Кошевая О. Н., учитель начальных классов МОУ “Школа № 97 города Донецка”

Русский язык

Тема Род имён существительных: муж- ской, женский, средний.

Цель: познакомить с грамматическим признаком имён существительных - родом; создать условия для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся.

Задачи:

Развивающие:

. развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

. развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;

. развивать речь детей, словарный запас, мышление.

Образовательные:

. научить определять род имён существительных;

. продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.

Воспитательные:

. воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение применять знания в жизненных ситуациях;

Умение определять род существительных.

Оборудование: презентация Power Point, сигнальные карточки (м.р., ж.р., с. р); учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016.

Ход урока

I . Организационный момент

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас.

2. Тренинг - массаж ушей.

Давайте разбудим свой мозг и начнём работать:

потянуть себя за мочки ушей сверху вниз (2 - 3 раза);

потянуть ушную раковину вверх (2 - 3 раза);

круговые движения ушной раковины по часовой и против часовой стрелки (2 - 3 раза).

II . Актуализация знаний учащихся (Слайд 1)

1.Упражнение для развития памяти.

Год - зимушка, вода - речка, метель - снежок, мороз - холод.

Разобрать слова по составу.

2. Фронтальный опрос (Слайд 2)

К какой части речи относятся слова, называющие изображенные предметы?

(Имена существительные)

Докажите…

Что называют именем существительным?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?

На какие две группы можно разделить имена существительные?

3. Каллиграфическая минутка (Слайд 3)

Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин жили в деревне.

Назвать орфограммы (имена собственные)

Сделать синтаксический разбор предложения.

III . Постановка учебной проблемы. Работа в парах (Слайд 4)

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут слова “ОН”, “ОНА”, “ОНО”.

Сосулька, снег, мороз, облако, иней, зима, пальто, вьюга, озеро.

Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов.

IV . Открытие нового знания

1. Работа по учебнику.

С. 25 упр. 39 (устно)

2. Рассказ учителя.

Род имён существительных.

Вам понятно, что петух — он, курица — она, волк - он, а волчица — она, кот - он, а кошка — она. А что делать с носорогом, белкой, кукушкой, мышью, ястребом? Они что, не имеют представителей противоположного пола?

Нельзя путать разные вещи: пол и род. Да, эти слова представлены таким образом: есть бегемот — и все особи так названы. Есть кукушка — и всё тут, есть ястреб — и никакой ястребихи в языке нет. В языке!

А если непонятно, если слово иностранное? Шимпанзе, фламинго? Это обычно слова мужского рода, если из текста не следует обратное. Маленькая кенгуру поскакала в лес.

А так — яркий фламинго, ловкий шимпанзе, симпатичный кенгуру.

Запоминалка (Слайд 5)

3. Упражнение на релаксацию

Массаж крыльев носа.

Постукивание костяшками пальцев по переносице.

Упражнение на дыхание.

V . Первичное закрепление

1. Самостоятельная работа.

Упр. 40 стр.26

Задание: выписать сначала существительные женского рода, а потом мужского и среднего рода.

Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.

Взаимопроверка.

2. Ознакомление с несовпадением рода имён существительных. (Слайд 6)

Старушки обедали. Вдруг со стола со звоном упала ложка.

Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. — Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама? — удивилась немка. - Ложка ведь мужского рода. Значит, должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

Ну, вот ещё! Это если бы нож упал, тогда значило бы - мужчина. Нож - мужского рода...

Ха-ха-ха! - засмеялась немка.

Нож - мужского? Нет уж: если нож упадёт, то это ничего не значит. Он среднего рода.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на одну, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне: - Простите, шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какая-то смешная примета. На чём она основана? Почему нож может чем-то напоминать мужчину или ложка - женщину? Мне это не понятно.

И в самом деле, разъяснить ей, на чём основано это суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни женского, ни среднего! Ни в Армении, ни в Англии, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться.

3. Игровое задание "Шестой лишний". (Слайд 7)

Дождь, остров, конь, тень, куст, день.

Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь.

Земля, тайга, время, семья, родня, станция.

Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

VI . Применение знаний и способов действия

1. Творческая работа. Составление текста по опорным словам. (Слайд 8)

Составить и записать текст, определить род имён существительных.

Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф , кормушка, зерно, холод, голод .

На доске:

Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.

Освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!

Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!

2. Работа над загадками. (Слайд 9)

Отгадать загадки, определить род существительных (используя сигнальные карточки).

Лишь стукнет она

К нам в окошком снежком,

Мы санки берём

И на горку - бегом!

(Зима)

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...

(Январь)

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет.

(Облако)

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось—

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...

(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.

(Сугроб)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется...

(Кормушка)

Сито большое, сито голубое.

Сеет-веет белый пух

на леса, дома, на луг.

(Небо)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

(Солнце)

VII . Включение в систему знаний и повторение

1. Работа по учебнику.

Упр. 40, с. 26.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Прочитайте, какие окончания имеют имена существитель-ные разного рода.

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд 10)

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)

кулак - …(кукла)

каприз - …(приказ)

камыш - …(мышка)

коршун - …(шнурок)

VIII . Домашнее задание

Упр. 44, с. 27

IX . Подведение итогов. Рефлексия

Как определить род имени существительного?

Продолжите предложения:

На уроке я научился ….. Я затруднялся …..

Мне было интересно…. Я хочу…

Спасибо за сотрудничество.

Для правильного употребления слов необходимо понимать, какого они рода. Вот кофе, например, среднего ими мужского рода? Если среднего, то нужно говорить: «Мое кофе остыло». А если мужского - «Мой кофе остыл». Как не прослыть безграмотным человеком, определяя средний род?

Какие бывают слова среднего рода. Примеры

Деление частей речи по родам (женский, средний и мужской) присуще не только русскому языку. Определяет принадлежность к среднему роду окончание слова. Существительные среднего рода обычно неодушевленные, хотя есть и исключения:

  • существо,
  • животное,
  • чудовище,
  • божество,
  • дитя,
  • страшилище,
  • лицо (официальное).

Если слово пришло из другого языка, имеет окончание на гласную, неодушевленное и по сложившейся традиции не склоняется, его считают среднего рода.

Существительные среднего рода отвечают на вопрос: чье оно? Если про какое-то слово можно сказать: «Оно мое», то это существительное среднего рода. Окончание у таких слов бывает двух типов:

  1. -о, -е, -е, -ие . Это, например, такие слова: кашпо, озеро, кашне, ружье, понимание.
  2. -мя . Например, стремя, темя, имя.

Слова среднего рода могут быть не только существительными, но и прилагательными, числительными и местоимениями.

Кофе - оно или он?

Похоже, что слово "кофе" не подчиняется правилу: оканчивается на «е», но при этом не среднего, а мужского рода. исключение? Не совсем. Дело в том, что слово вместе с напитком пришло в Россию с Петром Первым. Уже был давно известен чай, и по аналогии с этим напитком новинку стали именовать «кофей». Тогда никто не сомневался, что слово это мужского рода. Его уменьшительный вариант «кофеек» и сейчас не вызывает сомнений.

Со временем слово «кофей» стало устаревшим, его заменил «кофе». Слово стало несклоняемым. И вот тут возник парадокс. По правилам это слово должно иметь средний род. Вот почему интуитивно люди стали употреблять «кофе» как слово среднего рода. Пошел процесс, который перевел слово «метро» из мужского рода в средний. Помните, наверное, песню Утесова: "Но метро сверкнул перилами дубовыми…"

Почему же лингвисты не признают за кофе средний род? Потому, что это слово на особом счету. Употребление его в среднем роде противоречит литературной традиции, поэтому воспринимается как неграмотное. Кофе попало в список слов, за которые борются носители грамотной русской речи. Это слова договор, звонит, жалюзи, творог, обеспечение и несколько других.

И хотя с 2002 года в разговорной речи можно сказать «мое кофе», в письменной форме признается только мужской род.

Склонение

Изменение слов по падежам называется склонением. Слова среднего рода с окончанием могут склоняться. Для существительных среднего рода существуют следующие правила (см. таблицу).

Падеж

Единственное число

Множественное число

А, -я: окна, здания, острия

Ей, ев, ов: окон, полей, деревьев

У, -ю: окну, зданию, острию

Ам, -ям: окнам, полям, деревьям

О, -е, -е: окно, здание, острие

А, -я: окна, поля, здания, деревья

Ом, ем, -ем: окном, зданием, острием

Ами, -ями: окнами, остриями

Е, -и: о здоровье, о здании, на острие

Ах, -ях: об окнах, о деревьях

Часто допускаемые ошибки

Типичной ошибкой стало неправильное определение рода некоторых слов. Из-за окончания «о», которое в безударном варианте произносится как «а», некоторые склоняют такие слова по форме женского рода. Пример:

  • В буфете продают пироги с повидлой, мангой и курагой.
  • Мы видели туземцев, живущих в бунгале .
  • Соседи купили фортепиану .

Правильными вариантами будет использование выделенных слов в форме среднего рода. То есть: с повидлом, с манго, в бунгало, купили фортепиано.

Второй распространенной ошибкой является попытка изменять по падежам несклоняемые существительные. Путаются не только дети, и возникают невероятные слова женского, мужского, среднего рода.

Слова, которые не изменяются по падежам. Примеры

Кроме склоняемых есть и неизменяемые по падежам слова среднего рода:

  • арпеджио,
  • видео,
  • граффити,
  • драже,
  • декольте,
  • купе,
  • кафе,
  • манго,
  • мини,
  • нейтрино,
  • пенальти,
  • пианино,
  • рандеву,
  • соло,
  • трио,
  • такси,
  • фуэте,
  • факсимиле.

Список этот далеко не полный. Поэтому при возникновении затруднений лучше обратиться к словарям.

Как запомнить слова без окончаний: игра

Чтобы не сделать ошибки в склонении, есть простой и веселый способ проверки. Попробуйте поставить эти слова в несколько разных падежей. Если получается смешно и нелепо, значит, это слово не склоняется по падежам.

  • Кенгуру надел пенсню (неправильно, такого слова нет, нужно поставить «пенсне»).
  • Чтоб добраться до кафе, я поехал на таксе (правильно будет: «такси»).
  • Мы объелись крем-брюлой, бланманжою и дражой (правильно: «кремом-брюле, бланманже и драже»).
  • Встретимся возле депа и пойдем смотреть кину «Динаму» (нужно: «возле депо, кино «Динамо»).
  • Недоволен я паспартой с фотой и панной (грамотно будет так: «паспарту с фото и панно»).

Поиграйте с детьми в эту игру. Она несложная, главное - не забывать, что эти слова не склоняются по падежам. Регулярные игры со словами развивают интеллект и пополняют словарный запас. Скоро ребенок будет чувствовать, как нужно строить фразу и употреблять слова, и не станет делать ошибок.

На этом уроке вы узнаете, какого рода бывают имена существительные, потренируетесь в определении рода имён существительных в единственном и во множественном числе, понаблюдаете за родовыми окончаниями имён существительных. Почему род - это постоянный признак имён существительных? У каких имён существительных нельзя определить род? Существуют ли имена существительные общего рода? На эти вопросы вы сможете получить ответы на уроке

Введение

У наших предков, древних славян, когда-то все вещи и существа разделялись на три класса - мужского рода, женского рода и «вещественного» (или «вещного»). Они обожествляли многие предметы, наделяя их женским или мужским родом.

Например, слово дитя - вещного рода у древних славян. Дети во все времена не имели права обладать личной собственностью. (В. Волина)

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода. Это английский, финский, турецкий, китайский, японский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке .

Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». (Н. Бетенькова)

Тема урока: «Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных».

Как узнают род имён существительных

Прочитай имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тётя, дочь, прадедушка, мужчина, женщина.

В русском языке имена существительные бывают мужского рода и женского рода. Какого рода мы записали слова в каждый столбик?

дедушка

папа

брат

дядя

прадедушка

мужчина

Это слова мужского рода, так как к ним можно подставить слово он .

Это слова женского рода, так как к ним можно подставить слово она .

Какое слово можно подставить к этим словам?

Колесо, дупло, насекомое, полотенце - ОНО. Это слова среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой .

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя .

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.

Определяем род имён существительных во множественном числе

Если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму. Начальная форма имени существительного отвечает на вопросы кто? что?

Улетели журавли,

И грачи уже вдали.

Не успели оглянуться,

Вьюги снегу намели . (Вл. Приходько)

Журавли - во мн.ч., нач.форма - кто? журавль, он, м.р.

Грачи - во мн.ч., нач.форма -кто? грач, он, м.р.

Вьюги - во мн.ч., нач. форма - что? вьюга, она, ж.р.

Снегу - в ед.ч., нач. форма - что? снег, он, м.р.

Почему род - это постоянный признак имён существительных

Если имя существительное, например, женского рода, может оно быть мужского или среднего?

Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. По родам они не изменяются. Вот почему род - это постоянный признак имён существительных.

Март.

Набросало небо

Белые сугробы.

Выжгло на них солнце

Двери и оконца. (И. Заграевская)

Март - он, м.р.

Небо - оно, ср.р.

Сугробы - во мн.ч., нач. форма - что? сугроб, он, м.р.

Солнце - оно, ср.р.

Двери - во мн.ч., нач. форма - что? дверь, она, ж.р.

Оконца - во мн.ч., нач. форма - что? оконце, оно, ср.р.

У каких имён существительных нельзя определить род?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

Очи - что? око, оно, ср.р.

Бигуди, жалюзи

Усы - что? ус, он, м.р.

Санки - нельзя употребить в единственном числе.

Лыжи - что? лыжа, она, ж.р.

Коньки - что? конёк, он, м.р.

Каникулы - нельзя употребить в единственном числе.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Например, брюки, щипцы, ножницы, сутки, сливки, опилки, чернила, прятки, шахматы, дрожжи, клещи, сумерки.

Имена существительные общего рода

Интересны имена существительные: сирота, умница, плакса .

Умница - кого можно похвалить этим словом, мальчика или девочку?

Сравните: Он был круглым сиротой. Она была круглой сиротой.

Эти существительные в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (Он был таким умницей!) , то как существительные женского рода (Она была такой умницей!)

Это существительные общего рода.

Подберём ещё имена существительные общего рода : заводила, непоседа, тихоня, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Родовые окончания имён существительных

Какие окончания могут быть у имён существительных в мужском, женском и среднем роде?

папа

Слава

дядя

Вася

дочка

природа

Даша

тётя

ср.р.

движение

веселье

бельё

Бородино

кружево

полотно

Закончите схему: впишите окончания.

У имён существительных мужского рода чаще всего окончания -а, -я, и нулевое .

У имён существительных женского рода окончания -а, -я и нулевое .

У имён существительных среднего рода окончания -о, -е, -ё.

(У некоторых существительных окончание -я , например, дитя , пламя , время ).

Что общего в составе слов - имён существительных мужского, женского и среднего рода

У существительных мужского и женского рода могут быть одинаковые окончания -а, -я, нулевое.

Можно ли определить только по окончанию род имён существительных?

Решаем орфографическую задачу в окончании имён существительных

Повидл_, радуг_, пещер_, болот_, полян_, колен_, колёсик _, отчеств_, озер_.

Зная род имени существительного, подставляя слова оно, она , можно решить орфографическую задачу в окончании, правильно написать букву безударного гласного.

Повидл_ онό, окончание -о,

радуг_ онá, окончание -а,

пещер_ онá, окончание -а,

болот_ онό, окончание -о,

полян_ онá, окончание -а,

колен_, колёсик _, отчеств_, озер_ онό, окончание -о.

Повидло , радуга , пещера , болото , поляна , колено , колёсико , отчество , озеро .

Как распределяются по родам заимствованные слова?

В русском языке слово солнце - среднего рода.

В немецком языке слово солнце - женского рода («ди зоннэ»).

Англичане просто говорят «сан» (солнце ), не относя это существительное ни к одному из существующих родов.

У французов солнце - мужского рода («ле солей»).

По-испански «эль соль» солнце - мужского рода.

Как распределяются по родам слова, которые пришли из других языков, то есть заимствованные слова?

В русском языке заимствованные слова сохраняют род, который они имели в иностранном языке.

Этим и объясняется тот факт, что в современном русском языке слова рояль, кофе, кенгуру относятся к мужскому роду;

сальто, шасси, домино - к среднему роду, а слово шаль - к женскому роду.

Существительные, заимствованные из языков, в которых нет рода, в русском языке получают его : баскетбол, футбол (из англ.) - мужского рода.

Ищем имена существительные, определяем их род

Проверь себя. Найдите имена существительные, определите их род.

Кто на чём писал?

Когда-то давно бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных - пергамент. В Древней Руси писали на берёзовой коре, бересте.

бумаги - бумага, ж.р.,

рукописи - рукопись, ж.р.,

на табличках - табличка, ж.р.,

на востоке - восток, м.р.,

бумагу - бумага, ж.р.,

кость - ж.р.,

для письма - письмо, ср.р.,

кожу - кожа, ж.р.,

животных - животное, ср.р.,

пергамент - м.р.,

в Руси - Русь, ж.р.,

на коре - кора, ж.р.,

бересте - береста - ж.р.

Заключение

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род - оно, моё!

Это правило твоё! (Е. Семёнова)

На уроке вы узнали, что, если надо определить род имени существительного, употреблённого во множественном числе, слово сначала ставят в единственное число, в начальную форму.

По родам имена существительные не изменяются.

У имён существительных, у которых нет формы единственного числа, род нельзя определить.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. К данным именам существительным подберите близкие по значению имена существительные. Укажите род.

    Перстень - …

    Укрепление - …

    Граница - …

    Залив - …

    Удача - …

    Занавес - …

    Обязанность - …

    Безмолвие - …
    Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

  2. Прочитайте текст. Определите род имён существительных.

    Притворщица.

    В зоопарке Праги живёт большая горилла. Однажды утром обезьяна неожиданно заболела. Она отказывалась от еды, стонала. Врач решил, что животное объелось. Горилле дали лекарство и ушли. Обезьяна мгновенно выздоровела. Во время осмотра она вытащила ключ из кармана смотрителя. Им она открыла клетку и стала гулять по зоопарку.

  3. Прочитайте текст. Найдите имена существительные, выпишите их в 3 столбика:

    м. р., ж. р. , ср. р.

    Петя мечтает.

    Если б мыло

    Приходило

    По утрам ко мне в кровать

    И само меня бы мыло -

    Хорошо бы это было!

    Если б, скажем,

    Волшебник

    Подарил такой учебник,

    Чтобы он бы

    Сам бы мог

    Отвечать любой урок...

    Если б ручку мне в придачу,

    Чтоб могла решить задачу,

    Написать диктант любой… (Б. Заходер)

  1. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru ().
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru ().
  3. Интернет-портал Gramota.ru ().
  4. Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de ().

§1.1. Род имен существительных

Род склоняемых имен существительных

Каждое имя существительное в русском языке принадлежит к одному из трех родов: стол , воробей (муж. род), ручка , тетрадь (жен. род), окно , поле (средн. род).

Как мы определяем и выражаем род существительного?

На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:

а) формы прилагательного: больш ой стол , красн ая ручка , широк ое окно ;

б) формы глагола: мальчик чита л книгу ; девочка изучал а язык.

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:

а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг ;

б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка ;

в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце .

Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Двуродовые формы

Всегда ли род существительного определяется однозначно? Нет! Для некоторых имен существуют двуродовые формы. Это объясняется:

а) традицией: вольер – вольер а , манжет – манжет а , банкнот – банкнот а ;

б) существованием различных стилей речи, в частности разговорной и научной (профессиональной терминологии): георгин (разг. речь) – георгин а (ботан. термин), клавиш (техн. термин) – клавиш а (муз. термин).

Эти примеры показывают, что проблема определения рода у существительных далеко не так проста, как кажется!

Род несклоняемых имен существительных

Еще большую трудность представляет вопрос об определении рода у несклоняемых имен (кофе, экю, кенгуру, фламинго, салями ). Его решение тесно связано с повседневной речевой практикой. Как правильно сказать: крепкий кофе или крепкое кофе ? шотландский виски или шотландское виски?

Для определения рода несклоняемых имен нужно знать следующее правило:

Неодушевленные имена (предметы) относятся к среднему роду: крепк ое виски, железн ое алиби, золот ое колье, красн ое кепи, кратк ое резюме, свеж ее безе.

Исключения : а) мужской род: кофе, пенальти, экю ; б) женский род: кольраби, салями, авеню. Примеры словосочетаний: чёрн ый кофе, чётк ий пенальти, финск ая салями, широк ая авеню.

Однако следует помнить, что в живом языке часто происходят процессы, нарушающие (меняющие) книжно закрепленные нормы. Так, слово кофе по правилу относится к мужскому роду (форма в XIX в. – кофий ), но в разговорной речи сегодня оно употребляется и в форме среднего рода. Обе формы считаются допустимыми: Дайте мне, пожалуйста, один кофе (одно кофе).

Все одушевленные имена (лица) относятся к тому или иному роду в зависимости от пола лица:

а) мужской род: военн ый атташе, талантлив ый маэстро, скуп ой рантье, весел ый конферансье;

б) женский род: молод ая мисс, пожил ая мадам, неизвестн ая леди;

в) варианты рода: мой протеже – моя протеже , наш инкогнито – наша инкогнито.

Род и пол животных

Как обозначить род и пол животных?

По отношению к склоняемым существительным эта задача может решаться по-разному. Одно решение сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова, баран – овца, петух – курица . Но существует ряд слов, не называющих вообще пола обозначаемых ими животных: кошка , лиса, акула, обезьяна или муравей, енот, попугай, барсук . Как в этом случае обозначить пол животных? Однозначно, наверное, на этот вопрос не ответишь (это и кот , и лис , с одной стороны; муравьиха , енотиха, барсучиха – с другой).

А как обозначить род у несклоняемых имен существительных, называющих животных? Такие имена животных относятся:

а) к мужскому роду: маленьк ий пони, ручн ой кенгуру, розов ый фламинго, дик ий динго;

б) к женскому роду только при обозначении самки животного: кенгуру несл а детеныша в сумке; какаду вывел а птенцов.

Конечно, на род несклоняемых имен здесь указывают только соседствующие с ними имена прилагательные и глаголы. Сами же имена изменяться и образовывать пары (как слон – слониха ) не способны.

Род имен существительных, обозначающих профессии, должности

С необходимостью выразить род существительного мы сталкиваемся при назывании людей по их профессии или должности: техник, судья, адвокат, инженер и т.д. Трудности возникают в первую очередь тогда, когда данные названия относятся к женщинам. Для определения рода существительных данной группы существуют следующие правила.

1. Сами имена: техник, судья, адвокат, инженер, врач, геолог, доцент, профессор, ректор и т.д. – сохраняют форму мужского рода: ректор Грязнова, директор Петрова, врач Иванова.

2. А как быть с формами на -ха и -ша? Большинство таких форм: врачиха, директорша, секретарша, парикмахерша, лифтерша, библиотекарша – не являются нормативными и относятся к просторечным.

3. Существуют литературные парные формы (мужского и женского рода) для ряда имен, и они активно используются в речи:

Вообще суффиксов, способных превращать "мужское" наименование лица в наименование лица женского пола, в русском языке довольно много. Это и -к(а) : студент – студентка , и -ш(а) : юбиляр – юбилярша , и -ин(я) : граф – графиня , и -есс(а) : поэт – поэтесса , и нулевой суффикс: супруг – супруга . Трудность состоит в том, что суффиксы эти присоединяются неупорядоченно, и поэтому образование слов со значением "лицо женского пола" не укладывается в четкие правила.

А вот в официально-деловом стиле (официальных документах) предпочтение всегда отдается формам мужского рода: лаборант Петрова зачислена на должность с 1.0.2003 г. (также: продавец Белова, корреспондент Иванова ).

Какой род получает прилагательное при имени директор или инженер? Прилагательное (и местоимение) при существи­тель­ном данной группы получает форму мужского рода: главн ый инженер Круглова, наш судья Терехова, участков ый врач Горина, научн ый руководитель Сомова, мой директор Лазарева. Но глагол при существительном рассматриваемой группы употребляется в женском роде: Секретарь Петрова выдал а справку. Бухгалтер Крымова подписал а ведомость. Ректор Грязнова заключил а договор .

Таким образом, синтаксис предложения, содержащего имена группы "профессия – должность", может выглядеть следующим образом: Мой научный руководитель (Сомова) сделала замечания; Наш коммерческий директор (Потапова) подписала документы; Мой участковый врач (Горина) открыла бюллетень.

Это интересно!

Необходимость обозначить то, что именно женщина занимает определенную должность или имеет определенную профессию, отражает социальный заказ, который предъявила к языку жизнь. Действительно, в XIX в. большинство должностей и специальностей принадлежало исключительно мужчинам. В такой ситуации одного слова, обычно мужского рода, было достаточно, чтобы соответствующее лицо обозначить. (И когда Фамусов – герой комедии Грибоедова "Горе от ума" – намеревается "у вдовы, у докторши, крестить" , то речь идет о вдове доктора, а не о женщине, которая является по профессии доктором.) Но когда в XX в. женщины стали активно занимать те должности, получать те специальности, которые раньше были исключительно мужскими, возникла необходимость женщин на таких должностях или с такими специальностями как-то особым образом называть. Вот язык и мобилизовал на это все свои ресурсы: 1) в виде сложных слов (женщина-директор, девушка-секретарь, 2) в виде окончаний согласуемых слов (секретарь сказал а , наша диспетчер заявил а ) и, конечно же, 3) в виде суффиксов (началь ниц а ).

Использование суффиксов нередко приводило к неразличению существительных, обозначающих женщин по должности (или профессии) мужа и по их собственной должности (или профессии). Сегодня слова докторша, инженерша, профессорша перешли в разряд просторечий и чаще служат для обозначения жен.

Род существительных-аббревиатур

В русском языке широко распространены аббревиатуры – сокращенные буквенные названия. Они читаются либо

а) по буквам: ФА, МГУ, ООН, МВФ, ФСБ;

б) целиком слогом: ТАСС, МХАТ, СЭВ, МИД.

Как определить род аббревиатуры? Род аббревиатур определяется по роду главного (ведущего) слова:

МГУ Ž Московский государственный университет – муж. род;

ФА Ž Финансовая академия – жен. род;

ООН Ž Организация объединенных наций – жен. род;

ОРТ Ž Общероссийское телевидение – ср. род.

Синтаксически род аббревиатуры выражается формой глагола: ФА принял а студентов (академия); МВФ выдели л средства (фонд); ОРТ передал о последние известия (телевидение).

Аббревиатуры-исключения

Некоторые аббревиатуры при длительном употреблении получили форму рода не по роду главного слова, а по своему внешнему облику, т.е. аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный, стали мужского рода. Так произошло со следующими аббревиатурами, которые можно считать исключениями из правил:

вуз – муж. род: Вуз принял студентов (хотя по правилу: вуз высшее учебное заведение ср. род);

ЖЭК – муж. род: ЖЭК собрал жильцов (хотя по правилу: ЖЭК жилищно-эксплуатационная контора жен. род);

ВАК – муж. род: ВАК утвердил данную кандидатуру (хотя по правилу: ВАК высшая аттестационная комиссия жен. род).

Вариантные аббревиатуры

Как вариантные рассматриваются сегодня следующие формы:

ТАСС (агентство) сообщило / ТАСС сообщил ("ТАСС уполномочен сообщить" – название художественного фильма)

ЮНЕСКО (организация) возникла / ЮНЕСКО возникло .

Род названий средств массовой информации

Названия средств массовой информации (газет и журналов), как и любые другие имена, могут быть:

1) склоняемыми ("Известия", в "Известиях" );

2) несклоняемыми ("Москоу Ньюс" [Moscow N ews ]).

Синтаксически род и число склоняемых имен данной группы выражаются глагольной формой: "Коммерсант" опубликова л статью; "Московский комсомолец" опровер г данные сведения; "Московская правда" поместил а

    род определяется по окончанию

    женский род- окончание а, нулевое (можно подставить она моя)

    мужской род- окончание нулевое(ОН МОЙ)

    средний род - окончание нулевое, ие (оно мое)

    Для того, чтобы определить род того или иного имени существительного нужно просто согласовать или проще применить с ним местоимения: мой, моя или мое, или заменить словом: он, она или оно:

    Таким образом, получим один из трех родов, которые существуют в русском языке.

    Для большей наглядности и запоминания приведу ниже таблицу-схему, обратившись к которой, можно быстро и правильно определить искомый род.

    Для того, чтобы понять, как определить род существительного , для наглядности, воспользуемся данной картинкой

    Теперь мы видим, что для определения рода существительного, мы можем при помощи вспомогательных слов . Но, это не единственное, что нам поможет. Для определения рода мы может воспользоваться и подсказок в виде окончания слова. Как правило, существительные женского рода имеют окончание в виде а или же я, средний обладает окончаниями е либо и, а вот мужской либо вообще не имеет окончание, либо на ь или согласной.

    Но. В любом правиле, есть и то, что называют исключением. При определении рода существительного так же есть свои но, то есть исключения, которые надо запомнить.

    Нужно задать вопрос относительно конкретного слова, род которого необходимо определить: ЧЬЕ/ЧЬЯ/ЧЕЙ оно/она/он соответственно?

    Помню, как этот вопрос мы в классе задавали хором и отвечали на него также вместе: оно мое (средний род), она моя (женский) или он мой (мужской).

    Окончание существительного в этом вопросе не особенно поможет, так как, например, зачастую и в словах мужского рода есть так называемое женское окончание а: мужчинА, дедушкА и т.д.

    Род имени существительного определяется по окончанию слова.

    Женский род имеет окончания ая_ Вспомогательный вопрос: она моя

    Мужской род имеет окончание _ (нулевое). Вспомогательный вопрос: он мой

    Средний род имеет окончание ие_. Вспомогательный вопрос: оно мо.

    Род имен существительных определить довольно просто.

    Существительные женского рода оканчиваются на а, я. (Моя мама - самая лучшая мама на свете. Существительное - мама относится к существительным женского рода).

    Существительные мужского рода оканчиваются на твердый согласный. (Сегодня мне приснился прекрасный сон . Существительное - сон относится к существительным мужского рода).

    Существительные среднего рода оканчиваются на о, е. (Окно было распахнуто и было слышно, как он с кем-то разговаривал. Существительное - окно относится к существительным среднего рода).

    Однако, не следует забывать и о роде несклоняемых имен существительных.

    Определять род имен существительных по окончанию не совсем правильно.

    А все потому, что многие слова, которые оканчиваются на гласную букву (например, на -а-, -я- и тд)) не всегда относятся к женскому роду.

    А имена существительные, у которых на конце стоит мягкий знак, могут быть как женского, так и мужского рода.

    Для определения рода имени существительного лучше всего прибегнуть к помощи других частей речи: к имени прилагательному или же местоимению.

    Папа - он мой; строгий папа (мужской род); конь - он мой; серый конь (мужской род); тень - она моя; маленькая тень (женский род) и тд.

    Таким образом, определить род имени существительного помогут вспомогательные слова.

    Род существительного нас еще в школе учили определять задавая соответствующий вопрос к нему.

    Пример: Ручка чья ? - Моя ! Значит существительное ручка - женского рода.

    Стул чей ? - Мой ! Здесь существительное стул мужского рода. Еще есть средний род и он отвечает на вопрос чье . Например задание чье ? Мое!

    Нас в школе, учили так:

    Если слово отвечает притяжательной форме - ОН МОЙ , то это конечно мужской род .

    Если эта самая форма звучит как - ОНА МОЯ , то это несомненно женский род .

    Ну и на конец, если если слово подходит под формулировку - ОНО МОЕ , то это несомненно средний род.

    Для того, чтобы определить род имени существительного стоит прибегнуть к использованию вспомогательных слов, которые и помогут определиться с родом существительного.

    Что касается таких вспомогательных слов, то вот в этой табличке они приведены:

    Получается если мы берм слово мужчина, то для определения рода подставляем вспомогательное словечко он мужчина и получаем соответственно мужской род.