Этот славный мученик Христов был родом из селения Кампсад во Фригии. Он жил в III веке. Скромные и благочестивые родители привили ему любовь к святым евангельским добродетелям с раннего детства. Благодаря этому, оставаясь простым пастухом гусей, он очень рано получил от Бога благодать исцелять людей и животных, изгонять нечистых духов.

Случилось так, что яростный бес вселился в дочь императора Гордиана (238–244). Ни врачи, ни маги ничем не могли ей помочь. Однажды бес закричал: «Только Трифон в силах меня изгнать!» Гордиан тут же отправил гонцов по всей империи на поиски целителя. Его нашли, когда он мирно пас гусей. 17-летнего юношу привезли в Рим. Силой молитвы он изгнал беса и заставил его предстать перед жителями в виде отвратительного черного пса и признать, что, будучи орудием сатаны, отца всякого зла, ни он, ни его приспешники не имеют никакой власти над христианами. Признательный император щедро одарил Трифона, а святой по дороге на родину раздал подарки бедным. Там он снова в мире занялся своим делом, творя чудеса и расточая божественные благословения.

В начале Дециевых гонений (250) префекту Востока Аквилину сообщили о святом как об опасном распространителе христианства. Трифон сам предал себя в руки посланных за ним воинов и радостно предстал перед судом в Никее. Он с равным презрением отнесся и к лести, и к угрозам префекта. Его привязали к столбу и три часа били деревянной палкой, предназначенной для тренировки солдат. Поскольку пытка, казалось, не причиняла ему боли, тиран повелел привязать его к коню и заставил бежать за ним босиком по скалистым замерзшим дорогам. По возвращении в Никею Трифону пробили ноги гвоздями за отказ от почитания императорского изображения и повели в центр города.


Любовь ко Христу превратила страдания молодого мученика в божественное наслаждение , поэтому толпа взирала на пытки с благоговением. Солдаты яростно выкручивали ему руки и ноги, били прутьями, жгли факелами, но святой все переносил с радостью, молясь о своих палачах. Вдруг венец из цветов и драгоценных камней спустился с неба на его голову. Тогда Аквилин, беспомощный и посрамленный, приказал обезглавить Трифона за городскими стенами. Но еще до того как палач ударил смертоносным мечом, святой мученик предал душу Богу.

Никейские христиане поспешили почтить его бесценные останки, однако святой явился им и открыл, что ему надлежит вернуться на родину. Святой мученик Трифон был похоронен в Кампсаде и там за века сотворил множество чудес. Его призывают для защиты садов и огородов от саранчи, пресмыкающихся и других вредителей.


«Трифи» по-гречески означает «наслаждение», «услада».

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней.
Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238 - 244).
Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

Когда на царский престол вступил император Декий (249 - 251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению.
Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям: били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона.
Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь.
Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божий. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину, в селение Кампсаду. Это и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.
Большим почитанием пользуется святой мученик и в Русской Православной Церкви. Существует предание, что в России при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно.
На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи.
Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься».
Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Тропарь мученику Трифону, глас 4
Мученик Твой, Господи, Трифон,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Ин тропарь мученику Трифону, глас 4
Пищи Божественныя, треблаженне,/наслаждаяся на Небесех неоскудно,/ славящих песньми память твою покрый/и сохрани от всякия нужды,/ отжени вредящих нивам животных,/ да тебе от любве вопием всегда:/ радуйся, Трифоне, мучеников укрепление.
Кондак мученику Трифону, глас 8
Тройческою твердостию/ многобожие разрушил еси от конец, всеславне,/ честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе,/ венец приял еси мученичества твоего/ и дарования Божественных исцелений,// яко непобедим.


Святой мученик Трифон
Молитва первая

О святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче и всем к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою во всечестнем храме сем, и предстательствуй о нас пред Господем на всяком месте.
Ты бо, угодниче Христов, в великих чудесех возсиявый, источаяй цельбы притекающим к тебе с верою и сущия в скорбех человеки заступаяй, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в какой-либо нужде, печали и болезни душевней или телесней призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго.
И якоже ты иногда дщерь цареву, в Риме граде от диавола мучиму, исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых духов, и к Царствию Небесному предводитель. И идеже ты ныне предстоиши с лики святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно прославляем Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.
Молитва вторая

О святый мучениче Христов Трифоне, услыши ныне и на всякий час моление нас, раб Божиих (имена), и предстательствуй о нас пред Господем. Ты некогда дщерь цареву, во граде Риме от диавола мучиму, исцелил еси: сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни жития нашего, наипаче же в день последняго нашего издыхания предстательствуй о нас. Моли Господа, да сподобит и нас причастники быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки веков.

О мученике Трифоне я узнала неожиданно.

В далёкие 90-е годы, когда были неприятности на работе и враги, я буквально приползла в Донской монастырь, помолиться. И встретила там старца, иеромонаха Даниила (Сарычева). Он неторопливо вёл службу, неторопливо ступал по маленькому храму монастыря и кадил. Молился коленопреклонённо со слезами на глазах пред чудотворной Донской.

После службы рискнула обратиться к старцу с просьбой помолиться обо мне. Описала ситуацию и услышала ответ: «Молись мученику Трифону. Он защищает от врагов. И Даниилу Московскому». Придя домой, стала искать в книжке «Все храмы Москвы» и обнаружила церковь, где есть икона с частицами мощей этого святого. И отправилась туда.

Позже услышала рассказ отца Даниила с амвона. Он говорил о том, как в молодости он искал работу. После того, как отслужи молебен мч. Трифону, он вернулся домой. Каково же было его удивление, когда у себя на столе увидел конверт с приглашением на вакансию. Правда, тогда он решил пойти учиться.

Такие рассказы очень вдохновляют. Теперь стараюсь почаще обращаться к этому святому. И он очень скор на помощь, быстро слышит. Как же радостно на душе от его чудес!

В Москве, на улице Трифоновской, есть маленький храм, старинный, белокаменный, в честь мученика. Когда-то он был большой, но после революции взорвали два его придела. Основной – этот самый, старинный белокаменный – храм удалось отстоять. И здесь после продолжительного перерыва возобновились богослужения. Хотя и сейчас они проходят только по субботам-воскресеньям, мученик Трифон слышит всегда тех, кто к нему приходит, кто обращается к нему с молитвой. Клирики храма рассказывают, что св. Трифон помогает найти работу, решить жилищный вопрос. А также – найти потерянное. Причем зафиксировано много случаев такой помощи святого людям.

Рассказы современников.

– Сегодня по молитве св. мученику Трифону случилось чудо – нашлись безнадёжно утерянные документы. Нашлись в месте, где вообще не могли находиться по логике. От нахождения документов зависели многие важные дела. Это не первый случай, когда по молитвам именно этому святому что-то ненаходимое находится, а потому с радостью об этом свидетельствую и повторяю: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!»

– Слышали от православных людей о помощи в трудоустройстве святого Трифона, но никогда не обращались к святому мученику.
Мой муж решил поменять работу, не зная даже, куда он может пойти работать. Я нашла в молитвослове молитву святому Трифону и попросила помочь мужу. В тот же день позвонил наш друг и предложил моему супругу вполне приличную работу, где он сейчас и трудится.
Честно сказать, мы не ожидали такой быстрой помощи! Это очередное чудо, явленное Богом через Его святых угодников!

Вероника:

– Нам мученик Трифон помог, когда у моего сына, грудного младенца, были колики. Он так страшно кричал, что мы все переругались дома, и я в отчаянии стала читать ему акафист. В тот вечер сынишка первый раз не заплакал, и в следующий – тоже, так и прошли колики… Кто- то скажет – совпадение, но я-то знаю, что это такое было.

– В нашем храме была бабушка, у чьей дочери была очень тяжелая ситуация с квартирой. Бабушка стала заказывать молебны этому святому, ездить по храмам, где есть его иконы. В скором времени дочери… дали квартиру на ул. Трифоновская!!!
Еще слышала в Томске от одного батюшки, что у них корова потерялась… Она вышла прямо из кустов, когда был прочтен акафист мученику Трифону!

Нашла новую работу в прошлом году за две недели. Мой духовный отец служил за меня молебен мученику Трифону.

– Я от уныния и печали молился св. Трифону – прошло быстро, буквально за минуты!

– Мне тоже есть, за что благодарить св. мученика Трифона!
Кстати, день его памяти – 14 февраля – приходится как раз на “День Святого Валентина”. Нам как-то батюшка в церкви сказал: св. Трифон принял такую тяжелую мученическую кончину за Христа, а мы в этот день радуемся, веселимся и празднуем Валентина. Я с тех пор по-другому к 14 февраля относиться стала.

Павел, Анна:

– Святой мученик Трифон помог мне и нашей семье. Очень ему благодарны. В трудных ситуациях иду в храм на Трифоновской улице в Напрудной слободе.

– Хотела бы рассказать о чуде, недавно случившемся в моей семье.
Мы срочно собирались на дачу. В суматохе, во время перестановки мебели в квартире, потеряли ключи. Запасных в деревне нет. Кажется, всё обыскали. Уже выходить надо на электричку через полчаса, а ключей нет. Решили остановиться у родственников. И тут я решила читать акафист мученику Трифону. На 13-м кондаке мама вошла в мою комнату, звеня ключами. Они были в женской сумочке, лежавшей на дне огромного мешка с пустыми пакетами, находящегося где-то на балконе… Благодарю св.Трифона за найденную пропажу!

– Напишу про чудо с моим котом. Кот потерялся, и его не было 2,5 месяца. Уже все сроки ожидания прошли, мы кота мысленно похоронили. Но св. мученик Трифон не посрамил моих на него упований и вернул моего любимца в целости и невредимости. Где-то я читала, что св. мученика Трифона именно так и молят – с уверенностью в его помощи и с любовью. И тогда он всегда помогает.

– Хочу рассказать об одном случае, который произошёл со мной в Сербии.
Я поехала на такси в горный монастырь Сапочаны (на такси, т.к. накануне прошла километров 30 по горам в поисках другого монастыря, и там растеряла все силы…) Когда меня водитель вёз обратно в город, я что-то смотрела в сотовом. А потом положила его в карман куртки. Доехали до центральной площади города, где меня водитель высадил, и я пошла гулять по городу. Когда через полчаса я решила посмотреть, сколько времени, то поняла, что телефона у меня больше нет. Я всё обыскала, но не нашла. Побежала назад на центральную площадь, по дороге моля св. Трифона, чтобы мой сотовый как-нибудь нашёлся (хотя, как он мог найтись?? Таксистов много, мой – неизвестно в каком направлении уехал. Да и не факт, что я потеряла сотовый именно в такси, а у меня его кто-то не вытащил из кармана, например…) Прибегаю на площадь, к стоянке таксистов. Начинаю там первому встречному таксисту рассказывать, что потеряла сотовый.
– В Сапочаны? Это тебя возили в Сапочаны? – переспрашивает он по-сербски.
Да, это меня!!! Вы не знаете, где таксист, который меня возил?
И закрутилось. Водители стали куда-то звонить, между собой обсуждать, собралось их человек 10, наверное. В итоге нашли моё такси, а из него уже идёт водитель и хитро улыбается. Показывает сотовый (мой), говорит, “а я его нашёл между сидением и дверью, он завалился…”
Радости было! В путешествии сотовый был мне очень нужен, да и вообще, там все контакты и прочая информация… Вот так мне чудесным образом св. Трифон помог вновь обрести мой сотовый!

Наталья:
– По молитве к мч. Трифону нашлась моя собака… Это она сейчас стала домашняя, а когда нам её отдали, была взрослая и дикая. Как-то на прогулке в парке убежала. Я в темноте её искала повсюду, звала… Когда вспомнила про св. Трифона и попросила его о помощи, моя собака вышла из кустов. Это было большое чудо, ведь от дома было уже далеко.

День памяти Святого мученика Трифона - 14 февраля - совпадает с так называемым днем святого Валентина (всех влюбленных). О маркетинговых технологиях, противостоящих православной традиции, размышляет профессор Московской духовной академии, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве митрофорный протоиерей Максим Козлов.

Отец Максим, сегодня даже в детских садах делают «валентинки». В чем, по вашему мнению, причина популярности этого «праздника»?

В советском прошлом было и нечто разумное, в частности, противостояние низкопоклонству перед Западом, которое в данном случае было бы уместно. В праздновании Валентинова дня нет ничего ни национального, ни религиозного, ни даже просто разумного.

В Русской Православной Церкви этот день весьма и весьма насыщен: с одной стороны - канун праздника Сретения Господня, который, если говорить о новациях, объявлен еще и Днем православной молодежи. Но главное, 14 февраля - это день памяти святого мученика Трифона, очень почитаемого церковными людьми, по крайней мере в Москве.

Я хорошо помню конец 70-х - 80-е гг. прошлого века, когда в этот день храм Знамения на Рижской, где находится чудотворная икона святого мученика Трифона, был местом паломничества всей православной Москвы - он не вмещал всех, кто собирался на богослужение. В этот день, как правило, литургию совершал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

Но и помимо 14 февраля, дважды в неделю, в храме служился молебен с акафистом мученику Трифону. На этом богослужении всегда было множество людей, приезжавших со своими нуждами. Они совершали если не подвиг, то определенное усилие - добирались со всех концов Москвы, отрывались от работы - с теплой верой в этого святого.

Причины такого почитания понятны: мученик Трифон воспринимается Русской Православной Церковью (начиная с чудесного явления сокольнику Трифону) как святой, помогающий в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, когда уже нет никакой рациональной надежды на выход. Подобные чудеса эпохи царя Иоанна Грозного находили живой отклик в душе русского народа. В этой связи можно вспомнить и преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, почитание которого тоже весьма распространилось в то время, и, конечно, святителя Филиппа.

Святому мученику Трифону за эти века молились тысячи людей, и сейчас многим известна его помощь. Мы можем со скепсисом относиться к спискам святых, помогающих в разных жизненных нуждах, но я знаю немало примеров, да и в моей жизни они тоже есть, когда мученик Трифон решал тот самый жилищный вопрос, который, как сказал писатель, испортил многих наших соотечественников; помогал в поиске работы, а также в других нуждах - как святой, как светлый ясный юноша, дивный пример угодника Божия.

Таким образом, речь идет не о заполнении пустого дня - происходит вытеснение своего, родного, духовного, исконного; предательство своего доброго в угоду не поймешь чего.

14 февраля Католическая Церковь празднует память раннехристианских святых Валентина Интерамнского и Валентина Римского, из скудных сведений о них известно, что это святые мученики, пострадавшие за веру. Откуда же взялась легенда о покровительстве влюбленным и, собственно, Валентинов день?

Католическая Церковь в лице своих иерархов неоднократно свидетельствовала, что не имеет никакого отношения к этому культу. Никогда в традициях западной католической церкви не было и не могло быть присвоения святому Валентину - епископу одного из итальянских городов и святому мученику - странной роли покровителя романтической влюбленности, а уж тем более беспорядочных сексуальных отношений.

Можно за что-то другое критиковать наших братьев-католиков, но подобного рода эксплуатацией собственного святого они никогда не занимались. Никаких своеобычных обрядов в связи с этим у католиков нет. У них есть другие непривычные для нас традиции, связанные, скажем, с Франциском Ассизским, молитвами за животных. К этим обычаям можно по-разному относиться, но никакого, повторю, условно говоря, чина освящения Валентина у католиков не существует.

Православная церковь также празднует память упомянутых святых, но в другой день.

Что касается происхождения праздника влюбленных, то в учебниках по маркетингу так называемый День святого Валентина (а лучше о нем говорить без слова «святой») приводится как один из первых примеров успеха коммерческой рекламы. На Западе существовала большая пауза между распродажами - рождественскими и пасхальными и предпасхальными, и идея этого праздника была раскручена исключительно ради стимуляции торговли. Так зачем же слепо руководствоваться коммерческим культом и идеей распродаж в нашей жизни? Поощрять уже китайских производителей и торговые сети в их погоне за коммерческой выгодой?

Отец Максим, но есть красивая легенда о том, что святой Валентин был казнен за венчание римских легионеров с их возлюбленными, несмотря на запрет императора.

Не знаю, как появилась эта легенда. В канонических житиях святых мучеников Валентина Интерамнского и Валентина Римского ничего подобного нет.

- И как бороться с такого рода вымыслами?

Бороться бессмысленно, мы никогда не сможем захватить коммерческое пространство, в котором действует большой бизнес. Но чем больше людей в нашей стране будут иметь хотя бы зачатки серьезного церковного мировоззрения, тем меньше будет зацепок у коммерческих культов.

Вы много лет были настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Что происходило 14 февраля в храме? Что можно сказать о нравственности и целомудрии современных студентов?

Когда я служил в храме при МГУ, то не наблюдал потока студентов в этот день, которые бы взыскивали специальных молитвословий к святому Валентину. Что касается целомудрия, то позиция Церкви, выступающей против беспорядочных отношений, известна со времен проповеди апостолов. И кто ее хочет слышать, тот слышит, а кто не слышит - тот будет поступать сообразно своим желаниям. Я на этот счет не питаю особенных иллюзий. Даже если мы скажем об этом еще 10 раз, даже по первому каналу - эти люди не начнут жить тихо и благообразно во всяком благочестии. Но лишний раз засвидетельствовать, что Церковь ко дню «святого» Валентина не имеет никакого отношения, - полезно, чтобы, по крайней мере, не создавалась иллюзия возможности усидеть на двух стульях: утром помолиться святому мученику Трифону, а вечером пойти в загул по поводу Валентинова дня.

- А что вы говорите молодежи, которая считает, что близкие отношения до свадьбы - это нормально?

На мой взгляд, довольно бессмысленно что-либо говорить по этому поводу при общей нецерковности мировоззрения. Нельзя фрагментарно инкорпорировать христианскую нравственность. Какой смысл объяснять человеку, что плохо воровать, если он не верит в жизнь вечную и в воздаяние? Что неправильно, скажем, расталкивать людей ногами и идти по головам, если он убежден, что без этого карьеру не сделать? Точно так же бесперспективно внушать мысль о том, что хороши христианские добродетели, и не нужно грешить против седьмой заповеди, если человек живет по принципу «возьми от жизни все», в особенности пока ты молодой. Надо проповедовать Евангелие, жизнь вечную и веру во Христа Воскресшего, а уже из этого следует христианская нравственность. На мой взгляд, нравственность нельзя сделать центром христианской проповеди.

То есть остается только молиться, чтобы Господь просветил молодых людей, которые считают, что можно сожительствовать до брака?

Безусловно, молиться, чтобы Господь просветил того, кто добивается противного убеждениям христианина. Человек должен поверить во Христа Воскресшего и в жизнь вечную, а потом сам, постепенно, с помощью Церкви, утверждая Евангелие, сделать какие-то выводы для себя.


Всего 19 фото

О святом Трифоне я узнал совершенно случайно. Смотрите, какая цепочка событий привела меня к нему… Как то прошлой осенью я приезжал в усадьбу Дубровицы, что под Подольском. Дубровицы поразили и восхитили, одно портило впечатления - погода была дождливой, промозглой и противной. Есть такое английское слово Drizzle - в самом звучании вы, наверное, можете почувствовать, как было тогда холодно, зябко, мокро и неуютно) Написал я тогда на одном дыхании, но отметил в конце, что обязательно приеду сюда, чтобы поснимать эти архитектурные шедевры и землю святую, когда небеса будут голубыми и светлыми.

Не давала эта мысль мне покоя, и отправился я на майские в Дубровицы, благо погода стояла изумительная, ну, в общем, все ее таковой и помнят. А о Дубровицах я обязательно еще выложу , но было одно замечательное явление, что заставляет меня опередить события и нарушить календарный порядок моего изложения в журнале и написать о святом Трифоне. Дело в том, что, находясь в совершенно изумительном Знаменском храме в Дубровицах, я вдруг, заметил небольшую икону, стоящую на окне в левой дальней части храма. На нем был изображен хрупкий юноша с синевато-изумрудным соколом на руке. От иконы «происходил» какой-то сильный волнующий неповторимый энергетический посыл, - я даже вздрогнул от неожиданности - не часто такое бывает…

Как всегда, основные и значимые христиане-мученики «происходят родом» из времен и мест Священной Римской империи - и часто из 2-3 века, такие как Георгий Победоносец, Параскева Пятница и многие другие. Трифон не был исключением. , что многие римские императоры - гонители христиан сослужили этому культу свою неоценимую службу - своими гонениями и преследованиями спровоцировали сильный массовый интерес к христианству, поскольку раз гонят, значит в этом что-то есть!) Натура то человеческая…! Напомню, что в Римской империи доминировал и процветал культ Митры, а также почитались римских боги, происходившие, в основном, по сути, из греческого пантеона.

Но, в конце концов, именно христианство и стало той религией, которая полностью устроила государственную власть, ибо митраизм с его глубокими персидскими корнями, несмотря на его большую популярность в империи, не подходил для европейского светского государства. Вот так святые и мученики, которых когда то гнали и распинали римские императоры стали незыблемой основой новой масштабной государственной религии, которая неуклонно охватывала весь западный цивилизованный мир, начав пробиваться и на нашу славянскую землю.


Трифон родился в 232 году в селении Кампсады, недалеко от города Апамея Фригийской на Меандре (внутренняя историческая область Малой Азии, современная Турция, город Динар). Смотрите карту - с картой ощущение исторического контекста только обостряется.
03.


Трифон был родом из простой христианской семьи. С подросткового возраста он пас гусей и прочую сельскую живность, находясь, все время в контакте с природой. Уже тогда в нем проявился дар целительства, способность изгонять бесов и не раз он предотвращал нашествие саранчи и прочих тварей на свое село и постепенно стал очень популярным в этой части страны. Сейчас мы бы его назвали человеком со сверх способностями. В 238 году римским императором стал Гордиан III (248-244 гг.). Его дочь Гордиана была одержима бесом, который ее нещадно мучил и отец страдал от того, что его красивая и умная дочь из-за этого недуга не может выйти замуж, завести свою семью, и никто из императорского окружения не мог ей ничем помочь.

Однажды дух проговорился, что изгнать его может только отрок Трифон. Гордиан тут же начал искать Трифона. Множество людей носивших это имя приходило к одержимой, но результатов все не было. И, наконец, Трифона нашли во Фригии, прослышав о его способностях по изгнанию бесов. Трифон согласился приехать в Рим. Расстояния тогда были большими, достаточно посмотреть на карту. Однако, за три дня до приезда отрока в Рим дух, прознав о прибытии Трифона, сам вышел в панике из тела дочери Гордиана, рассказав, между прочим, что Трифон вот вот явится к императору назвав срок его появления в три дня.
04.

Гордиан принял Трифона, которому исполнилось в то время только 17 лет и крайне заинтересовавшись его личностью, попросил показать ему воочию этого духа, кто так долго мучил его дочь. На самом деле император, скорее всего, хотел проверить его и узнать действительно ли он обладает такими сверх способностями. Трифон согласился и уйдя в пост и молитву на шесть дней, на утро седьмого дня явил императору и его синклиту (высшему совету) в полном составе, этого духа в виде черной собаки с горящими красными глазами, что волокла по земле свою главу. И, якобы, на вопрос Трифона, почему он вселился в его дочь, дух ответил, что поскольку все присутствующие идолопоклонники - войти в человека не представляет для него большого труда, а на вопрос, почему он вышел из ее тела, сущность ответила, что не смогла дольше находиться в теле, потому, что Трифон истинный христианин и бесы не могут находиться рядом с тем, где упоминается имя Христа и кто живет с этим именем.

05.


Витторе Карпаччо. Изгнание беса святым Трифоном из дочери императора Гордиана. 1507 г. Холст. Темпера.

Это событие, по большому счету, явилось триумфом Трифона в частности и христианской веры вообще, поскольку тогда многие присутствующие при этом впечатляющем контакте-сеансе с нечестивым духом, приняли впоследствии христианство. Гордиан благосклонно относился к христианству и, одарив Трифона многими подарками отпустил его с благодарностью домой. В результате этого случая, Трифон стал известен далеко за пределами свой родины.

Следующим римским императором был Филипп Арамавитянин (244-249 гг.), чья судьба никак не пересеклась с Трифоном… Что конкретно делал в Трифон в период правления императора Филиппа история умалчивает, однако явно он больше не пас гусей, а став зрелым мужем, скорее всего, путешествовал, врачевал, изгонял бесов и всячески проповедовал христианство и, по всей видимости, пользовался значительной известностью в Малой Азии.

После смерти Филиппа, убитого его же соратниками, на троне воцарился свирепый Деций Траян (249-251 гг.), начавший первые системные жестокие гонения на христиан. Во время его правления было убито бесчисленное множество христиан, причем многие из них, страшась преследования и пыток, в страхе отвратились от своей веры, и склонились к идолопоклонству (напомню, что идолами в понятиях христианства тогда являлись Митра - бог солнца и римские боги). Император Деций издал указ своим эпархам и игемонам всюду преследовать христиан и убивать их беспощадно, если они будут отказываться отправлять культ римским богам.
06.

Восточный эпарх императора - Акилиан, получив от Деция этот указ о массовом преследовании и уничтожении христиан, сразу же вспомнил о Трифоне, о котором с большой вероятностью знал и, тут же, послал своих воинов на его розыски. Трифона предупредили, но он не стал скрываться, поняв, что пришел его час, и что сейчас его вера как раз и будет подвержена серьезным испытаниям. К тому времени ему уже было 26 лет, а это был уже по тем временам, зрелый мужчина, которого народ, по всей видимости, почитал как мессию. Трифон понял, что он должен пройти все те испытания, которые прошел когда-то Иисус и о которых он еще со времен своего отрочества проповедовал. Трифон направился в Никею, в которой тогда и находился эпарх Акилин и сам сдался в его руки. Никея - в древности богатый и цветущий город - Вифиния (и, естественно, в Малой Азии, см. карту).


Акилиан устроил показательный судебный процесс с присутствием большого количества чиновников, слуг, оруженосцев и простых людей, чтобы отчитаться перед императором. Акилиан долго расспрашивал Трифона о нем самом, его убеждениях, и наконец, сославшись на императорский указ, предложил Трифону принять римских богов и принести им жертву и, если Трифон исполнит его повеление, то святого отпустят с миром, если нет - то его казнят. Трифон же ответил, что в своей жизни он следует своей собственной свободной воле и, что служит только Христу и с наслаждением станет жертвой для того, кто сам принес за него свою жертву…

Эпарх рассвирепел и в ярости приказал избивать Трифона три часа, подвесив голым на дереве, а после этого предложил признать Зевса своим богом и поклониться изображению императора. Трифон, назвав Зевса беззаконным волхвом и темным нечестивым чародеем, а императору же выразил свое презрение, назвав его изображение бездушным, вынудил Акилиана долго и нещадно истязать его на морозе в горах, а потом и в темнице, используя изощренные методы пыток, но так ничего от Трифона и не добился. Однажды перед всеми во время пыток Трифона в темницу явился ангел со сверкающим венцом в руках. Увидев это мучители сильно испугались, но Акилиан только еще больше ожесточился.

В результате эпарх вынес свое решение приговорить Трифона к смерти путем усекновением главы мечом, потому, что Трифон отказался принести жертву римским богам, несмотря на все попытки Акилиана. Святого вывели за границы города и перед самым моментом его смерти, когда его голову должны были отсечь, по молитве Трифона его дух заранее отошел от него и Трифон скончался.
07.

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Местные христиане, завернув его тело в погребальную плащаницу и умастив благовониями, хотели похоронить его в окрестностях Никеи, но Трифон явился воочию к своим последователям и повелел захоронить его тело в Капсадах, на его родине, что и было в точности исполнено.

Как мы видим, святой Трифон довольно детально повторил судьбу Иисуса Христа в Иерусалиме два с половиной века спустя - аналогия практически полная. Даже последующее явление Трифона последователям после его смерти с завещанием о месте погребения, в общем, совпадает с явлением Христа ученикам после смерти Иисуса. Этим то и силен этот христианский мученик, твердо и сознательно прошедший до самого конца и оставшийся верным своей истинной вере и своим убеждениям.


Дальнейшая судьба Трифона как святого и многие связанные с ним чудеса нам детально не известны, однако по разрозненным историческим сведениям таковые очень часто происходили на его могиле и люди получали помощь по молитвам ему.
08.

Святой Трифон почитался во всем христианском мире, особенно в Болгарии, а затем и на Руси. Появление святого Трифона на русской земле было исторически отмечено известной историей об утрате царским сокольничим князем Трифоном Патрикеевым - соратником Ивана IV Грозного его любимого охотничьего сокола, что даже этот сюжет нашел свое отражение в романе Алексея Толстого «Князь Серебряный».

А история эта такова. Трофим Патрикеев упустил царского сокола на охоте, и великий князь повелел ему в три дня найти любимую птицу, иначе не сносить сокольничему головы. Трое суток искал Трофим Патрикеев сокола, и на третью ночь, заснув от изнеможения и беспрестанных молитв своему святому - Трифону, увидел сон, в котором Трифон, явившись ему в сиянии, точно и в деталях указал место нахождения драгоценной царской птицы.

Проснувшись, сокольничий тут же отправился в это место и к своей великой радости обнаружил там сокола, чем спас свою голову, сообщил об этом чуде и, тем самым проторил широкую дорогу этому святому на Русскую землю. Однако стоит сказать, что раз Патрикеев истово молился Трифону и носил его имя, значит, что этот святой уже был достаточно популярен в те времена на Руси. В благодарность за свое спасение, а главное - не утерянную благосклонность государя, Трифон Патрикеев публично поклялся построить церковь во имя этого святого, кто спас ему жизнь, что и было им исполнено достаточно скоро.
09.

12.

Это и есть та самая чудотворная икона святого Трифона...
13.

Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится совсем не далеко - в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость», что в Марьиной роще. Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве. Частичка мощей мученика Трифона хранится в Храме в честь Корсунской Иконы Божьей Матери в селе Корсунь Орловской области.

Святой Трифон хорошо прижился на русской земле и стал исконно русским святым. Есть сведения, что он изображался на древнем гербе Москвы как ее покровитель. Позднее его место занял Георгий Победоносец, поскольку его образ был более конкретен, воинственен, брутален и повергал символического змея, который запросто ассоциировался тогда с надоевшим и постылым татаро-монгольским игом. Однако святой Трифон остался, востребован как власть имущими, так и простыми людьми. Благодаря тому, что на все молитвы он довольно быстро отзывается и реально помогал, его чудотворную икону в Трифоновском храме даже прозвали в Москве «Скорой помощью».

По некоторым сведениям, Трифон помогает найти работу, решить денежные проблемы, жилищные вопросы, помочь в обретения пропажи или потерянного, может помочь в защите от порчи садовых плодов от насекомых, а главное - в исцелении телесных недугов, изгнании бесов и исцелении бесноватых. Есть даже сайты в интернете, где люди публикуют свои молитвы Трифону…

Иконография святого Трифона довольна разнообразна. Интересно, что в более ранних редких византийских вариантах Трифон изображается на иконах естественно без белого сокола на его руке. Там он просто держит в правой руке крест.

14.

В болгарской церкви, где Трифону в религиозных поклонениях уделяется особое внимание, Трифон изображается либо с лозой винограда, либо с ножом для обрезки виноградных лоз, либо как на иконе ниже - и с тем и другим.

15.

С белым соколом на вытянутой руке святой Трифон обычно изображается стоя или сидящим верхом на белом коне. Возможно, именно этот второй образ и размещался когда то на древнем гербе Москвы в качестве ее защитника.

Рассматривая вот это иконописное изображения святого даже сразу трудно понять кто это Трифон или Георгий, и все из за характерной позы всадника с копьем в котором легко угадывается Георгий. Однако, это икона святого Трифона.
16.

Легенды и тайны связанные со святым Трифоном находят свое место и в современном городском фольклоре и мистике - существует, так называемый, «Сакральный Трифоновский треугольник» - это те места, что непосредственно связаны как с именем этого значимого, уже ставшего родным, московского и русского святого, так и с чудесами, творимыми его именем, молитвами и святыми мощами для страждущих москвичей. В этот треугольник входят:

Как мы видим треугольник довольно явный. Из этих трех храмов, между прочим, два никогда не закрывались для служб и посещения верующими.

День святого Трифона - 14 февраля. Он, кстати, считается еще и покровителем охотников и рыболовов.

Молитва святому Трифону звучит так: “Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!”

Святой Трифон, так или иначе, инициировал меня на написание как этого поста, а также еще и будущих трех, связанных с Сакральным Трифоновским треугольником. Есть в этом посыле что-то воодушевляюще-неведомое, некое провидение, что ведет нас по жизни и, что не зависит от нашего сознания и человеческих иллюзий, в которых мы так по человечески судорожно пребываем…

19.

Родился в одной из областей Малой Азии - Фригии (современная Турция), неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.

Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода: силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения.

Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244) . В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 17 лет.

Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну.

После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным.

В Четиих - Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так:

Когда свита Гордиана с юношей была еще в пути, с дочерью императора приключился последний судорожный припадок. Дьявол в девице заговорил снова.

- Не могу! - надсадно стонал он, сотрясая юное тело. - Не могу больше здесь находиться, - сюда идет Трифон! На третий день он будет тут… Я ухожу!

И нечистый дух, вынужденный по воле Божией во второй раз сообщить то, о чем предпочел бы молчать, вышел из дочери императора. Очевидцы утверждали, что девица мгновенно просветлела лицом и разумом и с той поры к ней возвратились и грация и красота.

А Трифон, как и было объявлено супостатом, пришел во дворец на третий день, где его встретили весьма радостно и с почетом. Но сомнения у императора оставались: уж больно загадочной казалась вся эта история, не поддавалась она его трезвому и практичному уму. И Гордиан обратился к святому с такими словами:

- Я вижу,- сказал он,- что Фортуна благосклонна к тебе, юноша. Моя дочь здорова! Она весела как прежде, и даже, к моему удивлению, пуще прежнего. Выходит, ты - чудотворец!

- Это не я,- смиренно возразил Трифон,- но Бог мой, Господь…

- Не торопись, юноша! - Гордиан предостерегающе поднял руку. - Ты не должен перебивать старших, а сейчас к тому же перед тобой император. Скажи, можешь ли ты выполнить одну мою просьбу, если она не противоречит твоей вере?

- Да, император. Я слушаю тебя.

- Прекрасно. - Гордиан улыбнулся, юношa вызывал у него симпатию.- Тогда покажи нам того духа, что посмел нарушить покой принцессы, войдя к ней в утробу. Я хочу увидеть его своими глазами и показать другим.

- Зачем тебе это, император?

- Чтобы ни у кого, - Гордиан обвел красноречивым взглядом собравшихся придворных, - ни у кого не осталось сомнений в том, что именно ты излечил мою дочь. Это в наших с тобой интересах, юноша,- добавил он тихо.

- Будь по-твоему,- согласился Трифон.- Я исполню твою волю, но для этого мне нужно некоторое время.

- Оно у тебя будет…

Через шесть дней уединения, проведенных в посте и молитвах, умноживший духовные силы Трифон предстал пред троном императора, объявив о своей готовности. Гордиан молча кивнул и снова улыбнулся, - на этот раз не так уверенно, как неделю назад, когда он решился на свою просьбу. Сердце подсказывало ему, что представление будет не из приятных.

Наутро, едва взошло солнце, император и его приближенные собрались на невиданное зрелище, и Трифон не обманул их ожиданий. Исполненный Святого Духа, он, созерцая невидимого для прочих духа злобы таким, как он есть, прямо приказал ему явиться перед собравшимися во плоти или, как сейчас говорят, материализоваться, что не совсем точно отражает действительность, ибо духи и без того материальны.

- Тебе говорю, дух нечистый, во имя Господа моего Иисуса Христа, явись воочию перед нами, обнажив свою сущность в одном из твоих мерзких образов!

И вот как бы из ничего возник перед затихшей толпой жуткий черный пес с огненными глазами. Тяжелая голова его с высунутым языком влачилась по земле и, казалось, сам воздух вокруг сгустился и застыл, наполнившись смрадом. Воцарилось гробовое молчание. Теперь мог говорить только Трифон.

- Кто послал тебя, демон, в это место,- спросил святой, - и как дерзнул ты войти в созданную по образу Божию девицу, сам будучи столь безобразен и немощен?

- Я послан отцом моим, сатаной,- отвечал дьявол, - начальником всякого зла и его приспешником, пребывающим в аду. От него я и получил повеление мучить царскую дочь.

- Кто же дал вам власть посягать на создание Божие? Растолкуй это всем подробно и внятно.

Трифон предлагал заглянуть вглубь, приоткрыв императору и его синклиту страшную тайну, о которой далеко не все люди знают, и дьяволу, принуждаемому силой Божией, пришлось сказать правду:

- Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Его Сына Христа. От этих людей мы со страхом бежим; и только когда нам бывает попущено, мы причиняем им искушения совне, испытывающие крепость их веры.

Иное дело с теми, кто в Бога не верует, - псу удалось приподнять свою голову и сверкнуть раскаленными угольями глаз в гущу толпы. - Послушные своим прихотям и страстям, они творят угодные нам дела - и тогда мы получаем полную над ними власть. Эти люди впадают в идолопоклонство, творя себе кумира. Гордятся собой, злословят, завидуют ближнему и занимаются всякого рода чародейством. Такими и подобными им по духу делами они опутывают себя сетями лжи и тем отчуждаются от Бога, своего Создателя. Они самовольно идут по нашему пути, а потому вместе с нами принимают вечные муки.

Черный пес замолчал все и сник, окаменев на месте. Вид его устрашал попрежнему, а поза выражала покорство. На этом памятное для присутствующих событие завершилось - Трифон отправил дьявола обратно в ад.

Невольное откровение духа тьмы, одно созерцание которого принудило бы содрогнуться самую мужественную душу, многих привело в тот день ко Христу, а верующие утвердились в истине и прославили Бога.

Щедро одарив святого, император с миром отпустил его домой, и Трифон, едва выйдя за ворота владений Гордиана, осчастливил множество нищих царскими подарками. По дороге он раздал все и налегке возвратился в отечество, продолжая вести там чистую и непорочную жизнь во служении Богу и ближним.

А потом, повзрослев, он начал странничать, на своем пути проповедуя и врачуя больных…

император Деций (249-251).

В 249 году на царский престол вступил император Деций (249-251) . При поддержке римского сената Деций попытался укрепить административный аппарат Империи. Кроме того, он решил ужесточить государственный культ почитания “гения” императора, провозгласив его обязательным для всех подданных Рима. Остальные культы и религиозные общины были запрещены, а открытое исповедание или проповедь какой-либо иной религии были приравнены к государственным преступлениям (250-й год по Р. X.). Это привело к массовым репрессиям по отношению к последователям различных восточных культов. Особенно жестоко пострадали в это время члены христианских религиозных общин.

Сложно сказать, какое количество христиан погибло за этот период, но уходили из этой жизни они тысячами. Их убивали беспощадно, мучили без конца. Ангелы не успевали принимать их души…

Наместником Деция в Малой Азии был некто Аквилин . Ему донесли, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. За ним тотчас началась охота.

Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).

Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках.

Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.

Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков ». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.

Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее - месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем - в Рим .

Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя - святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в часовне рядом с собором святого Трифона .

Вид на собор Св. Трифона (1841)

Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви, в Напрудном. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы , у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику. Когда церковь была закрыта в 1931 году, икона вместе с частицами мощей была перенесена в Храм иконы знамения Божией Матери в Переяславской слободе . Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще . Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве.

При жизни Трифон откликался на малейшие просьбы и беды. И теперь у Престола Божия он молится за нас. Иногда люди говорят – ну это же такая мелочь, такая житейская беда, ну как с ней обратиться к Богу с молитвой? Но Господь слышит все наши молитвы и знает о них еще до того, как мы сами начинаем молиться. И мученик Трифон помогает нам. Прихожане храма св. мч. Трифона могут часами рассказывать о тех чудесах, которые совершаются по молитве к святому. По молитве с верой. Ведь не вера от чудес, а чудеса происходят от веры, что Господь рядом, что он поможет.

Святой Трифон покровитель охотников и рыболовов

Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и рыболовов .

Молитва святому мученику Трифону

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю!

Услыши убо ныне и на вский час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою. Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде от диавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего, издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:
Мученик Твой Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

Кондак, глас 8:
Творческою твердостию многобожие разрушил еси от конец всеславне, честен во Христе быв, и победив мучителей во Христе Спасителе, венец приял еси мученичества твоего, и дарования Божественных исцелений, яко непобедим.