Требования и условия, применяемые к страхованию государственных служащих, глав районных управ и муниципальных служащих группы ведущих должностей муниципальной службы

1. Общая сумма средств, предусмотренных в бюджете города Москвы в 2008 году на страхование государственных служащих, составляет 23млн.рублей.

2. Расчетная численность страхуемых составляет 16868 человек.

3. Обеспечивается равенство страховых выплат для всех застрахованных при аналогичных страховых случаях.

4. Обеспечивается ежедневный круглосуточный режим действия страхового полиса без изъятия по времени.

5. К страховым случаям относятся:

Смерть по любой причине;

Длительная утрата трудоспособности, возникшая в результате болезни, получения травм и увечий;

Установление инвалидности.

6. Изъятие из страховых случаев определяется страховой организацией по стандартному перечню.

7. Страховое возмещение должно поступать застрахованному или иному третьему лицу по истечении 3 дней с момента получения страховой организацией документа, подтверждающего факт наступления страхового случая и заверенного в установленном порядке.

Страховые компании "СОГАЗ" и "Югория" победили в конкурсе на право добровольного медицинского страхование (ДМС) 3.874 тыс. государственных служащих Тюменской области и сотрудников органов власти, не являющихся госслужащими. Данная компания работает так же в Костромской, Тверской, Новосибирской областях, а так же в Красноярском крае.

В рамках тендера по первому лоту предполагалось застраховать 2.098 тыс. государственных гражданских служащих областных органов власти, по второму - 1.3 тыс. госслужащих, вышедших на пенсию, и 476 работников органов власти, не являющихся госслужащими. На это страхование из бюджета области выделялось 43.9 млн руб. Победителем по первому лоту признана "Югория", по второму - "СОГАЗ". Помимо них в конкурсе участвовали компании "АльфаСтрахование", "МАКС", "НАСТА", "РОСНО" и СГ "УралСиб". В распространенном 5 июля сообщении "Югории" говорится, что за свои услуги компания получит около 33 млн руб. премии.

Московская страховая компания выиграла открытый конкурс Комитета Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (тендерного комитета) на страхование государственных и муниципальных служащих Москвы. Общая стоимость государственного контракта на условиях конкурса составляет 30,7 млн. рублей.

Помимо МСК в конкурсе принимали участие такие страховые компании, как «Аквико», «Авест-Классик», «РЕСО-Гарантия», «Росгорстрах-Столица» и «Росмедстарах». Одним из факторов, определивших победу МСК в конкурсе, стал накопленный компанией значительный опыт в сфере реализации городских программ страхования госслужащих от несчастного случая. МСК уже трижды побеждала в аналогичных конкурсах, проводимых в Москве. На сегодняшний день страхованием в рамках данной программы охвачено более 21 тысячи московских служащих. При этом страховое обеспечение выплачивается в случаях смерти, назначения инвалидности и временной утраты трудоспособности, наступивших не только в результате несчастных случаев, но и в случае болезни, что в значительной степени повышает эффективность предлагаемой МСК страховой защиты ОАО «МСК» учреждено Правительством Москвы в 1998 году. Акционерами МСК являются Правительство Москвы (51%) и Банк Москвы (49%). МСК обладает лицензиями на 84 вида страхования и право заниматься перестраховочной деятельностью. По итогам 9 месяцев текущего года МСК собрала 727,3 млн. рублей страховой премии, что в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2003 года. Общий объем собранной региональной сетью МСК премии за 9 месяцев составил 214,5 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем за весь 2003 год.

Страховая группа «Адмирал» выиграла конкурс на право обязательного страхования автогражданской ответственности, который проводился Администрацией Ростовской области в отношении транспортных средств подведомственных ей государственных учреждений. Как сообщили АСН в пресс-службе Страховой группы, предполагаемая сумма контрактов на страхование транспортных средств составит 2 290 500 руб.

Победитель тендера определялся по следующим критериям: наличие необходимой квалификации, финансовых средств, транспорта и оборудования, необходимых для осуществления договора, а также опыт и положительная репутация. Важным фактором для Заказчика было наличие у страховой компании широкой филиальной сети, так как машины Администрации нередко выезжают и за пределы Южного региона.

По условиям тендера в течение 20 дней между «Адмиралом» и Администрацией будет подписан договор (рамочное соглашение) и заключен государственный контракт. Затем Заказчик подаст заявки по конкретным автопаркам, на основании которых страховая компания оформит страховые полисы. Отметим, что в 2008 году Страховая группа выиграла тендеры на страхование государственных служащих от несчастного случая и болезней и заключила договоры ОСАГО со всеми органами государственной власти и госучреждениями Ростовской области.

"Адмирал" работает на страховом рынке с 1992 г. Совокупный уставный капитал - 140,5 млн руб. За 9 месяцев 2004 г. страховщик собрал 214 425 млн руб. премии. Региональная сеть группы включает в себя более 25 филиалов и представительств.

СК «РОСНО» победила в открытом конкурсе на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по личному страхованию для государственных нужд Московской области в 2009 году.

Конкурс проводился Министерством финансов Московской области по двум лотам: страхование государственных служащих Московской области на случай причинения вреда их жизни и здоровью в связи с исполнением должностных обязанностей и добровольное медицинское страхование государственных служащих Московской области и членов их семей.

В результате победы в тендере РОСНО застраховало жизнь и здоровье 11 320 государственных служащих Московской области и обеспечило медицинское обслуживание 22 333 служащих и членов их семей.

Помимо РОСНО, в конкурсе также принимали участие четыре страховые компании федерального уровня.

Общие положения о гарантиях государственного страхования государственных служащих закреплены в Федеральном законе от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ).

В соответствии с законодательством, государственному служащему гарантируется «обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей» (п. 8 ст. 15).

ГК РФ (ст. 969) закрепил положение о том, что обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества может быть установлено для определенных категорий госслужащих в целях обеспечения социальных интересов граждан и государства. Однако само понятие «государственных служащих» в РФ не уточнено. Анализ Федерального закона «Об основах государственной службы», а также анализ действующих в России форм и видов обязательного государственного страхования позволяют сделать вывод о том, что содержание указанных понятий неоднозначно. Федеральный закон «Об основах государственной службы» в ст. 15 закрепляет положение о том, что обязательному государственному страхованию подлежат все (а не отдельные («определенные») категории - как это установлено в ст. 969 ГК РФ) государственные служащие, подпадающие под действие данного Закона. Указанное противоречие должно быть устранено законодателем, и в ГК РФ должны быть внесены соответствую­щие изменения. Это связано также с тем, что в России действует ряд нормативных актов, предусматривающих обязательное госу­дарственное страхование лиц, которые хотя и находятся на службе у государства (работают по найму в государственных организа­циях), но не являются государственными служащими в смысле названного Закона.

В настоящее время установлено обязательное государствен­ное личное страхование для всех сотрудников налоговых орга­нов, всех сотрудников милиции и приравненных к ним работников Государственной фельдъегер­ской службы РФ, прокурорских ра­ботников, судей, всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки, всех военнослужащих внутренних войск, со­трудников, военнослужащих и работников Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий, а также военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, и некоторых других лиц.



Подлежат обязательному государственному личному страхованию должностные лица таможенных органов Российской Федерации, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Страховыми случаями при обязательном государственном страховании являются:

а) для лиц гражданских специальностей - судей, прокурорских работников, работников органов, осуществляющих приватизацию, и др. - гибель (смерть) застрахованного лица, причинения увечья или иного повреждения здоровья, исключающих (либо не исключающих) возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью;

б) для военнослужащих и приравненных к ним лиц - гибель (смерть), увечье (ранение, контузии, травмы) или заболевание, полученные в период прохождения ими военной (иной приравненной) службы или военных сборов, и некоторые другие.

Законодательство устанавливает различные размеры выплат по обязательному личному государственному страхованию применительно для каждой группы застрахованных лиц.



Рассмотрим более подробно случаи и размеры выплат по обязательному государственному страхованию судей, работников прокуратуры, сотрудников милиции и военнослужащих.

Страхование судей . В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. от 21 июня 1995 года и от 20 июня 2000 года, с изм. от 05 апреля 2005 года), объектом страхования являются: жизнь; здоровье; имущество судьи.

Страховыми случаями, являются: гибель (смерть) судьи; увечье или иное повреждение здоровья, повлекшие прекращение профессиональной деятельности; телесные повреждения или иное повреждение здоровья, не повлекшие прекращения профессиональной деятельности.

Жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

Страховые суммы выплачиваются в следующем порядке:

В случаях гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телес­ных повреждений или иного повреждения здоровья, указанные суммы выплачиваются его наследникам в размере пятнадцати­летней заработной платы судьи;

При причинении судье увечья или иного повреждения здоро­вья, исключающих дальнейшую возможность заниматься про­фессиональной деятельностью, страховая сумма выплачивается в размере трехлетней заработной платы судьи, а в случаях причинения телесных повреждений, не повлекших стойкой утраты тру­доспособности, - в размере годовой заработной платы судьи;

В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находящимся на его иждивении, ежемесячно выплачива­ется возмещение в размере заработной платы судьи за вычетом доля, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обя­зательному государственному страхованию, пенсии по случаю по­тери кормильца и т.п.

Указанный порядок выплаты применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением иму­щества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

Порядок и условия осуществления государственного обяза­тельного страхования прокуроров и следователей определяются Федеральным законом от 17 января 1991 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 4 ноября 2005 года).

Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию так же, как и судьи, за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания (т.е. их трехлетнему заработку). Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

Гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, их наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя;

В случае причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания;

В случаях причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

В случае причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Законом установлено также право указанных лиц на возмещение вреда, причиненного уничтожением или повреждением имущества, включая упущенную выгоду.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» все сотрудники милиции , так же как и судьи и прокуроры, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств, соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций

Следует иметь в виду, что в соответствии с вышеуказанным законом, приказом МВД РФ от 15 октября 1999 года № 805 утверждена Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника внутренних дел или его близких, которая действует в редакции Приказа МВД от 27 февраля 2003 года.

В ней предусмотрены следующие случаи, подлежащие страховым выплатам:

Гибель сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерть до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы. Семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Получение сотрудником милиции телесных поврежде­ний, исключающих для него возможность дальнейшего прохож­дения службы. Сотруднику выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответст­вующего бюджета.

Ущерб, причиненный имуществу сотрудника милиции или его близким в связи со служебной деятельностью сотрудника ми­лиции, возмещается в полном объеме из средств соответствующе­го бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (ст. 29 Закона РФ «О милиции»),

С 1 июля 1998 года введен в действие Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоро­вья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уго­ловно-исполнительной системы и сотрудников федеральных орга­нов налоговой полиции» (в редакции от 21.06.2004). В этом Законе впервые комплексно урегулированы условия и порядок осуществления обязательного государственного страхо­вания жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц в обязательном государственном страховании.

Страхователями в данном случае являются федеральные ор­ганы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрены военная служба, служба, военные сборы.

Застрахованными лицами являются военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица.

Закон выделяет и такую категорию лиц, как «выгодоприобретатели», к которым в данном случае относятся, помимо застрахованных лиц, в случае гибели (смерти) застрахованного лица супруг (супруга), его родители (усыновители), либо дедушка и бабушка - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, несовершеннолетние дети, а также совершеннолетние дети, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застра­хованного лица.

Страховщиками в данном случае могут быть избранные на конкурсной основе страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования.

Законодатель установил особый порядок лицензирования дея­тельности названных страховщиков и дополнительные меры контроля за их деятельностью. При этом установлено, что к деятельности по обязательному государственному страхованию не допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован с участием иностранных инвестиций. Для получе­ния разрешения (лицензии) на осуществление указанного страхо­вания, страховщики должны иметь практический опыт работы в области личного страхования не менее одного года и подтверж­денные показатели финансовой надежности, гарантирующие фи­нансовую обеспеченность взятых на ответственность страховых обязательств. Кроме того, за деятельностью страховщиков уста­навливается дополнительный контроль, осуществляемый наблюдательными советами (комитетами), состоящими из полномочных представителей страхователей и страховщиков.

Законом закреплены конкретные виды страховых случаев, при наступлении которых выплачивается страховое возмещение, также определены размеры страховых сумм:

При гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов и т.п. выплачивается 25 окладов каждому выгодоприобретателю;

В случае установления застрахованному лицу инвалидности I группы ему выплачивается 75 окладов; II группы - 50; III группы - 25 окладов. В случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) выплачивается 10 окладов, легкого увечья - 5 окладов;

В случае досрочного увольнения вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, - 5 ок­ладов.

Отметим, что законодатель впервые в данном законе закрепил понятие и содержание договора обязательного государственного страхования, указав, что он заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя) в письменной форме на один календарный год. Порядок пролонгации действия указанного договора огова­ривается при его заключении. Указанный договор страхования включает соглашение о застрахованных лицах, об обязательствах и ответственности страхователя и страховщика, перечень страхо­вых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю).

Законом установлена дополнительная ответственность страхо­вателя за невыполнение обязанностей по обязательному государ­ственному страхованию. Это связано с общегосударственными (публичными) целями и особым (императивным) методом регули­рования отношений при обязательном государственном страхо­вании.

В случае незаключения договора либо заключения договора страхования на условиях, ухудшающих положение застрахован­ного лица, при наступлении страхового случая он несет ответст­венность перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.

Размер страхового тарифа по обязательному государственному страхованию определяется страховщиком по согласованию со страхователем и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансо­вой и бюджетной политики.

Как видно из приведенных выше нормативных актов, источ­ники выплат страховых возмещений устанавливаются законодателем для каждой группы застрахованных лиц.

Так, обязательное государственное страхование военнослужащих осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов, а страхование прикомандированных лиц - за счет средств, выделяемых на эти цели соответствующим федеральным органом исполнительной власти, от которого они прикомандированы.

Сотрудники милиции страхуются за счет средств соответсвующих бюджетов, т.е. за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (в зависимости от источника финансирования соответствующего подразделения милиции), а также средств, поступающих в организации на основании договоров заключенных в установленном порядке.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья судей и прокурорских работников осуществляется за счет федерального бюджета; работников органов, осуществляющих приватизацию, - за счет средств бюджетов всех уровней и доходов от приватизации.

Помимо обязательного государственного личного страхования для судей, сотрудников милиции, сотрудников органов, осуществляющих приватизацию, а также военнослужащих (кроме призванных на военные сборы) установлено и обязательное государственное имущественное страхование.

Страховым случаем по данному виду государственного страхования является причинение ущерба уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего застрахованному лицу или членам его семьи, в связи с осуществлением служебной деятельности. Ущерб подлежит возмещению в полном объеме из средств соответствующего бюджета - бюджета, из которого по действующему законодательству производится возмещение по обязательному государственному личному страхованию.

Военнослужащим страховая сумма не выплачивается только в конкретных случаях, установленных Законом (например, если страховой случай наступил вследст­вие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным и т.п.).

Страхование лиц, занятых медицинскими и иными научными исследованиями, оказанием медицинской, психиатрической и других видов помощи, а также лиц, занятых проведением разнообразных спасатель­ных работ

Лица, занятые медицинскими и иными научными исследованиями, оказанием медицинской, психиатрической и других видов помощи населению, а также лица, занятые проведением разнообразных спасатель­ных работ, подлежат обязательному государственному страхованию на случай инфицирования вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими служебных обязанностей, а также наступления в связи с этим инвалидности или смерти от СПИДа. Аналогичные права в соответствии со ст. 22 Закона РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в редакции от 22.08.2004) установлены врачам-психиатрам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу, участвующему в оказании психиатрической помощи.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 июня 1993 года, утвердившим Положение о горноспасательной службе в транспортном строительстве (п. 28), обязательному государственному страхованию подлежит военизированный личный состав горноспасательной службы в транспортном строительстве на случай, инвалидности или смерти. Федеральным законом от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (в редакции от 09.05.2005) для указанной категории лиц также установлено обязательное бесплатное личное страхование (ст. 31).

Следует отметить, что в настоящее время в России нормативно-правовыми актами предусмотрено более 40 видов обязательного страхования, однако ни один из них в части, связанной с обязательным страхованием, не соответствует требованиям ст. 3 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Порядок и условия проведения большинства из видов обязательного страхования в должной степени не определены.

Можно констатировать, что перечень видов обязательного страхования не является до конца продуманным и полным. Необходимо регламентировать порядок осуществления уже введенных видов обязательного страхования, критически пересмотреть их содержание в наиболее короткие сроки. Вместе с тем, необходимо прекратить практику необоснованного и неупорядоченного введения новых видов обязательного страхования, порождаемую, в том числе, стремление к созданию новых внебюджетных ведомственных фондов, оценить обоснованность и эффективность уже существующих.

Специалисты в области страхования полагают, что в Российской Федерации реализуется неэффективный подход к страхованию работников от несчастных случаев на производстве. Отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью работников в связи и исполнением ими своих трудовых обязанностей регулируется гражданским законодательством (Гл. 59 ГК РФ). Принятый 26 июля 1998 года Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 29.12.2004) трансформирует отношения, уже урегулированные гражданским законодательством как обязательства вследствие причинении вреда, в социально-страховые отношения, что привело к резкому усложнению положения работодателей. Принятие указанного закона есть не что иное, как скрытая форма дополнительного налога на работодателей. С другой стороны нет никакой уверенности, что государство сможет осилить финансовое бремя по обеспечению страховых выплат, которое на него ложится. В связи с вышеизложенным, положительным решением этого вопроса, которое может вызвать существенное оживление на страховом рынке России, является введение обязательного страхования ответственности работодателей за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.

Вместе с тем, до сих пор нерешенной остается проблема разграничения предметов регулирования обязательного страхования и государственного страхования.

По оценкам экспертов, положительное влияние на оптимизацию системы страхования оказали бы законы «Об экологическом страховании», «О сельскохозяйственном страховании».

Механизм обязательного государственного страхования на данный момент также нуждается в доработке и совершенствовании. Таким образом, принятие законов об обязательном страховании некоторых видов ответственности становится объективно необходимым.

Литература по теме

1. Шахов В.В. Страхование. Учебник для вузов М., ЮНИТИ, 1997.

2. Шиминова М.Я. Основы страхового права в России. М., 1993.

3. Бюджетный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

5. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»

6. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

Доцент кафедры

административного права

майор милиции Е.А. Соломатина


Финансовое право. Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2003. - С.592.

Федеральный закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 21.06.2004 № 57-ФЗ).

Борисова Н.Ю. Эволюция экономической роли государства в страховании // Финансовый бизнес. 2002. №6. - С. - 50.

Косаренко Н.Н. Финансовое право России. - М., 2004. С. - 80.

См. п. 3. ст. 26 Федерального закона РФ «Об организация страхового дела в Российской Федерации».

Диверсификация - распределение инвестируемых средств между объектами вложения с целью снижения риска возможных потерь.

Ликвидность - возможность быстрой реализации инвестированных активов при сохранении их номинальной стоимости в случае необходимости выполнения взятых обязательств по страховым выплатам.

Не следует смешивать с материальный резервом. См.: Федеральный закон от 29 декабря 1994 года «О государственном материальном резерве» (с изм. от 23 декабря 2003 года).

Мамедов А.А. Страховая политика как составная часть финансовой политики государства // Страховое дело. 2004. № 2. - С. 15-16.

Косаренко Н.Н. Финансовое право России. - Ростов-на-Дону., 2004. - С.96.

Зернов А.А. Система регулирования страхования и ее совершенствование. // Страховое дело. 2004. №4. - С.21.

Борисова Н.Ю. Эволюция экономической роли государства в страховании. // Финансовый бизнес. 2002. №6. - С.50.

См., например: Примерное положение о резерве предупредительных мероприятии по добровольным видам страхования, утвержденное Росстрахнадзором 18 января 1995 года (в ред. от 2 августа 1996 года) // Экономика и жизнь. 1995. № 34.

О страховании пассажиров железнодорожного транспорта и воздушных судов см. также ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

1 Ст. 16 Закона РФ от 21 марта 1991 года «О налоговых органах в Россий­ской Федерации» (в редакции от 09.04.2004 г№ 58-ФЗ).

4 Ст. 45 Федерального закона от 17 февраля 1992 года «О прокуратуре Российской Федераций» (в ред. ФЗ от 30.12.2001 № 194-ФЗ)

6 Ст. 22 Федерального закона от 10 января 1996 года «О внешней разведке» (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» (в ред. ФЗ от 01.04.2005 № 27-ФЗ)

См.: ст. 16, 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (в ред. 22.08.2004 №122-ФЗ).

Финансовое право. Под ред Химичевой Н.И. М., 2003. - С. 612-617.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты страхования государственных служащих

1.2 Обзор страховых компаний, страхующих государственных служащих

1.3 Зарубежный опыт страхования государственных служащих на примере Мексики

Глава 2. Анализ современных тенденций развития страхового рынка в России

2.1 Общий обзор тенденций российского рынка страховых услуг

2.2 Специализация рынка

2.3 Страхование жизни

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

Пенсионным;

Обязательного медицинского страхования;

Социального страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Целью данной курсовой работы является изучение и нормативно – правовых основ страхования государственных служащих. Для достижения цели в первой главе курсовой работы представлен теоретический аспект страхования государственных служащих, во второй главе представлен анализ современных тенденций развития страхового рынка в целом по России. В третьей главе курсовой работы представлены основные выводы и предложения по совершенствованию системы страхования государственных служащих в России.


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

1.1 Гарантии государственных служащих

Государственному служащему, в соответствии с действующим законодательством гарантируется:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

6) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;

10) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных настоящей статьей, производятся за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

Администрация государственного органа обязана обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм труда, которые целесообразно устанавливать для каждого государственного служащего.
Такими условиями являются:

1) исправное состояние техники, включая обеспечение техникой;

2) своевременное обеспечение документацией и информацией, необходимой для исполнения своей функции;

3) надлежащее качество техники и материалов;

4) своевременное обеспечение рабочего места энергией;

5) безопасные и здоровые условия труда, включая обязанность администрации соблюдать нормы по технике безопасности, освещенности, отопления, вентиляции, устранения вредных последствий шума, излучения и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье государственного служащего.

Оборудование рабочего места государственного служащего может быть определено в должностной инструкции. Все остальные условия труда устанавливаются в различных правилах, принимаемых в государственном органе. Например, это - Правила по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности и другие.

Если государственный служащий не исполнил свою обязанность из-за того, что администрация не обеспечила его необходимыми условиями, то он освобождается от ответственности.

Часть гарантий для государственного служащего конкретизирована в соответствующих статьях настоящего Закона, другая часть - в специальных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ.

Медицинское обслуживание государственного служащего и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию гарантируется следующим образом.

Государственные служащие прикрепляются к какому-либо медицинскому центру решением соответствующей комиссии.
Порядок и условия обязательного государственного страхования регулируются гражданским законодательством. Законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Оно осуществляется непосредственно на основании законов о таком страховании за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного бюджета соответствующим министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти.

Все сотрудники государственных налоговых инспекций подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Согласно ст. 17 этого Закона при гибели сотрудника инспекции в связи с осуществлением служебной деятельности его семье или иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. При нанесении сотруднику тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и, кроме того, в течение 10 лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсии, а при нанесении менее тяжких телесных повреждений - только единовременное пособие в указанном размере.

Аналогичные нормы предусмотрены и в некоторых других законах, касающихся отдельных профессиональных групп, в частности, сотрудников федеральных органов государственной безопасности (ст. 16 Закона "О федеральных органах государственной безопасности"), сотрудников кадрового состава органов внешней разведки (ст. 22 Закона "О внешней разведке").

Гарантированное государственным служащим обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности регламентируется ст. ст. 236 - 241, 243 ТК и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Президиумом от 12 ноября 2004 г., с последующими изменениями и дополнениями.

При заболевании, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, карантине и протезировании, государственному служащему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Основание выплаты - больничный лист (листок нетрудоспособности), выданный в соответствии с правилами, установленными Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.

Пособие выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до определения медико - социальной экспертной комиссией группы инвалидности.

Из этого правила установлены некоторые исключения. Например, при бытовой травме пособие выдается с шестого дня нетрудоспособности. Однако если травма явилась результатом стихийного бедствия (землетрясения, наводнения, урагана, пожара и т.п.) либо анатомического дефекта пострадавшего, действует общее правило.
В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, государственный служащий может быть лишен пособия. Так, оно не выдается в случае умышленного причинения вреда своему здоровью с целью уклонения от служебных обязанностей; в случаях, если нетрудоспособность наступила вследствие травмы, полученной при совершении работником преступления, и др.Размер пособия зависит от причины заболевания, продолжительности непрерывного трудового стажа и некоторых других обстоятельств.

Следует отметить, что в данном случае учитывается любой трудовой стаж, а не только на государственной службе.

Пособие при временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдается в размере 100 процентов заработка. В таком же размере оно выплачивается государственным служащим: имеющим непрерывный стаж 8 и более лет; имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (учащиеся - 18) лет (за некоторыми исключениями, связанными с увольнением по инициативе руководителя государственного органа за виновные действия); являющимся инвалидами Отечественной войны и приравненными к ним в отношении льгот; если временная нетрудоспособность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга.

В размере 80 процентов заработка пособие выплачивается государственным служащим: имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет; имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет, если они являются круглыми сиротами и не достигли 21 года.

Остальным пособие выдается (по общему правилу) в размере 60 процентов заработка. Во всех случаях размер пособия не может быть менее 90 процентов минимальной оплаты труда.

Если в связи с заболеваниями, трудовым или иным увечьем государственного служащего будут установлены признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и необходимость социальной защиты, он направляется на медико-социальную экспертизу для определения группы инвалидности. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации могут установить для государственных служащих и иные гарантии, позволяющие им более эффективно исполнять свои обязанности.

Таким образом, ст. 15 определяет лишь минимальный уровень гарантий - условий для работы, который должен обеспечить государственный орган. Этот уровень является правом государственного служащего, на которое он может претендовать.

Государственному служащему и членам его семьи обеспечивается государственная защита от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих обязанностей по должности.

Основания и порядок применения мер такой защиты подлежат определению в специальном федеральном законе.

В настоящее время они урегулированы лишь для отдельных категорий государственных служащих предусматриваются следующие виды государственной защиты:

-применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях охраны жизни и здоровья защищаемых лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

- применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

- осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию права на материальную компенсацию в случае гибели (смерти) защищаемых лиц, причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью.

Органы, обеспечивающие безопасность, могут применять с учетом конкретных обстоятельств следующие меры:

- личную охрану, охрану жилища и имущества;
выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

- временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

- переселение на другое место жительства;

- замена документов, изменение внешности.

Расходы на содержание государственной службы являются составной частью расходов соответствующего бюджета на управление и включают затраты на: денежное содержание государственных служащих, материально - бытовое и социальное обеспечение, государственное страхование, повышение квалификации и переподготовку государственных служащих, организацию управления государственной службой.

По элементам затрат расходы, связанные с предоставлением гарантий государственным служащим, предусматриваются в бюджетной классификации.

По элементам затрат расходы по реализации гарантий, предусмотренных комментируемой статьей, в бюджетной классификации подразделяются на:

- фонд заработной платы административно - управленческого аппарата, в который входит заработная плата штатного персонала по должностным окладам и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- начисления взносов на фонд заработной платы в обязательное государственное социальное страхование, пенсионный фонд по установленным тарифам;

- командировки, служебные разъезды (оплаты за проезд, суточные, подъемные и т.п.) и другие затраты.

Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании во вторник рекомендовал отклонить законопроект, устанавливающий обязательное государственное страхование депутатов законодательных органов власти субъектов РФ. Законопроект предусматривает, что обязательное страхование депутатов должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Федерации в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ. Целью поправок является делегирование субъектам РФ права принимать законы, регулирующие обязательное государственное страхование депутатов законодательных органов власти субъектов РФ. Комитет отмечает, что законопроект противоречит действующему законодательству. В частности, в соответствии с законом "Об организации страхового дела в РФ" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются только федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а не законами субъектов РФ. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ посредством обязательного государственного страхования осуществляется страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Депутаты законодательных собраний субъектов РФ не относятся к категориям госслужащих, следовательно, для них не может быть установлено законом обязательное государственное страхование. В связи с этим комитет не поддерживает принятие законопроекта.

Государственный гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

К числу госслужащих относятся служащие различных министерств и ведомств, например, администрации, министерств юстиции, труда, здравоохранения и социального развития, службы судебных приставов, счетной палаты, судебного департамента, таможенных органов и др. Подробнее о правовом статусе госслужащих можно прочитать в статье по ссылке.

В 2018-2019 годах в Российской Федерации, несмотря на экономический кризис, продолжается поддержка госслужащих.

Льготы госслужащим в России установлены Федеральным законом N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Прежде всего, их права и привилегии связаны с осуществлением профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что государственный служащий – это особый правовой статус. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы, госслужащие имеют классные чины.

Льготы госслужащим на работе

При исполнении служебных обязанностей государственный служащий имеет право на:

1. Обеспечение надлежащих организационно-технических условий прохождения службы.

2. Материальное обеспечение госслужащего гарантируется получением своевременной заработной платы.

При этом оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного должностного оклада гражданского служащего и оклада за классный чин гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат и премий.

Например, госслужащим выплачивается:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах от 10 до 30 % в зависимости от стажа работы.
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов оклада;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий.

3. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней.

3. Следующей привилегией является ежемесячный отпуск , продолжительность которого больше чем у обычного работника. Так, гражданский служащим, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней (у обычного работника – 28 дней).

Внимание. С 2016 г. изменился порядок представления отпуска госслужащим.

Так, гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 1 календарный день;

2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет - 5 календарных дней;

3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней;

4) при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.

Справочно. Раньше госслужащим предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день за каждый год службы, но не более 40 лет для обычных госслужащих и 45 дней для руководящих чинов госслужбы).

4. Госслужащим возмещаются расходы, связанные со служебными командировками, а также расходы, связанные с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган.

Льготы государственным служащим при медицинском обслуживании

Действующим законодательством гарантировано право госслужащего и членов его семьи на медицинское страхование, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет. При этом государственным служащим, вышедшим на пенсию, гарантировано право на получение именно того медицинского и санаторно-курортного обслуживания, которым они пользовались, имея статус государственных служащих.

Медицинское страхование гражданских служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым застрахованные лица имеют право на:

  1. бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая;
  2. выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
  3. замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства;
  4. выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ;
  5. выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации;
  6. получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  7. защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
  8. возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ;
  9. возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ;
  10. защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Социальные льготы госслужащим

Гражданскому служащему гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь.

Вопрос осуществления обязательного социального страхования госслужащих регламентирован Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Льготы госслужащим по уплате налогов, постановки детей на очередь в детский сад, по уплате жилищно-коммунальных услуг, по предоставлению бесплатного проезда в общественном транспорте федеральным законодательством не предусмотрены, но могут устанавливаться в субъектах Российской Федерации соответствующими законодательными актами регионов.

Льготы госслужащим при обеспечении жильем

Наиболее существенной привилегией госслужащего является право на получение единовременной субсидии на приобретение жилья. Жилищная субсидия госслужащим предоставляется в случаях отсутствия жилья или в случаях, когда имеющееся жилье не отвечает минимальным требованиям по площади или санитарному состоянию.

При этом для многодетных семей гражданского служащего предусмотрено преимущество при получении субсидии.

Для получения субсидии необходимо собрать утвержденный перечень документов.

Более подробно об условиях получения жилищной субсидии госслужащим читайте в статье по ссылке.

Льготы госслужащим при выходе на пенсию

Государственным служащим гарантировано получение дополнительной пенсии за выслугу лет. Для получения такой пенсии госслужащему необходимо иметь стаж службы не менее 15-20 лет. Также по выходу на пенсию госслужащему выплачивается единовременное поощрение в размере от 5 до 20 окладов в зависимости от стажа работы.

Внимание. С 2017 года порядок выхода на пенсию по выслуге лет существенно изменился. О новом порядке назначения пенсии госслужащим читайте в статье по ссылке.

Подготовлено "Персональные права.ру"