Язык – орган чрезвычайно важный. Находится он, как известно, во рту. Имеет очень удобное мышечное устройство, позволяющее показывать его, когда это необходимо. Но, сегодня давайте поговорим серьёзно о том, зачем человеку нужен язык.

Язык как орган

Язык – это орган вкуса. На его поверхности находятся вкусовые рецепторы (клетки, воспринимающие вкус). Все разнообразие вкусовых ощущений возникает из сочетания четырех основных (горький, сладкий, кислый, соленый). А рецепторы, распознающие эти вкусы, находятся в разных зонах языка.

Как часть системы пищеварения, язык участвует в механической переработке пищи, распределяя ее в полости рта, и в глотании. В грудном возрасте значение языка вообще трудно переоценить. Ведь этот орган – главный в акте сосания.

Язык как орган осязания воспринимает тепло и холод. На слишком острую пищу реагируют находящиеся на языке рецепторы боли.

По внешнему виду языка (цвету, налету) можно определить состояние здоровья, поэтому врачи при осмотре просят показать язык. А по отпечатку языка, к слову, можно идентифицировать любого человека – форма и рисунок поверхности языка абсолютно индивидуальны.

А еще, зачем человеку язык? Он участвует в образовании звуков речи и относится к активным, т. е. подвижным, органам (в отличие от неподвижных – нёбо, зубы). Язык, изменяя свое положение, создает во рту препятствия для выдыхаемого воздуха. Так возникает источник шума, без которого не было бы согласных звуков. От положения языка зависит и специфическое звучание каждого гласного (например, [и] или [ы] при одинаковом положении губ).

Вот и попробуйте теперь представить человека без языка. Ни поесть нормально, ни поговорить. Кстати, вот и еще одно значение слова «язык».

Язык как речь

А что такое речь? Это форма и средство общения людей. Язык возник на самых ранних этапах формирования человеческого общества. Язык изначально представлял собой примитивную систему определенных сигналов (мимических, звуковых, тактильных) для передачи информации. Люди, в процессе совместной деятельности (труда, охоты и т. д.), должны были как-то координировать свои действия. Именно из-за необходимости общения и возникла речь. Считается, что произошло это примерно 2 млн. лет назад. Постепенно формировалась членораздельная речь, способствовавшая дальнейшему развитию человека, его сознания и общества в целом.

Просто страшно представить, что бы было, если бы не появилась разговорная речь. Возможно, человечество так и осталось бы на нижней (первобытной) ступени развития. Ведь именно благодаря разговорной речи люди общаются, накапливают знания и опыт, передают их из поколения в поколение. Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Язык, с одной стороны, закрепляет результаты деятельности мышления, а с другой – способствует большему развитию мыслительных процессов. Таким образом, язык – это средство интеллектуальной деятельности, на котором строится способность человека воспринимать различные образы, думать, запоминать, творить, воображать и т. д.

Теперь вы знаете все о функциях языка и возникновении языка разговорного. Воспользовавшись этой информацией, даже школьник сможет написать сочинение: зачем человеку язык.

Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том, какую роль играет в нашей жизни язык.

С девяти месяцев ребенок человек начинает использовать речь и заканчивает лишь с наступлением старости. Это не только способ передачи своих мыслей, но и средство, к которому мы обращаемся, чтобы подбодрить близких людей или донести важную информацию. Язык является помощником в общении с другими людьми, и это, несомненно, надо ценить. Иногда грубое слово обижает человека, а доброе – делает сильнее. Поэтому никогда не стоит забывать о весе слова, его влиянии на людей.

Также пополняя наш словарный запас, мы развиваем наш мозг, с помощью языка учимся рассуждать, спорить, анализировать. Именно язык отличает нас от животных, ведь он дает способность мыслить, не действовать инстинктами.

Также язык отражает культуру народа, который его использует. Я думаю, что русский язык очень красив. Сколько в нем синонимичных слов, средств выразительности. В языке отражается и история нашей страны, видны произошедшие изменения. И иногда становится обидно, что в разговоре используют так много иностранных слов.

Но, несмотря на это, до сих пор популярно стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык», в котором говорится о том, какую поддержку человеку и может оказать язык. Именно он скрепляет национальности, в нем находится вся сила народа. Он помогает в трудные времена держаться вместе.

Затрагивая эту душетрепещущую тему, вспоминается стихотворение Анны Ахматовой «Мужество». Оно говорит о том, что в годы войны народ сохранит «Великое русское слово», тем самым показывая его значимость. Ведь язык – олицетворение народа, без него не может существовать национальность, ведь он скрепляет всех людей вместе. Русское слово – это то, за что нужно сражаться в тяжелые времена, ведь он – прошлое, настоящее и будущее целой страны.

В заключение мне хотелось бы сказать, что язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Нужно всегда знать значение применяемых слов, стремиться использовать как можно меньше иностранных, так как это портит всю красоту нашего языка, читать классическую литературу и помнить, что каждая брошенная нами фразу играет важную роль в человечной жизни и никогда не использовать их необдуманно.

По русскому языку 5-7 предложений

Несколько интересных сочинений

  • Образ мечтателя в творчестве Достоевского. Итоговое сочинение

    Образ мечтателя, однажды появившись в творчестве Достоевского, остался там навсегда. Он стал своего рода символом и отличительной чертой произведений Федора Сергеевича.

  • Анализ рассказа Чехова Черный монах

    Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике

  • Сочинение Семья в жизни человека и ее роль

    Семья – сколько в этом слове любви, нежности, трогательности. Если верить Ожегову, семья – это группа живущих вместе близких родственников, но ведь родные и близкие по духу нам люди не всегда рядом с нами.

  • Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Роман Булгакова Мастер и Маргарита отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.

  • Анализ романа И дольше века длится день Айтматова

Язык человека - это мышечный орган, как и у всех позвоночных.


Его функции - участие в обработке и глотании пищи, в речевых актах.

Распознавание вкуса

За распознавание вкуса ответственны вкусовые сосочки, расположенные на поверхности языка. У взрослых людей их примерно девять тысяч.

Вкусовой сосочек - это группы клеток-рецепторов (около 50 клеток для одной вкусовой «луковицы»). «Луковицы» имеют внешнюю форму грибка или сосочка - папиллы, на поверхности которых - тончайшие выступы-микроворсины, выходящие на поверхность языка. Между собой клетки групп связаны нервными волокнами, а с мозгом, куда они передают информацию, - лицевым и языкоглоточным нервами.

Сосочки реагируют на химические соединения с горьким, сладким, кислым и солёным вкусом. До конца ХХ века считалось, что только эти вкусы и их комбинации доступны человеку. И лишь в XXI веке был признан ещё один вкус - умами (umami), вкус глютаминовой кислоты, ощущаемый, когда мы едим мясо или помидоры, блюда из морских водорослей.

Открытие умами принадлежит Икеда Кикунае, который описал пятый вкус ещё в начале ХХ века. Однако вполне вероятно, что на этом открытия не закончатся. Французские учёные обнаружили вкусовые рецепторы, реагирующие на… жирный вкус. Дальнейшие исследования должны опровергнуть или подтвердить их находку.


Следует сказать несколько слов и о зонах распознавания вкусов. До недавнего времени считалось (хотя и часто оспаривалось), что за распознавание сладкого вкуса отвечают рецепторы на кончике языка; кислого - листовидные рецепторы по бокам языка; солёного - рецепторы на передней и средней части спинки языка; горького - цилиндрические рецепторы на задней части спинки. Теперь и эта информация подвергается основательным сомнениям.

Язык как орган глотания

Язык служит человеку и как глотательный орган. Он участвует в ротовой фазе глотания. Пережёванная, смоченная слюной пища формируется в болюс - комок до 15 мл в объёме.

С помощью языка и мышц щёк болюс попадает на спинку языка, прижимается к нёбу, транспортируется на корень языка, а далее - в глотку.

Язык как орган говорения, речи

Язык выполняет важнейшую функцию в образовании звуков речи. Его малоподвижность, врождённые дефекты - самые частые причины плохого произношения.


В образовании звуков принимают участие разные зоны языка. Если язык полностью опущен, расположен плоско и совершенно не препятствует выходу воздуха, образуется очень открытый, музыкальный [a]. При максимальном подъёме языка образуются гласные [у], [и], [ы], при среднем подъёме языка к нёбу образуются ударные звуки [о], [е].

Для образования согласных во рту с помощью языка и губ образуются препятствия для прохождения воздуха. Преодолевая их, воздух совершает трение, «размыкает» смычки, вызывает вибрацию языка.

Чтобы образовался чистый [т], нужно язык плотно прижать к зубам и «взорвать» смычку энергичной струёй . Аналогично образуется [д], но язык будто «приклеивается» к нёбу, после чего уже смычка раскрывается. [х] возникает, когда задняя спинка языка сближается с мягким нёбом. При образовании звука [р] кончик языка под воздействием выходящего воздуха вибрирует.

Другие согласные также образуются при помощи разного положения и работы языка, потому его силу, подвижность крайне важно тренировать, чтобы звуки получались чистыми, яркими, красивыми.

Интересные факты о человеческом языке как органе тела

— Язык - самая сильная мышца тела и наиболее чувствительная.

— Отпечаток языка у каждого человека - особый и в этом смысле похож на отпечатки пальцев.

— Язык - единственная мышца, закреплённая с одной стороны и свободная - с другой.

— С помощью языка новорождённые сосут материнское молоко, при этом - дышат и глотают - такой способностью не обладает ни один взрослый.

— Чем больше на языке вкусовых сосочков, тем реже человек испытывает чувство голода, чем меньше - тем чаще.


— Если слюна не способна что-то растворить (хотя бы частично), невозможно почувствовать вкуса.

— Самый длинный язык - у Шанель Тэппер. Его длина - 9, 75 см.

— К 60 годам 4/5 всех людей утрачивают половину и более вкусовых рецепторов.

Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.

Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.

Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.

Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.

Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.

Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.

Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.

Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.

Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.

Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.

Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.

Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.

Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.

Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.

Конспект урока русского языка.

Класс : 5

Тема учебного занятия : «Зачем человеку нужен язык»

Продолжительность учебного заня тия: 45 мин.

Тип учебного занятия : Изучение нового материала..

Целеполагание :

Показать учащимся, что язык – это универсальное средство общения, и что свободное владение родным языком – признак культуры человека; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в школе;

Научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов;

Привить любовь и уважение к родному языку.

Оборудование:

Учебник под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 5 класс», 2009г.;

Компьютер, проектор;

Презентация;

Таблица «Единицы языка и разделы лингвистики»;

Таблица «Слово»,

Словари русского языка,

- инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП.

Ход урока .

I . Целеполагание.

1.Интрига. .

Учитель.

Наш урок посвящён очень интересному вопросу, но, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят учёные, эксперимент . Что означает это слово? (Опыт.) Кто из вас хочет хоть на минуту побыть актером? Задание детям (два человека у доски) без слов разыграть сценку. Темы сценок: «Поймал большую щуку»; «Пятерку получил».

Беседа.

Что изображали наши «актеры»?

На каком языке они говорили? (Язык мимики и жеста, пантомимы.)

Почему нам не всегда было понятно, что изображали товарищи? (Бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения.)

2. Объявление темы и целей урока .
Учитель : Вы немного удивлены такому необычному началу урока? Может быть, кто-то догадался, с чем это связано? (Помогает учащимся определить тему урока).
- Народная мудрость гласит: «Язык дан человеку, животным - немота».

Нам сегодня предстоит выяснить, для чего человеку нужен язык, возможно ли владение языком вне общества, какой речью должен владеть человек. А в этом нам помогут лингвистические тексты учебника, словари русского языка, таблица, презентация и, конечно, ваши знания .(Слайд №1). Сформулируйте и запишите свои задачи на этот урок.

II . Актуализация знаний .

1) Вводная беседа «Что вы можете рассказать о языке?».

Вопросы к беседе :

Что, по вашему мнению, называется языком?

Какие языки вы знаете?

Для чего человеку нужен язык?

Можно ли обойтись без языка в жизни?

Что объединяет разные языки, например, русский и немецкий?

2) Словарная работа .

- А теперь обратимся к толковому словарю С. Ожегова. В нём мы найдем
точное значение слова
язык :

О каком языке мы будем говорить на уроке?
3) Объяснение смысла эпиграфа.

Эпиграфом урока является высказывание Г.Р.Державина: « Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Слайд №2) . Как вы понимаете смысл высказывания.

Что такое «эпиграф»? Спишите его без ошибок.

4) Исследование таблицы «Единицы языка и разделы лингвистики».

Учитель. Язык изучает лингвистика. (Слайд №3) . Мы знаем, чтобы сообщить нечто и быть понятым, надо действовать в системе данного языка, по законам его структуры, правильно пользуясь тем, что относится к области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса. Во избежание трудностей, давайте закрепим лингвистические термины , чтобы увереннее быть в своих знаниях при выполнении тренировочных упражнений.

Рассмотрите таблицу, прочитайте её, подбирая примеры. (Одновременно под контролем учителя уточняют содержание основных лингвистических терминов)

Единицы языка и лингвистики.

фонетика

орфоэпия (правила произношения звуков)

графика (правила обозначения звуков на письме)

морфемика (состав слова)

словообразование

орфография (правила написания морфем)

морфология

стилистика (употребление слова в разных частях речи);

орфоэпия (правила постановки ударения в словах);

орфография (различие собственных и нарицательных имен на письме);

различие слова и СС (малопонятный и мало понятный)

Словосочетание

синтаксис;

фразеология

стилистика (употребление СС в разных стилях речи)

Предложение

синтаксис

стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);

пунктуация (правила расстановки знаков в предложении);

интонация (особенности методической и ритмической организации предложения)

5)Работа по учебнику. Анализ лингвистических текстов учебника .

Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух.с соблюдением логических ударений, пауз, в неторопливом темпе.

Объясните, о чём этот текст? Озаглавьте его. (Слайд № 4)

Найдите предложения, которые выражают главную мысль текста и запишите их..

(Слайд № 5).

- Какие слова вам незнакомы?

- Прочитайте последнее предложение текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли, отвечая на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»

Спишите без ошибок первый абзац, проговаривая по слогам трудные для написания слова.

Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух.

Озаглавьте текст. Найдите предложение, которое передаёт главную мысль текста. (Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научиться говорить). Почему?

Зачем человеку нужен язык? (Слайд № 6).

6) Физкультпауза .

Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

?). Работа по учебнику Подробное знакомство с рубрикой ЗСП . (Слайд № 7).

Кто попробует расшифровать ЗСП?(учитель помогает учащимся).

З – значение слова (происхождение)

С – морфемное строение (структура)

П – правописание.

Рассмотрим таблицу «Слово», так как именно слово лежит в основе работы с рубрикой ЗСП. (Под руководством учителя учащиеся осмысливают эту таблицу).

лексическое значение строение (структура) как часть речи

главный смысл грамматическое

значение

Учитель . А.П.Сумароков утверждал: «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил». С этими словами невозможно не согласиться.

Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключен в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно применить правило.

Для того, чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе. (Учитель знакомит учащихся со словарями русского языка, представленными на выставке).

Внимательно рассмотрите слова рубрики ЗСП- 1.. Подберите к ним однокоренные, составьте с ними предложения. (Слайд № 8).

Инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП

(учитель раздаёт каждому учащемуся на уроке).

1. Проанализируйте слово.

2.Перепишите слово без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений.

3.Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание.

4. Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание.

5.Запомните правописание каждого слова.

8)Послушайте легенду о языке.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

– К чему призывает Л.Н.Толстой?

- Попробуйте доказать, что язык - ваш друг. Ответьте на вопрос профессора: «Когда язык становится врагом человеку?» (Слайд № 9).

При подготовке ответа пользуйтесь планом:

1)Небрежная речь, засоренная пустыми, бессмысленными словами.

2)3лая речь, жестокая и оскорбительная для других.

3) Невежливая, неуважительная речь.

4) Неграмотная речь.

5. Рефлексия

Зачем человеку язык?. (Слайд № 10).

(Рефлексивный прием по принципу незаконченного предложения)

- «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался, я научился….»

- «На уроке мне особенно понравилось…»

- «Сегодня нам удалось…»

Учитель .

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!
– А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю, что всем понятно, в каких значениях употреблено слово «язык». Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

6) Выставление оценок за урок.

7) Домашнее задание :

1.Для всех – на основе лингвистических текстов учебника составить связный рассказ на тему «Зачем человеку нужен язык»; параграф 1,упражнение 5 (письменно), ЗСП 2.