в руке Господней", - отметил митрополит.

И бес просит Иисуса, чтобы Он не повелел идти в бездну, которую приготовил сам бес для себя и человека, а человек иногда сам себе готовит бездну, то есть преисподнюю земли - ад. О преисподней нам свидетельствует еще и апостол Павел, у которого сказано, что он слышал неизглаголанные слова и был восхищен до третьего неба, а все живущие в то время сходили в преисподнюю земли, пока Христос не разрушил силу ада.

Нечистые животные

И, как сказано в Евангельской истории, невдалеке паслось большое стадо свиней, и бесы попросили войти в стадо свиное.

"Обратите внимание, что бесы даже не имели права войти в нечистое животное. Почему нечистое? Потому что кто знает историю еврейского народа, Господь повелел, что вкушать и что не вкушать. У чистого животного должен быть раздвоенный копыт, и он должен жевать жвачку, как корова, овца. Но здесь хоть и раздвоенный копыт, но свиньи не жевали жвачки. И они были нечисты. Есть и другое благочестивое и в то же время вразумляющее предание. Я читал это в одной из книжечек-брошюр в свое время в молодости. Иудеи решили посмеяться над Господом. Потому что Он, проходя, учил людей, что нельзя делать того, что не желаешь себе. И иудеи, сами не вкушая свинину, они выращивали и продавали это нечистое животное язычникам, тем самым зарабатывали себе деньги. И хозяин одного двора говорит, что если Он такой ясновидящий, пророк, то должен отгадать его загадку. Он положил под корыто, в котором кушали свиньи, свою жену. И когда Христос вошел во двор, он и говорит: "Если Ты такой пророк, скажи, что под корытом?" Господь отвечает: "Свинья с поросятами". Хозяин говорит: "Вот и не угадал". Открывает, а там свинья с поросятами. Это предание. Но это свидетельствует о том, что не искушай Господа без нужды!" - подчеркнул Владыка Павел.

И в сегодняшней истории бесы просятся, чтобы Он разрешил им войти в животных. И когда Он разрешил, это стадо все взбесилось и бросилось в пучину морскую. Из этого видно, что если нечистоте дать маленькую свободу - вселиться в стадо свиное - эта свобода ведет к погибели, смерти, разрушению.

Услышав это известие от пастухов, что больше нет стада свиного, что свиньи бросились в бездну морскую и уже нет их выгоды, наживы - люди вознегодовали. Они пришли и, увидев все это, не возрадовались тому, что страждущий человек сидит у ног Христа Спасителя и получил исцеление, что этот человек вернется в свой дом, к своей семье. А они наоборот в своем сердце вознегодовали и были в великом шоке и страхе. И попросили Господа, чтобы Он удалился из их селения и чтобы ушел из их окрестности и города.

"А здесь, в этом месте, пусть каждый задаст себе вопрос: а смогу ли я пожертвовать своим благополучием, богатством, всем имуществом, ради здоровья одного человека? Задумайтесь над этим, чтобы не стать подобным гадаринским жителям, прогнавшим Христа! Христос, скорбя об этом, сел в лодку, отпустив этого исцеленного человека домой. Человек, из которого вышли бесы, просил, чтобы быть с Ним, потому что он ощутил в своем теле жизнь. Увидел Того, Кто освободил от страшного мучения. Но Христос повелел, чтобы тот возвратился в свой дом. И человек, освободившись от уз диавола, пошел в свой дом, показавшись священникам, представ перед ними. Потому что Христос всегда говорил, чтобы исцеленные показывались священнику, чтобы он засвидетельствовал их здоровье, а исцеленный проповедовал милосердие Божье, что сотворил ему Бог. Это было по всему миру - прославление Христа. Как мы с вами увидели и видим, как Господь бывает кроток и какие есть люди. Вместо того, чтобы возрадоваться, Его гонят, и Он уходит. Увидев исцеленного человека, они также не возрадовались этой радостью, которую человек получил", - с сожалением отметил митрополит.

Толкование притчи об исцелении бесноватого

"Богатство ослепляет наши глаза. Сегодня настало такое время, что все бесноватые ходят по улицам. И несчастную свою жертву, верующего человека, они оковывают в цепи, всячески издеваясь над ним. Так было тогда, так есть и сейчас. Как разрушают храмы, бьют священников, верующих. Это все те одержимые, у которых "легион", а Господь учит нас кротости, терпению и смирению. Потому что часто мы о чем-то начинаем размышлять, начинаем мудрствовать, забывая о том, что мы боимся беса во всех его видах и всех его направлениях. Но он над человеком не имеет никакой власти, если мы не разрешим ему поселиться в нас! А ведь беснование - это не только буйное поведение. Человек может быть образован, респектабелен, но его ум настолько захвачен бесовской силой, что его действия и поступки повергают в ужас. И на первый взгляд привлекательные речи и показательные дела ведут к погибели не только этого человека, а и всех рядом стоящих, увлеченных этой идеей", - пояснил настоятель лавры.

Что дает возможность бесу поселиться в человеке? Это неверие, кощунство. Это изгнание из своего сердца, своего дома Христа Спасителя. Это нарушение Заповедей Господних, жизнь в невенчанном браке.

"Не исповедуемся, не причащаемся, обманываем, крадем, убиваем, лицемерим, лжесвидетельствуем, делаем расколы… Делаем все то, что вредит человеку, созданию Божьему. И Творец тогда отступает от такого человека, а на человека наступает тот, кому он служит, кто завоевал этого человека, кому он принадлежит - дьявол. А сколько своих дьяволят он приводит к каждому человеку, сколько страстей больших и мелких в человеке сидит - это и зависть, и гордость, злоба, ненависть, жадность, ложь, трусость, сребролюбие, непрощение обид… Список можно долго продолжать. Так и легион будет в каждом человеке, отступившем от Бога", - рассказал настоятель лавры.

15 сентября 2011 года, в день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Театральной площади г. Луганска. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня будничный день, но для всех нас это великий праздник. Во-первых, потому, что мы отмечаем память основоположников монашества, которое расцвело в Русской Церкви, — святых преподобных и богоносных отцев наших Антония и Феодосия Киево-Печерских. Кроме того, для нас это праздник еще и потому, что все мы собрались в таком множестве в центре Луганска, чтобы совершить общую молитву Господу.

У каждого есть о чем помолиться Богу. У каждого свои скорби, болезни, переживания — если не за себя, то за близких своих; у каждого свои воздыхания о народе своем, о стране, — ибо жизнь человеческая отмечена не только радостями, но и скорбями. Многие скорби произрастают от наших ошибок, от человеческого коварства, от недоразумений, просто от человеческой глупости. Но есть некий образ мыслей и некие действия, которые нельзя отнести ни за счет человеческих ошибок, ни даже за счет человеческой глупости, но за счет влияния особой силы. Об этой особой темной силе мы слышали сегодня в рядовом евангельском чтении, которое по уставу полагается прочесть в этот день за Божественной литургией.

Многие из вас знают эту евангельскую историю о том, как Господь исцелил гадаринского бесноватого. То был страшный человек. Бес настолько овладел его умом, настолько подавил его внутренние чувства, что он сделался звероподобен, обладал недюжинной физической силой и был опасен для окружающих. Когда опасность становилась очевидной, его заковывали в цепи, но он рвал их, наводя ужас на всю округу. И вот Господь исцеляет его, и взмолились бесы, чтобы Он пощадил их и дал возможность хоть в кого-то вселиться. Тогда Господь, видя пасущееся стадо свиней, разрешил бесам войти в них, и бросилось стадо с крутизны в море и погибло. Этим страшным образом Господь показал — не только жителям заиорданской стороны, но и всем нам — что происходит с человеком, с природой, с миром, когда начинает господствовать дьявол.

Под беснованием следует подразумевать не только буйное поведение. Бесноватый может быть человеком респектабельным, образованным, воспитанным. Но если его ум захвачен силой бесовской, то все, что он делает и говорит, каким бы привлекательным оно ни было, несет погибель. И мы знаем, что иногда десятки миллионов людей оказывались в плену таких мыслей, которые, в конце концов, приводили их к гибели. Ради достижения целей, которые те или иные философы или политические лидеры ставили перед людьми, перемолачивались человеческие судьбы, и кровь лилась рекой, но никому в разгар борьбы за навязанные идеи и в голову не приходило спросить: а не бесноватые ли их навязали? Не превращаемся ли мы в свиное стадо, которое бросается с крутизны в море? Иногда только по прошествии многих лет, выйдя из некоторого оцепенения, народ начинает понимать, что то было беснование — так было много раз в человеческой истории, в том числе и в нашем общем Отечестве, и в иных европейских странах. Бес может войти в человека или в людей, никто от этого не застрахован, и тогда у них появляется сила учить тому, что, в конце концов, превращает массы в свиное стадо, бросающееся с крутизны в море.

Как же уберечься, как же увидеть, что под видом ангела света скрывается дьявол (см. 2 Кор. 11:4)? Какой для этого нужно иметь ум, какую интуицию, какую проницательность — да и хватит ли человеческого ума, интуиции, проницательности, чтобы обладать верным критерием, способным давать человеку возможность отличать добро от зла? Может ли быть человеческим это внутреннее мерило истины и правды?

Сегодня удивительным образом совпали два чтения: Евангелие от Марка про исцеление гадаринского бесноватого, и отрывок из послания апостола Павла к Галатам, из первой главы, где апостол, обращаясь к жителям этого древнего малоазийского города, говорит: «Если мы или даже ангел с неба станет благовествовать вам то, что мы не благовествовали вам, — анафема да будет». И далее: «Если кто-то благовествует вам то, чему вы не научены, — анафема» (см. Гал. 1:8-9). Эта двойная анафема налагается, в том числе, на всех бесноватых, где бы они ни находились и что бы они ни творили, какое бы положение они ни занимали в обществе, государстве или Церкви. И апостол говорит нам, что есть только один критерий, одно мерило истины, налагая который на все — и на светскую философию, и на различного рода вероучения,— можно сохранить истину. Так оно и было на протяжении всей истории — по крайней мере, истории Церкви. Ведь как сотрясали Церковь ересями, расколами, какие только человеческие соблазны ни запускали в оборот, чтобы сбить людей с толку, чтобы разрушить единство Церкви, чтобы посеять семена ереси, чтобы ослабить наследие Божие! И ведь иногда ереси брали верх, иногда и расколы временно, на каких-то территориях побеждали. Но нет ни одной ереси, ни одного раскола, который победил бы за всю двухтысячелетнюю историю Церкви. И происходит это не случайно, а потому что, по слову апостола, Церковь хранит все то, что получила от Христа Спасителя, а если кто-то благовествует иначе — анафема.

Это благовестие Церкви имеет огромное значение не только для ее внутренней жизни, не только для сохранения единства, что тоже очень важно. Благовестие Церкви, вера наша помогают нам разбираться в том, что происходит в мире, нас окружающем, в обществе, помогают отделять добро от зла, помогают внутренней интуицией понимать, где правда. Иногда даже искушенные в политике люди говорят: народ не обманешь. Правильно, не обманешь. Не обманешь православный народ, который причащается Святых Христовых Таин, который хранит веру православную. Многое человек может не знать, но внутренний голос будет подсказывать ему, как вести себя. Внутренняя сила будет ограждать человека от греховных и неправильных поступков. Вот почему Господь и говорит, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16:18), потому что силой Божией изгоняется сила бесовская, силой Божией восполняется немощная сила человеческая. И верующий, преданный Богу человек, обретая эту силу, становится непобедимым.

Мы совершаем Божественную литургию здесь, в Луганске, на Донбасской земле, где люди по том, а иногда и кровью добывали и добывают себе хлеб, где бережно хранят веру православную. Из этого места особым образом прирастает экономическая мощь Украины. И я хотел бы всем вам, мои дорогие братья и сестры, от всего сердца пожелать хранить веру православную, хранить единство Матери-Церкви, помня грозные слова апостола: «Если даже ангел с неба станет благовествовать вам не то, чему вы были научены — анафема да будет!» Держитесь истины веры православной, воспитывайте в ней своих детей и внуков, распространяйте Божественный свет вокруг себя, чтобы изгонялось из рода человеческого всякое беснование, будь то интеллектуальное или же происходящее от злой человеческой воли. Ибо там, где бес, там смерть, там стадо, бросающееся с крутизны в море.

Да хранит Господь землю Луганскую, да хранит Господь каждого из вас, да благословит Он власти ваши право править народом, да благословит Господь Церковь Православную в Украине, хранящую великое Божественное предание, по слову апостола Павла. Верю, что Господь приклонит милость к земле Луганской, ко всей Украине, дарует вам мир, процветание, приклонит Свою милость в ответ на ваши молитвы. Храните веру православную, храните единство Церкви, и милость Божия всегда будет с вами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого. Текст публикуется с любезного разрешения издательства «Никея», выпустившего книгу владыки Антония «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка» с этими неизданными ранее его беседами.

Вступая в пятую главу Евангелия от Марка, я хочу вам прочесть первые семнадцать стихов, и затем мы остановимся на их значении.

И пришли на другой берег моря, в . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его. Всегда ночью и днем в горах и гробах кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом: не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел Он от пределов их (Мк. 5: 1-17).

Этот рассказ многогранен, к нему можно подойти со множества сторон. Я хочу остановиться именно на разных сторонах и раньше всего обратить ваше внимание на одно обстоятельство, связанное с Господом Иисусом Христом. Спаситель Иисус Христос есть Бог, ставший человеком. Он — Слово Божие, сотворившее вселенную, Он управляет всем миром премудростью Своей. И вдруг здесь, как в целом ряде других случаев, Он, казалось бы, забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него все Свое божественное и человеческое внимание. Это замечательная черта во Христе, это замечательная черта в Боге. Мы часто думаем, что есть вещи великие и сто ящие, и есть малые и мало сто ящие внимания. Не так с Богом. Нет такого страдания, нет такой боли, нет такой нужды, нет такой радости, которой не мог бы приобщиться Бог всецело, всем Своим Существом и внести иногда в безвыходное положение новый элемент, открыть как бы дверь, которая сделает это положение небезвыходным.

Вот и здесь Христос, Бог вселенной, будто забывая все на свете, все Свое внимание обращает на этого человека, потому что этот человек страдает, потому что ему нужна помощь, потому что он в горе. Нам стоит задуматься над этим, потому что не так поступаем мы с людьми, которые в нужде. Когда нужда охватывает сотни, тысячи людей, мы вдруг просыпаемся и начинаем действовать, но, когда перед нами один-единственный страдалец, а вокруг житейские заботы, собственные нужды, все то, что составляет нашу личную и общественную жизнь, мы проходим мимо. Ну да, он страдает, но это же маленькое, частное дело, разве можно это сравнить со всемирной историей, с событиями вселенной? И мы забываем, что каждый человек бесконечно драгоценен, что второго такого человека не существует и никогда не будет существовать, что он — единственный во всей вселенной и во все века. И обратить на него внимание надо в любой момент, всецело, даже когда нас призывают обстоятельства, жизнь к другому, к тому, что кажется нам более широким, более глубоким.

Я когда-то был врачом и пережил это очень сильно, когда, будучи военным хирургом, видел, как разверзается, страшно развивается война, и вместе с тем единственной моей заботой должен быть тот человек, который передо мной лежит на операционном столе. Ничего другого на свете нет, если даже обстреливают больницу или санитарный пункт, где мы находимся, мне до этого нет дела. Только один человек существует: этот человек, другого нет.

И мне кажется, что здесь Христос нам дает пример, потому что если мы так относились бы, с таким вниманием, с такой зрячестью ко всем людям вокруг нас, то жизнь была бы совершенно иная. Мы не жертвовали бы всем ради какого-то дела, мы не жертвовали бы и делом, потому что при верном подходе к делу перед нами раскрывались бы возможности, которых иначе бы не было.

Мне вспоминается сейчас один священник. Он ко мне пришел и сказал, что жена его попросила со мной поговорить. Их жизнь стала безрадостной, с тех пор как его священническая деятельность расширилась, он занят только другими людьми, а жену, детей своих он едва видит. И в результате жена несчастна, а дети — без отца. Я ему тогда сказал: «Ты знаешь что сделай — уменьши наполовину свою пастырскую деятельность». — «Как же я могу, ведь это — мой долг перед Богом и людьми?!» — «Нет, первая твоя паства — это жена и дети». — «Но я отвечу за всех тех, кого оставлю без внимания за это время. Я в ад за это могу пойти!» Я тогда ему сказал: «Знаешь, если ты это сделаешь по послушанию, то в ад пойду я, а не ты». Он просиял и говорит: «О, тогда все хорошо!» (Я не совсем так чувствовал, но был рад, что он так отозвался.) «И что же мне делать?» — «Половину времени, которое ты посвящал своим пасомым, отдай жене и детям, позаботься о них всецело, и увидишь, что будет».

Прошло несколько месяцев, и жена ко мне пришла и говорит: «Знаете, я просто не понимаю, что у нас случилось: мой муж половину своей пастырской работы оставил, все это время он отдает нам. А пастырская работа совершенно преобразилась. Вместо того чтобы он бегал по домам, к нам приходит несметное число прихожан и говорят: «Мы пришли к вам в дом, потому что мы хотим увидеть, что Бог может совершить над семьей, если семья всецело Ему предана. Ваша семейная жизнь является светочем в нашем приходе. Нам не нужно, чтобы отец В. нас посещал постоянно, нам довольно прийти и увидеть, что Бог совершает в вашей среде и, уверившись в этом, спокойно идти домой и жить так же».

Разве это не замечательно? Разве это не пример, разве это не притча в действии и в реальности?

После того как я говорил о самом Христе, теперь хочу остановиться на бесноватом. — это человек, который одержим, который над собой власти не имеет, является как бы посмешищем и игрушкой иных сил. Эти иные силы — я в этом глубоко убежден, так учит нас и Священное Писание, и жизнь и учение Святых Отцов Церкви — могут быть действительно бесовские, но не всегда действуют в таком размере и с такой яркостью, с которой они описаны здесь. Это может быть «чертовщина» в нашем русском смысле слова. Человек может быть одержим страстью к питью, быть пьяницей, страдать запоем, человек может быть сладострастником. Это может быть человек, неспособный удержаться от гнева, это может быть человек, который неудержимо влечется к воровству, это может быть человек, который пылает ненавистью, завистью, ревностью, мало ли чем. Всмотритесь, будто в зеркало, в свою собственную душу, и вы увидите, сколько в ней страстей, может быть, мелких, может быть, не таких трагических, как явное беснование, сколько таких страстей в каждом из нас, которые не дают нам свободу быть полностью достойными самих себя. Помните слова Некрасова: «Хоть и злоба во мне велика и дика, а до дела дойдет — замирает рука» . Замените слово «злоба», словом «вдохновение», «желание» и вы увидите: сколько раз бывало, что — о да, как бы хотелось!.. о да, я с такой готовностью!.. А когда дойдет до дела — ни с места. Поэтому мы должны трезво относиться не только к драматическим беснованиям, которые находим в Священном Писании и в нашей жизни, среди людей вокруг нас (хотя реже, чем иногда это представляется), и подумать над теми мелкими бесами, которые делают нас такими же мелкими и чуждыми правде Божией и правде человеческой, как и этого бесноватого.

Но замечательно в этом человеке то, что он не только беснуется. Как только бесноватый оказывается перед лицом Христа, даже когда еще издали Его видит, он во Христе видит покой, видит в Нем гармонию, он в Нем видит цельность истинного Человека, и одновременно в этой цельности прозревает Бога, таящегося в Нем. И он падает к ногам Христа и поклоняется Ему, потому что даже для бесов Бог есть Тот, Который владеет всем, Который Хозяин вселенной, видимого и невидимого мира.

Но эти бесы остаются бесами. Одержимый падает к ногам Христа, но нечистота, нечистые силы, нечистые влечения в нем кричат Христу: «Зачем Ты пришел? Оставь нас, уйди!» И Спаситель спрашивает: «А как вас звать?» — «Нам имя легион», т. е. целое полчище сидит в этом человеке, как в гнезде. А в нас что сидит? Сколько мелких чертенят, сколько мелких бесов нами владеют: зависть, и ревность, и сладострастие, и трусость, и ложь, и жадность, и сребролюбие, и ненависть, и злоба, и отказ простить чужую обиду и т. д. и т. д. В нас тоже, можно сказать, легион сидит.

И Христос повелевает им уйти, но для этих бесов уйти — значит вернуться в бездну. Они хотят как-то удержаться в видимом мире, чтобы не идти во тьму кромешную, уготованную дьяволу и служителям его, и просят Христа: «Пусти нас в это стадо свиней». Часто задается вопрос: почему, чем эти им приглянулись? Дело в том, что среди евреев, так же как и среди мусульман, свинья является символом нечистоты, и из всех животных, которые вокруг были, бесы увидели то существо, которое всем провозгласит, кто они такие. Они ушли — куда? В область ритуальной нечистоты.

Еще дальше образно показано, что бывает, когда эта нечистота получает власть: все стадо бежит и кидается в море, погибает. Из этого наглядно видно, что бывает, если злу, даже бесенятам, даже мелкой мерзости, дана полная свобода: она нас приведет к погибели, к разрушению, к смерти.

А дальше? Дальше происходит что-то очень страшное. Пастухи убегают поднимать весь народ в деревнях, в городе, рассказывают, что случилось, и люди спешат посмотреть, что же там совершилось, посмотреть на бесноватого — и видят, что он теперь в здравом уме, одет. А свиньи где? Потоплены. И тут происходит ужасная вещь: что этот человек исцелен — им все равно, а что их свиньи погибли, это — да, ужас. Второго такого случая они не хотят видеть. Они обращаются ко Христу и говорят: «Уйди из наших пределов. Спасение одного человека такой ценой, таким ударом по нашему карману — нет, на это мы не согласны». Мы с ужасом читаем такой рассказ, мы думаем: как это возможно? А на самом деле, разве мы готовы в каждом отдельном случае пожертвовать своим благополучием, своим добром для того, чтобы один человек выздоровел, вошел в жизнь, очнулся? Не всегда. И потому не будем очень укорять этих , а подумаем о себе. Как отвечу я? Если вдруг все мое имущество, все то, на что я надеялся, чтобы разбогатеть и жить благополучно, у меня будет отнято ради того только, чтобы один человек стал нормальным, здоровым, начал новую жизнь, — что бы я на это сказал? Задумаемся над этим, потому что мы не во всем лучше этих людей.

А дальше? Христос уходит, и бывший бесноватый хочет за Ним последовать: «Пойду с Тобой». Он не хочет разлучиться с тем Человеком, Который ему дал новую жизнь. И Христос ему говорит: «Нет, иди к своим, расскажи им, что случилось». «Свои» — это те же самые жители, гадаринцы, они, может быть, тоже свиней потеряли. Как они его примут?.. Кроме того, мы все знаем, что свидетельствовать перед чужими не так трудно, потому что они нас не знают, а свидетельствовать о чем-то великом, что с нами случилось лично, перед своими близкими гораздо трудней. Ответ очень часто бывает: «Ну, рассказывай! С тобой? Такое чудо случилось? Такое не бывает с людьми, подобными тебе!» И вот на что посылает Христос этого бесноватого и каждого из нас, кто силой Христа, силой веры во Христа отречется от всей своей бесноватости, начнет новую жизнь оздоровленным, исцеленным, т. е. ставшим целым, вот на что нас зовет Господь: «Пойди к своим, пусть они посмотрят, какое чудо может совершить Бог даже над одним из их собственной семьи».

О Божьих благодеяниях (исцеление гадаринского бесноватого). Неделя 24-я по Пятидесятнице

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что" Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что" сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 26-39).

Блаженный Феофилакт Болгарский

О легионе

(«Толкование на Святое Евангелие»)



Смотри: бес одержим двумя страстями злобы, дерзостию и страхом. Ибо слова: «что Тебе от меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» - боязливому. Живёт он в гробах с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами . - Бесы просят о том, чтоб им не повелено было идти в бездну, но позволено еще пожить на земле. Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов . - Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения, и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет во гробах, то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.

Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли, Иисуса отойти от них. Ибо они боялись, чтоб еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней. Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Иисуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Иисуса, ему снова не попасть во власть бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Иисусом, но покрываемый Его благодатию, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: возвратись в дом свой и расскажи, что сотворил тебе «Бог» . Не сказал: «что Я сотворил тебе» , чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершённое дело относили к Богу . Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему «Иисус» . Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему «Бог» , а он рассказывает, что сделал ему «Иисус» . Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего .

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Неделя 23: Исцеление бесноватого

(«Мысли, высказанные в проповедях»)



Господь спрашивает бесноватого о его имени. Это единственный случай, что Господь спрашивает об имени, прежде чем дать просимое. Бесноватый находится в тяжелом состоянии: ожесточенный, огорченный, испуганный. Если человека, находящегося в таком настроении, спросить, как его зовут? - он на половину сразу успокаивается. Значение имени для человека особенно сильно у христиан: оно напоминает человеку угодника Божия, во имя которого он крещён . Но здесь на вопрос об имени, бесноватый ответил «Легион,» ибо много бесов вошло в него. Но что легион для Христа, сказавшего, что «именем Моим бесов изгонят... змия возьмут» ... Когда на Ап. Павла на Мальте напала ехидна, он взял ее и бросил в огонь. «На недужные руки возложат» ... Всё это неоднократно повторялось, а мы слушаем про это, не отрицаем, но не принимаем так близко к сердцу... Почему мы не видим чудес? - говорят люди. Не видят глупцы и сумасшедшие, а христиане видят и теперь, как смело идёт Господь на чудеса. Надо меньше любить тело и больше дух, и тогда жизнь и деяния Духа нам будут виднее . В исцеления надо верить, как верят простолюдины и просить, как они просят.

Митрополит Антоний Сурожский

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Исцеление гадаринского бесноватого

(«Воскресные проповеди»)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла, бесов, сил зла, которые всячески стараются его поработить, не оставить в нем ничего , что не было бы им подвластно, что не принадлежало бы им до конца, чем они не могли бы воспользоваться, чтобы творить свое зло. Эти силы бесовские можно назвать всеми названиями греха человеческого: если только мы даём власть в себе какому-либо греху, мы делаемся рабами греха (об этом и апостол Павел говорит подробно). И если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека: всю жизнь прожить как оружие зла на земле, в безумии, в страдании, в творении зла .

Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос их послал в стадо свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту: выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что всё зло, которое в нас качествует, которое мы творим, которому мы прилепляемся, которому мы даем власть над собой – это именно осквернение и предельная нечистота. А предел этого порабощения мы видим опять-таки в судьбе свиного стада: оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко всем нам в совокупности: к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям, – ко всем без исключения.

И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним – вся трагедия Вселенной, и Он, как бы забывая эту трагедию Вселенной, вернее, видя ее воплощенной, трагически, в одном человеке, оставляет все ради того, чтобы спасти этого человека. Умеем ли мы это сделать? Умеем ли мы забыть о больших задачах, о которых мы мечтаем , ради того, чтобы сосредоточить своё внимание, отдать своё сердце до конца, творчески, трагически, крестно одной-единственной нужде, которой мы можем помочь ?

И третий образ – это образ людей гадаринских, которые знали, в каком состоянии этот бесноватый, видели ужас его бесноватости и слышали о том, что Христос его исцелил и какой ценой: цена была погибель их стада. И они пришли ко Христу, прося Его уйти , оставить их пределы, не творить более чудес, которые им «дорого стоят»: даже не жизни, не покоя, а вещественного богатства... Вот о чём они просили: Уйди от нас! Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас накладны – уйди!

Нам надо подумать о себе. Мы можем себя увидеть в образе этого бесноватого, потому что каждый из нас во власти тех или других страстей. В ком нет зависти, в ком нет горечи, в ком нет ненависти, в ком нет тысячи других грехов? Мы все, в той или другой мере одержимы, то есть под властью темных сил, а это и есть их цель: овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным как орудием зла, которое они хотят творить и могут творить только через нас, но одновременно сделать нас не только творцами зла, но и страдальцами ...

Подумаем о себе по отношению к другим людям: не хотим ли мы ими обладать? Не стараемся ли мы над ними властвовать, их поработить, сделать из них орудия нашей воли, предметы наших вожделений ? Всякий из нас может в себе найти именно такие свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.

И наконец, подумаем: мы Христовы. Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь Христов, крестный, жертвенный путь, который может дать свободу другим, новую жизнь другим, если только мы оторвемся от всего того, что нас занимает, ради того чтобы обратить внимание на одну реальную, жгучую нужду? Подумаем об этом; потому что Евангелие к нам обращается не для того только, чтобы нам представить образы; Евангелие – призыв и вызов: где ты стоишь, кто ты, с кем ты?.. Каждый из нас должен себе ответить, и ответить Богу: кто мы? где мы? Аминь!

Протоиерей Александр Шаргунов

Неделя 23-я по Пятидесятнице

(«Евангелие дня»)



Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что сила бесовская может быть очень большой, она может угрожать существованию каждого человека и всего человечества. Чтобы не думал кто-нибудь, что если он живет без Бога, то как-нибудь сам справится с жизнью. Как только человек оказывается без Бога, он оказывается с диаволом. А до какой степени эта власть бесовская простирается, мы видим на примере Гадаринского бесноватого и всей страны, в которой находится этот несчастный . Абсолютная власть бесов над человеком, так что этот человек в безумии своем живет, не одеваясь в одежды, обнаженный от всего разумного, доброго. Не говоря уже о том, что он лишен благодатного. И живет не где-нибудь, а в гробах. Самое подходящее для него жилище - пещеры, куда клали умерших людей, прикосновение к которым означало нечистоту для живых.

Он настолько во власти бесов, что его уже не существует. «Как тебе имя?» - спрашивает Господь. «Легион» - отвечает этот человек, вернее, бесы уже за него отвечают. Всякий раз, когда человек отступает от Бога, он теряет самого себя, свою личность . И в его жизни непременно действует диавол, замечает это человек или нет.

Об этом бесноватом сказано, что он терроризировал на дорогах всех, кто проходил мимо, как могут терроризировать какие-нибудь бандиты - которые потому бандиты, что они бесами одержимы. Там, где нет присутствия Божия, эти бесы и эти люди ведут себя предельно нагло: они унижают окружающих, будучи сами унижены владеющей ими силой бесовской. А там, где присутствие Христово, они дрожат от страха, униженно просят, как преступники перед судом, чтобы каким-то образом участь их была смягчена.

Господь сегодня показывает нам, что зависимость от власти бесовской у человека, у народа, у рода человеческого может быть предельной .

Обратим внимание на то, что эти существа являются не только чудовищно сильными, но и крайне свободолюбивыми. Для них непереносимо какое-либо ограничение их свободы. Они разрывают железные цепи, которыми их связывают, любые путы, потому что они хотят жить свободно. Вся культура, духовность нашего времени направлена на то, чтобы воспитать человека абсолютно свободным, независящим ни от каких ограничений, чтобы никто и ничто им не управляло. Чтобы человек находился под полной властью бесовской.

Свобода, которую провозглашали в 1917 году, и свобода, которую сейчас провозглашают - свобода от всего - означает именно это явление, когда человек уже готов рвать как цепи любые преграды, только бы достигнуть ее. Никаких заповедей, нравственности, никаких границ не существует, никакой власти. И бежит в безумии такой человек, гонимый бесом, в пустыню.

«Что мне и Тебе, Сыне Божий?» - спрашивают бесы, которые видят перед собою Бога. «Что общего между Тобою и нами?» Действительно, что общего между светом и тьмой, что общего между Христом и Велиаром? Нет ничего общего. Между бесами и Богом ничего общего нет. А между человеком и Богом есть всегда общее. В каком бы состоянии ни находился человек, есть что-то общее у человека с Богом, и Бог хранит все-таки человека, несмотря на то, что он попал под власть бесов, не оставляет его до конца.

Нет ничего общего между свиньями и Богом. Эти - просто чавкающие какие-то, пьющие, жрущие существа. Бесы хотят, чтобы люди стали свиноподобными, тогда можно в них вселиться и погубить. Чтобы люди стали стадом скотским, каким хотят сегодня сделать у нас весь народ, чтобы вселились бесы в это стадо, и оно бросилось с крутизны в воду и потонуло. Весь род человеческий хотят бесы погубить.

Мы видим, какая сила у них и какая ненависть к человеку. Смысл их существования - уничтожить и разрушить. Не удается уничтожить этого человека - так хотя бы свиней, то, что принадлежит человеку. Может быть, через это удастся восставить человека против Бога? И оказывается, удаётся. Целая страна за то, что она теряет свое благополучие, восстаёт против Бога.

Мы должны увидеть сегодня не только силу Божию, но мы должны удивиться, как велика любовь Господня . В одно мгновение погубил бы диавол каждого из нас и всех. И кажется, есть основания ему иметь власть над людьми за их грехи. Но любовь Божия ставит предел этой ненависти к человеку. Любовь Христова не оставляет человека, несмотря ни на что.

Будем всегда знать это - не отвлеченно, а реально - глядя на то, что происходит сегодня с нашей страной. Потому что самое ужасное - это, конечно, не бедствия внешние, не голод, не нищета, а беснование людей . Людей хотят превратить в скотов, с тем чтобы они полностью принадлежали бесам. Но любовь Божия все равно все превосходит - вся власть у Бога. Ничего не может сделать сатана без позволения Божия ни в одной ситуации. Если обратится человек всем своим сердцем ко Господу, если обратится народ к Нему, то всё сразу переменится, как переменилось с этим бесноватым человеком .

Мы видим, что человек одетый, осмысленный , как сказано, сидит у ног Христа. Разумный человек, который владеет собой, который становится самим собой. Сейчас мир больше ни о чем не говорит, кроме того, как человеку стать самим собой - то есть, свободным человеком, независимым ни от чего. А оказывается, человек может стать самим собой только тогда, когда он человек Божий . А когда он от Бога отрекается, мы видим, какой свободы он достигает, и насколько он теряет себя.

У каждого человека разные степени этой утраты самого себя, но в конце концов, не может быть середины: либо человек должен стать Божиим, либо он должен стать с диаволом навсегда, на веки вечные.

Мы видим, что весь народ этой замечательной страны, после того как пастухи, увидев происшедшее, побежали и рассказали им обо всем, выходит навстречу ко Христу, охваченный страхом, и просит Его удалиться от этих мест. Чего они боятся? Во-первых, им страшно, потому что они потеряли имущество, все свое материальное богатство. Но они охвачены и другим, также понятным страхом. Они еще все-таки люди, не полностью во власти бесовской, и у них есть тот страх, который был некогда у Симона Петра. Когда Господь явил чудо с ловлей рыб ему, он пал к ногам Христовым и сказал: «Отойди от меня, Господи, потому что я человек грешный» . Нет, они еще не исповедуют себя грешниками - это же языческая страна, потому там и свиньи есть - но Господь, идя по земле, уже достигает и этого мрака.

И что происходит с исцеленным человеком? Никогда, ни за что, ни на одно мгновение он не хочет уже расставаться с Господом. Он хочет быть вместе с Его учениками и идти туда, куда Господь идет. Но Господь ему говорит, что Он его не берет с собой, чтобы он снова шел в ту самую землю Гадаринскую, где раньше был, с проповедью о том, что Христос совершил для него. Ему страшно подумать, что он снова окажется среди этих свинолюбивых людей, которые отвергают Христа, просят удалиться Его из этих мест. Но Господь, тем не менее, посылает его туда, чтобы он проповедовал о том, как милостив Господь, какие великие чудеса Он может совершать там, где, кажется, все совершенно безнадежно.

Неужели не все еще потеряно, скажем мы сегодня, неужели не кончено еще все с нашей Гадаринской страной? Несмотря ни на что, ни на какое беснование, которое было и продолжается сегодня, несмотря на все большее изгнание Христа из нашей страны, несмотря на это свинство, которое все более распространяется среди народа, Господь не оставляет нашу страну, а посылает сюда людей, которых Он исцелил, которым Он дал узнать, как велика сила и милость Господня, с проповедью о том, что не все еще потеряно.

Пример этого исцеленного бесноватого говорит, что мы должны быть готовы, если Господь даровал нам узнать Его благодать, Его истинную жизнь, предпочесть дарам утешения, дарам благодати всегдашнего пребывания с Господом путь в ту землю, где ад на самом деле, ради того, чтобы привести к Богу других людей . И мы должны, глядя на это событие, которое показано в Евангелии, помнить, что Господу всё возможно переменить там, где, кажется, уже нет надежды на исцеление. Какие бы препятствия ни вставали на нашем пути, Господь говорит, что Он всё содержит Своей властью. Он посылает этого человека в страну, которая только что отвергла Его, с тем, чтобы просветить их светом истины, чтобы, когда придет время, и им даровать спасение.

Чудо сегодняшнего Евангелия - то, что Господь может совершить с каждым человеком и со всем человечеством - раскрывается в полноте в тайне Креста Христова и Его Воскресения. И каждый из нас призывается исполнить волю Божию о себе и быть участником воли Божией, которая хочет всем человекам спастись.