Джозеф С. Хавилер

Тело танцора

Медицинский взгляд на танцы и тренировки

Общее предисловие

Какими качествами должен обладать танцор,

Как его должны обучать.

Как он должен учиться,

Как приумножать свои силы,

Я поведаю вам об этом,

Дабы показать, что Танец не из тех искусств,

Преуспеть в которых можно без усилий.

Танец - вершина всех культур.

Лукиан из Самосата Из труда «Танец», 2-е ст. до н. э.

В ходе карьеры балетному танцору иногда требуется помощь извне, от людей, которые благодаря большим знаниям и опыту могут выслушать, дать совет, принять решение незаинтересованной стороны с максимально возможной объективностью. Может быть, именно это подтолкнуло моего друга Джозефа Хавилера к написанию книги. Обычной книги, написанной в области, где пробовали себя многие врачи, но лишь немногие смогли разобраться потому, что необходимые в этой сфере знания об опорно-двигательном аппарате выходят за рамки изложенного в учебниках по анатомии и медицине. Независимо от статуса - студент или профессор - танцору нужно постоянно максимально контролировать во многих отношениях уязвимую опорно-двигательную систему. Для определения различных границ толерантности по отношению к телу танцора, для предотвращения или лечения травм врачу-специалисту необходимо использовать особенный подход, который заключается в любви к балету.

У Джозефа Хавилера есть эта страсть и зачарованность способностью человека динамично выразить себя. Более того, прекрасные дружеские отношения с танцорами, как преподавателями, так и студентами, позволили ему проникнуть в сокровенную суть танца. Назвав танцы «священным огнем», он утвердил себя знатоком этой сферы. Пусть эта книга, труд всей его жизни, вдохновляет еще многие поколения танцоров и энтузиастов.


Профессор Норберт Гшвенд, Клиника Шульца. Цюрих, июнь 1995

Предисловие

Позвольте мне как врачу и хирургу-ортопеду в нескольких словах представить свою книгу. Проработав последние 25 лет ортопедом-консультантом, я вплотную столкнулся с проблемами, возникающими у танцоров. Вопросы медицины относительно подготовки профессиональных танцоров стали частью моей роботы. В книгу я также включил современные проблемы обучения балету, с которыми познакомился, консультируя преподавателей.

Итак, я хотел бы посвятить эту книгу всем преподавателям балетного искусства, которые стремятся донести до молодых людей все лучшее в своей ответственной работе. Также я посвящаю ее всем танцорам с пожеланиями танцевать долгие годы в добром здравии.

Вступление

Для начала я бы хотел обратить внимание читателей на несколько важных моментов. Эта книга, содержащая практические и полезные знания о человеческом теле, напрямую связанные с работой танцора, предназначена для преподавателей балета, профессиональных танцоров и студентов. Я бы хотел помочь танцору управлять его главным средством выражения - его телом. Книга должна послужить мотивом к овладению знаниями о строении и функциях своего тела. Она поможет понять причины и следствия травм и то, как избежать их. Просто поразительно, как много танцоров до сих пор не владеют этими знаниями. Проблемы начинаются, когда многим разрешают приступить к занятиям без предварительного медицинского исследования типа телосложения и возможностей опорно-двигательной системы, а это, безусловно, необходимо в такой профессии. А ведь в других профессиях прохождение исследовании разумеются сами собой.

Книга также предназначена для интересующихся этой сферой врачей. Она поможет разобраться, сможет ли молодой человек стать профессиональным танцором, и понять причины травм, с которыми танцоры обращаются к врачу.

Особо мне бы хотелось привлечь внимание читателя-медика к библиографии, где он сможет найти больше тематической информации.

То, что танцор может получить травму на работе, не служит подтверждением тезиса о «не природности» балета, но подтверждает, что либо танцор потребовал от своего тела несовместимого с его физическими возможностями, либо танцора неверно тренирован. Если профессиональный танец, а чаше профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм. Однако если тело заставляют исполнять движения, к которым оно не приспособлено, это будет противоречить его природе. Тогда профессиональный танец перестает быть естественным для танцора.

Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что в данной работе речь идет о профессиональных занятиях танцами. Те, кто занимается исключительно для себя, конечно, могут заниматься для удовольствия или пользы, даже если не обладают необходимыми физическими данными. В таком случае физические возможности имеют определенные границы, которые должен знать и учитывать преподаватель танцев.

Из-за возросшего интереса к танцам за последние годы увеличилось и количество медицинской литературы, посвященной анатомическим особенностям тел и патологиям, встречающимся у танцоров. Эти работы могут представлять интерес для ученого, но в большинстве своем авторы имеют очень скудное преставление о жизни танцоров и работе в балетном классе. Такие книги не уделяют внимания вопросам связи патологии с ее причиной, а это особая проблема, кроющаяся в технике исполнения. Вряд ли такие книги помогут танцору в решении проблем. В отличие от других в моей книге прослеживается связь между ошибками в технике исполнения танца и патологическими изменениями в теле танцора. Читатели, которым необходимо более детальное рассмотрение затронутых проблем именно в связи с занятиями танцами, могут обратиться к общедоступным учебникам по анатомии, биохимии и спортивной медицине.

Из большого количества имеющихся материалов я отобрал то, что составляет основу для танцоров и обучающихся студентов и тесно связано с ежедневными занятиями и тренировками танцоров. Целью моей книги является дать доступные и полезные знания. Цель эта может быть достигнута только при детальном овладении информацией. Например, я описываю не все мышцы, участвующие в определенном движении. С точки зрения анатомии, это неточное и неполное описание, но мне оно представляется более разумным, так как информация будет понятна танцору. Он будет точно знать, какие основные мышцы (и другие ткани) участвуют в движении: какие он может и должен использовать в полную силу, а какие осторожно, так как они могут быть повреждены при неправильной технике исполнения.

Терминологический аппарат данной работы не имеет строгой научной систематизации. В разделе «Анатомия» я старался, насколько это было возможно, не загружать читателя латинскими терминами. Вместо них используется обычное объяснение, а латинские термины подаются в отдельных случаях в скобках. Терминологический аппарат составлен согласно работе Keilh L. Moore. Clinically Oriented Anatomy, Williams & Wilkins, Baltimore, 1980.

Так как моя книга предназначена для преподавателей балета, студентов и танцоров, я надеюсь, что читатель будет знаком с основной балетной терминологией. Мои пояснения относятся к профессиональным танцам вообще. Если, несмотря на это, обращения к классической школе особенно подробны, это имеет практические цели. Во-первых, классическое обучение рассматривается неклассическими стилями как важная составляющая профессиональных занятий для обретения телом необходимой формы. Поэтому подход к этим занятиям особо требовательный. Во-вторых, у большинства классических танцоров возникают проблемы с телом из-за того, что почти все без исключения танцуют профессионально по многу лет.

Наконец, мне бы хотелось отметить, что в большинстве случаев мои объяснения одинаково применимы к танцорам мужского и женского пола. Данную языковую трудность не легко разрешить. Мне кажется, очень утомительным уточнять каждый раз «он» или «она», «его» или «ее». Поэтому я использовал местоимения «он», «его», имея в виду оба пола. В книге будут обозначены отдельные моменты, не относящиеся в одинаковой степени к танцорам и танцовщицам. Безусловно, я бы мог оперировать двумя местоимениями, но я отказался от этого в пользу одного из них, чтобы отойти от общепринятого мнения, что танцы - исключительно женское занятие.

Танцор и врач

Для танцора его тело служит средством самовыражения. Соответственно, ему должны быть известны строение и функции тела. Только при таком условии он сможет защитить его и надолго сохранить здоровым при профессии, которая требует большой отдачи. Эта книга, написанная врачом, имеет целью помочь профессиональным танцорам достичь этого.

Джозеф С. Хавилер

Тело танцора

Медицинский взгляд на танцы и тренировки

Общее предисловие

Какими качествами должен обладать танцор,

Как его должны обучать.

Как он должен учиться,

Как приумножать свои силы,

Я поведаю вам об этом,

Дабы показать, что Танец не из тех искусств,

Преуспеть в которых можно без усилий.

Танец - вершина всех культур.

Лукиан из Самосата Из труда «Танец», 2-е ст. до н. э.

В ходе карьеры балетному танцору иногда требуется помощь извне, от людей, которые благодаря большим знаниям и опыту могут выслушать, дать совет, принять решение незаинтересованной стороны с максимально возможной объективностью. Может быть, именно это подтолкнуло моего друга Джозефа Хавилера к написанию книги. Обычной книги, написанной в области, где пробовали себя многие врачи, но лишь немногие смогли разобраться потому, что необходимые в этой сфере знания об опорно-двигательном аппарате выходят за рамки изложенного в учебниках по анатомии и медицине. Независимо от статуса - студент или профессор - танцору нужно постоянно максимально контролировать во многих отношениях уязвимую опорно-двигательную систему. Для определения различных границ толерантности по отношению к телу танцора, для предотвращения или лечения травм врачу-специалисту необходимо использовать особенный подход, который заключается в любви к балету.

У Джозефа Хавилера есть эта страсть и зачарованность способностью человека динамично выразить себя. Более того, прекрасные дружеские отношения с танцорами, как преподавателями, так и студентами, позволили ему проникнуть в сокровенную суть танца. Назвав танцы «священным огнем», он утвердил себя знатоком этой сферы. Пусть эта книга, труд всей его жизни, вдохновляет еще многие поколения танцоров и энтузиастов.


Профессор Норберт Гшвенд, Клиника Шульца. Цюрих, июнь 1995

Предисловие

Позвольте мне как врачу и хирургу-ортопеду в нескольких словах представить свою книгу. Проработав последние 25 лет ортопедом-консультантом, я вплотную столкнулся с проблемами, возникающими у танцоров. Вопросы медицины относительно подготовки профессиональных танцоров стали частью моей роботы. В книгу я также включил современные проблемы обучения балету, с которыми познакомился, консультируя преподавателей.

Итак, я хотел бы посвятить эту книгу всем преподавателям балетного искусства, которые стремятся донести до молодых людей все лучшее в своей ответственной работе. Также я посвящаю ее всем танцорам с пожеланиями танцевать долгие годы в добром здравии.

Вступление

Для начала я бы хотел обратить внимание читателей на несколько важных моментов. Эта книга, содержащая практические и полезные знания о человеческом теле, напрямую связанные с работой танцора, предназначена для преподавателей балета, профессиональных танцоров и студентов. Я бы хотел помочь танцору управлять его главным средством выражения - его телом. Книга должна послужить мотивом к овладению знаниями о строении и функциях своего тела. Она поможет понять причины и следствия травм и то, как избежать их. Просто поразительно, как много танцоров до сих пор не владеют этими знаниями. Проблемы начинаются, когда многим разрешают приступить к занятиям без предварительного медицинского исследования типа телосложения и возможностей опорно-двигательной системы, а это, безусловно, необходимо в такой профессии. А ведь в других профессиях прохождение исследовании разумеются сами собой.

Книга также предназначена для интересующихся этой сферой врачей. Она поможет разобраться, сможет ли молодой человек стать профессиональным танцором, и понять причины травм, с которыми танцоры обращаются к врачу.

Особо мне бы хотелось привлечь внимание читателя-медика к библиографии, где он сможет найти больше тематической информации.

То, что танцор может получить травму на работе, не служит подтверждением тезиса о «не природности» балета, но подтверждает, что либо танцор потребовал от своего тела несовместимого с его физическими возможностями, либо танцора неверно тренирован. Если профессиональный танец, а чаше профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм. Однако если тело заставляют исполнять движения, к которым оно не приспособлено, это будет противоречить его природе. Тогда профессиональный танец перестает быть естественным для танцора.

Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что в данной работе речь идет о профессиональных занятиях танцами. Те, кто занимается исключительно для себя, конечно, могут заниматься для удовольствия или пользы, даже если не обладают необходимыми физическими данными. В таком случае физические возможности имеют определенные границы, которые должен знать и учитывать преподаватель танцев.

Из-за возросшего интереса к танцам за последние годы увеличилось и количество медицинской литературы, посвященной анатомическим особенностям тел и патологиям, встречающимся у танцоров. Эти работы могут представлять интерес для ученого, но в большинстве своем авторы имеют очень скудное преставление о жизни танцоров и работе в балетном классе. Такие книги не уделяют внимания вопросам связи патологии с ее причиной, а это особая проблема, кроющаяся в технике исполнения. Вряд ли такие книги помогут танцору в решении проблем. В отличие от других в моей книге прослеживается связь между ошибками в технике исполнения танца и патологическими изменениями в теле танцора. Читатели, которым необходимо более детальное рассмотрение затронутых проблем именно в связи с занятиями танцами, могут обратиться к общедоступным учебникам по анатомии, биохимии и спортивной медицине.

Из большого количества имеющихся материалов я отобрал то, что составляет основу для танцоров и обучающихся студентов и тесно связано с ежедневными занятиями и тренировками танцоров. Целью моей книги является дать доступные и полезные знания. Цель эта может быть достигнута только при детальном овладении информацией. Например, я описываю не все мышцы, участвующие в определенном движении. С точки зрения анатомии, это неточное и неполное описание, но мне оно представляется более разумным, так как информация будет понятна танцору. Он будет точно знать, какие основные мышцы (и другие ткани) участвуют в движении: какие он может и должен использовать в полную силу, а какие осторожно, так как они могут быть повреждены при неправильной технике исполнения.


Джозеф С. Хавилер

Тело танцора

Медицинский взгляд на танцы и тренировки

Общее предисловие

Какими качествами должен обладать танцор,

Как его должны обучать.

Как он должен учиться,

Как приумножать свои силы,

Я поведаю вам об этом,

Дабы показать, что Танец не из тех искусств,

Преуспеть в которых можно без усилий.

Танец - вершина всех культур.

Лукиан из Самосата

Из труда «Танец», 2-е ст. до н. э.

В ходе карьеры балетному танцору иногда требуется помощь извне, от людей, которые благодаря большим знаниям и опыту могут выслушать, дать совет, принять решение незаинтересованной стороны с максимально возможной объективностью. Может быть, именно это подтолкнуло моего друга Джозефа Хавилера к написанию книги. Обычной книги, написанной в области, где пробовали себя многие врачи, но лишь немногие смогли разобраться потому, что необходимые в этой сфере знания об опорно-двигательном аппарате выходят за рамки изложенного в учебниках по анатомии и медицине. Независимо от статуса - студент или профессор - танцору нужно постоянно максимально контролировать во многих отношениях уязвимую опорно-двигательную систему. Для определения различных границ толерантности по отношению к телу танцора, для предотвращения или лечения травм врачу-специалисту необходимо использовать особенный подход, который заключается в любви к балету.

У Джозефа Хавилера есть эта страсть и зачарованность способностью человека динамично выразить себя. Более того, прекрасные дружеские отношения с танцорами, как преподавателями, так и студентами, позволили ему проникнуть в сокровенную суть танца. Назвав танцы «священным огнем», он утвердил себя знатоком этой сферы. Пусть эта книга, труд всей его жизни, вдохновляет еще многие поколения танцоров и энтузиастов.

Профессор Норберт Гшвенд, Клиника Шульца. Цюрих, июнь 1995

Предисловие

Позвольте мне как врачу и хирургу-ортопеду в нескольких словах представить свою книгу. Проработав последние 25 лет ортопедом-консультантом, я вплотную столкнулся с проблемами, возникающими у танцоров. Вопросы медицины относительно подготовки профессиональных танцоров стали частью моей роботы. В книгу я также включил современные проблемы обучения балету, с которыми познакомился, консультируя преподавателей.

Итак, я хотел бы посвятить эту книгу всем преподавателям балетного искусства, которые стремятся донести до молодых людей все лучшее в своей ответственной работе. Также я посвящаю ее всем танцорам с пожеланиями танцевать долгие годы в добром здравии.

Вступление

Для начала я бы хотел обратить внимание читателей на несколько важных моментов. Эта книга, содержащая практические и полезные знания о человеческом теле, напрямую связанные с работой танцора, предназначена для преподавателей балета, профессиональных танцоров и студентов. Я бы хотел помочь танцору управлять его главным средством выражения - его телом. Книга должна послужить мотивом к овладению знаниями о строении и функциях своего тела. Она поможет понять причины и следствия травм и то, как избежать их. Просто поразительно, как много танцоров до сих пор не владеют этими знаниями. Проблемы начинаются, когда многим разрешают приступить к занятиям без предварительного медицинского исследования типа телосложения и возможностей опорно-двигательной системы, а это, безусловно, необходимо в такой профессии. А ведь в других профессиях прохождение исследовании разумеются сами собой.

Книга также предназначена для интересующихся этой сферой врачей. Она поможет разобраться, сможет ли молодой человек стать профессиональным танцором, и понять причины травм, с которыми танцоры обращаются к врачу.

Особо мне бы хотелось привлечь внимание читателя-медика к библиографии, где он сможет найти больше тематической информации.

То, что танцор может получить травму на работе, не служит подтверждением тезиса о «не природности» балета, но подтверждает, что либо танцор потребовал от своего тела несовместимого с его физическими возможностями, либо танцора неверно тренирован. Если профессиональный танец, а чаше профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм. Однако если тело заставляют исполнять движения, к которым оно не приспособлено, это будет противоречить его природе. Тогда профессиональный танец перестает быть естественным для танцора.

Иметь стройное подтянутое сильное тело как у танцора – вполне реально, даже если вы не профессиональный танцовщик. Но вам предстоит много работы, справиться с которой поможет сила воли. Приготовьтесь к тому, что вам придется заниматься спортом каждый день и придерживаться правильной диеты. Упражнения помогут укрепить мышцы и держать тело в тонусе, а диета позволит оставаться стройным.

Шаги

Часть 1

Следуйте принципам здорового питания

    Прислушайтесь к своему телу. Балерин и других танцоров часто спрашивают, что они едят. Их специфические диеты различаются, но все они служат одной основной цели – чтобы тело было здоровым и полным энергии.

    • Решая, что является правильным для вас в данный день, обращайте внимание на свое самочувствие. По мере того, как ваше питание будет становиться более здоровым, вы будете больше узнавать о продуктах, благодаря которым чувствуете себя лучше. Придерживайтесь списка этих продуктов!
    • Например, вы проснулись с чувством сильного голода, вы можете позволить себе съесть на завтрак больше, но это должна быть здоровая еда. Если вы не особенно голодны, то выберите коктейль или горячий несладкий напиток и кусочек фрукта.
  1. Пейте много воды. Количество воды, которое вам необходимо в день, зависит от вашего роста, веса, уровня активности и места проживания. Для того, чтобы подсчитать, сколько воды вам нужно, разделите свой вес (в килограммах) на 20: с этого количества и нужно начинать.

    Принимайте пищевые добавки. Многие балерины начинают свое утро со стакана воды и пищевой добавки. Если ваш рацион богат и у вас нет проблем со здоровьем, то пищевые добавки могут вам и не понадобиться. Это напрямую зависит от вашего вкуса и потребностей.

    • Если у вас имеются симптомы хронической усталости или другие проблемы со здоровьем, то стоит проконсультироваться с врачом по поводу приема пищевых добавок.
    • Например, если вы часто ощущаете усталость, у вас может быть низкий уровень железа или витамина D, в этом случае вам, возможно, придется принимать витамины.
  2. Ешьте постное мясо в качестве источника протеина. Полезные источники белка включают в себя морепродукты; белое мясо птицы (например, куриная грудка или филе индейки); молоко, сыр и йогурт; яйца; фасоль; свиную вырезку; сою; постную говядину; и напитки, заменяющие еду.

    Употребляйте в пищу полезные жиры. Пусть это может показаться нелогичным, но есть жир на самом деле необходимо - вы просто должны убедиться, что едите полезные жиры, а не вредные. Чтобы выяснить, какие типы жиров содержатся в пище, читайте этикетки или ищите информацию в интернете.

    Ограничьте потребление углеводов. Большинство профессиональных танцоров с большой предосторожностью относятся к употреблению крахмала и сахара. Те, кто употребляет в пищу углеводы, в основном едят их в полезных продуктах, таких как хлеб из цельной пшеницы, ржаные сухари или овощи.

    Избегайте обработанных продуктов. Когда танцоры рассказывают о том, что едят, то это почти всегда цельные продукты, а когда они употребляют еду из упаковки, то это, как правило, полезный батончик из орехов или сухофруктов.

    • В большинстве диет рекомендуется избегать обработанных продуктов, поскольку они, скорее всего, содержат натрий и углеводы, оба ингредиента не помогут вам похудеть.
  3. Балуйте себя! Даже танцоры знают, что если вы лишаете себя «порочных удовольствий» в течение долгого времени, в конечном итоге можно сорваться и переесть. Если вы сладкоежка, позволяйте себе немного качественного темного шоколада время от времени!

    • Не стоит злоупотреблять этим каждый день, но вы спокойно можете временами давать волю своим пристрастиям, главный секрет состоит в том, чтобы съесть что-то относительно полезное и в небольшом количестве.
  4. Каждый день по полчаса-часу занимайтесь кардио-упражнениями. Кардио упражнения помогут вам сбросить лишний вес, а если с весом у вас все в порядке, то такая нагрузка поспособствует его поддержанию.

    Плавайте. Если вы регулярно проводите силовые тренировки и бегаете, подумайте над плаванием, как способом расслабить ваши суставы. Плавание – это и кардио тренировка, и способ растянуть мышцы, не нагружая суставы.

    Начинайте не спеша. Стремительное начало нового режима тренировок может привести к переутомлению или травмам. Добавляйте новые упражнения в свой обычный режим медленно, дозируйте их, давая себе время, чтобы набраться силы и выносливости.

    • Если вы в настоящее время не делаете каких-либо кардио-упражнений вообще, не пытайтесь сразу начинать с 30 минут в день. Начните с получаса быстрой ходьбы три раза в неделю.
  5. Обратите внимание на свое тело. Возможно, вы почувствуете усталость или легкую боль после тренировки, но вы не должны страдать от этого. Если что-то вызывает боль, прекратите это делать. Если боль не проходит, а только усиливается, обратитесь к врачу.

    Сделайте перерыв. Отдых также очень важен для наращивания мышц. Если вы занимаетесь спортом каждый день, то обязательно чередуйте виды тренировок, чтобы ежедневно не нагружать одни и те же мышцы.

Часть 3

Пробуйте специальные упражнения

    Икроножные мышцы можно качать, используя уступ. Встаньте на уступ (отлично подойдет ступенька): подушечки пальцев на ступеньке, а пятки висят. Встаньте на носочки, затем медленно опуститесь вниз. Делайте упражнение в течение примерно 5 минут.

    • Если вы чувствуете жжение в икроножных мышцах – это хороший знак! Просто убедитесь, что это болезненное ощущение не похоже на боль как при разрыве мышц. Если в любой момент вы почувствуете очень сильную боль – остановитесь!
  1. Делайте подъемы ног. Начните лежа на спине, ноги поставьте прямо, руки – по бокам. Держите ноги прямыми, поднимите их под углом 45 градусов от земли. Медленно опустите ноги чуть выше пола (не касайтесь его!) Повторите. Это простой подъем ног, но есть и другие варианты:

    Выполняйте балетное плие . Положите одну руку на стойку или спинку стула и поднимите противоположную руку к потолку, слегка согнув локоть. Убедитесь, что ваша спина выпрямлена (плечи направлены вниз, живот втянут, ягодицы подобраны и напряжены), пятки соприкасаются, а носки смотрят врозь (позиция ваших стоп должна напоминать букву V).

    Выполните широкое плие. Держась за край стула или стойку с одной стороны, поднимите противоположную руку к потолку, слегка сгибая ее в локтевом суставе. Поставьте ноги на ширину примерно 90 см друг от друга, носки врозь.

    • Плечи опустите вниз и расправьте их, напрягите мышцы живота, подтяните таз и согните колени. Это начальная позиция.
    • Убедитесь, что сохраняете эту начальную позицию (плечи направлены вниз, живот напряжен, таз подобран, колени согнуты), поднимите пятки от пола максимально высоко. Стойте на подушечках пальцев ног.
    • Оставаясь на подушечках пальцев ног, с согнутыми коленями и подтянутым тазом, сожмите ягодичные мышцы и отведите бедра и колени назад. Это должно быть небольшое движение. Удерживайте напряжение на счет (считайте про себя «тысяча раз», «тысяча два»...), а затем расслабьтесь.
    • Сделайте два подхода по 20 повторений. Это упражнение укрепит бедра и ягодицы.
  2. Выполните обратное отжимание. Сядьте, вытяните ноги вперед, руки поместите по бокам. Ваши ладони должны быть на полу, большие пальцы – смотреть вперед, а остальные – в сторону. Напрягите таз и поднимите зад как можно выше от пола.

Часть 4

Поддерживайте мотивацию
  1. Проанализируйте преимущества вашей новой программы. Одним из способов поддержания мотивации является определение степени пользы от упражнений и диет. Например, вы почувствуете себя сильнее, или будете более энергичными, или уменьшите риск развития диабета.

    • Может быть, для начала достаточно сосредоточить внимание на эстетике (вы будете стройнее), но этого может быть недостаточно, чтобы сохранять мотивацию в долгосрочной перспективе.
    • Позвольте вашим стимулам меняться. Если вы чувствуете, что мотивации не достаточно, сядьте и напомните себе, зачем вы так усердно трудитесь над своим новым телом. Может быть, будет полезным записать это в журнал.
  2. Записывайте прогресс. Следите за своим весом, замерами, ежедневным потреблением пищи и ежедневными физическими упражнениями. Когда будет нужна мотивация – обратите внимание на свой результат. Если вы тренируетесь ежедневно и едите здоровую пищу, вы увидите разницу, и, оценивая эту разницу, вы будете продолжать реализовывать свой план.

    • Зачастую вес не расскажет вам о том, каковы успехи в вашей программе упражнений. Вы даже можете обнаружить, что вес растет, в то время как наращиваете мышцы. Анализ ваших объемов, вашего самочувствия или того, как на вас сидит одежда, как правило, более эффективны, чем взвешивания.
    • Можно скачать приложение на смартфон или планшет, которое поможет вам записывать успехи и даже делиться ими с другими людьми.

Какими качествами должен обладать танцор,

Как его должны обучать.

Как он должен учиться,

Как приумножать свои силы,

Я поведаю вам об этом,

Дабы показать, что Танец не из тех искусств,

Преуспеть в которых можно без усилий.

Танец - вершина всех культур.

Лукиан из Самосата

Из труда «Танец», 2-е ст. до н. э.

В ходе карьеры балетному танцору иногда требуется помощь извне, от людей, которые благодаря большим знаниям и опыту могут выслушать, дать совет, принять решение незаинтересованной стороны с максимально возможной объективностью. Может быть, именно это подтолкнуло моего друга Джозефа Хавилера к написанию книги. Обычной книги, написанной в области, где пробовали себя многие врачи, но лишь немногие смогли разобраться потому, что необходимые в этой сфере знания об опорно-двигательном аппарате выходят за рамки изложенного в учебниках по анатомии и медицине. Независимо от статуса - студент или профессор - танцору нужно постоянно максимально контролировать во многих отношениях уязвимую опорно-двигательную систему. Для определения различных границ толерантности по отношению к телу танцора, для предотвращения или лечения травм врачу-специалисту необходимо использовать особенный подход, который заключается в любви к балету.

У Джозефа Хавилера есть эта страсть и зачарованность способностью человека динамично выразить себя. Более того, прекрасные дружеские отношения с танцорами, как преподавателями, так и студентами, позволили ему проникнуть в сокровенную суть танца. Назвав танцы «священным огнем», он утвердил себя знатоком этой сферы. Пусть эта книга, труд всей его жизни, вдохновляет еще многие поколения танцоров и энтузиастов.

Профессор Норберт Гшвенд, Клиника Шульца. Цюрих, июнь 1995

Предисловие

Позвольте мне как врачу и хирургу-ортопеду в нескольких словах представить свою книгу. Проработав последние 25 лет ортопедом-консультантом, я вплотную столкнулся с проблемами, возникающими у танцоров. Вопросы медицины относительно подготовки профессиональных танцоров стали частью моей роботы. В книгу я также включил современные проблемы обучения балету, с которыми познакомился, консультируя преподавателей.

Итак, я хотел бы посвятить эту книгу всем преподавателям балетного искусства, которые стремятся донести до молодых людей все лучшее в своей ответственной работе. Также я посвящаю ее всем танцорам с пожеланиями танцевать долгие годы в добром здравии.

Вступление

Для начала я бы хотел обратить внимание читателей на несколько важных моментов. Эта книга, содержащая практические и полезные знания о человеческом теле, напрямую связанные с работой танцора, предназначена для преподавателей балета, профессиональных танцоров и студентов. Я бы хотел помочь танцору управлять его главным средством выражения - его телом. Книга должна послужить мотивом к овладению знаниями о строении и функциях своего тела. Она поможет понять причины и следствия травм и то, как избежать их. Просто поразительно, как много танцоров до сих пор не владеют этими знаниями. Проблемы начинаются, когда многим разрешают приступить к занятиям без предварительного медицинского исследования типа телосложения и возможностей опорно-двигательной системы, а это, безусловно, необходимо в такой профессии. А ведь в других профессиях прохождение исследовании разумеются сами собой.

Книга также предназначена для интересующихся этой сферой врачей. Она поможет разобраться, сможет ли молодой человек стать профессиональным танцором, и понять причины травм, с которыми танцоры обращаются к врачу.

Особо мне бы хотелось привлечь внимание читателя-медика к библиографии, где он сможет найти больше тематической информации.

То, что танцор может получить травму на работе, не служит подтверждением тезиса о «не природности» балета, но подтверждает, что либо танцор потребовал от своего тела несовместимого с его физическими возможностями, либо танцора неверно тренирован. Если профессиональный танец, а чаше профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм. Однако если тело заставляют исполнять движения, к которым оно не приспособлено, это будет противоречить его природе. Тогда профессиональный танец перестает быть естественным для танцора.

Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что в данной работе речь идет о профессиональных занятиях танцами. Те, кто занимается исключительно для себя, конечно, могут заниматься для удовольствия или пользы, даже если не обладают необходимыми физическими данными. В таком случае физические возможности имеют определенные границы, которые должен знать и учитывать преподаватель танцев.

Из-за возросшего интереса к танцам за последние годы увеличилось и количество медицинской литературы, посвященной анатомическим особенностям тел и патологиям, встречающимся у танцоров. Эти работы могут представлять интерес для ученого, но в большинстве своем авторы имеют очень скудное преставление о жизни танцоров и работе в балетном классе. Такие книги не уделяют внимания вопросам связи патологии с ее причиной, а это особая проблема, кроющаяся в технике исполнения. Вряд ли такие книги помогут танцору в решении проблем. В отличие от других в моей книге прослеживается связь между ошибками в технике исполнения танца и патологическими изменениями в теле танцора. Читатели, которым необходимо более детальное рассмотрение затронутых проблем именно в связи с занятиями танцами, могут обратиться к общедоступным учебникам по анатомии, биохимии и спортивной медицине.

Из большого количества имеющихся материалов я отобрал то, что составляет основу для танцоров и обучающихся студентов и тесно связано с ежедневными занятиями и тренировками танцоров. Целью моей книги является дать доступные и полезные знания. Цель эта может быть достигнута только при детальном овладении информацией. Например, я описываю не все мышцы, участвующие в определенном движении. С точки зрения анатомии, это неточное и неполное описание, но мне оно представляется более разумным, так как информация будет понятна танцору. Он будет точно знать, какие основные мышцы (и другие ткани) участвуют в движении: какие он может и должен использовать в полную силу, а какие осторожно, так как они могут быть повреждены при неправильной технике исполнения.

Терминологический аппарат данной работы не имеет строгой научной систематизации. В разделе «Анатомия» я старался, насколько это было возможно, не загружать читателя латинскими терминами. Вместо них используется обычное объяснение, а латинские термины подаются в отдельных случаях в скобках. Терминологический аппарат составлен согласно работе Keilh L. Moore. Clinically Oriented Anatomy, Williams & Wilkins, Baltimore, 1980.

Так как моя книга предназначена для преподавателей балета, студентов и танцоров, я надеюсь, что читатель будет знаком с основной балетной терминологией. Мои пояснения относятся к профессиональным танцам вообще. Если, несмотря на это, обращения к классической школе особенно подробны, это имеет практические цели. Во-первых, классическое обучение рассматривается неклассическими стилями как важная составляющая профессиональных занятий для обретения телом необходимой формы. Поэтому подход к этим занятиям особо требовательный. Во-вторых, у большинства классических танцоров возникают проблемы с телом из-за того, что почти все без исключения танцуют профессионально по многу лет.