Если вы хотите узнать тему урока, отгадайте загадку: «Что идет, не двигаясь с места?» Конечно, это время. На данном уроке учащимся предоставляется возможность узнать некоторые единицы измерения времени: год, месяц, сутки, познакомиться со способами определения времени от древних египтян до наших дней, а также потренироваться в переводе один единиц измерения времени в другие, в решении задач на смекалку.

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенное время.

Как вы думаете, почему иногда говорят «потерял время»? Разве можно терять время, например, как карандаш или книгу?

Во многих европейских языках «время» - одно из самых употребительных имен существительных.

В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Вы наверняка слышали их.

  • Нет времени.
  • Время летит.
  • Время как резиновое.
  • Тратить время.
  • Убить время!
  • Времени хоть отбавляй!
  • Экономить время.

Тогда не будем терять время и приступим к работе.

Именно о времени, единицах измерения времени мы узнаем сегодня.

Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, смены времен года. Появились первые единицы времени: сутки и год.

Продолжительность года определялась вначале очень неточно.

Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого.

Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее. Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Они разделили год на 12 месяцев по 30 дней. Этот календарь послужил образцом для других народов.

Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.

В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный год.

Год содержит 365 суток, но каждый четвертый год - високосный. Он содержит 366 суток.

Год можно разбить на 4 временных промежутка (4 времени года) или еще можно разделить год на 12 месяцев.

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.

Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

Сутки - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг своей оси.

Сутки - единица времени, равная 24 ч.

Эти единицы времени являются космическими (природными).

В году 12 месяцев.

В месяце 30 или 31 сутки.

В феврале 28 или 29 суток.

В сутках 24 часа.

Выполните задание.

Рядом с данными словами напишите слово «сутки» так, как вы считаете, его нужно произносить.

Одни …

Двое …

Пять …

Тридцать …

Проверьте себя.

Одни сутки

Двое суток

Пять суток

Тридцать суток

Назовите пять дней подряд, не пользуясь названием чисел месяца и не называя дней недели.

Проверьте себя.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Сравни единицы времени и поставь знаки сравнения.

65 сут. … 2 мес.

2 года … 24 мес.

3 мес. … 60 сут.

1 год …366 дн.

Можно рассуждать так.

65 сут. ….2 мес.

В каждом месяце (кроме февраля) может быть 30 или 31 сутки. Значит, два самых долгих месяца длятся 62 суток. А это меньше, чем 65 суток.

2 года … 24 мес.

Мы знаем, что в году 12 месяцев, значит, в двух годах - 24 месяца.

3 мес. … 60 сут.

Мы уже вспоминали, что в каждом месяце (кроме февраля) может быть 30 или 31 сутки. Значит, три самых коротких месяца содержат суток больше, чем 60.

1 год …366 дн.

Вряд ли мы сможем поставить знак сравнения между этими величинами, поскольку нам неизвестно, какой этот год - високосный, который содержит 366 дней или не високосный, в котором 365 дней.

Проверьте себя.

65 сут. > 2 мес.

2 года = 24 мес.

3 мес. > 60 сут.

1 год? 366 дн

Поезд до моря едет 2 суток, а обратно едет 48 часов. Почему такая разница?

Проверьте себя.

На самом деле никакой разницы не существует, так как двое суток - это и есть 48 часов.

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Prosv.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

1. Впишите недостающие данные.

В году… или …дней

В году … мес.

В месяце … или …дней

В феврале… или … дней

В сутках … часа

2. Сравните.

65 сут. …. 1 мес.

4 года … 48 мес.

4 мес. … 60 сут.

1 сут … 28 час.

3. Составьте задание по теме урока для своих товарищей.

Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. Такой выбор единиц обусловлен как историческими, так и практическими соображениями: необходимостью согласовывать деятельность людей со сменой дня и ночи или сезонов; смена фаз Луны влияет на высоту приливов.

Сутки, час, минута и секунда

Исторически основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки (часто говорят «день»), равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. В результате деления суток на меньшие временны?е интервалы точной длины возникли часы, минуты и секунды. Происхождение деления, вероятно, связано с двенадцатеричной системой счисления, которой придерживались древние. Сутки делили на два равных последовательных интервала (условно день и ночь). Каждый из них делили на 12 часов. Дальнейшее деление часа восходит к шестидесятеричной системе счисления. Каждый час делили на 60 минут. Каждую минуту — на 60 секунд.

Таким образом, в часе 3600 секунд; в сутках 24 часа = 1440 минут = 86400 секунд.

Считая, что в году 365 (в високосном 366) суток, получаем, что в году 31 536 000 (31 622 400) секунд.

Часы, минуты и секунды прочно вошли в наш обиход, стали естественно восприниматься даже на фоне десятичной системы счисления. Сейчас именно эти единицы (в первую очередь секунда) являются основными для измерения промежутков времени. Секунда стала основной единицей измерения времени в СИ и СГС.

Секунда обозначается «с» (без точки); ранее использовалось обозначение «сек», которое и поныне часто употребляется в речи (из-за большего удобства в произношении, нежели «с»). Минута обозначается «мин», час — «ч». В астрономии используют обозначения ч, м, с (или h, m, s) в верхнем индексе: 13ч20м10с (или 13h20m10s).

Использование для обозначения времени суток

В первую очередь часы, минуты и секунды были введены для облегчения указания временной координаты в пределах суток.

Точка на оси времени в пределах конкретно взятых календарных суток обозначается указанием целого количества часов, которые прошли с начала суток; затем целого количества минут, которые прошли с начала текущего часа; затем целого количества секунд, которые прошли с начала текущей минуты; при необходимости ещё точнее указать временную позицию далее используют десятичную систему, указывая десятичной дробью прошедшую долю текущей секунды (обычно до сотых или до тысячных).

На письме обычно не пишут буквенные обозначения «ч», «мин», «с», а указывают только числа через двоеточие или точку. Номер минуты и номер секунды может быть в пределе от 0 до 59 включительно. Если высокая точность не требуется, количество секунд не указывают.

Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе (принятой и в России) не учитывается разделение суток на два интервала по 12 часов (день и ночь), а считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа. Номер часа может быть от 0 до 23 включительно. В английской системе это разделение учитывается. Часы указывают с момента начала текущих полусуток, а после цифр пишут буквенный индекс половины суток. Первую половину суток обозначают AM, вторую — PM. Номер часа может быть от 0 до 11 включительно (в качестве исключения 0 часов обозначают 12). Поскольку все три временные субкоординаты не превосходят ста, для записи их в десятичной системе достаточно двух цифр; поэтому значения часов, минут и секунд пишут двузначным десятичным числом, добавляя ноль перед числом, если это необходимо (в английской системе, впрочем, номер часа пишут одно- или двузначным десятичным числом).

За начало отсчёта времени принята полночь. Таким образом, полночь во французской системе — это 00:00:00, а в английской — 12:00:00 AM. Полдень — 12:00:00 (12:00:00 PM). Момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи — 19:14 (в английской системе 7:14 PM).

На циферблатах большинства современных часов (со стрелками) используется именно английская система. Однако выпускаются и такие стрелочные часы, где используется французская 24-часовая система. Такие часы находят применение в тех областях, где судить о дне и ночи затруднительно (например, на подводных лодках или за Полярным кругом, где существует полярная ночь и полярный день).

Использование для обозначения временного интервала

Для измерения интервалов времени часы, минуты и секунды не очень удобны, поскольку не используют десятичную систему счисления. Поэтому для измерения временных интервалов обычно используют только секунды.

Тем не менее, иногда используют и собственно часы, минуты и секунды. Так, продолжительность 50 000 с можно записать как 13 ч 53 мин 20 с.

Эталонизация

На деле длительность солнечных суток — величина не постоянная. И хотя она изменяется совсем немного (увеличивается в результате приливов из-за действия притяжения Луны и Солнца в среднем на 0,0023 секунды в столетие за последние 2000 лет, а за последние 100 лет всего на 0,0014 секунды), этого достаточно для значительных искажений продолжительности секунды, если считать за секунду 1/86 400 часть продолжительности солнечных суток. Поэтому от определения «час — 1/24 суток; минута — 1/60 часа; секунда — 1/60 минуты» перешли к определению секунды в качестве основной единицы, основанной на периодическом внутриатомном процессе, не связанном с какими-либо движениями небесных тел (на неё иногда ссылаются как на секунду СИ или «атомную секунду», когда по контексту её можно спутать с секундой, определённой из астрономических наблюдений).

В настоящее время принято следующее определение «атомной секунды»: одна секунда — это интервал времени, равный 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного (квантового) состояния атома в покое при 0 К цезия-133. Это определение было принято в 1967 году (уточнение относительно температуры и состояния покоя появилось в 1997 году).

Отталкиваясь от секунды СИ, минуту определяют как 60 секунд, час как 60 минут, и календарные (юлианские) сутки (равные в точности 86 400 с. В настоящее время юлианские сутки короче средних солнечных суток примерно на 2 миллисекунды; для устранения накапливающихся расхождений вводят високосные секунды. Определяют также юлианский год (точно 365,25 юлианских суток, или 31 557 600 с), иногда называемый научным годом.

В астрономии и в ряде других областей наряду с секундой СИ применяется эфемеридная секунда, определение которой основано на астрономических наблюдениях. Считая, что в тропическом году 365,242 198 781 25 суток, а сутки полагая постоянной длительности (т. н. эфемеридное исчисление), получают, что в году 31 556 925,9747 секунд. Тогда полагают, что секунда — это 1/31 556 925,9747 часть тропического года. Вековое изменение продолжительности тропического года заставляет привязывать это определение к определённой эпохе; так, данное определение относится к тропическому году в момент 1900,0.

Кратные и дольные единицы

Секунда — единственная единица времени, с которой используются приставки СИ для образования дольных и (редко) кратных единиц.

Год, месяц, неделя

Для измерения более длинных интервалов времени используются единицы измерения год, месяц и неделя, состоящие из целого числа суток. Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365 суток), месяц — периоду полной смены фаз Луны (так называемому синодическому месяцу, равному 29,53 суток).

В наиболее распространённом григорианском, а также в юлианском календаре за основу принят год. Так как период обращения Земли не равен точно целому числу суток, для более точной синхронизации календаря с движением Земли используются високосные года, продолжительностью 366 дней. Год делится на двенадцать месяцев разной продолжительности, которые лишь очень примерно соответствуют длительности лунного месяца.

Люди очень рано начали использовать астрономические явления для измерения времени. Намного позднее они поняли, что основные единицы такого измерения не могут быть установлены произвольно, так как зависят от определенных астрономических закономерностей.

Одной из первых единиц измерения времени, естественно, были сутки, т. е. то время, в течение которого Солнце, появившись на небосклоне, "обходит" Землю и вновь появляется в первоначальной точке. Деление суток на две части – дневную и ночную облегчало фиксацию этого отрезка времени. У разных народов время смены суток связывалось со сменой дня и ночи. Русское слово "сутки" происходит от древнего "сутыкать", т. е. соединять две части в целое, в данном случае соединять ночь и день, свет и тьму. В древности началом суток часто считался восход Солнца (культ Солнца), у мусульман – заход Солнца (культ Луны), в наше время наиболее распространенной границей между сутками служит полночь, т. е. время, условно соответствующее нижней кульминации Солнца на данной территории.

Вращение Земли вокруг своей оси происходит равномерно, однако целый ряд причин (прецессия, смещения звезд относительно небесной сферы и др.) затрудняют выбор критерия для точного определения суток. Поэтому существуют понятия: звездные сутки, истинные солнечные и средние солнечные сутки.

Звездные сутки определяются промежутком времени между двумя последовательными верхними кульминациями одной звезды. Их величина служит эталоном для измерения так называемого звездного времени, имеются собственно и производные звездных суток (часы, минуты, секунды) и специальные звездные часы, без которых не обходится ни одна обсерватория в мире. Астрономии необходимо учитывать звездное время.

Обычный распорядок жизни тесно связан с другими, солнечными сутками, с солнечным временем. Солнечные сутки измеряются отрезком времени между последовательными верхними кульминациями Солнца. Продолжительность солнечных суток превышает звездные в среднем на 4 минуты. Кроме того, солнечные сутки из-за неравномерности движения Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца имеют переменную величину. Пользоваться ими в быту неудобно. Поэтому за эталон приняты абстрактные средние солнечные сутки, определяемые рассчетным равномерным движением воображаемой точки ("среднего Солнца") по небесному экватору вокруг Земли со средней скоростью движения истинного Солнца по эклиптике.

Промежуток времени между двумя последовательными кульминациями такого "среднего Солнца" называется средними солнечными сутками.

Все часы в повседневной жизни отрегулированы по среднему времени, среднее время лежит и в основе современных календарей. Среднее солнечное время, отсчитываемое от полуночи, называется гражданским временем.

В результате наклона эклиптики по отношению к плоскости небесного экватора и наклона оси вращения Земли по отношению к плоскости земной орбиты продолжительность дня и ночи в течение года меняется. Только в период весеннего и осеннего равноденствий на всем земном шаре день равен ночи. В остальное время высота кульминаций Солнца ежедневно меняется, достигая для северного полушария максимума в период летнего солнцестояния и минимума в период зимнего солнцестояния.

Средние солнечные сутки, так же как и звездные, делятся на 24 часа, в каждом из которых по 60 минут, в минутах по 60 секунд.

Более дробное деление суток впервые возникло в Древнем Вавилоне и основано на шестидесятеричной системе счета.

Поскольку сутки – сравнительно короткий промежуток времени, постепенно вырабатывались более крупные единицы его измерения. На первых порах счет велся с помощью пальцев. В результате этого появились такие единицы измерения времени, как десятидневки (декады) и двадцатидневки. Позднее утвердился счет, основанный на астрономических явлениях. За единицу измерения был принят промежуток между двумя одинаковыми фазами Луны. Так как легче всего было заметить появление после безлунных ночей узкого лунного серпа, этот момент было принято считать за начало нового месяца. Греки называли его неоменией, т. е. новолунием. Сутки, в течение которых наблюдался первый заход молодой Луны (в период неомении Луна видна в течение нескольких минут перед заходом), считались началом календарного месяца у народов, ведущих счет по лунному календарю. Для хронологических расчетов важен промежуток времени, отделяющий истинное новолуние от неомении. В среднем он равен 36 часам.

Средняя продолжительность синодического месяца равна 29 дням, 12 часам, 44 минутам и 3 секундам. В практике построения календарей использовалась продолжительность в 29,5 суток, а набегавшая разница устранялась специальным введением дополнительных дней.

Месяцы солнечного календаря не связаны с фазами Луны, поэтому их продолжительность была произвольной (от 22 до 40 суток), но в среднем была близка (30 – 31 сутки) к продолжительности синодического месяца. Это обстоятельство до некоторой степени способствовало сохранению счета суток неделями. Семидневный отрезок времени (неделя) возник не только из-за почитания семерки богов, соответствовавших семи блуждающим небесным телам (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн), но и потому, что семь суток составляли приблизительно четвертую часть лунного месяца.

Принятое в большинстве календарей количество месяцев в году (двенадцать) связано с двенадцатью зодиакальными созвездиями эклиптики. В названиях месяцев часто прослеживается их связь с определенными временами года, с более крупными единицами времени – сезонами.

Третья основная единица измерения времени (год) была менее ощутима, особенно в землях, лежащих ближе к экватору, где нет большой разницы между сезонами. Величина солнечного года, т. е. промежутка времени, за которое Земля совершает оборот вокруг Солнца, была с достаточной точностью рассчитана в Древнем Египте, где сезонные изменения природы имели исключительное значение в хозяйственной жизни страны. "Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле создала египетскую астрономию".

Постепенно была определена величина так называемого тропического года, т. е. промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Для современных расчетов используется продолжительность года в 365 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд.

В некоторых календарях счет лет идее по лунным годам, связанным с определенным количеством лунных месяцев и не имеющим отношения к тропическому году. В современной практике широко применяется деление года не только на месяцы, но и на полугодия (6 месяцев) и кварталы (3 месяца).

Вокруг Земли. Такой выбор единиц обусловлен как историческими, так и практическими соображениями: необходимостью согласовывать деятельность людей со сменой дня и ночи или сезонов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Понятие времени как величины. Сутки – единица измерения времени. Час.

    ✪ «Время. Единицы измерения времени» - Гордикова Е.А.

    ✪ Единицы времени год, месяц, сутки,

    ✪ Единицы времени. Секунда. Единица времени- век | Математика 4 класс #23 | Инфоурок

    ✪ Что же такое время?

    Субтитры

Сутки, час, минута и секунда

Исторически основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки (часто говорят «день»), отсчитываемые по минимальным полным циклам смены солнечной освещённости (день и ночь).

В результате деления суток на меньшие временны́е интервалы одинаковой длины возникли часы , минуты и секунды . Происхождение деления, вероятно, связано с двенадцатеричной системой счисления , которой придерживались в древнем Шумере . Сутки делили на два равных последовательных интервала (условно день и ночь). Каждый из них делили на 12 часов . Дальнейшее деление часа восходит к шестидесятеричной системе счисления . Каждый час делили на 60 минут . Каждую минуту - на 60 секунд .

Таким образом, в часе 3600 секунд ; в сутках - 24 часа , или 1440 минут , или 86 400 секунд .

Часы, минуты и секунды прочно вошли в наш обиход, стали естественно восприниматься даже на фоне десятичной системы счисления . Сейчас именно эти единицы наиболее часто используются для измерения и выражения промежутков времени. Секунда (русское обозначение: с ; международное: s ) является одной из семи основных единиц в Международной системе единиц (СИ) и одной из трёх основных единиц в системе СГС .

Единицы «минута» (русское обозначение: мин ; международное: min ), «час» (русское обозначение: ч ; международное: h ) и «сутки» (русское обозначение: сут ; международное: d ) не входят в систему СИ, однако в Российской Федерации они допущены для использования в качестве внесистемных единиц без ограничения срока действия допуска с областью применения «все области» . В соответствии с требованиями Брошюры СИ и ГОСТ 8.417-2002 , наименование и обозначение единиц времени «минута», «час» и «сутки» не допускается применять с дольными и кратными приставками СИ .

В астрономии используют обозначения ч , м , с (или h , m , s ) в верхнем индексе: например, 13 ч 20 м 10 с (или 13 h 20 m 10 s).

Использование для обозначения времени суток

В первую очередь часы, минуты и секунды были введены для облегчения указания временной координаты в пределах суток.

Точка на оси времени в пределах конкретно взятых календарных суток обозначается указанием целого количества часов, которые прошли с начала суток; затем целого количества минут, которые прошли с начала текущего часа; затем целого количества секунд, которые прошли с начала текущей минуты; при необходимости ещё точнее указать временную позицию далее используют десятичную систему, указывая десятичной дробью прошедшую долю текущей секунды (обычно до сотых или до тысячных).

На письме обычно не пишут буквенные обозначения «ч», «мин», «с», а указывают только числа через двоеточие или точку. Номер минуты и номер секунды может быть в пределе от 0 до 59 включительно. Если высокая точность не требуется, количество секунд не указывают.

Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе не учитывается разделение суток на два интервала по 12 часов (день и ночь), а считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа . Номер часа может быть от 0 до 23 включительно. В «английской системе » это разделение учитывается. Часы указывают с момента начала текущих полусуток, а после цифр пишут буквенный индекс половины суток. Первую половину суток (ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) - PM; эти обозначения происходят от лат. ante meridiem и post meridiem (до полудня / после полудня). Номер часа в 12‑часовых системах в разных традициях записывается по разному: от 0 до 11 либо 12, 1, 2, …, 11 . Поскольку все три временные субкоординаты не превосходят ста, для записи их в десятичной системе достаточно двух цифр; поэтому значения часов, минут и секунд пишут двузначным десятичным числом, добавляя ноль перед числом, если это необходимо (в английской системе, впрочем, номер часа пишут одно- или двузначным десятичным числом).

За начало отсчёта времени принята полночь. Таким образом, полночь во французской системе - это 00:00, а в английской - 12:00 AM . Полдень - 12:00 (12:00 PM ). [ ] Момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи - 19:14 (в английской системе - 7:14 PM ).

На циферблатах большинства современных часов (со стрелками) используется именно английская система. Однако выпускаются и такие стрелочные часы, где используется французская 24-часовая система. Такие часы находят применение в тех областях, где судить о дне и ночи затруднительно (например, на подводных лодках или за Полярным кругом, где существует полярная ночь и полярный день).

Использование для обозначения временно́го интервала

Для измерения интервалов времени часы, минуты и секунды не очень удобны, поскольку не используют десятичную систему счисления. Поэтому для измерения временны́х интервалов обычно используют только секунды.

Тем не менее, иногда используют и собственно часы, минуты и секунды. Так, продолжительность 50 000 с можно записать как 13 ч 53 мин 20 с .

Эталонизация

Отталкиваясь от секунды СИ, минуту определяют как 60 секунд , час - как 60 минут , и календарные (юлианские) сутки как равные точно 86 400 с . В настоящее время юлианские сутки короче средних солнечных суток примерно на 2 миллисекунды ; для устранения накапливающихся расхождений вводят високосные секунды . Определяют также юлианский год (точно 365,25 юлианских суток, или 31 557 600 с ), иногда называемый научным годом.

В астрономии и в ряде других областей наряду с секундой СИ применяется эфемеридная секунда, определение которой основано на астрономических наблюдениях. Считая, что в тропическом году 365,24219878125 суток , а сутки полагая постоянной длительности (т. н. эфемеридное исчисление), получают, что в году 31 556 925,9747 секунд . Тогда полагают, что секунда - это 1 ⁄ 31 556 925,9747 часть тропического года. Вековое изменение продолжительности тропического года заставляет привязывать это определение к определённой эпохе ; так, данное определение относится к тропическому году в момент 1900,0 .

Кратные и дольные единицы

Секунда - единственная единица времени, с которой используются приставки СИ для образования дольных и (редко) кратных единиц.

Год, месяц, неделя

Для измерения более длинных интервалов времени используются единицы измерения год , месяц и неделя , состоящие из целого числа солнечных суток . Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365,25 суток), месяц - периоду полной смены фаз Луны (называемому синодическим месяцем , равным 29,53 суток).

В наиболее распространённом григорианском , а также в юлианском календаре за основу принят год, равный 365 суткам . Так как тропический год не равен целому количеству солнечных суток (он составляет примерно 365,2422 суток ), для синхронизации календарных времён года с астрономическими в календаре используются високосные года продолжительностью 366 дней . Год делится на двенадцать календарных месяцев разной продолжительности (от 28 до 31 дня ). Обычно, на каждый календарный месяц выпадает по одному полнолунию , но так как фазы Луны сменяются немного быстрее, чем 12 раз в году, иногда случаются и вторые полнолуния за месяц, называемые голубой луной .

Век, тысячелетие

Ещё более крупные единицы времени - век (100 лет ) и тысячелетие (1000 лет ). Век иногда делят на десятилетия (декады) .

Мегагод и гигагод

В иноязычной литературе приняты также такие кратные году единицы измерения времени, как мегаго́д (обозначение Myr), равный миллиону лет, и гигаго́д (обозначение Gyr), равный миллиарду лет. Эти единицы применяются преимущественно в космологии , а также в геологии и в науках, связанных с изучением истории Земли. Так, например, возраст Вселенной оценивается в 13,72 ± 0,12 гигалет . В русскоязычной литературе такие единицы используются редко, их использование также противоречит «Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации», в соответствии с которым единица времени год (так же, как и, например, неделя , месяц , век , тысячелетие ) не должна применяться с кратными и дольными приставками .

Редкие и устаревшие единицы

В Великобритании и странах Содружества наций используется единица измерения времени фортнайт , равная двум неделям.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14» г. Арзамаса

Урок математики

в 3 классе

Единица измерения времени - век

Разработала:

учитель начальных классов

г. Арзамас

2015 год

Пояснительная записка

1.

Фамилия Имя Отчество

Лаптева Татьяна Александровна

Место работы ( полное наименование ОУ )

МБОУ СОШ № 14

Город, регион

г. Арзамас, Нижегородская обл.

Должность

Учитель начальных классов

Класс

3 класс

Вид ресурса

Подробный план-конспект урока

Название учебника

Техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийная установка, карточки для работы в парах, модель часов.

Информационные источники

Интернет-ресурсы, литература.

10.

Аннотация

1 1 .

Методы

объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель урока

Познакомить детей с новой единицей времени – век.

Задачи урока

1) Обучающие:

Систематизировать знания учащихся о единицах измерений;

Закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями измерений: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие и наоборот; 2) Развивающие:

Развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль, логическое мышление;

Обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь; 3)Воспитывающие:

Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника.

Знания, умения, навыки и

качества, которые актуализируют,

приобретут, закрепят ученики в

ходе урока.

1.Познавательные: умение выражать значения в разных единицах измерения, выполнять действия с именованными числами, решать задачи.

2.Личностные: умение работать в команде, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

3.Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: учащиеся познакомятся с единицей времени – веком; научатся соотносить единицы времени; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Получат возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Ход урока

    Организационный момент (2 минуты).

Сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

Видеть вас мы очень рады (хором).

    Мотивация учебной деятельности (1 минута).

Сегодня на уроке мы вспомним уже известные единицы измерения, продолжим работу над единицами времени, познакомимся с новой единицей времени.

III. Устный счёт (7 минут).

Задание 1. Найдите лишнюю единицу измерения (слайд 2). Расположите единицы измерения по возрастанию.

Задание 2. Найдите лишнюю единицу измерения (слайд 3). Расположите единицы измерения по убыванию.

Задание 3. (слайд 4). Покажите время на часах.

17ч. 20 мин.

6ч. 45 мин.

21ч. 00мин.

11ч.30 мин.

Задание 4. (слайд 5)Задача про Незнайку. Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 минут 17 секунд. Сколько секунд он занимался этой трудной работой?

IV . Физкультминутка для глаз (2 минуты). (слайд 6)

Следить за божьей коровкой глазами, не поворачивая головы.

V . Работа над новой темой (14 минут).

Работа в группах.

Повторим ещё раз в порядке возрастания известные вам единицы измерения времени. (Слайд 6)

Существует ещё одна крупная единица времени, в народе её называют «столетие ».

Как вы думаете, сколько лет она объединяет? (100 лет)

Как ещё её называют? (Век).

Правильно, тема нашего урока «Единица измерения – век»

Чему равен 1 век? (100 годам). (Слайд 7)

Давайте, запишем в тетради полную дату сегодняшнего дня (день, месяц, год, век).

Сколько лет составляет 21 век? (2100 лет). (Слайд 8)

Века принято обозначать римскими цифрами. (Слайд 9)

–– Много веков назад люди договорились об условной точке отсчёта времени. Обозначим её как 0. (Её наличие не говорит о том, что до этого момента ничего не происходило). Мы говорили о годах нашей эры и годах до нашей эры. Итак, покажем на числовом луче 100 лет, 200 лет. (слайд 9)

Назовите годы, которые проходили до первого штриха. Какой это шёл век? (1 век)

Значит, когда заканчивался 100 год, заканчивался и первый век. Дальше начинался второй век.

Назовите годы, которые проходили с первого до второго штриха. Какой это шёл век? (2 век)

Посмотрите на рисунок и назовите век для каждого выделенного года. (Слайд 10)

VI .Физкультминутка (2 минуты).

Давайте поиграем. Если я назову единицу измерения массы, вы садитесь на корточки, единицу измерения времени – вытягиваете руки вперед, единицу измерения длины - поднимаете руки вверх.

V II . Закрепление изученного материала (8 минут).

Откройте учебники на странице 51. Выполняем задание № 286, №288 (письменно).

V III . Проверка знаний (самостоятельная работа) (5 минут).

1 . Преобразуйте единицы измерения времени:

48 ч =… сут 8 ч = … мин

120 мин = … ч 180 мин = … ч

400лет = … в. 300лет = …в.

3 года = …мес. 36 мес. = … лет

60 мес. = … лет 2 года = … мес.

5 мин. =… с 4 мин. = … с

600 с = … мин. 2 сут = … ч

2в. = …лет 8 в. = …лет

Дети выполняют работу в тетради.

IX . Итог урока. Рефлексия (3 минуты).

Наш урок подходит к концу. С какой единицей времени мы познакомились на уроке?

Чему равен 1 век? (Слайд 11)

Время нельзя остановить, наша задача с вами –правильно использовать каждую минуту на уроке и в жизни. Цените и берегите время.

Мы знаем время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки

Но положив их на весы

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

VII. Домашнее задание (1 минута).

Cтр. 51 №285, № 287 (2) (Слайд 12)