В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился… Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…»

И тут знойный воздух сгустился над ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

– Фу ты черт! – воскликнул редактор. – Ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было… – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он писал, – но Иисус у него получился, ну, совершенно живой, некогда существовавший Иисус, только, правда, снабженный всеми отрицательными чертами Иисуса. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в пятнадцатой книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, – есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.

Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.

– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…

Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и, по мере того как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.

И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.

Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй – что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.

Приходится признать, что ни одна из этих сводок никуда не годится.

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.

Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.

Когда учеба в самом разгаре, совсем не хватает времени на то, чтобы перечитать путь даже и любимое произведение. Конечно, главное в его изучении – это помнить и понимать основные события в романе, ведь на уроках литературы некоторые вопросы по сюжету могут поставить в ступор. Для того чтобы ничего не упускать, лучше всего делать пометки в читательском дневнике, который помогает составлять команда «Литерагуру».

(687 слов) События в романе начинаются в Москве в 1829 году: на Патриарших прудах начинающий поэт Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз встречают настоящего сатану, прибывшего в столицу со своей свитой. Конечно, Воланд не раскрывает своей сущности, а выдает себя за профессора черной магии. Вступая в беседу, незнакомец говорит Берлиозу, что ему отрежут голову, и предсказание сбывается на глазах Бездомного: Берлиоза переехал трамвай. После безуспешных попыток преследования предсказывающего незнакомца Бездомный пытается рассказать о случившемся в Массолите, однако героя принимают за сумасшедшего и отвозят в психиатрическую клинику.

В произведении параллельно развивается сюжет в древнем Ершалаиме, рассказанный от лица Воланда, либо написанный рукой Мастера в его романе. Допрашивая Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат осознает, что перед ним отнюдь не преступник, а философ, поэтому старается повлиять на его освобождение. Однако у прокурора это не получается, вследствие чего осужденный оказывается распятым на кресте за оскорбление власти кесаря.

Снова переносясь в Москву, читатель наблюдает за проделками свиты Воланда – Коровьева, Бегемота, Азаззелло и Геллы. Компания заселяется в квартире покойного Берлиоза, таинственным образом выгоняя Степана Лиходеева в Ялту. Председатель жилищного товарищества Босой оказывается в психиатрической клинике из-за недоумения, почему взятка от Коровьева превратились в валюту. А Лиходеев так и не получает ответа на свои телеграммы из Ялты от потерявших его администратора Варенухи и финдиректора Варьете Римского.

Немаловажная часть романа – представление в театре Варьете, где нечистая сила то вызывает дождь из денег, то открывает бесплатный дамский магазин. Черная магия впечатляет зрителей, но после представления все «подаренное» свитой Воланда исчезает. Превращенный Геллой в вампира Варенуха пугает Римского, и тот, поседев от страха, уезжает в Ленинград.

В психиатрической клинике Бездомный знакомится с Мастером, рассказывающим ему о встрече с Маргаритой и романе, написанию которого он посвятил все время после выигрыша приличной суммы (в лотерею). Поэт ему пересказывает диалог с сатаной, и Мастер радуется, что сказанное Воландом совпадает с рукописями.

История любви героя протекала втайне, его избранница замужем. Случайная встреча Мастера и Маргариты на улице переросла в настоящее чувство, и девушка ежедневно ходила к любимому мужчине. Когда роман был написан до конца – Мастеру отказали в публикации. Все же напечатанный отрывок сильно раскритиковали, почему Мастер решил сжечь свое творение. Маргарита успела спасти несколько листов, и решила, попрощавшись с мужем, вернуться к любимому Мастеру навсегда, но уже не застала его.

Встретив Азазелло в Александровском саду, Маргарита отчаянно соглашается на встречу со знатным иностранцем в надежде хоть что-нибудь узнать о Мастере. Так же от Азазелло она принимает волшебный крем, благодаря которому приобрела способность летать и дар невидимости. Устроив разгром в доме критика Латунского за травлю любимого, Маргарита знакомится с Воландом, который просит ее быть королевой на его балу в обмен на исполнение ее желания. Девушке ничего не остается, кроме как принять на себя роль хозяйки бала сатаны, ведь Воланд может вернуть ей любимого человека. Однако после бала Маргарита загадывает помочь Фриде, чтобы та больше не видела платка, напоминающего ей о трагедии с ребенком (женщина задушила его). После исполнения этого желания сатана возвращает Маргарите Мастера и его сожженную рукопись.

Обратимся к главам второй сюжетной линии, которые читает Маргарита в романе Мастера. Мы обнаруживаем, что Понтий Пилат не успокоился, поэтому отдает приказ начальнику его тайной службы убить Иуду, ведь он за деньги позволил арестовать Иешуа. После свершения убийства к прокурору приводят последователя философа, Левия Матвея, с написанными проповедями Иешуа, и Понтий Пилат читает, что «самый главный порок – это трусость».

Коровьев и Бегемот заканчивают собственные похождения, и вся «темная» шайка завершает свое пребывание в столице. Появившийся Левий Матвей передает Воланду просьбу Иешуа — взять Мастера с собой. Герой не заслужил свет, поэтому лучшей его наградой станет покой.

В квартире Мастера и Маргариты появляется Азазелло и передает им подаренное Воландом вино, но, выпив его, влюбленные умирают. Далее действие происходит в потустороннем мире: в полете Воланд показывает Мастеру Понтия Пилата, по-прежнему мучающегося за то, что казнил Иешуа. Но Мастер освобождает своего героя, и Понтий Пилат стремится по лунной дороге к бродячему философу Иешуа. Мастер и Маргарита остаются вместе в потустороннем мире.

Эпилог произведения разворачивается на попытках найти объяснение проделкам нечистой силы, и единственное, что правдоподобно оправдывает случившееся в Москве – это гипноз. Поэт Бездомный, ныне известный как Понырев, становится профессором института истории и философии, а во сне он видит Мастера и Маргариту, а также Иешуа, говорящего Понтию Пилату, что казни не было.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! В обыкновенный весенний день в Москве было непривычно жарко. Двое мужчин гуляли у Патриарших прудов. Их звали Михаил Александрович Берлиоз и Иван Николаевич Понырев, имевший псевдоним Бездомный. Первый являлся редактором некого художественного журнала, а его собеседник – начинающим поэтом. Они захотели утолить жажду, поэтому купили в будке «Пиво и воды» теплую абрикосовую и отправились на неожиданно пустую и безлюдную аллею. Присев на скамейку, они продолжили разговор. Берлиоз сказал, что у него вдруг стало плохо с сердцем и он намерен отдохнуть в Кисловодске. Он увидел какого-то тощего призрачного гражданина в клетчатом пиджаке. Берлиоз не на шутку перепугался, отчего закрыл глаза. Когда он вновь взглянул на то место, видение исчезло. Тема беседы перешла на творение Бездомного. Последний написал поэму, целью которой было показать, что Иисуса Христа не существовало. Бездомный отрицательно изобразил своего героя, что позволило Берлиозу решить, что Иисус обрисован чересчур правдоподобно. Председатель МАССОЛИТа настойчиво выражал свою точку зрения и антирелигиозный настрой. В это время по аллее прошел незнакомец, спросивший разрешения присоединиться к Берлиозу и Бездомному. В дальнейшем никто его не мог достоверно описать, но он был брюнетом лет 40 с разными глазами и кривым ртом. Создавалось четкое впечатление, что он иностранец. Незнакомец восторгался тем, что его собеседники не веруют в Бога, но его волновало – если Всевышнего нет, то кто управляет человеческой жизнью? Например, человек может собираться уехать в Кисловодск, но как он это сделает, если в этот же день он попадет под трамвай? Берлиоз начал было с ним спорить, однако незнакомец настаивал на том, что никому не известно, что с ним станет вечером. Ведь Аннушка уже успела купить и даже пролить подсолнечное масло… Бездомный был жутко недоволен речами иностранца, на что тот посоветовал лишь узнать, что такое шизофрения. Тут Воланд и начал свой рассказ об Иисусе…

2 глава

В день описываемых событий Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, мучала головная боль. Тем не менее, к нему привели обвиняемого в разрушении Ершалаимского храма. Этого молодого человека звали Иешуа Га-Ноцри. Он утверждал, что не призывал разрушить храм, и это лишь нелепая ошибка. Однако Иешуа все же сказал, что недавно он говорил о крахе храма старой веры и создании нового. Понтий Пилат спросил обвиняемого его понимание истины, на что получил в ответ точное описание своей головной боли. Через некоторое время боли утихли, что заставило прокуратора поверить в магические силы незнакомца. Понтий Пилат уже хотел отпустить Иешуа, но получил донос на него, в котором говорилось об его негативном отношении к великому кесарю, что не могло быть прощено. Иешуа понял, что это он говорил только Иуде. Арестанту вынесен смертный приговор, и он не оправдан даже в честь Пасхи.

3 глава

Наступил вечер. Рассказ заинтересовал слушателей, хотя и не соответствовал Евангелию. Воланд утверждал, что лицезрел это собственными глазами. Берлиоз, подумав, что связался с сумасшедшим, решил позвонить по адресу. Напоследок иностранец сказал, что сатана существует. По дороге к телефону Берлиоз увидел того самого человека в клетчатом пиджаке. Подойдя к турникету, председатель не удержал равновесие и упал прямо на рельсы. Голова Берлиоза полетела вниз по Бронной улице.

4 глава

Бездомный был шокирован происходящим. Мимо него прошли девушки, обсуждавшие некую Аннушку, пролившую масло. Бездомный начал погоню за загадочным профессором. Юный поэт отправился к Дому Грибоедова, надеясь найти там иностранца

5 глава

В Доме Грибоедова проходили заседания МАССОЛИТа, на первом этаже же можно было отменно поужинать в великолепном ресторане. 12 литераторов сидели, ожидая Берлиоза. Пришел Бездомный и объявил печальные вести. Поэт вел себя крайне странно, желая найти иностранца, поэтому коллеги решили вызвать работников психиатрической больницы.

6 глава

В психушке Бездомный настойчиво пытался объяснить, в чем дело, но в ответ получил лишь укол успокоительного. Доктор предположил, что у Ивана развилась шизофрения.

7 глава

Проснувшись в своей квартире, Степа Лиходеев хотел лишь, чтобы его пристрелили, настолько у него болела голова после попойки за день до этого. Герой этой главы был директором театра Варьете и жил вместе с покойным Берлиозом в квартире дома 302- бис на Садовой улице. Встав с кровати, Степа увидел Воланда, специалиста по черной магии, с которым он как-то успел заключить договор на 7 выступлений. Лиходеев поговорил по телефону с Римским насчет афиши и начал кликать служанку Груню, жалуясь на присутствие кота в квартире, но домработница была в родном Воронеже. Вернувшись в комнату, он удивился, что его гостями были иностранный профессор, незнакомец в пенсне и огромный кот. Воланд сказал, что ему и свите нужно место, где жить. Из зеркала вылез странный рыжий тип с торчащим клыком. Сам того не заметив, Степа Лиходеев оказался в Ялте.

8 глава

В то же время Иван Бездомный очнулся в больнице. Ему было предложено принять ванную. Ненароком медсестра упомянула иностранцев, что привело поэта в ярость, но он вовремя сдержался. Затем Бездомного допросили врачи в белых халатах. Им удалось узнать все, что происходило с Иваном с детства до того дня, как он встретил Воланда. Услышав разговор докторов о шизофрении, Бездомному вспомнились слова иностранца. Неужто он был прав и все предвидел наперед? Иван решил сообщить об этом врачу, так как в Москве на свободе бродит злоумышленник. Доктор посоветовал изложить все на бумаге.

9 глава

Никонора Ивановича Босого, председателя жилтоварищества дома 302- бис, мучал «квартирный вопрос», так как после смерти Берлиоза его место хотели занять другие. Никонор Иванович спрятался от докучливых посетителей в кабинете, но там увидел мужчину, представившегося Коровьевым. Целью его визита стала просьба об аренде квартиры усопшего Берлиоза и отъехавшего Лиходеева на неделю. Босой оформил договор и выпросил два билета на выступление иностранного профессора, переводчиком которого был Коровьев. Через некоторое время после ухода последнего на Босого донесли, что он якобы спекулирует валютой. В вентиляции в квартире Никонора Ивановича обнаружили не рубли, как ожидал Босой, а доллары. Он хотел показать паспорт переводчика и копию контракта, но их в чемоданчике не оказалось.

10 глава

Работники театра Варьете, Римский и Варенуха начали переживать по поводу отсутствия Степы Лиходеева. Они готовились к выступлениям профессора по черной магии Воланда, которого, как выяснилось, никто не видел. Из Ялты пришла телеграмма, в которой Лиходеев просил срочно выслать ему денег и говорилось, что он не знает, как там оказался. Варенухе было приказано срочно отнести телеграмма куда надо. Когда тот собрался выполнить поручение, зазвонил телефон. Варенуха поднял трубку и услышал голос, запретивший ему куда-либо идти. Варенуха в ужасе выбежал в сад, а затем зашел в уборную проверить лампочку. Там он увидел толстого рыжего человека и огромного кота. Они были недовольны тем, что Варенуха не прислушался к предостережению. Пошел сильный дождь. Разбойники перенесли Варенуху в нехорошую квартиру на Садовой и исчезли. Нагая девушка поцеловала его, после чего он упал в обморок.

11 глава

Несмотря на несчетное количество попыток Иван так и не смог уведомить о прибытии подозрительного иностранца. После успокоительного укола Бездомный отказался от задуманного. Однако его не оставлял в покое рассказ профессора об Иешуа и Понтии Пилате. Неожиданно на балконе оказался некий человек, тем самым нарушив сон поэта.

12 глава

Римский шокирован внезапным исчезновением Варенухи и Лиходеева. В театр прибыл черный маг и двое его сопровождающих. Конферансье Бенгальский объявил, что на выступлении не только покажут чудеса черной магии, но и разоблачат их. Коровьев начал представление. Он правдиво сказал, что колода карт находится в кармане одного из зрителей вместе с повесткой в суд. Помощнику мага возразили, что это старый трюк, на что Коровьев сказал, что теперь колода у этого гражданина. Однако это оказались не карты, а деньги. В зале попросили так пошутить с другими. Посыпался денежный дождь. Бенгальский решил, что это пример общего гипноза. Он надоел выступавшим и на их вопрос, что можно сделать с докучливым конферансье, некто сказал, что надо оторвать голову. Кот Бегемот согласился с предложенным. Публика была шокирована и просила вернуть голову на место, что и было тотчас же исполнено. Далее развлекались в основном женщины. На сцене появился магазин шикарных дорогих французских нарядов. Зрительницы мигом побежали обменивать свою одежду на иностранные платья. Тем временем Семплеяров потребовал разоблачения фокусов, но вместо этого он сам был разоблачен.

13 глава

Незнакомец с опаской вошел в комнату Ивана. По нему было видно, что он также проходит лечение в больнице. Бездомный представился поэтом, но сказал, что не любит свои стихи. Пришедший посоветовал их больше не писать. Также он пришел в удивление от того, что и он, и Иван оказались здесь из-за книги о Понтии Пилате. Тем не менее рассказ поэта об иностранце на Патриарших прудах не вызвал в нем никаких эмоций, и он сразу сказал, что Иван встретил Сатану. Ночной гость просил называть себя мастером. Некогда он работал в музее, но затем выиграл 100 тысяч рублей в лотерею и взялся за написание романа. Весной мастер встретил свою любовь в одном безлюдном московском переулке. Оба они были несчастны в предыдущих отношениях, а теперь стали неразлучны. Но их безмятежная жизнь прервалась чередой неудач из-за отказа печати романа. Однако затем какой-то кусок был опубликован, но тотчас же критик Латунский дал ему отрицательную рецензию, тем самым поставив крест на судьбе романа. Мастер бросил рукописи в печку. Незадолго до этих событий он сдружился с неким журналистом Алоизием Могарычем. Ему-то мастер и дал прочитать роман. Однажды возлюбленная мастера решила признаться мужу, что не любит его и окончательно обосноваться у своего любовника. После ее ухода в дверь постучали… На это мастер обрывает свой рассказ, сказав лишь, что в середине января его бывшую квартиру заняли, и он явился сюда, не предупредив свою возлюбленную.

14 глава

Римский рассматривал остатки денежного дождя у себя в кабинете. За окном слышались милицейская трель и крики женщин, вдруг оказавшихся в одном белье. Римский решил, что с этим надо что-то сделать, но зазвонил телефон. Коварный женский голос приказал оставаться бездейственным. Пришел Варенуха и сказал, что Лиходеев просто пьяным писал телеграммы из подмосковного трактира «Ялта». Римский не поверил, отчего перепугался еще больше. Он увидел, что Варенуха не отбрасывает тени. Через окно прилетела некая рыжая девушка. Римский, спасшегося криками петуха, прогнавших нечисть, немедленно уехал в Ленинград.

15 глава

Никанора Ивановича направили в психиатрическую больницу, но он пытался узнать хоть какие-то подробности случившегося. Он рассказывал о произошедшим, но врачи решили, что он совершенно не в себе и сделали укол. Заснув, он увидел мужчину на сцене, призывавшего сдавать валюту. Затем выбежали поварята. Но на самом деле перед ним стояла фельдшерица, которая сделала ему очередной укол, после чего Босой погрузился в глубокий сон. Ивану же снилось происходящее на Лысой горе.

16 глава

На Лысую гору везли трех виновных. Стояла небывалая жара. Зеваки, желавшие поглядеть на мучившихся осужденных, на четвертый час разбежались по домам. Все, кроме Левия Матвея, друга Иешуа. Он желал Га-Ноцри скорейшей смерти, избавившей бы его от мук. Потеряв терпение, Левий Матвей проклял Бога. Разразился гром. Узников умертвили. Левий Матвей забрал тело Иешуа.

17 глава

У театра Варьете столпились зеваки. В здании не было никого, кроме мелкого персонала и бухгалтера Ласточкина. Последний должен был отнести вырученные деньги в финзрелищный отдел. Все таксисты отказывались везти его, потому что такие червонцы превращаются в бумажки. В Комиссии зрелищ тоже было неспокойно – на месте ее председателя сидел один разговаривающий костюм. Все работники филиала пели хором и не могли остановиться, после чего их также отправили в психиатрическую больницу.

18 глава

Из Киева прибыл гражданин Поплавский, дядя Берлиоза, так как племянник лично пригласил на свои похороны. Поплавский давно хотел перебраться в Москву, поэтому хотел получить в наследство эту квартиру. В квартире его встретили кот и мужчина в клетчатом. Последний принялся рассказывать о гибели жильца квартиры. Кот потребовал паспорт и приказал Поплавскому возвращаться в Киев. Азазелло спустил дядю Берлиоза с лестницы. Следующим посетителем стал буфетчик театра Варьете, желавший обменять бумажки на червонцы. Воланд предсказал ему скорую смерть от рака печени. Перепуганный буфетчик обратился ко врачу. Его анализы были идеальными.

19 глава

Возлюбленную мастера звали Маргаритой Николаевной. Это была умная и красивая женщина 30 лет, с 19 лет состоящей в бездетном браке с крупным и богатым специалистом. Хотя Маргарита жила в достатке, муж ее обожал, она была несчастна. Ее сердце не знало любви до встречи с мастером, но потом и он пропал. Однажды она проснулась с мыслью, что что-то должно поменяться. Она отправилась на прогулку к кремлевским стенам. Там шли похороны Берлиоза, но, удивительное дело, кто-то украл голову покойника. Рядом с Маргаритой оказался Азазелло. Он пригласил ее в гости. Сначала Маргарита хотела отказаться от сомнительного предложения, но оказалось, что Азазелло знает, где мастер, и она тотчас же согласилась. Напоследок он оставил ей баночку с кремом, которым Маргарита должна была натереться, раздевшись донага.

20 глава

Полдесятого Маргарита выполнила предписанные указания. Она превратилась в очаровательную ведьму. Маргарита оставила записку сужу и отдала всю свою одежду служанке Наташе и улетела после звонка Азазелло.

21 глава

Полетав немного невидимой над Москвой, она отправилась в квартиру критика Латунского, погубившего мастера. Маргарита крушила там все, что только можно. Вылетев наружу, она увидела маленького перепуганного мальчика и принялась его успокаивать. Потом она летела над лесами. Ее догнала Наташа, намазавшаяся чудодейственной мазью. Маргарита долетела до реки, где ее встретили ведьмы и русалки. Потом на машине она вернулась в Москву.

22 глава

Проводив Маргариту до нехорошей квартиры, Азазелло исчез. Там ее встретил Коровьев. Вместо обычной квартиры внутри расположился огромный зал с колоннами. Коровьев объяснил, почему королевой бала должна была стать именно Маргарита – она была единственной женщиной в Москве, в ком текла королевская кровь. Женщину отвели в комнату, где был Воланд со свитой. Хозяин бала посоветовал Маргарите отбросить все страхи и не пить ничего, кроме воды.

23 глава

На время бала на шею Маргариты надели тяжелую цепь, а в волосы вкололи алмаз. Прежде ее искупали в крови и розовом масле. Гостями были мертвецы, которые когда-то приняли на себя тяжкий грех. Все они подходили к Маргарите и целовали ей колено. Одну гостью она выделила особенно – это была Фрида, которая закопала своего незаконнорожденного сына живьем. До этого она вложила ему в рот платочек с голубой каемочкой. С тех пор ей ежедневно подавали такой же платок. Фрида просила Маргариту перестать возвращать платок. В залу пришел Воланд с головой Берлиоза. На бал каким-то образом проник любопытный барон Майгель. Непрошеного гостя убили, а его кровью наполнили чашу, в которую превратилась голова Берлиоза. Крик петухов постепенно стал разгонять гостей.

24 глава

В вознаграждение за прием бала Маргарита могла попросить все, что пожелает. Она попросила перестать подавать Фриде платок. Воланд выполнил просьбу, но не воспринял ее всерьез и дал второй шанс. Маргарита потребовала вернуть ей мастера. Явился мастер и рассказал о всем, что было последние несколько месяцев. Также Воланд воскресил роман мастера. Из подвала, где раньше жил мастер, выгнали Алоизия Могарыча, который впоследствии его занял. Мастер и Маргарита вернулись домой.

25 глава

В Ершалаиме Понтий Пилат встретился с работником тайной службы, который рассказал о том, что Иешуа не стал пить перед смертью и никого не обвинял в случившемся, лишь упомянул, что самый страшный грех – это трусость. Понтий Пилат предупредил своего собеседника, что алчный Иуда из Кариафа будет ночью убит, и отдал ему мешок с деньгами.

26 глава

Начальник тайной службы встретился с девушкой Низой, у которой была назначена встреча с Иудой в Гексимании. Но они так и не увиделсь – Иуду убили, а деньги отняли. На Лысой горе обнаружили только два тела. Левий Матвей решил похоронить Иешуа лично. Понтию Пилату снился живой Га-Ноцри, и единственное, чего желал прокуратор – спасти философа. Он был разбужен вестью о гибели Иуды. Понтий Пилат захотел увидеть Левия Матвея.

27 глава

Предпринимались дальнейшие попытки по устранению мага. Спецслужбы выяснили, что он прятался в нехорошей квартире. Однако там не было найдено никаких улик. Воланда со свитой обнаружили в злополучном месте лишь через несколько дней во время завтрака. Никого не удалось поймать. Начался пожар.

28 глава

Прощаясь со столицей, Коровьев и Бегемот решили немного повеселиться. Они полакомились шоколадом и мандаринами, а затем сбежали. В магазине начался пожар. Коровьев и Бегемот отправились в «Дом Грибоедова». Директор ресторана, поняв, что это непростые гости, велел их пропустить и обслужить лучшим образом. Пришли двое мужчин и начали стрелять по нежданным посетителям. Они вновь «смылись» после начала пожара.

29 глава

Воланд и Азазелло стояли на крыше дома Пашкова и любовались Москвой. К ним явился Левий Матвей. Он был послан Иешуа с просьбой даровать мастеру и Маргарите покой. Азазелло было поручено исполнить указ.

30 глава

Мастер и Маргарита мирно жили в своем подвальчике, когда к ним пришел Азазелло. Они стали пить коньяк. Затем Азазелло достал бутылку вина, подарок Воланда, которое пил сам Понтий Пилат. После пробы напитка влюбленные заснули вечным сном. Затем им капнули еще несколько капель в рот, отчего они очнулись. Азазелло сказал, что им дарован покой и поджег квартиру вместе с романом.

31 глава

На Воробьевых горах Воланд со свитой встретил мастера и Маргариту. Они прощались с городом, лелея в душе надежду на счастливое будущее.

32 глава

После долгого полета они приземлились в скалистую местность, где в кресле сидел Понтий Пилат, а рядом с ним лежала преданная собака. Ему было даровано бессмертие, что его невероятно томило. Маргарита просила избавить прокуратора от мук, но это мог сделать только мастер. Горы обрушились, и Понтий Пилат пошел по лунной дорожке, где его встретил Иешуа. Мастер и Маргарита теперь жили в уютном домике, окруженном цветущим вишневым садом и слушали Шуберта.

Эпилог

В Москве все еще пытались поймать нечистую силу. Иван Бездомный стал профессором истории и философии. Каждый год он мучился в день весеннего полнолуния, а ночью ему снились герои прежних его стихов.

Действие романа Мастер и Маргарита происходит в двух мирах: в Москве, в мае 30-х годов 20 века, и в Иерусалиме почти 2000 лет назад.

Роман начинается в среду вечером в Москве на Патриарших прудах, где редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Николаевич Бездомный, написавший антирелигиозную поэму о Иисусе Христе, встречаются с профессором Воландом, который выдает себя за специалиста по черной магии, а на самом деле является дьяволом. Воланд вмешивается в разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности.

Он бросает вызов их атеизму и рассказывает историю, которая является первым введением читателя в мир Пилата. Во дворце Ирода Великого прокуратора Иудеи Понтия Пилата идет допрос арестованного Иешуа Га-Ноцри , которому был вынесен смертный приговор за оскорбление власти кесаря. Пилат понимает, что перед ним не разбойник, а бродячий философ, проповедующий истину и справедливость, и он не хочет осуждать Иешуа, но одновременно он понимает, что не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря и утверждает смертный приговор. Затем он обращается к иудейскому первосвященнику Каифе, надеясь, что он в честь наступающего праздника Пасхи отпустит одного их четверых осужденных на казнь преступников и просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако ему отказывают и отпускают на свободу разбойника Вар-Раввана.

На горе стоят три креста с распятыми осужденными. После того, как все зеваки ушли, около крестов остается только ученик Иешуа Левий Матвей, который является сборщиком податей. При нем палач закалывает измученных осужденных и в этот момент на гору обрушивается ливень.

Прокуратор вызывает начальника своей тайной службы Афрания и поручает ему убить Иуду, позволившего арестовать Иешуа Га –Ноцри в своем доме и получившего за это деньги от Синедориона. Вскоре, при свидании с молодой женщиной Низой в Генфсиманском саду на него нападают неизвестные, закалывают его и подбрасывают мешочек с тридцатью тетрадрахмами в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает ему проповеди Иешуа. «Самый тяжкий порок – трусость» – видит прокуратор в этих записях.

Вернувшись в Москву, Воланд правильно предсказывает скорую смерть Берлиоза, на глазах потрясенного Ивана, Берлиоз тут же попадает под трамвай. Иван дезориентирован, он отправляется на поиски Волонда, а затем является в Московскую Литературную ассоциацию (Массолит) и там запутанно рассказывает обо всем случившемся, причем так запутанно, что его отвозят в психиатрическую клинику. Там Иван встречается с главным героем романа – мастером .

Волонда в Москве сопровождает свита.

Директор театра Варьете Степан Богданович Лиходеев, или Степа (сосед Берлиоза по квартире номер 50), просыпается ночью пьяный, и видит Воланда в своей комнате. Воланд объясняет, что Степа подписал контракт на его выступления в варьете с выплатой за это 35000 рублей. Затем Воланд загадочным образом выпроваживает его из квартиры, и Степа оказывается на пристани в Ялте, за много миль от Москвы.
К Никанору Ивановичу Босоому, председателю жилищного товарищества № 302-бис по Садовой улице, где жил Берлиоз, приходит Коровьев. Он просит сдать Воланду квартиру № 50 , так как Берлиоз погиб, а Лиходеев отъехал в Ялту. Коровьев дает ему взятку в 400 рублей, которые тот прячет в вентиляционной трубе. Как только Коровьев покидает квартиру, к Никандору Ивановичу приходят с ордером на арест за хранение иностранной валюты. Необыкновенным образом 400 рублей превращаются в доллары. Ошеломленный Никандор Иванович попадает в ту же психиатрическую клинику, куда ранее доставили Ивана Бездомного.

Григорий Данилович Римский, финансовый менеджер театра эстрады, и Иван Савельевич Варенуха, управдом, ждут Степиного приезда на работу. После того как они получают серию странных телеграмм, в которых Степа сообщает, что он в Ялте, Римский поручает Варенухе отнести их «куда надо», то есть властям, но ему это не удается сделать: Азазелло и Коровьев доставляют Варенуху в квартиру № 50, и от поцелуя Геллы он превращается в вампира и лишается чувств.

Вечером на сцене Театра эстрады, Воланд и его приспешники дают великолепное представление. Бегемот срывает голову Джорджа Бенгальского, конферансье, но возвращает ее по требованию толпы. Коровьев, называя себя “Фагот” выстрелом из пистолета вызывает дождь из денежных купюр, а затем открывает на сцене дамский магазин, и все женщины в зале могут бесплатно одеться в новые шикарные вещи. В магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления деньги превращаются в бумажки, а вся одежда из магазина исчезает, заставив доверчивых женщин метаться по улице полуголыми.

В больничную палату Ивана с балкона приходит незнакомец, это мастер. Он слушает рассказ Ивана о Понтии Пилате, а затем объясняет, что он написал роман по той же теме, и что он знает, что Воланд - дьявол . После получения уничтожающей критики на свой роман, мастервпал в депрессию. Однажды ночью у него был эмоциональный срыв, и он бросил свой роман в печь. Маргарита, его возлюбленная, выхватила из огня последнии листы рукописи и ушла домой, чтобы решить вопрос о расставании с мужем. Она обещала вернуться утром и остаться с мастером навсегда, но он решил лечь в больницу раньше, чем она вернется. Он говорит Ивану, что надеется, что Маргарита забыла его, ибо он не хочет, чтобы она страдала о нем.
После спектакля Воланда Римский сталкивается со ставшим вампиром Варенухой в своем кабинете. Увидев, что тот не отбрасывает тени и, поняв, что перед ним вампир, мгновенно постарев от страха, бросается на улицу и мчится на такси до железнодорожного вокзала, где курьерским поездом уезжает в Ленинград.

В пятницу, Маргарита, которая до сих пор безумно страдает от исчезновения Мастера, встречает Азазелло на скамейке в Александровском саду. Он говорит ей, что Мастер на самом деле жив. Азазелло передает Маргарите приглашение от Воланда – быть королевой на ежегодном балу у сатаны. Отдав ей коробочку с волшебным кремом внутри и проинструктировав ее, что им надо натереть все тело в половине десятого вечера, он исчезает. В половине десятого, Маргарита, как ей сказали, раздевается, натирает тело кремом, становится невидимой и вылетает в окно на метле. Она летит к критику Латунскому, который по ее мнению погубил Мастера. По дороге ее обогоняет ее горничная Наташа, которая также натерлась кремом. Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит ее в квартиру № 50, где она знакомится с Вландом и его свитой. В полночь начинается бал у сатаны. Начинают прибывать гости: они выскакивают от гробов, которые выпадают из камина. Гости знакомятся с Маргаритой. Все они при жизни совершали гнусные преступления. Мужчины являются во фраках, женщины – обнаженными. Маргарите приходится приветствовать всех гостей, она подставляет колено для поцелуев. После окончания бала Воланд спрашивает у Маргариты, что бы она пожелала в награду за то, что была хозяйкой его бала. У Маргариты только одно желание – вернуть Мастера.

Воланд выполняет ее просьбу и тут же появляется Мастер в больничном халате. Маргарита просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были так счастливы. Им возвращается и нетронутая огнем рукопись Мастера.

Между тем, странными делами, происходящими в городе, начинает интересоваться одно московское учреждение. В четыре часа дня, группа полицейских прибыла в квартиру № 50, после стрельбы и пожара в квартире странным образом все остаются живы

На закате солнца Воланд и Азазелло сидят на каменной террасе высокого московского здания. Внезапно появляется Левий Матвей. Он предлагает Воланду взять Мастера и наградить его покоем. Азазелло является в домик Мастера и Маргариты и приносит в подарок от Воланда бутылку вина. Выпив вина, они падают без чувств. Волшебные кони черного цвета уносят Мастера, Маргариту, Воланда и его свиту. Они летят в небо.

Воланд говорит Мастеру, что его роман прочитан и что он хочет показать ему героя его романа. Около 2000 лет он сидит на площадке, видит лунную дорогу и хочет идти по ней вместе с бродячим философом. Достаточно закончить роман одной фразой. Мастер кричит: «Свободен! Он ждет тебя!» – и над черной бездной загорается прекрасный город с садом. К нему ведет лунная дорожка, по которой бежит прокуратор.

«Прощайте» – кричит Воланд. Маргарита с Мастером идут через ручей по мостику и Маргарита говорит: « Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

В Москве еще долго идёт следствие по делу о шайке преступников, но поймать ее не удается. Психиаторы приходят к мнению, что члены шайки были гипнотизерами. По прошествии нескольких лет дело начинает забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год в весеннее полнолуние идет на Патриархшие пруды, садится на ту же скамейку, где встретил Воланда, а затем, пройдя через Арбат, возвращается домой и видит один и тот же сон: к нему приходят Мастер, Маргарита, Иешуа Га-Ноцри, и прокурато иудеи Понтий Пилат.

Роман М. А. Булгакова является шедевром мировой и отечественной литературы. Данное произведение осталось незаконченным, что дает возможность каждому читателю придумать свой финал, в какой-то мере почувствовав себя настоящим писателем.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

1 глава. Никогда не разговаривайте с неизвестными

Очередной темой разговора между Иваном Бездомным и Михаилом Берлиозом стал Иисус Христос. Они горячо спорили, чем привлекли внимание незнакомца, решившего иметь наглость вмешаться в их диалог. Мужчина напоминал иностранца и видом и речью.

Произведение Ивана было антирелигиозной поэмой. Воланд (имя незнакомца, являющегося по совместительству самим дьяволом) попытался доказать им обратное, уверяя, что Христос существует, но мужчины оставались непреклонны в своих убеждениях.

Тогда иностранец в качестве доказательства предупреждает Берлиоза, что его ждет смерть от разлитого на трамвайных рельсах подсолнечного масла. За рулем трамвая будет девушка в красной косынке. Она и отрежет ему голову, не успев затормозить.