История икон Пресвятой Богородицы «Знамение»



Иконы Богородицы под именем "Знамение" стали известны на Руси в XI - XII веках. Называются они так после чудесного знамения от Новгородской иконы, что произошло в 1170 году.

Икона Божией Матери "Знамение" изображает Пресвятую Богородицу, которая сидит с молитвенно поднятыми руками. На груди ее, на фоне круглой сферы или щита - благословляющий Спас Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образцов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками овальный щит с образом Спаса Эммануила.

На Руси икона Божией Матери "Знамение" прославилась в ХI - XII веках, в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и многими другими послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года Новгород был осажден. Бессильные новгородцы всю свою надежду возложили на Господа и пресвятую Богородицу. По преданию, на третью ночь архиепископ Новгородский услышал в алтаре Божией Матери "Знамение" Софийского собора голос. Он повелевал ему взять из церкви Спаса Господа Иисуса Христа на Ильиной улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены. Икону, после слезных молений перед ней, вынесли и поставили близ того места, где ожидался приступ неприятеля. Одна из стрел суздальцев попала в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архипастыря. Этот чудотворный образ Божией Матери подал знак, то есть знамение, что Царица небесная молится перед Сыном своим об избавлении города. Увидев это, нападавшие смешились, и новгородцы их разбили. В 1357 году икону перенесли из деревянной церкви Спаса в каменную церковь Знамения на той же Ильинской улице. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед иконой. В 1611 году из церкви Знамения были выброшены шведы, пытавшиеся ее ограбить.

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»


Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» - самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрии русского рассеяния.
Память 8 марта (21 марта н. ст.) - в день чудесного спасения иконы от посягания революционеров в 1898 году, 10 июня (23 июня н.ст.), 8 сентября (21 сентября н. ст.) - в день обретения в 1295 году, 27 ноября (10 декабря н. ст.) - в день празднования иконы "Знамение".

Икона Богородицы «Знамение» - одна из древнейших икон Русской Церкви. Икона Богоматери «Знамение» обретена в XIII веке, во время татарского нашествия. Город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, во время охоты, один из дружинников нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамением» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они срубили на этом месте часовенку, в которой поставили обретенную икону. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы Божией Матери «Знамение» стали происходить многочисленные чудотворения.

Князь Василий Шемяка приказал перенести икону в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу крестного хода чудотворной иконы. Но Василий Шемяка уклонился – и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою он опять прозрел. В благодарность Василий Шемяка воздвиг в городе храм Рождества Пресвятой Богородицы во имя иконы, и с тех пор 8 сентября празднуется ее явление.

Но недолго пробыла икона Божией Матери "Знамение" в Рыльске. Трижды икона исчезала из города, и ее находили в том месте, где икона Богоматери "Знамение" явилась впервые охотнику. Рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона "Знамение" оставалась на месте явления, они возвели для нее новую часовню.

В 1385 году Курское княжество было снова опустошено татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Служивший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил, что причина чуда - в иконе Богородицы "Знамение". Тогда разъяренные татары разрубили икону и разбросали половинки, а часовню сожгли. Священника пленили, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду. По возвращении домой и поссле долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа, и только по шву выступило нечто, «аки роса».

В конце ХVI века по повелению царя Феодора Иоанновича икона Юожией Матери «Знамение» была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, предвещавших о Божией Матери. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.

В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святая икона была перенесена в Курск, а в пустыне оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем в Москву. Там икона Божьей Метери «Знамение» находилась до 1615 года. По повелению царя Михаила Феодоровича она вернулась в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона «Знамение» проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона Богородицы «Знамение» должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни святая икона Пресвятой Богородицы переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» в походах

Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона Пресвятой Богоматери «Знамение» путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы, повелевая, чтобы он сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона Пресвятой Богородицы «Знамение» посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы Пресвятой Божией Матери «Знамение» был послан к князю Кутузову в действующую армию.

Также перед этой иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Знамение», но, несмотря на страшные разрушения в соборе, сама икона осталась невредима.

12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять найдена и возвраащена на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и братиев Знаменского монастыря, икона «Знамение» ушла за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году икона Божьей Матери «Знамение», по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии генерала Врангеля в 1920 году.

Икона Богородицы «Знамение» возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, выехала за границу, и оказалась в Мюнхене. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. Тогда же под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченная епископом Серафимом в аэропорту, святая икона Божией Матери была немедленно доставлена на монастырской машине в Ново-Коренную пустынь. С 1957 года икона Пресвятой Богородицы «Знамение» пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Иконография иконы Божией Матери «Знамение».



Икона Божией Матери «Знамение» представляет собой поясное изображение Богоматери с распростертыми к небу руками и с Младенцем, правой рукой благославляющим мир, а в левой держащим свиток. Изображение на иконе "Знамение" происходит от древнего константинопольского типа Марии Влахернитиссы, восходящего к римским изображениям Богоматери IV века. В Византии такое изображение называлось Оранта, или Великая Панагия.

В византийском и древнерусском церковном искусстве этот образ был очень популярен. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил наименование - «Знамение». Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

На иконах «Знамения» Богородица может изображаться в рост, как, например, на Ярославской Оранте или Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородском Знамении или Курско-Коренной иконе.

Развитием иконографии «Знамения» стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.


На некоторых Новгородских иконах «Знамения», кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Что такое Оранта

Оранта (от лат. - молящаяся) - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми, и разведенными в стороны руками. Это традиционный жест заступнической молитвы.

Подобная молитвенная поза известна с ветхозаветных времён. Первые изображения Богородицы Оранты без Младенца встречаются в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение иконографический тип получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, возводимой при императоре Василии I с 867 по 886 г. было изображение Оранты в конхе апсиды. Оно становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится известнейшее мозаическое изображение Оранты. Один из эпитетов изображения - «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Её поза статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик. Этот образ входит в состав других композиций, в частности, в изображение праздников Вознесения или Покрова.

Оранта - иконографический тип стоящей Богородицы с высоко поднятыми в жесте неустанного моления руками. Наименование типа восходит к раннехристианской традиции, к изображениям в катакомбах фигур молящихся - орантов, орант, однако смысл Богородицы Оранты гораздо более глубокий и всеобъемлющий. Богородица Оранта - символ Церкви, неустанно подвизающийся молитвенном служении о спасении верных. Не случайно именно этот образ явился Андрею Юродивому в виде¬нии, послужившем основой композиции «Покрова Богоматери». По одному из предположений, образ Богоматери Оранты наибо¬лее полно отражает роль Богоматери как чистой Девы и служительницы храма - диакониссы.

Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Знамение”

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Знамение” Новгородская

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой, всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия хри-стианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Знамение” Корчемная

О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастях сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти. Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех Горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ "Знамения” взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконою, именуемою "Знамение” Курская-Коренная

Царица наша Преблагая, надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабов Твоих (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим Омофором, яко не имамы иныя Помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Знамение”

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену/ и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ темже молим Тя,/ мир отечеству нашему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем/ всечестнаго образа Богоматере чудное явление/ и от того благодать почерпающе,/ первообразней умильно возопиим:/ радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

История помнит множество случаев, когда образы и мощи святых творили чудеса, помогали преодолевать тяжелые недуги и другие жизненные трудности. Оттого православные люди уделяют немалое внимание религиозным атрибутам. Одним из таких считается икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает она и как правильно обращаться к образу?

Описание

Данная икона датируется 12 веком. Автор точно не известен. Божия Матерь изображена в традиционном мафории с молитвенно поднятыми руками (иконописный тип Оранта). На груди ее находится младенец - Иисус Христос. Богоматерь стоит. Оригинальный образ является двусторонним. Оборот содержит изображения праведных Анны и Иоакима, которые находятся в молении перед Иисусом Христом. Изначально был украшен золотой ризой с драгоценными камнями.

Спустя четыре века после создания икона «Знамение» была отреставрирована. Мастером предположительно был архиепископ Макарий (будущий митрополит Московский). Тогда от древней живописи сохранились лишь фрагменты одежды Богородицы. Оборотная сторона осталась без изменений. В настоящее время образ находится в Софийском соборе (Новгород).

История

Как утверждают источники, в 1170 году суздальские войска во главе с Андреем Боголюбским осадили Великий Новгород. Силы оказались неравными. И горожане обратились в молитве к Господу о спасении. На третью ночь осады архиепископу Иоанну глас с неба повелел взять образ Богородицы из церкви на Ильинской улице и отнести его к городским стенам. Во время крестного хода противники стали обстреливать крепость. Одна из стрел попала в икону. Из глаз Богоматери потекли слезы. После этого врагов внезапно объял необъяснимый ужас. Бранясь между собой, они устремились прочь от городских стен. Воспользовавшись этим смятением, новгородцы стали преследовать суздальцев и одержали победу.

Данный исторический случай подробно описан в известном иконописном сюжете. А сами новгородцы помнят и почитают икону, на которой изображена спасительница-Богородица («Знамение»). Значение подкрепляют и другие чудеса, которые являл в разные времена святой образ.

Празднование

В 12 веке после военных событий было установлено празднование в честь иконы (10 декабря по новому стилю), которое совершается в Русской церкви и в настоящее время. В этот день проводится служба. Священнослужители читают молитвы-обращения и каноны, просят Богоматерь о заступничестве и утверждении в вере.

Чудеса

Два века образ находился в «родной» деревянной церкви на Ильинской улице. Однако в середине 14 века в ней случился пожар. И икона явила еще одно чудо. Огонь утих как раз возле молебна, где висел святой лик. После этого рядом с пепелищем был построен новый, каменный храм, получивший статус Икона обрела новый дом.

В 16 веке после реставрации образа в Новгороде случился еще один, более масштабный пожар. Огонь распространился на несколько улиц. Никакие усилия горожан не могли усмирить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий обратился с молитвой к Пресвятой Богородице и с ее известным образом в руках совершил крестный ход по берегу Волхова. Внезапно подул сильный ветер в сторону реки - пожар прекратился.

В 1611 году на Новгород напали шведы. Они жестоко убивали горожан и разоряли дома и храмы, вынося священную посуду и оскверняя иконы. Известен случай, когда несколько чужеземцев подошли к тому самому храму на Ильинской улице. В это время в нем шла служба. Едва ступив на порог, шведы невидимой силой были отброшены назад. Дальнейшие их попытки проникнуть в храм успехом не увенчались. Узнав об этом, враги больше не подходили к храму, а новгородцы, напротив, могли спастись в нем.

Во время Октябрьской революции (1917 г.) икона была перенесена в Новгородский музей, в период Великой Отечественной войны - эвакуирована, а после - возвращена в музей-заповедник. И, наконец, в 1991 году Новгородская епархия отстояла спасительный образ. В в сопровождении удивительного небесного явления - радуги вокруг купола храма - была перенесена икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает святой лик отдельным людям и с какими просьбами можно к нему обращаться?

Значение и молитвы

Известно, что в 1352 году сотни людей во время эпидемии чумы чудесным образом исцелились. А позже были зафиксированы случаи излечения от тяжелых психических недугов и слепоты. Этому, по мнению духовников, благоволила икона «Знамение Пресвятой Богородицы», в чем помогает она и сегодня.

Также к образу приходят люди, которые желают мира в семье или стране, хотят найти пропавших без вести родных. Однако священнослужители убеждены, о чем бы ни попросил верующий, при искренности и чистоте помыслов обязательно поможет Пресвятая Богородица. Значение ее еще с зарождения христианства на земле было огромным. В Евангелии описывается множество случаев, когда она помогала нуждающимся и болеющим людям, обращая их в веру.

Также значимым является вопрос о том, как молиться Пресвятой Богородице. Существует немало строк, написанных специально для обращения к ней. Так, есть и прошение к иконе «Знамение». Однако, по мнению все тех же духовников, с каким бы текстом ни обращался человек к образу, на первом месте всегда будет его внутренняя вера.

Чудотворные списки

История иконописи знает несколько списков или копий, сделанных на основе иконы Богородицы «Знамение». Они находятся в России и за пределами ее. Наименования их соответствуют месту нахождения образов: Абалакская, Курская, Вологодская, Павловская, Соловецкая, Царскосельская и др. Все они обладают святой силой и демонстрируют чудеса, как и оригинальная икона «Знамение Пресвятой Богородицы». В чем помогает образ христианам? В первую очередь обрести веру.

С этой целью осенью 2009 года состоялась «Православная экспедиция» - облет иконы на космическом корабле вокруг Земли. В ходе проекта было совершено 176 витков. Разрешение и благословение на такой крестный ход было получено от самого патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Икона Божией Матери "Знамение" © depositphotos

Икона Божией Матери "Знамение" - одна из наиболее почитаемых в православном мире. Празднование в честь иконы совершается 10 декабря. Сайт tochka.net расскажет тебе об истории этой иконы и о молитве к ней.

Икона Пресвятой Богородицы, изображенной с жестом заступнической молитвы (Оранта) - с распростертыми руками и раскрытыми ладонями - названа Знамением как знак милости Богоматери к людям.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Икона "Знамение" Пресвятой Богородицы - история

Икона Божией Матери "Знамение" © depositphotos

Первые сообщения об иконе "Знамение" и о чуде, которое она совершила, датируются 1170 годом. В то время объединенные русские удельные князья под предводительством сына Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Новгорода, чтобы завоевать и покорить его.

Новгородцы стали молиться Господу о помощи. На третью ночь осады города архиепископ Новгородский Илия услышал голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Одна из вражеских стрел попала в иконописный лик Богородицы, и из ее глаз полились слезы. Народ воспринял это знамение Царицы Небесной и победил врага.

В честь чудесного заступничества Богородицы архиепископ Илия установил праздник в день Знамения Божией Матери, который сохранился и до наших дней.

Храм иконы Божией Матери "Знамение", Новгород © wikimedia

В 1354 году икону перенесли из деревянной церкви Спаса в каменную церковь иконы Божией Матери "Знамение". Позже в 1680-х годах в Новгороде был выстроен храм в честь иконы Божией Матери "Знамение", ставший собором Знаменского монастыря. В советское время икона "Знамение" находилась в музейном собрании, а после 1991 года была возвращена церкви.

С этой иконы было сделано множество списков. Наиболее известные и почитаемые как чудотворные и названные по месту явления чудес: Абалакская, Курская Коренная, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая и другие.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Икона Божьей Матери "Знамение" - о чем молятся

Икона Божией Матери "Знамение" (фото) © wikimedia

"Знамение" - икона Божией Матери, в чем помогает? Перед иконой молятся о мире и примирении враждующих, об избавлении от междоусобных войн, во время бедствия и нашествия врагов, о защите Отечества, а также об исцелении от болезней глаз и слепоты, от холеры.

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой, всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия хри-стианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

10 декабря отмечается церковный праздник Знамение Пресвятой Богородицы. Посвящен он чудотворной иконе Божией Матери «Знамение». Икона и многие её списки прославились чудотворениями, а также непосредственной связью с важными историческими событиями.

Знамение Пресвятой Богородицы: история праздника

В 1169 году произошло первое чудо с новгородской иконой. Князь Андрей Боголюбский, поссорившийся с Новгородом из-за дани, на покорение города отправил своего сына Романа, к которому подключились ещё 72 князя. Но шли они сражаться не за правое дело, а в надежде на богатую поживу. Без сострадания и жалости отправились воины по родной земле, грабя и убивая ни в чем не повинных людей.

Новгородцы, ожидая нападения, молились дни и ночи напролет во главе с архиепископом Иоанном. Во время молитвы в одну из ночей святой Иоанн от иконы Иисуса Христа услышал голос, повелевавший ему взять из Спасского храма икону Пресвятой Богородицы «Знамение» и поставить её на крепостную стену. Утром диакон с клиром отправились в храм, но икону взять не смогли, и только после того, как к Спасской церкви прибыли архиепископ со всем собором и горожанами и приступили к молебну, образ сам подвинулась вперед.

С молитвами и слезами икону отнесли на крепостную стену и поставили лицом к русским войскам, осадившим город. Но вид Божией Матери не смягчил сердца завоевателей, в сторону иконы полетела туча стрел. Одна из стрел попала прямо в лик Богородицы. И произошло невиданное: икона отвернулась от завоевателей лицом к городу. После этого у захватчиков помрачилось зрение, их охватил ужас и они стали нападать друг на друга. Те, кто остались в живых, бежали от стен города. С этих пор икона «Знамение» стала самой почитаемой в Новгороде. В 1357 году была построена каменная церковь, которую освятили в её честь.

Вскоре по всей России начали возводиться Знаменские храмы. Перед иконой молились о преодолении вражды между соотечественниками. По молитве митрополита Макария в 1566 году икона остановила страшный пожар, который мог выжечь весь Новгород. Митрополит с крестным ходом пронес икону по берегу Волхова, и направление ветра изменилось в сторону реки.

Когда в 1611 году город захватили шведы, они не смогли зайти только в Знаменскую церковь, от которой их оттолкнула неведомая сила. Петербургский список иконы был создан в XVII веке и подарен Константинопольским патриархом царю Алексею Михайловичу. Петр I с благоговением относился к святыне. Он перевез её из Москвы в новую столицу. Этой иконой он благословил свою дочь Елизавету. Именно перед ней она молилась, готовясь к борьбе за престол отца. В Царском селе по велению Елизаветы Петровны была построена Знаменская церковь, куда перенесли икону из Петербурга крестным ходом во главе с императрицей, и где она находилась до 1917 года. Икона два раза спасала от пожара царскую резиденцию, и несколько раз ограждала от чумы и холеры жителей Царского села.

Икона «Знамение»: значение и в чем помогает

Икона Божией Матери «Знамение» ‒ один из самых почитаемых образов в православии. На нём изображена Пресвятая Богородица с распростертыми руками. Ладони Её раскрыты в заступнической молитве. Назван святой образ в честь милости Пречистой к простым верующим людям. Икона «Знамение» помогает:

  • избавиться от междоусобных войн;
  • примирить враждующих;
  • обрести мир и покой;
  • исцелить заболевания глаз;
  • избавиться от таких страшных болезней, как чума и холера;
  • во время пожаров и стихийных бедствий;
  • защититься от воров и плохих людей;
  • избавиться от врагов и завистников.

Искренняя молитва, обращенная к образу пресвятой Богородицы, помогает сохранить мир в семье, наладить отношения с близкими.

Иконы Богородицы «Знамение»: фото и названия

Как писалось выше, списки иконы не менее чудотворны, чем оригинал. Свои названия списки получили по месту явления чудес.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», по преданию, была найдена в лесу, неподалёку от сожжённого татарами Курска. Произошло это 21 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, нашел охотник. Когда он поднял её, чтобы рассмотреть, то из места, на котором она лежала, забил родник. В этом месте была построена небольшая часовня, куда и поместили икону.

В 1767 году серьезно заболел Серафим Саровский, который родился и вырос в Курске. Родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако больному явилась Пречистая и пообещала, что посетит и исцелит его. Спустя несколько дней, в девятую пятницу после Пасхи, по улице, на которой жил Серафим, проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой «Знамение». Неожиданно начался дождь, и процессия зашла во двор дома, где проживал Серафим Саровский. Над больным ребенком пронесли икону и вскоре он выздоровел.

Дата празднования иконы 21 марта. Оригинал находится в Нью-Йорке в синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви.

Абалакская икона «Знамение» Божией Матери

Абалакская икона «Знамение» Божией Матери – самая почитаемая икона Богородицы в Сибири. Она была написана в 1637 году. Празднование иконе совершается 2 августа и 10 декабря. В Сказании об иконе сообщается, что в 1636 году вдове Марии из селения Абалак во сне явилась икона Богоматери иконографического типа «Знамение» с изображенными по сторонам образа Марией Египетской и Николаем Чудотворцем. Богородица велела построить в Абалаке церковь во имя иконы.

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – святыня русского Приамурья. Место и время её явления неизвестны. Этот образ по иконографическому типу ближе всего к иконам «Оранта» («Знамение»). Более трехсот лет амурские побережья России охраняет чудотворная Албазинская икона. Её чтят не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу будущих матерей.

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» названа в честь женского монастыря в Понетаевке, на честь основания которого из Иерусалима был привезен в дар список чудотворной иконы. С первых дней возникновения обители монахини, проживающие в ней, занимались живописными работами. Они обучались в Петербурге и были искусными художницами и мастерицами. Для Понетаевского монастыря они писали иконы не только по холсту и дереву, но и по финифти.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамения» была написана одной из сестёр монастыря Клавдией Ивановной Войлошниковой в 1879 году. В 1885 году в обители произошло чудо: икона неожиданно начала светлеть ликом, а взор Богородицы устремился на молящихся монахинь. В этом же году от написанной иконы начались чудотворения, возле неё начали исцеляться больные. Многие люди, ища исцеление, устремились в обитель. Слава о чудотворной иконе быстро распространялась по России.

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение» находится в правой части придворной Царскосельской Знаменской церкви. По молитвам к святому образу многие исцелились от холеры и чумы. Икона несколько раз спасала от пожара. Молитвы, обращенные к ней, помогли излечиться от бесплодия, устроить житейские дела, спасти погибавших в море и на суше людей.

Видео: икона Божией Матери «Знамение»

иконография Богородичных икон, в к-рой Богомладенец изображен прямолично на лоне (на груди) Богоматери, представленной по пояс (вариант «Великой Панагии»). В основе иконографии - пророчество о воплощении Спасителя («...Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7. 14)); наименование связано с чудотворной иконой Божией Матери (см. разд. ««Знамение» Новгородская икона Божией Матери»), через к-рую в 1169/70 г. Вел. Новгороду было явлено заступничество Пресв. Богородицы (Минея праздничная - РНБ. Соф. № 369). С кон. XV в. название «Знамение Пречистыя» встречается в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям, т. е. становится наименованием иконографического типа, др. название которого - «Богоматерь Воплощение».

Изображение Богородицы с Христом Еммануилом в медальоне впервые появилось на печатях имп. Маврикия (582-602). Такое же изображение Божией Матери в рост есть на фреске из мон-ря Бауит (часовня преподобных (XXVIII), VI-VII вв., Коптский музей, Каир), в мон-ре св. Иеремии в Саккаре (VI в.), в сир. рукописи (Paris. syr. 341. Fol. 118), на фреске в люнете крипты Острианских катакомб близ усыпальницы св. Агнии в Риме (кон. IV-V в.).

В послеиконоборческий период образы молящейся с воздетыми руками Богоматери в рост или по пояс иногда сопровождались надписью: «Влахернитисса». Так же названы иконы др. иконографических типов, происхождение которых связывается с храмом во Влахернах , построенным в К-поле в V в. имп. Пульхерией (напр., образ Богоматери с Младенцем типа «Умиление», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Имп. Константин VII Багрянородный в трактате «О церемониях византийского двора» (X в.) упомянул о том, что во Влахернах было неск. чудотворных икон Божией Матери, с к-рыми связаны различные чудеса и обычаи. С VIII в. там происходили еженедельные ночные службы в честь иконы Божией Матери, на к-рых в ночь с пятницы на субботу было чудо с завесой. В описании этого чуда говорится, что «Мария несет Младенца обеими молитвенными руками». Описывается и находившееся возле имп. купальни мраморное рельефное изображение Божией Матери с воздетыми руками, из к-рых истекает св. вода (Const. Porphyr. De cerem. 2. 12). Сохранились многочисленные повторы рельефной иконы с отверстиями в ладонях XI-XIII вв. Изображения Богоматери с Младенцем в медальоне перед грудью встречаются на печатях императоров Иоанна Цимисхия (969-976), Михаила VII Дуки (1071-1078), Алексея I Комнина (1081-1118) и позднее - во времена Комнинов, на серебряной монете Константина IX Мономаха (1042-1055) с легендой Η ΒΛΑΚΕΡΝΙΤΙΣΑ.

Изображение с полуфигурой Богоматери присутствует на золотой печати Льва VI (886-912). По описанию свт. Фотия, патриарха К-польского, оно было на мозаике апсиды церкви мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Изображение «Влахернитиссы» в рост встречается на фресках апсиды ц. Богоматери в Трикомо, Кипр (нач. XII в.), апсиды ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), на иконе Божией Матери с прор. Моисеем и патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), на иконе «Ярославская Оранта» (XIII в., ГТГ).

Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью - «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией свт. Василия Великого, на к-рой поется стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес. Полуфигуры Богоматери Платитеры встречаются на печатях и монетах имп. Никифора Фоки (963-969), в росписи апсид церквей Рождества Христова в Вифлееме (1169), Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (20-е гг. XIII в.), на мозаике наружного нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321). Распространение имели выполненные в мраморе изображения этой иконографии, повторяющие рельеф над фиалом в храме во Влахернах (рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции).

Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божией Матери - Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне - также называют «Великая Панагия» (патена из мон-ря Ксиропотам на Афоне, «Ярославская Оранта»). На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская , Курская-Коренная , Мирожская , Новгородская , Серафимо-Понетаевская , Царскосельская и др.

Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

«Знамение» Новгородская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ сер. XII в.; с его помощью связана защита Вел. Новгорода в 1169/70 г. от войск вел. кн. Андрея Боголюбского, к-рый, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины.

Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды (Тихомиров. 1872; Frolow. 1949). Эта икона находилась в ц. Спаса на Ильине ул. за престолом. На 3-ю ночь осады города Новгородский архиеп. Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне манастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, к-рая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слезы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиеп. Иоанном 27 нояб. был установлен праздник. До нач. 40-х гг. XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие св. Иоанна Новгородского (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 347-351). В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 г. каменную ц. в честь Знамения Пресв. Богородицы, в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан РПЦ и поставлен в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде - на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте.

Икона (размер 59×52,7 см), двухсторонняя, укреплена на древке, является выносной. На лицевой стороне изображена по пояс Богоматерь с воздетыми руками, на Ее груди медальон с образом Христа Еммануила. На полях иконы - ростовые фигуры святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского?). На оборотной стороне в молении перед благословляющим обеими руками Спасителем, изображенным в сегменте, представлено 2 святых. В поздней записи на иконе имелись надписи с именами ап. Петра и мц. Наталии. Древние надписи не сохранились, однако анализ иконографии позволил предположить, что это изображения праведных Иоакима и Анны. В XVI в. икона была поновлена, возможно лично архиеп. Макарием (впосл. митрополит Московский). От первоначальной живописи древнего образа на лицевой стороне сохранились фрагменты синего мафория и платья Богоматери, а также фрагменты медальона, окружающего образ Богомладенца. Изображения на оборотной стороне относятся к первоначальной живописи.

Один из ранних списков Новгородской иконы - икона XII в. с мученицей на обороте (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина). Многочисленные списки относятся к XVI в. (ГТГ, ЦАК МДА). Поясное изображение Оранты с медальоном встречается на печатях Киевских митрополитов Никифора I (1104-1121) и Михаила (1131-1147), Новгородских епископов (Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1). В XV-XVI вв. изображения «Знамения» часто помещались на иконах избранных святых.

Лит.: Тихомиров П. И., свящ. Сказание о новгородской чудотв. св. иконе Знамение Божией Матери. Новгород, 18722; Поселянин Е. Богоматерь. С. 730; Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 193-196; Frolow A. Le «Znamenie» de Novgorod // RES. 1949. Vol. 24. P. 67-81; Vol. 25. P. 45-72; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода XV в. М., 1982; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 288-310.

Н. В. Квливидзе

«Знамение» Царскосельская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, родовая икона Дома Романовых; в России известна с апр. 1653 г., когда была подарена царю Алексею Михайловичу К-польским патриархом св. Афанасием III Пателларием; считается, что последний раз ее видели во время отречения государя от престола.

По преданию, имп. Петр I, перевезший образ из Москвы в С.-Петербург, благословил им цесаревну Елизавету, к-рая в 1734 г. специально для этой иконы поручила архит. И. Я. Бланку разработать проект каменного храма в имп. резиденции Царское Село, сооруженного им в сотрудничестве с М. Г. Земцовым и освященного в мае 1747 г. Др. свидетельством благоговейного почитания иконы имп. Елизаветой Петровной служат сведения о том, что в ночь перед переворотом, после к-рого она взошла на престол (27 нояб. 1741), она усердно молилась перед иконой.

В торжестве 3-дневного перенесения иконы из С.-Петербурга в новый храм в Царском Селе участвовали Святейший Синод и весь двор, императрица прошла всю дорогу и даже помогала нести образ. До 1831 г. образ находился над царскими вратами иконостаса, над изображением Тайной вечери. Ее выносили из храма только 12 мая 1812 г., во время пожара, охватившего дворец и угрожавшего Знаменской ц. В 1831 г., после избавления Царского Села от холеры, случившегося по совершении 5 июля молебна перед вынесенной в центр храма иконой «Знамение» и крестного хода с ней вокруг города, она была помещена перед правым клиросом Знаменской ц. Тогда же по просьбам горожан был учрежден ежегодный крестный ход: до 1917 г. в этот день икону после обедни выносили на дворцовую площадь, где перед ней совершался предшествующий крестному ходу коленопреклоненный молебен. В XVIII в. был выполнен ее 1-й список, к-рый также находился в Царском Селе, в т. ч. во время пожаров и эпидемий. Вероятно, перед этой иконой имп. Александра Феодоровна молилась во время первой мировой войны, когда государь уехал в Ставку. В 1942 г. из осажденного Ленинграда, героически перебравшись через линию фронта, к оккупантам г. Пушкин (ранее Царское Село) пришли сестры Зоя и Вера Шамонины - дочери известного с.-петербургского прот. Владимира, духовного сына прав. Иоанна Кронштадтского. Они просили отдать им находящийся в Знаменской ц. образ (список XVIII в.) и получили его. Не возвращаясь в блокадный город, они отправились в Ригу, где икона и находилась до конца войны. В 1946 г. митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) передал ее в ц. ап. Иоанна Богослова при СПбДА, где она пребывает в наст. время. В Знаменской ц. находится ее список XX в.

Икона прославилась мн. чудесами: избавлением от холеры, спасением от пожаров, потопления и др. бед, исцелениями, помощью в скорбях и житейских невзгодах. В 1853 г. было издано хромолитографическое изображение иконы, известны случаи благодатной помощи и от гравюрных ее изображений. В нач. лета 1916 г. литографические изображения иконы освящались в Знаменской ц. и посылались солдатам действующей армии, к-рые носили иконки на груди.

С 1999 г. по средам перед образом читают акафист. С этого же времени в С.-Петербурге ежегодно с 10 по 13 дек. проводятся Общеобразовательные Знаменские чтения, открываемые после литургии и молебна перед иконой «Знамение».

Точных сведений о времени написания иконы (ок. 138×107 см) нет. Традиц. иконография «З.» дополнена по изволению имп. Елизаветы Петровны вскоре после восшествия на престол изображениями на полях ап. Петра, праведных Захарии и Елисаветы, прп. Алексия, человека Божия. На списке XVIII в. к ним по повелению имп. Марии Александровны были добавлены (1859) образы свт. Николая Чудотворца и мц. Александры в память имп. Николая I и его супруги Александры Феодоровны.

По воцарении имп. Елизавета соорудила из червонного золота ризу на икону (ок. 8,73 кг). В 1849 г. в благодарность за избавление Царского Села от эпидемии холеры, охватившей Россию в 1848 г., икону покрыли шитой, с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов, опалов ризой, основой которой служила золотая фольга. Риза (111 × 89 см), словно разноцветная мантия с широкими рукавами, поверх которой с плеч спускался широкий окаймлявший ее омофор, украсила образ Богородицы. Чело Богоматери украшал убрус, шитый из драгоценных камней (по церковной описи 1860 г., использовано 32 группы драгоценностей). Такая же мантия и омофор покрывали образ Богомладенца. Драгоценные ризы были изготовлены и для изображений святых на полях. Большая и лучшая часть драгоценностей (на убрусе и нагрудном украшении Богоматери, на одеждах Спасителя) пожертвована императрицами Александрой Феодоровной и Марией Александровной, вел. княгинями Александрой Иосифовной, Марией и Ольгой Николаевнами. Ризу вышивала с сестрами благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, к-рой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как она должна сделать, причем, когда недоставало подходящих камней, неожиданно появлялись жертвователи. Самым крупным камнем на окладе был сердцеобразный топаз (приношение В. А. Прянишниковой), на его гранях вырезаны даты чудесного избавления Царского Села от холеры - 1831 и 1848 гг. Внизу на сердцевидной золотой дощечке, искусно сделанной из пожертвованных богомольцами мелких золотых вещей (колец, брошек, цепочек, серег), были выгравированы слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского села, сии перла, яко слезы благодарности, орошающия Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас»; внизу подпись: «Сию ризу вышивала девица Мария Давыдова с сестрами вследствие сновидения». Из оставшихся приношений сестрами Давыдовыми была изготовлена пелена к иконе, шитая по пунцовому бархату драгоценными камнями, золотом, серебром, бусами и рим. жемчугом. На пелене вышиты сияние, Евангелие, сосуд, 2 скрижали, кадило, виноградные листья, кисти, колосья. Под рук. Давыдовых в то же время был изготовлен «ковер усердия», покрывавший пол в алтаре и доходивший до середины церкви. Риза утрачена при изъятии церковных ценностей в 1922 г. Не сохранился и выполненный в 1853 г. на средства прихожан Знаменской ц. киот, а также изготовленный стараниями благочестивых фрейлин имп. двора по рис. Ф. П. Солнцева бронзовый вызолоченный подсвечник, называвшийся фрейлинским.

Поселянин Е. Богоматерь. С. 700-705; Сочагин А. Царское Село в открытках кон. XIX - нач. XX в. СПб., 2002; Дмитриева Н. К. Царскосельская чудотв. икона Б. М. «Знамение» // Культурно-просвет. работа (Встреча). М., 2005. № 7. С. 28; № 8. С. 18; Царскосельская икона Божией Матери «Знамение». СПб., 2007.

Э. П. И.

«Знамение» Корчемная икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), чудотворный образ, пребывающий в муж. мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове Рязанской обл. В мон-ре хранится и рукописное «Повествование об иконе Пресвятой Богородицы, Ее честнаго и славнаго Знамения, называемой «явленной», которое в городе Рязани в часовне при церкви Преподобнаго Симеона Столпника было написано по повести пожилых людей и по современным событиям в мае месяце 1851 г.». Оно содержит сведения об истории иконы и явленных через нее знамениях.

Согласно «Повествованию...», в Рязани жила некая вдова, одержимая недугом пьянства. Когда она истратила все, что имела, то взяла из дома икону Божией Матери «Знамение» и понесла в корчму под названием «Красная», к-рая находилась у ц. прп. Симеона Столпника, чтобы обменять образ на вино. Корчемник принялся укорять женщину, говоря, что иконы, которыми родители благословляют своих детей, должно хранить с благоговением и передавать из рода в род. Тем не менее вдова не смогла преодолеть губительную страсть, но пообещала позже выкупить образ. Взяв икону, хозяин корчмы поместил ее в красном углу. Через неск. дней женщина, отдав долг, поставила икону в своем доме на прежнее место. Наутро икона исчезла. В то же утро вставший на молитву корчемник увидел икону в своей божнице и решил, что в его отсутствие вдова опять принесла образ. Однако домочадцы не подтвердили его предположение. Вскоре к недоумевавшему корчемнику пришла вдова и поведала об исчезновении иконы. После слов корчемника: «Видишь, вот Она, Матерь Царица Небесная! Сама спроси Ее, как Она стала здесь» - женщина упала пред иконой на колени: «Вижу, Владычица, что Ты не благоволишь быть со мной, ради моего греха пред Тобою, но больше благоволишь здесь остаться, где я, окаянная, сама предала Тебя. Все же в оставшиеся дни жизни моей не лишай меня окончательно Своего покровительства и милости!» По молитвам Пресв. Богородицы вдова с того времени до конца жизни не пила вина.

О чудесном возвращении иконы в корчму прошел слух среди горожан. Жители Рязани и приезжие шли туда, чтобы поклониться образу, перед к-рым корчемник зажег лампаду, а священник ц. прп. Симеона Столпника совершал молебны. Благочестивые люди делали приношения на поддержание неугасимого огня. Даже те, кто приходили в корчму за вином, сначала поклонялись иконе Божией Матери и опускали в кружку деньги на покупку масла для лампады. Икону стали именовать «Явленная Корчемная». Образ прославился мн. чудесами, облегчавшими страдания в болезнях, утешавшими в скорбях. Вскоре о ней узнали во мн. городах и селах России. К месту пребывания чудотворного образа всегда приходило много паломников. После закрытия корчмы в сер. XIX в. по благословению свт. Гавриила (Городкова), архиеп. Рязанского и Зарайского, икону всенародно крестным ходом перенесли в ц. прп. Симеона Столпника, где было совершено всенощное бдение. Утром после литургии с молебным пением ее внесли в часовню близ этой церкви, срубленную, по преданию, по случаю сретения Феодотиевской иконы Божией Матери (1487) и перестроенную в камне в 1846 г. Корчемная икона Божией Матери «Знамение» была поставлена для поклонения при открытых дверях посреди часовни на аналое. С этого времени по прошению прихожан было установлено празднование в честь иконы по храмовому уставу 27 нояб. и она получила совр. название. Накануне икону крестным ходом переносили из часовни ко всенощному бдению в храм, утром после литургии образ возвращали в часовню. Такое же шествие было установлено в понедельник Светлой седмицы.

В 1848 г. центральные губернии России поразила холера. В Рязани особенно сильной эпидемия была в июне-июле. Горожане с молебным пением носили икону по своим домам, после чего, за исключением жителей 2 домов, ни один человек больше не умер. В том же году после усердной молитвы перед иконой Божией Матери «Знамение» прекратилась засуха, вызвавшая пожар в сосновом бору на левом берегу Оки, примерно в 10 верстах от города.

12 окт. 1882 г. часовня, где находилась икона, сгорела от упавшей на икону свечи, при этом образ не пострадал, «обгорела киота, расплавилась часть серебряного оклада» (Добролюбов. 1884. С. 34). До восстановления часовни икона пребывала в ц. прп. Симеона Столпника.

По просьбам благочестивых рязанцев икону часто приносили в дома для служения молебнов. Перед ней купцы испрашивали благословение накануне городских ярмарок, новобрачные - помощь и покровительство в предстоящей семейной жизни. Усердием молящихся икона была украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Каждый вторник в часовне совершались молебны с акафистом. В нач. 20-х гг. XX в., когда часовня была закрыта, икону перенесли в ц. прп. Симеона Столпника. Во время кампании по изъятию церковных ценностей «в пользу голодающих Поволжья» эта икона «Знамение» была сохранена благодаря дворянину Дмитрию Серебрякову (или Серебрянскому), к-рый входил в комиссию. Юноша заявил членам комиссии, что хочет взять образ домой, чтобы аккуратно снять с него драгоценную ризу, при передаче к-рой на следующий день сообщил, что икона при снятии оклада рассыпалась от ветхости. Нек-рое время икону прятали в доме Серебряковых, после их отъезда из Рязани хранительницей святыни стала бывш. прислуга семьи - Александра Ивановна. В кон. 50-х гг. XX в. Александра Ивановна жила у Софьи Васильевны Злобиной, к-рая была посвящена в тайну Серебряковых и хранила икону в своем доме на ул. Горького. Перед иконой горела неугасимая лампада; в потемневшей, расколотой на 2 части иконной доске (трещина проходила по лику Богоматери) трудно было узнать одну из главных святынь Рязани. Злобина завещала эту икону архим. Авелю (Македонову; в схиме Серафим; † 6 дек. 2006), к-рый перенес ее 8 сент. 1961 г. в Борисоглебский собор Рязани, где в это время служил, и, поставив в приделе во имя свт. Василия Рязанского на престол, совершил пред ней акафистное пение. Вместе с ним молилась алтарница храма мон. Августа, к-рая сразу узнала святыню. Эта бывш. послушница Успенского Ольгова мон-ря после закрытия обители нек-рое время служила алтарницей в ц. прп. Симеона Столпника, после закрытия храма (18 нояб. 1924) хранила у себя рукописное «Повествование...». Передавая его архим. Авелю, она рассказала, что была свидетельницей чуда исцеления слепой девочки. Ежегодно с 1961 г. в дни празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение» святыню приносили в Борисоглебский кафедральный собор на торжественное богослужение. Для реставрации иконы архим. Авель предполагал пригласить А. И. Шибаева, который обучался искусству писать иконы по благословению прав. Иоанна Кронштадтского. В сер. 60-х гг. XX в. иконописцу минуло 90 лет, он ослеп. Узнав об этом, архим. Авель готов был отказаться от реставрации иконы, однако через нек-рое время в праздник Успения Пресв. Богородицы пришло письмо из Ярославля от Шибаева, к-рый сообщил о чудесном возвращении зрения. В тот же день ему была отправлена на реставрацию икона, а архимандрит также просил изготовить с нее список. По окончании работ по просьбе жителей Ярославля иконописец приступил к написанию еще одного списка и вновь ослеп.

Когда муж. мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове был возвращен РПЦ (1988) и архим. Авель был назначен его наместником (1989), икону перенесли в обитель и она стала одной из главных ее святынь. Икону украсили ризой золотого шитья. В наст. время икона постоянно пребывает в Богословском соборе мон-ря на престоле. Каждое воскресенье в конце литургии ее выносят из алтаря и полагают на аналой посреди храма, где перед ней служится водосвятный молебен. С 1994 г. в течение 4 лет каждый вторник на подворье мон-ря в Рязани (ул. Кольцова, 10) совершались молебны перед Корчемной иконой Божией Матери «Знамение». Список иконы привозили для поклонения. После открытия в 1998 г. в Рязани 2-го монастырского подворья (Николо-Ямского храма) выполненный Шибаевым список пребывает там. В 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II эта икона внесена в список чтимых РПЦ чудотворных икон. Составлены акафист, молитва, тропарь, кондак, величание. Попечением архим. Авеля списки иконы направлены во мн. храмы Рязанской епархии.

10 дек. 2000 г. в рязанском во имя Св. Троицы мон-ре был освящен надвратный храм в честь Корчемной иконы Божией Матери «Знамение». По пятницам в Троицком монастыре совершается молебен с каноном о страждущих винопитием и наркоманией.

Икона, традиц. для образа «Знамение» иконографии, написана на доске (38,9×28,9 см) и представляет поясное изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками; в медальоне Христос Еммануил держит свиток.

Ист.: ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 1748. Св. 171. Л. 464. Рязанский исполком советов Р. К. и Кр. Депутатов. Выписка из протокола Президиума Моск. обл. Исполнит. Комитета № 20 от 18 нояб. 1924 г. о закрытии ц. Симеона Столпника с целью использования под склад хлеба; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 390. Л. 53 об. Решение от 12.12. 29 г. о предоставлении здания ц. Симеона Столпника под Окрархив; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 492. Л. 30 об. Решение от 24.08 31 г. о передаче помещения ц. Симеона Столпника под гараж Союзтранса; Д. 547. Л. 17-20. Постановление президиума РязгорИК от 24 авг. 1931 г. о передаче ц. Симеона Столпника под гараж Союзтранса; Ф. Р-496. Оп. 1. Д. 52. Св. 2. 1922 г. Л. 10. Дешифрованная телеграмма: Особо почитаемые иконы, подлежащие обязательному изъятию; Ф. Р-497. Оп. 1. Д. 13. 1922 г. Л. 141, 145, 150-155. Краткий отчет о проведении работы по изъятию церк. ценностей в г. Рязани; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 520. Не пронумер. 30 июня 1883 г. Список чудотв. икон, имеющихся в Рязанской епархии, к-рыя носят для молебствия пред ними в округе приходов (сведения сост. на Рязанском Епарх. Съезде депутатов 1883 г. по заявлениям о. депутатов); Ф. 627. Рязанская духовная консистория. Оп. 171. Д. 4. Св. 2165. 1912 г. Дело не пронумер. Часовни в Рязани и Рязанском у.; Ф. 869. Оп. 1. Д. 1. Л. 325-332. Список церквей, колоколен, часовен, 1884-1886 гг.; Д. 325. Не пронумер. Описание чудотв. образов из церквей и мон-рей Рязанской губ.

Лит.: Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 33-35; Описание церк. вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах Рязанской епархии // Рязанский епарх. вестн. 1887. № 11. С. 263; Ц. Симеоновская: (О чудотв. иконе «Знамение» Божией Матери, находящейся в каменной часовне близ ц. Симеона Столпника) // Там же. 1892. № 4. С. 179-182; Ист. очерк всех церквей и мон-рей г. Рязани в их хронол. последовательности с основания города до наст. времени: Симеоновская ц. // Там же. 1906. № 14. С. 413; Солодовников Д. Переяславль-Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922. С. 125-128; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная»: Повествование, акафист, молитва // Рязанские чудотв. иконы. Рязань, 1996; Святые и праведные земли Рязанской: X-XX вв. Рязань, 2000. С. 200-208; Серафим (Питерский), иером., Панкова Т. М. Житие свт. Гавриила, архиеп. Рязанского и Зарайского. Рязань, 2001. С. 23-24; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная»: Повествование, акафист, молитва. Рязань, 2002; Икона Пресв. Богородицы «Знамение-Корчемная» // Рязанский церк. вестн. 2002. № 12. С. 47-52; Аграмаков Н. Н. Церкви и мон-ри в Рязани: Ист. путев. Рязань, 2004. С. 28-29; Синельникова Т. П. Рязанский храм во имя прп. Симеона Столпника // Рязанский церк. вестн. 2004. № 5. С. 66-71; Икона Божией Матери «Знамение-Корчемная». Рязань, 2005; Свято-Иоанно-Богословский мон-рь. М., 2007. С. 270-289; Дмитриева Н. Чудотв. икона Б. М. «Знамение-Корчемная» // Культурно-просвет. работа (Встреча). 2007. № 3. С. 18-21; Мелетия (Панкова), мон. Вверенная Богом святыня // Рязань: История, культура, православие. Рязань, 2007. С. 33-34, 436.

Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова)

«Знамение» икона Божией Матери из Златоустовского монастыря в Москве

(празд. 3 марта, 27 нояб.), чудотворный образ, главная святыня монастыря, утраченная после его закрытия и разрушения в 1933 г. Икона прославилась зимой 1847/48 г., когда в Москве свирепствовала холера. Проживавшему в Замоскворечье купцу - 60-летнему прихожанину ц. вмц. Екатерины на Ордынке Иродиону Воробьёву во время болезни привиделось, будто он находится в Златоустовском монастыре, где монах с послушником готовятся что-то освящать. На стене был образ «Знамение», к которому купец поспешил приложиться. Изображенный на нем Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя больного, протянула ему хрустальный сосуд для передачи послушнику. Очнувшись, Иродион почувствовал облегчение. 17 февр. он пришел на вечерню в Златоустовский монастырь, где в молодости часто молился, и обнаружил икону, висевшую над входом на паперть Троицкой ц. По просьбе Воробьёва 3 марта образ был снят с арки и внесен в храм. Перед ним отслужили молебен с водосвятием и чтением акафиста Богородице. Икону поместили на аналое в приделе свт. Иннокентия Иркутского. Воробьёв пожертвовал ей серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями и устроил для нее киот. С 1865 г., когда монастырская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста стала теплой, икона находилась в резном иконостасе этого храма, за левым столбом. В Троицкой ц. был оставлен список в сребропозлащенной ризе (местонахождение неизв.), изготовленный по заказу женщины, получившей исцеление от иконы.

На иконе «греческого письма, на липовой доске» (ок. 53×44 см) по сторонам Богоматери «Знамение» изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн Новгородский.

Во время существования обители пред иконой ежедневно служились молебны: после ранней обедни - в Троицкой ц., после поздней - в соборе. По пятницам во время вечерни перед иконой читался акафист Божией Матери.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 174, 741.

Э. П. И.

«Знамение» Верхнетагильская икона Божией Матери

(празд. 27 нояб.), почитаемый на Урале чудотворный образ. Согласно сложившемуся к кон. XIX в. Сказанию, икона была явлена в 1709 г. в лесу, на месте которого в 1716 г. возник пос. Верхнетагильский Завод (ныне город Свердловской обл.).

Первоначально икона находилась в одном из уральских скитов, к-рый был разорен бурлаками, убившими насельников. Когда грабители собирались покинуть скит, от иконы был голос, повелевающий взять образ с собой. Те не посмели ослушаться и доставили икону в пос. Невьянский Завод, где она находилась нек-рое время. Один из жителей поселка, Савва Медведев, был ложно обвинен в воровстве. Он усердно молился Богу об избавлении от навета, и ему было явление иконы «Знамение», от к-рой исходил голос: «Если ты обещаешь перенести меня в свой дом, будешь избавлен от возводимого на тебя напрасно обвинения». Савва выкупил икону за 3 р., перенес ее в свой дом и действительно освободился от подозрения. Вскоре он был переведен на жительство в пос. Верхнетагильский Завод и увез икону с собой. В 1753 г. он передал ее в верхнетагильскую Знаменскую ц. В 1861 г. деревянный храм сгорел, но икона, у которой обгорела торцевая часть, уцелела. До нояб. 1876 г., когда был освящен каменный Знаменский храм, она находилась в устроенной в заводской конторе ц. во имя прор. Илии. В наст. время она пребывает в Знаменской ц. у левого клироса на аналое под стеклом. К образу привешены украшения - дары от людей, получивших исцеление от иконы.

Сказание о Верхнетагильской иконе Божией Матери «Знамение», повествующее о ее явлении и бывших от нее чудесах, сохранилось в рукописи нач. XX в. Рукопись в 8-ю долю листа, написанная четким полууставом одной рукой на бумаге без штемпелей и водяных знаков, хранится в алтаре верхнетагильской Знаменской ц.

До кон. 20-х гг. XX в. ежегодно в течение лета совершались крестные ходы с иконой на Невьянский, Верх-Нейвинский, Нейворудянский, Быньговский и Шуралинскийзаводы. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 окт. 2001 г. было установлено общецерковное празднование этой иконе (особой службы нет).

На иконе, писанной на доске (70×53,8×2,5 см), представлен поясной образ Богоматери; на Ее груди в медальоне изображен благословляющий Христос Еммануил со свернутым свитком в левой руке. Справа от лика Божией Матери - изображение херувима, слева - серафима. До 1922 г. икона имела серебряную позолоченную ризу с драгоценными камнями, которая была изъята и исчезла.

С чудотворного образа были сделаны многочисленные списки, среди них особо почитаемы Невьянский и Быньговский. Невьянский список до 1932 г. находился в невьянском Преображенском соборе в киоте за левым клиросом, был облачен в серебряную ризу. После закрытия собора икона была спасена и в наст. время пребывает в Вознесенской ц. Невьянска за левым клиросом. Быньговский список находится в храме во имя свт. Николая в с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. Среди др. чтимых образов - списки в Успенском храме в г. В. Пышма и в храме во имя вмч. Пантелеимона в Екатеринбурге.

Лит.: Распространение христианства в Пермской губ. // ЖМНП. 1857. Февр. Отд. 2. С. 267; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902; О действиях миссии и духовенства во время богомолений старообрядцев на Веселых горах // Екатеринбургские ЕВ. 1913. № 36. Отд. неофиц. С. 862-866; О поездках и собеседованиях епарх. миссионера со старообрядцами // Там же. № 47. Отд. неофиц. С. 1114; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998; Щербинина О. Побеждая незримою силою: Предание об иконе Знамение Богородицы в В. Тагиле // Родина: Журн. 1998. № 9. С. 104-105; Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2000. С. 105-106; Сулоцкий А. И. Соч.: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири. С. 238; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001; Седин С., свящ. Икона из В. Тагила прославлена на всю Россию // Правосл. газ. Екатеринбург, 2001. № 33(174). С. 3; он же. Почитание иконы Пресв. Богородицы «Знамение» Верхнетагильской // ЖМП. 2004. № 5. С. 37-39; Мангилёв П., прот. Верхнетагильская чудотворная икона Божией Матери «Знамение» // Вестн. музея «Невьянская икона». Екатеринбург, 2002. Вып. 1. С. 131-140; он же. Чудотворные и чтимые иконы Божией Матери в Екатеринбургской епархии // «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского»: Мат-лы Всерос. правосл. науч.-богосл. конф. Екатеринбург, 2005. С. 15-32.

Прот. Петр Мангилёв

«Знамение» Павловская

икона Божией Матери (празд. 27 нояб.), чудотворный образ, обретенный в 1696 г. среди руин крепости Азов после ее завоевания царем Петром I, передавшим икону в собор крепости. После возврата Азова туркам (1711) икону перенесли в Преображенский собор Осередской крепости (позднее г. Павловск). Утраченная после Октябрьской революции 1917 г. икона 17 марта 2002 г. восстановлена по описанию и находится в Преображенском соборе Павловска (Воронежская обл.).

Образ был «начертан штрихами» (Поселянин. С. 746) на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см. Первоначально икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись: «Сей образ «Знамения» Божией Матери Христовой, начертанный честью на мятице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден на земляном валу и обложен в злато, недостойно бо свящи быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета».

В XVIII в. был установлен обычай носить образ по домам павловчан для совершения пред ним молебнов. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 км от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по имп. Петру I. По благословению митр. Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) эта традиция возрождена в 2004 г.

В 20-х гг. XIX в. икона была помещена в большой золоченый лучеобразный киот над царскими вратами Преображенского собора Павловска. В конце богослужения ее на шнурах спускали для поклонения.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 746; http://pokrov.gatchina.ru/icon/z.htm [Электр. ресурс].