Основой протестантизма является концепция М.Лютера об "Оправдании одной только верою". Это значит, что связь каждого христианина с Богом может быть достигнута непосредственно личной верой в искупительную роль Иисуса Христа. Таким образом, протестантское вероучение устанавливает, что для спасения посредничество церкви между человеком и Богом не является необходимым. Протестанты видят в церкви сообщество "оправданных верой" людей, равным образом наделенных благодатью. Отсюда отсутствие в протестантизме деления на священников и мирян . Каждый член церкви уже в силу своей веры имеет право на совершение богослужений, произнесение проповедей, чтение и толкование Библии.

Единственным источником вероучения, священной книгой у протестантов является Библия, а потому постановления церковных соборов, творения Отцов церкви и т.п. не имеют статуса священных. Однако чтение подобных источников не воспрещено и рассматривается как душеполезное.

Из положения об "Оправдании одной только верой" следует отношение к таинствам. В протестантизме признаются два таинства – крещение и причащение . Например, крещение производится после осознанного принятия веры, после достижения совершеннолетия ("крещение по вере"). В то же время некоторые протестантские направления (лютеране, англикане, реформаты) не исключают крещение во младенчестве с обязательным подтверждением принятия веры в более зрелом возрасте.

Протестанты отрицают культ Богородицы, почитание икон, крестное знамение. В круг праздников включают лишь те, что связаны с Иисусом Христом. Наряду со специальными церковными зданиями признается возможность совершения богослужения в любом помещении.

Протестантская церковная община представляет собой сплоченный коллектив со строго контролируемым членством. Руководство общинами осуществляется пресвитерами (пасторами) и их помощниками, которых выбирают из числа членов общины.

Важное положение протестантского вероучения содержится в концепции о предопределении. Считается, что каждый человек еще до своего рождения предопределен спастись или погибнуть. Иными словами, предопределена не только судьба человека, но и посмертное существование – пребывание в аду или раю после смерти. При этом никто не может знать, что ему предуготовлено. Лишь по косвенным признакам (например, успех в бизнесе) человек может догадаться об особом расположении к нему Бога. Необходимо указать, что спасение не является заслугой человека. Ни добрыми делами, ни молитвой, ни даже искренней верой нельзя добиться Божьей Благодати. Спасение есть исключительно дар Божий.

Протестантизм значительно упростил и удешевил культовую деятельность, что привлекло большое количество последователей. Признается, что идеология и вероучение протестантизма дали непосредственный толчок появлению "духа предпринимательства" в Европе. Если католическое мировоззрение состоит в осознании зависимости индивида (в результате своей греховности человек не может сам обратиться к Богу), то протестантизм открывает двери пониманию мирской деятельности как выполнению Божьих заповедей, данных в Священном Писании. Идеи протестантизма явились главной духовной предпосылкой формирования европейской буржуазной цивилизации.

Основные направления протестантизма

Протестантизм являет собой сложное религиозное образование, включающее большое количество направлений. Начавшись в XVI в., процесс образования новых христианских церквей не закончился до наших дней. Естественно, что, противопоставив себя Римско-католической церкви, развивая свое вероучение, протестантизм находил различные пути воплощения новых идей. Исторически первым течением в протестантизме является лютеранство.

Лютеранская (Евангелическая) церковь. Образовалась под влиянием идей Мартина Лютера. Лютеранство признает Никео-царьградский Символ веры, имеет свои вероучительные книги – "Аугсбургское вероисповедание" (1530 г.), катехизисы Лютера, "Книгу согласия" (1580 г.). Священной книгой почитается исключительно Библия. Основной принцип лютеранства – "оправдание верой" в искупительную жертву Иисуса Христа. Из таинств лютеранство признает только крещение и причащение. Наиболее широко лютеранство распространено в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. Немало лютеранских общин находится и в России. Сегодня в мире насчитывается около 80 млн. последователей этого протестантского направления.

Кальвинизм. Кальвинизм (реформатская и пресвитерианская церкви), как и лютеранство, является одним из самых ранних направлений протестантизма. Решающую роль в его формировании сыграла религиозная концепция Жана Кальвина (1509-1564 гг.).

Кальвинизм отрицает общеобязательный Символ веры. Единственной священной книгой считается Библия, но пользуются особой популярностью "Наставления в христианской вере" (1536-1559 гг.), "Церковные установления", "Женевский катехизис" (1545 г.) и другие произведения Кальвина. В кальвинизме не признаются такие предметы культа, как иконы, свечи, крест. Крещение и причащение для кальвинистов – не более чем символические обряды. Большое значение играет в кальвинизме концепция предопределения.

По общему признанию исследователей, кальвинизм, сильно реформировав католическую веру, явился наиболее радикальным направлением в протестантизме.

Кальвинизм широко распространен во Франции, Нидерландах, Венгрии, Чехии, США, Канаде, Австралии. Из кальвинизма выделилась такая его разновидность, как конгрегационализм.

В современном мире насчитывается около 55 млн. кальвинистов.

Англиканская церковь. Образовалась путем придания государственного статуса протестантизму в английском королевстве. Символом веры англиканства является документ под названием "39 статей" (1571 г.). Как и в других направлениях протестантизма, отвергается Священное Предание, а Священное Писание почитается как первоисточник вероучения. Главой англиканской церкви считается король или королева. В противоположность лютеранству и кальвинизму в англиканстве сочетаются положения о спасении личной верой с положением о спасающей роли церкви, сохранена иерархия священнослужителей, а сами священники рассматриваются как посредники между Богом и человеком.

Англиканство более других протестантских церквей вобрало в себя католические традиции (церковная иерархия, проведение мессы).

Кроме самой Англии, это течение распространено в Шотландии, США, Индии, ЮАР, Пакистане, Канаде, Австралии, т.е. в тех странах, что входили некогда в состав Британской империи. Количество англикан в мире – около 58,5 млн. человек.

Баптизм возник в XVII веке в Англии. Основа вероучения баптизма – Библия. Вера в Иисуса Христа и его искупительную жертву считается достаточным основанием к спасению. Верит же только тот, кого избрал Бог. Особую важность в баптизме приобретает учение о "духовном возрождении", происходящем под воздействием входящего в человека "Святого Духа", что означает единение духа каждого верующего с Иисусом Христом.

В баптизме практикуют таинства крещения и причащения как символические обряды духовного единения с Христом. Крещение есть сознательный акт обращения к вере. Отличительной особенностью баптизма является обряд катехимента (приближения): перед крещением и вступлением в общину "приближенные" проходят годовой испытательный срок.

Обрядовая и культовая практика в баптизме отличается скромностью, ненапыщенностью. Молельный дом принципиально не отличается от своего светского аналога, отсутствуют также предметы культа.

Баптизм является одной из самых распространенных направлений протестантизма в мире и, в частности, в России. Число последователей баптизма достигает сегодня 72 млн. человек.

Адвентизм

Адвентизм своему происхождению обязан баптизму, из которого выделился в начале 30-х годов XIX века.

Особенностью адвентизма является ожидание скорого пришествия Иисуса Христа . В рамках адвентизма разработана оригинальная эсхатологическая концепция – вера в то, что грядет скорое уничтожение мира, после которого будет создана новая земля и установится тысячелетнее царство Иисуса Христа. Человек, по учению адвентистов, умирает и телесно, и духовно. Но воскреснут лишь праведники – последователи адвентизма. По окончании царствования Христа будут воскрешены также и неправедники, но только для того, чтобы служить праведникам.

Наибольшее распространение получило направление, называемое "Адвентисты Седьмого дня", в котором выдвинут ряд новых положений. Первое положение провозглашает празднование седьмого дня (субботы). Второе – "санитарную реформу", предуготовление тела человека к воскресению. В последнем случае вводятся запреты на употребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя.

Церковь «Адвентистов Седьмого дня» укрепляет свои позиции в мире и быстро развивается в России. В настоящее время в мире насчитывается 16 млн. адвентистов.

Пятидесятничество

Пятидесятничество является еще одним крупным направлением протестантизма. По Новому Завету (книга "Деяния святых апостолов"), на пятидесятый день после смерти Христа на апостолов сошел Святой Дух, после чего они получили способность пророчествовать и говорить на разных языках. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают возможность непосредственного мистического общения с Богом. Пятидесятники веруют в то, что можно получить пророческий дар, подобно апостолам, каждому члену их церкви. Число пятидесятников в мире приближается, по некоторым оценкам, к 119 млн. человек.

Рассмотренные протестантские направления являются крупнейшими. Существует еще множество течений, таких, как: меннониты, унитарии, моравские братья, квакеры, мормоны и т.д. В современном мире есть и такие (достаточно широко распространенные) ответвления протестантизма, которые в своем вероучении настолько сильно отошли от традиционного христианства, что едва ли могут считаться христианскими – это Свидетели Иеговы и т.п.

Протестантская Библия

Единой протестантской Библии не существует: все протестантские Библии представляют собой переводы, сделанные в XVI в. в ходе Реформации или после нее. Даже Библия короля Якова (King James Version ) так и не приобрела статуса официального перевода Англиканской церкви, хотя ее часто и называют Официально одобренным переводом (Authorized Version ).

В Средние века Римско-католическая церковь не поощряла переводы Вульгаты из страха, что без церковного руководства текст может быть искажен или, что слова Библии могут быть ложно поняты. Однако протестантские реформаторы начала XVI в. считали, что Бог через Библию прямо обращается к человеку и что чтение и изучение Библии – право и долг каждого христианина.

Переводы были нужны для того, чтобы дать Библию большинству христиан, для которых латынь была мертвым языком. «Как людям размышлять над тем, что они не в силах понять?» – вопрошает один из переводчиков в предисловии к Библии короля Якова . Реформаторы не были первыми переводчиками Библии (в период после изобретения книгопечатания и до появления лютеровской Библии в Германии было выпущено 17 изданий на немецком языке). Протестантские реформаторы либо содействовали переводам, либо сами брались за перевод Библии на языки своих стран. За основу они брали не Вульгату, а еврейский текст Ветхого Завета и греческий текст Нового Завета. В начале 20-х годов XVI в. Мартин Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык, Якобус Фабер – на французский язык, а Уильям Тиндал – на английский язык. Переводы Ветхого Завета были осуществлены теми же переводчиками, но в следующем десятилетии. С тех пор вышло в свет множество протестантских переводов.

Протестантские обряды и праздники

Важнейшим элементом культа многих протестантских церквей является хлебопреломление. Чаще всего этот обряд входит в качестве составного действия в более широкое "Установление Христово" – Вечерю Господню, молитвенное собрание, проводимое раз в месяц. Хлебопреломление состоит из двух действий – разламывания и раздачи хлеба и причащения вином или фруктовым соком. Основанием обряда является ряд новозаветных текстов для "воспоминания" страданий Иисуса Христа. По утверждению богословов, "хлеб ломимый" есть символ тела Господня , избитого, израненного и обезображенного за грехи людей, а вино – это символ крови Господней , излившейся также за эти грехи. К хлебопреломлению допускаются лишь те, кто уже прошел обряд водного крещения.

В некоторых протестантских церквях хлебопреломлению предшествует обряд омовения ног. Основанием этого обряда являются строки из Евангелия от Иоанна: "... Если я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (13:14). Этот обряд направлен на то, чтобы верующие продемонстрировали свое "смирение и любовь друг к другу". Он проводится в конце молитвенного собрания следующим образом. В тазы наливается вода, и к ним выстраиваются верующие: первые моют ноги вторым, вторые – третьим, а последние моют ноги первым, каковыми обычно бывают священнослужители. Вода и полотенца периодически меняются.

У нас в стране данный обряд совершают христиане евангельской веры.

Почти во всех течениях протестантизма отсутствуют посты, столь характерные для православия, однако нет специального деления пиши на постную и скоромную .

В крупных протестантских течениях – лютеранстве, англиканстве, кальвинизме и методизме – нет регламентации питания, указаний на запрещение определенных продуктов или методов их кулинарной обработки. Поэтому во время немногих религиозных праздников (например, Рождества), различия в ритуальных блюдах названных протестантских церквей в разных странах обусловлены национальными пищевыми особенностями. Однако в некоторых течениях протестантизма пищевым традициям придается важное значение. Прежде всего, это относится к адвентистам седьмого дня и квакерам.

Один из значимых праздников в ряде протестантских течений (баптистов, евангелистов, адвентистов и др.) – праздник Жатвы, отмечаемый в сентябре. Это осовремененный древнееврейский праздник окончания сельских работ. В ветхозаветной книге «Исход» (23:16) говорится: "Наблюдай и праздник Жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял в поле, и праздник собирания плодов... когда уберешь с поля работу твою". В современном празднике Жатва понимается как в прямом смысле – сбор урожая, так и в переносном – подведение итогов годовой деятельности на Божией ниве, т. е. миссионерства.

Евангельские христиане-баптисты на территории бывшего СССР отмечают День единства, призванный напомнить об истории создания союза евангельских христиан-баптистов.



Англиканство

Основное, одно из трех основных направлений протестантизма (лютеранством и кальвинизмом)

Англиканство - одно из основных направлений протестантизма, в догматике которого сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам англиканская церковь близка католической, является государственной в Великобритании. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. Примас англиканской церкви - архиепископ Кентер-берийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Около сотни церквей по всему миру.

Адвентисты - протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступлению на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Армия спасения - одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение. (США, Индия, Индонезия, Республика Корея и многие другие страны)

Амиши протестантская секта менонитского происхождения. Основатель - Якоб Амман, священник из Швейцарии.

Баптизм - одно из направлений протестантизма. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми.

Гуттерцы, или гуттериты, или Гуттерское братство, объединяемая иногда с меннонитами. Гуттерцы, так же как и меннониты, ведут своё происхождение от анабаптистов (последователей радикального протестантского течения, возникшего в 1520-х гг. в Швейцарии и Германии). Иеговисты, или «Общество свидетелей Иеговы», - протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир - царство сатаны, в близкой битве (Армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на Земле установится царство Божье.

Кальвинизм

Одно из трех основных направлений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Жана Кальвина. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (XVI в.) и английская (XVII в.) революции.

Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предопределенности жизни человека, его - спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Квакеры - протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношениях друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Конгрегационализм - одна из трёх основных форм кальвинизма. Возникновение Конгрегационализм датируется по-разному: от середины 16 века до начала 17 века.

Лютеранство

Одно из трех основных направлений протестантизма (англиканство и кальвинизм) Лютеранство - крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве впервые сформулированы главные положения протестантизма, но лютеранство воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации) менее последовательно, чем кальвинизм. Включает более сотни различных церквей.

Меннонитство - меннониты - христианская секта. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа. Характерным для меннонитов является крещение людей в зрелом возрасте. Церковная иерархия отрицается, общины имеют самостоятельное управление.

Методизм - одно из значительных по числу последователей течений протестантизма. Как течение внутри англиканства Методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателем Методизм был Джон Уэсли (1703-91). одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

Мормоны, или «Святые последнего дня», - религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения - «Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье, как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняется «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек - «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха - не неповиновение Богу, а «восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

Пресвитерианство

Одна из трёх форм кальвинизма. Возникновение Пресвитерианство можно датировать 1560, когда шотландский парламент принял подготовленное известным деятелем Реформации Джоном Ноксом (1505 или около 1514-72) и пятью другими священниками Шотландское исповедание, состоявшее из 25 статей и носившее типично кальвинистский характер.

Перфекционизм - возник в результате ряда слияний менее крупных пресвитерианских церквей. Самостоятельные церкви в Америке, Ирландии, Канаде, Корее, США и др.

Пятидесятники - протестантское течение, основой вероучения которого является вера в сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествовать» - «говорить и иноязыках». В вероучении пятидесятничества большее место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопреломления. Большое значение придают мистическому общению с Богом. Для Пятидесятников характерна мистическая обстановка молений, вера в «явления» и «видения», культ пророков и пророчиц.

Свободная методистская церковь - одна из перфекционистских протестантских деноминаций. Создана в 1860 в Нью-Йорке священниками и мирянами, исключёнными за нарушение дисциплины из Методистской епископальной церкви. Новую церковь возглавил священник Бенджамин Тайтес Робертс.

Старокатолицизм - течение, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-1870; зародилось в Германии на основе отрицания догмата о папской непогрешимости. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. Сохраняя ряд моментов из католического культа, старокатолики не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п. В этом старокатолики особенно близки к англиканцам.

Церковь Бога - одна из протестантских деноминаций, придерживающаяся принципов перфекционизма. Создана в Индиане (США) в 1880 Дэниелом Уорнером.

Шведская армия спасения - независимая организация, отколовшаяся от Армии спасения.

«Христианская наука» - религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природа! болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол - в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.

Введение

3. Основные направления протестантизма

4. Современные протестантские церкви в России

5. Религиозное содержание протестантизма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее "протестантами" стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота 16 в., вошедшего в историю под именем Реформации. С тех пор протестантизм раздробился на многочисленные семейства церквей и не связанных друг с другом сект, и слово превратилось в собирательное понятие, за которым не стояло какое-либо конкретное вероисповедание.

1. Возникновение протестантизма. Реформация

Протестантизм как течение христианства принадлежит не только истории христианства. Он и сегодня является влиятельной духовно-интеллектуальной силой. Дело не только в сотнях миллионов его последователей, но и в духовном наследии таких властителей дум современности, философов Запада как Карл Барт (1886-1968 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг.), Мартин Лютер Кинг (1929-1968 гг.), Альберт Швейцер (1875-1965 гг.), Билли Грэм (р. 1926 г) и другие.

История протестантизма связана с именами величайших представителей человечества, его культуры. Чтобы понять это, обратимся к фактам. Начало XVI века в Европе - великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, когда закладывается основа ее развития на столетия вперед. Это время благородных порывов и сожжения "еретиков", увлечения античной культурой и охоты на ведьм, благочестивых диспутов и изощренных пыток. Все это вливается в единый поток социального развития, формирует мироощущение, возвещающее наступление буржуазной эры.

Яростной защитницей средневековых порядков выступает католическая церковь. Она еще пользуется огромной властью. Однако к этому времени антицерковные движения достигают высшей точки. В Англии это направление было представлено в проповедях профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384 гг.), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Он также выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве церкви на индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием.

Его идеи оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415 гг.), проповедовавшего отказ церкви от богатства и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июня 1415 года по приговору Констанцкого собора вызвало возмущение в Чехии.

Эти идеи дали начало движению, получившему название "Реформация". Его социальная база была крайне пестра. Для объединения этих разрозненных сил необходима какая-то общая программа. И она появилась: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам собора тезисы. Эти тезисы, как отметил Ф. Энгельс, "оказали воспламеняющее воздействие, подобно удару молнии в бочку пороха". Первоначально Лютер не помышлял о какой-либо радикальной реформе церкви. Главная идея его тезисов была в том, что для спасения требуется внутреннее покаяние грешников, которое нельзя заменить внешней денежной жертвой.

Рим ответил Лютеру угрозой отлучения и физической расправы. Но, как говорится, коса нашла на камень, и виттенбергский священник Мартин Лютер отказался подчиниться силе. Но и папа не мог уступить - конфликт к этому времени получил широкую огласку. Началась эскалация взаимных нападок и обвинений и 10 декабря 1520 года Лютер сжег публично папскую Буллу (указ), отлучающую его от церкви.

Суть же конфликта состояла в том, что католическую церковь, как социальный институт феодализма, нельзя было победить, не разрушив догматический фундамент, на котором она основывала свое господство в обществе. В догматическом плане такую роль играло богословское учение о том, что спасение людей невозможно без помощи церкви, без благодати, содержавшейся только в ней.

Чтобы в рамках христианства отвергнуть это богословское построение, необходимо было противопоставить земной ограниченности церкви всемогущество самого Бога. Иными словами, свободу людей от притязаний католицизма можно было обосновать, подчеркивая полную, абсолютную зависимость человека от создателя, неспособность грешника своим поведением (святыми делами и подвигами благочестия) повлиять на высшую божественную волю. Поэтому реформаторы решительно отвергали Священное Предание, утверждавшее церковь как особый божественный социальный институт, и единственным источником веры объявляли Библию.

Вместе с тем, особенности религиозного сознания, а также реальные усложняющиеся социальные условия приводили на практике даже в начале Реформации к возникновению различных, нередко враждующих течений. Реформация выдвинула несколько ярких выдающихся фигур: Мартин Лютер (1483-1546 гг.), Томас Мюнцер (1490-1625 гг.), Жан Кальвин (1509-1564 гг.), Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.). Но главное, конечно, не в личности самих реформаторов, хотя и это очень важно, а, прежде всего, в различии социально-политической подоплеки их взглядов, общественной практики, которую они способны осветить. Лютер выступал против Рима, побуждаемый, прежде всего, опытом богопознания. Он прокладывал дорогу новому богословию и заранее не мог видеть весь путь. Кальвин моложе Лютера, и протестантские идеи он застает уже сложившимися. В свои 26 лет он издает "Наставление в христианской вере" (1536 г), в котором изложил протестантскую доктрину в систематической, безжалостно последовательной форме, вскоре ставшей энциклопедией протестантской мысли.

Появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре. Духовную революцию совершили титаны по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености: Леонардо да Винчи, Макиавелли, Эразм Роттердамский. К ним, несомненно, относятся Лютер и Кальвин. Они были людьми верующими и новая духовность пролегала для них через религиозное чувство, через возрождение "апостольской веры". Для средневекового человека представление о Боге - не абстрактный, отвлеченный догмат. Для них Бог - высшая истина, вокруг которой группировались все их идеи и представления.

Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1529 году они заявили "протест" против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 году. С этим событием связано происхождение термина "протестантизм", который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией.

2. Особенности протестантского вероучения, организации и культа

В соответствии с общим учением христианства протестантизм всех разновидностей стоит на той позиции, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением. Возникает, однако, существенный вопрос о критерии того, что из человеческих знаний относится к богооткровенной истине и что не соответствует ей или даже противоречит, где гарантия богооткровенности того или иного богословского тезиса.

В христианстве не вызывает сомнения положение о том, что основным источником откровения является Библия. Но в ней имеется много противоречий, а также непонятных мест, которые требуют истолкования и разъяснения. Для католицизма право такого толкования принадлежало только церкви, причем настолько непреложно, что мирянам даже запрещалось без руководства со стороны духовенства читать Библию.

Протестантизм лишал папство и церковь монопольного права толкования Библии. Для этого протестанты провозгласили право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Что же касается Священного Предания, то протестантизм отказал ему быть источником откровения. "Только Библия" - это стало основным девизом всех протестантских церквей.

Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Известно, что в ортодоксальном католицизме Бог мыслится как единство трех личностей: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Многовековая история церкви свидетельствует о том, что именно формулирование и истолкование догмата Троицы составляет своеобразный эпицентр богословских баталий. Официальное начало им было положено александрийским теологом Арием (IVвек), который подвергал сомнению второе лицо троицы - богоподобность Иисуса Христа.

Именно акцента личностном общении с Богом определил типологическую особенность протестантизма. На место церковного единообразия пришел религиозный и богословский плюрализм. Поэтому в разных странах и даже внутри одной страны возникали разные вероучения. Все они разделяли ключевые идеи и представления, определявшие их общий протестантский характер, (концепцию "личной веры", "крещения в духе", избранность и т.д.), но в зависимости от специфики политической борьбы и социальной позиции привычные символы и понятия приобретали особый характер. Так возникли его различные течения: англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Прежде всего, атаке Мартина Лютера подверглась претензия католической церкви на небесное покровительство и представительство. Между человеком и Богом, как считал М. Лютер, не должно быть никаких посредников; Бог дает спасение по своей свободной воле, а вовсе не понуждаемый домогательствами грешника. Судьба человека определяется не церковью, но всецело милостью божьей, и верующий своими силами спасения добиться не может и не способен. Он обретает его лишь тогда, когда осознает себя безнадежно греховным существом, обретает личную веру в Бога и в искупительную жертву Иисуса Христа. Учение о "личной вере" как единственном и достаточном условии спасения, образует фундамент протестантской догматики и предполагает переосмысление всего традиционного учения.

Организационная и вероисповедно-доктринальная картина протестантского лагеря христианства осталась в ХХ в. примерно такой же, какой она была и в предыдущем столетии: шли те же бесконечные процессы дробления и слияния, разделения и соединения, те же папки единственно истинного вероучения.

Организационные формы современного протестантизма очень разнообразны - от церкви как государственного учреждения (в Швеции, например) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяющей организации (например, у квакеров); от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптистов) и даже межконфессиональных объединений (экуменическое движение) до мелких изолированных сект.

Лютеранство

Наиболее распространенным ответвлением протестантизма является лютеранство. Лютеранские евангелистические церкви существуют во многих странах - Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун и другие.

Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) - видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии ХVI - XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. "Спасение " человека, утверждал он, зависит не от выполнения " добрых дел ", таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не " священное предание " (решения церковных соборов, суждения пап и т.п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне (1525 г.) Мартин Лютер стал на сторону господствующего класса.

Основными вероучительными документами лютеранства являются " Аугсбургское вероисповедание " и " Апология " , написанные Лютером и другим проповедником протестантизма - Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй - мирская деятельность, гражданская мораль,государство и разум. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком. Спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Культ в лютеранской церкви соответствует буржуазному требованию " дешевой церкви " .

После Первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является "диалектическая теория ", представителями которой являются К.Барт, Э.Бруннер,Р.Бультман. Основная идея " диалектической теологии " сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума. Она возникает из " внутренней непосредственной встречи " с Богом. Истинная религия - религия Откровения. Сторонники " диалектической теологии " апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры. Расплывчатость и неопределенность протестанской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание политических позиций внутри протестантизма и в частности внутри лютеранско - евангелического направления.

Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз.

Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально - этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.

Кальвинизм

Кальвинизм, или реформаторство, возник в XVI в. Его учение разработано теологом и проповедником Жаном Кальвином, который воплотил его на практике в городе-государстве Женеве, Кальвинизм воспринял основные лютеранские принципы вероучения, придал им гораздо большую жёсткость. Кальвин более решительно, чем Лютер, отверг христианское «предание», институт папства.

Из всех христианских таинств кальвинизм оставил лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. В отличие от лютеранства кальвинизм отрицает представление о «присутствии» тела и крови Христа во время причащения. Кальвинизм радикально упростил культ, отвергнув священнические облачения, алтарь, свечи, иконы, крест.

Большое значение в кальвинизме имеет доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается «свыше». Спасающая благодать избрания делает индивида органом исполнения замыслов Бога. Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма».

Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары - время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься не как наслаждение, а как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становятся энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.

Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления: реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.

Англиканская церковь

Англиканство - третье основное направление в раннем протестантизме. В Англии королевская власть, более сильная, чем в континентальной Европе, стремилась ограничить вмешательство Рима в свои дела. В середине XIV в. английскому церковному суду было запрещено апеллировать к иноземному, т.е. папскому, суду. С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. С этого времени начали закрываться монастыри, стала проводиться секуляризация церковных владений, прекратился культ святых и реликвий. Был издан обновленный и одобренный архиепископом Кентерберийским перевод Библии на английский язык («Большая Библия»). В 1571 г. был утвержден Символ веры, состоящий из 39 пунктов. Он придал англиканству облик «среднего пути» между католицизмом и лютеранством. Этот документ признает Священное Писание основным источником Откровения, но не отвергает и Священное Предание. Сохранился католический догмат о спасении с помощью церкви, одновременно был принят лютеранский постулат спасения личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое. Подобный компромисс стал поводом для переориентации части последователей англиканской церкви на соединение с кальвинизмом как более радикально и последовательно порывающим с католицизмом направлением (пуританизмом).

В настоящее время в мире насчитывается около 70 млн. англикан, объединенных в 25 автономных церквей и 6 церковно-национальных образований. С середины XIX в. существует Англиканский союз церквей, объединяющий церкви в Англии, Шотландии, США, Канаде, Новой Зеландии, имеет свой консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским.

Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т.д., всего в 16 странах. С 1867г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, обьединяются Англикантским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.

Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное место в богослужении сохранилось за литургией, которая отличается сложной обрядностью, торжественностью.

В США англиканство представлено Протестанской епископальной церковью США. Ее возглавляет пожизненно избираемый глава из числа епископов, в руководящий симодальный орган входят представители клира и прихожан.Епископальная церковь США ведет большую мессионерскую деятельность в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Что такое протестантизм? Это одно из трех направлений христианства, совокупность независимых церквей и деноминаций. История протестантизма берёт начало в 16 столетии, в эпоху широкого религиозного и общественно-политического движения, получившего название «Реформация», что в переводе с латинского языка означает «исправление», «преобразование», «превращение».

Реформация

В Средневековье в Западной Европе всем правила церковь. Причём католическая. Что такое протестантизм? Это религиозное общественное явление, которое возникло в первой половине 16 века как оппозиция Римско-католической церкви.

В октябре 1517 года Мартин Лютер разместил в дверях виттенбергской Замковой церкви сформулированные им положения, в основе которых лежал протест против злоупотреблений церкви. Этот документ в истории получил название «95 тезисов», а его появление ознаменовало начало важного религиозного движения. Протестантизм развитие получил в рамках Реформации. В 1648 году был подписан в Вестфальской мир, согласно которому религия, наконец-то, перестала играть важную роль в европейской политике.

Сторонники Реформации полагали, что католическая церковь давно и далеко отошла от первоначальных христианских принципов. Безусловно, они были правы. Достаточно лишь вспомнить торговлю индульгенциями. Для того чтобы понять, что такое протестантизм, следует ознакомиться с биографией и деятельностью Мартина Лютера. Этот человек был лидером религиозной революции, свершившейся в Западной Европе в XVI веке.

Мартин Лютер

Этот человек первым перевел Библию с латыни на немецкий. Он считается одним из основателей Hochdeutsch - литературного немецкого языка. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, который однажды уехал в большой город, где проработал на медных рудниках, а затем стал зажиточным бюргером. У будущего общественного и религиозного деятеля имелось неплохое наследство, кроме того, он получил хорошее по тем временам образование.

Мартин Лютер имел степень магистра свободных искусств, изучал юриспруденцию. Однако в 1505 году против воли отца принял монашеский обет. После получения степени доктора теологии Лютер развернул широкую оппозиционную деятельность. Он с каждым годом всё острее ощущал свою слабость по отношению к Богу. Побывав в Риме в 1511 году, был ошеломлён развращенностью римско-католического клира. Вскоре Лютер стал главным противником официальной церкви. Он сформулировал «95 тезисов», которые были направлены, прежде всего, против продажи индульгенций.

Лютера незамедлительно осудили и, по традициям того времени, назвали еретиком. Но он, насколько это было возможным, не обращал внимания на нападки и продолжал свое дело. В начале двадцатых годов Лютер приступил к переводу в Библии. Он активно проповедовал, призывал к обновлению церкви.

Мартин Лютер полагал, что церковь не является обязательным посредником между Богом и человеком. Единственный путь спасения души, по его мнению, это вера. Он отвергал всяческие декреты и послания. Главном источником христианских истин считал Библию. Именем Мартина Лютера названо одно из направлений протестантизма, суть которого отвержение главенствующей роли церкви в жизни человека.

Значение термина

Сутью протестантизма изначально являлось отвержение католических догм. Сам этот термин переводится с латыни как «несогласие», «возражение». После того как Лютер сформулировал свои тезисы, начались преследования его сторонников. Шпайерская протестация - документ, который был подан в защиту приверженцев Реформации. Отсюда и название нового направления в христианстве.

Основы протестантизма

История этого христианского направления начинается именно с Мартина Лютера, который полагал, что человек найти путь к Богу способен и без церкви. Основные истины изложены в Библии. В этом, пожалуй, заключается философия протестантизма. В свое время, конечно, основы его были изложены довольно пространно, причём на латыни. Реформаторы сформулировали принципы протестантской теологии следующим образом:

  • Sοla Scriptura.
  • Sοla fide.
  • Sοla gratia.
  • Sοlus Christus.
  • Sοli Deο glοria.

В переводе на русский язык эти слова звучат приблизительно так: «только Писание, вера, благодать, Христос». Протестанты сформулировали пять тезисов на латыни. Провозглашение этих постулатов стало итогом в борьбе с католическими догмами. В лютеранском варианте существует всего три тезиса. Рассмотрим более подробно классические идеи протестантизма.

Только Писание

Единственным источником божьего слова для верующего человека является Библия. В ней и только в ней заключаются основные христианские доктрины. Библия не требует интерпретации. Кальвинисты, лютеране, англиканцы в разной степени не приняли старые традиции. Однако все они отрицали авторитет Папы, индульгенции, спасение за добрые дела, почитание мощей.

В чем же отличается протестантизм от православия? Различий между этими христианскими направлениями немало. Одно из них заключается в отношении к святым. Протестанты, за исключением лютеран, их не признают. В жизни православных почитание святых играет важную роль.

Только верой

Согласно протестантскому учению, спастись от греха человек способен только с помощью веры. Католики полагали, что достаточно всего лишь приобрести индульгенцию. Однако это было давно, в Средневековье. Сегодня многие христиане полагают, что спасение от грехов наступает после совершения добрых дел, которые, по мнению протестантов, являются неизбежными плодами веры, свидетельством прощения.

Итак, одна из пяти доктрин - Sola fide. В переводе на русский язык означает «только верой». Католики считают, что прощение приносят добрые дела. Протестанты добрые дела не обесценивают. Однако главным для них является всё же вера.

Только благодатью

Одним из ключевых понятий христианского богословия является благодать. Она приходит, согласно протестантской доктрине, как незаслуженная милость. Единственный субъект благодати - Бог. Она всегда действительна, даже в том случае, если человек не предпринимает каких-либо действий. Люди заслужить благодать не могут своими поступками.

Только Христос

Церковь не является связующим звеном между человеком и Богом. Единственный посредник - Христос. Впрочем, лютеране чтят память Девы Марии и прочих святых. В протестантизме упразднена церковная иерархия. Крещеный человек вправе проповедовать, совершать богослужение без духовенства.

В протестантизме исповедь не столь важна, как в католицизме и православии. Полностью отсутствует отпущение грехов священнослужителем. Однако существенную роль в жизни протестантов играет покаяние непосредственно перед Богом. Что касается монастырей, то их они и вовсе отвергают.

Только Богу слава

Одна из заповедей гласит «Не сотвори себе кумира». На неё и опираются протестанты, утверждая, человек должен преклоняться только перед Богом. Спасение даруется исключительно через его волю. Реформисты полагают, что любое человеческое существо, в том числе и святой, канонизированный церковью, недостоин славы и почтения.

Существует несколько направлений протестантизма. Основные - лютеранство, англиканство, кальвинизм. Стоит рассказать об основателе последнего.

Жан Кальвин

Французский богослов, последователь Реформации постриг принял еще в детстве. Обучался в университетах, где обучалось немало лютеран. После того как во Франции конфликт между протестантами и католиками существенно обострился, уехал в Швейцарию. Здесь учение Кальвина приобрело широкую популярность. Он пропагандировал протестантизм также и на своей родине, во Франции, где число гугенотов быстро росло. Центром Реформации стал город Ла-Рошель.

Кальвинизм

Итак, основоположником протестантизма на франкоязычном пространстве стала Жан Кальвин. Однако Реформатские теории он продвигал больше в Швейцарии. Попытка гугенотов, тех же кальвинистов, закрепиться у него на родине, не имела особого успеха. В 1560 году они составляли примерно 10 % от общего населения Франции. Но во второй половине 16 столетия разразились Гугенотские войны. В ходе Варфоломеевской ночи было уничтожено около трех тысяч кальвинистов. Все же гугеноты добились некоторых послаблений, что удалось им благодаря Нантскому эдикту - закону, который даровал французским протестантам вероисповедные права.

Кальвинизм проник и страны Восточной Европы, но здесь не занял лидирующего положения. Влияние протестантизма было довольно сильным в Голландии. В 1571 году кальвинисты прочно закрепились в этом государстве и образовали Нидерландскую реформатскую церковь.

Англиканство

Вероисповедная база последователей этого протестантского течения утверждены еще в шестнадцатом столетии. Главная особенность англиканской церкви - абсолютная лояльность трону. Согласно мнению одного из основоположников учения, атеист представляет собой угрозу для нравственности. Католик - для государства. Сегодня англиканство исповедует около семидесяти миллионов человек, из них больше трети проживает в Англии.

Протестантизм в России

Первые приверженцы Реформации появились на территории России и ещё в шестнадцатом столетии. Сперва это были протестантские общины, основанные мастерами торговцами из Западной Европы. В 1524 году между Швецией и великим княжеством московским был заключён мирный договор, после чего в страну хлынули последователи Мартина Лютера. Это были не только торговцы, но также художники, аптекари, ремесленники.

Уже, в царствование Ивана IV, в Москве появились также медики ювелиры. Многие прибыли из европейских стран по приглашению, как представители социальных профессий. Ещё больше иностранцев появилась во времена Петра Первого, который активно приглашал высококвалифицированных специалистов из протестантских стран. Многие из них стали впоследствии частью российской знати.

Согласно Ништадскому договору, заключенному в 1721 году, Швеция уступила России территории Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии. Жителям присоединенных земель гарантировалась свобода вероисповедания. Об этом было сказано в одном из пунктов договора.

Иностранцы появлялись на территории России и другим путем, менее мирным. Особенно много протестантов было среди военнопленных, в частности, после Ливонской войны, завершившейся в 1582 году. В конце 17 столетия в Москве появились две лютеранские церкви. Кирхи также были построены в Архангельске, Астрахани. В течение 18 столетия в Петербурге сформировалось несколько протестантских общин. Среди них три немецкие или итальянские, одна голландская реформатская. В 1832 году был утвержден устав протестантских церквей на территории Российской империи.

Крупные протестантские общины на протяжении XIX столетия появлялись и на Украине. Их представители были, как правило, потомками немецких колонистов. В середине 19 века в одной из украинских деревень образовалась община штундистов, которая в конце шестидесятых годов насчитывала более тридцати семей. Штундисты сперва посещали православной церкви, обращались к пастырю для совершения брака в причине детей. Однако вскоре начались преследования, которые сопровождались конфискацией литературы. Тогда и произошёл разрыв с православием.

Церкви

В чём заключаются главные особенности протестантизма, сказано выше. Но есть ещё внешние отличия этого христианского направления от католицизма, православия. Что такое протестантизм? Это учение, согласно которому в жизни верующего главным источником истины является Священное Писание. Протестанты не практикуют молитвы за умерших. К святым они относятся по-разному. Некоторые их почитают. Другие полностью отвергают. Протестантские церкви свободны от пышного убранства. В них нет икон. Зданием для церкви может служить любая постройка. Протестантское богослужение состоит из молитвы, проповеди, пения псалмов и причастия.