В русском языке действует морфемный закон правописания слов. Это значит, что все пишутся одинаково. Однако из этого закона существует множество исключений: это слова, заимствованные из других языков и утратившие историю своего происхождения. Таким образом, в орфографии сформировалась оппозиция: словарные слова и проверяемые слова. Одни из них мы должны запомнить, а для правописания других использовать правила.

Проверяемые и главное различие

Чтобы проверить согласную в корне, нужно найти такое в котором эта буква стояла бы в сильной позиции. Она для согласных - перед гласным. Если подбор такого слова возможен - это, однозначно, проверяемая орфограмма. Рассмотрим на примере:

  • столб - столбы;
  • ложка - ложечка;
  • косьба - косить.

Кроме этого, нужно упомянуть, что не существует понятия "непроверяемые безударные согласные в корне слова". Примеры с такими явлениями не существуют в русском языке.

Проверке подлежат согласные на конце слов или перед другими буквами, обозначающими звуки, имеющие пару по глухости-звонкости.

Если проверить невозможно, то такая орфограмма просто запоминается. Для примера возьмём три слова с непроверяемой согласной в корне:

  • вокзал;
  • футбол;
  • рюкзак.

Это словарные слова. Все они являются иноязычными по происхождению. Формы этих слов и однокоренные слова воспроизводят их основы в неизменном варианте: вокзальный, футбольный, в рюкзаке - проверить невозможно, только запомнить или посмотреть в словаре.

Слова для запоминания на букву «А»

Обычно словарные слова даются по алфавиту. Не будем отступать от традиций и поступим таким же образом.

  • Апелляция - документ с просьбой отменить ранее принятое решение суда.
  • Аппарат - оборудование, совокупность органов, выполняющих определённую функцию.
  • Аппендицит - воспалительный процесс, связанный с отростком слепой кишки (аппендиксом).
  • Аппетит - желание принять пищу.
  • Аппликация - изображение из кусочков бумаги или другого какого-либо материала.
  • Артиллерия - орудия, стреляющие снарядами.
  • Асессор - пребывающий на должности человек.
  • Асимметрия - нарушение симметрии.
  • Ассамблея - собрание.
  • Ассигновать - выделить деньги на целевые расходы.
  • Ассимилироваться - уподобиться кому-то или чему-то.
  • Ассистент - помощник специалиста.
  • Ассорти - подборка однородных, но чем-либо различающихся предметов.
  • Ассортимент - наличие товаров, услуг.
  • Ассоциация - отдельные представления, одно из которых вызывает другое.
  • Астронавт - в США космонавт.
  • Асфальт - чёрная смола.
  • Атташе - работник-консультант при дипломатическом представительстве
  • Аттестат - свидетельство.
  • Аффект - душевное волнение.

В каждом из этих слов присутствует орфограмма «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры, данные в этой статье и в последующих, входят в список, обязательный для запоминания выпускниками школы. Но не это главное. Обязательно необходимо развивать навык употребления этих слов в собственной речи, то есть учиться составлять с ними предложения. Например:

  • Как мы все знаем, гоголевский Нос служил сначала коллежским асессором.
  • Николай Иванович стал военным атташе в дипмиссии нашей страны во Франции и должен явиться на службу уже в начале октября.
  • Звуки в потоке речи ассимилируются по глухости и звонкости.

Правописание непроверяемых согласных в корне. Слова на букву «Б»

  • Баллада - литературный поэтический жанр, совмещающий прозу и поэзию.
  • Барокко - художественный стиль, характеризующийся вычурностью, декоративной пышностью.
  • Баррель - в США жидкости.
  • Баррикада - укрытие во время уличных столкновений
  • Баскетбол - спортивная игра, в которой нужно закинуть мяч в кольцо.
  • Бейдж - карточка с указанием фамилии, имени, названия страны, компании.
  • Бейсбол - вид спорта, напоминающий лапту.
  • Беллетрист - писатель, создатель произведений для лёгкого чтения.
  • Блокгауз - сооружение для ведения кругового огня с жилым помещением для гарнизона.
  • Боцман - должность на корабле, начальник палубной команды.
  • Брандспойт - переносной насос.
  • Буддизм - одна из мировых религий.
  • Бюллетень - краткое сообщение о чём-либо, листок для голосования. Больничный лист.

Приступим к отработке навыка правописания орфограммы «Непроверяемая согласная в корне слова». Примеры использования этих слов:

  • Большинство населения Монголии - буддисты.
  • Во время каникул я позволяю себе почитать кое-что из беллетристики.
  • В сочинении учитель порекомендовал использовать балладу Жуковского «Светлана».

Словарные слова на буквы «В», «Г», «Д», «Ж»

  • Вилла - богатый комфортабельный дом с парком.
  • Вице-президент - заместитель президента.
  • Галлюцинация - восприятие несуществующих объектов.
  • Гамма - нотное изображения восходящих звуков в пределах октавы, ряд однородных, последовательно изменяющихся предметов, явлений, признаков.
  • Гангстер - участник преступной организации.
  • Гандбол - вид спорта, игра, в которой руками забрасывают мяч в ворота.
  • Группа - несколько предметов.
  • Дартс - игра с дротиками.
  • Дисгармония - отсутствие созвучности, нарушение гармонии.
  • Диссертация - научное рассуждение.
  • Диссонанс - нарушение гармонии.
  • Диффузия - растекание.
  • Дифференциальный - неодинаковый.
  • Диффузия - взаимопроникновение веществ.
  • Дрессировать - приучать к повиновению.
  • Жаккард - крупноузорчатая ткань.
  • Жужжать - производить монотонный дребезжащий звук.

В этих присутствует непроверяемая согласная в корне слова, примеры их использования:

  • Татьяна уже с самого начала знакомства с Онегиным чувствовала внутреннюю дисгармонию.
  • В твёрдых веществах процесс диффузии тоже происходит.
  • Где-то в глубине комнат надоедливо жужжала муха.

Запомните слова на букву «И»

  • Идиллия - безмятежность.
  • Иллюзия - обманчивое представление, заблуждение.
  • Иллюминатор - круглое окно.
  • Иллюминация - праздничное освещение.
  • Иллюстрация - наглядное пояснение.
  • Иммигрант - иностранец, поселившийся в чужой стране на постоянное место жительства.
  • Имидж - образ, сложившийся в общественных кругах.
  • Иммунитет - невоприимчивость организма к каким-то болезням.
  • Импрессионизм - художественное направление, возникшее в конце 19-начале 20 века, характеризующееся воспроизведением тончайших внутренних переживаний художника.
  • Интеллект - способность мыслить.
  • Интеллигенция - общественная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом.
  • Искусство - художественное воспроизведение действительности в образах.

Помогут запомнить, как пишется непроверяемая согласная в корне слова, примеры:

  • Александр Блок написал статью-размышление «Интеллигенция и революция».
  • Искусство помогает нам во многом осознать самые сложные процессы жизни.
  • В иллюминаторе удалялась родная земля, может быть, навсегда.

Слова на букву «К»

  • Киловатт - единица мощности, применяемая в измерении электрического напряжения.
  • Килограмм - единица измерения массы.
  • Кикбоксинг - вид спорта, сочетающий бокс и восточные единоборства.
  • Киллер - наёмный убийца.
  • Кингстон - клапан в подводной части судна для забора и сброса воды.
  • Коллаген - вещество, входящее в состав волокон соединительной ткани.
  • Коллаж - наклеенные на основу кусочки чего-либо, составляющие цельную картину.
  • Коллапс - внезапное и резкое ухудшение состояния чего-либо.
  • Коллегия - группа людей, объединённых профессией.
  • Колледж - среднее учебное заведение.
  • Коллектор - собиратель.
  • Колли - порода длинношерстных крупных собак.
  • Коллизия - столкновение противоположных взглядов.
  • Коллоквиум - беседа преподавателя со студентами с целью выявления и повышения уровня их знаний
  • Колонна - группа предметов, расположенных друг за другом по прямой линии.
  • Колоннада - ряд колонн.
  • Колосс - выдающийся по своим габаритам объект.
  • Колоссально - выражение высшей степени восхищения.
  • Комиссар - лицо, наделённое правительством особыми полномочиями.
  • Комиссия - группа лиц со специальными полномочиями.
  • Коммандос - в США специальные военные подразделения, предназначенные для диверсионных операций.

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.

Например:

просьба – просить

низкий – низок

лёд – ледовый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаза

цепь – цепи

сосед – соседи

берег – берега

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блузка – блузки – (много) блузок

шляпка – шляпки – (много) шляпок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шапка – шапочка

подушка – подушечка

березка – березонька

игрушка – игрушечка

Или наоборот:

блюдце – блюдо

погодка – погода

травка – трава

Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

устный – уста

здравствуй – здоровый

капустный – капуста

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесный – чудеса

опасный – опасаться

ужасный – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чувствовать

лестница (но лесенка)

склянка (но стекло)

блеснуть (блестеть)

словесный

яства

ровесник

наперсник

Правописание слов с удвоенными согласнымив корне слова

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма

Изучение темы «Правописание согласных в корне слова»

Для формирования навыка правописания в корнях слов безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, а также для правильного написания приставок, ъ разделительного знака учащимся необходимо владеть совокупностью знаний и умений:

1) умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные (парные, непарные звонкие, непарные глухие);

2) умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;

3) умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ);

4) умение подбирать однокоренные слова;

5) умение изменять форму слова.

Однако каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования рассматриваемых навыков. Важно взаимодействие между ними.

При подборе проверочных слов, определяющих написание безударных гласных корня, учащиеся устанавливают связь между фонетическими и морфологическими знаниями, так как для проверочного слова характерны два признака:

а) гласный звук в корне ударный,

б) слова однокоренные или формы одного и того же слова.

Аналогичные условия создаются и при подборе проверочного слова, которое обосновывает написание букв, обозначающих парный глухой или звонкий согласный в корне. Проверочное слово также обладает двумя признаками: а) оно является однокоренным с проверяемым или его формой, б) после проверяемого согласного стоит гласный, например: узок - узкий, рубить - прорубь и т. п. При написании слов с непроизносимыми согласными в качестве проверочных также выступают однокоренные слова, в которых все согласные произносятся: звезда - звездный, радости - радостный, место - местный и т. п.

Для примера

урок:

Русский язык, 3 класс.

Открытый урок по теме:

«Правописание непроизносимых согласных звуков

в корне слова»

Цели урока:
Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие : развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные : воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Формы работы : индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- заменять слова синонимами;
- работать в группах;
- вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Оборудование: ПК, интерактивная доска.

Ход урока:
Тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова».

Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
- Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

1. Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме:
-В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится?
([стн] ,[здн], [ств], и др.)
-Почему исчезают отдельные звуки? Какие это звуки? [В], [Д], [Л],[Т]
-Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

(В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).
2.Первое задание:
- На доске записаны слова, что заметили?
Записать слова, доказывая написание непроизносимой согласной(по выбору фиксируют на доске проверочное слово и проверяемое)
подчеркнуть орфограмму:

Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник.
Весть - известный,
гигант – гигантский,
власть – властный,
честь – честный,
доблесть – доблестный,
праздник?

1.Проверка слов: подбор проверочных,
2. что обозначает слово доблестный –найти толкование слова доблесть в электронном словаре (двое работают у компьютера)
3. нельзя проверить слово праздник – что нам поможет определить правильно ли мы написали это слово –орфографический словарь
(работают с орфографическим словарём)

Если мы не можем проверить слова, то оно будет словарным
Подберите однокоренные слова
На ИД: ПРАЗДНИК

Физкультминутка
На ИД написаны слова : цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, луг, рукав, устный, шалаш.

На интерактивной доске написаны слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы выполняете любое другое движение.

3.Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь).

А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная

В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

красные
безобразной
прекрасное
звездное

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники

Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

чудесный
праздник
поздней
гигантские
песню

Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными. (Каждый ученик по одному слову).

12

Для примера

урок:

ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Цель:

- Личностные УУД:

Формулировать и аргументировать собственное мнение;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

Осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

Выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Тип урока: обобщение изученного.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, методы дифференцированного обучения.

Оборудование : презентация Microsoft Power Point, учебник для 5 класса по русскому языку, раздаточный материал к уроку.
Прогнозируемый результат : самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Упражнение «Подари улыбку»

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

Записать Д.З. сл.1

II. Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

Грус…ный

Морко…ка

1.Что интересного вы заметили? (вставленные буквы согласные)

Ребята, как вы думаете, какое слово будет лишним? (грустный)

Почему? (другая орфограмма)

Давайте произнесём это слово, так как говорим.

Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

Звучит песня «Непроизносимые согласные». сл.2

По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова» сл.3

Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

Будем учиться подбирать проверочные слова.

В течение урока вы заполните карту успешности (показать)

III. Актуализация знаний

1.Осмысление изучаемого материала.

Работа в карточке. Чтение с пометками.

Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками!, +, ?.

(Учащимся предлагается система маркировки информационного текста, включающая следующие знаки:

«!» - это я знаю

«+» - новая информация

«?» - сомневаюсь

IV.Беседа с классом.

Что вы знаете о написании непроизносимого согласного?

Д: Непроизносимый согласный нужно проверять.

Как проверить непроизносимый согласный?

Д: Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласный звук искать.

Объясните написание слов в предложении

Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но! НА ДОСКЕ

V.Работа в парах. Составление памятки. сл.5

- Сравните с эталоном алгоритма … Самооценка. сл.6

Обратите внимание: в способах действий для правильного написания безударных гласных и парных согласных подбирается проверочное слово, а для непроверяемого согласного – родственное?

Как вы думаете, почему?

Д: Проверить безударный гласный и парный согласный можно двумя способами: изменяя форму слова или подбирая родственное слово, а непроизносимый согласный – только подбирая родственное слово.

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого: нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

VI. Закрепление . Дифференцированная работа. сл.7

Сейчас каждый из вас ещё раз вспомнит, какую цель поставили в начале урока. Добились ли вы поставленной цели, на каком уровне, вы узнаете после того, как самостоятельно поработаете с карточкой, в которой задание трёх ступенек. Оцените свои возможности, какое из заданий вы сможете выполнить. Т. к. время ограничено, вы можете выбрать для себя только те, которые вам понятны и не более 2 - х заданий из предложенных.

Уровень А.
Спишите, написав проверочные слова.
….-извес. ный, …– свис. нул, … – радос. ный,
… – прелес. ный.

Уровень В.
Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

(Грусть) рассказ, (известие) писатель, (прелесть) девушка, (радость) народ.

Уровень С.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девушка, веселый народ.

Индивид.задания: ….карточки.

VII. Закрепление пройденного материала

Работа в парах . сл.8 . Подбор проверочных слов. Учащиеся читают слово, записанное на карточке, обсуждают и подбирают проверочное слово.

МЕСТНОСТЬ КАПУСТНЫЙ

ПАСТБИЩЕ КОСТНЫЙ

СЕРДЦЕ УСТНЫЙ

VIII. Работа в группах. сл.9

Инструкция.

План работы группы

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

5. Защита мини-исследования слов.

Группа№1

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

Счас…ливый-

Капус…ный-

Свис..нул-

Вкус…ный-

Группа№2

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Гиган…ский-

Звёз…ный-

Грус…ный-

Прекрас…ный-

Группа№3

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Ненас…ный-

Наез…ница-

Мес…ный-

Чудес…ный

Группа№4.

Задание:

1.Записать слова.

2.Выделить корень в слове.

3.Подобрать проверочное слово.

4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

Радос.ный

Извес.ный

Отчёт групп о работе.

Цели урока:

  • развивать умение правильно писать слова с парной согласной на конце слова и в середине слова, определять, каким правилом регулируется это написание и применять это правило;
  • развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;
  • прививать интерес к языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Эмоциональный настрой

Давайте подарим друг другу улыбки.

  • Проверка посадки и рабочих мест детей

Учитель: Руки?

Дети: На месте!

На месте!

  • Проверка рабочих мест

II. Минутка чистописания.

(На развитие творческого воображения.)

На что это похоже?

Что можно получить, если соединить между собой эти овалы? (Бусы)

Как это сделать?

Грамматическая задача.

Что здесь написано?

Чеснок – снок + мода + н =? (чемодан)

Д+ель+филин – ли=? (дельфин)

Запишите однокоренные слова, обозначьте орфограммы.

III. Формирование темы и цели урока.

Сколько правил
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь
Будь внимательным и только
Будь старательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь.

На доске слова: коляска-повязка, гриб-хрип, подружка-ватрушка, жираф-бурав, круг-крюк, молотки-городки, лимон-бульон.

Причитайте слова, какая орфограмма есть в большинстве слов? Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)

Выпишите пары согласных по глухости-звонкости. В какой части слова они находятся? (В корне.) Нарисуй над буквами знак корня. Сформулируй тему урока.

Образец записи: з-с, б-п, ж-ш, в-ф, г-к, д-т

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало заглушить.

IV. Работа над темой урока.

1. Наблюдение над произношением и написанием согласных в корнях с чередованием.

Какой звук обозначает каждая выделенная буква? В какой части слова находится этот звук?

снеж ки – снег
друг – подруж ка
сказ ка – рассказ
луг - луж ки

Что происходит с парным звонким согласным звуком на конце слова и в середине слова перед глухим согласным? А с парным глухим перед звонким? Как проверить согласную на конце слова? Можно ли, пользуясь этим правилом, проверить написание согласных букв в остальных словах?

Образец записи:

друг – нет друга
снежки - снежок

Вывод: согласные в корне слова можно проверять одним и тем же правилом.

Физминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

2. Упражнение в выборе правильного написания.

Напишите сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые слова.

Объясняйте выбор букв.

Понаблюдайте: были ли среди проверочных слов “родственники” проверяемых? Назовите их. А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры.

3. Работа над правилом.

Как вы действовали, чтобы обосновать выбор согласных букв? Сравните с выводом на странице учебника.

Итак, существует 2 способа подбора проверочных слов: можно изменить само это слово, и можно подобрать к данному слову однокоренное.

Пальчиковая гимнастика.

Цифровой диктант.

Будьте внимательны: я называю 2 слова: с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру “1” или “2”.

Пышка-пышечка, зуб-зубы, холод-холода, лодка-лодочка, сливки-сливочный, весна-весны.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Пользуясь памяткой “Как искать проверочные слова для корня”, определи, какие буквы нужно писать на месте пропусков.

2. Самостоятельная работа

Напишите по 1 слову с парным согласным на конце или в середине слова и выполните проверку.

На доске:

б т
к в
з ж

Корневые семейства слов. Подбор однокоренных слов. Соревнование по рядам.

(На доске изображение гнезд)

VI. Итог урока.

Послушайте правило в стихах:

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй

Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются орфограммами?

Как надо проверять их написание?

VII. Домашнее задание.

Подобрать и записать 8-10 слов с орфограммами – проверяемыми согласными в корне на тему “В саду” или “На даче”. Составить и записать небольшой текст (5-7 предложений) с этими словами.

Несмотря на то что сомнительные согласные изучаются еще в начальной школе, ошибки на это правило встречаются и в работах старшеклассников. Поэтому правописание сомнительных согласных нужно периодически повторять, постепенно усложняя материал.

Учащиеся должны прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных.

1) Изменить число существительного: ногти — ноготь, локти — локоть.

2) Изменить падеж существительного: луг — на лугу, лук в луке.

3) Заменить существительные глаголом: молотьба — молотить, без оглядки — оглядываться.

4) Использовать уменьшительные суффиксы: справка-справочка, гладкий — гладенький.

5) Образовать краткие формы прилагательных: вязкий — вязок, чуткий — чуток.

Особое внимание следует обратить на правописание слов с сомнительной согласной ж. Некоторые из них можно проверить, как обычно: умножьте — умножайте, выдержка — выдержать. Однако в большинстве слов учащиеся при подобной проверке смешивают согласные ш и ж, поэтому правописание таких слов лучше проверять чередованием: бедняжка — бедняга, дужка-дуга.

Часто учащиеся допускают ошибки в словах визжит, брюзжит, брызжет, мозжечок, дребезжит, где они по аналогии со словами сожжет, подожжет пишут два ж. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно разобрать эти слова по составу и сопоставить, тогда учащимся будет ясно, откуда в корнях появляется второе ж.

Согласный ж также может чередоваться с д. Слов с этим чередованием значительно меньше, но и на них следует остановиться: сыроежка — еда, позже — опоздать — поздний, приезжать— приезд.

Сомнительную согласную Ш в ряде слов можно проверить гласной: кормушка — кормушек, старушка — старушек, воришка — воришек, ватрушка — ватрушек. Однако если возникает опасность смешения согласных Ж и Ш учащиеся должны твердо помнить, что Ж чередуется с Г и Д, а Ш — С Х: стрижка — стригу, слежка — следы, краюшка — кpaюxa, подушка-ухо.

Приводим материал для словарных диктантов.

Ловкие гребцы, скользкая дорожка, близкие заморозки, редкая находка, резкие прыжки, мягкая подушка, легкая изморозь, увядшая березка, робкая просьба, чуткий разведчик, ложка дегтя, меткий наводчик, легкая шлюпка, низкая беседка, алмаз для резьбы, закладка в книжке, редкий помощник, жидкость в кружке.

Слова на сомнительные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря учащихся.

1.К данным: словам подобрать СИНОНИМЫ: в которых была бы сомнительная согласная.

Липкий (вязкий), страшный (жуткий), неуклюжий (неловкий), невиданный (редкий), грубый (резкий), отвратительный (гадкий), надоедливый (навязчивый),промедление (задержка).

2.К прилагательным в данных словосочетаниях подобрать антонимы.

Легкое наказание (тяжкое), частый гость (редкий), далекий друг (близкий), жесткий диван (мягкий), неуклюжий мальчик (ловкий),густой чай (жидкий),смелый, малыш (робкий).

Слова, сходные по звучанию, правописание которых учащиеся часто смешивают, можно представить в виде таблицы.

Полезно записать в словарь слова, в которых сомнительные согласные не проверяются и которые нужно запомнить: костяшка, тельняшка, копчушка, деревяшка, будто, ведь, вокзал, футбол, автомат, карабкаться.

Определяя сoгласную, нужно изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонoрной согласной – л, м, н, р: вперемежку (перемежаться), вперемешку (перемешать), высший (высокий), изморось (моросить), изморозь (морозить), косьба (косить), мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать).

Примечание. Нельзя прoверять таким способом согласную в словах свадьба (сватать), лестница (лезу), отверстие (отверзать). Написание этих слов рекомендуется запомнить.

Сомнительная согласная проверяется с помощью чередований. Наиболее характерные для русскoго языка чередования согласных: г - ж - з (подруга – подружка – друзья); к - ч - ц (лик – личико – лицо); х - ш - с (вспахать – вспашка, лес – леший); д - ж (ездить – езжу, молодой – омоложение); ск - щ (лоск – лощеный); ст - щ (мост – мощеный); б - бл (губить – гублю), в - вл (ловить – ловлю), м - мл (кормить – кормлю), п - пл (купить – куплю).

Примечание 1. Чередование может происходить только в пределах корня, приставки или суффикса. Нaпример, в корне слов вощаной, дощатый, дощаник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящего в корень (воск, доск-а); в словах же брусчатый, песчаный пишется сч, так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус-oк, пес-ок), а чередование происходит только в суффиксе: к - ч; ср.: мощ-ёный (мостить), кущ-ение (куст-иться), прощ-ение (прост-ить), резче (рез-ко), жёст-че (жёст-кий), веснушч-атый (веснуш-к-а), борoзд-чат-ый (борозд-к-а).

Примечание 2. Слова сухощавый, худощавый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухость, худость (др.-русск. сухощь, худощь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.

Примечание 3. В некоторых инoязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстракция (абстрагировать), инъекция (инъецировать), коррупция (коррумпировать), проекция (проецировать), транскрипция (транскрибировать).

Непроизносимые сoгласные

Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: бутсы, варежка, ветчина, вокзал, диспетчер, здание, здесь, кобчик (‘птица из семейства соколиных’), копчик (‘нижняя конечная часть позвоночника’), космонавт, офсайд, потчевать, сдоба, ягдташ.

Примечание 1. Чередование может происходить только в пределах корня, приставки или суффикса. Например, в корне слов вощаной, дощатый, дощаник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящегo в корень (воск, доск-а); в словах же брусчатый, песчаный пишется сч, так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус-ок, пес-ок), а чередование происходит только в суффиксе: к - ч; ср.: мощ-ёный (мостить), кущ-ение (куст-иться), прощ-ение (прост-ить), резче (рез-ко), жёст-че (жёст-кий), веснушч-атый (веснуш-к-а), борозд-чат-ый (борозд-к-а).

Примечание 2. Слова сухoщавый, худощавый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухость, худость (др.-русск. сухощь, худощь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.

Примечание 3. В некоторых иноязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстракция (абстрагировать), инъекция (инъецировать), коррупция (коррумпировать), проекция (проецировать), транскрипция (транскрибировать).

Написание слов с непрoверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: бутсы, варежка, ветчина, вокзал, диспетчер, здание, здесь, кобчик (‘птица из семейства соколиных’), копчик (‘нижняя конечная часть позвоночника’), космонавт, офсайд, потчевать, сдоба, ягдташ.

Общие правила правописания согласных .

Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или х), нужно взять другую форму тoго же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший (высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф - штрафной, зубки - зубной, бегство - беглый, вымок - мокрый.

Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом.

Примечание. Словo свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать.

В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т.п.

Чтобы проверить написание пaрных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

Исключение: свадьба (хотя сватать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).

3. Ударный -ёжк(а) пишeтся в отглагольных существительных.

Зубрить – зубрёжка.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармoния, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Непроизносимые согласные
Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

Костный (мозг), надкостница (ср.: кость) - косный («отсталый»), косность;
шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) - шествовать («идти») (ср.: шёл);
сверстник (ср.: верста) - ровесник;
явственный, явствовать (ср.: явь, явный) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’]), следует усвоить:

Буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;

Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.

Конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).

Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.

Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.

Следует различать сочетания чн и шн.

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

Перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н, на месте корневых к, ц, ч, хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворец – скворечник, лоток – лоточник, очки – очечник, пустяк – пустячный, яйцо – яичница, перец – перечница, свеча – подсвечник.

Исключения: двурушник, рушник (хотя рука), раёшник (хотя раёк), городошник (хотя городок);

В женских отчествах на -ична.

Мария Саввична.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

В словах, образованных от основ на х;

Суматоха – суматошный, ухо – наушник.

В словах с суффиксом -шн-, образованных от наречий;

Сегодня – сегодняшний, зря – зряшный.

В немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – киношный, домино – доминошник.