Великомученик Димитрий Солунский - один из наиболее чтимых святых в православном мире, небесный покровитель г. Салоники.

Житие

Он родился в богатой и знатной семье римского проконсула в городе Солуни в Греции (Фессалоники, ныне - Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе. Димитрий был красивым, целомудренным, умным и смелым юношей, и император, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области, основной обязанностью которого являлось оборонять города от варваров и истреблять христиан. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого".

Вместо того чтобы казнить христиан, Дмитрий стал обращать в новую веру жителей Салоник. Он стал открыто учить их христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.
Слух о сем скоро дошел и до самого Максимиана - гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Император вошел в город и призвал к себе своего проконсула. Димитрий смело исповедал себя христианином и стал порицать языческое многобожие. Император заключил его в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предает их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!» Затем, вступив в бой с Лием, он одолел царского борца и сбросил его вниз с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила царя: он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

История с мощами

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами.

При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь, в которой совершалось множество чудес и исцелений.

А через 100 лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий , получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получил церковное именование Мироточивого .

С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причем множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своем исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика.

Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своем городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагренную кровью святого плащаницу, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку. Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпов и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

Мироточение

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней. В древности истечение мира было очень обильным - византийский историк и писатель Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью.

Сказания о чудесах

Существует несколько собраний рассказов о чудесах Димитрия Солунского, созданные в начале и в конце VII в. в Фессалонике, Они считаются древнейшими и легли в основу всех последующих. Особенно много чудес было в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.

Чудо о серебряном троне. Однажды в храме, посвященном святому, произошел пожар. От сильного огня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него, было слишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповрежденным во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока еще не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик трижды являлся ему со словами: «Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме… я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них.» И лишь на третий раз епископ поверил пресвитеру и велел не переливать трон. Вскоре пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принес с собой 75 фунтов серебра. Он пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия.

Чудо об осаде города. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город. В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. По их призыву святой «вышел в своем подобии, лицо его сияло сильнее солнечного луча». Ангелы поцеловали его и передали повеление Господа выйти из города, ибо город будет взят погаными. Дмитрий заплакал, огорченный, и попросил передать Владыке: он не может оставить свой город в такой беде и смотреть на его гибель со стороны. «Если погубишь город, и я с ним погибну; если спасешь, и я спасен с ним буду». Ангелы были недовольны решением святого и ушли, предупредив, что ему за непослушание угрожает Божий гнев. Святой же лег в гроб. Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Чудо о помощи великомученика в голоде. После снятия осады города оказались уничтоженными все хлебные запасы и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававшиих по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Чудо о востребовании мощей мученика. Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии – Премудрости Божьей, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне». Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом; затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу.

Чудо о пономаре Онисифоре. Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его. Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Чудо об освобождении пленных. Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Заступничество от набегов славян-язычников. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют "отечестволюбцем" славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого. Неслучайно первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Почитание святого Димитрия Солунского на Руси

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий и в нашем Отечестве. Его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденный великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

В XI веке был основан Дмитриевский монастырь в Киеве , известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В XII веке воздвигнут , который и доныне является украшением этого древнего города.

В XIII веке святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля (ныне находится в Третьяковской галерее). Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота . В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Иконография

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина-мученика - Св. Георгия Победоносца. Как и св. Георгий, Димитрий Солунский не участвовал ни в каких военных действах и не одержал ни одной победы на поле брани. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.

Встречаются и житийные иконы. Среди них - "Чудо Дмитрия Солунского" - представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона, либо языческого царя Колояна, с именем которого связано одно из многочисленных чудес св. Димитрия. Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи св. Димитрия. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился великомученик Димитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя.

Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году - честная глава, а в 1980 году - основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах / тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки по беждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 3:
Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредимь: того бо еси утверждение.

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: "Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого". Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности "вторым апостолом Павлом", потому что именно "апостол языков" основал когда-то в этом городе первую общину верующих ( , .). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул - христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: "Раздели богатство земное между ними - будем искать себе богатства небесного". А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор, одолел молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, "убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога". Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению - так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля), († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Иконописный подлинник

Византия. XII.

Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Киев. 1108-1113.

Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва.

Русь. XII.

Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва.

Икона Дмитрия Солунского

Одним из самых любимых святых образов в христианстве считается божественное изображение Великомученика. Его приговорили к казни сразу как только он прилюдно сказал, что исповедует православную веру. В нашей статье вы можете ознакомиться с кратким житием Мученика, а еще узнать какую роль в христианстве играет икона Святого, и в каких случаях перед ней просят помощи.


Краткая история жизни

Божий Угодник появился на свет в солнечной Греции в маленьком городке Солуни, в годы правления язычников – богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Отец и мать его в течении долгого времени не могли зачать ребенка. Его родители были скрытыми сторонниками православия, и они непрерывно читали молитвы перед образом Всевышнего о послании им ребенка. Всевышний внял их мольбам и мать вскоре забеременела. Когда мальчик немного повзрослел, его мать и отец под покровом ночи привели в дом святого отца, чтобы провести обряд крещения.
В течении всего своего мирского жития родители учили своего сына христианству. Отец мальчика работал в промагистром. Когда он достиг совершеннолетия его отец скончался. Правитель Греции Максимиан издал указ, назначающий Дмитрия предводителем карателей православных верующих. По ходу своей деятельности Святой обязан был обеспечивать защиту Фессалонийского региона и истреблять христианских верующих. Но на самом деле Подвижник стал обращать язычников в православие.

Когда все это дошло до Максимиана, он приказал бросить его в темницу. Но пребывая в заточении Великомученик не отказался от своей приверженности к христианству, а вместо этого стал еще яростнее восхвалять Иисуса Христа. В годы правления императора Максимиана были распространены такие развлечения: как цирк и гладиаторские бои. Но во время одного поединка погибает любимый гладиатор императора, и Максимиан приходит в ярость, и отдает приказ убить победителя.

Но и это не удовлетворило императора, и он приказывает казнить Дмитрия. На рассвете двадцать шестого октября в 306 году солдаты пришли за заключенным дабы отвести Великомученика на казнь. Но зайдя в камеру застали Святого молящим Господу, и тогда воины немедленно его закололи.

Тело его выбросили на поедания зверям, но его сторонники забрали тело и схоронили. После чего слуга Святого Лупп забрал окровавленную одежду и кольцо и дарил исцеления от болезней всем немощным, за такую деятельность его также казнили.

Спустя тридцать два года после смерти Дмитрия над его местом погребения был возведен собор, в котором многие верующие обретали избавления от всех страданий. Через некоторое время нашли и святые останки Великомученика.


Предназначение иконы

Этот святой образ считается сильнейшим талисманом всех, кто имеет отношение к военному делу. Фигура Великомученика Солунского играла огромную роль в становлении христианства в Киевской Руси наравне со святым образом Дмитрия Донского. Эти две святыне считаются атрибутом мужественности и смелости. В летописях сохранилось упоминание о том, что при совершении Литургии перед ликом Праведника в храме был и царь.

После Куликовского сражения в честь всех бойцов, сложивших голову в этой битве с целью проведения совместной панихиды установили Дмитриевскую родительскую субботу. С того дня и стали восхвалять лик Великомученика в родительскую субботу и двадцать шестого октября, когда произошло обретение останков Святого. В первый раз такую службу провели двадцатого октября в конце тринадцатого века.


Как молиться

В современном мире части останков Святого Дмитрия хранятся во многих государств мира, так одна шестая часть мощей хранится в храмах Рима. Возле останков и перед образами Великомученика обычно просят об:
избавлении от глазных болезней,
избавлении от страшных недугов,
отваги,
выдержке,
храбрости.

Молитва

Святой и преславный великомученик Господний Димитрий, быстрый помощник и милосердный защитник с надежной к тебе обращаемся! Представ со смелостью перед Небесным Владыкой, умоли Его даровать прощение грехов наших и об избавлении от лукавых соблазнов, трусости, воды, пожара, войны и вечных страданий. Умоли Небесное Сиятельство, ниспослать благ на город этот, на этот монастырь и любую державу православную.

"Умоли Господа Нашего даровать победу православных христиан над врагами, всякой стране христианской лад, спокойствие, непоколебимую веру и преуспеяние в праведности; нам же, восхваляющим святое имя твое, попроси благословение на совершении дел благих и праведных, Спасителю нашему Иисусу Христу делами на земле совершаемые, удостоимся мольбами твоими наследовать Царствие Господнее для вечного восхваления Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."


Разновидности икон Святого и их описание

Самой любимой иконой христиан является образ, на котором Великомученик Солунский запечатлен в седле. Данный образ изображает чудесное деяние, которое описывается в сказании Дмитрия Донского. Согласно преданию, в начале двенадцатого столетия войско, возглавляемое императором Калояном пытались захватить город Солунь. Но Праведник появился в лагере захватчиков и казнил царя:
На образе он закалывает захватчика, и он уходит под землю.
На воротах града изображаются воины и обычные люди, держащие в руках лик Подвижника
В небе появляется небесный посланник Господа, который возлагает на голову Праведника венец.
А слева с Небес Господь дарует свое благословение святому защитнику.

Еще одной довольно известной иконой считается лик Святого двенадцатого века, в наше время эта святыня хранится в Третьяковской галерее. Считается, что данный лик был написан в двенадцатом веке и хранился во граде Дмитрове в храме, но после окончании революции икону забрали и отдали в музей. В начале двадцатых годов иконописцы соскребли верхнее изображение, написанное поверх древнего. Иконописцы увидели лик, на котором Великомученик сидит на троне на голове корона, держащий в руках меч. Несомненно, в Небесном Царствии нет необходимости в защите, это атрибут того, что при мирском житие он был вооружен Святым Словом. Считается что это символ отваги и храбрости.

Народный защитник

Принято считать, что лик Великомученика исцеляет тех, кто мучается недугами главы и очей. Кроме того, Угодник является защитником военных. Останки Великомученика при нахождении излили большое количества ароматного масла, именно поэтому его назвали мироточивым. Христиане применяют благоуханное масло для избавления от всех хворей. В Киевской Руси Праведник пользовался таким почитание, что его считали русским по рождению. Даже царские вельможи очень часто нарекали своих сыновей честь Святого Воина, наверное, этим и объясняется распространённость его имени, которая сохранилась и в наши дни.

Святой Димитрий Солунский всегда был почитаем в Средневековой Руси и в целом у славянских народов. Одна из причин такой любви состояла в том, что великомученик считался славянином по своему происхождению. Другая - в тех удивительных чудесах, которые были от мощей святого.

Житие св. Димитрия Солунского

Точный год рождения святого неизвестен, но было это в III веке. Родители Димитрия занимали высокое положение в обществе. Отец являлся проконсулом Фессалоник, т. е. он был правителем обширной провинции с центром в древней Солуни (так Фессалоники называли славяне). Эта провинция примыкала к землям населенными славянскими племенами, да и самих славян в городе было немало. Точно неизвестно, где родился великомученик, возможно, это был Сирмий столица провинции Нижняя Паннония (сейчас это территория Сербии). Однако известно, что родители Димитрия были тайными христианами и воспитали в христианской вере своего сына.

Святой великомученик Димитрий Солунский

Консульство

Достигнув взрослого возраста, получив хорошее образование, святой был вызван ко двору императора Галерия Максимиана жестокого гонителя христиан. Он назначил Димитрия проконсулом Солуни, произошло это в 305 году.

Назначение стало началом мученического пути Димитрия.

  1. Новый проконсул, прибыв в Солунь, не только не стал исполнять приказа своего императора о том, что он должен предавать казням всякого, кто исповедует себя христианином, но и открыто проповедовал учение Христа среди солунян.
  2. Разумеется, информация об этом довольно быстро дошла до императора, который в это время находился в военном походе. Возвращаясь из него Максимиан так скорректировал свой путь, чтобы пройти именно через Солунь.
  3. Зная о том, что император приближается к городу, проконсул раздал все свое имущество нищим и занялся усердной молитвой, испрашивая у Бога сил, чтобы укрепиться в предстоящем подвиге мученичества.
  4. По прибытии в город, император тотчас вызвал к себе Димитрия и велел ему отречься от Христа и поклониться идолам. Но великомученик решительно отказался от этого и стал обличать всю мерзость языческого многобожия.
  5. Великомученик был отправлен в темницу и здесь произошло первое чудо, связанное со святым: ему, явились в темницу ангелы и утешали его.
  6. Между тем император устроил в Солуни гладиаторские бои, где его любимец германский гладиатор Лий безжалостно уничтожал христиан. Друг и ближайший сподвижник Димитрия воин Нестор, видя такое жестокое мучение христиан, отправился в темницу к Димитрию и испросил его благословение на то, чтобы сразиться с безжалостным германцем.
  7. Получив это благословение от Димитрия Нестор отправился на арену, где в честном поединке одолел Лия и сбросил его с помоста на копья.

Этот поединок окончательно решил судьбу солунского проконсула и его сподвижника.

Житийная икона Димитрия Солунского

Казнь мученика

Нестор был тут же казнен, а в темницу к Димитрию послали воинов, которые пронзили святого копьями. Император распорядился бросить тело великомученика на съедение зверям, но те даже близко не подошли к нему. А ночью солунские христиане тайно унесли тело святого и погребли его.

Интересный факт! На месте гибели великомученика во времена императора Константина Великого была построена базилика в честь святого. Много позже после ее строительства, во время очередного ремонта, под престолом был найден ковчег, в котором находился стеклянный флакон с запекшейся кровью великомученика.

Чудеса

Житие Димитрия Солунского повествует о нескольких чудесах, которые произошли у мощей св. Димитрия.

  1. Однажды в солунском храме, посвященном св. Димитрию, случился пожар и расплавился навес из серебра, помещенный над ракой. Епископ Солунский решил восстановить навес, но серебра на это не хватало. Однако в храме имелся серебряный трон, и епископ решил его переплавить. Но священнику, который служил в этом храме, трижды являлся великомученик и велел передать архиерею, чтобы не делал этого, так как Бог пошлет необходимое серебро. И действительно вскоре явился благотворитель и пожертвовал нужное количество серебра.
  2. Во время осады города аварами, святой являлся на стенах осаждаемой Солуни и поражал врагов своим копьем, так что они несколько раз в ужасе прекращали осаду.
  3. Во время осады один благочестивый христианин молился в храме при мощах великомученика и видел, как явились два ангела, а св. Димитрий восстал из гроба. Ангелы передали повеление Господа о том, что город будет взят врагами и что Димитрий должен покинуть город. Но св. Димитрий отказался это сделать, несмотря на обещание гнева Божия. Через неделю авары сняли осаду без всякой причины.
  4. После осады в Солуни начался голод, так как все съестные припасы были съедены. И тут св. Димитрий не оставил своего города в беде. Он во многих окрестных странах являлся видимым образом купцам, торгующим съестными припасами с повелением им, поспешить в Солунь с припасами, и так жители были спасены от голодной смерти.

Чудо с мощами

Житие святого Дмитрия Солунского повествует также о чуде, которое произошло у мощей святого. После того как был построен храм Св. Софии в Константинополе император Юстиниан послал в Солунь своих вельмож с тем, чтобы они взяли частицу мощей святого и принесли их в Софийский собор. Но как только вельможи прибыли в Солунь, вошли в храм св. Димитрия и приблизились к раке с мощами из гробницы вылетел столп огненных искр, а грозных голос предупредил желающих взять частицу, чтобы они не приближались к гробнице святого.

Рака с мощами Димитрия Солунского (Салоники, Греция)

Необычна и сама история святых мощей. Они были обретены в V веке при строительстве храма и пребывали затем в самом этом храме. После того как в XIII веке Византийская империя была завоевана крестоносцами, мощи святого вывезли в Италию. Вернулись они на родину только спустя много веков в 1978 году, сначала глава, а затем и остальные части. То есть запрет великомученика не прикасаться к его останкам, был нарушен.

Интересный факт! Святого Димитрия Солунского называют еще Мироточивым, так как начиная с VII и до XIV веков, из гробницы святого истекало миро, да так обильно, что рядом с ней был устроен небольшой бассейн.

В целительные свойства этого масла верили даже мусульмане, которые пользовались им.

Почитание в России

Славянами, в том числе и восточными, почитание великомученика началось еще тогда, когда они были язычниками. Связано это с тем, что сами славяне не раз подвергали осаде город и видел грозного небесного покровителя Солуни на стенах, который поражал нападающих своим копьем.

Немало славян проживало и в самом городе, и они наверняка были свидетелями тех чудес, которые происходили у гроба святого мученика.

Когда Русь была крещена, великомученик стал одним из самых почитаемых, и неслучайно, что первый русский монастырь был назван в честь этого святого. Он также считался покровителем всех русских князей из Рюрикова дома.

В дальнейшем времени также видно, сколь популярен был святой из Солуни среди русских людей.

  1. Во Владимире князь Всеволод Большое Гнездо построил Дмитровский собор, который до сих пор поражает своим изяществом и красотой всех кто посещает Владимир.
  2. И в Москве первый каменный храм был воздвигнут именно в честь великомученика. А победитель татар на Куликовом поле Димитрий Донской, сам причисленный к лику святых, носил имя этого великомученика, которого очень почитал. В Средневековой Руси святой великомученик Димитрий Солунский считался покровителем ратников и полководцев.
  3. Во Владимире в Успенском соборе пребывала икона святого Димитрия, которая была написана на доске от гроба святого. Именно её перенесли в Москву накануне битвы на Куликовском поле, чтобы воины получили благословение святого воина.
  4. Почитание Димитрия Солунского тогда же в 1380 году было закреплено и богослужении Русской Церкви. Ведь после битвы было установлено ежегодное поминовение воинов, павших в бою, которое получило название Дмитриевская Родительская суббота.
Интересный факт! На Западе практически неизвестны иконографические изображения святого. В России и в Средние века и последующее время св. Димитрий Солунский по количеству написанных икон святых занимает второе место после св. вмч. Георгия Победоносца.

На иконах чаще всего св. Димитрия изображают в виде воина с копьем или мечом. Есть нестандартное изображение, где великомученик верхом на коне поражает копьем царя Калояна, по прозвищу Грекоборец. Этот сюжет связан с легендой о болгарском царе Калояне, который вел войну с Византией и смог достичь того, что Болгарское царство вновь стало независимым.

Икона «Димитрий Солунский на коне»

Калоян во время войны с византийцами разорил множество городов, убил много людей и подошел к Солуни, которую также намеревался взять штурмом и разорить. Но ночью во сне Калояну явился св. Димитрий и поразил его копьем в сердце. Проснувшись, царь болгар действительно обнаружил рану в области сердца и своим приближенным он рассказал о видении. В тот же день Калоян умер, а пораженные ужасом болгары разбежались и город св. Димитрия в очередной раз остался невредимым.

Считается, что святому надо молиться в дни болезней, тем, кто оказался на поле боя, кто нуждается материальной помощи и во время эпидемий. А также святой прекрасный помощник тем, кто одержим демонами.

День памяти святого православные отмечают 8 ноября, в католической церкви св. Димитрий чтится 9 апреля.

Житие великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого

Святой великомученик Дмитрий родился в Греции в городе Солуни в семье римского проконсула. Его отец и мать были тайными христианами. В младенчестве мальчика окрестили в домовом храме и с детских лет воспитывали в любви к Богу.

Император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, назначил юного Дмитрия вместо умершего отца властителем и воеводой Фессалоникийской области. Максимиан требовал от своих подданных защищать земли не только от внешних врагов, но и от христиан. Дмитрий же, вернувшись после назначения в родной город, стал открыто проповедовать христианство и бороться с языческими обычаями. Императору донесли, что новый проконсул – христианин. Максимиан был в бешенстве и решил расправиться с непокорным Дмитрием. Возвращаясь из очередного военного похода, император остановился в Солуни. Зная о неминуемой расправе, Дмитрий поручил своему служителю Луппу раздать все свое имущество бедным, а сам в посте и молитве приготовился к суду. За смелое исповедование веры император посадил Дмитрия в темницу.

В городе Максимиан устраивал гладиаторские сражения. Его любимый боец Лий легко расправлялся с христианами, сбрасывая их на копья солдат. Видя эти неравные схватки, юный христианин Нестор попросил у Дмитрия благословения на бой и сразил Лия. Вместо награды император приказал казнить и победителя, и благословившего его. Утром 26 октября (ст. ст.) 306 года тюремная стража в подземной темнице пронзила святого Дмитрия копьями. Верный слуга Лупп собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень и омочил его в святой крови. От этих вещей впоследствии совершались чудесные исцеления. Тело Дмитрия язычники выбросили на съедение зверям, но солунские христиане нашли его и тайно предали земле.

В IV веке над могилой великомученика построили церковь. Веком позже при строительстве нового храма были обретены нетленные мощи святого, которые начали источать миро.

Великий князь Дмитрий Донской был большим почитателем Дмитрия Солунского. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, князь торжественно перенес из Владимира в Москву икону великомученика, написанную на доске гроба святого. В Успенском соборе был устроен придел во имя солунского святого. В память воинов, павших в Куликовской битве, была установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием Радонежским в присутствии Дмитрия Донского.

Великомученик Дмитрий Солунский почитается как покровитель воинов.

Тропарь великомученику Димитрию Солунскому

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа. Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святее Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

В блокнот паломнику: