Давно отвергнутый тобою Некрасов анализ стихотворения

1. История создания . На протяжении всей жизни был влюблен в одну женщину - А. Панаеву. Их отношения были очень непростыми. Достаточно сказать, что поэт жил в одном доме с возлюбленной и ее мужем.

В начале романа Некрасов был вынужден пойти на отчаянный поступок: во время прогулки с Панаевой он, не умея плавать, бросился в реку. Женщина была поражена таким бурным проявлением чувств и стала более благосклонна к поэту. Этот эпизод и вся история любви в целом легли в основу стихотворения "Давно - отвергнутый тобою", написанном Некрасовым в 1855 г.

2. Жанр - любовная лирика.

3. Основная тема стихотворения - страдания от несчастной любви. В произведении реальный поступок молодого Некрасова видоизменен. Лирический герой, отвергнутый любимой женщиной, в отчаянии хочет покончить жизнь самоубийством. Однако потемневшие грозно волны вызывают в нем непреодолимый страх. Молодой человек остается в живых и в конце концов добивается взаимности.

Любимая женщина благословляет волны, которые сохранили жизнь лирического героя. Счастье поэта было не вечным. Прошло несколько лет, и он вновь испытал горечь и разочарование. Повторяется картина молодости на берегу реки. Но на этот раз есть одно существенное отличие: волны уже не пугают несчастного влюбленного, а словно бы "манят в глубину свою".

4. Композиция стихотворения кольцевая. Начало и конец посвящены описанию двух одиноких прогулок страдающего влюбленного, которые разделяют "много роковых годов".

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Глубина и сила страдания влюбленного поэта подчеркивается характерными эпитетами: "отвергнутый", "роковою". В основе всего стихотворения лежит антитеза, выраженная в словах "давно" и "теперь". Водная стихия оживает благодаря использованию олицетворений: волны "приветливо яснели", "грозно потемнели", "грозят сурово", "манят". Большое значение имеет метафора "убитая душа", предвещающая физическую смерть.

7. Основная мысль произведения заключается в том, что без любви невозможно жить. В первом случае сама природа предотвратила самоубийство лирического героя, так как еще была надежда на взаимность. Волны оказались правы и стали свидетелями счастливых прогулок влюбленных. В финале никакой надежды уже нет. Волны сами манят несчастного, потому что от мучений его избавит только смерть.

Любовная лирика никогда не занимала почетное место в творчестве Н. Некрасова, но была прекрасным способом открыть свою душу хотя бы на бумаге. Личная жизнь Николая Алексеевича складывалась тяжело из-за особенностей его характера. Он был склонен к апатии, иногда срывался и проводил ночи напролет за карточными играми. Тем не менее, на одном из званых вечеров поэт познакомился с Авдотьей Панаевой, женой известного франта Питербурга. Женщина была хороша собой и сразу же пленила сердце молодого Некрасова. Николай долго добивался ее любви. Искренность своих чувств он доказал, когда бросился в речку во время одной из прогулок. Вскоре сердце Авдотьи растаяло, и Николай переехал к Панаевым. Они так и жили втроем на протяжении 15 лет, что вызвало немало возмущений. После смерти Ивана Панаева Авдотья бросила Николая, оставив глубокий след в его душе. Эта необычная история любви навсегда осталась в строках стихотворения «Давно – отвергнутый тобою…».

Тема произведения – страдания, вызванные несчастливой любовью. Н. Некрасов показывает, какие страдания может приносить человеку светлое чувство, утверждает, что оно может легко убить душу и толкнуть человека к самоубийству.

Ключевой образ стихотворения «Давно – отвергнутый тобою…» - лирический герой, прототипом которого является сам автор. В первых строках читатель встречает лирического героя, который в одиночестве идет по берегам реки, вспоминая печальные моменты своих любовных отношений. Становится понятно, что он хочет покончить с собой, но его останавливает страх перед внезапно потемневшими волнами. Кажется, сами небесные силы пришли на помощь. Волны не зря стали преградой на страшном пути – вскоре возлюбленная ответила взаимностью.

В произведении нет портрета любимой, единственная деталь – ее благословение в адрес волн, спасших лирического героя. Эта деталь показывает, что девушка любила его. Но счастье продлилось недолго и очередная неудача в любви снова приводит лирического героя к обрыву. На этот раз волны не отпугивают, а манят, что отчетливо указывает на внутреннее состояние героя. Совершил ли он задуманное, остается только догадываться.

Для передачи своих чувств автор соединяет психологические штрихи и пейзаж, которые дополняют друг друга. Реализуются они при помощи метафор: «полон думой роковою», «страх меня остановил», «любви и счастья полны», «убитая душа». Других художественных средств автор не использует, ведь его цель – не украшение, а передача чувств.

Стихотворение «Давно – отвергнутый тобою…» не делится на куплеты, что соответствует содержанию. Все строки объединяются в целостный монолог, созданный из воспоминаний и сиюминутных переживаний. Н. Некрасов использует перекрестную рифму, стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ритм стихотворения гармонизирует с общим настроением текста.

В стихе «Давно – отвергнутый тобою…» авто сумел рассказать половину своей жизни, но понять произведение полно можно только учитывая биографическую основу.

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Всходили робко облака
На небо зимнее, ночное,
Белела в мертвенном покое
Оледенелая река.

Я вспомнил, грустно-молчалив,
Как в тех странах, где солнце греет,
Теперь на солнце пламенеет
Роскошный Генуи залив...

О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?

О, если б мимолетный дух,
Во мгле вечерней тихо вея,
Меня унес скорей, скорее
Туда, туда, на теплый Юг...

1)преобладание настроения
2)Жанр,тема
3)Проблема
4)Композиция стиха
5)Лирический сюжет
6)место стиха в творчестве
7)Средства выразительности.

Помогите кто чем может,пожалуйста!!срочно!прошу!

Охарактеризовать литературное течение

1. Футуризм
2. Жизненный и творческий путь Маяковского (1893-1930)
3. Анализ стиха Блока (любой стих)
Анализ
1. Названия стиха,год написания.
2. Сборник в котором оно входит стих
3. Тема стиха
4. Идея стиха 5-ое средство художественного выразительности речи
6. Оброс лирического героя
7. Свое восприятие к стиху.

помогите найти художественные средства выразительности в стихотворении:

ПЕРВОЕ ЯНВАРЯ

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы свкозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не"званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Найдите пожалуйста средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения) в этом стихотворении:

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощеньи умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты;
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей?..
Свершилось! Вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой...
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людях, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне...

Николай Алексеевич Некрасов

Давно — отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.

На край обрыва я ступил —
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней — любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь — один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова —
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою…

Авдотья Панаева

Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства - непозволительная роскошь. Тем не менее, в 1855 году он написал стихотворение «Давно - отвергнутый тобою…», посвященное своей гражданской жене Авдотье Панаевой, с которой прожил под одной крышей без малого 15 лет.

С этой удивительной женщиной, которая являлась законной супругой известного питерского франта и кутилы Ивана Панаева, поэт познакомился на званом вечере, который его будущая муза устроила в своем особняке.

Иван Панаев

Она привечала у себя многих литераторов, в числе которых были Достоевский и Гончаров, Белинский и Герцен. Многие поэты и писатели, покоренные красотой Авдотьи Панаевой, пытались за ней ухаживать, однако не преуспели в своих начинаниях. Молодой поэт Некрасов оказался более изобретательным, и во время одной из речных прогулок начал шантажировать свою возлюбленную. В итоге ему не осталось ничего другого, как броситься в воду и, тем самым, подтвердить искренность своих чувств. Именно с этого эпизода начинается стихотворение Некрасова, который признается, что, получив отпор от красавицы, «мгновенно кинулся к волнам».

Трудно сказать, насколько этот поступок повлиял на взаимоотношения Некрасова, который не умел плавать, и Панаевой, избалованной мужским вниманием. Тем не менее, спустя несколько лет они стали любовниками. Более того, поэт под предлогом аренды комнаты вскоре переехал в просторный особняк Панаевых, чем вызвал множество пересудов в светском обществе. Годы, проведенные под одной крышей с возлюбленной, поэт описывает сдержанно упоминая лишь о том, что они были «любви и счастья полны» . Некрасова не смущал любовный треугольник, хотя он постоянно закатывал своей избраннице сцены ревности, когда она удалялась на свою половину в компании законного супруга.

Единственным мрачным моментом в этом романе стала смерть новорожденного сына Некрасова и Панаевой, для которой малыш был действительно долгожданным и желанным ребенком.

Тем не менее, спустя 15 лет пара рассталась. Авдотья Панаева, к тому времени уже овдовевшая, отказалась выходить замуж за Некрасова и вскоре связала себя узами брака с другим человеком. И это решение возлюбленной стало для поэта настоящим ударом. Поэтому в своем стихотворении он отмечает: «Брожу с убитою душой опять средь этих берегов». Свой отказ стать супругой Некрасова женщина объяснила достаточно просто: она устала от постоянной ревности поэта, сплетен и домыслов. Однако последней каплей, переполнившей чашу терпения женщины, стало объяснение с братом Некрасова, который обвинил ее в присвоении семейных денег. Все дело в том, что поэт завещал своей избраннице 10 тысяч рублей, и этот факт стал предметом публичной огласки. В итоге Некрасов «один, забыт тобою» так и не сумел найти свое счастье, а брак его возлюбленной оказался достаточно удачным, что лишь усилило ревность поэта.


План анализа

  • 1. История создания стихотворения.
  • 2. Ритм, метр, рисунок текста.
  • 3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы, ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы).
  • 4. Художественные образы.
  • 5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень).
  • 6.Тропы, фигуры.
  • 7. Тема, идея.
  • 8. Вывод.

« Давно - отвергнутый тобою…» Н.А.Некрасов

  • Давно – отвергнутый тобою,
  • Я шёл по этим берегам
  • И, полон думой роковою,
  • Мгновенно кинулся к волнам.
  • Они приветливо яснели.
  • На край обрыва я ступил-
  • Вдруг волны грозно потемнели,
  • И страх меня остановил!
  • Поздней – любви и счастья полны,
  • Ходили часто мы сюда,
  • И ты благословляла волны,
  • Меня отвергшие тогда.

  • Теперь – один, забыт тобою,
  • Чрез много роковых годов,
  • Брожу с убитою душою
  • Опять у этих берегов.
  • И та же мысль приходит снова –
  • И на обрыве я стою,
  • Но волны не грозят сурово,
  • А манят в глубину свою…

Из истории создания стихотворения

  • Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т.д.
  • Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти
  • «… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле.
  • Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.

Адресат стихотворения « Давно - отвергнутый тобою…»

  • Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало 15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

  • / / /
  • ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –
  • Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.

Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ

  • Давно – отвергнутый тобою,
  • Я шёл по этим берегам
  • И, полон думой роковою,
  • Мгновенно кинулся к волнам.
  • В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).

Микротемы

  • Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.
  • В нём можно выделить три микротемы:
  • Давно…
  • Поздней…
  • Теперь…
  • Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.
  • Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою.
  • Аллитерация звука [ Р ] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [ о ] , [ у ] , [ ю ] -передаёт боль.

Композиционное построение

  • В стихотворении использован приём антитезы:
  • ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх остановил его. Так бывает, когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное
  • - это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.

АНТИТЕЗА

  • Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».

Тема и идея стихотворения

  • Это стихотворение о ЛЮБВИ.
  • Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.

Тропы и фигуры

  • Природа в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя.
  • Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.

ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ

  • В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:
  • « на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я стою».
  • Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя,
  • акцентировать внимание читателя.
  • Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ:
  • «роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ.
  • Используется общеупотребительная книжная лексика.

Синтаксический и морфологический уровни

  • В стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами.
  • В тексте присутствуют такие части речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы;
  • существительные, обозначающие место(берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки(давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)

  • Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя.
  • ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное.

« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова

  • Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова, посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой.
  • Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.