, в которой эксперты делятся с нами своими взглядами на основополагающие понятия и явления культуры и истории. Автор книги «Здесь был Рим» Виктор Сонькин, лауреат премии «Просветитель» 2013 года, рассказал о том, в чем проблемы жителей Древнего Рима схожи с проблемами современных москвичей и в чем различны.

- Для начала давайте уточним: о каком Древнем Риме пойдет речь и кто такие были древние римляне?

Говорить о чем угодно древнеримском вообще - дело бессмысленное. История Древнего Рима - как ее традиционно принято понимать - насчитывает 1200 с лишним лет. Да, римская цивилизация сохраняла внутреннюю идентичность на протяжении этого времени (да и позже), но в представлении большинства Древний Рим - это два-три века на рубеже нашей эры, эпоха поздней республики и принципата (слово «империя» тут тоже не совсем точно, потому что империя как колониальная экспансия в далекие земли была и при республике, а единоличного правления одного человека - с оговорками - не было вплоть до Диоклетиана). Поэтому говорить мы будем в основном о «классическом» Древнем Риме; просто при этом следует держать в уме, что Древних Римов было довольно много.

Демографическое изучение древности по понятным причинам - дисциплина гадательная. Даже численность населения приходится подсчитывать по косвенным признакам (хотя римляне проводили регулярные переписи населения, которые назывались census , мы не знаем точно, на какой методологии и принципах основывались их расчеты). Цензы охватывали все государство, а по городу Риму у нас есть данные раздачи зерна (зерно раздавали почти всем), из которых следует, что в эпоху принципата («ранней империи») население Рима могло доходить до миллиона человек - только в XIX веке Лондон снова преодолел эту планку.

Древний Рим был глобализованным обществом потребления.

Структуру населения тоже с точностью определить сложно. Рим был иерархичным обществом, где на нижних ступенях находились рабы, потом - вольноотпущенники, потом - свободные граждане; свободные, в свою очередь, тоже делились на классы в зависимости от происхождения (например, на патрициев и плебеев - правда, в историческую эпоху это деление уже давно было чисто символическим), от заслуг предков (на «благородных» и «новых») и так далее.

Каков был социальный состав населения города, сказать тоже довольно сложно. Очевидно, что Рим был городом уникальным и что туда стекались люди со всего обитаемого мира. Это было очень глобализованное общество потребления, которое пользовалось продуктами и товарами, привозимыми отовсюду, от Британии и Португалии до Персии и Китая. При этом римляне были фанатично влюблены в идею старины и «отеческих нравов», даже когда реальность с ней уже нисколько не соприкасалась. В этой парадигме идеальным гражданином был пахарь-воин (желательно в одном лице, как диктатор полусказочных времен Цинциннат, призванный на государственное служение непосредственно от сохи). В целом, с понятными оговорками, население Рима было похоже по составу на население столицы современного аграрно-военизированного государства: много чиновников, много юристов, много обслуживающего персонала (в том числе рабов), много торговцев и посредников, сравнительно мало людей, занятых в производстве (хотя, конечно, ремесленники были), и почти нет земледельцев.

Один кремлевский чиновник недавно заявил, что Москва ничего не производит. А жителей Рима за что ругали - за роскошь, изнеженность и безделье?

Конечно, за все это.

- А как обстояли дела с мигрантами?

Говорить о мигрантах в современных терминах довольно сложно, поскольку трудно разделить рабов (изначально, как правило, взятых в плен в ходе войн) и свободных трудовых мигрантов. По мере роста города и усложнения его жизни потребность в квалифицированной рабочей силе росла, и многие такие потребности (в том числе в высококвалифицированном труде: образовательные, медицинские и т.д.) могли обеспечить только выходцы с греческого Востока. Возле площади Порта-Маджоре сохранилась огромная гробница пекаря; у этого пекаря римские преномен и номен (первое и второе имена), Марк Вергилий, но греческий когномен - Эврисак. Так обычно поступали вольноотпущенники, принимая имена бывшего хозяина, но сохраняя собственное иностранное имя в качестве когномена.

Поэт Ювенал утверждал, что каждый, кто покидает дом, не составив завещания, безумен - ведь ему в любой момент что угодно может упасть на голову.

Важно понимать, что римская ксенофобия, по-видимому, не была расовой: римляне хорошо помнили, что их народ сложился в плавильном котле разных италийских наций. Отношение к грекам (и эллинизированным жителям Востока, которые для римлян тоже все были «греки») было двоякое: римляне презирали их за изнеженность, вероломство и склонность к обману, но ценили интеллектуальные достижения, а также греческие литературу и искусство. Многие императоры были неурожденными римлянами - над испанским акцентом Адриана могли посмеиваться, но никому не приходило в голову, что иностранное происхождение делает его менее пригодным к правлению.

- До конфликтов доходило?

Доля мигрантов неитальянского происхождения, по оценке ученых, вряд ли когда-либо сильно превышала 5%. Но в ситуациях социальной напряженности они могли пострадать - их изгоняли или, как в разгар Второй Пунической войны, когда существование государства было под угрозой, показательно казнили. Повинуясь оракулу, римляне живьем закопали на Форуме двух греков и двух галлов - и это при том, что война была с карфагенянами! Но такие меры были редки и недолговечны.

Вечная проблема любого города - коммунальное хозяйство. Даже у Владимира Путина, как мы недавно узнали, из крана ржавая вода течет. Как с этим обстояли дела в Риме?

Водопроводы были отличными, работали на все население, и средний римлянин ежедневно расходовал очень много воды - до такого уровня потребления в развитых странах дошли только в XX веке. По всему городу стояли общественные туалеты, поскольку в многоквартирных домах удобства были только у жильцов нижнего этажа. Туалеты были обеспечены проточной водой и иногда даже подогревом сидений. Термы (публичные бани) тоже были бесплатными (или очень дешевыми), кстати, так же как гладиаторские бои и колесничные скачки.

- То есть за воду не платили?

За воду в общественном пользовании - фонтаны, колодцы - нет: вода была общественным достоянием, но когда акведуков еще не было (да и позже), водоносы таскали воду из Тибра, и за их услуги надо было платить. Но если кто-то хотел провести водоотвод в свой личный дом - на это нужно было получать специальную лицензию и платить, причем право это по наследству не передавалось. При этом существовал черный рынок нелегальных водоотводов, с которым шла постоянная борьба.

Римская ксенофобия, по-видимому, не была расовой.

В целом же, как ни странно, Рим в большой степени был welfare state . К примеру, в эпоху ранней империи не только римляне, но и все италийцы уже не производили достаточно зерна, чтобы себя прокормить, - без экспорта с Сицилии и из Египта Рим бы вымер от голода. Зерно раздавалось по государственной субсидии. Эти популистские меры привели сельское хозяйство Италии в полный упадок, но восстановить его не получалось: люди привыкли к бесплатному хлебу.

- И хлеб бесплатный, и водопровод хороший. Но на что-то же римляне жаловались?

Ну, люди, а горожане особенно, всегда найдут, на что пожаловаться. Тем более что для бедняков хлеб-то был бесплатным, а все остальное было довольно дорого, и примеры непристойного богатства попадались на глаза постоянно - как тут не возроптать. Плюс скученность, грязь, вонь, эпидемии, коррупция опять же, разврат.

- А что они считали развратным?

У Михаила Леоновича Гаспарова про это сказано примерно так: резкое повышение уровня жизни создает у людей досуг и новые способы его проводить, а старшее поколение эти новые способы не понимает и традиционно трактует их как разврат. Мы сами такую эпоху пережили (строго говоря, переживаем), и римлянам тоже через это приходилось пройти. С одной стороны, всякие гладиаторские побоища, колесничные скачки и прочие жестокие игры, распространение публичных домов; с другой стороны, бурное развитие литературы и искусства, изобретение любви у Катулла, освоение греческих поэтических форм у Горация, «Наука любви» Овидия, эпос Вергилия - это следствие тех же исторических процессов.

- Зато, наверное, пробок не было?

Пробок в Риме и других городах Италии не было, потому что движение было в основном пешее. По закону времен Юлия Цезаря, который потом неоднократно подтверждался и видоизменялся, повозки в городе были запрещены, за исключением тех, что выполняли социально важные функции - подвоз строительных материалов и так далее. А люди среднего и высшего класса пользовались услугами носильщиков (как для себя лично, так и для своих вещей, если была необходимость).

- Почти как ограничение на въезд фур в Москву в дневное время. А как начет «машин с мигалками»?

В Риме существовал запрет на ношение боевого оружия и на нахождение вооруженных солдат в границах города (за исключением церемонии триумфа) - конечно, в поздние императорские времена он уже не соблюдался так строго. А в республиканскую эпоху высших должностных лиц сопровождали телохранители-ликторы (их было тем больше, чем важнее была должность: у консулов - по 12, у диктатора - это не в смысле «узурпатор власти», а кризисный управляющий, который по римским законам выбирался для решения конкретной важной задачи на строго ограниченный срок, - 24). У ликторов были связка жестких прутьев, так называемые фасции (отсюда слово «фашизм»), и топорик; но топорик они имели право носить только за пределами померия, то есть официальной и священной городской черты. А пользоваться конным транспортом в черте города могли, например, девственные весталки, но вообще практики такой не было.

- Рим был опасным городом?

Преступность в античности была весьма высока, однако при этом в исторических источниках насильственная смерть - это, как правило, или гибель в бою, или политическое убийство, или самоубийство, или результат государственного террора (проскрипции). Известно несколько случаев времен поздней республики, когда политическая борьба выливалась в противостояние бандитских группировок (история с Клодием и Милоном), но складывается впечатление, что такие опасности в основном подстерегали простых людей, и поэтому в литературе их описаний не так много.

Пользоваться конным транспортом в черте города могли, например, девственные весталки.

После кровавого столетия гражданских войн, при Августе, в Риме было образовано сразу несколько силовых структур, занимавшихся общественной безопасностью в мирное время. Это были: преторианская гвардия - личные телохранители императора (то есть что-то вроде ФСО), городские когорты - вооруженная военизированная полиция (ОМОН) и, наконец, стражники, vigiles , которые выполняли функции пожарных команд и полиции, в основном по ночам. Правда, ночью в Риме было очень темно, и работы у них было немного. Сферы ответственности этих трех групп пересекались. Видимо, с усилением роли государства в частной жизни повышалась и безопасность граждан.

- А также уровень коррупции…

Да, эта проблема была и актуальной, и хорошо отрефлексированной, и непреходящей. В республиканское время чиновники на выборных должностях не получали жалованья, более того, часто были вынуждены выполнять свои должностные обязанности за личный счет. Поскольку это нередко были весьма ресурсоемкие дела (строительство и поддержание в порядке общественных зданий, дорог, акведуков и т.д.), многие разорялись. С другой стороны, возможность принимать важные решения, в том числе такие, в которых были замешаны большие деньги, создавала весьма коррупциогенную среду. Цицерон, например, развернул мощную кампанию против сицилийского наместника Верреса, что послужило важным толчком для его ораторской и судебной, а потом и политической карьеры. С другой стороны, нередко обвинения в коррупции выдвигались против борцов с коррупцией - тоже хорошо нам знакомая практика. Так поступили еще в незапамятные времена с Марком Манлием Капитолином, который когда-то спас Рим от галльского нашествия. Причем его должно было осудить народное собрание, а он все время показывал на Капитолий - мол, смотрите, что я ради вас спас. Только когда собрание было перенесено за городские стены, сенаторам удалось продавить свое решение.

Подкуп избирателей, пока выборы имели реальное значение, тоже был делом распространенным. Административный ресурс применялся влиятельными политиками охотно. Светоний приводит записки, которые Цезарь рассылал по трибам (это что-то вроде избирательного округа): «Диктатор Цезарь - такой-то трибе. Предлагаю вашему вниманию такого-то, дабы он по вашему выбору получил искомое им звание».

- Были ли скандалы, как с дачей Якунина?

Самая известная римская вилла, наверное, - это вилла императора Адриана в Тиволи, про нее подробно рассказано в моей книге. Но императору вроде как по рангу положено. Были скандалы с провинциальными наместниками, которые обирали своих подданных и экспроприировали произведения искусства. Некоторые самые яркие археологические находки XX века - статуи, найденные в море, - это, видимо, свидетельства массового грабежа греческих городов и перемещения культурных ценностей на Запад, в Италию.

Создается ощущение, что нет таких городских проблем, которые нам известны, а римлянам не были. Может, экология?

С уборкой мусора дело обстояло не очень - в отсутствие сколько-нибудь стройной системы жители городских квартир часто выбрасывали жидкие и твердые отходы из окон. Большой корпус законов запрещал это (что свидетельствует о том, что запреты были неэффективны) и назначал штрафы за нарушения. Иногда приходилось вникать в детали: если что-то выбросил раб, кто отвечает за это - он сам или его хозяин? А если гость? Поэт Ювенал утверждал, что каждый, кто покидает дом, не составив завещания, безумен - ведь ему в любой момент что угодно может упасть на голову.

При этом экологическое сознание у римлян, в общем, было - в частности, они, кажется, первыми в истории стали использовать природные особенности при строительстве, например, располагать горячие помещения бань так, чтобы они обогревались солнцем (и соответственно топлива можно было тратить меньше). То, что происходит с землей при ее истощении, им тоже было хорошо известно (хотя бы на примере Греции, которая тоже практически полностью зависела от поставок зерна, только не из Египта, как Италия, а из причерноморских колоний). Тем не менее римляне часто доводили целые биотопы до полного истощения: так, нынешние пустынные пейзажи Северной Африки, откуда римляне в огромных количествах возили зверей для цирковых игр, - это отчасти результат их деятельности.

Museo Archeologico Nazionale di Napoli

Немного про развлечения. Бани (это же и форма досуга), театральные представления, бои, скачки... Что-то еще, о чем меньше известно?

Были еще атлетические соревнования, гимнастика (от греческого слова «голый»), когда юноши бегали наперегонки, прыгали с гантелями и так далее; для этого при Домициане был построен целый стадион (от греческого «стадий», мера длины) - он не сохранился, но очертания его сохранились, это теперь Пьяцца Навона. Но это были греческие по происхождению развлечения, а они на Западе приживались не очень хорошо - так же, как на греческом Востоке с меньшим интересом относились к гладиаторским боям.

- А как насчет городских неврозов?

Тоже были хорошо знакомы, и в произведениях поэтов и писателей постоянно звучит мысль о том, как счастливы те, кто живет мирной сельской жизнью, вдали от забот и хлопот большого города. При этом их воображению рисовалась, конечно, жизнь не поденщика или мелкого земледельца, а скорее дачника, и этот идеал многие претворяли в жизнь: по всей Италии были разбросаны поместья («виллы»), у многих богатых людей их было больше одного - например, где-нибудь в холмах Умбрии или Этрурии (нынешней Тосканы) и на побережье Неаполитанского залива. Но мало кто удалялся в поместье на покой, городская жизнь, как и в наши дни, не выпускала деловых людей из своих объятий.

А вообще проблемы горожан - вещь довольно универсальная. У римских авторов, особенно у поэтов-сатириков, можно найти жалобы практически на все, на что жалуются современные лондонцы или москвичи. Плиний Младший в одном письме описывает свою нелюбовь к спортивным состязаниям в таких выражениях, что если заменить там скачки колесниц на футбол и поместить в Facebook какого-нибудь снобствующего интеллектуала, никто не заметит ничего странного. Разница между нами и римлянами в довольно непохожих системах этических и мировоззренческих координат, но ее трудно проиллюстрировать на примере повседневной городской жизни. В сериале «Рим» канала HBO , в целом скучноватом, эта «инакость» римской жизни и римского мышления показана довольно хорошо.

Древний Рим — древнее государство с центром в городе Рим (область Лацио, Италия), постепенно расширившееся на весь Апеннинский полуостров, большую часть Европы, Ближний Восток и Северную Африку. Древний Рим существовал около восьмисот лет.

Период Царства

2000 до н. э. Родственные грекам индоевропейцы вторгаются с севера на Апеннинский полуостров.

900—800 до н. э. На Апеннинский полуостров морем прибывают этруски, вероятно, из Малой Азии.

753 до н. э. Согласно преданию, братья-близнецы Ромул и Рем основали Рим, город на семи холмах (Авен-тин, Виминаль, Капитолий, Квириналь, Палатин, Целий, Эсквилин).

753—715 до н. э. По преданию, правление Ромула, первого царя Рима.

616—510 до н. э. Правление этрусских царей из династии Тарквиниев. Появление сословий патрициев и плебеев, а также рабов.

Период Республики

510—509 до н. э. Свержение этрусского владычества. Римляне обрели государственную независимость. Военно-политическая власть перешла к сенату и избираемым консулам (аристократическая республика).

508 до н. э. Договором между Римом и Карфагеном признаются исключительные интересы Рима на Апеннинском полуострове и Карфагена в Африке.

451—449 до н. э. Проведена письменная фиксация римского права («Законы 12 таблиц» — основа римского законодательства на протяжении последующих 600 лет).

445 до н. э. Признана законность браков между плебеями и патрициями. Слияние плебейской верхушки в одно сословие с патрициями (нобилитет).

406—396 до н. э. Третья и последняя война римлян с этрусским городом Вейи (к северу от Рима).

390 до н. э. Вторжение с севера на Апеннины кельтов («галлов»). Поражение римлян и временный захват города.

343—265 до н. э. Войны Рима с другими италийскими племенами (эквы, вольски, самниты, латины) и греческими полисами в Италии (в том числе с Пиром, царём Эпира). Рим захватил господство над всем полуостровом.

287 до н. э. Принято полное юридическое равенство плебеев и патрициев.

264—146 до н. э. Пунические войны Рима с Карфагеном (современный Тунис) за господство над Средиземным морем:

Первая (264—241 до н. э.). Аннексия Римом Сицилии, Сардинии и Корсики (первые римские провинции);

Вторая (218—201 до н. э.). Первоначально — победы карфагенян под командованием Ганнибала, окончательно — победа римлян у стен Карфагена. Позже (183 до н. э.) Ганнибал предпочёл смерть выдаче Риму;

Третья (149—146 до н. э.). Осада и разрушение Карфагена. Образование римской провинции Африка. Аннексия Иберии (часть современной Испании).

229—146 до н. э. Экспансия Рима в Восточное Средиземноморье. Захват Греции, Македонии, Сирии.

138—101 до н. э. Восстания рабов на Сицилии и в Пергаме. Подавлены римской армией.

88 до н. э. Гражданская война консулов Гая Мария и Суллы из-за столкновения интересов внутри правящего класса. Окончательная победа Суллы и поддерживающей его сенатской знати.

82—79 до н. э. Диктатура Луция Корнелия Суллы, направленная против всех демократических преобразований, имела своей целью преодолеть государственный кризис Рима. Социальную основу диктатуры составляли сенаторская олигархия и армия. В 79 до н. э. Сулла, признав, что он «не достиг своих целей», сложил с себя полномочия и вернулся к частной жизни.

73—71 до н. э. Восстание Спартака, самое крупное выступление рабов в Римском государстве. Войско Спартака разбито римской армией Марка Лициния Красса. Спартак погиб в бою.

70 до н. э. Марк Лициний Красе и Гней Помпеи избраны консулами.

67 до н. э. Получив особые полномочия, сильный флот и необходимые войска, Гней Помпеи в течение 60 дней ликвидировал пиратство на Средиземном море.

66—62 до н. э. Восточные походы Гнея Помпея. В результате одержана победа над Митридатом VI Евпатором, царём Понта. Римляне прошли далее в Сирию, где Помпеи юридически упразднил бывшее царство Селевкидов и образовал новую римскую провинцию Сирию, к которой присоединил финикийские города и Иудею.

60 до н. э. Первый триумвират. Негласное соглашение между Марком Лицинием Крассом, Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем о совместной борьбе с сенатской олигархией.

59 до н. э. Гай Юлий Цезарь избран консулом.

58—51 до н. э. Галльские походы Гая Юлия Цезаря. Он завоевал всю Галлию, разгромил германские племена, предпринял два вторжения в Британию (55—54 до н. э.). Походы отличались беспощадным массовым истреблением побеждённых.

52 до н. э. Гней Помпеи стал единоличным консулом и установил фактическую диктатуру.

49—45 до н. э. Гражданская война между Цезарем и Помпеем за власть. Переход войсками Цезаря реки

Рубикон (январь 49 до н. э.). Победа Цезаря в битве при Фарсале (август 48 до н. э.). Бегство Помпея в Египет и его гибель. Войны Цезаря в Египте и Малой Азии, возвращение в Рим.

45—44 до н. э. Диктатура Гая Юлия Цезаря. Введение Юлианского летосчисления (солнечный календарь, «старый стиль»). Убийство Цезаря в сенате (март 44 до н. э.).

44—31 до н. э. Гражданские войны за власть в Риме. Завершились победой одного из членов второго Гая Октавия (Гая Юлия Цезаря)

Период Империи

27 до н. э. Сенат присваивает Гаю Октавию титул «император Цезарь Август». Смена формы правления в Римском государстве на авторитарную. Появление Римской Империи; первый император Цезарь Август правил до 14 н. э.

19 до н. э. Завершение завоевания всей Испании римлянами.

14—37 до н. э. Правление Тиберия, пасынка Августа. Опираясь на императорскую гвардию, проводил автократическую политику. Добился улучшения финансового положения империи.

37—41 Правление Калигулы. Отличалось массовыми конфискациями имущества и ростом налогов. Его стремление к неограниченной власти и требование почестей себе как богу вызвали недовольство сената; был убит гвардией.

40—41 Римляне оккупировали Мавретанию (современные Марокко и Западный Алжир), населённую берберскими племенами. Разделив её на две части, объявили их римскими провинциями.

41—54 Правление Клавдия. Заложил основы имперской бюрократии, улучшил финансовое положение государства, упорядочил налогообложение, раздавал права римского гражданства провинциалам. Отравлен женой Агриппиной, матерью Нерона.

43 Римляне начинают завоевание Британии. Южная Британия провозглашена римской провинцией

48—79 Римляне завоёвывают Уэльс.

54—68 Правление Нерона. Всевозможные постройки и игры поглощали огромные средства из государственной казны. Репрессиями и конфискациями император восстановил против себя разные слои римского общества. После измены гвардии покончил с собой.

64 Сильнейший пожар Рима, уничтоживший 10 из 14 районов города. Чтобы отклонить от себя возникшее подозрение в поджоге, Нерон обвинил в нём евреев и христиан (первое гонение христиан).

69—79 Правление Веспасиана. Он значительно шире, чем его предшественники, распространял на провинциалов права римского и латинского гражданства.

78—85 Гней Юлий Агрикола, римский наместник в Британии, распространяет римское господство вплоть до горных областей Шотландии.

79 Извержение вулкана Везувий, уничтожившее города Помпеи, Геркуланум и Стабии.

79—81 Правление Тита, сына Веспасиана. В римской историографии Тит считается одним из лучших императоров; продолжал политику Веспасиана по отношению к провинциальному населению, проявлял заботу о народе после стихийных бедствий (пожары в городах, извержение Везувия), строил общественные здания в Риме (Термы, Колизей и др.).

81—96Правление Домициана, младшего брата Тита. Укреплением бюрократического аппарата и ущемлением прав сената вызвал недовольство аристократии. Убит в результате дворцового заговора.

98—117 Правление Траяна. В результате победных войн империя максимально расширила свои границы: завоёваны территории Дакии (101—106), Аравии (106), Великой Армении (114), Месопотамии (115). Теперь восточная граница Римской империи проходила по реке Тигр. В глазах римской рабовладельческой знати Траян был идеалом правителя.

117—138 Правление Адриана. При нём усилились императорская власть и централизация государственных учреждений. Адриан отошёл от завоевательной политики своего предшественника, в 117 он закончил войну с парфянами, отказавшись от Армении и Месопотамии. На границах империи была создана система мощных укреплений и оборонительных валов.

138—161 Правление Антонина Пия. Продолжал политику Адриана, избегал войн и возводил оборонительные сооружения на границах.

161—180 Правление Марка Аврелия. Отмечено оборонительными сражениями, знаменовавшими конец спокойного развития империи. Для внутренней политики характерно согласие Марка Аврелия с сенатом при одновременном укреплении государственного аппаратами расширении его функций. Марк Аврелий вошёл в историю философии как один из наиболее выдающихся представителей позднего стоицизма.

162—166 Война Рима с парфянами из-за влияния в Армении. Вспышка чумной эпидемии заставила римлян отступить. Занесённая войсками в империю чума свирепствовала до 189 г. (от неё умер и сам император Марк Аврелий). По мирному договору (166) к Римской империи присоединялась Северная Месопотамия, а Армения, номинально сохраняя самостоятельность, фактически становилась зависимой от Рима.

180—192 Правление Коммода, сына Марка Аврелия. Опирался на гвардию, преследовал сенаторов, конфискуя их имущество. Требовал своего обожествления. Участвовал в боях гладиаторов. Убит заговорщиками из числа придворных.

193—211 Правление Септимия Севера. Пытался преодолеть внутриполитический кризис Римской империи путём установления открытой военной монархии. Проводил политику, направленную на ослабление сената, казнил своих многочисленных врагов, а их имущество конфисковывал. Укрепил границы империи.

195—198 Септимий Север отразил вторжение парфян в Армению и Сирию, а затем захватил всю Месопотамию. На захваченных землях организована новая провинция.

205—211 Септимий Север отразил нападение горных племён Шотландии на провинцию Британия и восстановил систему римских оборонительных сооружений. Умер в Британии от болезни.

211—217 Правление Каракаллы, старшего сына Септимия Севера. В 212 издал Эдикт о даровании прав рим - ского гражданства всему свободному населению1 Римской империи. Политика давления на сенат, казни знати, избиение жителей Александрии, противившихся дополнительному набору в армию, вызвали недовольство и привели к убийству Каракаллы заговорщиками.

222—235 Правление Севера Александра из сирийской побочной ветви династии. Государством фактически правили бабушка и мать императора с помощью своих советников. Государственная политика велась в согласии с сенатом, расходы на нужды армии были снижены. Обострение отношений между императором и военными привело к мятежу в легионах. Император, его мать и их советники были убиты своими недовольными солдатами во время войны с алеманнами на Рейне.

235—238Правление Максимина. Сын фракийского крестьянина, прошедший путь от рядового воина до командующего армией, которая и провозгласила его императором. Его политика, затрагивавшая интересы сената и крупных землевладельцев и направленная на удовлетворение военных нужд, послужила причиной восстания. В войне с сенатской партией Максимин погиб во время мятежа, вспыхнувшего в его собственном лагере.

238—244Правление Гордиана III. В 242—244 возглавил борьбу против персов в Сирии и Месопотамии, отразил их вторжение (241—244). Погиб от рук заговорщиков из своего ближайшего окружения на Евфрате.

244—249 Правление Филиппа Араба. Пришёл к власти, убив императора Гордиана III. Заключил мир с персами, отразил нападение готов (245—247). Пал в битве с императором Децием под Вероной.

249—251 Правление Деция Траяна. Провозглашён императором своими войсками в противовес Филиппу. Организовал во всём государстве первое систематическое преследование христиан. Погиб в сражении против вторгшихся готов.

253—259 Правление Валериана. Он объявил соправителем своего сына Галлиена, который правил до 268. Продолжение гонений на христиан. Резкое ухудшение положения на границах империи, непрерывные вторжения из-за Дуная готов и других племён, на рейнской границе — франков и алеманнов, в Северной Африке — блемиев и кочевников Мавретании, на востоке — персов, которые пленили самого императора. Валериан умер в плену.

260—268 Период политической анархии в Римской империи. Местные военачальники провозглашали себя императорами. Власть Галлиена фактически признавалась только в Риме и Италии. Участившиеся вторжения враждебных соседей усугублялись рядом восстаний. В разных провинциях произошли землетрясения и вспышки эпидемии Император был убит заговорщиками.

268—270 Правление Клавдия, прозванного Готиком за успешную войну с готами. Период восстановления военного могущества Римской империи (укрепление армии, реорганизация придунайских провинций, принудительное заселение готами безлюдных римских территорий). Умер от чумы.

270—275 Правление Аврелиана. Отбил несколько крупных вторжений в пределы Римской империи, восстановил её политическое единство (274), за что сенат преподнёс ему почётный титул «восстановитель мира». Аврелиан первым официально именовался «господином и богом» и носил диадему. Пал жертвой заговора во время похода против персов.

276—282 Правление императора Проба. Упрочил власть Рима в Галлии и по всей рейнской границе. Погиб во время бунта военных, возмущённых тем, что император заставлял их в мирное время возводить большие оборонительные сооружения.

285—305 Правление Диоклетиана. Провёл реформы, стабилизировавшие положение империи; назначил себе трёх соправителей; разделил империю на 4 части, а те, в свою очередь, на 12 новых провинций; усилил армию; упорядочил налогообложение. С Диоклетианом связано установление неограниченной монархии. Пытаясь остановить распространение христианства на территории империи, в 303—305 организовал всеобщее преследование христиан. В 305 отрёкся от престола.

312—337 Правление Константина I Великого. После многолетней борьбы с соправителями стал единственным властителем империи. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата. Поддерживал христианскую церковь, сохраняя также языческие культы. В 321 объявил воскресенье официальным «днём покоя». В 330 основал Константинополь на месте древнего города Византии.

325 Никейский собор. Христианство стало государственной религией Римской империи.

359—361 Война между Римом и Персией, закончившаяся выгодным для Персии мирным договором.

361—363 Правление Юлиана. Получивший христианское воспитание, он, став императором, объявил себя сторонником язычества. Издал эдикты против христиан, за что получил прозвище «Отступник». Погиб во время похода на персов.

363—364 Правление Иовиана. Отменил все постановления Юлиана по религиозным вопросам, полностью восстановил господствующее положение христианства. Незадолго до смерти вынужден был уступить Месопотамию персам.

383—395 Правление Феодосия I Великого. В 380 утвердил господство ортодоксального христианства, преследовал приверженцев язычества. При нём отменены Олимпийские игры (как языческие), сожжена Александрийская библиотека, уничтожены многие языческие святилища.

395 После смерти Феодосия I Великого вся Римская империя, согласно его завещанию, была разделена между его сыновьями: императором Запада стал 11-летний Гонорий, императором Востока — 18-летний Аркадий, первый правитель Византийской империи.

Период Западной Римской империи

395—423 Правление Гонория. Фактически страной до 408 управлял полководец Стилихон, а затем реальная власть перешла к придворным.

404 Перенос столицы империи из Рима в Равенну, город в Северной Италии в устье реки Пад, порт на Адриатическом море.

407 Римляне фактически покинули Британию.

425—455 Правление Валентиниана III. До 437 регентшей при нём состояла мать. До 454 находился под влиянием полководца Аэция, который в 451 с помощью вестготов разбил вторгшихся в Галлию гуннов. В 454 Валентиниан казнил Аэция, однако вскоре после этого сам был убит приверженцами последнего, объединившимися с сенатской знатью. Усиление процесса распада империи. Захват Африки вандалами; почти независимыми стали Испания, Галлия и Паннония (Дунайская провинция).

454 Римский папа Лев I Великий добивается от императора Валентиниана III признания за папой высших судебных полномочий (подчинение епископов папскому суду, придание решениям папы силы закона), что способствовало превращению римского епископа в главу Церкви на Западе.

476 Падение Западной Римской империи. Командующий императорской гвардией Одоакр низложил 16-летнего императора Ромула Августула, который, по иронии судьбы, носил имя основателя города Рима и Римского государства.

Древний Рим был одной из самых могущественных цивилизаций за всю историю человечества. Его история берет начало с момента основания Рима в VIII веке до н.э. и длится до падения Римской империи в V веке н.э. Этот многовековой период делится на три части: царский, республиканский и императорский.

Сам Рим был основан италийскими племенами у реки Тибр и был вначале маленькой деревушкой. К северу от нее жили племена этрусков. По легенде там жила весталка Рея, которая волею случая родила двух сыновей от бога Марса - Ромула и Рема. По приказу брата и отца Реи дети в корзине были выброшены в реку и прибились к Палатинскому холму, где их вскормила волчица. Впоследствии на этом холму в 753году до н.э. Ромул возвел Рим, а волчица стала священным для города животным.

Во времена Царского периода (VIII век до н.э. - VI век до н.э.) Древним Римом поочередно правили семь царей. В VIII веке римляне сдружились с сабинянами и их царь Таций правил совместно с Ромулом. Однако после смерти Тация царем объединенных народов стал Ромул. Он создал сенат и укрепил Палатин. Следующим царем был Нума Помпилий. Он славился своей набожностью и справедливостью, за что и был избран сенатом. Третий царь Тулл Гостилий отличался воинственностью и часто воевал с соседними городами.

После его смерти к власти пришел сабинянин Анк Марций, который значительно расширил город до морского побережья. В Царский период Римом попеременно правили латины, сабины или этрусские правители. Одним из наиболее мудрых правителей был Сервий Туллий из Корникула. Когда-то он попал в плен к римлянам, стал преемником царя Тарквиния Древнего и женился на его дочери. После смерти царя он был единогласно избран сенатом. В начале VI века до н.э. стараниями латино-сабинских патрициев царская власть в Риме пала и наступилРеспубликанский период, продлившийся примерно до 30 года до н.э.

Этот период был довольно длительным, поэтому его принято разделять на две части: Ранняя Римская Республика и Поздняя Римская Республика. Ранний период был ознаменован борьбой патрициев (родовой аристократии) и плебеев (потомков побежденного народа). Патрициям от рождения присваивались привилегии высшей касты, а плебеям не разрешалось даже заключать законные браки или носить с собой оружие. Республикой правили два консула из касты патрициев. Такое положение дел не могло длиться долго, поэтому плебеи организовали бунт.

Они требовали отмены долгового процента, права на участие в сенате и прочих привилегий. В связи с тем, что их военная роль в стране возросла, патрициям пришлось пойти на уступки и к концу III века до н.э. у плебеев были те же права и возможности, что и у «высшей касты». В этот же период римляне участвовали в серии войн, результатом которых стало завоевание Италии. К 264 году до н.э. Рим стал ведущей державой Средиземноморья. Поздний период формирования республики был ознаменован серией Пунических войн, в ходе которых римляне взяли Карфаген.

Древний Рим (лат. Roma antiqua) - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Персии на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (нательный крест).

История

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

Царский период (754/753 - 510/509 до н. э.).

Республика (510/509 - 30/27 год до н. э.)

Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)

Иногда также выделяется период Средней (классической) Республики 287-133 гг. до н. э.)

Империя (30/27 г до н. э. - 476 г. н. э.)

Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - 235 г. н. э.)

Кризис III века (235-284 гг.)

Поздняя Римская империя. Доминат (284-476 гг.)

Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи.

Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Её определял, прежде всего, патриотизм - представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Государственное устройство

Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями.

Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям».

Комиции же имели право голосовать только за (Uti Rogas - UR) либо против (Antiquo - A), но не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публилия Филона 339 до н. э., утверждённый народным собранием (комициями) закон становился обязательным для всего народа.

Высшая исполнительная власть в Риме (империй) делегировалась высшим магистратам. При этом вопрос о содержании самого понятия империй остаётся дискуссионным. Ординарные магистраты избирались на комициях.

Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными.

Общество

Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились “друзьями” или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество – лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий, и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями, конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum. Но даже этот освященный древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе – бессрочном союзе между патрициями и плебеями – использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.

Х. Арендт

На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий - патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции - это коренные жители Рима, а плебеи - пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы.

С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.

Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus - новый человек). Граждане стали также делиться на лат. cives nati - граждан по рождению и лат. cives facti - граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus - либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.

Брак и семья

В ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина - наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции.

Глава семьи назывался pater familias, в его власти (patria potestas) находились дети, жена и другие родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными гражданами и главами своих семейств.

До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «под рукой», то есть дочь, выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов.

Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни.

Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Римское право предусматривало две формы заключения брака:

Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.

Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми. Во время обручения молодые давали брачный обет. Каждый из них на вопрос, обещает ли он вступить в брак, отвечал: «Обещаю». Жених вручал будущей жене монету, как символ заключённого между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.

На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице - женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу.

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребёнка от злых духов.

Регистрировать ребёнка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребёнка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождение и право гражданства.

Положение женщин

Женщина находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, «принадлежала только семье и не существовала для общины». В богатых семьях женщине отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства. В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Основной принцип построения римского общества - это опора на элементарную ячейку общества - семью (фамилию).

Глава семейства - отец (pater familias) беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жены и дети, а также незамужние дочери.

Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

При рождении ребёнка он определял судьбу новорождённого; он либо признавал ребёнка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.

Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.

В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

Образование

Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.

В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

За пределами Италии образование получали преимущественно в Афинах, на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах. Особенно актуальным обучение в Греции стало после того, как Гней Домиций Агенобарб и Луций Лициний Красс, будучи цензорами в 92 до н. э., закрыли латинские риторические школы.

В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса.

Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемлёнными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

Войско

Основные статьи: Древнеримская армия, Древнеримская конница, Древнеримский флот

Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.

При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii), a войско - tumultuarius (subitarius) exercitus. Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui rempublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.

Культура

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II-I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы.

Язык

Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э. составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим, по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans).

Разделяют несколько этапов развития латыни:

Архаическая латынь

Классическая латынь

Постклассическая латынь

Поздняя латынь

Религия

Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой, вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев, пенатов, ларов, лемуров и манов. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.

Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.

На рубеже н. э. Октавиан Август предпринял меры по установлению официального культа империи.

В конце I в. в еврейских диаспорах городов Римской империи возникло христианство, приверженцами которого стали затем и представители других народов империи. Сначала оно вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин издал Миланский эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Христианство затем постепенно превратилось в государственную религию. Во второй половине IV в. начался разгром языческих храмов, были запрещены Олимпийские игры.

Искусство, музыка, литература и кино

Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром. Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.

Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.

В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы, проса, ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.

Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой, с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм.

Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского - акушера и педиатра, Клавдия Галена - талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга.

Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.

Наследие Древнего Рима

Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.

Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки, на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.

Римская империя (древний Рим) оставила нетленный след во всех европейских землях, куда только ступали его победоносные легионы. Каменная вязь римской архитектуры сохранилась и по сей день: стены, защищавшие граждан, по которым двигались войска, акведуки, доставлявшие горожанам свежую воду, и мосты, переброшенные через бурные реки. Как будто всего этого было недостаточно, легионеры возводили все новые и новые сооружения - даже когда границы империи начали отступать. В эпоху Адриана , когда Рим куда больше был озабочен сплочением земель, нежели новыми завоеваниями, невостребованная боевая удаль воинов, надолго оторванных от дома и семьи, была мудро направлена в другое созидательное - русло. В каком-то смысле вся европейская обязана своим рождением именно римским строителям, внедрившим множество новшеств и в самом Риме, и за его пределами. Важнейшими достижениями градостроительства, имевшего целью общественное благо, стали канализация и водопроводы, создававшие здоровые условия жизни и способствовавшие увеличению населения и росту самих городов. Но все это было бы невозможно, если бы римляне не изобрели бетон и не начали использовать арку в качестве основного архитектурного элемента. Именно эти два новшества разнесла римская армия по всей империи.

Так как каменные арки выдерживали огромный вес и их можно было строить очень высокими - иногда по два-три яруса,- инженеры, трудившиеся в провинциях, без труда одолевали любые реки и ущелья и добирались до самых дальних краев, оставляя позади себя прочные мосты и мощные водопроводы (акведуки). Подобно многим другим сооружениям, построенным с помощью римских войск, мост в испанском городе Сеговии, по которому проходит водопровод, имеет гигантские размеры: 27,5 м в высоту и около 823 м в длину. Необычайно высокие и стройные столбы, сложенные из грубо обтесанных и ничем не скрепленных гранитных глыб, и 128 изящных арок оставляют впечатление не только небывалой мощи, но и имперской самоуверенности. Это чудо инженерного искусства, построенное около 100 т. и. э., стойко выдержало испытание временем: еще недавно мост служил системе водоснабжения Сеговии.

Как все начиналось?

Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, в долине реки Тибр, в начале I тысячелетия до н. э. По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших в Италии город Альба-Лонгу. Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя Альба-Лонги, в 753 г. до н. э. Как и в греческих полисах, в ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой властью, как и греческие. При царе тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, в ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился в аристократическую республику. Её население чётко делилось на две группы - привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев. Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат (главный правительственный орган). Значительную часть ранней его истории составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия в полноправных римских граждан.

Древний Рим отличался от греческих городов-государств, поскольку находился в совершенно других географических условиях - единый Апеннинский полуостров с обширными равнинами. Поэтому начиная с самого раннего периода его истории его граждане были вынуждены соперничать и бороться с соседними италийскими племенами. Побеждённые народы подчинялись этой великой империи либо на правах союзников, либо просто включались в состав республики, причём покорённое население не получало прав римских граждан, нередко обращаясь в рабов. Наиболее сильными противниками Рима в IV в. до н. э. были этруски и самниты, а также отдельные греческие колонии на юге Италии (Великая Греция). И всё же, несмотря на то что римляне часто враждовали с греческими колонистами, более развитая эллинская культура оказывала заметное воздействие на культуру римлян. Дошло до того, что древнеримские божества стали отождествляться с их греческими аналогами: Юпитер - с Зевсом, Марс - с Аресом, Венера - с Афродитой и т. д.

Войны Римской империи

Самым напряжённым моментом в противостоянии римлян с южно-италийцами и греками стала война 280-272 гг. до н. э., когда в ход боевых действий вмешался Пирр, царь государства Эпир, находившегося на Балканах. В конце концов, Пирр и его союзники были разбиты, а к 265 г. до н. э. Римская республика объединила под своей властью всю Центральную и Южную Италию.

Продолжая войны с греческими колонистами, римляне столкнулись на Сицилии с Карфагенской (Пунической) державой. В 265 г. до н. э. начались так называемые Пунические войны, продолжавшиеся вплоть до 146 г. до н. э., почти 120 лет. Вначале римляне вели боевые действия против греческих колоний на востоке Сицилии, в первую очередь против самой крупной из них - города Сиракузы. Затем начались захваты уже карфагенских земель на востоке острова, приведшие к тому, что карфагеняне, обладавшие сильным флотом, атаковали римлян. После первых поражений римлянам удалось создать свой собственный флот и разгромить карфагенские суда в битве у Эгатских островов. Был подписан мир, согласно которому в 241 г. до н. э. вся Сицилия, считавшаяся житницей Западного Средиземноморья, стала собственностью Римской республики.

Недовольство карфагенян результатами Первой Пунической войны , а также постепенное проникновение римлян на территорию Иберийского полуострова, которым владел Карфаген, привели ко второму военному столкновению между державами. В 219 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал Барки захватил испанский город Сагунт, союзника римлян, затем прошёл через Южную Галлию и, преодолев Альпы, вторгся на территорию собственно Римской республики. Ганнибала поддержала часть италийских племён, недовольных владычеством Рима. В 216 г. до н. э. в Апулии, в кровопролитном сражении у Канн, Ганнибал окружил и почти полностью уничтожил римскую армию, которой командовали Гай Теренций Варрон и Эмилий Павел. Однако взять сильно укреплённый город Ганнибал не смог и в итоге был вынужден покинуть Апеннинский полуостров.

Война была перенесена на север Африки, где находились Карфаген и другие поселения пунийцев. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион разгромил армию Ганнибала у городка Зама, южнее Карфагена, после чего был подписан мир на условиях, продиктованных римлянами. Карфагеняне лишались всех своих владений вне Африки, были обязаны передать римлянам все военные суда и боевых слонов. Победив во Второй Пунической войне, Римская республика стала самым могущественным государством в Западном Средиземноморье. Третья Пуническая война, проходившая с 149 по 146 г. до н. э., свелась к добиванию уже поверженного противника. Весной 14б г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а его жители .

Оборонительные стены Римской империи

Рельеф с колонны Траяна изображает сцену (см. слева) из времен дакийских войн; легионеры (они без шлемов) сооружают из прямоугольных кусков дерна походный лагерь. Когда римские воины оказывались во вражеских землях, строительство таких укреплении было обычным делом.

«Страх породил красоту, и древний Рим дивным образом преобразился, изменив прежнюю - мирную - политику и начав спешно возводить башни, так что вскоре все семь его холмов засверкали бронею непрерывной стены» - так писал один римлянин о мощных укреплениях, сооруженных вокруг Рима в 275 г. для защиты от готов. По примеру столицы крупные города по всей Римской империи, многие из которых давно «перешагнули» пределы прежних стен, поспешили укрепить свои оборонительные рубежи.

Возведение городских стен было чрезвычайно трудоемкой работой. Обычно вокруг поселения прорывали два глубоких рва, а между ними нагромождали высокий земляной вал. Он служил своего рода прослойкой между двумя концентрическими стенами. Внешняя стена уходила в землю на 9 м , чтобы враг не мог сделать подкоп, а наверху была снабжена широкой дорогой для дозорных. Внутренняя стена поднималась еще на несколько метров, чтобы затруднить обстрел города. Такие укрепления почти не поддавались разрушению: их толщина достигала 6 м , а каменные глыбы были пригнаны друг к другу металлическими скобами - для большей прочности.

Когда были завершены стены, можно было приступать к возведению ворот. Над проемом в стене сооружалась временная деревянная арка - опалубка. Поверх нее искусные каменщики, двигаясь с обеих сторон к середине, клали клинообразные плиты, образуя изгиб свода. Когда был вложен последний - замковый, или ключевой,- камень, опалубку убирали, а рядом с первой аркой принимались строить вторую. И так до тех пор, пока весь проход в город не оказывался под полукруглой крышей - Коробовым сводом.

Сторожевые посты на воротах, охранявшие покой города, часто представляли собой настоящие маленькие крепости: там имелись воинские казармы, запасы оружия и продовольствия. В Германии прекрасно сохранилась так называемая (см. внизу). На ее нижних лажах вместо окон были бойницы, а с обеих сторон высились круглые башни - что-бы удобнее было вести обстрел неприятеля. Во время осады на ворота опускалась мощная решетка.

Стена, построенная в III веке вокруг Рима (19 км в длину, 3,5 м в толщину и 18 м в высоту), насчитывала 381 башню и 18 ворот с опускающимися решетками. Стену постоянно подновляли и укрепляли, так что она прослужила Городу вплоть до XIX века, то есть до усовершенствования артиллерии. Две трети этой стены стоят и поныне.

Величественная Порта Нигра (то есть Черные ворота), вздымающаяся на 30 м в высоту, олицетворяет мощь имперского Рима. Укрепленные ворота фланкированы двумя башнями, одна из которых значительно повреждена. Некогда ворота служили въездом за городские стены II века н. э. в Августу Тревирорум (впоследствии Трир), северную столицу империи.

Акведуки Римской империи. Дорога жизни имперского города

Знаменитый трехъярусный акведук в Южной Франции (см. выше), переброшенный через реку Гар и ее низменную долину - так называемый Гардский мост, - столь же красив, сколь и функционален. Это сооружение, протянувшееся на 244 м в длину, ежедневно поставляю с расстояния 48 км около 22 тонн воды в город Немаус (ныне Ним). Гардский мост до сих пор остается одним из чудеснейших произведений римского инженерного искусства.

Для римлян, славившихся достижениями в инженерном деле, предметом особой гордости были акведуки . По ним в древний Рим ежедневно поступало около 250 миллионов галлонов свежей воды. В 97 г. н. э. Секст Юлий Фронтин, смотритель системы водоснабжения Рима, риторически вопрошал: «Кто осмелится сравнивать с праздными пирамидами или какими-нибудь никчемными - хоть и знаменитыми - творениями греков наши водопроводы - эти великие сооружения, без которых немыслима жизнь человека?» Под конец своего величия город обзавелся одиннадцатью акведуками, по которым бежала вода с южных и восточных холмов. Инженерное дело превратилось в настоящее искусство : казалось, грациозные арки легко перескакивали препятствия, к тому же украшая пейзаж. Римляне быстро «поделились» своими достижениями с остальными областями римской империи, и до сих пор можно видеть остатки многочисленных акведуков во Франции, Испании, Греции, Северной Африке и Малой Азии.

Чтобы обеспечить водой провинциальные города, чье население уже истощило местные запасы, и соорудить там термы и фонтаны, римские инженеры прокладывали каналы к рекам и источникам, нередко удаленным на десятки миль. Стекая под небольшим наклоном (Витрувий рекомендовал минимальный уклон 1:200), драгоценная влага бежала по каменным трубам, которые пролегали через сельскую местность (и по большей части были упрятаны в подземные тоннели или рвы, повторявшие очертания ландшафта) и в конце концов достигали черты города. Там вода благополучно поступала в общественные резервуары. Когда на пути трубопровода попадались реки или ущелья, строители перебрасывали через них арки, позволявшие сохранить прежний мягкий уклон и поддержать непрерывный приток воды.

Чтобы угол падения воды оставался постоянным, землемеры вновь прибегали к громе и хоробату, а также к диоптру, измерявшему горизонтальные углы. Опять-таки основная тяжесть работ ложилась на плечи войска. В середине II века н.э. одного военного инженера попросили разобраться в трудностях, возникших при строительстве акведука в Сальдах (в нынешнем Алжире). Два отряда рабочих принялись рыть тоннель в холме, двигаясь друг к другу с противоположных сторон. Инженер скоро понял, в чем дело. «Я измерил оба тоннеля,- писал он позднее,- и обнаружил, что сумма их длин превышает ширину холма». Тоннели просто не встретились. Он нашел выход из положения, пробурив между тоннелями скважину и соединив их, так что вода стала течь как надо. Город почтил инженера памятником.

Внутреннее положение Римской империи

Дальнейшее усиление внешнего могущества Римской республики одновременно сопровождалось глубоким внутренним кризисом. Столь значительная территория уже не могла управляться по-старому, т. е. при организации власти, характерной для города-государства. В рядах римских военачальников выдвинулись полководцы, претендовавшие на то, чтобы обладать всей полнотой власти, подобно древнегреческим тиранам или эллинским владыкам на Ближнем Востоке. Первым из таких владык стал Луций Корнелий Сулла, захвативший в 82 г. до н. э. Рим и ставший полновластным диктатором. Враги Суллы были безжалостно перебиты согласно спискам (проскрипциям), которые подготавливал сам диктатор. В 79 г. до н. э. Сулла добровольно отказался от власти, но это уже не могло вернуть его к прежнему управлению. Начался длительный период гражданских войн в Римской республике.

Внешнее положение Римской империи

Между тем стабильному развитию империи угрожали не только внешние враги и честолюбивые политики, боровшиеся за власть. Периодически на территории республики вспыхивали восстания рабов. Самым крупным таким мятежом было выступление под предводительством фракийца Спартака, продолжавшееся почти три года (с 73 по 71 г. до н. э.). Восставших удалось разгромить лишь объединёнными усилиями трёх самых умелых полководцев Рима того времени - Марка Лициния Красса, Марка Лициния Лукулла и Гнея Помпея.

Позже Помпеи, прославившийся своими победами на Востоке над армянами и понтийским царём Митридатом VI, вступил в схватку за высшую власть в республике с другим известным военачальником - Гаем Юлием Цезарем. Цезарь с 58 по 49 г. до н. э. сумел захватить территории северных соседей Римской республики - галлов и даже осуществил первое вторжение на Британские острова. В 49 г. до н. э. Цезарь вступил в Рим, где был объявлен диктатором - военным правителем с неограниченны ми правами. В 46 г. до н. э. в битве при Фарсале (Греция) он разбил Помпея - своего главного соперника. А в 45 г. до н. э. в Испании, при Мунде, сокрушил последних явных политических противников - сыновей Помпея, Гнея младшего и Секста. Одновременно Цезарь сумел вступить в союз с египетской царицей Клеопатрой, фактически подчинив её огромную страну власти .

Однако в 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит группой заговорщиков-республиканцев, во главе которых стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Гражданские войны в республике продолжились. Теперь главными их участниками стали ближайшие сподвижники Цезаря - Марк Антоний и Гай Октавиан. Сначала они вместе уничтожили убийц Цезаря, а уже позднее вступили в борьбу друг с другом. Антония в ходе этого последнего этапа гражданских войн в Риме поддерживала египетская царица Клеопатра. Однако в 31 г. до н. э. в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен кораблями Октавиана. Царица Египта и её союзник покончили жизнь самоубийством, а Октавиан, окончательно к Римской республике, стал неограниченным правителем гигантской державы, объединившей под своей властью почти всё Средиземноморье.

Октавиан, в 27 г. до н. э. принявший имя Август «благословенный», считается первым императором Римской империи, хотя сам этот титул в то время означал лишь верховного главнокомандующего, одержавшего значительную победу. Официально никто не отменял Римскую республику, и Август предпочитал именоваться принцепсом, т. е. первым среди сенаторов. И всё же при преемниках Октавиана республика стала всё больше и больше приобретать черты монархии, более близкой по своей организации к восточным деспоти-ческим государствам.

Своего наивысшего внешнеполитического могущества империя достигла при императоре Траяне, который в 117 г. н. э. завоевал часть земель самого сильного сильного противника Рима на востоке - Парфянской державы. Однако после смерти Траяна парфяне сумели вернуть захваченные территории и вскоре перешли в наступление. Уже при преемнике Траяна, императоре Адриане, империя была вынуждена прейти к оборонительной тактике, сооружая мощные защитные валы на своих границах.

Не только парфяне беспокоили Римскую державу; всё более частыми стали набеги варварских племён с севера и востока, в сражениях с которыми римская армия нередко терпела чувствительные поражения. Позже римские императоры даже разрешали отдельным группам варваров селиться на территории империи при условии, что они будут охранять границы от других враждебных племён.

В 284 г. римский император Диоклетиан произвёл важную реформу окончательно преобразовавшую бывшую Римскую республику в имперское государство. Отныне даже император стал именоваться по-другому - «доминус» («господин»), а при дворе вводился сложный ритуал, заимствованный у восточных владык Одновременно империя разделилась на две части - Восточную и Западную, во главе каждой из которых вставал особый правитель, получавший титул Августа. Ему помогал заместитель, называвшийся цезарем. Через некоторое время Август должен был передавать власть Цезарю, а сам удалиться в отставку. Эта более гибкая система, наряду с усовершенствованием управления провинциями, привела к тому, что это великое государство просуществовало ещё 200 лет.

В IV в. господствующей религией в империи стало христианство, что также способствовало упрочению внутреннего единства державы. С 394 г. христианство уже единственная разрешённая религия в империи. Однако если Восточная Римская империя оставалась достаточно прочным государством, то Западная слабела под ударами варваров. Несколько раз (410 и 455 гг.) варварские племена захватывали и разоряли Рим, а в 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии.

И хотя Восточная Римская империя сохранилась как единая страна, а в 553 г. даже присоединила всю территорию Италии, всё же это было уже совершенно другое государство. Не случайно историки предпочитают называть его и рассматривают его судьбу отдельно от истории Древнего Рима .