- В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Господь дунул и сказал: Приимите Духа Святаго ». Но мы знаем, что Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы, а что тогда было, когда Господь сказал эти слова?

Прот. Дмитрий Смирнов: - Они приняли Духа Святаго. Тут объясняется очень просто. В «Деяниях» апостолом и евангелистом Лукой подробно изложены события, которые произошли в Сионской горнице. А в Евангелии об этом нет упоминаний. Поэтому святые отцы Церкви, которые Евангелие разбирали по зачалам, для праздника Троицы выбрали отрывок, где говорится о Духе Святом.

прот. Александр Березовский: - То есть просто это одно событие в разном описании.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Дело в том, что Дух Святый раздает разные служения. Здесь речь шла о том, что апостолы властны вязать и разрешать. Если Дух Святый, Который сошел на всех апостолов в День Пятидесятницы и все Дары принес им с Собой, то здесь конкретное дело.

прот. Александр Березовский: - Когда Господь посылал апостолов на проповедь, они возвращались и говорили, что духи им повинуются, и болезни они исцеляли, и прокаженных очищали. Это же тоже Духом Святым совершалось? То есть и в тот момент Господь даровал им, но не во всей полноте.

прот. Дмитрий Смирнов: - На конкретное служение.

прот. Александр Березовский: - А во всей полноте Церковь сейчас имеет дары Духа Святаго.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, тогда каждый, служа Господу, уже и по собственному разумению получает благословение от Духа Божия.

Бог знает и все наши молитвы слышит. Правильно ли просить у Бога одно и то же много раз, если Он медлит подать? Не является ли это своеволием?

прот. Дмитрий Смирнов: - А это смотря, в каком духе. Можно нахально топать ножкой, а можно просить смиренно. И Господь указывал, что это Ему угодно.

прот. Александр Березовский: - То есть, смотря, что и как.

прот. Дмитрий Смирнов: - Такие вопросы выдают автора, что он плохо знает Евангелие.

прот. Александр Березовский: - Ну, порой люди смущаются тем, что Господь говорит: «Просите - и дастся Вам» . - «Я прошу, но не дается».

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо посмотреть, что в Евангелии описано, как надо просить. Прежде всякого прошения простить тем, кто нуждается в этом прощении в силу сложившихся обстоятельств. Человеку часто в голову не придет, он просит – и дай ему. С какой стати-то?

прот. Александр Березовский: - Потому что ему нужно.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так бы и сказал.

прот. Александр Березовский: - Каждый говорит: Ну, Бог же видит, что мне нужно? Ну, почему?

прот. Дмитрий Смирнов: - Бог видит, что тебе не нужно. Это – блажь.

прот. Александр Березовский: - Когда человек молится не о себе даже, а о другом, прося тому исцеления в болезни или помощь в обстоятельствах. Все равно Господь порой медлит, видя, что человеку …

прот. Дмитрий Смирнов: - Просто Господь лучше знает, кому, что, когда и вообще надо ли. Просто некоторые люди немножко забываются: кто Бог и кто ты?

прот. Александр Березовский: - И при этом Господь все-таки дает нам такую возможность: просить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

прот. Александр Березовский: - Зная лучше за нас, что нам в этот момент необходимо.

прот. Дмитрий Смирнов: - Безусловно. И Он прежде нашей просьбы знает, что нам нужно.

прот. Александр Березовский: - И знает, что Он сделает.

прот. Дмитрий Смирнов: - И это знает, конечно.

прот. Александр Березовский: - И тогда зачем нужна наша просьба?

прот. Дмитрий Смирнов: - Можно и ни с чем не обращаться. Ангелы же не обращаются с просьбами к Богу.

В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя» . А как правильно любить себя? И нужно ли вообще себя любить?

прот. Дмитрий Смирнов: - А тут, знаете как, нужно или не нужно, но каждый человек себя любит. Каждый человек хочет, чтобы если он что-то натворил, его не ругали, а сразу прощали. Каждый человек хочет все время пятерки получать, хотя их и не заслужил. И так далее. А почему это происходит? Он любит себя. Каждый человек к себе несправедлив.

прот. Александр Березовский: - Он к себе милостив.

прот. Дмитрий Смирнов: - Очень милостив. И поэтому Господь и дал именно такую формулировку: «ближнего как самого себя ». Что не хочешь себе, не желай того и ближнему.

прот. Александр Березовский: - Господь даже толкует эту заповедь таким образом.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Любовь к себе – это хорошо к себе относиться.

прот. Александр Березовский: - А когда человек ругает себя, и действительно это обосновано…

прот. Дмитрий Смирнов: - Обычно он ругает, потому что стоит в такой позе. Я, мол, великий грешник. Ему так нравится, что если грешник - то уж обязательно великий.

прот. Александр Березовский: - Но тем самым он подчеркивает …

прот. Дмитрий Смирнов: - Подчеркивает свою гордость и желание обратить на себя внимание и то, какой он вообще продвинутый человек.

прот. Александр Березовский: - Но Богу эту продвинутость доказывать не надо.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Бог все видит.

прот. Александр Березовский: - Ну, человеку такая вот форма нужна …

прот. Дмитрий Смирнов: - Фарисейство очень въелось в людей, поэтому Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской» – которая есть лицемерие. Это все великие грешники –лицемеры и фарисеи. Они противны Богу.

прот. Александр Березовский: - Но путь к истинному покаянию не проходит такой этап – сначала, может быть …

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю, у кого-то, может быть, и проходит. Но этот этап не связан с покаянием.

прот. Александр Березовский: - То - есть, это не обязательное такое …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да нет, это просто демонстрация того, чего нет. Попытка зарекомендовать себя, проявить …

прот. Александр Березовский: - Но не детское пока понимание? Не понимают сути люди – хотя бы внешне …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, детское в том смысле, что это несусветная глупость. Ну, в этом – да, пожалуйста.

Чтобы стать милосердным и сострадательным, достаточно ли творить дела милосердия и молиться Богу?

прот. Дмитрий Смирнов: - Достаточно, конечно. Но только ведь, даже творя дела милосердия, человек может забыть, в чье имя он это делает. Всякие милосердные дела, если они не во Христе - вредоносны.

прот. Александр Березовский: - То есть, само по себе добро вредно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Возможно.

прот. Александр Березовский: - Ну, это если человек тщеславится, превозносится …

прот. Дмитрий Смирнов: - А он обязательно тщеславится.

прот. Александр Березовский: - То есть творить добро, не тщеславясь, не возможно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Это только совершенные люди могут.

прот. Александр Березовский: - И как нам быть в этой ситуации, если творя добро …

прот. Дмитрий Смирнов: - На вопрос «как быть» - всегда так: молись Богу.

прот. Александр Березовский: - Если знаешь диагноз.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот.

прот. Александр Березовский: - Потому что надо же знать, о чем молиться-то.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

-Когда мы творим беззакония и всякие мерзости, не оскверняем ли мы тем самым Бога?

прот. Дмитрий Смирнов: - Бога невозможно осквернить.

прот. Александр Березовский: - Мы оскверняем себя тем, что творим.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Бог живет в Свете Невечернем. Нам туда не проникнуть никогда. Он творец, а мы твари. Это совершенно разные категории.

прот. Александр Березовский: - Да и, вот, порой теряется грань между Творцом и тварью, и тварь замахивается на своего Творца.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это просто горделивая наглость и глупость. Потому что каждый гордый – он глупый.

прот. Александр Березовский: - И Бог все это терпит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Смиренно и кротко. Потому что Бог любит свое творение.

прот. Александр Березовский: - А творение вопрошает: где справедливость? Возмущаясь тем, как ему плохо живется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нельзя сказать, что ему плохо живется на самом деле. Это просто его такое восприятие.

прот. Александр Березовский: - Ну, все относительно. Если человека посадить в темную яму, то ему прежняя жизнь покажется раем. А так роптал, так жаловался на нее.

Почему одни люди позволяют себе оскорблять других? И что их за это ожидает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Человек, который это спрашивает, хочет мести.

прот. Александр Березовский: - Видно, попал под такое оскорбление.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Хочет, чтобы за него отомстили.

прот. Александр Березовский: - Когда сам творит человек беззакония, он не очень думает, что ему за это будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну конечно, да. Человек ищет к себе снисхождения.

прот. Александр Березовский: - Или заранее уже себе простил то, что еще только собирается сделать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да, что особенного? И некоторые говорят: «Все так делают».

прот. Александр Березовский: - Ну, это любимая форма оправдания. Потому что твой грех в массе теряется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вроде и не грех. Все равно, как ни крути, ты меньше убьешь народу, чем Барак Обама, например. Ну, никак не удастся тебе столько убить! И получить Нобелевскую премию мира. Это вообще надо ухитриться.

прот. Александр Березовский: - Это говорит о том, какими ценностями живут люди.

По телевидению набирают обороты передачи, например, «Лучше всех», где маленькие дети удивляют взрослых своим умением и познаниями. Например, четырехлетний ребенок знает геометрию на уровне средней школы. Батюшка, скажите, а такое выпячивание детских достижений не вредно ли для детей? И как потом, на ваш взгляд, сложится их жизнь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не могу сказать, как складывается, но это бесконечно отвратительное антипедагогическое действо. Каждый выход на сцену, эти клоуны, которые их встречают …

прот. Александр Березовский: - Очень популярны сейчас такие шоу, где задействованы дети.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, что делать? Все на продажу. И даже дети.

прот. Александр Березовский: - И родители хотят, чтобы ребенок туда попал.

прот. Дмитрий Смирнов: - Родители - потому что они сами - дети своего времени.

прот. Александр Березовский: - То есть, им хочется похвалиться хотя бы этим.

прот. Дмитрий Смирнов: - Похвалиться из тщеславия. О детях же мало кто думает. Именно об их душе.

Если люди, будучи в венчанном браке, разводятся - насколько это плохо для их будущей жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - А что имеется в виду под будущей жизнью?

прот. Александр Березовский: - Ну, они же как-то продолжают жить после развода.

прот. Дмитрий Смирнов: - А, в этом смысле? Да по-разному бывает.

прот. Александр Березовский: - Ну, и конечно, в будущем веке.

прот. Дмитрий Смирнов: - Разрубили человека пополам и спросили: как ты себя чувствуешь?

прот. Александр Березовский: - То есть развод сродни такому разделению.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, такой операции. Что такое развод? Это четвертование семьи. Только что у меня родился этот афоризм.

прот. Александр Березовский: - Разделяют все, что некогда было едино.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да.

прот. Александр Березовский: - Не только муж с женой разводятся, но все …

прот. Дмитрий Смирнов: - Но с другой стороны бывают такие преступления, что человека четвертуют. Там Емелька Пугачев, например.

прот. Александр Березовский: - Ну, там все-таки человек согрешил тяжко, а здесь …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну и в браке люди согрешают, бывает, тяжко.

прот. Александр Березовский: - Ну, чаще причины развода все-таки такие …

прот. Дмитрий Смирнов: - Самая частая – алкоголизм одного из супругов. Чаще мужчины, реже женщины. Но тоже сейчас женщины пьют порой …

прот. Александр Березовский: - ...не меньше мужчин.

прот. Дмитрий Смирнов: - Наравне.

прот. Александр Березовский: - Ну, алкоголизм – это же психическое заболевание …

прот. Дмитрий Смирнов: - Хорошо. Человек, страдающий психическим заболеванием, заходит в поезд метро и убивает 50 человек. И что, суда не будет? Не будет следствия? Не будет наказания?

прот. Александр Березовский: - Все будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Так какая разница?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, не надо.

прот. Александр Березовский: - То есть, эта кажущаяся польза не очевидна?

прот. Дмитрий Смирнов: - Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Если врач дает совет, ты можешь этот совет дать какому-то другому человеку? Ты же не врач!

прот. Александр Березовский: - Люди всегда говорят: но мне же помогло.

прот. Дмитрий Смирнов: - А другого это убьет.

прот. Александр Березовский: - То есть здесь просто исходить из собственного опыта маловато?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да это вообще.

прот. Александр Березовский: - А ведь народная медицина так и возникла: кто-то попробовал на себе и стал другим предлагать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Не кто-то. Сотнями лет люди пользовались и передавали из поколения в поколение этот опыт познания. В основном - трав и кореньев.

прот. Александр Березовский: - Люди делились своим опытом, и таким образом появилось это направление…

прот. Дмитрий Смирнов: - Но мы же не знаем, сколько людей умерло в страшных мучениях после этой дележки? Ну, например, если у человека болит живот – дать ему грелочку. А если у него перитонит? Что тогда?

прот. Александр Березовский: - Ну, это все.

прот. Дмитрий Смирнов: - Смерть. Ну, как? Сколько раз на живот клали грелочку – и все проходило. А тут надо лед класть.

прот. Александр Березовский: - Да, тут, конечно, неплохо бы разобраться, что с человеком происходит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Для этого доктор нужен. Человек, которого учили. И учили в хорошем ВУЗе. И человек должен хорошо учиться, а не пиво пить.

Я из мусульманской семьи, но христианство мне по духу ближе. Я хотела бы принять святое крещение, но мама уже старенькая, она этого не переживет. Боюсь ее убить. Посоветуйте, как быть? Может, не торопиться с крещением?

прот. Дмитрий Смирнов: - Вообще, торопиться не надо, только если поезд уже отходит.

прот. Александр Березовский: - То есть - подождать, когда уже мама …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Это разное. А потом, необязательно же взрослому человеку докладывать маме о своей внутренней духовной жизни.

прот. Александр Березовский: - То есть, мама может просто остаться в неведении.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да. Если ее это как-то огорчает, необязательно ей об этом сообщать. Это же элементарно. Даже доктора часто не сообщают, что у тебя рак 4-й степени. Ну, если человек сам не понимает, что его уже облучали, назначали 6 раз химиотерапию - что у него рак, он не понимает. Ну, и не надо с ним беседовать, значит, он просто прячет голову под крыло. Не хочет об этом думать, рассуждать.

прот. Александр Березовский: - Некоторые видят в этом обман. Считают, что если я умалчиваю, тем самым обманываю.

прот. Дмитрий Смирнов: - Умалчивание – это не обман. Надо говорить всегда только правду, одну только правду. И ничего кроме правды. Но не всю.

прот. Александр Березовский: - То есть, надо подумать, что сказать и кому.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Вот, например, ребенок шести лет. И мама будет ему рассказывать, почему она ушла от папы. Все, весь анамнез. С чего он начал, что было в середине, чем это все закончилось.

прот. Александр Березовский: - Но вряд ли поймет, и точно пользы не будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так это очевидно. Что стар, что млад. Зачем мамочку напрягать? Ее надо любить, уважать, почитать.

прот. Александр Березовский: - Ну, мама порой очень требовательна в плане исполнения своих указаний…

прот. Дмитрий Смирнов: - Мама может быть требовательна, но надо тоже маме понимать. Потому что оставит человек отца и матерь, и прилепится к жене своей . И будут два в плоть едину . Как только дитя достигло совершеннолетия, то маманя становится уже в определенную очередь.

прот. Александр Березовский: - Должна как бы вставать …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Ну, мало ли, кто чего кому должен. Люди часто поступают по страсти, а не потому, что, как надо. Но это не обязательно, если, допустим, какой-то родственник, в пьяном виде, что-то заставляет делать. Например: «Выпей с нами!». Можно свободно поступать так, как ты хочешь. Например, не пить. Или пить, но не с ними. Какая такая есть обязанность?

прот. Александр Березовский: - Батюшка, вот из раза в раз, каждую неделю по нескольку вопросов о семейных отношениях именно с мамой. Которая не принимает образ жизни своих взрослых детей, влияет на внуков, требует …

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо с такой мамой разводиться немедленно.

прот. Александр Березовский: - Вот как пишет: боюсь, что она этого не переживет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, она не переживет очень многого, например, третьей мировой войны. А может быть этого лета. Что значит – не переживет? Человек сам создает проблему, а потом ее не переживает. Ну, так и что тут сделаешь? Вот пример. Маме сколько раз говорили: когда вешаешь белье на балконе - не вставай на табурет. А она не слушает. Встает – падает, ломает шейку бедра, через 4 недели отправляется на тот свет. Хоть ей говори, хоть нет. Хоть все табуретки переломай в доме.

прот. Александр Березовский: - Все равно встанет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну. Потому что всегда вставала – и вдруг не вставать- как это?! Ну, не хочешь слушаться – лежи в пролежнях.

прот. Александр Березовский: - А дочь потом будет себя корить из-за нее.

прот. Дмитрий Смирнов: - А, пожалуйста, пусть корит, но она ни в чем не виновата, дочь-то. Но есть такие люди, которые любят себя корить – ну, и кори, если хочется.

прот. Александр Березовский: - Да, таких много.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Причем, находят причину для укоров там, где ее просто нет, вообще, в принципе.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Ну, потому что не знают элементарных вещей, например, что жизнью и смертью распоряжается только Бог.

прот. Александр Березовский: - Ну, понимают, вроде бы признают, но все равно вина гложет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да это искушение бесовское. Хочет бес ввести человека в отчаяние.

прот. Александр Березовский: - Или семью разрушить. Вот приходит такая как-то и говорит: «Я понимаю, что мне надо выбирать между семьей и моей мамой, но я, наверное, маму не смогу оставить».

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, значит, человек идет против Бога. Ну, так каждый человек может идти против Бога. А многие люди идут против закона, а большинство у нас людей идут против своих детей - вместо того, чтобы их рожать, они их убивают.

прот. Александр Березовский: - Ну, да. Мир, в общем, достаточно абсурден.

прот. Дмитрий Смирнов: - Абсолютно. Не достаточно, а просто вообще мы живем в театре абсурда.

В послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Жены ваши в Церквах да молчат» . Почему? Ведь женщины порой крепче в вере, чем мужчины. Пример тому жены-мироносицы, а равноапостольная Нина целую страну Иверскую ко Христу обратила.

прот. Дмитрий Смирнов: - А может, она обратила своим молчанием?

прот. Александр Березовский: - С проповедью же ходила! Но какова же была эта проповедь!

прот. Дмитрий Смирнов: - Поразила – женщина – и молчит.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, ну, вы видите, и все время сами это повторяете, что основа наших приходов - все-таки женщины. Их больше, чем мужчин …

прот. Дмитрий Смирнов: - И они молчат. А когда они начинают говорить, то уже ничего не слышно больше в Церкви.

прот. Александр Березовский: - То есть при всей своей твердости и порой самоотверженности – все-таки молчи.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это разные качества. Самоотверженность – хорошо. Твердость – хорошо. Все это хорошо. Молитвенность – хорошо. А лишние разговоры – плохо.

прот. Александр Березовский: - Как трудно, когда нужно молчать! Особенно, когда …

прот. Дмитрий Смирнов: - Тебя не спрашивают.

прот. Александр Березовский: - Да. Тебя не спрашивают, но хочется помочь.

Как и чем я могу искупить грех аборта?

прот. Дмитрий Смирнов: - Никак и ничем. Потому что даже, если сто детей возьмешь и воспитаешь как родных, но тот, которого ты убил, не воскреснет. Можно только умолять Спасителя о прощении.

прот. Александр Березовский: - Но при этом можешь брать детей, воспитывать их, заниматься благотворительностью. То есть, все это…

прот. Дмитрий Смирнов: - Все это никак не повредит.

прот. Александр Березовский: - Все это хорошо, да.

прот. Дмитрий Смирнов: - А чего ж тут плохого-то?

прот. Александр Березовский: - Но сказать, что это искупление …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Искупитель у нас Христос.

прот. Александр Березовский: - Он за нас принес жертву искупительную. А то, что люди как бы себя в жертву приносят чужим детям или уходу за …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это как плоды покаяния. У покаяния же должен быть плод. Вот, например, я занял денег и не отдаю. Потом подхожу: ты меня прости, я у тебя денег занял и не отдал. И что, этого достаточно?

прот. Александр Березовский: - Надо отдать. По крайней мере, договориться о рассрочке.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, в общем, как-то решать.

прот. Александр Березовский: - А здесь, когда человек совершил убийство, здесь же никоим образом не вернешь жизнь человеку.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно, никак.

прот. Александр Березовский: - То есть человек просто живет с этой виной.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. До конца своих дней. И на свете том.

прот. Александр Березовский: - Но если Господь прощает, то человек очищается в момент перехода в иную жизнь.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это не механически.

прот. Александр Березовский: - Но мы здесь не можем сказать, в какой момент происходит прощение.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это не в момент, уж точно.

прот. Александр Березовский: - Ну, наверное, в течение всей жизни.

прот. Дмитрий Смирнов: - Может быть и так.

В послании к Римлянам апостол говорит: «Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом» . А если власть богоборческая - как ей подчиняться?

прот. Дмитрий Смирнов: - А куда ты денешься? Уж нам-то русским, не знать? Мы это проехали уже.

прот. Александр Березовский: - Либо будешь расстрелян этой богоборческой властью, либо ей подчинись. И вот кто-то избрал первое, кто-то второе.

Скажите, пожалуйста, что значит предать себя в руки Божии?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это значит, так устроить свою жизнь, что Господь будет руководить нами через Свои заповеди.

прот. Александр Березовский: - Часто люди повторяют: да будет, Господи, воля Твоя.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, молодцы. Пусть повторяют. Но это не в многословии будешь услышан. А только если будешь творить волю Господа.

прот. Александр Березовский: - Человек возжелал сотворить волю Божию, что ему мешает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Непонимание того, что есть воля Божия.

прот. Александр Березовский: - То есть, человек подменяет волю Божию своим хотением.

прот. Дмитрий Смирнов: - Может подменять. Ему чего-то приспичит, а он начинает считать, что это воля Божия.

прот. Александр Березовский: - Говорит: ну, я молился и вот, кажется, мне Господь таким образом ответил.

прот. Дмитрий Смирнов: - Но «кажется» хорошее слово – оно ключевое здесь.

прот. Александр Березовский: - А как понять человеку, действительно ли …

прот. Дмитрий Смирнов: - А никак. Чтоб знать волю Божию, надо быть духовным человеком. Если ты не такой, то и не лезь в те вопросы, которые выше твоего ума.

прот. Александр Березовский: - Человек хочет жить по - Божьему.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, у тебя есть Писание? Вот и живи.

прот. Александр Березовский: - То есть, все соизмеряй с тем, что написано в Евангелии. Батюшка, а вам приходилось сталкиваться с тем, что люди странно понимают Евангелие? Говорит: я читаю каждый день, и при этом …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, ведь как? Есть такое выражение: чтущие не разумеют. И все. Я каждый день с таким явлением сталкиваюсь.

прот. Александр Березовский: - То есть, человек вроде бы и читает, а до него не доходит. Господь ему не открывает ум разуметь писаное. В чем причина?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Чтобы ум открылся, человек должен быть к этому готов. А чаще бывает, что там нечего открывать-то.

прот. Александр Березовский: - Ну, как? Совсем без ума не бывает.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Но это имеется в виду ум Христов. А не ум, как делать деньги или как их проматывать.

прот. Александр Березовский: - Если человек берет Евангелие и читает его не один раз, а каждый день, наверное, он собирается исполнять то, что там написано.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не факт. Ему сказали: читай каждый день по главе. Он так все и делает. А количество что-то в качество не переходит.

прот. Александр Березовский: - То есть, чего не хватает человеку, чтобы уразуметь Священное Писание?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, есть молитва даже: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленные отверзи очи». Вот.

прот. Александр Березовский: - То есть, прошения к Богу не хватает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно.

Что делать, когда на молитве приходят помыслы тщеславия или осуждения других людей, и никак нельзя их прогнать?

прот. Дмитрий Смирнов: - То есть, как нельзя?

прот. Александр Березовский: - Видно не прогоняется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, сделал 40 поклонов с молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного , и он уйдет.

прот. Александр Березовский: - Помыслы на молитве – это общие …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да, конечно, бесу-то не нравится, что мы молимся, конечно, он будет все время мешать. У него работа такая.

прот. Александр Березовский: - Одна женщина пришла сегодня и говорит: нестроения у меня с сестрой. Начала молиться о них – такие, говорит, нападения начались, такие страсти, с той стороны. Говорит, я уж прямо даже не знаю, оставить, что ли, молитву? Вот, человек столкнулся с таким …

прот. Дмитрий Смирнов: - Если оставить – значит, бес победил.

прот. Александр Березовский: - Да. Человек испугался противления со стороны беса.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да сколько угодно. Некоторые даже батюшки говорят: ты не молись, а то искушения будут. Апостол говорит: радуйся, когда впадаешь в искушения. А батюшка говорит: что ты, не надо, а то будут искушения. Прямо против апостола говорит батюшка. Я все время с этим сталкиваюсь. Специалисты такие!

прот. Александр Березовский: - А еще говорят, что тебе не по силам молиться за них. То есть, тут нужна особая молитва духовного человека.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это возможно такое. Да. Потому что человек часто берет на себя такое вот послушание, а это выше его сил.

прот. Александр Березовский: - Но если человек будет просто каждый вечер, например, просить за другого Господа о помощи, почему выше сил?

прот. Дмитрий Смирнов: - А потому что если он будет просто механически читать, то это не два ни полтора, а если молиться, это требует очень большой духовной энергии.

прот. Александр Березовский: - То есть человек может просто не хватить этой духовной энергии для такого каждодневного молитвенного подвига?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

Когда надо начинать приучать ребенка к посту? С чего начать ему поститься?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, с самого вредного. Со сладкого.

прот. Александр Березовский: - То есть, предложить ему воздерживаться в какие-то дни от сладостей. А как объяснить ребенку необходимость этого воздержания? Ну, кроме, конечно, здоровья?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Сказать: ты уже большой. Папа постится, мама постится. Ты хочешь начать, как папа? Хочу. Вот у нас в семье, первый начал поститься папа. А мы уже за ним все потянулись.

прот. Александр Березовский: - Папа был таким авторитетом непререкаемым?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ничего подобного. Просто тихо постился - и все.

прот. Александр Березовский: - А почему вы решили ему подражать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю. Это было очаровательно.

прот. Александр Березовский: - То есть, то, что человек может так спокойно от чего-то отказаться.

прот. Дмитрий Смирнов: - Папа стал авторитетом уже после смерти.

прот. Александр Березовский: - Когда начали уже осмысливать его пример?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Подросли.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, интересно. Порой понимание важности человека для тебя приходит, когда этот человек уже ушел из жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Однажды пришел ко мне молодой человек, ну, не очень молодой, лет под сорок. И говорит: вы знаете, почему я пришел? В детстве меня бабушка воцерковляла: научила молитве, ко причастию водила. Потом она умерла, и больше некому было водить, и я как-то это дело забыл. А вот сейчас, когда у меня в жизни возникли трудности, я вдруг вспомнил ее образ, ее пример. И мне захотелось пойти в храм…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Проросло.

прот. Александр Березовский: - Да. Вот это вот удивительно, конечно. А некоторые пожилые люди говорят: ну, столько молюсь, столько прошу, вот, успею ли увидеть плоды своих молитв? А вот не всегда Господь дает увидеть плоды молитв.

Мы с мужем сделали большую ошибку, подарили 12-летнему сыну смартфон. И он теперь с ним не расстается. Стал от него зависим, никакие уговоры или ограничения не помогают. Хотим его забрать. Но как, на ваш взгляд, правильно ли это? Или только ухудшит наши отношения?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не знаю. Вы отберите, а потом посмотрим.

прот. Александр Березовский: - Потому что люди часто говорят, что ребенок просто одержим этой игрушкой …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, каждый папа или мама, каждый родитель, покупая этот смартфон, он, что, не слышал, что возникает зависимость? По-моему, всем уже уши прожужжали. И ребенок со своей стороны: мама, у всех есть, а у меня нет. Он тоже прожужжал.

прот. Александр Березовский: - Но есть еще такое авторитетное мнение, что человек должен быть социально подготовлен к будущей жизни, поэтому нельзя его ограждать от того, что происходит в мире. А через компьютер он познает мир.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, но он познает. Но ведь есть такая информация, которая считается вредной для детей, а там он имеет доступ к этой информации. Она отовсюду лезет.

прот. Александр Березовский: - И она овладевает им, прежде всего.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, конечно. Она его развращает.

прот. Александр Березовский: - Но об этом, то ли не думают, то ли надеются, что у него хватит …

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не знаю, даже просто не хочу на эту тему даже говорить. Очередное безумие. Ну как потреблять героин, кокаин, всякие спайсы? Что людьми двигает? Чтобы стать идиотом и умереть в муках?

прот. Александр Березовский: - Никто об этом не думает, когда дитя начинает принимать героин или ему покупают компьютер. Они не думают, что будет плохо. Их радует блеск в глазах ребенка, его счастливая физиономия. Как он счастлив, как ему хорошо.

Мой сын лет до восьми с радостью ходил в храм, мы вместе молились дома, ездили по святым местам. Потом стал охладевать, отказываться. Сейчас ему 15 – совсем другой человек. Говорит, что теперь ему это неинтересно. Отошел от Церкви. Как мне вести себя в этой ситуации? Чем я могу ему помочь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Уже ничем.

прот. Александр Березовский: - То есть, это охлаждение, оно из-за неправильного воспитания произошло или от чего?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно, неправильного. Чтобы воспитать ребенка христианином, нужно его оградить от влияния внешнего мира, включая и школу.

прот. Александр Березовский: - То есть в большинстве случаев это недостижимая цель?

прот. Дмитрий Смирнов: - В большинстве случаев это абсолютно достижимо. Просто люди этого боятся, не хотят. Завися от так называемого общественного мнения. И так далее. Потом так привыкли.

прот. Александр Березовский: - А если человек говорит: я не учитель, я не умею преподавать …

прот. Дмитрий Смирнов: - А почему ты не учитель? Если 5-летний ребенок может выучить геометрию на уровне средней школы, почему ты не можешь?

прот. Александр Березовский: - Но учительствовать не каждому же дано?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, и что же? Большинству не дано, они же все учительствуют! У нас вообще школа вся бабья. А ведь учитель – это же мужская профессия.

прот. Александр Березовский: - Ну, и из-за нехватки мужчин …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да не нехватки, а так устроено.

прот. Александр Березовский: - Когда-то было все-таки правильно. А когда мужчин стало не хватать …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, когда-то были мужчины, сейчас их вообще нет в природе.

прот. Александр Березовский: - Что, совсем исчезли?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, практически, да.

прот. Александр Березовский: - Ну, вообще-то, некоторые похожи на них.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Внешнее сходство есть. Даже очень мужественные. С виду.

прот. Александр Березовский: - А чего же им не хватает?

прот Дмитрий Смирнов: - Не хватает ума, воли.

прот. Александр Березовский: - Но, может, жизнь сама от них не требует такого?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не жизнь, а мамочка не требует. «Кушай кашку».

прот. Александр Березовский: - То есть, причина - женское воспитание.

прот. Дмитрий Смирнов: - Абсолютно.

прот. Александр Березовский: - Ну, не все же семьи…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, я надеюсь, что у нас в Дагестане не все семьи.

прот. Александр Березовский: - Ну, батюшка, Дагестан, Чечню не будем брать…

прот. Дмитрий Смирнов: - Почему не будем? Это наша родина.

прот. Александр Березовский: - У них там ситуация иная. А про русских что сказать?

прот. Дмитрий Смирнов: - А почему мы не можем изменить ситуацию?

прот. Александр Березовский: - Наверное, люди бы тоже хотели этого …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, если бы хотели - сделали бы. А не сделали, значит: «кушай деревянной большой ложкой». Жуй только лучше, а то подавишься.

прот. Александр Березовский: - Ну, люди раз спрашивают - значит, эта ситуация их не оставляет равнодушными? Они хотят что-то переменить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Чего хотят? Ну, меняй.

прот. Александр Березовский: - Ну, вот сыну 15.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, поезд-то уже ушел. Он уже паспорт имеет.

прот. Александр Березовский: - То есть, повлиять как-то, попытаться, по крайней мере.....

прот. Дмитрий Смирнов: - Можно.

прот. Александр Березовский: - Но без шантажа.

прот. Дмитрий Смирнов: - Без шантажа. Берешь компьютер, и молотком – раз!

прот. Александр Березовский: - А он говорит: подожди, у меня все уроки заданы по компьютеру.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю, не мое дело.

прот. Александр Березовский: - Сейчас детям уже во втором классе задают сделать презентацию. То есть надо найти в интернете.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, хорошо. Иди, работай, делай презентацию. Не забудь купить поесть. Потом - зачем презентация, если человек уже в зависимости? Он там ВКонтакте сидит всю ночь, утром не может встать.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, и бьют в колокол: беда, помогите.

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо не в колокол бить, помогите. Тут нечего помогать. Что, инвалид безногий? Так инвалиды без ног Олимпийские игры выигрывают. Какая воля!

прот. Александр Березовский: - Таких людей несколько десятков.

прот. Дмитрий Смирнов: - Остальные вымрут, как мамонты.

прот. Александр Березовский: - Ох, какая перспектива, батюшка!

прот. Дмитрий Смирнов: - Мамонты были тоже сильные, у них были бивни.

прот. Александр Березовский: - Не помогло.

прот. Дмитрий Смирнов: - Они же вымерли.

прот. Александр Березовский: - Да, перспектива не очень радостная, но надежда есть?

прот. Дмитрий Смирнов: - Надежды – сколько угодно.

прот. Александр Березовский: - Мы все спасены в надежде, говорит апостол.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Надеюсь, что все-таки …

прот. Дмитрий Смирнов: - А я тоже, иначе как служить в Церкви, если нет надежды? Надеемся на Бога и на Его милость, на остатки здравого смысла, которые есть в нашем народе. А нет – значит все, наша история закончилась.

прот. Александр Березовский: - Не хотелось бы.

прот. Дмитрий Смирнов: - Мне-то точно нет. Я очень люблю и нашу историю, и наш народ, и, вообще, все, что связано с нашей культурой. Мне каждый храмик как родной.
Всего доброго. До свидания.

Представьте себе: на улице вы увидели, как с каким-то человеком стало плохо или, допустим, к нему пристают негодяи, но вы прошли мимо как ни в чем не бывало - а потом вдруг выясняется, что это был ваш родственник или близкий человек, которого вы просто в тот момент не узнали. Уж как тогда будет стыдно! Суть же этого примера заключается в том, что к другим надо относиться так, как если бы это были близкие нам люди.

В сказке Андерсена «Девочка со спичками» рассказывается про девочку, которая пыталась согреть себя, зажигая спички одну за другой. И с каждой вспышкой ей в ее детском воображении представлялись удивительные картины: теплая печь с блестящими медными шариками и заслонками, жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идет к ней, новогодняя елка с игрушками, покойная бабушка - так вплоть до того момента, пока она не замерзла. Ей всего лишь надо было обогреться, а никто не пришел на помощь. У Достоевского есть, кстати, очень похожий рассказ - «Мальчик у Христа на елке»: ребенок замерз, потому что холоден мир людей. Но ведь эти два литературных персонажа - отражение наших реалий, того жестокого отношения к ближним, которое рождается в эгоистичном и безжалостном сердце.

Люди еще бывают способны к героизму и самоотверженной помощи в исключительных обстоятельствах. Помню, как вместе с близким священником, отцом Сергием, и его тремя детьми мы ездили на святой источник в Малинники. На обратном пути, переезжая через железнодорожные пути, машина батюшки заглохла, и тут же закрылся шлагбаум, трезвоня о приближающемся поезде. Автомобиль категорически отказывался заводиться, времени на спасение оставалось не очень-то много. Возле шлагбаума стояли еще две машины, из которых сразу же вышли люди и помогли нам вывезти автомобиль с путей.

Если бы мы были так же внимательны друг к другу в своей будничной жизни! Собственно, христианство призвано преображать наши будни, и Христос проповедовал Евангелие, чтобы оно было реализовано не где-то в экстремальных ситуациях или на войне, куда далеко не всем нам дается попасть, а в наших буднях, в повседневном общении с ближними.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), - вот слова Спасителя. Конечно, и в Ветхом Завете Господь повелевал любить ближних (см.: Лев. 19: 18, 34). Да и сама наша совесть, данная нам Богом, всегда свидетельствует о необходимости любви. Тем не менее, придя на землю, Господь обрел эту заповедь совсем забытой. Забываем ее и мы. Она и для нас, эта заповедь, всегда новая.

Любовь, принесенная в мир Христом, имеет и действительно новый, более возвышенный смысл - это любовь по примеру Самого Христа, жизнь свою полагающая за ближних.

Все мы, конечно, хотим, чтобы другие люди поступали с нами хорошо: были бы к нам добры, приветливы и услужливы. Вот именно так поступать с другими людьми призывает нас Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Поэтому перед каждым своим поступком стоит подумать: я хочу сделать для другого человека то и то, а приятно ли было бы, если бы кто-то это сделал мне? Если сердце подскажет «да», тогда нужно делать, если же «нет», следует воздержаться.

А хотите определить, есть ли у вас любовь к вашему ближнему? Если у вас есть что-то очень нужное вам, и, когда это понадобится вашему ближнему, вы с радостью предложите ему, не ожидая взамен чего-либо, то вы любите ближнего. Причем это относится не только к какому-нибудь предмету, но и к самому времени, которого всем так не хватает и которым, конечно, всегда пожертвуешь ради того, кого любишь.

Понаблюдайте за собой, и вы точно поставите диагноз своим собственным внутренним чувствам. Суть же сказанного такова: радость о чужой радости есть верный признак любви к нашему ближнему.

Как еще заметить в себе христианское отношение к ближним? Если вы порадовались о ближнем, что ему, в отличие от вас, скажем, существенно повысили зарплату, что у него наступил в жизни успех, тогда как у вас неприятности, и вы прославили Бога за ближнего своего, то это, можно сказать, первые ростки христианской любви в вашей душе.

Напротив, отсутствие любви к ближним очень хорошо определяется по наличию в душе зависти. Зависть - всегда внутренний бунт: почему другой получил то, чего я не имею? Зависть - это самое очевидное, наглядное выражение эгоизма: всё только мне, а другим ничего. Так согрешил первый ангел, обладавший высочайшим могуществом и славой, но позавидовавший славе Творца и из-за этого всё потерявший. Так постоянно грешат и люди, думая, что кому-то лучше, чем им. В конечном итоге зависть есть самоуничтожение, ибо зависть - это неудовлетворенность заботой Божией о тебе и протест против того реального места, на которое Господь поставил тебя в твоей жизни. Потому среди десяти заповедей последняя направлена как раз против зависти: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 21). Итак, зависть - самая наглядная противоположность любви.

Без любви к ближнему невозможно любить Бога, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). А без любви к Богу невозможно спасение.

Значит, кто не любит ближних, тот человек погибший?

Не будем отчаиваться. По крайней мере, если любви нет, ее можно взращивать. Каким же образом? Это объясняет преподобный авва Дорофей: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание - тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: “Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?..” Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».

Собственно, путь христианской жизни к этому и ведет, и автор не раз видел, как люди, ранее холодные, жесткие сердцем и беспринципные, воцерковляясь, изменялись даже лицом - в их глазах появлялись добро и любовь. А объяснял это так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце - в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе - так и истинный Художник - Господь - украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».

Вот почему в жизни каждого из нас так важна аскеза, внутренняя работа над собой. Бог смотрит, прежде всего, на сердце человеческое, и значит, важно уделить внимание внутреннему очищению, чтобы в глубинах нашей души не затаились гордость, своенравие, жестокосердие и чтобы злые, нечистые мысли, словно разъяренные псы, не грызли наше собственное сердце. По внешнему виду мы все добропорядочны и вряд ли похожи на откровенных преступников, но в своей подлинной сути человек таков, каким он является, прежде всего, в своем сердце. Поэтому надо честно всматриваться в глубины собственной души, дабы увидеть тех внутренних церберов, которые превращают нашу душу в мрачный аид. А церберы эти проявляются в нас, когда мы общаемся с ближними.

Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим.

Прежде чем начать рассуждения на тему о Христовых заповедях, сначала определимся с тем, что закон Божий - это как та путеводная звезда, которая указывает человеку путешествующему его дорогу, а человеку божьему - дорогу в Царствие Небесное. Закон Божий всегда означал свет, согревающий сердце, утешающий душу, посвящающий разум. Какие они - 10 заповедей Христа - и чему они учат, попробуем кратко разобраться.

Заповеди Иисуса Христа

Заповеди дают главную нравственную основу для человеческой души. О чем говорят заповеди Иисуса Христа? Примечательно, что у человека всегда есть свобода в том, чтобы подчиняться им или нет, - великая милость Божия. Она дает человеку возможность духовно расти и совершенствоваться, но и налагает на него ответственность за совершающиеся поступки. Нарушение хоть одной заповеди Христа ведет к страданиям, рабству и вырождению, в общем, к катастрофе.

Вспомним, когда Бог создал наш земной мир, то в ангельском мире произошла трагедия. Гордый ангел Денница восстал против Бога и захотел создать свое царствие, которое теперь именуется Адом.

Следующая трагедия произошла, когда Адам и Ева не послушали Бога, и их жизнь познала смерть, страдания и нищету.

Другая трагедия случилась во времена Всемирного потопа, когда Бог наказал людей - современников Ноя - за неверие и нарушение законов Божиих. За этим событием происходит уничтожение Содома и Гоморры тоже за грехи жителей этих городов. Дальше наступает разрушение Израильского, а за ним Иудейского царства. Потом падет Византия и Русская империя, а за ними будут и другие несчастья и бедствия, которые обрушатся Божиим гневом за грехи. Нравственные законы вечны и неизменны, а кто не будет соблюдать заповеди Христа, тот будет уничтожен.

История

Самым важным ветхозаветным событием является получение людьми от Бога десяти заповедей. Моисей принес их с Синайской горы, где учил его Бог, и высечены они были на двух каменных скрижалях, а не на тленной бумаге или другом веществе.

До этого момента еврейский народ представлял собой бесправных рабов, работающих на Египетское царство. После возникновения синайского законодательства создается народ, который призван служить Богу. Из этого народа потом вышли великие святые люди, и от него же родился сам Спаситель Иисус Христос.

Десять заповедей Христа

Ознакомившись с заповедями, можно увидеть в них некую последовательность. Итак, заповеди Христа (первые четыре) говорят о человеческих обязанностях по отношению к Богу. Пять следующих определяют человеческие взаимоотношения. А последняя призывает людей к чистоте помыслов и желаний.

Десять заповедей Христа выражены очень кратко и с минимальными требованиями. В них определяются границы, которые не стоит переступать человеку в общественной и личной жизни.

Первая заповедь

Первая звучит: «Я - Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме меня». Это означает, что Бог является источником всех благ и руководителем всех человеческих поступков. И поэтому человек всю свою жизнь должен направить на познание Бога и своими благочестивыми поступками прославлять имя его. В этой заповеди указывается, что Бог един на всем белом свете и других богов иметь недопустимо.

Вторая заповедь

Во второй заповеди говорится: «Не создавай себе кумира…» Богом запрещается человеку создавать себе воображаемых или вещественных кумиров и преклоняться перед ними. Кумирами для современного человека стало земное счастье, богатство, физическое удовольствие и фанатичное преклонение перед своими лидерами и вождями.

Третья заповедь

Третья говорит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Человеку запрещается употреблять имя Господа неблагоговейно в житейской суете, в шутках или пустых разговорах. Грехами являются богохульство, кощунство, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Господу и т.д.

Четвертая заповедь

В четвертой говорится о том, что надо помнить день субботний и свято проводить его. Шесть дней нужно работать, а седьмой посвятить Богу своему. Это значит, что шесть дней в неделю человек трудится, а в седьмой день (субботу), должен изучать слово Божие, молиться в храме, а значит, посвящать день Господу. В эти дни нужно заботиться о спасении души своей, вести благочестивые беседы, просвещать ум религиозными знаниями, посещать больных и заключенных, помогать бедным и т.д.

Пятая заповедь

В пятой говорится: «Почитай отца и матерь свою…» Бог повелевает всегда заботиться, уважать и любить своих родителей, не оскорблять их ни словом, ни делом. Великий грех - неуважение отца и матери. В Ветхом Завете за этот грех наказывали смертью.

Шестая заповедь

Шестая гласит: «Не убивай». Эта заповедь запрещает забирать жизнь у других и у себя. Жизнь - великий дар Божий, и только он устанавливает человеку пределы земной жизни. Поэтому самоубийство - это есть самый тяжелый грех. В самоубийство кроме самого убийства вкладываются еще и грехи маловерия, отчаяния, ропот против Господа и восстание против его промысла. Всякий, кто питает чувство ненависти к другим, желает смерти ближним, заводит ссоры и драки, тот грешит против этой заповеди.

Седьмая заповедь

В седьмой написано: «Не прелюбодействуй». В ней указывается, что человеку нужно быть, если он не женат, целомудренным, а если женат, хранить верность мужу или жене. Чтобы не грешить, не нужно устраивать бесстыдные песни и танцы, смотреть соблазнительные фотографии и фильмы, слушать пикантные анекдоты и т.д.

Восьмая заповедь

Восьмая говорит: «Не кради». Бог запрещает присваивать имущество другого. Нельзя заниматься воровством, грабительством, тунеядством, взяточничеством, лихоимством, а также уклоняться от долгов, обвешивать покупателя, утаивать найденное, обманывать, удерживать зарплату наемного работника и т.д.

Девятая заповедь

Девятая указывает: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Господь запрещает человеку давать ложные показания против другого на суде, совершать доносы, клеветать, сплетничать и злословить. Это дело дьявольское, ведь слово «дьявол» означает «клеветник».

Десятая заповедь

В десятой заповеди Господь учит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его…» Здесь людям указывается на то, что надо учиться воздерживаться от зависти и не иметь нехороших желаний.

Все предшествующие заповеди Христа учили преимущественно правильному поведению, а вот последняя обращается к тому, что может происходить внутри человека, к его чувствам, мыслям и желаниям. Человеку всегда нужно заботиться о чистоте душевных помыслов, ведь любой грех начинается с недоброй мысли, на которой он может остановиться, и тогда возникнет греховное желание, которое будет подталкивать на неблагоприятные поступки. Поэтому нужно научиться пресекать свои нехорошие мысли, чтобы не нагрешить.

Новый Завет. Заповеди Христа

Кратко суть одной из заповедей Иисус Христос изложил так: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим". Вторая же, подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Это и есть самая главная заповедь Христа. Она дает то глубокое осознание всех тех десяти, которые четко и ясно помогают понять, в чем выражается человеческая любовь к Господу и что этой любви противоречит.

Для того чтобы новые заповеди Иисуса Христа приносили пользу человеку, необходимо сделать так, чтобы они руководили нашими мыслями и поступками. Они должны проникать в наше мировоззрение и подсознание и всегда находиться на скрижалях нашей души и сердца.

10 заповедей Христа - это основное нравственное руководство, необходимое для созидания в жизни. Иначе все будет обречено на уничтожение.

Праведный царь Давид писал, что блажен тот человек, который выполняет закон Господа и размышляет о нем и днем, и ночью. Он будет как то посаженное в потоках вод дерево, которое принесет плод свой в свой час и не увянет.

Свт. Иоанн Златоуст

Прп. Иустин (Попович)

Что такое человеколюбие? Спасти Божий образ от того, что не от Бога, против Бога, а таковы – порок, грех, смерть и дьявол. Освободить человека от самого большого врага – дьявола, смерти. Такое человеколюбие проявил Господь Христос. А какое человеколюбие требуется от самого человека? – Вот какое: . Это ответ на вопрос: что такое человеколюбие, как мы с тобой должны относиться к людям? Это непогрешимый закон Божий: после Бога – человек; после любви Божией, любви Христовой – любовь к человеку; после боголюбия – человеколюбие. Любовь к человеку действует тогда, когда освобождает его от самого грозного противника – греха и смерти. Это Христова любовь к человеку – освобождение от смерти. Вторая заповедь гласит: Возлюби ближнего твоего, как самого себя . Когда мы любим человека, когда его истинно любим? – Тогда, когда спасаем его от его греха, от ада… Это настоящая любовь к человеку. Ты лжешь себе, если думаешь, что любишь человека, но угождаешь его греху, его страстям: тогда ты любишь его смерть, а не его самого. Лишь когда любишь человека во Христе: всей душой своей, всей силой своей, – только тогда ты его истинно любишь.

Вопрос: а любовь родителей к детям? А любовь супругов? А любовь человека к отечеству? Разве это не любовь? – Мы это называем любовью, но любовь ли это? Все это не любовь, если Христос не есть та сила, которой мы любим. Если отец не любит детей Христовой любовью, если их не воспитывает в добре, если их не наставляет на добрый путь, чтобы они спаслись от греха, а только их обхаживает и балует, то он их ненавидит, убивает. И если супруги любят друг друга только телесно, то они – убийцы друг друга. Такова и всякая другая земная, плотская любовь.

Когда мы проникнемся любовью к человеку, имея посредником Господа, тогда любовь обретает вечность и бессмертие, тогда это христолюбие. - Если имеешь друга и думаешь, что любишь его, однако потакаешь ему во грехе, то ты становишься его убийцей. И если желаешь любить его, то скажи ему: «Друг, тот грех твой, говорю тебе, убивает тебя, отторгает тебя от Бога». Если этого не сделаешь, то ты – убийца. Лжешь себе…

Вторая заповедь подобна первой. Только когда душа вся во Христе, обрати ее к человеку и знай, что будешь любить его вечной любовью… Без этого твоя любовь ложна и убийственна… Только христолюбие – сущность и источник истинной любви. Если человек не любит Господа Христа, то не может любить никого… – Это дивное и страшное благовестие. Дивное, ибо человека возносит на небо, в вечность. Страшное, ибо если его не соблюдаем, то любим бога ненависти - дьявола. Бог – это любовь, дьявол – это ненависть. Вот тогда в чьих ты объятиях. Тогда – ужасно быть человеком, ибо он себя преображает в дьявола. Сегодня Европа гудит от так называемой «любви к человеку»… И что же мы видим? Что натворили без Христа, без Христовой любви: резня, войны, столкновения, уничтожения. Что представляет собой сегодняшняя Европа без Христа? Ведь дьявол, бог ненависти, не дает, чтобы люди, восставшие против Христа, возлюбили друг друга. Клевещут таковые и на себя, и на человека, ибо не любят человека.

Из проповедей.

Прав. Иоанн Кронштадтский

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя

Так как человек состоит из души и тела, и тело наше, или плоть наша, в наказание наше за первый грех преслушания и вкушения от запрещенного плода имеет многие и сильно возбуждаемые грехом телесные потребности пищи, питья, одежды, и человек не имеет часто средств удовлетворить их; так как человек за грехи свои подвергается болезням, в коих имеет нужду в помощи и утешении, или за гражданские преступления подвергается тюремному заключению, в котором нуждается в утешениях и наставлениях веры и благочестия, то любовь к ближнему по преимуществу у нас выражается напитанием ближнего, одеянием его, введением его в жилище, помощью ему в болезни, посещением его в темнице, как и Господь сказал это в Евангелии (Мф. 25:35-45) . Так как любовь наша к ближнему выражается в этих оказаниях помощи преимущественно его телу, его многоразличным потребностям, то враг бесплотный, исконный противник любви, сам сущая ненависть и злоба, всеми мерами старается отвлекать христиан от упомянутых добродетелей: он внушает нам, влечет нас, нудит нас огненною теснотою не иметь с ближним общения в хлебе-соли, в деньгах, то есть заражает сердце христиан скупостию и необщительностию в благах земных с нуждающимися; он внушает нам презрение и ненависть к странным, жаление для них жилища и подозрительность к ним; он учинил и соблазнительные примеры с нищими и странниками (богатые нищие и странники - воры или убийцы), чтобы затворить удобнее для них утробы христиан; он поселяет в сердце малоискусившихся христиан крайнюю неохоту навещать больных и служить им с христианским сочувствием и самоотвержением; он внушает презрение к сидящим в темницах за преступления, между тем как сам же был главным двигателем при совершении ими преступлений. Потому нужно внимать крепко и постоянно своему сердцу и всеми силами, при помощи Божией, противиться его козням, действуемым от него в наших мыслях и в нашем сердце, преодолевать и побеждать их, делая всё напротив того, что он понуждает нас делать, то есть питать алчущих, поить жаждущих, вообще иметь христианскую общительность в пище и питье с ближними, быть гостеприимным с радушием и ласкою, принимать странников и покоить их, одевать нагих, служить больным с охотою и сочувствием, посещать заключенных в темницах, сострадать им, утешать их христианскою верою и упованием.

Дневник, том III. 1860–1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.

При жизни Христа один священник поинтересовался у Спасителя, как обрести вечную жизнь. Иисус, преисполненный мудрости, посоветовал ему поискать ответ в Божьем Законе. Собеседник сослался на книгу Левита из Ветхого Завета, где впервые появилось: возлюби ближнего своего как самого себя - заповедь.Как определить такого человека? - вопросил священник и услышал притчу о добром самарянине. Данные прошли сквозь тысячелетия и запомнились христианам в послании Иакова ко всем верующим.

Современные проповедники часто обращаются к ёмким и понятным простым людям притчам Христа. Вокруг текстов и переводов возникают философские споры, но суть остаётся неизменна. Самаряне не были единоверцами иудеев, и название их народа считалось бранным для евреев. В притче явственно указывается на то, что человека характеризует не его происхождение, а творимые дела.

Рассмотрим основные элементы истории о самарянине.

  1. Герой притчи отправился в странствие. В те времена одинокий путник подвергался большой опасности. Странник был ограблен, раздет и брошен умирать возле дороги.
  2. Тем же путем проходили другие путешественники: священник и левит (служитель храма), но они остались равнодушны к побитому и униженному персонажу притчи. Единоверцы отвернулись от жертвы.
  3. Самарянин шёл по дороге. От него не ждали милосердия к страдальцу. Но Господь смягчил сердце иностранца, и тот поднял побитого человека с земли, посадил на осла и отвёл в город, заплатив за комнату гостиницы.

Ближним для самарянина оказался побитый и униженный, и он не прошёл мимо. В этом заключается смысл данной христианской мысли. Стоит оглядеться, и нуждающиеся окажутся совсем рядом.

Заповедь о любви к ближнему в жизни

Не стоит отдавать последние деньги алкашам на бутылку водки. Это лишь способ отмахнуться от страждущих. Возлюби ближнего своего как самого себя - заповедь говорит о том, что нужно ставить себя на место других людей. Выбирайтесь из эгоистичного кокона, чтобы помочь окружающим.

  • Навестите родителей и одиноких родственников, получающих весточку по праздникам.
  • Поговорите по душам с второй половинкой и детьми.
  • Помолитесь Господу, чтобы тот указал на ваших ближних. и вы сразу заметите их.

Возлюби ближнего своего как самого себя - важнейшая христианская заповедь . Ей сопутствует идея не делать другим людям того, чего не желаешь. Это золотое правило нравственности возникло в ту пору, когда люди из высокоразвитых животных превратились в Человека.