Данная повесть входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», ставший первой изданной под собственной фамилией книгой великого писателя. Из всего, что создал , «Ночь перед Рождеством», краткое содержание, или аннотация, которой приводится ниже, по словам Пушкина, является самым ярким образцом настоящей веселости без жеманства и чопорности.

Несмотря на сравнительно небольшой объем, «Ночь перед Рождеством» чрезвычайно плотно насыщена персонажами, хотя не все из них имеют равное значение для развития сюжета .

Героев повести можно разделить на главных и второстепенных.

Одни проходят через повествование от начала до конца, другие появляются в нем лишь однажды, но и они добавляют нотки доброго юмора в эту рождественскую сказку, наполненную ароматом Малороссии.

Список главных действующих лиц включает:

  • Вакулу – силача и детину хоть куда, небогатого молодого кузнеца и самодеятельного художника, подрабатывающего росписью хат, заборов, сундуков, посуды, а также безвозмездно украшающего храм Диканьки иконами и настенной живописью.
  • Оксану – первую красавицу Диканьки, уверенную в собственной неотразимости, гордую и капризную девушку, в которую безответно и безнадежно влюблен Вакула.
  • Богатого казака Чуба – отца Оксаны, вдовца, недолюбливающего бедного, но гордого и непокорного кузнеца, осмелившегося положить глаз на его единственную дочь.
  • Солоху – мать Вакулы, женщину сорока лет в расцвете сил, ведьму, пользующуюся большим успехом у местных солидных мужчин. Солоха имеет виды на Чуба и, желая помешать сыну жениться на Оксане, нарочно ссорит Вакулу с ее отцом.
  • Черта, у которого «любовные куры» с ведьмой и который люто ненавидит ее сына Вакулу за написанные им иконы и картины, посрамляющие нечистую силу.
  • Пузатого Пацюка – запорожского казака в отставке, который уже много лет живет в Диканьке и слывет опытным знахарем, а также человеком, знающимся с темными силами.

Остальные персонажи: дьяк, кум Панас, кумова жена, голова (говоря современным языком, глава сельской администрации) Диканьки, а также запорожцы, царица Екатерина II и другие,- служат дополнением к группе главных героев.

Все вместе они создают увлекательную сюжетную линию повести, которую молодой Гоголь написал уже почти 200 лет назад.

Обратите внимание! Книга вышла в свет в 1832 году, и с тех пор пользуется неизменным успехом у читателей. Ее с удовольствием читают и перечитывают россияне всех возрастов, от среднего школьного до пенсионного.

Аннотация

В книге рассказывается о том, что случилось однажды в полтавском селе Диканька. Этой полусказочной историей, дающей яркое и живое описание быта и обычаев украинского крестьянства последней трети XVIII века, открывается вторая книга «Вечеров…». Пересказ повести удобнее делать по главам, кратко излагая их содержание.

Темная ночь

В холодную и ясную предрождественскую ночь через печную трубу своей избы на небо взлетела ведьма на метле. В это же время там оказался и черт, который с рассветом должен был вернуться в ад, поскольку в этот праздник нечистой силе запрещено гулять по белу свету.

Черт задумал украсть месяц с целью помешать Чубу пойти вместе с кумом к дьяку на новоселье и праздничную вечернюю трапезу. Черт знал, что в этом случае девушка будет дома одна, и к ней придет Вакула, чтобы объясниться в любви.

Но если ее отец не пойдет к дьяку, у кузнеца ничего не выйдет. Затея удалась и, засунув месяц в сумку, висящую через плечо, черт подлетел к ведьме и стал шептать ей на ухо любезности.

Чуб вместе с кумом выходят из дома, и вдруг замечают, что на небе нет ни звезд, ни месяца. Кум предлагает вернуться.

Чуб, который и сам об этом подумывал, из упрямства решает поступить наперекор умному совету и во что бы то ни стало попасть к дьяку.

Куму все равно, он готов идти, и они с Чубом отправляются в путь в полной темноте.

Оставшись одна, Оксана наряжается и беседует сама с собой перед зеркалом. Кокетничая, девушка говорит, что она вовсе не так хороша, как о ней говорят, но, подумав, решает, что чудо как хороша.

Кузнец наблюдает за ней через окно хаты, затем заходит. Вакула спрашивает разрешения сесть возле нее на лавку, потом осмеливается на просьбу о поцелуе, но получает резкий отказ.

Оксана ждет, что к ней придут девчата с парубками, и они все вместе отправятся колядовать. Огорченный парень понимает, что он совсем не нужен Оксане.

Черевички

Снаружи разыгрывается метель, Чуб и кум сбиваются с дороги и решают вернуться. Кум сворачивает в шинок – кабак, а Чуб стучится в дверь своей хаты.

Открывает ему Вакула, и Чуб думает, что ошибся и попал в похожий на его хату дом Левченка, который также собирался к дьяку и у которого дома осталась молодая жена.

Чуб приходит к выводу, что Вакула навещает жену, пока мужа нет дома. Казак меняет голос, притворившись колядовщиком.

Кузнец колотит его и выталкивает из собственной избы. Чуб соображает, что, раз кузнец у Левченка, Солоха сейчас одна, и решает навестить ее.

Когда черт с ведьмой, замерзнув, возвращаются в ее дом через трубу, месяц выскальзывает из сумки и взлетает на небо. Сразу становится светло, и молодежь выходит на улицу колядовать. К Оксане, как она и ожидала, приходит толпа парубков и девчат.

На одной из подружек, Одарке, девушка замечает новые черевички и, продолжая кокетничать, говорит, что Одарке очень повезло, раз ей кто-то подарил такие чудесные башмачки, а вот ей, Оксане, никто не делает таких подарков.

Вакула обещает подарить любимой самые лучшие черевички. Красавица заявляет, что, если кузнец принесет ей черевички царицы, она выйдет за него замуж. Все смеются над незадачливым влюбленным.

Мешки

Солоха, уверенная, что ее кавалеры сейчас на вечеринке у дьяка, любезничает с чертом и вдруг слышит стук в дверь и голос головы. Она идет открывать, а черт тем временем прячется в один из стоящих у стены хаты мешков.

Не успел голова принять чарку водки из рук ведьмы, как снова раздался стук – в гости пожаловал дьяк, отменивший свой банкет из-за темноты и метели. Голова, не желая уронить свой авторитет встречей с дьяком в такой пикантной ситуации, просит любовницу спрятать его и залезает в самый большой мешок.

Любезности дьяка прерывает стук и голос Чуба, и он также отправляется в мешок. Но и Чубу не везет – вслед за ним возвращается расстроенный Вакула. Испуганный Чуб прячется в тот мешок, где уже сидит дьяк. Зайдя в дом, парень замечает мешки и решает вынести их в кузницу.

Мешки тяжелые, но кузнец думает, что это ему лишь кажется и всему виной тяжесть у него на душе.

Выйдя на улицу, кузнец видит толпу девчат и парубков и среди них Оксану, которая, смеясь, напоминает ему о своем обещании стать его женой, если он добудет черевички царицы.

Бросив большие мешки на снег, Вакула взваливает на спину мешок с чертом и идет, сам не зная куда.

Понимая, что не сможет забыть жестокую Оксану, он задумывается о том, что лучше расстаться с жизнью, чем так страдать.

В ответ на вопрос встретившихся друзей, куда это он направляется, влюбленный прощается с ними. Услышав это, досужая кумушка собирается рассказать всему селу, что кузнец повесился.

Поостыв на морозе, молодой человек передумывает. Вакула решает призвать на помощь нечистую силу и отправляется за советом к Пузатому Пацюку. Открыв дверь его хаты, он видит хозяина, который сидит на полу, по-турецки поджав ноги.

Перед ним стоят две миски, одна со сметаной, другая с варениками, и Пацюк, не прикасаясь руками, взглядом направляет вареники в сметану, затем раскрывает рот, куда сам собой залетает вареник. От удивления Вакула открывает рот, и один из вареников попадает туда.

Испуганно вытерев губы, ведь еще не кончился рождественский пост, когда запрещено есть мясные и молочные блюда, кузнец спрашивает Пацюка, как ему найти дорогу к черту.

Пацюк отвечает, что тому, у кого черт за спиной, не нужно никуда идти. Кузнец не понимает, что Пацюк имеет в виду мешок, с которым тот пришел.

Ничего не поняв, Вакула выбегает из хаты Пацюка и опускает мешок на землю.

Из мешка выскакивает черт, садится кузнецу на плечи и начинает уговаривать его продать душу, обещая в обмен исполнять все его желания.

К парню возвращается самообладание, он делает вид, что хочет залезть в карман за гвоздем, чтобы проколоть себе палец и кровью подписать договор. Сам же, изловчившись, хватает черта за хвост, сдергивает со спины и поднимает руку, чтобы перекрестить его. Испуганный черт умоляет не делать этого, и Вакула соглашается, если черт отвезет его на себе в Петербург и поможет увидеть царицу.

Оксана и ее подруги находят мешки, оставленные Вакулой, и думают, что там лежат разные вкусности, собранные им на колядках. Понимая, что не смогут унести такую тяжесть, они идут за санками.

Идущий по дороге кум также находит мешки и хочет отнести в шинок, чтобы обменять на выпивку, но передумывает, и вдвоем с ткачом, которого встретил по пути, тащит один из них, где сидит Чуб, к себе домой. Там их встречает жена кума и бросается на мужа и соседа, собираясь взять себе содержимое мешка.

Во время драки оттуда вылезает Чуб и делает вид, что нарочно забрался в мешок, чтобы подшутить над соседями.

Они лезут в мешок, надеясь найти там поросенка, а находят дьяка. Изумленный Чуб понимает, что Солоха дарит свое расположение отнюдь не ему одному.

Возвратившиеся с санками девушки находят на дороге только один мешок и везут его в дом Чуба, чтобы поделить угощение, которое, как они полагают, в нем лежит.

Услышав икоту головы из мешка, они испуганно вскрикивают и, бросившись из дверей, натыкаются на входящего Чуба. Узнав, что девчата нашли на дороге мешок, в котором кто-то сидит, Чуб подходит и видит вылезающего из мешка голову.

Растерянные Чуб и голова, не зная, что сказать, перекидываются фразами о погоде и о том, чем лучше чистить сапоги. Голова уходит, а Чуб окончательно разочаровывается в Солохе.

Оксана

Вакула прилетает в Петербург верхом на черте и присоединяется к делегации запорожцев, у которых назначена встреча с царицей.

Во время приема Екатерина спрашивает у запорожцев, чего они хотят.

Не долго думая, Вакула решает воспользоваться моментом и заявляет, что хотел бы получить черевички, которые носит на своих прекрасных стройных ножках царица.

Изумленная и растроганная простодушной наивностью комплимента, императрица дарит ему пару туфелек, и кузнец летит обратно.

Тем временем жители Диканьки, уверенные, что кузнец покончил с собой, спорят о том, повесился он или утопился.

Оксана слышит эти разговоры, ей становится жаль парня, она раскаивается в том, что была с ним так холодна, и понимает, что любит его. На утро Рождества в церкви проходит праздничная служба, все обращают внимание на отсутствие Вакулы и окончательно уверяются в том, что его нет в живых.

Вернувшийся из Петербурга Вакула отпускает восвояси черта, отвесив ему три палочных удара, и заваливается спать. Проснувшись, он понимает, что проспал церковную службу.

На следующей неделе кузнец собирается исповедаться в грехах, а пока что нарядный идет к Чубу с подарками сватать Оксану, захватив с собой черевички.

Чуб мирится с ним и соглашается принять сватовство, а Оксана говорит, что черевички ей не нужны – она и так любит Вакулу.

Спустя несколько лет через Диканьку проезжал архиерей, и, увидев молодую женщину, стоящую с ребенком возле расписанной узорами и цветами белой хаты, спросил, чей это дом такой нарядный.

«Кузнеца Вакулы!» – ответила молодка, которая была Оксаной. Так счастливо заканчивается повесть «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которой было изложено выше.

Вариации «Ночь перед Рождеством»

Такой прекрасный сказочный сюжет не мог не послужить источником вдохновения для многих авторов, работающих в различных жанрах.

Произведения на тему «Ночи…» стали возникать несколько лет спустя после выхода книги в свет, и процесс продолжается до наших дней .

Вот как выглядит список этих произведений:

  1. Опера «Кузнец Вакула», сочиненная П.И. Чайковским в 1874 году, во второй редакции (1887 год) получившая название «Черевички», под которым она и сохранилась в истории.
  2. Опера «Ночь перед Рождеством», написанная Н. Римским-Корсаковым в 1887 году.
  3. Фильм немого кино «Ночь перед Рождеством», поставленный в 1913 году режиссером Владиславом Старевичем.
  4. Одноименный мультипликационный фильм 1951 года.
  5. Фильм-опера «Черевички» 1944 года.
  6. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961 года – известнейший художественный фильм, режиссером которого стал Александр Роу.
  7. Телевизионный мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» 2002 года.

Обратите внимание! Это доказывает, что даже небольшое по объему произведение, написанное гениальным автором, может стать настоящим шедевром.

Полезное видео

Подведем итоги

«Вечера…» совершенно заслуженно вошли в золотой список произведений русской литературы, созданных в позапрошлом веке.

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, - и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание повести Ночь перед рождеством. Будем рады, если вы найдете время прочитать эту повесть целиком.

На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Николай Васильевич работал над повестью с 1830 по 1832 года. Первое издание второй части, входящей в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», впервые опубликовано в 1832 г.

Читать краткое содержание повести «Ночь перед рождеством»

Чудные события происходят пред рождественсой ночь в селе Диканька Полтавской губернии. Вдруг из трубы одного дома вылетает ведьма на метле. Она с бойкостью собирает звезды на небе, а колдунью сопровождает черт, надумавший ни много ни мало — украсть месяц с небосклона.

Черт решил таким образом проучить местного кузнеца Вакулу за то, что наглец в церковной росписи выставил черта в неприглядном свете.

Бес знает о любви кузнеца к прелестной Оксане, дочери сельского головы. И чтобы помешать их встрече, решает устроить непроглядную темноту, тогда Чуб останется дома, и это сорвет встречу молодых людей.

План черта не срабатывает. Отец Оксаны отправляется в гости к Дьяку. Девушка, оставшись одна, красуется перед зеркалом, лишний раз убеждаясь, что нет никого красивее неё во всей Диканьке.

Вакула приходит в дом к возлюбленной и с жаром рассказывает о своих чувствах, кокетливая девушка посмеивается над кузнецом, и тут они слышат стук в дверь. Разыгравшаяся метель (подстроенная чертом, не оставляющим мысли досадить молодому кузнецу) заставила Чуба вернуться домой, но из-за сильной пурги он не уверен, что пришёл к своей хате. Молодой кузнец, не узнавший пана Чуба, даёт ему пару тумаков. Раздосадованный Чуб решает идти к Солохе, матери Вакулы, Как сообщает читателям рассказчик, Солоха и есть та самая ведьма, укравшая звезды с небосклона.

Ведьма между тем беседует с чертом, который не прочь предаться с ней любовным утехам, но все нарушает пан голова, так не вовремя постучавшийся в хату. Женщина, не растерявшись, приказывает черту полезать в мешок, и тот в спешке теряет месяц. Взошедший на небе месяц мигом успокаивает метель, и со всех концов Диканьки слышатся голоса колядующих молодых парубков да дивчин. К общему гулянью присоединяются Вакула с Оксаной. Заметив на одной из подруг новые черевички, сетует девушка, что ей никто не сделает столь дорогого подарка. Вакула с жаром соглашается подарить ветреной красавице все, что она пожелает. Девушка с насмешкой говорит ему, что если кузнец добудет царские черевички, она выйдет за него замуж. Тем временем, Солоха пригласила пана голову к столу, и, выпив чарку, он успел только посетовать, что из-за разыгравшейся метели не смог попасть к дьяку, как вдруг они снова слышат стук в дверь. В гости к ведьме пришел дьяк. Дюжий голова был крепкого телосложения пришлось его упрятать во второй мешок.

Дьяк пытается добиться расположения женщины, однако тут они слышат настойчивый стук в дверь, и перепуганного Осипа Никифоровича ведьма прячет в третьем мешке. В гости к Солохе наведался Чуб, отец Оксаны, и не успел он раздеться, как снова кто-то постучал в дверь. Ничего не оставалось Чубу, кроме как залезть в мешок, в котором уже притаился дьяк.

В хату входит раздосадованный Вакула, и, погруженный в грустные мысли, он ложится на скамью. Через некоторое время снова стук в дверь, но на этот раз хозяйка не стала приглашать незваного гостя в дом, решив переговорить с казаком Свербыгузом в огороде. Вакула замечает посреди комнаты несколько кулей и решает отнести их в кузницу. По пути он встречает толпу колядующих, а среди них Оксану. Надменная красавица снова повторяет свое условие. В гневе бросив мешки, кроме самого легкого, в котором сидит черт, Вакула направляется к Пацюку, имеющего репутацию знахаря, связанного с самим Дьяволом. Застав последнего за поеданием вареников которые то и дело сами залетали ему в рот, удивлённый кузнец спрашивает совета, как ему исполнить просьбу красавицы. Знахарь намекает, что поможет Вакуле черт, сидящий у него за плечами. Выйдя на улицу кузнец находит в мешке черта и, угрожая перекрестить беса, берет верх над ним, приказав лететь до самой столицы на царскую аудиенцию.

Меж тем оставшиеся Вакулины мешки находят односельчане и освобождают из душных кулей неудачливых любовников ведьмы. В самом же селе разносится слух, что Вакула повредился в уме и погиб. До дочери Чуба доходят эти невеселые слухи. Она уже и не рада что так жестоко пошутила над бедным Вакулой, ночью терзаемая муками совести не могла уснуть молодая девушка… Тем временем кузнец, оседлавший черта, прилетает в столицу и там встречает знакомых казаков, по счастливой случайности едущих на царский прием. Посреди аудиенции Вакула бьет челом царице, испрашивая разрешения взять черевички с царственной ноги. Тронутая простодушием молодого казака Екатерина Вторая дарит кузнецу свои башмачки.

Спустя несколько часов он оказывается в родном селе и, прогнав черта, от усталости отправляется спать. К удивлению односельчан, кои его уже похоронили, кузнец поутру с богатыми царскими подарками идет сватать Оксану. После некоторого раздумья Чуб соглашается выдать дочь за кузнеца.

Аудиокнига «Ночь перед рождеством», слушать онлайн

Канун Рождества, ночь. Выглянули звезды и месяц. Пришло время славить Христа и колядовать. Но вдруг в Диканьке из трубы одной хаты вместе с клубами дыма выскочила ведьма. Сидя на метле, поднимаясь всё выше, хватала она с неба в рукав звёзды. Откуда ни возьмись появилось чёрное пятнышко и стало превращаться в нечто странное. Спереди была мордочка, похожая на лицо немца в пенсне, но с пятачком, как у свиньи, и козлиной бородкой. На голове были рожки. А одето это существо было в мундир, как губернский стряпчий. Завершал странную картину торчавший из-под мундира хвост. Это был чёрт, который явился для того, чтобы погрешить и пошалить перед таким важным для людей событием, как Рождество. Чёрт взвился ввысь и украл месяц. Но зачем?

Он знал, что в эту ночь дочь Чуба, красавица Оксана, останется дома одна, потому что её батя уйдёт в дьяку на кутью. И к ней придёт кузнец, который известен в околотке как живописец, искусно расписывающий иконы. Он был человек богобоязливый, и за это чёрт его не любил. Особенно обозлился он на кузнеца после того, как тот нарисовал картину Страшного суда и поверженного чёрта. Нечистый после этого поклялся отомстить кузнецу.

А между тем Чуб и Панас собрались в гости к дьякону в его новую хату. Но лишь вышли за порог, погрузились в полную темноту. В чём дело - поняли быстро: месяца-то нет! Кум предложил остаться дома, но Чуб, который и сам этого хотел, был всё-таки упрямым и наперекор словам Панаса сказал, что идти надо.

В это время Оксана любовалась собой перед зеркалом и сама с собой вела диалог. Хороша ли она на самом деле, как люди говорят. Нет, не хороша. Глаза чёрные, прожигающие, косы, как змеи. Но нет - хороша! Счастлив будет тот, кому она в жёны достанется. За этим самолюбованием и застал её кузнец Вакула. Девушка рассердилась и в то же время смутилась. Но и насмешка была в её взгляде.

Оксана пытает Вакулу, верно ли люди говорят, что мать его ведьма. В ответ она слышит, что кузнецу всё это безразлично. А важна для него только она.

На самом деле Солоха, мать Вакулы, ведьма. Это она летала по небу. Домой она вернулась вместе с чёртом. И это не единственный её гость. К ней захаживают многие из хуторских мужиков. При этом никто не подозревает, что есть у ловкой Солохи ещё обожатели. Больше всего она мечтала породниться с богатым вдовцом Чубом. Она боялась, что влюбленный в Оксану Вакула женится на девушке и получит всё её добро, а сама Солоха уже не сможет зажить одной семьёй с казаком. Не положено, согласно христианским правилам.

В доме Солохи нечаянно столкнулись черт и заплутавшие Чуб с кумом. Разозлённый чёрт устроил сильную метель, чтобы вернуть обратно Чуба, а заодно спугнуть кузнеца. Чуб действительно возвращается, но кузнец, не узнав его, гонит прочь.

Чуб снова идёт к Солохе, с которой уже вовсю кокетничает чёрт. Месяц вылетает из кармана нечистого и возвращается на небо. Погода устанавливается хорошая, начинается массовое колядование.
Оксана хвалит подружкины черевички, и кузнец обещает, что достанет ей такие же, и даже лучше - какие мало у какой панночки есть. Оксана в ответ горделиво требует царских черевичек и обещает в случае успеха пойти за Вакулу замуж. Парубок и сердится на возлюбленную, и не может противиться её чарам.

Между тем у Солохи в доме происходит целая комедия с мешком. Сначала туда попадает чёрт из-за опасности попасться на глаза сельскому голове, который зашёл к женщине из-за метели. Потом слышится стук в дверь дьяка. Вдова велит прятаться голове в мешок.

Дьяк рассыпается в любезностях перед Солохой, но вскоре является казак Чуб. Испуганный служитель церкви прыгает в другой мешок. Дьяка сразу отправили в мешок из-под угля, но уже в другой. Служитель церкви оказался таким худым и так съежился от страха, что сверху неплохо было насыпать дополнительных полмешка угля.

Чуб уверен в том, что он здесь один, шутит, но вот раздаётся стук в дверь, и появляется кузнец. Чуб оказывается в одном мешке с дьяконом.

Вакула сокрушается о том, что совсем потерял волю из-за Оксаны. Он уносит мешки, оставленные посреди хаты. Охваченный грустными мыслями, он не замечает их подозрительной тяжести. И, когда снова видит Оксану, прогуливающуюся за окном с молодёжью, волнуется с новой силой. Девушка напоминает ему о своём капризе - черевичках. Вакула бежит прочь, а жители Диканьки распространяют слухи, что кузнец или сошёл с ума, или повесился.

Вакула идёт к запорожцу Пузатому Пацюку: тот «немного сродни черту», робко просит показать ему дорогу к черту. Хозяин ест галушки и вареники, не прилагая никаких усилий: еда сама запрыгивает ему в рот. Пацюк говорит, что черт у кузнеца за плечами. И правда, на улице черт выпрыгивает из мешка и обещает Вакуле Оксану. Но кузнец хитёр: он хватает черта за хвост, осеняет крестом и приказывает везти себя к царице в Петербург.

Содержимое мешков «оживает», ухажёры Солохи понимают, что она их одурачивала, и доверие к ней сходит на нет.

Кузнец оказывается в Петербурге, находит запорожцев, которые по осени были проездом в Диканьке, и просит взять его на приём к царице. Роскошь дворца потрясает молодого парубка. Он вместе с запорожцами предстаёт перед императрицей и просит у неё царских черевичек. Екатерина тронута искренностью и простодушием кузнеца и исполняет его желание.

На хуторе в это время бабы собрались на улице и спорят о судьбе Вакулы. Оксана волнуется, плохо спит ночь, утром бежит в церковь искать кузнеца. Не найдя его там, расстраивается до слёз. А кузнец уже вернулся, выспался и стал собираться к Чубу свататься. Чуб, злой на легкомысленную и лукавую Солоху, отвечает согласием. По душе ему подарки Вакулы. Видит он и то, что сама Оксана счастлива. Обретя вновь любимого, она готова идти за него замуж « и без черевиков» . Вакула женился, как и хотел и ярко расписал свою хату. А в церкви он намалевал до того страшного черта, что все «плевали, когда проходили мимо».

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, - и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт ее Вакула. Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая лёгкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».