Правописание чередующихся гласных в корне слова

Чередование а и о

1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага́ р, уга́ р - загоре́ лый, угоре́ ть.

Исключения: вы́ гарки, и́ згарь, при́ гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - а: за́ рево, зо́ рька - зарни́ ца, озаря́ ть.

Исключение: зорева́ ть.

3. В корне кас- - кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях - а: касаться, касательная - коснуться, прикосновение.

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: кла́ няться, покло́ н - поклони́ ться, поклоне́ ние.

5. В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а, перед ж - о: предлага́ ть, прилага́ тельное - предложи́ ть, обложе́ ние.

Исключение: по́ лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- - лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́ вать, плаву́ честь, поплаво́ к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- - в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным).

9. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение - выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

10. В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а, перед ч - о: подскака́ ть - подскочи́ ть.

Исключения: скачо́ к, скачу́ .

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о: тварь, тво́ рчество - твори́ ть, творе́ ц.

Исключение: у́ тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- - твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ ть - угова́ ривать, затро́ нуть - затра́ гивать, зарабо́ тать - зараба́ тывать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- - бир-, дер- - дир-, мер- - мир-, пер- - пир-, тер- - тир-, блест- - блист-, жег- - жиг-, стел-- стил-, чет- - чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им , а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать - начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

1) от суффикса, следующего за корнем;

2) от ударения;

3) от буквы, следующей за гласной;

4) от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.

3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить

Написание гласных, зависящее от ударения

1. В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а , без ударения — о : заг̀а̀ р — заго ра̀ть .
2. В корнях -зар- — -зор- а , под ударением пишутся а или о за ря̀, за рнѝца, но; зо̀ ри, за ̀рево.

Исключение: зо рева̀ть.

3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.

Исключение : у̀тва рь.

4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.

2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: ска чок, ска чу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.

2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.

Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.

Корень - основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков. За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис , грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна. И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.

При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

В русском языке аблаут - явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать. Ещё сложнее людям, изучающим русский как иностранный, ведь во многих случаях, которые для носителя языка очевидны (то есть безударной гласной в корне нет, ударение присутствует), иностранцу приходится запоминать нестандартную модель словообразования или словоизменения.

Происхождение чередующихся гласных в корне слова

Откуда в русском языке корни с аблаутом - обширная тема и заслуживает отдельной статьи. Ниже будут приведены причины этого явления в сжатом виде. Но хочется отметить, что процесс продолжается: в настоящее время он существует в фонетике, несмотря на то что орфографические нормы русского языка давно закреплены.

Итак, откуда в русском языке чередующиеся гласные в корне слова?

Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словах жать, пожинать, жница , пожима ть такое разнообразие в корне – следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.

Правописание корней с чередующимися гласными

Как бы то ни было, а в русском языке есть около тридцати слов с аблаутом, где сами носители языка делают ошибки. Меньше всего проблем в орфографии у тех людей, которые много читают: графический образ слова у них не отделяется от самого слова, а потому в знании правил они не нуждаются. Для остальных же попробуем составить сводную таблицу, где попытаемся классифицировать типы чередования в корне и их правописание. Таблица полезна ещё и потому, что поможет в правописании именно безударных гласных в корне.

критерий выбора правило и примеры исключения примечания и особые случаи
суффикс за корнем е/и. Если за корнем суффикс -а-, то в корне пишем и. В остальных случаях – е. берём – забираем, умирать – умереть, стирать – стереть, отжигать – сжечь, отпирать – отпереть застилать – стелить стирать – тереть блистать – блестеть, читать – прочесть сочетать, чета, протирка задира забрать, запрём
а(я)/им, а(я)/ин. Если после корня суффикс -а-, в корне пишем -им-, -ин-. В других случаях пишем а. сжимать – сжать, пожинать; понять – понимать зажинки, дожинки (фольклорные термины, относящиеся к жатве) жом, выжимка иногда чередуются с нулём звука: жница
-кас-, -кос-, -лаг-, -лож-. Если за корнем суффикс -а-, пишем а, в противном случае – о. касаться – коснуться, полагать положить полог, пролог
ударение -гар, -гор-, твар-, -твор-, плав-, плов-, -клан-, -клон-. -а- под ударением, о без ударения. кланяться – уклоняться, загар – гореть, плавать – пловец, творить – тварь. -зар-, -зор-. Под ударением о, без ударения а заря – зоренька утварь, пловец , а так же слова, где под ударением о: поклон, затвор зоревать, зарево в корне -плав-, -плов- может быть чередование с ы: плыть, плывун.
буква за гласной -рост-, -рас-, -ращ-. Перед -ст- и -щ- пишется а, перед -с- о расти, выращенный, рос -скак-, -скоч-. а перед -к-, о перед -ч- скакать – выскочить росток, рост, ростовщик, подросток, отрасль, роща скачок, скачу, скачки, скок
лексическое значение -мак-, -мок-. Пишем а в значении “погрузить в жидкость”, о в значении “пропустить жидкость через” макать – мокнуть -равн-, -ровн-. Пишем а в значении “одинаковый”, о в значении “прямой” равенство, ровный, уравнение, подровнять -крап-, -кроп-. Пишем о в значении “обрызгать”, а в значении “покрыть мелкими пятнами” окропить – крапленый равнина, равняйсь!, поровну, уровень, равнение, ровесник
глагольный суффикс о/а. в некоторых глаголах несовершенного вида с суффиксом повторяемости действия -ыва-, -ива- корневая о меняется на а говорить – уговаривать просить – упрашивать мочить – замачивать топтать – утаптывать не следует проверять безударную гласную по глаголу с суффиксами -ыва-, -ива-

Чередование гласных в корнях русских слов - системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание А13.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, - блест-//-блист-, -стел-//-стил-

есть суффикс а, пиши в корне и : убирать , блистать ,
нет суффиксаа,пиши е: берёт, блестеть.

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться - касаться

Если в слове

· есть суффикс а, пиши в корне а : касаться, касание,

· нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок - макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: макать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять -уравнять

Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу , заровнять ямки ,
«равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гори´т , клони´лся , твори´ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´р , кла´няться , тво´рчество , тва´рь .

Исключение:
при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар-//-зор-

без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.

Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к– пловцы´ (искл.)

Если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,
под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое - сложение , скакать - выскочка

Если в корне согласные:

· с, пиши о : росла, ст или щ , то а : расти, выращенный,

· перед ж , пиши о : предложение, перед г , то а : слагаемое,

· ч , пиши о : выскочка,
к , то а : скакалка.

Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

Список корней нужно выучить:

1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос-

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-

9 задание

Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- .
Узнай, как писать русские приставки.

Раньше задания на правописание приставок включали и слова с другими орфограммами:

И и Ы в корне после приставок на согласный
- Ъ и Ь.
Но сейчас формулировка задания изменена. В задании 9 будут только слова, в которых пропущены буквы в приставках.

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.

В русских словах также встречаются заимствованные иноязычные приставки:

дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

Пиши их всегда одинаково.

2. Приставка с-: сдача

Существует только приставка с-.

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.

Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.

Не путай:

В словах здесь, здание, здоровье , (не видно) ни зги и других подобных буква з относится к корню.

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова

· начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный,

· если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный.

2. Приставки пра-//про : правнук прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

· «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: прадед,праславянский язык,

· любые другие - пиши приставку про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение), пророссийская политика и т. д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´з- (ро´с) : расписать ро´спись

Внимание на ударение:

В приставках раз-, рас-//роз-, рос-

· без ударения пиши а : расска´з,

· под ударением – о : ро´сказни.

4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда прийти , привязать , прикрыть , придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, если передаются значения:

· «очень» - премилый, престарый,

· «пере» - преграда.

Пиши при-, если передаются значения:

· «приближение» - прийти, приехать,

· «присоединение» - пришить, привязать,

· «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть,

· «около, близко» - прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай:

В ряде слов пре и при входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

Внимание:

Не путай слова с приставками со сложносокращёнными словами: пединститут, политиздат, спортинвентарь. Никакого отношения к этому правилу они не имеют.

Внимание:

Для расширения языкового опыта обратись к рубрике СОС.
СОС - это многоцелевой словарь-трансформер. Можно создать список слов, задав параметры по интересующей тебя теме, например, по заданию 9 . Актуальный материал см. в Правильном словарике. Можно регулировать уровень сложности по классам или по параметрам: "Лёгкие", "Трудные", "Важные", "Новые".

СОС - это эффективная помощь при подготовке к ЕГЭ.

10 задание

Задание 10 не включает орфограммы с н - нн (этой теме посвящено отдельное задание. Но и без них объём материала велик, потому что русский - это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.

Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их, похоже, не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.

Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.

Cуффиксы глаголов

1. Суффиксы ова, ева, ыва, ива: рисовать, горевать - опаздывать, оценивать

Проверяй себя, для этого определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания

· ую, юю , то пиши суффиксы ова, ева: советовать - советую, командовать - командую

· ываю, иваю , то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать - опаздываю, рассматривать - рассматриваю

Примечание:

ева и ива - это фонетические варианты суффиксов ова и ева, которые встречаются после мягких согласных.

2. Различение суффиксов е + ва и ыва, ива: одолевать, заболевать - оправдывать, успокаивать

Внимание на ударение.

Суффикс ва всегда под ударением: одолева´ть, заболева´ть.
Перед суффиксом ва пиши суффикс е.

Суффиксы ыва, ива безударные: записывать, склеивать, прицеливаться .

Не путай:

В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.


3. Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения и.

Внимание:

Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши е в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и других подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.

4. Суффиксы в причастиях и деепричастиях.
Взадании 10 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из заданий:
скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая

Не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.


Скле...вающий - от склеИвать
выдёрг...вая - от выдёргИвать
прицел...вающийся - от прицелИваться
понаде...вшийся - от понадеЯться
зачервив...вший - от зачервивЕть
повизг...вая - от повизгИвать


Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий образовано от глагола склеить , прицеливающийся - от прицелиться и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий образовано от склеивать , прицеливающийся - от прицеливаться .

Суффиксы прилагательных

Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, так как именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные - это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в практике ЕГЭ использованы слова именно на эти правила.

1. Суффиксы ив, ев, лив, чив: красивый - боевой, счастливый, доверчивый

Внимание на ударение.

В прилагательных, образованных от существительных:
- под ударением пиши суффикс ив: краси´вый
- без ударения - суффикс ев: боево´й.
Пиши суффиксылив, чив и под ударением: счастли´вый, и без ударения: дове´рчивый.

2. Суффиксы ов, оват, овит - ев, еват, евит: деловой, сероватый, ядовитый - речевой, синеватый, боевитый

Внимание на последний согласный корня.

После твёрдых согласных пиши суффиксы ов, оват, овит: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы ев, еват, евит: речевой, синеватый, боевитый.

Суффиксы существительных


Похожая информация.


При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

Вконтакте

Основные правила

Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-;
  • согласным, стоящим после гласной;
  • позицией — под или нет;
  • смысловым значением.

Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

Корни Условия выбора Примеры Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-;

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/лож предположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

мер/мир в значении «умер, замрёт»

блест/блист

стел/стил

и – присутствует -а-;

е – отсутствует -а-

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.