Перед тем, как приобретать хорошую бензопилу, необходимо найти как можно более полную информацию о данном инструменте и тщательно изучить принципы работы с ним. Если вы правильно , полностью соответствующую вашим требованиям, и научитесь работать с ней, то работа бензопилой будет доставлять вам удовольствие, оставаясь при этом полностью безопасной.

Основные принципы работы

Если вы еще ни разу не работали с помощью бензопилы и не имеет опыта обращения с ней, необходимо уяснить для себя основные принципы работы с данным инструментом:

  • держать пилу необходимо обеими руками, обхватывая рукоятки всеми пальцами. Под передней рукояткой при этом должен находиться большой палец левой руки;
  • во время работы непосредственно позади пилы стоять нельзя, желательно находиться от инструмента немного сбоку;
  • пилить можно как нижним, так и верхним краем инструмента. Если вы будете пилить нижним краем, цепь будет вести пилу по направлению от вас, а если пиление будет производиться верхним краем, то цепь будет двигать пилу по направлению к вам;
  • работая с бензопилой старайтесь не сгибать спину, вместо этого лучше согнуть ноги в коленях. Когда вы работаете с пилой в положении стоя, рекомендуется для сохранения равновесия широко расставлять ноги;
  • перед тем, как перейти на другое место, необходимо активировать тормоз пилы или выключить двигатель инструмента. Нельзя перемещаться с инструментом, у которого вращается цепь;
  • пилить следует начинать участком шины, ближе всего расположенным к корпусу инструмента;
  • в том случае, если работать бензопилой вы собираетесь часто, необходимо обязательно приобрести комплект защитной одежды: шлем с маской, яркую защитную куртку, не пропускающую воздух, специальные брюки, имеющие защиту от порезов, крепкие рукавицы и прочные сапоги, которые по возможности должны быть защищены стальными пластинами.

В настоящее время на российском рынке можно найти большое количество бензопил, которые можно разделить на три класса:

  1. К первому классу относятся простые бытовые устройства, которые предназначены для несложных домашних нужд. Чаще всего такие бензопилы имеют небольшую мощность, но со всеми своими обязанностями они справляются очень хорошо. При помощи такой бензопилы можно спилить гнилое дерево или заготовить для бани дрова. Не смотря на то, что функционал таких пил минимальный, это легко компенсируется эргономичным управлением и их небольшим весом.
  2. Ко второму классу относятся так называемые полупрофессиональные модели, которые способны выполнять практически любые работы - от ремонтно-строительных задач и вплоть до валки деревьев. Но при этом такие модели имеют один существенный минус - они не предназначены для работы по 8-10 часов в сутки. Именно по этой причине они называются полупрофессиональными. Чаще всего лесорубы используют такие пилы в качестве сучкорезов.
  3. К третьему классу относятся профессиональные пилы, которые являются отличным решением для людей, которые специализируются на вырубке леса. Такие устройства могут использоваться по 10-15 часов в сутки, позволяя при этом работать без перерыва по 8-10 часов.

Не все знают как работать бензопилой, поэтому данный вопрос интересует каждого, кто приобрел себе это высокотехнологичное устройство. Некоторые считают, что им и так все понятно и даже не заглядывают в инструкцию. Но такие действия могут привести в дальнейшем или к серьезной травме, или к поломке бензопилы. Поэтому перед началом работы не поленитесь и хорошо изучите инструкцию.

Подготовка к работе

Для начала необходимо убедиться в том, что цепь устройства натянута правильно, для чего нужно чуть-чуть потянуть за верхние звенья - при этом из паза шины на несколько миллиметров должен выйти хвостовик. Также, нужно следить за тем, чтобы не провисали нижние звенья. После этого попробуйте потянуть цепь рукой - тянуться она должна легко. Если натяжение цепи очень сильное, то следует ее ослабить. Далее необходимо проверить в каком положении находится инерционный тормоз – его ручка и основная рукоятка не должны соприкасаться, так как при включении бензопилы со смещенным инерционным тормозом, может повредиться сцепление.

После проверки натяжения цепи, можно приступать к заправке инструмента. Для этого бензопилу необходимо установить на горизонтальной поверхности и залить в нее масло для смазывания цепи и топливную смесь. Лучшим вариантом считается топливная смесь из масла, предназначенного для двухтактных двигателей, и бензина марки А-92 или А-95. Соотношение бензина и масла должно составлять 1 к 40 или 1 к 50 (на один литр бензина примерно 20-25 грамм масла).

Для мотора и цепи следует выбирать специальную смазку, предназначенную для бензопил, так как такая смазка содержит компоненты, которые способны продлить жизнь режущему элементу и деталям двигателя. По окончанию проверки, проведя все описанные выше процедуры, можно производить запуск пилы.

Помните, что перед тем, как запускать двигатель, необходимо убрать пилу с того места, где производилась ее заправка, чтобы при запуске не возникло возгорания. Установите ее на устойчивое твердое основание.

Первый запуск

Убедившись, что цепь не соприкасается ни с какими поверхностями, необходимо включить тормоз цепи, перемещая от себя рукоятку тормоза, чтобы цепь не начала свое вращение раньше времени. Так как изначально двигатель холодный, необходимо полностью вытянуть рычаг, которым производится управление воздушной заслонкой. Далее следует продеть в заднюю рукоятку носок ноги, придерживая при этом рукой переднюю рукоятку, и дернуть несколько раз за рукоятку, пока двигатель не «чихнет». Затем необходимо перевести в рабочее положение воздушную заслонку и завести пилу, нажимая кратковременно на дроссель и переводя пилу на холостой ход. После этого нужно перевести рукоятку тормоза в положение на себя и ваша бензопила готова к работе.

Помните:

  • перед началом работ нужно обязательно проверить тормоз бензопилы, для чего нужно установить ее на какую-нибудь ровную поверхность и нажать дроссель. Далее необходимо активировать тормоз нажатием на рукоятку. Тормоз считается рабочим в том случае, если цепь остановится.
  • помимо прочего, перед началом работ нужно проверить механизм смазки. Для этого необходимо найти любую светлую поверхность, запустить инструмент и, удерживая его над этой поверхностью, увеличить скорость цепи простым нажатием на дроссель. Если на поверхности появится небольшая полоска масла, значит с механизмом смазки все в порядке.

Принцип распила древесины

Пилить с помощью бензопилы необходимо на полном газу. Распил должен производиться участком шины, расположенным как можно ближе к корпусу. Помните, что для разных материалов необходимо использовать свои методы распила.

Обрезка веток

Лучше всего начинать обрезание ствола поваленного дерева от веток с нижней части, находясь при этом с левой стороны от него. Работу необходимо производить в спокойном, медленном темпе, стараясь не использовать при этом носовую часть пилы. Пилить можно как нижней, так и верхней частью шины, по возможности стараясь прислонять пилу к стволу или к бедру. С верхней части ствола ветки необходимо спиливать инструментом, лежащим на боку (всем своим весом бензопила должна лежать непосредственно на самом стволе). После спиливания веток, которые находились сбоку и сверху, можно перевернуть ствол и приступать к обрезанию веток, находящихся снизу.

Помните:

  • в некоторых случаях ствол поваленного дерева может опираться на какой-нибудь один сук, обрезав который можно спровоцировать сдвиг ствола или даже его качение;
  • если вам попалась слишком толстая ветка, то спиливать ее необходимо частями - начиная от конца и продвигаясь к стволу. Если ветка особо толстая, то в этом случае может потребоваться двусторонне подпиливание ветки.

Приступать к раскряжевке следует только после того, как все ветки будут спилены со ствола. Распиливать на части ствол поваленного дерева нужно от ствола к вершине.

Помните:

  • во время раскряжевки ни в коем случае нельзя стоять ниже ствола в том случае, если он располагается на наклонной плоскости;
  • если вдруг бензопила застрянет в стволе, необходимо остановить двигатель, а затем наклонять ствол, пока из древесины не выйдет пила. Пилу не стоит сразу доставать из дерева.

Валка деревьев

Для начала, перед тем, как начинать спиливать дерево, необходимо как можно точнее определить куда стволу дерева будет «удобнее» падать. Для этого следует учесть сколько веток располагается на каждой его стороне, а также направление ветра и естественный наклон ствола. Валить дерево нужно в ту сторону, куда ему «удобнее» падать. Перед непосредственной валкой дерева необходимо обрезать нижние ветки, чтобы они не мешали работе. В настоящее время есть несколько различных технологий по валке деревьев, подбирать которые следует в зависимости от многих факторов. Грамотно подобрать самый оптимальный способ валки способен лишь профессиональный лесоруб.

Помните:

  • если рядом находятся люди, то им следует находиться на таком расстоянии от дерева, которое составляет не менее двух длин ствола дерева, которое вы собираетесь валить;
  • перед тем, как валить дерево, обязательно убедитесь, что поблизости нет ничего, что может быть повреждено его падением;
  • валка деревьев является достаточно непростой задачей, поэтому, если у вас нет подобного опыта, лучше за него не браться, а поручить его профессионалам. В крайнем случае можно попросить их поприсутствовать при валке.

Уход за инструментом

Каждый раз после того, как работа бензопилой будет окончена, следует выполнять ряд действий по уходу за ней:

  1. Для начала необходимо проверить смазку цепи и ее натяжение. При ослаблении цепи, ее нужно подтянуть, а если кончается масло - просто долить его в бак.
  2. Дайте пиле остынуть после завершения всех работ и после непродолжительного отдыха заправьте ее горючим.
  3. Также нужно проверять состояние воздушного фильтра, так как он может иногда забиваться стружкой. Поэтому, по окончанию работ, его необходимо снимать, промывать и продувать. Помимо этого время от времени нужно очищать поверхность, которая находится вокруг охлаждающих пластин.

Если вы используете бензопилу очень часто, вам придется менять некоторые быстроизнашивающиеся детали - части антивибрационной системы, ведущую звездочку, шину и цепь, так как не заменив вовремя износившуюся деталь, можно получить в итоге ее негативное воздействие на общее состояние инструмента.

При покупке бензопилы помните, что она является сложным техническим устройством, требующим специальных навыков и соответствующего обращения. Конечно, каждый может научиться в короткий срок управляться с бензопилой, но не стоит забывать при этом о всех возможных мерах предосторожности. Проводите периодический осмотр инструмента, чтобы от какой-нибудь незамеченной вами мелочи она не вышла полностью из строя.

Если вы тщательно изучите всю информацию, приведенную в данной статье, ваша бензопила будет работать долгое время, а вы сможете избежать травм и неприятных моментов, связанных с поломкой пилы.

Видео инструкция по работе с бензопелой

Цепная пила давно заняла достойное место в арсенале практически каждого хозяина приусадебного участка. Не только профессионалы, но и любители предпочитают инструменты, работающие на бензиновой смеси, так как они мощнее и мобильнее электрических аналогов. Как работать бензопилой, знает или видел практически каждый человек, но о том, что этой работе предшествует этап обязательной подготовки инструмента, задумываются, к сожалению, не все.

Основные моменты подготовительной работы, изложены в этой видео инструкции на примере двухтактной бензиновой пилы с глубиной реза до 50 см, баком объёмом в 750 мл, рассчитанным примерно на час активной работы.

  • В первую очередь залейте в бачок топливную смесь и, если необходимо, смазочное масло.
  • Проверьте исправность кнопки включения и двух рычагов на пиле.
  • Перед запуском двигателя выдвиньте рычаг дроссельной заслонки.
  • Сдвиньте слегка назад рукоятку тормоза цепи, отвечающую за экстренную остановку цепи в аварийной ситуации.
  • Обязательно проверьте степень натяжения цепи. Провисание категорически недопустимо. Чтобы исправить ситуацию, ослабьте два болта на корпусе пилы, натяните цепь при помощи отвёртки и снова затяните болты.
  • Заблокируйте инструмент на время переноски на объект.

Бензопила готова к работе, но прежде чем её активировать, не забудьте надеть базовые средства защиты: комбинезон, сапоги, перчатки и каску с козырьком и наушниками.

Непосредственно на объекте отключите блокировку. Чтобы запустить пилу, резко потяните за стартер.

Для того чтобы спилить дерево без особых усилий, вырежьте клинообразный фрагмент примерно до середины ствола. Сначала сделайте распил, удерживая полотно с наклоном вниз, а потом под углом вверх. После подрезки с обратной стороны, дерево поддастся и упадёт в сторону клина.

Прежде чем отпилить ветки, надёжно уложите ствол. Если нет возможности обрезать все сучья сразу, очистите сначала одну половину заготовки, после чего переверните бревно и спилите оставшиеся сучья на другой стороне.

Осторожно: Ни в коем случае не допустите контакта пильного полотна с землёй. Это может привести к серьёзной поломке инструмента.

Выбрать для себя подходящую бензопилу - дело не самое сложное, продлить её срок службы намного сложнее. Первым делом перед человеком, купившим , стоит задача - обкатать её. Эта процедура обязательна и является ключевой в жизни инструмента. Нельзя просто завести новую цепную пилу и начать работать. Её нужно полностью проверить и подготовить перед началом выполнения своих задач. Следует использовать , так как работа мотопилой может таить опасность. При распиле древесины летят щепки, поэтому следует защитить глаза. Также при работе с инструментами лучше надеть перчатки, чтобы не поранить руки.

Зачем нужна обкатка новой бензопилы

Это сложный процесс, требующий ответственного подхода. Бензопила - это не исключение, а скорее правило. Все инструменты с двухтактным двигателем требуют обкатки. Без правильной обкатки жизнь инструмента будет намного короче, а работать он будет хуже. Каждый, купивший этот инструмент, должен знать как обкатать бензопилу.

Зачем же делать это? Во время данных манипуляций проводится притирка деталей двигателя и гарнитуры пильного характера.

Нужно понимать, что вам необходимо детально изучить инструкцию к инструменту. Вы должны помнить её и использовать все рекомендации. Также там много информации о том, что нельзя делать или что нужно выполнить обязательно. Если вы “профан” и никогда не сталкивались с обкаткой бензопилы, инструкция к вашему инструменту должна стать вашей настольной книгой.

Как обкатать бензопилу: пошаговая инструкция

Перед обкаткой происходит первый запуск бензопилы. Обязательно нужно подготовить и правильно установить гарнитуру. Топливная смесь уже должна ждать “своего часа”, от неё в большей степени зависит качество обкатки.

Вот перед вами лежит новый, сверкающий инструмент. Посмотрев на него появляется вопрос: “Что теперь надо сделать?”. Прочитав инструкцию, выясняете, что нужна обкатка и первый запуск должен быть особенным. Как завести новую бензопилу ещё не понятно, но сейчас всё прояснится.

Первый запуск мы обязательно делаем с гарнитурой. Не стоит запускать двигатель без шины и : инструмент должен поработать с ними, так он получит должную нагрузку. Не стоит делать высокие обороты, это негативно скажется на дальнейшей работе пилы.

После установки гарнитуры нужно сделать следующие вещи:

  • Сделать топливную смесь;
  • Проверить смазывающий материал и убедиться, что к шине подходит масло, а цепь постоянно смазана.

Выбор масла для бензопилы

Особенно надо обратить внимание на выбор масла, от него зависит работа всего инструмента. Чем выше его качество - тем дольше и эффективнее будет служить бензопила. Нужно покупать особое , которое изготавливается специально для таких двигателей. При использовании неподходящего смазывающего вещества частыми проблемами станут:

  • Поломки двигателя;
  • Проблемы с зажиганием;
  • Бензопила будет глохнуть, а иногда просто отказываться запускаться;
  • Перегревания пилы.

Для разных деталей нужны разные смазывающие материалы - одно масло не подойдет для всех задач. Выбор этого материала - одна из самых важных вещей при взаимодействии с бензопилой. От принятого решения зависит продолжительность жизни инструмента.

Для пил Foresta созданы особенные смазочные материалы и масло для мотора прекрасно справится с защитой “сердца” инструмента. Смазочный материал для цепи не подойдёт для мотора, в противном случае может снизится долговечность инструмента. Даже если масло качественное, но используется не по назначению – ничего хорошего из этого не выйдет.

Для пил Foresta специально изготавливают фирменные смазывающие материалы, которые делают работу с ними проще и дополнительно защищают от перегрева.

Топливная смесь для первого запуска

Больше половины пил с цепным механизмом, которые присутствуют на рынке, используют двухтактные двигатели. Для таких двигателей не предусмотрено специального масла для активных деталей. Приходится делать специальную смазку, способную заменить её. Для изготовления понадобится бензин хорошего качества и моторное масло, рекомендуемое компанией производителем.

Выбор составляющих для смеси

Основой для нашей смеси будет бензин. Нужно брать нефтепродукт, октановое число которого больше 90. Не стоит экономить и брать сомнительное топливо, потом вы заплатите больше за ремонт. Присадки, повышающие октановое число тоже сомнительный выбор.

Перед владельцами становится выбор между этилированным и неэтилированным бензином. Для двигателя без катализатора нужно брать первый вариант, соответственно если катализатор установлен берём второй тип.

Выбор масла не составит труда, просто возьмите фирменный смазывающий материал от компании производителя бензопилы.

Если же фирменного нет - используйте масла класса JASOFB или ISOEGB.

Изготовление топливной смеси

Для обкатки инструмента топливная смесь делается в соответствии с пропорцией 1:25, где на 1 литр бензина понадобится 40 мл масла. Обязательно соблюдайте пропорции, несоблюдение может быть фатальным для устройства.

Берём вымытый сосуд и делаем всё по инструкции:

  • Вылейте в емкость половину необходимого бензина;
  • Вылейте всё масло;
  • Перемешайте полученную субстанцию;
  • Долейте остатки бензина и смешайте.

На видео показано как её изготовить, только не забывайте про пропорции. В зависимости от бензопилы они отличаются.

Проверка наличия смазки

Теперь важный этап, нам нужно проверить смазку. Обратите внимание, что делается это всегда, здесь неважно, какой раз вы работаете с пилой. Это защитит инструмент от неожиданных поломок и перегрева. Вам нужно проверить следующие моменты:

  • Сколько масла осталось в бачке;
  • Состояние каналов пильного полотна;
  • Смазка должна быть на игольчатом подшипнике ведущей звёздочки;
  • Есть ли смазка на ведомой звёздочке.

Если вы видите, что каналы забиты - обязательно прочистите их и всё смажьте. Как показали проверки, бензопилы Foresta потребляют на 40% меньше топлива и смазки. Это существенно облегчает работу с ними.

Первый запуск бензопилы: пошагово

По выполнению всех выше описанных действий приступаем к запуску. Мотор нашей пилы не нагретый, поэтому производится холодный запуск. Ставим инструмент в устойчивую позицию, а далее действуем по инструкции:

  1. Ставим цепной тормоз в нерабочее положение;
  2. Включаем зажигание;
  3. Заслонку подачи воздуха ставим в положение закрыто;
  4. Если у пилы есть декомпрессионный клапан - закрываем его;
  5. Дроссельную заслонку ставим в пусковое положение;
  6. Левой рукой берём переднюю ручку бензопилы и тянем вниз;
  7. Ногой удерживаем защитный щиток правой рукояти;
  8. Правой рукой тянем рукоятку стартера пока собачки храпового механизма не зацепятся с барабаном стартера.
  9. Когда начнёте чувствовать небольшое сопротивление, сделайте резкий рывок к себе.
  10. В камере сгорания вы увидите вспышку, после этого нужно вернуть воздушную заслонку на прежнее место;
  11. Заводим бензопилу ещё раз;
  12. Двигатель запущен, в этот момент нужно отпустить дроссельную заслонку.

Этапы обкатки новой бензопилы

Вы успешно запустили пилу, теперь пришло время сделать обкатку нового инструмента. Предполагается, что вы уже изучили инструкции и знаете, что нельзя делать. Сама обкатка включает в себя 2 основных этапа, каждый этап воздействует на разные детали и подготавливает их к работе. Рассмотрим эти этапы детальнее.

Правильная эксплуатация любого инструмента должна обеспечивать эффективность его работы, безопасность рабочего и сохранность самого инструмента. К особенностям бензопил относится их высокая потенциальная травмоопасность. Поэтому требования безопасности в отношении бензопил, являются одним из основных составляющих в правилах их эксплуатации.

Готовой к эксплуатации считается такая бензопила, у которой:

  • исправны все узлы и механизмы;
  • установлена острая, правильно натянутая цепь;
  • заправлены топливный и масляный бачки;
  • отрегулирован карбюратор.

Правильное обслуживание бензопилы предполагает своевременное выполнение всех операций, обеспечивающих поддержание инструмента в исправном состоянии. К основным из них относятся: чистка воздушных фильтров, регулировка карбюратора, очистка свечи зажигания и регулировка зазора между её электродами, заточка цепи и замена быстроизнашивающихся деталей.

Новая бензопила требует обкатки в течение 40-50 минут на малых оборотах, после которой бензопила выключается и дополнительно проверяется натяжение цепи. Затем нужно сделать несколько пропилов, прикладывая слабое усилие, и только потом можно работать в нормальном режиме.

Установка цепи и регулировка ее натяжения

Подготовку пилы к работе начинают обычно с установки на нее новой или уже использовавшейся заточенной цепи, которая по своим параметрам (шагу и толщине хвостовика) соответствует установленной шине. Механизм натяжения цепи на бензопилах обычно реализуется в двух видах - стандартного линейного или быстродействующего. В зависимости от типа механизма, установка и натяжение цепи существенно различаются.

При использовании традиционного линейного механизма, надлежит снять крышку цепной звездочки (1), открутив гайки (2).

При этом важно помнить, что перед каждым монтажом или демонтажем защитной крышки цепной звёздочки, надо ослабить цепной тормоз, для чего необходимо потянуть упор тормоза (1) (см. фото ниже) в направлении рукоятки (2).

Штифт (1), входящий в отверстие шины, должен быть сдвинут в пазу в крайнее левое положение. Это осуществляется с помощью винта натяжения (2).

Цепь заводится за сцепление (1), надевается на ведущую звездочку и надевается на шину. При этом обращается внимание на расположение режущей кромки зуба - на верхней ветви цепи она должна быть направлена вперед. Цепь должна легко протягиваться, барабан сцепления должен поворачиваться при продвижении цепи.

Затем вращением натяжного винта (1) шина сдвигается вперед до тех пор, пока нижняя ветвь цепи не войдет хвостовиками в паз шины и не приляжет к её нижней кроме. Окончательная регулировка натяжения цепи и затяжка шины производится после установки крышки на место и предварительной (не до конца) затяжки винтов крепления.

Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.

Правильно натянутая цепь не должна провисать снизу и иметь слишком сильное натяжение. Первое контролируется визуально, второе - протягиванием цепи по шине рукой. Последнюю операцию во избежание пореза необходимо проводить в рукавицах. Если нижняя ветвь прилегает к нижней кромке шины, и цепь при этом свободно протягивается рукой, значит ее натяжение соответствует норме.

При проверке натяжения цепи, тормоз цепи, если он случайно зафиксировал цепь, должен быть освобожден. Натяжение цепи следует проверять часто - новые цепи имеют тенденцию к удлинению во время использования.

Во время пиления, цепь вследствие трения нагревается и удлиняется. Натяжение цепи ослабляется и цепь на нижней стороне шины провисает. Если работа выполняется при очень низких температурах наружного воздуха, то разогретая до рабочей температуры цепь провисает настолько, что она должна быть подтянута. Если работа бензопилой прерывается, то цепь нужно немедленно ослабить, иначе при охлаждении до температуры окружающей среды, цепь натянется слишком сильно. В результате может произойти разрыв цепи, а также повреждение коленвала и подшипников.

Каждая подвижная деталь при первом вводе в эксплуатацию требует некоторое время для притирки. Несмотря на тщательную обработку, каждая поверхность имеет микроскопические шероховатости, которые сглаживаются при притирке. Для новых цепей время приработки составляет приблизительно три минуты. Двигатель должен работать без нагрузки (не пилить) с половинной подачей топливовоздушной смеси. В ходе этого времени поверхности деталей цепи сглаживаются и материал оседает, цепь провисает, и должна быть подтянута. При приработке силы трения особенно большие, поэтому важно обеспечить достаточную смазку цепи.

Заправка бензопилы

Двухтактные двигатели бензопил работают на топливной смеси, приготавливаемой из моторного масла для двухтактных двигателей и бензина. То есть смазка двигателя бензопилы осуществляется подачей масла в цилиндр вместе с топливом. В руководствах по эксплуатации производители бензопил указывают марки масла и октановое число бензина, которые должны использоваться при эксплуатации их инструмента. Часто они выпускают в продажу масла под их собственной маркой, которые рекомендуются в качестве наиболее подходящих. Указывается и точное соотношение масла и бензина, которое в зависимости от вида масла может колебаться от 1:25 до 1:100. Наиболее распространенным является соотношение 1:50. Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.

Продаются масла для двигателя и цепи там же где и бензопилы, например масло для двигателя, а - для цепи (только покупать лучше через интернет-магазин, т.к. в обычном магазине этой сети цена может быть выше).

Разведение масла в бензине выполняется в определенной последовательности. Сначала в емкость (канистру) выливается масло, затем в нее добавляется подходящий бензин для бензопилы - в объеме, составляющем примерно половину всего необходимого количества. После тщательного размешивания добавляется вторая часть. Перед заливкой смеси в топливный бак она еще раз хорошенько взбалтывается. Залив должен производиться аккуратно, без проливов. Не следует заливать топливо под самый верх бачка, необходимо оставить небольшое свободное пространство вверху. Объем топливных баков бензопил обычно около 0.5 л, а при мощности бензопилы 2 кВт (2.7 л.с.) и при расходе топлива около 1.2 л/час, такого объема хватит примерно на 30-40 мин. работы в режиме максимальной нагрузки. У менее мощных бензопил объем топливного бака обычно меньше.

Для смазки цепей производители бензопил рекомендуют использовать продаваемые ими специальные масла, содержащие адгезивные добавки, обеспечивающие удержание масла на цепи. Эксплуатационщики нередко заменяют их другими - трансмиссионными или моторными. Масло заливается в бачок одновременно с заправкой топлива.

Соотношение емкостей бачков для топлива и масла подобрано таким образом, чтобы при полной выработке топлива, в масляном бачке еще оставалось немного масла. При этом следует знать, что расход топлива бензопилы (см. выше) зависит от правильной регулировки карбюратора. Если последний отрегулирован неверно, топливо может заканчиваться гораздо быстрее, чем масло для цепи.

Если во время работы количество масла не уменьшается или уменьшается слишком медленно, это указывает на то, что смазка цепи бензопилы нарушена - из-за снижения проводимости каналов, по которым масло подводится к шине, или неисправности насоса. Необходимо определить и устранить неисправность. Производительность некоторых насосов может изменяться вручную с помощью регулировочного винта.

Для проверки работы системы смазки цепи, шину с вращающейся цепью подносят к какой-нибудь светлой поверхности (свежему срезу, например). Если на поверхности среза появляется след от брызг масла, значит, система работает нормально.

Потребность цепи в масле различается, в зависимости от ситуации. Большая длина распила, твердая, сухая древесина и толстая кора нуждаются в повышенном количестве масла. Распилы небольшой длины, мягкая и влажная древесина требуют меньшее количество масла.

Если режущая гарнитура в резе начинает дымиться (не путайте со светлым водяным паром) и/или цепь защемляется в пазу шины, то это объясняется чрезмерным нагревом. Одна из причин - это недостаток масла. Во внимание должны приниматься и другие причины: затупившаяся или неправильно заточенная цепь или слишком сильное натяжение цепи.

Если на конце шины не необслуживаемая звездочка (есть отверстия для её смазки), то она смазывается отдельно - масло на её подшипник не попадает.

Хорошо настроенная и отрегулированная бензопила должна легко запускаться в любых условиях. Перед запуском ее нужно установить на ровное место - так, чтобы шина не касалась земли. Тормоз цепи должен быть активирован, т.е. его рукоятка должна быть отодвинута в направлении конца шины. Запуск бензопилы производится в положении, при котором левая рука держит переднюю рукоятку пилы, правая нога упирается в заднюю ручку, прижимая ее к земле.

Особенность процесса запуска состоит в том, что в первоначальный момент в камеру сгорания нужно подать обогащенную топливную смесь - для облегчения ее воспламенения. Как только двигатель запустится, смесь нужно обеднить, иначе мотор "захлебнется". Различные модели пил имеют разные элементы управления этим процессом. В одних имеется рычаг воздушной заслонки, переключением которого обогащают смесь. В других - многоступенчатый переключатель, который, переключаясь с одной ступени на другую по мере запуска, управляет положением воздушной заслонки и степенью обогащения смеси. Кроме этого, во время запуска определенное положение должен занимать акселератор (рычаг подачи топлива), который также связан с воздушной заслонкой.

На примере бензопилы Stihl, процесс запуска двигателя выглядит следующим образом:


Запуск бензопилы: 1 - цепной тормоз, 2 - рычаг управления топливом, 3 - фиксатор рычага управления топливом.

  • Активизируйте цепной тормоз (1) (см. рисунок выше).
  • Если пила оборудована декомпрессионным клапаном для снижения давления в цилиндре, перед запуском его нужно открыть (нажать на кнопку). Это позволит запускать двигатель с меньшим усилием. При повышении давления в камере сгорания, при первых зажиганиях, клапан автоматически закрывается (кнопка выскакивает).
  • Если есть насос предварительной подкачки топлива (праймер), то нажмите его 5-7 раз.
  • Зафиксируйте в нажатом состоянии рычаг управления топливом (2). Для этого нажмите фиксатор рычага управления топливом (3) и одновременно рычаг управления топливом (2).
  • Комбинированный рычаг (4) установите в положение холодного запуска (A). При запуске прогретого двигателя, рычаг устанавливается в положение (B).


A - положение для холодного запуска. B - положение для запуска прогретого двигателя (положение полугаза).

  • Ручка стартера вытягивается до появления сопротивления и с силой выдергивается вверх (при несильном рывке есть риск залить свечу). При этом она не вытягивается до самого конца во избежание обрыва шнура и возвращается обратно постепенно, под натягом, чтобы шнур правильно лег на барабан. При необходимости производится несколько рывков. По возможности тяните вверх, так чтобы тросик не тёрся о корпус. Двигатель запускается только на короткое время и сразу глохнет, то есть в двигателе есть зажигание смеси топлива и воздуха.
  • Откройте дроссель путем перемещения комбинированного рычага вверх на одно положение фиксации (в положение полугаза), (B) на рисунке выше. Если рычаг остается в положении пуска холодного двигателя, то камера сгорания переполняется и двигатель захлебывается, придется выкручивать и сушить свечу, вентилировать камеру сгорания. Если есть декомпрессионный клапан, то его нужно снова открыть.
  • Снова потяните за пусковой тросик, так чтобы двигатель опять запустился.
  • После того как двигатель запустится и начнет работать, немедленно , коротко нажмите указательным пальцем на рычаг управления подачей топлива (2). При этом комбинированный рычаг перемещается в положение холостого хода I . Комбинированный рычаг может быть переставлен в положение нормального режима только рычагом управления подачей топлива - не применять силу. Двигатель должен переключатся на холостой ход немедленно - иначе при блокировке барабана сцепления тормозом, может произойти повреждение корпуса бензопилы и тормоза.
  • Медленно поднимите бензопилу с земли, при этом старайтесь не касаться рычага подачи топлива.
  • После этого отпустите цепной тормоз, левой рукой оттянув упор цепного тормоза на себя. При этом левая рука должна оставаться на рукоятке.
  • Перед тем, как приступить к работе, обязательно проверьте систему смазки цепи. Для этого поместите пилу на светлый фон (например, пень или лист бумаги, разложенный на земле) и дайте полный газ. Если на светлом фоне появятся пятна от масла, это означает, что система смазки цепей функционирует нормально.

Останавливают бензопилы переключением выключателя в положение "Стоп" (0), при котором происходит разрыв цепи зажигания.

Проверка работоспособности тормоза цепи

Перед началом работы необходимо проверить работоспособность тормоза цепи. Это можно сделать двумя способами:
  • При отключенном тормозе (его рукоятка отведена к ручке бензопилы) повышают число оборотов двигателя до средних значений (цепь движется со средней скоростью) и нажимают на рычаг тормоза, сдвигая его вперед. Если движение цепи прекращается, значит с тормозом все в порядке (см. фото ниже).
  • При холостом ходе и активированном тормозе цепи (рукоятка смещена вперед), увеличивают на короткое время (не более 3 секунд) обороты двигателя до максимальных. Если цепь остается неподвижной, значит, тормоз работает правильно.

Работа бензопилой с несправным тормозом цепи категорически воспрещается.

Способы работы и меры безопасности

Работу с бензопилой можно начинать только в том случае, если все ее узлы и механизмы исправны. При работе необходимо иметь устойчивое положение, под ногами не должно находиться ничего, что могло бы привести к нарушению равновесия или падению. Пилу следует крепко держать двумя руками за переднюю и заднюю ручки. При работе необходимо придерживаться следующих основных правил.

Пиление нужно начинать движущейся цепью. Пилить можно как нижней, так и верхний ветвью цепи, однако первый способ (А) является основным. При его использовании пила увлекается вперед, поэтому зубчатый упор должен упираться в дерево. При резке верхней ветвью (В) нужно быть готовым к тому, что пила отталкивается по направлению к оператору.

Нельзя перерезать несколько стволов или веток одновременно, нужно следить, чтобы при пилении одного ствола или ветки пила не касалась соседних.

Стволы с внутренним изгибающим напряжением следует подпиливать сначала со стороны сжатых волокон (сторона А на рисунке ниже) и перерезать окончательно со стороны растянутых (сторона В). Если делать наоборот, шина и цепь зажмутся в пропиле.

Нужно быть осторожным при пилении расщепленных деревьев, цепь может захватывать и выбрасывать с большой силой щепки. Кроме этого, расщепленные деревья могут зажимать шину.

При пилении лежащих на земле деревьев они должны быть зафиксированы от возможного перекатывания под воздействием пилы. Лучше всего уложить их на козлы.

Валка деревьев осуществляется двумя пропилами: подрезающим (А) и отсекающим (В).

Первый задает направление падения дерева (указано стрелкой). Он делается под прямым углом к требуемому направлению падения ствола, его глубина составляет от 1/5 до 1/3 толщины дерева. Сначала режется наклонная часть, затем горизонтальная. Отсекающий надпил располагают выше основания клина подрезающего и делают горизонтальным. Между подрезающим и отрезающим пропилами оставляют недопил примерно в 1/10 диаметра ствола.

Продолжительная эксплуатация бензопилы при максимальной нагрузке приводит к сильному нагреву ее деталей, поэтому при интенсивной работе рекомендуется делать непродолжительные перерывы, оставляя двигатель работать на холостом ходу.

Если цепь натягивалась во время работы бензопилы (будучи нагретой), после окончания работы ее следует ослабить, чтобы остывая и укорачиваясь, она не вызвала повреждений коленчатого вала и подшипников. При работе новой цепью ее нужно подтягивать во время работы, поскольку при приработке ее натяжение будет ослабевать.

Особое внимание следует обращать на опасность обратного удара, при котором шина с большой силой отбрасывается вверх.

Это происходит в том случае, если:

  • конец шины случайно натыкается на дерево или иной предмет;
  • цепь, находящаяся у вершины шины, защемляется в резе;
  • при резке шина случайно соприкасается с другим суком.

Как работать бензопилой, чтобы риск возникновения обратного удара был минимальным? Правила таковы:

  • не пилить вершиной шины;
  • прочно, надежной хваткой держать пилу обеими руками;
  • пилить при полной подаче топлива;
  • контролировать положение вершины шины;
  • не пилить за один раз более одного ствола или сука;
  • не держать бензопилу на высоте выше уровня плеч.
Однако, даже соблюдая все эти меры, нельзя исключить того, что обратный удар не произойдет. Чтобы предотвратить его нежелательные последствия, цепи оборудуются тормозом цепи, который практически мгновенно останавливает цепь во время обратного удара.

Очистка воздушных фильтров

При сильном загрязнении воздушных фильтров, снижается поступление воздуха в карбюратор, что приводит к переобогащению топливной смеси и падение мощности двигателя. Чтобы избежать этого, необходимо регулярно очищать воздушные фильтры - в условиях особой запыленности и загрязненности несколько раз в день.


Фильтры очистки воздуха: 1 - крышка закрывающая фильтр тонкой очистки, 2 - фильтр тонкой очистки, 3 - крышка закрывающая фильтр грубой очистки, 4 - фильтр грубой очистки (фильтра грубой очистки может не быть).

Перед чисткой фильтров желательно закрыть воздушную заслонку карбюратора - как это делается при холодном запуске. После этого нужно снять предварительный (если он есть) и главный воздушные фильтры, закрыть всасывающее отверстие карбюратора чистой ветошью, во избежание попадания туда грязи, и приступить к очистке. Сначала фильтры продувают чистым воздухом, затем очищают мягкой щеткой. При сильном загрязнении промывают водой с каким-нибудь бытовым моющим средством, после чего хорошо просушивают. Нельзя в качестве моющих средств применять химически активные жидкости.

Регулировка карбюратора бензопилы

Правильная регулировка карбюратора бензопилы обеспечивает эффективную работу инструмента на полной мощности при экономном потреблении топлива. Она должна производиться при чистом воздушном фильтре и правильно натянутой цепи.

О том, как отрегулировать бензопилу конкретной модели, подробно описывается в инструкции по её эксплуатации. Для большинства применяемых карбюраторов регулировка осуществляется тремя винтами: для максимальных и минимальных оборотов и регулировки холостого хода. На фото ниже изображена бензопила Dolmar с тремя отверстиями для доступа к регулировочным винтам.

Обозначение H относится к винту максимальных оборотов, управляющему главным жиклером, L - к винту минимальных оборотов, управляющему жиклером холостого хода. С помощью винта S осуществляется точная регулировка оборотов холостого хода. Иногда, для упрощения настройки, количество доступных регулировочных винтов карбюратора уменьшают.

Настройка карбюратора бензопилы подразделяется на два этапа - базовый, осуществляемый при выключенном двигателе и окончательный, производимый на работающем прогретом двигателе. Точное значение углов поворота следует брать из инструкций по эксплуатации для конкретной бензопилы. Не соблюдение инструкции производителя может привести к повреждению двигателя.

Базовая регулировка карбюратора . Регулировочные винты максимальных H и минимальных L оборотов медленно поворачивают по часовой стрелке до упора, после чего выворачивают назад на 1.5 оборота.

Регулировка холостого хода . Перед регулировкой холостого хода двигатель необходимо прогреть в течение 3-5 минут, избегая при этом больших оборотов.

При вращении винта регулировки холостого хода S по часовой стрелке обороты повышаются, при вращении против часовой стрелки - снижаются. Вращением винта нужно добиться минимальных оборотов при одновременном обеспечении устойчивой работы двигателя. При этом цепь не должна двигаться. Таким образом, если двигатель останавливается на холостом ходу, винт S нужно довернуть по часовой стрелке, если цепь двигается, винт следует вывернуть против часовой стрелки.

Проверка ускорения . При плавном нажатии на акселератор двигатель должен уверенно и быстро набирать обороты от холостого хода до максимальных. Если обороты набираются медленно, с запаздыванием, винт L нужно медленно вывернуть против часовой стрелки, но не более чем на 1/8 оборота.

Проверка и регулировка максимального числа оборотов . Изменение максимального числа оборотов осуществляется винтом H. При его заворачивании (вращение по часовой стрелке) обороты увеличиваются, при выворачивании - уменьшаются. Двигатели бензопил имеют наибольшую скорость вращения около 13500 об/мин. Более высокую скорость не обеспечивает зажигание, кроме того, она становится опасной для двигателя. Предельные обороты можно определить по перебоям в зажигании. Если они наступают, винт H немного выворачивают против часовой стрелки.

После регулировки ускорения и максимальных оборотов следует снова проверить работу пилы на холостом ходу - двигатель должен работать устойчиво, цепь не должна двигаться. Если это условие не выполняется, настройка бензопилы должна повториться - за исключением этапа базовой регулировки.

Обслуживание свечи зажигания

Свечи зажигания рекомендуется менять примерно через 100 часов эксплуатации бензопилы. Признаком их неисправности являются недостаточная мощность двигателя, плохой запуск, перебои на холостом ходу. Если подобное наблюдается, останавливают двигатель и выворачивают свечу, предварительно сняв с нее колпак (1).

Во избежание ожога от горячего двигателя эту работу выполняют в рукавицах. При наличии нагара на свече, его убирают и проверяют зазор между электродами. В норме он должен составлять 0,5 мм. После очистки нагара и регулировки зазора проверяют работу свечи. Для этого включают зажигание, на свечу надевают колпак, зажав её в плоскогубцах с изолированными рукоятками, прижимают резьбой к цилиндру и дергают шнур стартера. Наличие яркой искры сигнализирует об исправности свечи, ее отсутствие - о неисправности. Исправную свечу устанавливают на место, неисправную - меняют на новую.

Замена быстроизнашивающихся деталей

Некоторые детали бензопилы, подверженные естественному износу, подлежат замене по истечении определенного срока эксплуатации. Их выход из строя не считается неисправностью. К быстроизнашиваемым деталям относятся цепь, шина, ведущая звездочка, элементы антивибрационной системы и некоторые другие.

Если не проводить вовремя замену быстроизнашивающихся деталей, их чрезмерный износ будет отрицательно сказываться на остальных узлах бензопилы. В частности, если не менять вовремя шину и ведущую звездочку, повышенная вибрация отрицательно скажется на подшипниках коленвала. Предельная глубина выработки зубьев звездочки должна составлять 0.5 мм. На практике звездочки нередко эксплуатируют до глубины износа 1 мм и более, - не подозревая о том, что это приводит к повышенной нагрузке на подшипники коленвала и ускоренному выходу их из строя. При износе 3-4-х цепей необходимо менять и саму шину, к этому времени ее износ достигает предельных значений.

Шина бензопилы изнашивается особенно сильно в зоне, резание которой выполняется наиболее часто, обычно, - это нижняя сторона направляющей шины. Для равномерности износа, шину при каждой замене цепи нужно перевернуть на 180° относительно горизонтальной оси.

При монтаже новой цепи следует ставить новую ведущую звездочку. Так как при нормальной нагрузке срок службы ведущей звездочки в два раза больше срока службы цепи, то целесообразно, использовать одну звездочку для попеременной работы двух цепей. Благодаря этому звездочка и цепи изнашиваются почти одновременно. Если новая цепь ставится на изношенную звездочку, то ведущие звенья цепи изнашиваются намного быстрее. Для рентабельной эксплуатации бензопилы, расходуйте всегда совместно: одну направляющую шину, две ведущих звездочки, четыре пильных цепи.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Благодаря бензопилам, процесс валки леса, заготовки дров, ухода за садом стал намного проще. Большой топливный бак или электрический аккумулятор, компактные размеры оборудования, а также высокая мобильность гарантируют вам несколько часов комфортной и продуктивной работы. Некоторый типы бензопил можно применять не только для распилки дерева, но и для работы с бетоном или же камнем. Для этих целей используются, как правило, циркулярные или же сабельные пилы.

После покупки новой бензопилы, каждому владельцу скорее хочется начать ее использование. Однако стоит отметить, что особое внимание нужно уделить изучению техники безопасности и правил использования, заправке и смазке пилы, обслуживаю. Ведь именно это напрямую влияет на качество и продолжительность работы бензопилы, ее срок службы и эффективность результата.

Подготовка и начало работы бензопилой

Возможно, самый важный этап в использовании новой бензопилы - правильная подготовка к работе, поскольку именно от этого зависит, как будет пилить ваше оборудование. Для пользователя необходимо правильно собрать пилу, соблюдать соотношения компонентов при приготовлении топлива, заправить маслом, обкатать и т.д. Все эти шаги сказываются на работе и результате распила, а также влияют на срок службы бензопилы.

Комплектация бензопилы

Зачастую, каждый производитель поставляет свои бензопилы практически в собранном виде. Вам остается лишь установить шину, отрегулировать натяжение цепи и заправить оборудование маслом и топливом. Однако некоторые производители оставляют за собой право изменять комплектацию коробки дополняя ее аксессуарами и деталями, облегчающими обслуживание бензопилы.

Масло, топливная смесь и обкатка мотора

Каждая бензопила требует особенную топливную смесь, в которой бензин разбавляется небольшой долей масла. Так двигатель получает топливо для работы и необходимую смазку для ее плавности и легкости. Как правило, лучше выбирать качественный, свежий бензин, октановое число которого не ниже 92. Однако, есть модели импортных, дорогостоящих бензопил, которые работают на бензине А95 и не ниже.

Также важно соблюдать пропорции и на 1 литр бензина использовать 20 мл моторного масла. На самих упаковках с маслом вы найдете пропорцию 1:50.

Смазка цепи во время работы - залог хорошей и качественной распилки. Чтобы бензопила правильно пилила бревна без вреда запчастям и комплектующим, рекомендуется использовать качественное фирменное масло. Если же производитель пил не выпускает масел, то можно применять моторное масло, вязкость которого составляет W30-W40.

Правильное начало работы новым инструментом - еще один основополагающий этап, от которого зависит долговечность, исправность и качество работы бензопилы. Для того, чтобы сделать так званую “обкатку”, нужно дать поработать бензопиле вхолостую по несколько минут на разных скоростных режимах. Пила устанавливается на ровную поверхность, заводится мотор и работает 2-3 минуты на малых и средних оборотах.

После этой процедуры проверяется степень натяжения цепи, натягивается, если это необходимо и можно совершить пару пробных пропилов.

Как правильно пилить бензопилой?

Работа бензопилой - опасное занятие, при котором нужно думать не только о своей безопасности, но и об окружающих людях, предметах, сооружениях. В инструкции производитель всегда указывает несколько правил и советов, рассказывающих как работать бензопилой начинающему оператору. Перед началом работы необходимо удостовериться в исправности оборудования, достаточном количестве топлива и масла. Нужно осмотреть объект спила, рассчитать направления валки, очистить землю возле обрабатываемого дерева под углом 45 градусов со всех сторон вокруг дерева и по бокам от направления падения.

Безопасным считается расстояние, равное двум длинам дерева в любом из направлений. На этой территории не должно находится никак лишних предметов.

Правильно пилить бензопилой нужно заняв устойчивое положение, широко расставив ноги. Плечо упирается в ствол дерева, а направляющий подпил старайтесь делать как можно ниже, чтобы облегчить себе задачу по валке и оставить после работы маленький пень. Также важно, чтобы дерево не было гнилым, поскольку оно может упасть не по заданной траектории.

Что можно пилить бензопилой?

Достоинством бензопил является то, что они очень полезны и универсальны. Так, например, богатый ассортимент на рынке предлагает большой выбор бытовых, полупрофессиональных и профессиональных бензопил, которые отличаются мощностью, габаритами, весом, длинной шины и некоторыми менее значительными показателями и техническими характеристиками.

В зависимости от типа пилы, область ее использования также меняется. Вы можете бензопилой и дрова заготовить, и сухостой спилить ненужный. Используя пилы более профессионально, ими спиливают деревья, заготавливая доски и полена. В строительстве бензопилы могут применяться для разрезания пенобетона, пластиковых труб, камень и т.д. Опытные специалисты даже такой хрупкий материал на дсп могут пилить бензопилой. Для этих целей они используют либо пилы малых мощностей, либо же циркулярные дисковые пилы.

Частым вопросом на форумах является можно ли резать бензопилой лед? Можно, но придерживаясь некоторых правил. Масло для смазки можно не использовать, а пропил необходимо производить только кончиком шины. После резки цепь нужно качественно вытереть от воды, чтобы исключить появление ржавчины.

Как правильно пилить бревна разных размеров?

Для комфортной работы пилой по древесине разной породы и толщины, необходимо правильно подобрать полотно. Логично ведь, что при валке тонких и небольших деревьев, нет смысла использовать большие и тяжелые машины. Поэтому рекомендуется отталкиваться от диаметра ствола:

  • до 300 мм. используйте полотно до 35 см;
  • стволы 300-600 мм. требуют средние полотна, 35-65 см. длиной;
  • для ствола 600 мм. и больше используйте тяжелые полотна, длина которых 65 см. и более.

Правильный процесс валки больших и маленьких деревьев

Тонкие (до 15 см.) и невысокие растения можно пилить одним заходом. Однако же, если дерево имеет существенную высоту и большой объем ствола, такой метод валки не подходит. Правильно пилить большие деревья нужно следуя следующим шагам и правилам:

  • первый пропил делается со стороны, куда дерево должно упасть, под углом 45° и на четверть диаметра ствола;
  • второй пропил - горизонтальный, ниже первого до их состыковки;
  • третий - валочный пропил - осуществляется на противоположной стороне, параллельно второму надпилу и выше примерно на 5 см.

На следующей картинке изображена схема расположения пропилов:

После третьего пропила необходимо вынуть полотно пилы и отойти на безопасное расстояние.

Как правильно пилить лежачее бревно пополам и на доски?

При создании досок и полон хорошим помощником станет Big Mill - специальное приспособление для продольной распиловки бревен. Как же распилить бензопилой бревно вдоль? Для того, чтобы правильно пилить бензопилой доски, на бревне нужно сделать разметку, отбить ось, а только потом приступать к самой распиловке.

Правильная разметка - залог качественного и аккуратного распила. Чтобы это сделать корректно, следуйте следующим советам:

  • центр бревна определяется строительным уровнем: диаметр дерева делится пополам и середина отмечается карандашом прямо на брусе;
  • далее уровень располагается горизонтально на отмеченной точке и проводится вертикальная линия карандашом вдоль всей древесины;
  • повторяем действия на лицевой части;
  • обивочный шнур располагаем вдоль дерева с одной стороны бревна, натягиваем и сбиваем яркий мел, чтобы очертить ровную линию посередине всего бруска;
  • аккуратно следуя нарисованной линии, бревно распиливается на две части.

Особенности распиловки бревна на доски

В мастерской пилить бревна на доски разного размера не составит труда. Однако, если вы находитесь в условиях леса, то сделать с подручными материалами будет не просто. Но дальше опишем доступную инструкцию, как правильно пилить доски бензопилой, имея при себе сам пильный агрегат, самодельный станок и несколько саморезов.

  1. Из досок сооружается уголок, который будет играть роль направляющей. Для укрепления конструкции внутрь можете поместить деревянные бруски.
  2. Саморезами фиксируете этот уголок на обрабатываемом бревне.
  3. Прижимаете крышку крепления к одной из досок и делаете первый пропил.
  4. Уголок переставляется на вертикальную сторону и снова таким же образом фиксируется саморезами.
  5. После спила сторон с корой, можно приступать к распиловке досок. Важный момент заключается в том, что правильно пилить их, толкая бензопилу коленом или бедром, но никак не руками.

Работать бензопилой по камню, газобетону и другим материалам

Бензопилы также позволяют работать ними по бетону. Обычно для этих целей используются алмазные круги на электрических дисковых пилах, однако в некоторых условиях работать ими нет возможности. Как же правильно пилить железобетон, камень и другие материалы обычной бензопилой?

Наиболее подходящим вариантом для распиловки кирпича и других каменных материалом подходят так званые сабельные пилы. Средняя глубина реза у них составляет 30-40 см. Особенным достоинством можно отметить возможность входа пила и самого пиления с поворотом на 90 градусов. Такие движения делаются при строительстве оконных или дверных проемов, а также арок и ниш.

Пильный элемент в бензопилах сабельного типа - алмазная цепь. Ее отличительной чертой выступают сегментные напайки, которые делают цепь более прочной и надежной. Шина также отличается от шин бензопил, приспособленных для пиления дерева.

Шина сабельной цепи оснащена некоторыми каналами, через которые поставляется вода для охлаждения ленты и очистки рабочей зоны. В основном такие пилы имеют двухтактный двигатель невысокой мощности, что делает их удобными для бытового применения.

Приспособления, облегчающие работу бензопилой

Для того, чтобы сделать рабочий процесс наиболее комфортным и легким, существует ряд приспособлений и насадок на бензопилы.

Данные насадки используются для удаления коры, лишних и ненужных наростов и сучьев, вырезания чаш, углублений и пазов, придания плоскости округлым поверхностям и т.д. Разделяют барабанные и дисковые дебаркеры.

Устройство для вертикального распила

Правильно и ровно пилить доски вам поможет такое устройство, гарантирующее прямолинейное движение пилящим агрегатом. Он позволяет не только распилить древесину пополам или на 4 части, но и выпилить бруски, доски.

Приспособление для горизонтальной распиловки

Данное устройство, наоборот, позволяет совершать правильные распилы в горизонтальной плоскости, то есть пилить бревна (цилиндры). Например, они могут пригодиться для заготовки дров.

Возможные проблемы с бензопилами и их решение

Каждый производитель в руководстве по эксплуатации указывает ряд самых распространенных поломок или неполадок, с которыми может встретиться оператор до, во время и после работы оборудованием. Такие проблемы пользователь, как правило, правильно может решить самостоятельно, проведя небольшое техническое обслуживание. Если же проблему не удалось решить самому, рекомендуется обратиться в сервисный центр за помощью специалиста.

Во время самих пильных работ, пила может застрять в стволе дерева. В этом случае категорически нельзя ее резко вырывать, особенно, если двигатель еще заведен. Для таких случаев, большая часть бензопил оснащена системой аварийного стопа, при которой цепь резко останавливается для обеспечения безопасности оператора.

Правильным будет остановить мотор и наклонить ствол до тех пор, пока не выскользнет пила.

Также возможно, что при распиловке, бензопила начинает пилить в бок. Причин, по которым бензопила пилит криво, не много:

  • неправильная заточка цепи;
  • неподходящая цепь по параметрам;
  • гарнитура пилы уже порядком износилась.

Чтобы устранить данную проблему, попробуйте заменить цепь на новую, правильно подобрав ее для вашей шины.

Причины, почему плохо пилит бензопила также имеют основу в неправильном обслуживании. Так, например, было использовано некачественное топливо или смазочное масло. Возможно, вышли из строя настройки натяжения цепи или есть необходимость настройки карбюратора. Чтобы наверняка идентифицировать проблему, почему плохо пилит пила, необходимо провести техническое обслуживание.

Правильно держать бензопилу двумя руками, а не одной, а во время распиловки она должна находится сбоку от оператора. В таком положении пила в аварийных ситуациях не сможет травмировать пользователя. Конечно же, перемещение по территории нужно делать исключительно при выключенном моторе.

Помимо общей техники безопасности, не стоит забывать и о личной защите. Используйте специальную одежду и перчатки. Специальные очки, наушники и маска защитят органы чувств от громкого шума, пыли и щепок. Обувь должна быть закрытой и удобной.

Видео обзоры как правильно пилить бензопилой

Бензопила значительно упрощает процесс распила древесины, но стоит помнить, что данный инструмент является источником возможных несчастных случаев. При покупке нового инструмента в комплекте в обязательном порядке находится инструкция по эксплуатации бензопилы. Ее необходимо изучить каждому, кто впервые приступает к работе, используя данный инструмент. Это не только предотвратит возникновение поломок в процессе неправильной эксплуатации, но и исключит возможность несчастных случаев.

Бензопилы независимо от модели имеют общие узлы, которые могут отличаться формой и конфигурацией:

  • двигатель;
  • муфта сцепления;
  • редуктор;
  • пильный аппарат;
  • непосредственно рама и элементы управления стартером.

Начало работы с бензопилой

Большинство мужчин сразу после покупки бензопилы желают испытать ее на деле, забывая при этом изучить руководство пользователя. Производители настоятельно рекомендуют изначально ознакомиться с инструкцией, которая поможет настроить инструмент и привести его в рабочее состояние. В противном случае есть большая вероятность того, что инструмент при первой эксплуатации получит непоправимый вред.

Перед тем как приступить к первой работе с инструментом, нужно настроить шину, цепь и звездочку. Все эти элементы должны работать едино. При первой эксплуатации пилы очень важно обкатать движок, для этого стоит опустошить один бак. Важно не нагружать пилу, но и вхолостую делать обороты также не стоит. Такие действия в результате могут спровоцировать значительный износ двигателя.

Первое, с чего начинается , это приведение инструмента во включенный режим. Перед тем как запустить инструмент, стоит немного подкачать топлива в карбюратор. Затем следует вытащить подсос и резким рывком выдернуть стартер. Если делать рывки стартера не резкие, а вялые, есть вероятность залить свечи, и все последующие попытки завести бензопилу будут сведены к нулю. Если такое произошло необходимо вытащить свечу и прогреть ее, в результате этого все пары топливной смеси испарятся.

Вернуться к оглавлению

  1. Очень важно удерживать инструмент двумя руками, крепко держась за рукоятку. При этом большой палец левой руки должен быть расположен под передней рукояткой.
  2. При выполнении работы нельзя стоять за инструментом. Работник должен располагаться сбоку от прибора.
  3. Пиление осуществляется верхним или нижним краем пилы. Если распил осуществляется верхним краем, значит пила движется по направлению к работнику, и это очень важно учитывать во время работы.
  4. При работе лучше стоять с ровной спиной и полусогнутыми в коленях ногами, такое положение обеспечит максимальное равновесие.
  5. Передвигаться с включенным инструментом крайне опасно, поэтому если есть необходимость перейти в другое место, инструмент стоит выключить или поставить на тормоз.
  6. Начинать распил стоит краем шины, расположенным ближе к корпусу.

Вернуться к оглавлению

Эксплуатация бензопилы в разное время года

Двухкатный мотор внутреннего сгорания, за счет которого работает бензопила, требует определенный уход в разные сезоны. Если работа проводится на улице в зимнее время, и температура находится ниже нуля, очень важно прогреть карбюратор. Это необходимо, потому что топливо при таких низких температурах может кристаллизоваться, делая смесь более вязкой. Прогревание карбюратора дает возможность пиле адаптироваться к подобному температурному режиму.

Стоит также внимательно отнестись к резкой смене температурного режима. Если инструмент хранился на холоде, не стоит резко заносить его в теплое помещение, поскольку сразу образуется конденсат. Такое скопление влаги внутри инструмента может вызвать негативные последствия, связанные с явлением коррозии.