Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. В это время были очень популярны идеи улучшения человеческой породы с помощью передовых достижений науки. Герой Булгакова, профессор с мировым именем Преображенский, в попытке разгадать секрет вечной молодости случайно делает открытие, позволяющее хирургическим путем превратить животное в человека. Однако эксперимент по пересадке собаке человеческого гипофиза дает совершенно неожиданный результат.

Для ознакомления с самыми важными деталями произведения предлагаем прочитать краткое содержание повести Булгакова «Собачье сердце» по главам онлайн на нашем сайте.

Главные герои

Шарик – бродячий пес. В некоторой степени философ, житейски неглуп, наблюдателен и даже научился читать по вывескам.

Полиграф Полиграфович Шариков – Шарик после операции по вживлению в мозг человеческого гипофиза, взятого от погибшего в трактирной драке пьяницы и дебошира Клима Чугункина.

Профессор Филипп Преображенский – гений медицины, пожилой интеллигент старой закалки, крайне недовольный наступлением новой эры и ненавидящий ее героя – пролетария за необразованность и необоснованные амбиции.

Иван Арнольдович Борменталь – молодой врач, ученик Преображенского, обожествляющий своего учителя и разделяющий его убеждения.

Швондер – председатель домкома по месту жительства Преображенского, носитель и распространитель столь нелюбимых профессором коммунистических идей. Пытается воспитать в духе этих идей Шарикова.

Другие персонажи

Зина – горничная Преображенского, молодая впечатлительная девушка. Совмещает обязанности по дому с функциями медсестры.

Дарья Петровна – кухарка Преображенского, женщина средних лет.

Барышня-машинистка – подчиненная по службе и несостоявшаяся супруга Шарикова.

Глава первая

Бродячий пес Шарик замерзает в московской подворотне. Страдая от боли в боку, на который злой повар плеснул кипятком, он иронично и философски описывает свою несчастную жизнь, московский быт и типы людей, из которых, по его мнению, самые гнусные – дворники и швейцары. В поле зрения пса появляется некий господин в шубе и прикармливает его дешевой колбасой. Шарик верноподданно следует за ним, по пути гадая, кто же такой его благодетель, раз даже швейцар в богатом доме, гроза бродячих собак, разговаривает с ним подобострастно.

Из беседы со швейцаром господин в шубе узнает, что «в третью квартиру вселили жилтоварищей», и воспринимает новость с ужасом, хотя его личную жилплощадь грядущее «уплотнение» не затронет.

Глава вторая

Приведя в богатую теплую квартиру, Шарика, решившего с испугу поскандалить, усыпляют хлороформом и лечат. После этого пес, которого больше не беспокоит бок, с любопытством наблюдает за приемом пациентов. Тут и престарелый ловелас, и пожилая богатая дамочка, влюбленная в молодого красавца-шулера. И все желают одного – омоложения. Преображенский готов им помочь – за хорошие деньги.
Вечером профессору наносят визит члены домкома во главе со Швондером – они хотят, чтобы Преображенский в порядке «уплотнения» отдал две из семи своих комнат. Профессор звонит с жалобой на произвол одному из своих влиятельных пациентов и предлагает ему, раз так, оперироваться у Швондера, а сам он уедет в Сочи. Уходя, члены домкома обвиняют Преображенского в ненависти к пролетариату.

Глава третья

За обедом Преображенский разглагольствует о культуре еды и пролетариате, рекомендуя не читать до обеда советских газет во избежание проблем с пищеварением. Он искренне недоумевает и возмущается, как можно в одно и то же время ратовать за права трудящихся во всем мире и воровать калоши. Слыша, как за стеной собрание жилтоварищей поет революционные песни, профессор приходит к выводу: «Если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» - я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!» .

Заходит речь и о будущем Шарика, причем интрига пока не раскрывается, но Борменталю знакомые патологоанатомы обещали немедленно сообщить о появлении «подходящего трупа», а пса пока будут наблюдать.

Шарику покупают статусный ошейник, он вкусно ест, у него окончательно заживает бок. Пес шалит, но когда возмущенная Зина предлагает его выдрать, профессор это строго запрещает: «Никого драть нельзя, на человека и на животное можно действовать только внушением» .

Только Шарик прижился в квартире – внезапно после телефонного звонка начинается беготня, профессор требует обед раньше. Шарика, лишив еды, запирают в ванной, после чего тащат в смотровую и дают наркоз.

Глава четвертая

Преображенский и Борменталь оперируют Шарика. Ему вживляют семенники и гипофиз, взятые от свежего человеческого трупа. Это должно, по замыслу медиков, открыть новые горизонты в их исследовании механизма омоложения.

Профессор не без грусти предполагает, что пес после такой операции однозначно не выживет, как и те животные, что были до него.

Глава пятая

Дневник доктора Борменталя – история болезни Шарика, в которой описываются происходящие с прооперированным и все-таки выжившим псом изменения. У него выпадает шерсть, меняется форма черепа, лай становится похож на человеческий голос, быстро растут кости. Он произносит странные слова – выясняется, что уличным псом научился читать по вывескам, но некоторые прочитывал с конца. Молодой доктор делает восторженный вывод – перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечение – и эмоционально называет своего учителя гением. Однако сам профессор хмуро засиживается над историей болезни человека, чей гипофиз пересадили Шарику.

Глава шестая

Медики пытаются воспитать свое творение, привить нужные навыки, образовать. Вкус Шарика в одежде, его речь и повадки нервируют интеллигентного Преображенского. По квартире висят плакаты, запрещающие ругаться, плевать, бросать окурки, грызть семечки. У самого Шарика отношение к воспитанию пассивно-агрессивное: «Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются» . Пообщавшись с домкомом, бывший пес уверенно оперирует канцелярскими терминами и требует оформить ему удостоверение личности. Он выбирает себе имя «Полиграф Полиграфович», фамилию же принимает «наследственную» – Шариков.

Профессор выражает желание купить любую комнату в доме и выселить Полиграфа Полиграфовича туда, но Швондер злорадно ему отказывает, припоминая их идейный конфликт. Вскоре в квартире профессора случается коммунальная катастрофа: Шариков погнался за котом и устроил потоп в ванной.

Глава седьмая

Шариков пьет за обедом водку, как алкоголик со стажем. Глядя на это, профессор непонятно вздыхает: «Ничего не поделать – Клим» . Вечером Шариков хочет отправиться в цирк, но когда Преображенский предлагает ему более культурное развлечение – театр, отказывается, потому что это «контрреволюция одна». Профессор собирается дать Шарикову что-нибудь почитать, хотя бы «Робинзона», но тот уже читает переписку Энгельса с Каутским, данную ему Швондером. Правда, понять ему удается немного – разве что «взять все, да и поделить» . Услышав это, профессор предлагает ему «поделить» упущенную выгоду от того, что в день потопа сорвался прием пациентов – заплатить 130 рублей «за кран и за кота» , а книжку велит Зине сжечь.

Спровадив Шарикова в сопровождении Борменталя в цирк, Преображенский долго смотрит на законсервированный гипофиз пса Шарика и произносит: «Ей-богу, я, кажется, решусь» .

Глава восьмая

Новый скандал – Шариков, размахивая документами, претендует на жилплощадь в квартире профессора. Тот обещает застрелить Швондера и взамен выселения угрожает Полиграфу лишением питания. Шариков притихает, но ненадолго – он украл в кабинете профессора два червонца, причем кражу пытался свалить на Зину, напился и привел в дом собутыльников, после выдворения которых у Преображенского пропали малахитовая пепельница, бобровая шапка и любимая трость.

Борменталь за коньяком признается Преображенскому в любви и уважении и предлагает лично накормить Шарикова мышьяком. Профессор возражает – ему, ученому с мировым именем, удастся избежать ответственности за убийство, а вот молодому доктору – вряд ли. Он грустно признает свою научную ошибку: «Я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… И вот теперь, спрашивается - зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают. […] Две судимости, алкоголизм, «все поделить», шапка и два червонца пропали, хам и свинья… Одним словом, гипофиз - закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!» А между тем гипофиз для Шарикова был взят у некого Клима Чугункина, преступника-рецидивиста, алкоголика и дебошира, игравшего на балалайке по трактирам и зарезанного в пьяной драке. Врачи невесело представляют себе, какой кошмар при такой «наследственности» может получиться из Шарикова под влиянием Швондера.

Ночью Дарья Петровна выдворяет пьяного Полиграфа из кухни, Борменталь обещает устроить ему поутру скандал, но Шариков исчезает, а вернувшись, сообщает, что устроился на службу – заведующим подотделом по очистке Москвы от бродячих животных.

В квартире появляется барышня-машинистка, которую Шариков представляет как свою невесту. Ей открывают глаза на ложь Полиграфа – он вовсе не командир Красной армии и ранен совсем не в боях с белыми, как утверждал в разговоре с девушкой. Разоблаченный Шариков угрожает машинистке сокращением штатов, Борменталь берет девушку под защиту и обещает пристрелить Шарикова.

Глава девятая

К профессору приходит его прежний пациент – влиятельный мужчина в военной форме. Из его рассказа Преображенский узнает, что Шариков написал донос на него и Борменталя – якобы те высказывали угрозы убийством по отношению к Полиграфу и Швондеру, произносили контрреволюционные речи, незаконно хранят оружия и т.д. После этого Шарикову безапелляционно предлагают убираться из квартиры, но тот сначала упрямится, потом наглеет, а в конце концов и вовсе достает пистолет. Медики скручивают его, разоруживают и усыпляют хлороформом, после чего звучит запрет кому-либо входить или выходить из квартиры и в смотровой начинается какая-то деятельность.

Глава десятая (эпилог)

В квартиру профессора приходит милиция по наводке Швондера. У них имеется ордер на обыск и, исходя из результатов, арест по обвинению в убийстве Шарикова.

Однако Преображенский спокоен – он рассказывает, что его лабораторное существо внезапно и необъяснимо деградировало из человека обратно в собаку, и показывает милиции и следователю странное создание, в котором еще узнаются черты Полиграфа Полиграфовича.

Пес Шарик, которому путем повторной операции вернули его собачий гипофиз, остается жить и блаженствовать в квартире профессора, так и не поняв, для чего ему «исполосовали всю голову» .

Заключение

В повести «Собачье сердце» Булгаков, помимо философского мотива наказания за вмешательство в дела природы, обозначил характерные для него темы, заклеймив необразованность, жестокость, злоупотребление властью и глупость. Носителями этих недостатков у него являются новые «хозяева жизни», желающие менять мир, но не обладающие необходимыми для этого мудростью и гуманизмом. Основная мысль произведения – «разруха не в клозетах, а в головах» .

Краткого пересказа «Собачьего сердца» по главам, недостаточно, чтобы в полной мере оценить художественные достоинства этого произведения, поэтому рекомендуем выбрать время и прочесть эту небольшую повесть полностью. Советуем ознакомиться также с одноименным двухсерийным фильмом Владимира Бортко 1988 года, который довольно близок к литературному оригиналу.

Тест по повести

Прочтенное краткое содержание повести запомнится лучше, если вы ответите на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 7453.

Год публикации: 1968 г.

Жанр: Сатира, Научная фантастика

Главные герои : профессор Филипп Филиппович Преображен­ский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Бор­менталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи - члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинист­ка Васнецова и просто любопытные с улицы.

Завязка повести - профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов не­сколько:

  1. операция по пересадке Шарику человеческих желез;
  2. появление в квартире профессора представителей домкома;
  3. профессору приносят донос Шарикова, и профессор с док­тором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в «милейшего пса»

Развязка - это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог - в кварти­ре Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах - профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.

Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практи­ческие опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский.

Тема произведения — это невероятный эксперимент, который заканчивается превращением собаки в человека, а также последствия, к которым это привело. Используя гротеск, автор вводит в обычную городскую действительность элементы фантастики. Действие повести начинается с того, что профессор Ф.Ф. Преображенский ре-шается провести эксперимент по пересадке гипофиза и семенных желез человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Причем, со временем, он все больше и больше напоминает своего «донора» — вора и пьяницу Клима Чугункина. Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Профессор Преображенский и его помощник доктор Борменталь пытаются привить Шарикову хорошие манеры и воспитать его, но все их усилия оказываются напрасными. Их подопечный получает документы и требует прописку, постоянно приходит пьяным, пристаёт к прислуге; он начинает работать в отделе по отлову бродячих котов, приводит домой женщину и пишет на профессора до-нос. Шариков буквально рушит жизнь профессора, а также губит его веру в возможность перевоспитания.

Автор ставит перед читателем сразу несколько проблем. Это и вопрос вмешательства в законы природы — профессор Преображенский движим самыми благими намерениями, но результат оказывается прямо противоположным. Он вынужден бороться с непредвиденными последствиями своего эксперимента. Также автор затрагивает вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа в послереволюционное время. В ироничных тонах Булгаков описывает глупые бюрократические проволочки и бескультурье. Осуждает безграмотность, невежество и глупость.

В произведении часто используется приём контраста – профессор Преображенский и его окружение противопоставляются агрессивно-настроенному и абсурдному миру, раскрытому через образы Швондера и других членов домкома. Также автор часто использует гротеск и иронию, подчёркивая недостатки и бессмысленность происходящего.

Финал повести поучителен. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Единственным выход стало возвращения Шарика в исходное положение.

План «Собачье сердце»

  1. Голодный пес
  2. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой и забрал к себе домой.
  3. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитате­лями.
  4. Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь.
  5. Профессор Преображенский ведет прием пациентов.
  6. Первый визит домкома в квартиру профессора.
  7. За обедом профессор излагает свои мысли о существующем строе и тех людях, которые этот строй создают.
  8. Операция по пересадке Шарику донорского материала.
  9. Дневник доктора Борменталя.
  10. Превращения Шарика в гражданина Шарикова.
  11. Дружба Шарикова с пред­седателем домкома Швондером.
  12. Шариков поступил на должность. После этого он оконча­тельно распоясался.
  13. Конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
  14. Возвращения Шарика

В данном произведении объединены три жанрово-художествен-ные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

Фантастическое — это операция, которую осуществил про-фессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.

Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображен-ский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Бор-менталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи — члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинист-ка Васнецова и просто любопытные с улицы.

Завязка повести — профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов не-сколько:

  1. операция по пересадке Шарику человеческих желез;
  2. появление в квартире профессора представителей домкома;
  3. профессору приносят донос Шарикова, и профессор с док-тором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в «милейшего пса». Материал с сайта

Развязка — это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог — в кварти-ре Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах — профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.

Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практи-ческие опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский. Хи-рургическая операция, которую провел профессор, пересадив гипофиз и половые железы человека дворовому псу, привела к неожиданным результатам. Преображенский пытается разобрать-ся, почему из «милейшего пса» появился вот такой Полиграф По-лиграфович. В поисках ответа он изучает личность донора. Оказы-вается, что этот человек был трижды судим и трижды оправдан (ему повезло с происхождением). Интересная деталь — последнее наказание, на которое он был осужден, — это каторга на 15 лет условно. Этот Клим Чугункин — человек социально опасный, но и социально привилегированный. Доктор Борменталь поначалу вос-хищается лишь тем, что «скальпель хирурга вызвал к жизни но-вую человеческую единицу», профессор же понимает, какую именно единицу он вызвал к жизни, и осознает, что вся ответ-ственность за содеянное ложится на его плечи. «Вы знаете, какую работу я проделал — уму непостижимо. И вот теперь спра-шивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают». К со-жалению, под давлением обстоятельств профессор вынужден уча-ствовать и в наделении пса социальными функциями. Но вскоре профессор понимает, что так больше продолжаться не может, и конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова близок, а действие повести движется к своей развязке.

В произведении возникает и все более развивается конфликт между Филиппом Филипповичем Преображенским, человеком высокой культуры, строгих нравственных правил, и Швондером, представителем новой жизни. Их конфликт достигает своей высшей точки во время разговора о проживании Шарикова в квар-тире профессора. Показана обстановка, в которой будет осуще-ствляться его воспитание. Но к природным качествам Шарикова добавилось и влияние Швондера, воспитание которого оказалось более эффективным, чем желание и стремление Преображен-ского хоть каким-нибудь образом облагородить и очеловечить воспроизведенного им типа. Принципы социализма оказались на-столько близкими и понятными звериной сущности Полиграфа Полиграфовича, что он очень быстро и без особых колебаний и сомнений находит себе место в новой советской стране.

Социально-бытовой порядок в послереволюционном государстве показан в стиле сатирического памфлета. Изображая его, автор не использует прием гротеска, описывая поведение Шарикова или, например, рисуя образы членов домового комитета. Но в то же время, повесть эта, несмотря на ее фантастичность и невероят-ность, отличается удивительным правдоподобием. Это происхо-дит благодаря использованию узнаваемых конкретных примет времени, например: городской пейзаж, место действия — Обу-ховский переулок, дом, квартира вместе с ее бытом, обликом и поведением персонажей. Именно поэтому история с Шариковым воспринимается довольно реально.

Булгаков хотел описать конкретное социальное явление и его опасность для окружающих. Фантастика в повести с необычайной силой убедительно действует на окружающих. Шариков в быту — явление не такое уж и редкое.

План

  1. В одной из подворотен погибает голодный пес с ошпарен-ным боком.
  2. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой, на-звал Шариком и забрал к себе домой.
  3. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитате-лями.
  4. Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь.
  5. Профессор Преображенский ведет прием пациентов.
  6. Первый визит домкома в квартиру профессора.
  7. За обедом профессор излагает свои мысли о существующем строе и тех людях, которые этот строй создают.
  8. Операция по пересадке Шарику донорского материала.
  9. Дневник доктора Борменталя.
  10. В квартире профессора новый жилец — вместо собаки здесь появился гражданин Шариков. Его выходки абсолютно не-возможны. У него появляется духовный наставник — пред-седатель домкома Швондер.
  11. Шариков поступил на должность. После этого он оконча-тельно распоясался.
  12. Конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
  13. Эпилог. В квартире профессора восстановилось утраченное спокойствие.

Повесть Михаила Булгакова «Собачье Сердце», написанная в 1925 году в Москве, является филигранным образцом острой сатирической фантастики того времени. В нем автор отразил свои идеи и убеждения по поводу того, нужно ли человеку вмешиваться в законы эволюции и к чему это может привести. Затронутая Булгаковым тема, остается актуальной и в современной реальной жизни и никогда не перестанет тревожить умы всего прогрессивного человечества.

После публикации повесть вызвала много толков и неоднозначных суждений, ведь она отличалась яркими и запоминающимися характерами главных персонажей, неординарным сюжетом, в котором фантастика тесно переплеталась с реальностью, а также неприкрытой, резкой критикой Советской власти. Данное произведение пользовалось большой популярностью в среде диссидентов в 60-х годах, а после переиздания в 90-х вообще признано пророческим. В повести «Собачье сердце» хорошо просматривается трагедия русского народа, который разделен на два враждующих лагеря (красные и белые) и в этом противостоянии должен победить только один. В своей повести Булгаков раскрывает читателям сущность новых победителей — пролетариев-революционеров, и показывает что ничего хорошего и достойного создать они не могут.

История создания

Данная повесть является заключительной частью ранее написанного цикла сатирических повестей Михаила Булгакова 20-х годов, таких как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Булгаков начал писать повесть «Собачье сердце» в январе 1925 года и закончил её в марте того же года, изначально она предназначалась для публикации в журнале «Недра», однако не прошла цензуру. И все такие её содержание было известно московским любителям литературы, потому что Булгаков читал её в марте 1925 года на «Никитском субботнике» (литературный кружок), позже её переписывали от руки (так называемый «самиздат») и таким образом распространяли в массы. В СССР повесть «Собачье сердце» впервые была опубликован в 1987 году (6-ой номер журнала «Знамя»).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Основой для развития сюжета в повести служит история неудачного эксперимент профессора Преображенского, решившего превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Для этого он пересаживает ему гипофиз алкоголика, тунеядца и дебошира Клима Чугункина, операция проходит успешно и на свет появляется абсолютно «новый человек» — Полиграф Полиграфович Шариков, который по задумке автора является собирательным образом нового советского пролетария. «Новый человек» отличается грубым, наглым и лживым характером, хамской манерой поведения, весьма неприятной, отталкивающей внешностью, и у интеллигентного и воспитанного профессора с ним часто возникают конфликты. Шариков, для того чтобы прописаться в квартире профессора, (на которую как он считает он имеет полное право) заручается поддержкой единомышленника и идейного учителя, председателя домового комитета Швондера, и даже находит себе работу: занимается отловом бродячих кошек. Доведенный до крайности всеми выходками новоявленного Полиграфа Шарикова (последней каплей был донос на самого Преображенского), профессор решает вернуть все как было, и превращает Шарикова обратно в собаку.

Главные герои

Главными героями повести «Собачье сердце» являются типичные представители московского общества того времени (тридцатые года ХХ века).

Один из основных действующих персонажей, находящийся в центре повествования — профессор Преображенский, известный ученый с мировым именем, уважаемый в обществе человек, придерживающийся демократических взглядов. Он занимается вопросами омолаживания человеческого организма посредством пересадки органов животных, и стремится оказать помощь людям, при этом, не нанося им никакого вреда. Профессор изображен как солидный и уверенный в себе человек, имеющий определенный вес в обществе и привыкший жить в роскоши и достатке (у него большой дом с прислугой, среди его клиентов бывшие дворяне и представители высшего революционного руководства).

Являясь культурным человеком и обладая независимым и критическим складом ума, Преображенский открыто выступает против Советской власти, называя пришедших к власти большевиков «пустобрехами» и «бездельниками», он твердо уверен, что бороться с разрухой нужно не террором и насилием, а культурой, и считает что единственный способ общения с живыми существами это ласка.

Проведя эксперимент над бродячим псом Шариком и превратив его в человека, и даже попытавшись привить ему элементарные культурные и нравственные навыки, профессор Преображенский претерпевает полнейшее фиаско. Он признает что его «новый человек» получился совсем никудышным, не подается воспитанию и учится только плохому (главный вывод Шарикова после проработки советской пропагандисткой литературы — нужно все делить, причем делая это методом грабежа и насилия). Ученый понимает, что нельзя вмешиваться в законы природы, потому что такие эксперименты ни к чему хорошему не приводят.

Молодой помощник профессора доктор Борменталь, очень порядочный и преданный своему учителю человек (профессор в свое время принял участие в судьбе нищего и голодного студента и тот ему отвечает преданностью и благодарностью). Когда Шариков дошел до предела, написав донос на профессора и украв пистолет, хотел пустить его в ход, именно Борменталь проявил твердость духа и жесткость характера, приняв решение превратить его обратно в собаку, в то время когда профессор еще колеблется.

Описывая с положительной стороны этих двух врачей, старого и молодого, подчеркивая их благородство и чувство собственного достоинства, Булгаков видит в их описании себя и своих родственников-врачей, которые бы во многих ситуациях поступили бы точно также.

Абсолютными противоположностями этим двум положительным героям выступают люди нового времени: сам бывший пес Шарик, ставший Полиграф Полиграфовичем Шариковым, председатель домового комитета Швондер и другие «жилтоварищи».

Швондер представляет собой типичный образчик члена нового общества, целиком и полностью поддерживающего Советскую власть. Ненавидя профессора как классового врага революции и задумав получить часть жилплощади профессора, он использует для этого Шарикова, рассказывая ему о правах на квартиру, делая ему документы и подталкивая его к написанию доноса на Преображенского. Сам, являясь человеком недалеким и необразованным, Швондер пасует и тушуется в разговорах с профессором, и от этого ненавидит его еще сильнее и прикладывает все усилия, чтобы насолить ему как можно больше.

Шариков, донором, для которого стал яркий среднестатистический представитель советских тридцатых годов прошлого века, алкоголик без определенной работы, трижды судимый люмпен-пролетариат Клим Чугункин, двадцати пяти лет отроду, отличается вздорным и наглым характером. Как и все простые обыватели, он хочет выбиться в люди, вот только учиться чему либо или прикладывать для этого какие-либо усилия он не хочет. Ему по душе быть невежественным разгильдяем, драться, материться, плеваться на пол и постоянно нарываться на скандалы. Однако, не учась ничему хорошему, плохое он впитывает как губка: быстро учится писать доносы, находит работу себе по «душе» - убивать кошек, извечных врагов собачьего рода. Причем показывая насколько безжалостно он расправляется с бездомными котами, автор дает понять, что точно также Шариков поступит и с любым человеком, ставшим между ним и его целью.

Постепенно нарастающая агрессия, наглость и безнаказанность Шарикова, специально показана автором, для того чтобы читатель понял насколько эта зарождающаяся в 20-х годах прошлого века «шариковщина», как новое социальное явление послереволюционного времени, страшна и опасна. Такие Шариковы, встречающиеся в советском обществе сплошь и рядом, особенно стоящие у власти, представляют настоящую угрозу для общества, особенно для интеллигентных, умных и культурных людей, которых они люто ненавидят и пытаются их всячески уничтожать. Что впрочем и произошло в дальнейшем, когда во время сталинских репрессий был уничтожен цвет российской интеллигенции и военной элиты, как это и предсказывал Булгаков.

Особенности композиционного построения

В повести «Собачье сердце» соединено сразу несколько литературных жанров, в соответствии с фабулами сюжетной линии её можно отнести к фантастическому приключению по образу и подобию «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, в котором также описаны эксперимент по выведению гибрида человека и животного. С этой стороны повесть можно отнести к активно развивающемуся в то время жанру научной фантастики, яркими представителями которого были Алексей Толстой и Александр Беляев. Однако под поверхностным слоем научно-приключенческой фантастики на поверку оказывается острая сатирическая пародия, аллегорически показывающая всю чудовищность и несостоятельность того масштабного эксперимента под названием «социализм», который проводила Советская власть на территории России, пытаясь террором и насилием создать «нового человека», родившегося из революционного взрыва и насаждения марксистской идеологии. Что из этого получится, как раз очень наглядно продемонстрировал Булгаков в своей повести.

Композиция повести состоит из таких традиционных частей как завязка — профессор видит бездомного пса и решает привести его домой, кульминация (здесь можно выделить сразу несколько моментов) - проведение операции, визит домкомовцев к профессору, написание Шариковым доноса на Преображенского, его угрозы с применением оружия, решение профессора превратить Шарикова обратно в собаку, развязка — проведение обратной операции, визит Швондера к профессору с милицией, заключительная часть — установление мира и спокойствия в профессорской квартире: ученый занимается своими делами, собака Шарик вполне доволен своей собачьей жизнью.

Несмотря на всю фантастичность и невероятность описываемых событий в повести, применение автором различных приемов гротеска и аллегории, данное произведение, благодаря применению описания конкретных примет того времени (городских пейзажей, различных мест действия, быт и облик персонажей) отличается уникальным правдоподобием.

События, происходящие в повести описываются накануне наступления Рождества и не зря профессор назван Преображенским, а его эксперимент это настоящее «антирождество», своебразное «антитворение». В повести основанной на аллегории и фантастическом вымысле, автор хотел показать не только о важности ответственности ученого за свой эксперимент, а еще и неспособность видеть последствия своих деяний, громадную разницу между естественным развитием эволюции и революционным вмешательством в ход жизни. В повести показано четкое авторское виденье тех перемен, которые произошли в России после революции и начало строительства нового социалистического строя, все эти перемены для Булгакова были ни чем иным как экспериментом над людьми, масштабным, опасным и имеющим катастрофические последствия.

«Проблемное изучение эпического произведения» (на примере повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» в 11 классе)

Тема: В чем суть спора о «собачьем сердце»?

Цели: проанализировать образ Шарика; проанализировать образ Клима Чугункина; сравнить образы Шарика и Шарикова; выявить влияние Швондера на Шарикова; рассмотреть точку зрения профессора о собачьем сердце; рассмотреть позицию Борменталя; разрешить спор о собачьем сердце; рассмотреть понятие «шариковщина».

Оборудование : текст повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-беседа.

На прошлом уроке мы с вами разобрали образ профессора Преображенского, мотивы и задачи его эксперимента, а так же познакомились с его ближайшим окружением. Сегодня мы подробнее рассмотрим образ Шарика, образ донора гипофиза, Клима Чугункина, и образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова, процесс его становления в обществе и знакомство со Швондером. Помимо этого мы выясним, какой спор о «собачьем сердце» вели профессор и доктор Борменталь, и выясним, кто из них прав.

    Подготовка к восприятию темы.

На основе таблиц с цитатной характеристикой профессора Преображенского, подготовленных учениками дома, повторить материал предыдущего урока: вспомнить политические, философские, нравственные взгляды профессора Преображенского, его мнение о революции, о пролетариате. Сказать о его отношении к пациентам, прислуге, своему ассистенту, доктору Борменталю, псу Шарику.

    Повторение пройденного материала по домашнему заданию.

    Объявление темы, цели урока.

а) В начале повести мы видим Шарика – бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель видит серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Возникает сочувствие к бедняге. Исповедь Шарика печальна (цитата из 1 главы): «Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по рёбрам получали? Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своей мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой ещё не угас» . Умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. Шарик по-собачьи жалел секретаршу, оказавшуюся на морозе в тонких чулках, зная о её «копеечной» жизни.

Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. Пёс наблюдал, как выглядит Филипп Филиппович, как работает, как к нему относятся другие люди. Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность.

Предложить ученикам высказать свое отношение к Шарику.

б) Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя. Предложить ученикам обратить внимание на его описание (История болезни профессора Ф.Ф. Преображенского): «(В тетради вкладной лист)

Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. <…> Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти удар ножом в сердце в пивной…».

- Телосложение Шариков наследует от Клима, как и черты внешности, которые свидетельствуют об общей умственной неразвитости ее владельца. Ничего о взглядах Чугункина на жизнь писатель не сообщает.

Шариков похож на Клима ростом и привычками: он курит, пьет, сквернословит, играет на балалайке, дебоширит и ворует.

в) Налицо резкая деградация интеллекта: бродячая дворняжка стоит на более высоком уровне развития, нежели «вселившийся» в ее тело Клим Чугункин. Вспомним, что собака чувствует благодарность к своему спасителю, называет профессора «божеством». Даже те безобразия, которые творит собака (разодранное чучело совы, разбитая фотография) выглядят естественными и безобидными по сравнению с теми безобразиями, которые творит Шариков (бросается на котов, заливает водой квартиру, кусает женщину).

Собака Шарик, в отличие от Шарикова, обладает способностью разбираться в людях: именно он дает первую и чрезвычайно выразительную характеристику Преображенского как «человека умственного труда», который спокоен и независим потому, что «вечно сыт», Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из оперы «Аида», не любит жестоких людей. Шарик думает и размышляет как интеллигентный человек.

Шариков – своеобразный антигерой, олицетворяющий антиразумное общество, не имеющее стойких моральных ценностей, отказавшееся от опыта поколений, традиций, исторической мудрости. В результате операции из «милейшего пса» получилась «такая мразь, что волосы дыбом встают». Он играет на балалайке, спит на палатях в кухне, бросает окурки на пол, ругается, подкарауливает в темноте Зинку, ворует, «держит себя неприлично», наконец, пишет доносы на своего «папашу» и угрожает его убить. Теперь Полиграф Полиграфович Шариков – заведующий подотделом отчистки города Москвы от бродячих животных. Он теперь полезный член нового общества. Нечеловеческие в своей аморальности, цинизме и бездушии поступки Шарикова-«гражданина» вынуждают профессора Преображенского уничтожить результаты своего опыта – вернуть все к исходному положению.

г) Швондер видел в Шарикове лишь ячейку советского общества, «жильца» дома, который ему вверен. И его целью было сделать из Шарикова не человека, но «пролетария».

В конце концов, восторжествовал Швондер, потому что пролетарием стать, как оказалось, легче, чем человеком культурным и образованным.

Швондер старается повлиять, воспитать Шарикова в марксистском духе. Его влияния нельзя не заметить. Это существо в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о своих правах, но и о превосходстве над буржуями (глава 6): «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...» . Полиграф Полиграфович Шариков становится прямым продуктом Швондера, и если последний раскрывается в повести схематично, то бывший пес выписан ярко и узнаваемо.

д) Спор доктора Борменталя и профессора Преображенского о том, собачье или человеческое сердце у Шарикова, занимает до сих пор и читателей, и исследователей. Физиологически это было собачье сердце, но профессор Преображенский и Борменталь спорят не об этом. Речь идёт о том, проявляет ли Шариков типично человеческие черты характера или же они – часть его собачьего прошлого. Другое дело, что в своей основе человеческое сердце совершенно иное. Ведь спор фактически идёт о том, положительна природа человека или нет? Предложить Ученикам поразмышлять над этим вопросом.

Преображенский (глава 8): «...Вы, доктор, делаете крупнейшую ошибку, ради Бога, не клевещите на пса.<> Я хотел проделать маленький опыт... И вместо этого что ж получилось. Боже ты мой!.. Доктор, передо мной тупая безнадежность, я, клянусь, потерялся. Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе».

е) Борменталь (глава 8): «Помилуйте, Филипп Филиппович, да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится? Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова! <…> Человек с собачьим сердцем!». Доктор заявляет, что созданный их руками Шариков – человек «с собачьим сердцем», вкладывая в это определение весь ужас и отвращение к поступкам Шарикова, ничего общего с человеческими не имеющим.

Борменталь, осознавая опасность для общества, которую несет в себе Шариков, решает следующее (глава 8): «Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, я сам на свой риск накормлю его мышьяком. Черт с ним, что и папа судебный следователь. Ведь, в конце концов, это ваше собственное экспериментальное существ <…> Кончено. Я его убью!»

ж) Шариков, с точки зрения Борменталя, – человек с «собачим сердцем». Он подразумевает, что худшие черты характера Шариков получил от собаки. По версии Преображенского собачья природа Шарикова (например, неприязнь к котам) является его лучшей частью, потому что обладает Шариков именно «человеческим сердцем», и оно, по мнению профессора, «самое паршивое из всех, которое существует в природе». Предложить ученикам высказать свое мнение по данному вопросу.

з) В повести профессору удалось обратное превращение Шарикова в животное. В Шарикове Булгаков отобразил проблему целого сословия, указал на стремление многих людей отстаивать свои права, отказываясь принимать какие-либо обязанности. Потому имя этого героя стало нарицательным. Так возник термин «шариковщина».

В основе «шариковщины» – самоуверенные, наглые, убежденные в своей вседозволенности, полуграмотные люди. Этот новый социальный класс стал опорой тоталитарного государства, в котором поощрялись клеветничество, доносы.

    Формирование новых знаний и способов деятельности

а) Как ведет себя Шарик в начале повести?

Какое поведение у Шарика в доме профессора?

б) Какие сведения есть в произведении о Климе Чугункине?

Какие выводы можно сделать, рассмотрев его образ?

Чем Шариков похож на Клима Чугункина?

в) Как можно охарактеризовать Шарика? Чем отличается от него Шариков?

г) Чего добивался Швондер, оказывая влияние на Шарикова? Преуспел ли он?

д) Что говорил профессор Преображенский о «собачьем сердце» в споре с Борменталем?

е) В чем заключается позиция Борменталя?

Как предлагает поступить Борменталь с Шариковым?

ж) В чем суть спора о «собачьем сердце»?

з) Почему возникает понятие «шариковщина»?

Что включается в это понятие?

Основываясь на тексте повести и сравнительной характеристике Шарика и Клима Чугункина большинство критиков сходятся во мнении, что прав профессор Преображенский. Действительно, Шарик думает и рассуждает как человек интеллигентный и, несмотря на выходки, является хорошим, добрым, ласковым псом. Человек, Клим Чугункин, который послужил донором гипофиза, трижды судимый вор, алкоголик, дебошир, интеллектуально неразвитый субъект. В Шарикове, как мы видим, преобладают черты его «донора», из чего следует, что именно «человеческое сердце» сделало из Шарика такого отвратительного человека.

    Обобщающее слово учителя

    Оценивание работы учащихся.

Составить план повести, разделяя ее на две части: до 5-й главы и после (письменно); в каждой из частей указать, от чьего лица ведется повествование. Подумать над вопросом: Совпадает ли авторская позиция с позицией профессора Преображенского?

    Домашнее задание

Используемая литература:

1) Булгаков М. А. Собачье сердце. – М., «Эксмо», 2009. – с. 672.

2) Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. – СПб., «Глагол», 2000. – С. 3-60.