April 10th, 2017

Кто то подумал, что это инопланетный пейзаж или рисованная графика? Совсем нет. Когда я вижу эти реальные природные объекты, я понимаю - сколько же я еще не знаю и тем более не видел на нашей планете Земля. Давном мечтаю побывать именно там и прикоснуться к ним рукой.

Ведь мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель в далекие страны.

А это же вот тут, рядом.


Эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.

Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».

Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.


Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.

Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?

Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.

А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.


В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».


Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.

Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического.

Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».

Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».

Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:

— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.

Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:

— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.


У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).

По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера . Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к

Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.

Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).

Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.


Ну и еще о легендах …


Легенда о Золотой Бабе.

С давних времен существует легенда о Золотой Бабе , которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)


Мансийские предания.


Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.

Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.

Старожильческое русское население и былины.

Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

Урал — место зарождения цивилизации?

По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.

















Плато Маньпупунёр, на котором расположены столбы выветривания, находится в республике Коми на горе Мань-Пупу-Нёр. Эти столбы — уникальная и неповторимая достопримечательность Урала.

Существуют различные легенды о появлении этих загадочных столбов. Столбы выветривания называются еще мансийскими болванами. Всего на плато Маньпупунёр насчитывается 7 столбов высотой от 31 до 42 метров.


Около 200 лет назад на месте столбов Маньпупунер находились горы. Прошло множество тысячелетий. Дожди, снега, ветра разрушали слабые породы, а серицито-кварцитовые сланцы, из которых состоят столбы, остались. Отсюда и появилось название «столбы выветривания».


В зимний период столбы белого цвета и напоминают хрустальные вазы.

Легенда народа манси о столбах Маньпупунер.

Столбы выветривания Маньпупунёр в определенное время были идолом для народа манси. О них слагали легенды и мифы.

По одной из легенд, в древности жило могущественное племя манси. Любой мужчина этого племени мог убить медведя голыми руками. Такое процветание и могущество народу обеспечивали духи, которые обитали на горе Ялпинг-Ньер. Правителем манси был Куущай, у него была дочь Аим и сын Пыгрычум. О красоте его дочери узнал великан — Торев. Он решил, что любой ценой возьмет себе в жены Аим. Но красавица отказала ему. Когда Пыгрычум ушел в горы на охоту, забрав с собой часть воинов, Торев позвал своих братьев, и они вместе отправились к крепости, где жила красавица Аим. Большой дубиной великан разрушил и башню, где Аим взывала о помощи к духам, и хрустальный замок, который разлетелся на тысячи осколков. Кстати, именно с тех пор в горах Урала находят осколки горного хрусталя. Девушке пришлось скрываться под покровом темноты в горах с кучкой выживших воинов. На рассвете Аим услышала топот приближающихся великанов, но именно в этот момент подоспел ее родной брат Пыгрычум, который вернулся с охоты. Свет, который отражался от щита Пыгрычума, попал на великанов, и они превратились в камни. Великаны остались здесь навеки и были названы «Горой каменных идолов». Торев превратился в отдельный камень, который напоминает перевернутую бутылку.


На самом деле столбов на плато Маньпупунер значительно больше, просто данная группа стоит кучнее. На языке манси столбы выветривания называются Малыми Болванами. Геологи считают, что семь столбов — это кекуры. Кекуры — это скалы, которые стоят не массивом, а отдельно, и имеют форму столба. Люди, которые побывали вблизи столбов, рассказывают, что ими одолевал страх перед такой высотой и открытым пространством вокруг.

Есть сведения, что данные места являются культовыми местами, и здесь проводились обряды. Туристы рассказывают, что в этом месте не хочется ни есть, ни общаться, ни пить.


Столбы выветривания на плато Маньпупунёр в Республике Коми – это одно из 7 чудес России, и с каждым годом все больше и больше туристов посещают это необычное место.


Мансийские болваны (столбы выветривания) - геологический памятник на хребте Маньпупунёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рек Илыч и Печора.



Всего столбов 7, их высота колеблется от 30 до 42 метров.


Местоположение: Троицко-Печорский район, Россия, Республики Коми


Столбы находится довольно далеко от обитаемых мест. Со стороны Свердловской области и Пермского края есть пеший маршрут. Туристам, чтобы добраться до плато, требуется несколько дней, но зато увиденное завораживает.



По утверждениям учёных, Мансийские болваны состоят из кристаллических сланцев. За 400 миллионов лет ветер разрушил породу и оставил только 7 столбов. Говорят, когда подходишь к столбам близко, они гудят, словно переговариваются между собой.


Хребет Маньпупунёр находится на территории Печёро-Илычского заповедника.



Туристы стараются попасть на хребет летом, но зимой столбы выветривания не менее красивы. Кстати, зимой, когда реки покрыты льдом, до Малой горы идолов добраться намного проще.


Добраться можно из Троицко-Печорска автомобилем до п. Приуральск, далее на лодке до кордона Усть-Ляга. Далее на маршрут вас выведут инспекторы кордона предварительно проинструктировав. Продолжительность маршрутов от 18 до 40 км (маршрутов несколько).



Не забудьте заказать пропуск на въезд в Печоро-Илычский заповедник в п.Якша Троицко-Печорского района.


На Севере Урала, в истоках реки Печора, главной водной артерии Республики Коми и крупнейшей реки Европейского Севера, высится узкий хребет - поясовой Камень с крутыми склонами и плавными перевалами, покрытыми многоцветным ковром высокогорной тундры. По-мансийски этот хребет называется Маньпупунёр (в переводе с мансийского "Малая гора идолов"), коми охотникам он известен под названием Болвано-из (каменные болваны), а туристы дали ему поэтическое название — Гора Каменных Идолов. Такая топонимия дана из-за семи каменных великанов, выстроившихся в ряд на плоской вершине одного из юго-западных отрогов хребта. Высота их колеблется от 29 до 49 метров. Все столбы сложены трудно разрушаемыми серицито-кварцитовыми сланцами.


Пожалуй, отличительная особенность этого чуда, то, что до него очень трудно добраться, и далеко не каждому хватит силы воли, терпения или средств - это в зависимости от того, какой путь выбрать. А их существует два: первый - довольно экстремальный и очень долгий, он включает в себя путешествие на поезде или машине из Сыктывкара (столица Коми) до Троицко-Печорска, затем - на автомобиле до поселка Якша, потом - 200 километров на моторной лодке и в заключение нужно пройти пешком около 40 километров. Второй способ - для ленивых и состоятельных: вертолетом из Ухты с дозаправкой в Троицко-Печорске. Час полета на арендованном МИ-8, в котором 20 мест, стоит минимум 40000 рублей, путешествие туда-обратно занимает чуть более четырех часов.

Дорога на Мань-Пупы-Нер сама по себе очень красивая, по крайней мере, из открытого иллюминатора вертолета. Общеизвестный факт, что Республика Коми - лесной регион, больше двух третей площади которого занимает тайга, но по-настоящему это понимаешь, только когда медленно пролетаешь над землей. Вертолет летит со скоростью всего 200 километров в час, и можно разглядеть каждое озерцо, болотце, каждый снежник в горах и чуть ли не каждую елку!

Болваны на Мань-Пупы-Нере видны издалека, что неудивительно - ведь их высота от 30 до 42 метров.

Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твердые-серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, — разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.

Чем ближе подходишь к ним, тем необычней становится их вид. Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Неудивительно, что в прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им.

Меняется время года, меняется и вид местности. Очень впечатляет местность в зимний период, когда останцы совершенно белые, словно хрустальные.

По осени там бывают туманы, и Столбы вырисовываются сквозь дымку - есть что-то божественное в этом зрелище. Они созданы природой, но, глядя на них, не верится, что нечто подобное мог бы повторить человек.

С ним связаны многочисленные легенды, прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси.

В связи с загадочным происхождением этих столбов местное население - манси, коми и русские - создавали различные легенды об их появлении.

Древняя мансийская легенда

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь - красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджид-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим,. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: - О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. - Коварная, - зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

Другая легенда гласит, что шесть могучих великанов преследовали одно из племен манси, уходящих за каменный пояс Уральских гор. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти настигли племя. Но им преградил путь маленький шаман с белым, как известь, лицом и превратил великанов в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси обязательно приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу.

Издавна местные народности обожествляли каменные изваяния, поклонялись им. К примеру, подниматься на массив Мань-Пупу-Нер считалось величайшим грехом.

Когда видишь эти очень внушительных размеров каменные громадины воочию, язык не поворачивается назвать их просто «геологическим памятником» или «причудливым результатом тысячелетней работы ветра, дождя и снега» - скорее, начинаешь верить в легенды. Во-первых, потому что трудно представить, откуда у природы столько мастерства, во-вторых, раз это чудо - значит, и история его должна быть чудесной и даже загадочной.

Плато расположено так, что когда в июне на южной стороне все цветет, на северной - еще лежит снег, который начинает таять только в начале августа. Природа не поскупилась на фантазию. Вода и ветер, летняя жара и зимний мороз тысячелетия как искусные скульпторы обрабатывали каменную гряду, удаляя все лишнее, чтобы изваять в итоге каменных идолов, напоминающих фигуры людей, фантастических зверей, чудовищ, священные статуи с острова Пасхи. Природа продолжает свою работу и в наши дни. Свидетельство тому - свежие обвалы каменных глыб у подножия некоторых останцев. Это означает, что к категории вечных они, увы, не принадлежат. Но пока каменные стражи исправно несут свою тысячелетнюю вахту у заповедных истоков Печоры, поражая своим величием и загадочной таинственностью всех, кто окажется возле них.

Все, кто видел Столбы выветривания, отмечают, что находясь в непосредственной близости от них, начинаешь испытывать необъяснимое чувство страха. Местные жители утверждают, что там были древние капища и прикормленное для духов место. По словам тех, кто побывал на плато, здесь не хочется разговаривать, есть, пить, и в голове светло, ни одной лишней мысли. Единственное желание просто созерцать окружающее и ощущать себя в нем.

Говорят, когда подходишь к столбам близко, они гудят, словно переговариваются между собой.

Именно болванами считаются семь столбов, однако помимо них на плато есть еще каменные глыбы чуть поменьше, а также огромная каменная стена. Все они расположены друг от друга на довольно приличном расстоянии, на разных возвышенностях, поэтому, чтобы прикоснуться к каждому из них, нужно пройти в общей сложности не один километр. Причем по неровному рельефу, порой по неудобным каменным выступам, при очень сильных порывах ветра и в тучах слепней.

Плато Мань-Пупы-Нер - очень величественное место, и несмотря на совершенно огромные просторы вокруг здесь хочется говорить только шепотом. Возможно, потому что боишься разбудить злых духов из легенд; а может и потому, что осознаешь, насколько человек ничтожен перед силами природы…





ПЛАТО МАНЬПУПУНЁР (СТОЛБЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ)

Маньпупунёр - уникальное чудо природы, гигантские каменные истуканы. Столбы выветривания (мансийские болваны) — геологический памятник в России Троицко-Печорском районе на юго-востоке Республики Коми на территории Печоро-Илычского заповедника на Горе Мань-Пупу-Нёр (с языка манси это название переводится как «Малая гора идолов»).

Находится эта природная достопримечательность в труднодоступном районе на Северном Урале, на западном склоне Уральского хребта в междуречье рек Печоры и Ичотляга. Останцев всего 7, высота их от 30 м до 42 м. С каменными столбами связаны многочисленные легенды. Прежде склон, где расположены Столбы Выветривания, являлся объектом культа местных народностей манси. Это удивительное место, овеянное множеством тайн и загадок, место с необыкновенной и очень мощной энергетикой. Такое природное явление, как столбы выветривания на плато Маньпупунер, иначе, чем Чудом и не назовешь. Посетить Маньпупунер нужно обязательно. Столбы выветривания (останцы) на плато Мань-Пупу-Нер являются визитной карточкой Урала. Находится Мань-Пупу-Нер довольно далеко от обитаемых мест. Плато Маньпупунер является популярным объектом спортивного туризма. Добраться до столбов пешком могут только очень подготовленные туристы. Для его посещения также необходим пропуск у администрации заповедника.Сформировались каменные столбы при избирательном выветривании горных пород. Некоторые из них даже заужены у основания и похожи на перевернутую бутылку. Как такое могло появиться на свет... С научной точки зрения эти столбы являются результатом деятельности выветривания мягких пород. Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были полноценные Уральские высокие горы. Они горделиво высились на молодой планете Земля и были свидетелями многих грандиозных событий. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. И сегодня Уральские горы — одни из самых низких в мире. Но остались на Урале такие места, где природа не смогла совладать с камнем. Твёрдые красивые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в подножия горы. Именно отсюда и пошло название - столбы выветривания. Благодаря этому мы можем любоваться столбами выветривания на плато Маньпупынер.Место это поистине мистическое, ведь Столбы выветривания, как еще называют останцы, настолько древние, что еще манси в период язычества поклонялись им, да и в переводе с языка манси Маньпупунёр означает «Малая гора идолов». Манси, в отличие от геологов, знают истинное происхождение каменных столбов.

Столбы имеют причудливую форму и под разным углом могут напоминать то голову лошади, то фигуру великана. Говорят, что каменные изваяния даже меняют свое местоположение. На самом деле, конечно, их просто легко спутать из-за их меняющейся формы. Древнейшие каменные изваяния высотой с 15-этажный дом сами по себе могут поразить воображение, а если прибавить к этому необитаемость данного места, то можно представить, какая первозданная тишина и чистота встретит путешественников на этом величественном плато. Здесь как никогда понимаешь, что время — это всего лишь условность. Один высокий столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания, и в зависимости от точки осмотра, напоминают фигуру огромного человека или голову лошади или барана. Ещё недавно о плато Маньпупунёр знали только географы и поклонники спортивного туризма. Но после того как мансийские болваны заняли 5-е место в конкурсе «7 чудес России», диковинное слово услышали многие. Высокие величественные столбы действительно похожи на идолов - на относительно плоском высокогорье высятся гигантские каменные изваяния с 10-17 этажные дома. С плато открываются великолепные в любое время года виды девственной природы. От такого зрелища просто захватывает дух.Увидеть это Чудо Природы совсем не просто. Вокруг, в радиусе ста километров нет никакого человеческого жилья, автомобильных и железных дорог. Реки поблизости - это мелкие ручейки, лишь одному из них суждено, вобрав в себя массу притоков, стать полноводной Печорой и принести свои воды к Северному Ледовитому океану.

Вариантов увидеть это невероятное творение природы только два - либо прилететь сюда на вертолёте, либо пройти много километров пешком по совершенно необитаемым местам.Увиденное впечатляет, никакие фотографии и видеосюжеты не смогут передать живую мощь исполинов...Очень быстро начинаешь верить в реальную силу, чувствовать её, исходящую из этого места. Не случайно это место считается одним из мест Силы.Мнения по поводу лучшего для покорения Маньпупунёра времени года расходятся. Некоторые считают, что прогулку на край света лучше всего совершить зимой, на лыжах. В это время нет комаров, мошки и оводов, болота замерзают, а сами столбы, покрытые инеем, смотрятся невероятно красиво. Да и скорость передвижения на лыжах выше, чем пешком. Минус только один и он очевиден - температура в уральских горах в январе опускается до минус 40 градусов по Цельсию.Мы рекомендуем выбрать для посещения этой местности летний месяц, прилетев сюда в один из выходных дней на нашем вертолёте Ми-8.

Лучший летний месяц для посещения плато, пожалуй, август. Это самое тёплое время года, насекомых становится меньше, а вода в реках убывает. Именно в это время с высоты птичьего полёта можно наблюдать приятную взору красно-жёлтую тайгу, пронзительно-синее небо, чистые, как слёзы, реки, вдыхать острый, как лезвие бритвы, воздух и наслаждаться видом на величественный Маньпупунёр.Необходимо отметить, что такое явление, как останцы и столбы выветривания — это очень типичное явление для Урала. Уральские горы одни из самых древних на земле и за миллионы лет их существования непогода и стихии довольно сильно их потрепали. Так, не менее красивыми и значительными камнями-останцами можно полюбоваться на плато Торре-Порре-Из, на Северном Урале возле Красновишерска можно посмотреть на камень Помяненный, также можно подняться на хребет Чувал, Курыксар или Лиственничный. Везде можно найти похожие столбы выветривания. Конечно, не такие масштабные и ярко выраженные, как на Маньпупунере, но не менее живописные.На самом деле, на плато Маньпупунер столбов выветривания больше, чем семь, просто одна группа из семи столбов стоит кучнее.По осени там бывают туманы, и Столбы вырисовываются сквозь дымку — есть что-то божественное в этом зрелище. Они созданы природой, но, глядя на них, не верится, что нечто подобное мог бы повторить человек. Однако, это всего лишь научная версия происхождения столбов на плато Маньпупунер. У манси - местного населения Урала - есть другие точки зрения. Существуют легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).Манси поклонялись останцам как идолам, слагали о них легенды. Да и сейчас, внимательно вглядываясь в столбы, можно увидеть образы фантастических животных или гигантских великанов. Легенды и мансийские версии образования каменных столбов Малой горы идолов:

1. Манси, кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить мансийский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Мань-Пупу-Нёр, их вожак — шаман увидел перед собой Ялпинг-Нёр — Священную мансийскую гору. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину, поднимающуюся южнее Мань-Пупу-Нёра и называемую Койпом, что значит по-мансийски барабан. И шаман и все его спутники окаменели от страха.

2. Основываясь на другой из версий, за Младшими Братьями, т.е. манси, гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти нагнали манси, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

3. Следующая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору манси Ялпынгнер (самое святое место для манси) и поняли величие и силу их богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

4. Древняя мансийская легенда. «В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.В юртах манси было много мехов и шкур добытых животных. Из мехов женщины делали красивые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с духами. Были у вождя дочь — красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджид-Ляги. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: — О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. — Коварная, — зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро они услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от неё возвышается величественная вершина Койп (Барабан)».

Каждый шаман из племени манси обязательно приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу. Подниматься простым смертным на Маньпупунёр было величайшим грехом. Меняется время года, меняется и вид местности. Очень впечатляет местность в зимний период, когда мансийские болваны совершенно белые, словно хрустальные.Местные народности утверждают, что в языческие времена на плато находилось святое капище. Во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для манси, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько мансийских святилищ — Торе-Порре-Из, Холат-Чахль (Гора мертвецов или Мёртвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси. Там же погибла легендарная группа студентов УПИ под руководством Игоря Дятлова (февраль 1959 г.). Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси.На Северном Урале не только плато Маньпупунер заслуживает эпитетов "волшебное" и "магическое", но, несомненно, оно самое красивое и впечатляющее.

Столбы выветривания, или, как их еще называют, «мансийские болваны» - это огромные каменные статуи, которые находятся на горе Мань-Пупу-Нер (республика Коми, Троицко-Печерский район). Эти гигантские истуканы были созданы природой еще 200 млн лет назад и являются геологическим памятником.

Загадка возникновения

Ранее на этой территории находились но под действием ветра и снега за несколько тысяч лет они медленно разрушались. Сначала вымывались мягкие породы, затем твердые. Часть твердых пород бывших гор сохранилась по сей день. Сейчас здесь можно увидеть 7 больших столпов, которые поражают своим суровым величием.

Легенды об истуканах

Несмотря на существующие научное объяснение происхождения каменных статуй, об этом месте ходят самые различные легенды.

В одном из мифов рассказывается, что столбы выветривания - это семь братьев-великанов, которые превратились в камень. Они пришли в эти края, чтобы увести самую красивую девушку из племени манси. Красавица отказалась стать женой старшего брата и поэтому ее решили похитить. Между мужчинами племени и братьями развернулась кровавая бойня, которая продолжалась весь день. Сначала старший брат разбил стену Манси, потом он решил уничтожить и замок из хрусталя, осколки которого были рассыпаны по всему Уралу. Девушка бросилась бежать от нелюбимого в горы. Чтобы остановить великанов, брат красавицы отправился в священное место просить духов Манси избавления от очень надоедливого кавалера сестры. На следующий день великаны нашли девушку и уже собирались забрать ее с собой, но в этот момент появился ее брат и при помощи полученных от духов заклинаний сумел превратить великанов в каменные изваяния.

Столбы выветривания (Мань-Пупу-Нер) по другой легенде появились несколько иначе. Могучих великанов было шесть. Они начали преследовать одно из племен манси, что проживало высоко в Великаны почти вплотную подошли к племени возле истока Печеры, но здесь их настиг шаман. Страшное и белое, как известь, лицо колдуна сильно испугало великанов, а сами они превратились в огромные каменные статуи. С тех времен многие шаманы из племени манси приходят к истуканам, чтобы черпать здесь свою волшебную силу.

Третья легенда рассказывает, что столбы выветривания - это окаменевшие гиганты, застывшие в вечном ужасе благодаря мощнейшей энергии главной горы на этом плато - Ялпинг-нер, которое очень близко расположено от необыкновенного места.

Плато семи столбов

Плато Маньпупунер - одно из живописнейших на Урале. Побывать в этом удивительном месте - мечта сотен путешественников. Это таинственное плато расположено в северной части Уральского хребта. Территория относится к Печеро-Илычскому заповеднику. Его посещают каждый день тысячи туристов, и все потому, что это и есть то место, где находятся столбы выветривания. Семь истуканов имеют высоту от 29 до 42 метров. Сказать, что выглядят они довольно необычно, - это значит ничего не сказать. В этом месте сконцентрировалось мощнейшая энергия: находясь возле каменных великанов, даже чувствуешь себя по-особенному.

Манские племена называют этот хребет Маньпупунер (что в переводе значит «малая гора идолов»). Охотники именуют его Болвано-из (то есть «каменные болваны»). Просто любители природы прозвали это место уральским Стоунхенджем, а среди туристов за статуями закрепилось прозвище Пупы, или «гора каменных идолов».

Рождение керкур

Столбы выветривания (республика Коми) - это керкуры. Так по-научному называют столбообразные скалы, которые стоят отдельно друг от друга. Создаются они довольно продолжительное время. Сначала в нижние породы внедряется магма и застывает внутри в виде продолговатых фигур. Потом такие природные «помощники», как ветер, жара, мороз, вода и ветер, сотни лет подтачивают камень, постепенно превращая горы в равнины. Так и случилось с этими столбами, их твердые породы продолжают и сейчас истончаться.

Седьмое Чудо света

«Каменные болваны» причислены к перечню семи Шесть столбов, созданных самой природой, стоят на краю обрыва. Чуть дальше расположился седьмой истукан. Формы образований причудливы и разнообразны. В зависимости от того, с какого ракурса подойти к ним, они визуально меняют свои очертания. Людям может казаться, что они видят образы животных, людей, разных предметов. К примеру, многие туристы отметают, что седьмой «болван» напоминает бутылку, которую перевернули вверх дном. Шестой столб походит на голову то ли быка, то ли барана. Пятая статуя ассоциируется у многих посетителей с фигурой человека.

Мистические камни

Когда все это видишь своими глазами, трудно даже представить, что каменные громадины - это геологический памятник или результат кропотливого труда природы. Помимо воли начинаешь верить в легенды. Во-первых, сложно осознать, что ветер, дождь и снег могут быть настолько гениальными творцами, во-вторых, просто как-то по-детски хочется верить в чудо.

Плато расположено таким образом, что с южной стороны в начале лета все цветет, а на северной еще лежит снег, и начинает он таять только в августе. Многие из тех, кто побывал там, отмечают, что возле каменных столбов начинает одолевать необъяснимое чувство страха. Местные жители уверены, что в древности там совершали разные шаманские ритуалы.

Чем ближе к ним подходишь, тем необычней становится вид. Все образования имеют разную форму, а вокруг них лежат каменные валуны и гряды, которые образуют прочную стену, как бы ограждая керкуры. Они очень красиво смотрятся в зимний период, когда столбы совсем белые, как будто хрустальные. Осенью здесь часто бывают туманы, и великаны словно прорисовываются сквозь дымку.

Столбы выветривания: как добраться?

Стоит отметить, что добраться сюда не очень легко. Далеко не всем путешественникам хватает силы воли дойти до намеченной цели маршрута. Но все же выход есть. Первый способ - дойти туда пешком, для этого придется преодолеть внушительное расстояние со стороны или Свердловской области. Идти, правда, придется очень долго - около 10-11 дней. Для ленивых подойдет другой вариант - полет вертолетом от Ухты с заправкой в Троицко-Печорске. Добраться туда на вертолете можно за 4 часа. Но стоить такое удовольствие, как вы понимаете, будет очень приличные деньги. Если ехать со стороны Сыктывкара, то сначала придется добраться до Троицко-Печорска, а потом на авто до поселка Якша. Оттуда придется преодолеть 200 км по речке на моторной лодке. На заключительном этапе пути нужно пройти пешком около 40 км.

После того как вы прибудете в Печоро-Илычский заповедник, вас встретит сотрудник заповедной зоны и предложит разместиться для отдыха в специальном домике. Такое помещение построено из дерева и отапливается при помощи экономичной печи. В зимнее время до домика можно добраться на снегоходе, а летом - только на внедорожниках.

Очаровательная загадка природы

«Манские болваны» - удивительное и величественное место. Грандиозные, словно замершие истуканы, они поражают воображение и создают ощущение мощнейшего прилива энергии. Если вы все же решитесь преодолеть непростой путь и увидеть воочию Маньпупунер, Столбы выветривания (Россия) рады приветствовать всех желающих в любое время года.