Жертва, преследователь, спасатель — это главные персонажи созависимых отношений в психодраматическом «Треугольнике Карпмана».

Термин «Треугольник Карпмана» появилось в психологии в 1968 году благодаря специалисту Стивену Карпману (транзактный анализ) и его предшественнику Эрику Берну с его бестселлером «Игры, в которые играют люди».

Суть драматического треугольника Карпмана

В виде вершин треугольника изображены три плавающие роли созависимых отношений: Жертва — Преследователь (Агрессор) — Спасатель . Попав в такую схему взаимоотношений, каждый из участников примеряет на себе все роли этого треугольника.

Не принимая ответственности за свою жизнь, человек попадает в роль Жертвы, и она ему нравится. Пытаясь помочь Жертве против ее согласия, Спасатель переплывает в роль Преследователя (Агрессора), ведь Жертва спасаться то и не желает, чем вызывает сильное раздражение, теперь уже у бывшего участника — Спасателя.

У каждого индивида есть своя «излюбленная» роль в магическом треугольнике. Эту роль ребенок усваивает в раннем детстве, она соответствует , которую он исполнял в семье.

И конечно же, необходимо отметить, что это неотвратимый и необходимый способ посмотреть, отреагировать на окружающий мир вокруг себя. Эта роль, с которой человек попадает в треугольник Карпмана, является значимой частью его идентификации. И точка выхода у каждого индивида будет своя.

Возможны и переходы из одной роли в другую:

Жертва

Один из основных посылов Жертвы: Жизнь доставляет одни страдания. Она зла и непредсказуема ко мне. Подкидывает ситуации, с которыми невозможно справиться.
Чувства:

  • беспросветности, безысходности;
  • своего бессилия, никчемности;
  • чувство запутанности, растерянности и неясности;
  • , страх, зависть;
  • жалость к самому себе.

Преследователь (Агрессор)

Испытывает чувства:

  • желание восстановить справедливость;
  • собственной непоколебимой правоты;
  • убежденность в том, что он знает как необходимо правильно поступить;
  • желание наказать виновного;
  • азарт преследования, охоты;
  • оскорбленное самолюбие.

Чтобы из ребенка вырастить Агрессора по жизни, его необходимо периодически подвергать физическому и психологическому . Внутри себя такие дети переживают гнетущий стыд и , и эти чувства управляют ими в дальнейшем.

Помогают преодолевать Агрессору чувство собственной беспомощности и стыда нападки на окружающих. Доминирование над другими становится основой их поведения. Агрессор всегда во всем прав, его методы воздействия на других – запугивание, допрос, обвинение, провокации.

Агрессор не признает собственную уязвимость и больше всего пугается своей беспомощности. Поэтому ему необходима Жертва, на которую можно спроецировать собственное несовершенство, обвинить её в неудачах. Выйти из роли Агрессора легче всего, необходимо взять на себя ответственность (за поступки, действия).

Спасатель

Чувства, которые переживает Спасатель:

  • жалости к другим, желание помогать;
  • полного превосходства над Жертвой;
  • чувство всемогущества к конкретной ситуации;
  • убежденность в том, что он знает, как необходимо правильно помочь;
  • ответственность за других.

Когда родители игнорируют желания, потребности ребенка, из него со временем вырастает Спасатель. Спасатель в основном ищет созависимого, пытается «задавить» в нем инициативу. Таким человеком легче и управлять.

И делает он, конечно же, только для блага другого. Проявляет себя, как заботливый, благожелательный, сострадающий и обязательно знающий, как исправить ситуацию.

Спасатель вырос в мире, где игнорировались и запрещались его потребности и желания родителями, и он начинает проявлять свою заботу о других. От этого Спасатель гордиться собой, ведь он это делает безусловно, бескорыстно, верит в свою доброту, чувствует себя героем.

Трагичность этой роли в том, что Спасатель предполагает ответную реакцию за свою заботу. Но такого не случается, потому что если это произойдет, то спасать и некого будет. И Спасатель перейдет в роль Жертвы, испытывает чувства предательства, полного отчаяния.

“Треугольник Карпмана, на мой взгляд, – одна из самых удачных моделей, позволяющих человеку видеть свои проблемы и работать с ними. Имея опыт клиентской работы, включающий в себя традиционно-психологические, феноменологи­ческие и трансперсональные практики (холло- тропное дыхание, регрессии, расстановки и др.), я поняла. что для осознанных и продвинутьых клиентов нужно четкое направление, – куда двигаться и на что равняться. Так родилась теория-статья “Из страдания в Наслаждение – выход из треугольника Карпмана”.

Руководствуясь достаточно простой схемой, можно продиагностировать себя и понять, что не так и куда дальше.

Я сама была впечатлена тем резонансом, кото­рый теория вызвала в психологических кругах, не раз за то время, которое прошло со времени публикации, встречала людей, которые взяли эту схему – выхода из Страдательного сцена­рия в Героический как руководство к действию, благодарили меня и мотивировали исследовать чудесную человеческую природу дальше. Сегодня я с удовольствием предлагаю эту модель чита­телям газеты Кстати.”

Если вас заинтересовали методики Юлии, с ней можно связаться по электронной почте [email protected] или по скайпу golovkinau

В списке сервисов: Сценарный анализ (исто­рия семьи (рода). Межличностные отношения, семейное консультирование (жены-мужья- любимые-дети-родители), бизнес. Тестирование уровня, на котором находится человек через анализ его актуальных проблем. Решение про­блем и через это – переход на новый уровень – где воздух чище и краски ярче. Где проблемы стано­вятся задачами и вызывают азарт и готовность их решить. Сопровождение развития человека в проблемных для него темах. Консультации по скайпу (предпочтительно – больше эффект) или по переписке.

Эволюция Страдания в Наслаждение

Все люди без исключений хотят жить лучше, чем живут сейчас. Даже те, у кого есть всё, тоже видят вектор, в на­правлении которого хотят следовать. Потому что там – развитие, без кото­рого жить здесь, на Земле, скучно и бессмысленно. Дурная трата великого Божественного Шанса.

И, казалось бы, чего проще? Смотри на тех, кто живет лучше тебя, учись у него, следуй хорошему примеру, и развитие (а соответственно – эво­люция, которая несет больше сча­стья, чем было вчера), обеспечена!

Однако люди вместо этого вполне по­нятного плана действий почему-то предпочитают завидовать, ревновать и раздражаться вместо того, чтобы учиться. Слава Богу, не все. Есть те, кто уверенно продвигается по лестнице эволюции, и эта нижеизложенная тео­рия – для них.

Начальная ступень эволюции описа­на Карпманом – это его знаменитый треугольник: ЖЕРТВА – КОНТРОЛЕР (ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ) – СПАСАТЕЛЬ.

Эта ступень, наверное, даже не нуле­вая, и тем более – не начальная. Она скорее – «Минус Первая». То есть, это отрицательная шкала по отношению к тому, куда нужно двигаться человеку.

Итак, для начала Минус Первую сту­пень нужно описать так, как я ее сей­час вижу.

ЖЕРТВА

Основной посыл Жертвы таков: «Жизнь непредсказуема и зла. Она все время делает со мной то, с чем я не могу справиться. Жизнь – это страда­ние».

Эмоции Жертвы – страх, обида, вина, стыд, зависть и ревность.

В теле – постоянное напряжение, кото­рое трансформируется со временем в соматические заболевания.

Жертву периодически засасывают де­
прессии, когда не хватает смелости пойти в событие, которое родит впе­чатление. Потому что впечатление (а вдруг оно случится плохое?!) заставит принять что-то, интегрировать в лич­ность. Жертва к этому не готова, ее мир жесткий и инертный, она не согласна подвинуться ни в какую сторону.

В Жертве – застой и неподвижность, хотя внешне она может суетиться, как белка в колесе, быть от этого все время занятой и уставшей.

Но Душа пришла Сюда, в Мир, разви­ваться, поэтому неподвижность – не ее выбор. Душа страдает, поэтому в не­подвижности Жертвы, в ее депрессии не существует отдыха. Душа изнутри требует движения, Жертва не позво­ляет ему осуществиться. И эта борьба лишает сил.

«Как я от всего этого устала!» – вопиет Жертва.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ (КОНТРОЛЕР)

Он находится в страхе, раздражении, гневе. Он живет в прошлом (вспо­минает прошлые беды) и в будущем («предвосхищает», а на самом деле придумывает новые), в вечном жела­нии «подстелить соломки». Мир для него – тоже юдоль страданий, так же, как и для Жертвы. Его основной посыл: «Как бы чего не вышло!»

Гнев и страх рождаются от посягатель­ства на границы, ведь Мир не устает провоцировать! Но на этом уровне личность панически боится измене­ний, поскольку считает, что любое нов­шество не может быть к лучшему.

В теле у Контролера – постоянное на­пряжение, он носит на себе Эверест ответственности за себя и ближних. Страшно устает от этого и винит в сво­ей усталости тех, кого контролирует. И еще и обижается: «Не ценят, мол, забо­ты!»

Контролер преследует Жертву, «стро­ит» ее, заставляя исполнять свои пред­писания, и все это, конечно, ради ее же
блага! Жертва не ценит заботы, и это вечный источник конфликтов, как вну­тренних, так и внешних.

Однако, в «-1» треугольнике Контро­лер – центр, где рождаются идеи и дви­жение энергии. Как это происходит? Контролер чего-то пугается (новостей по телевизору, например) и начина­ет мотивировать Жертву к активным действиям, чтобы завтра не пропасть. Жертва изо всех сил выполняет пред­писания, устает, страдает. Жалуется Спасателю, и он ее утешает.

«Как я устал заботиться о вас всех!» – вопиет Контролер.

СПАСАТЕЛЬ

Спасатель жалеет и спасает Жертву, сочувствует Контролеру. Контролер для Спасателя – тоже Жертва, кото­рая нуждается в понимании и при­знании заслуг.

Фоновые чувства Спасателя – жа­лость, обида (не оценили стараний по спасению), вина (не смог спасти), гнев на Контролера. Обида, что не оценили стараний.

Спасатель жалеет Жертву, потому что она маленькая, слабенькая и сама не справится. Контролер тоже бедняжка, на себе всех тащит… Нужно ему спину подставить, а кто же ее подставит, если не он, Спасатель? Очередная акция спасения заканчивается ростом ЭГО

Спасателя: «Без меня вы все погибне­те!». Он гордо подбоченивается и смо­трит свысока на Жертву, Контролера и весь мир. Это момент его триумфа – одна из немногих положительных эмоций, которые присутствуют в 1-м треугольнике.

Однако в теле – все то же напряжение.

«Как мне вас жалко!» – фоновая мысль и эмоция Спасателя.

Течение энергии – неправильное.

Контролер – к Жертве.

Спасатель – к Жертве и Контролеру.

ЖЕРТВА НИЧЕГО НЕ ОТДАЕТ, У НЕЕ НЕТ!

Нет круга энергий, и она утекает из си­стемы.

Спасатель далек от понимания, что трагические (даже) изменения всегда ведут к развитию. Их нужно принимать и идти навстречу, а не сопротивляться.

В «-1» треугольнике расслабление стремится к нулю. Как тут можно рас­слабиться, если жизнь такая опасная? Все время что-то происходит, выби­вая почву из-под ног. На этой стадии люди начинают рано болеть, сдаваться внешним Спасателям (врачам). Ругать их своим Контролером: «Плохо лечат! Система здравоохранения ни к чёрту!» И своим Жертвам жаловаться, как все плохо.

В отношениях с ближними (в семье, например) такие люди обычно доволь­но жёстко занимают одну из позиций. Например, Муж-Жертва (потому что приносит мало денег и чтобы заглу­шить вину – пьет). Жена – Контролер- Преследователь, все время расска­зывает ему, как он не прав. А когда он напьется и ему плохо, жена может перекинуться в Спасателя и лечить от алкоголизма или хотя бы пользовать утром рассолом.

Муж тоже «ходит» по трем сублично­стям. В основном он – Жертва, но на­пившись, может начать гонять домаш­них. А потом «спасать» их, заглаживая свою вину сладостями и подарками.

Или мать семейства, которая всегда была в Контролере или Спасателе, впадает в Жертву, начиная болеть. Контролера-то никто не любил! А те­перь (возможно, только на старости лет, когда болезням уже нет сил сопро­тивляться) есть, наконец шанс полу­чить любовь, вызывая жалость у окру­жающих ближних.

Ребенок, который был в Жертве под контролем мамы, трансформируется в Спасателя (ухаживает за заболевшей матерью) и наконец-то чувствует себя хорошим.

ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА – ПРОСТРАНСТВО МАНИПУЛЯЦИЙ

Находясь в нем, люди хронически не умеют честно сказать, что же им дей­ствительно нужно. Почему так? Потому что они приучены «жить для других» и свято уверены, что другие взамен бу­дут жить ради них.

Добиваться своего собственного счастья «вера не позволяет» – вера в родителей и воспитателей, «не могут же они сразу все быть неправы?!» Мо­гут… Родители и воспитатели в детстве – жесткие Контролеры и Преследова­тели. Как следствие – манипуляторы, одно без другого никогда не бывает. Они сами крутятся в этом треугольни­ке Страданий. Они учат ребенка быть удобным, а не свободным. Свободный ребенок, с точки зрения родителя- манипулятора, – кара небесная. Он все время вторгается в родительскую жизнь с целью «все в ней поломать» – так им кажется! И кушать, и писать, и гулять, и общаться он всегда хочет в неудобное (а оно всегда неудобное!) для родителей время. Поэтому хоро­ший ребенок для Контролера – это тот, кто сидит в углу и не отсвечивает. Не за­дает вопросов. Ест, что дадут. Хорошо учится. Словом, проблем не создает.

Когда происходит первое подавле­ние? В тот замечательный период, когда ребенок гордо говорит «Я сам!» а мама (папа) не дают ему реализо­ваться. Самому есть, например. Потому что он обляпается, испачкает одежду, а кому убирать? Маме – Контролеру. Она не хочет быть Жертвой, которая пашет одна на всех и поэтому предпочитает контролировать.

Когда ребенок подрастает и подавлять его силой становится сложно, она на­чинает манипулировать: «Не делай так, у мамочки сердце болит!» Ребенок жа­леет маму и вместо реализации своих желаний начинает выступать в роли Спасателя. Это, конечно, кажется луч­ше, чем позиция Жертвы, и он начи­нает чувствовать свою силу и власть «Ого, я какой, я могу сделать так, чтобы у мамы сердце болело или не болело! Я крутой!» Но он любит маму, и конеч­но же, скрепя СВОИМ собственным сердцем, выбирает быть хорошим и не огорчать мамочку. Идет время, он растет, и мама начинает предъявлять претензии: «Почему ты такой несамо­стоятельный?!» А как и где он мог на­учиться самостоятельности, если все его идеи обрубались на корню?

Конечно, Родитель Контролер-Пре­
следователь этого не осознает, он ис­кренне уверен, что поступает всегда в интересах детей. Стелет соломки, предупреждает об опасностях, чтобы родное чадо не ранилось о Мир и не набило себе шишек. Но ведь именно раны и шишки дают реальный опыт, который можно потом использовать, а мамины (папины) нотации ничего не дают, кроме оскомин и желания посту­пить наоборот.

Все подростковые бунты – из желания ребенка выйти из субличности Жерт­вы. Даже если бунт будет «жесток и кровав» с уходом из дома, разрывом отношений – это все равно в сторону жизни, в сторону эволюции, а не дегра­дации.

Манипуляции «-1-го» треугольника нет смысла подробно описывать – все низ­копробное «мыло» телесериалов – об этом.

О честности, искренности в этих про­странствах можно только мечтать, потому что люди смертельно боятся показать как настоящие свои потреб­ности, так и актуальные чувства. Об ответственности за свою жизнь тут нет и речи. В несчастьях и негативных эмо­циях всегда виноват кто-то внешний. Задача – найти его и заклеймить позо­ром. Тогда человек чувствует, что он не виноват, а значит, по-прежнему может считать себя хорошим.

Важно понять, что основная задача в этих позициях – самоутверждение

через «заслуживание» любви.

Жертва – «Я ради вас!»

Спасатель – «Я ради вас!»

Контролер – «Я ради вас!»

…и никто честно и напрямую ради себя…

Все они заслуживают любовь друг у друга, самоутверждаясь на ближних.

Грусть ситуации в том, что любви они никогда не заслужат, потому что каждый зациклен на себе и не видит остальных.

Юмор ситуации в том, что все это про­исходит не только во внешнем мире, но и во внутреннем. Каждый сам для себя является и Контролером, и Жерт­вой, и Спасателем, и по принципу по­добия эти фигуры отображаются во внешнем Мире.

Люди, энергии которых крутятся в «-1-ом» треугольнике (а энергии там ничтожно мало!), не имеют шанса вый­ти их него, пока не услышат СВОИХ на­стоящих желаний. Каковы они?

Жертва хочет освободиться и делать то, что она хочет, а не то, что предпи­сывает Контролер.

Контролер хочет расслабиться и пу­стить все на самотек и отдохнуть, на­конец.

Спасатель мечтает о том, что все как- то сами разберутся, и в нем не будет нужды. И он тоже сможет расслабиться и подумать о себе.

И всё это, с точки зрения обществен­ной морали, – махровый эгоизм. Но с

точки зрения конкретного индивидуу­ма, ведет к конкретному человеческо­му счастью. Потому что счастье там, где реализация СВОИХ вполне осязаемых потребностей.

Может показаться, что если Жертва, Контролер и Спасатель вместо боев во внешнем мире начинают обращаться внутрь себя, то это более конструк­тивный путь. Это когда обвиняются не внешние враги, а внутренний Контро­лер начинает преследовать внутрен­нюю Жертву. «Я сам во всем виноват. Я никогда не могу принять верное ре­шение. Я безответственное ничтоже­ство, слабак и неудачник!» Жертва мо­жет слабо посопротивляться, а потом впасть в депрессию, потому что сама
понимает, что так оно и есть. Потом Спасатель поднимает голову и говорит что-то вроде: «Другие еще хуже! А я с понедельника начну новую жизнь, буду делать зарядку, мыть за собой посу­ду, перестану опаздывать на работу, и буду говорить комплименты жене (мужу). У меня все наладится!»

«Новая жизнь» длится пару дней или недель, но энергии не хватает на претворение в жизнь прекрасных решений, и скоро все скатывается в прежнее болото. Начинается новый цикл. Контролер преследует Жертву «Опять, как всегда, ты безвольный, безответственный, никчемный…» И так далее. Это тот самый внутренний диалог, от которого так мотивируют нас избавляться все мастера медита­ции и прочих развивающих практик.

Да, все проблемы внешней жизни всегда сначала решаются внутри. Это происходит с момента принятия ре­шения изменить сценарий. Проблема человека, который крутится в «минус 1-м треугольнике» в том, что у него не хватает сил, чтобы полезные и ради­кальные решения претворить в жизнь.

Сила (ресурсы) в «минус 1-м» треуголь­нике скудны, потому что он замкнут на себя и во внешний Мир не стремится выходить (Мир-то опасен и страшен!). А конкретная личность имеет весьма ис­черпаемые запасы, которые быстро за­канчиваются. Особенно во внутренних боях между Жертвой, Контролером и Спасателем. Они активно борются друг с другом, и неудивительно, что люди болеют (тело страдает от этих битв), те­ряя энергию и умирая преступно рано. Преступно в смысле, что задуманы мы на гораздо более долгий срок. Жить можем дольше и счастливее, если не впадем в Треугольник Страданий. Он­то и есть настоящий АД. Не где-то по­сле смерти, а здесь и сейчас. Если вы­бираем быть Жертвами, или Спасать, или Контролировать.

Треугольник Карпмана – это «ране­ный ребенок», и не важно, сколько ему лет – 10 или 70. Эти люди могут так никогда и не вырасти. Конечно, они всю жизнь мечутся в поисках выхо­да, но редко его находят. Для того, что­бы это сделать, нужно взбунтоваться против своих устоявшейся паттернов поведения, позволить себе быть «пло­хим» для окружающих, «бездушным и безжалостным эгоистом, который жи­вет только для себя» – (цитата из попу­лярных обвинений Контролера).

Этот новый способ жить (для СЕБЯ, а не для других) действительно может разрушить отношения с близкими, создать кучу неприятностей на ра­боте и в устоявшемся кругу друзей и знакомых. Это может разрушить всю привычную жизнь! Поэтому для того, чтобы совершить побег от нудной, но предсказуемой безопасности требует­
ся много мужества. Человек, которого по-настоящему достало его безрадост­ное существование, имеет шанс найти в себе силы. Через страх, вину, агрес­сию. Сделав СВЕРХусилия, он может перейти на новый уровень. Потому что только там по-настоящему начинается ЕГО жизнь.

Второй треугольник, в котором уже гораздо меньше страданий и больше власти над Миром таков: ГЕРОЙ – ФИЛОСОФ (ПОФИГИСТ) – ПРОВОКА­ТОР.

Выйти во второй треугольник можно только через полярность, когда все три первые субличности трансфор­мируются в свои противоположно­сти. Потому что мы помним, что «- 1» треугольник на шкале в «минусе». Пе­реходя через точку «0», минус меняет знак на противоположный.

Как выглядит смена на другую поляр­ность?

Жертва трансформируется в Героя, Контролер – в Философа-Пофигиста, а Спасатель – в Провокатора (Моти­ватора).

Это самое сложное на пути эволюции – резко перейти из «-1-го» треугольника в+1-й», потому что сил мало, а инерция тянет назад. Это все равно, что на пол­ном ходу (ведь жизнь-то не останав­ливается!) развернуть автомобиль в противоположную сторону. К тому же, всё окружение – против изменений. Оно будет цепляться за ноги и за руки, и вызывать в человеке чувство вины, только бы не дать ему освободиться. Вся психотерапия посвящена именно этому процессу: вылечить раненого ребенка, который живет внутри лично­сти из треугольника Страданий. И это иногда бывает путь длиною в жизнь.

Во внешнем Мире переход на сле­дующий уровень становится заметен по таким признакам: человек больше не ведется на манипуляции, а актуа­лизирует (высказывает и выполняет) собственные желания. Отныне его не увлекают чужие цели, и он (даже если его пытаются в них завлекать активно и последовательно, с использованием кнопок вины, обиды, страха и жало­сти) каждый раз спрашивает себя: «А МНЕ это зачем нужно? Что Я получу в результате? Чему Я могу научиться, если сделаю то, что предлагается?» И если не находит СВОЕГО выигрыша от реализации предлагаемой идеи, он в действие не ввязывается.

Главная задача Героя – изучение себя и окружающего Мира. Эмоции, которые являются для него фоновыми – инте­рес, азарт, воодушевление, гордость (если подвиг удался). Огорчение, сожа­ление – если нет. Скука, если случается долгий простой…

Юлия Головкина

Примерно около года назад на одном из больших порталов я опубликовала статью, которая вызвала много откликов. Речь шла о выходе из треугольника Карпмана – о том, куда и как из него выходить – о направлении и изменении в процессе эволюции каждой из субличностей. Эта раскрученная модель всегда казалась мне очень удобной, объясняющей все невротические и манипулятивные отношения между людьми. Однако что делать, если ловишь себя на манипуляциях Контролера, Жертвы или Спасателя, до некоторых пор мне было не совсем понятно. Рекомендаций «как» — много. А вот КУДА? Кем нужно стать, если перестанешь быть Жертвой, например?

Когда мне не понятно, я начинаю думать и искать. Иногда, конечно, я изобретаю велосипед. Но это мой собственный велосипед, и я знаю, как с ним обращаться. Теория, которую придумывает автор, полезна прежде всего этому автору -изобретения полезны изобретателю – облегчают жизнь. И он, изобретатель, по крайней мере, знает, как со своими творениями обращаться.

Нарисовав понятные мне схемы, я ответила на свои вопросы и вопросы своих слушателей и клиентов. (В конце этого небольшого конспекта будет ссылка, где вы сможете ознакомиться со всем текстом).

Итак, как перестать быть Жертвой? Кто является противоположностью Жертве? Это ГЕРОЙ. Тот, кто на переднем крае. Не войн за ресурсы, нет. На переднем крае своей собственной судьбы – это там, где кончается для него Известное, и начинается НЕизвестное.

Жертва прячется, Герой идет вперед. Жертва рассчитывает, что авось обойдется, Герою не интересно и противно так думать. Что обойдется? Жизнь обойдется? ЕГО Жизнь обойдется без НЕГО? То есть, как видим, Герой – это противоположность Жертве. Это – не следующий виток эволюции, это – первый виток. Потому что дети – всегда Герои. А вот взрослые – очень часто Жертвы. Или регулярно ими оказываются.

Выход из треугольника Карпмана для Контролера (он же Преследователь) – в Философа(Пофигиста). Контролер всегда знает, как надо, и это очень жесткие установки. Отсюда – постоянное напряжение и невроз – ведь жизнь идет не по его сценарию. Контролер постоянно нападает на Жертву. Это происходит и во внешних взаимодействиях, и внутри личности. Человек, который живет в треугольнике Карпмана – всегда на войне, и вовне, и внутри себя. Что хорошего может быть на войне? Напряжение, боль, смерть. Болезни – от этого. Счастья нет.

У Философа – все наоборот (скачок через полярность – выход в противоположность – ключевой момент). Философ принимает жизнь такой, как она есть. Все события, мысли, эмоции — без сопротивления, как факт. Таким образом, экономится бездна сил, тело не разрушается в битвах с самим собой. Эти силы можно применить на изучение и освоение Нового – нашу единственную задачу на этой Земле. Это могут быть отношения с другими, освоение новых территорий и финансовых потоков. Это дело Героя. Но за Принятие отвечает именно Философ. «Это есть, это так. Раз оно есть, нет смысла с ним спорить – это ступенька, с которой мы идем дальше».

Третья субличность – Спасатель. Он приходит на помощь то Жертве, то Контролеру. Он «типа понимает» их, входя в положение. На самом деле – самоутверждается и на тех, и на других. Выход из треугольника Карпмана для Спасателя – Провокатор(Мотиватор). Это субличность внутреннего Учителя, который НЕ решает за учеников задачки, он создает условия, чтобы они сами их решили. А потом находит следующую.

И это, конечно же, далеко не предел. Герой, который идет (уже) уверенно по своему жизненному пути, превращается в Победителя, Философ – в Созерцателя, а Провокатор – в Стратега. Это те успешные люди, стать которыми стремятся все, кто крутится в треугольнике Карпмана. Взирают на успешных, быстроразвивающихся людей как на Богов. А они действительно гораздо более подобны Богам, чем простые смертные: Жертвы-Контролеры-Спасатели

И да, задача любого существа на Земле, воплотившегося в человека – стать Богом. Просветленным Мудрецом.

Дальше, наверное, можно решать – остаться частью Абсолюта или воплощаться на Земле. Бодхисатвы, говорят, дают обет воплощаться до тех пор, пока есть хотя бы еще одно страдающее существо. То есть, для тех, кто всерьез намерен найти выход, всегда найдется помощь. Нужно только открыть глаза пошире и понять: «Ты не один!»

Мы уже не раз писали о том, почему люди в принципе попадают в безвыходный цикл ситуаций, из которых не могут выбраться в течение многих лет. В частности, речь идет о женах алкоголиков, которые имеют схожие психотипы, о подростках, которые ищут в алкоголе и наркотике себя, но не могут найти.

Но есть и вторая сторона медали - родственники зависимых, которые всегда совершают одни и те же ошибки, наступают на одни и те же грабли. И именно они всегда «влипают» в ситуации с зависимыми, пытаясь то спасти их, то заставлять, то страдая от их выходок.

Кто эти люди и что им делать, чтобы прекратить жить такой жизнью?

Эта статья для тех, кто умом уже стоит на пороге отказа от подобного поведения, но сделать при этом ничего не в силах. Мы расскажем вам о так называемом треугольнике Карпмана , о системе, которая заставляет людей ходить по кругу и повторять одни и те же ошибки. И именно эта система включает в себя несколько этапов роста личности.

Как перейти на тот уровень, где кончаются страдания и начинается нормальная жизнь.

Что такое треугольник Карпмана?

Треугольник Карпмана - это так называемая модель отношений, в которой люди проявляют три аспекта поведения, свои субличности. В настоящей статье мы рассмотрим только первую и вторую ступени, «-1» и «+1», сперва ступень «-1», поскольку это ступень, в которой люди проявляют три роли:

1.Спасителя.

2.Жертвы.

3.Контролера.

Проблемы в этом взаимодействии ролей не решаются, энергия теряется, ситуация остается такой, как была. Мы рассмотрим каждую роль на примере, и поясним, почему такое поведение возникает, а также почему оно ведет в никуда.

В системе могут участвовать хоть сто человек. При этом каждый из них выступает в одной из указанных ролей. Роли меняются. В одной ситуации Контролер становится Жертвой, в другой Спаситель превращается в Контролера. Суть все равно остается прежней. Все три субличности - это люди, которые базируют свои поступки на деструктивных эмоциях и чувствах.

Например, это чувство вины, обиды, зависти, страха, тревоги, неуверенности в себе и так далее. И если эти чувства затягивают, то человек будет ревновать и раздражаться вместо того, чтобы что-то менять. Но если вы реально хотите что-то менять, то читайте дальше. Если нет, закройте эту статью. Она вам не поможет.

«-1» ступень треугольника: ЖЕРТВА – КОНТРОЛЕР(ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ) - СПАСИТЕЛЬ

Назвать эту ступень эволюции отношении базовой было бы неверно, поскольку люди в ней не растут и даже не остаются на одном месте. Они планомерно деградируют.

Сразу напомним. Один человек являет собой сразу все три субличности, просто чаще выбирает одну модель поведения, но в нем есть все то, что есть в других субличностях. Отрицая проявления их в других людях, созависимый отрицает самого себя.

ЖЕРТВА: эмоции и мысли

Основные чувства, которые испытывает человек, играя роль жертвы:

1.Обида на жизнь. «Все плохо. Жизнь - зло. Я ничего не могу поменять. Меня все обижают. Я такой хороший, но такой несчастный».

2.Наслаждение страданием. Жертва упивается своим состоянием, ощущает себя мучеником и оттого чуть не святой. Внутренний посыл: «Вот вы меня обижаете, а я на самом деле очень-очень хороший. И я вам всем еще покажу, насколько я хороший. Оцените еще! Тут-то я и скажу, что я о вас думаю. Тут-то я и брошу вас всех на произвол судьбы, дождетесь». Иными словами – основная претензия к миру: меня недооценивают, но я докажу. Деструктивный, озлобленный посыл. Во имя того, чтобы в итоге унизить того, кто унижает ее, Жертву.

3.Вина. «Я сделал это неправильно. Теперь мне нужно загладить свой проступок. Я плохой». Одновременно возникает желание реабилитироваться в чьих-то глазах, но уж никак не сделать выводы. Основное желание: просто ослабить свои переживания.

4.Ревность и зависть. Источник этих чувств - низкая самооценка и неконструктивное отношение к своим возможностям. Чужие успехи не вдохновляют, а заставляют испытывать горечь поражения и раздражение. В худшем случае возникает желание навредить более успешному. Отобрать «положенное по праву» - случаи слепой ревности.

5.Стыд. Любопытно, что у зависимых чувство стыда атрофируется, а вот у созависимых становится все острее. Причем стыд человек созависимый испытывает за свои проступки. В основном это какие-то совершенно несущественные мелочи, которые заставляют его рефлексировать и снова проматывать ситуацию: как я мог бы поступить, если бы…

Жертва периодически проваливается в состояние депрессии, воспринимает мир инертно, не готова ничего менять. В ней есть огромный застой энергии, хотя внешне она может казаться активной, деловитой, суетливой, но все это «суета вокруг дивана».

Жертва, как и любая Душа, пришедшая в мир, желает развития, а человек в этом состоянии не дает развиваться, и борьба с самим собой обесточивает человека. Жертва постоянно на взводе и чувствует огромную усталость.


«Я устала!!!» - крик души Жертвы.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ (КОНТРОЛЕР): эмоции и мысли

Контролер - это чистая сублимация страха. Он цепляется за рамки, установленные ДО, ощущает много раздражения, что все идет не по его плану. Гнев и бессильная злоба, подавленная агрессия - вот вечные спутники контролера.

Мир для контролера - обитель зла и предсказуемых неизбежных страданий. Он вечно в поиске «тыла», не доверяет никому, считает, что нужно заботиться обо всем, что случается. И ему даже не приходит в голову, что он не в состоянии предвосхитить ситуации, которые создают другие люди. Он может научиться реагировать на часть аналогичных ситуаций, и наивно полагает, что теперь в его руках инструмент управления миром. Что он может устранить причины проблем. Но проблемы остаются. И единственное, что можно сделать, это изменить отношение к этим проблемам, а не убрать их источник.

Гнев и страх всегда живут внутри: мир всегда необычен и провокативен. Контролеру невдомек, что любые изменения могут быть причиной улучшений, даже если они болезненны. Изменений контролер боится до паники: ведь тогда его хрупкий мирок с кучей правил рухнет.

Он все отслеживает. Все проверяет! Обо всех заботится, даже (и особенно!) если его не просят. Он полагает, что его забота: для блага всех. Искренне удивляется и раздражается, что его заботу не ценят, и это становится источником конфликтов и претензий.

Контролер при этом - точка отсчета, откуда рождается энергия. Но она не движется по кругу, от одной субличности к другой. Она просто появляется, причем из деструктивных соображений. Например: есть проблема - ее надо устранить. (В созидательном треугольнике Карпмана «+1», заметим, энергия рождается из желания что-то создать и улучшить, как минимум, понаблюдать, что получится).

Контролер начинает давить на Жертву, та страдает, сопротивляется, раздражается, жалуется уже Спасителю. Тот начинает утешать несчастную, и энергия замыкается. Действия не происходит, энергия утекает в никуда.

«Как мне надоело вас всех тащить на себе!!!» - основная претензия Контролера.

СПАСИТЕЛЬ: эмоции и мысли

Спаситель играет в роль Матери Терезы. Он и жертву защищает, и Контролера жалеет. И выступает таким буфером, а на деле трусом. Им руководит жалость и обида (ах вы, бедолажки, а я-то круче, ну раз так, я вам помогу! Жалость! Ах, не цените! Обида!)

Вина - ключевое чувство. Виноват в том, что не помог (обязан, потому что по умолчанию обязан, так решил когда-то давно для себя по массе мотивов), гнев и раздражение на Контролера (такой-сякой, обидчик!).

Обида (не цените, не уважаете, не замечаете моих усилий, ни во что меня не ставите).

Жертву Спаситель жалеет, потому что она слабая и беззащитная, Контролера - потому что тот взвалил на себя груз и тащит его. В итоге всех жаль, всем надо помочь, и ЭГО Спасителя цвете пышным лавром: «Куда вы без меня денетесь? Я вас тут всех мирю, всем помогаю». Это, пожалуй, одна из немногих положительных эмоций во всем «-1» треугольнике Карпмана, из которой, тем не менее, не вырастает ничего полезного. Внутри остается все то же напряжение, застой энергии. Они никуда не тратится.

Спаситель поощряет деструктивность Жертвы, стимулирует работу на износ Контролера, подбадривая его еще больше тратить силы. В итоге всю силу забирает себе. По сути, это самый довольный участник трио. Ему достается хотя бы наслаждение, что он не самый плохой в этой куче событий.

«Мне вас всех жалко!!!» - основная мысль Спасителя.

Как работает «-1» треугольник Карпмана в семье созависимых?


Мы уже отметили, что энергия распределяется в системе неправильно на этом уровне. Контролер дает энергию Жертве и Спасителю, Спаситель - берет от Контролера и дает немножко Жертве. Жертва берет ото всех и никому ничего не дает, потому что дать нечего.

Даже в том случае, если в семье меняются ролями, и каждый начинает примерять на себя новую субличность, энергия все равно утекает каждый раз, потому что неизбежно фигурирует конечная точка: Спаситель или Жертва, которые поглощают, но не возвращают энергию.

В ситуации такого треугольника невозможно расслабиться, потому что постоянно возникают события, которые раздражают и лишают спокойствия. Люди начинают постепенно переносить стереотип поведения вовне, например, отчаянно ругают Правительство, систему здравоохранения, властные структуры, очереди, продавцов, всех тех, кто «портит жизнь». Это выступает субличность Контролер, знающий, как надо жить правильно. Субличность Жертва выбирает себе слушателей, которым можно власть нажаловаться на свою тяжелую участь. Эти люди притягивают в свою ситуацию новых Спасителей (врачей, психотерапевтов своего уровня, которые только рады бессменным пациентам, ведь бесконечные жалобы - это вечный клиент).

В семье, где есть алкоголики, непременно второй человек - «три в одном», носитель трех субличностей. Чаще непьющий, не зависимый от наркотика, выступает в роли Контролера. Зависимый, само собой, Жертва (плохо себя ведет, а значит, глушит стыд - пьет и забывается). Очень часто Контролером выступает жена, именно она легко превращается в Спасителя (выхаживает алкоголика после запоя), а порой и сама играет в Жертву (жалуется, плачет, обвиняет в своих бедах).

Муж, который выпивает, точно так же ходит по кругу. Преимущественно он Жертва: все-то гнобят и не понимают. Но в припадке отчаяния и стыда он Спаситель: покупает подарки, извиняется за вчерашнее, утешает жену (сейчас Жертва уже она), слушает ее стенания. Контролером он выступает там, где появляется возможность кого-то подавить.

Разумеется, самая простая мишень - это дети. Расслабленный и безответственный папаша вдруг превращается в домашнего тирана и строжит детей по всем статьям. А заодно пытается придираться к жене по мелочам. Ситуация накаляется, поскольку еще вчера этот самый «праведник» вел себя совсем неподобающим образом, жена мигом возрождает Контролера в себе и начинается скандал. Чтобы уйти от него, муж снова хватается за спасительный наркотик.

Жертвой быть удобно и тому, и другому, но кто будет жалеть Жертву, если вторая «Жертва» пьяна? Играть в театр одного актера не интересно, и жена из страдалицы, которую наконец-то пожалеют, становится мегерой. А затем снова Спасителем. И так по кругу.

Дети, которые наблюдают эту смену ролей, четко усваивают, что из позиции Жертвы априори (мама давит и поучает, отец строжит или задабривает), ребенок может тоже переквалифицироваться в Спасителя, ведь тогда ему перепадет немножко благодарности и принятия. В позиции Жертвы его никто ни во что не ставит, а в позицию Контролера он в силу малого опыта и возраста встать не может.

Формируется подавленная агрессия , попытка хоть как-то себя реабилитировать. Именно этот задавленный стимул действовать по-своему в дальнейшем играет свою роль в передаче «генетического алкоголизма », на самом деле, никакой генетикой тут и не пахнет. Речь идет только о формировании стереотипного поведения на примере поведения взрослых людей.

Почему люди находятся в треугольнике Карпмана?

Основная проблема тех, кто заточен в круговороте вышеуказанных субличностей, это неумение заявить о своих истинных потребностях. Они живут ради кого-то (не задаваясь вопросом, кому это надо, кроме них самих), и ждут, что и остальные тоже будут жить ради них.

Изменить свое поведение не позволяют в первую очередь вбитые в голову с детства установки и правила. Причем часто вбитые такими же Контролерами, Жертвами и Спасителями, как они сами. Как следствие, и воспитатели всю жизнь находятся в кругу страданий, и последователи этого жестокого обучения - тоже.

Свободный от поучений родителей ребенок - для жителей «-1» треугольника сущее наказание. Он ломает им систему и вообще жизнь, так кажется Контролерам. На примере семьи алкоголика и созависимой можно привести пару ситуаций.

Пример первый. Мать: защищает пьяного отца (Спаситель), отец напивается от безысходности (Жертва). Мать ждет от ребенка послушания (Жертвенности). Ребенок (подросток), даже не пытается пожалеть мать и помогать ей отрезвить отца. Он просто занят собой и даже смеется над мамой. Для этого ребенок должен обладать определенным мужеством и силой характера для демонстративного сопротивления. К сожалению, чаще побеждает установка: родители всегда правы, и ребенок подчиняется, ломается, становясь очередной Жертвой, в том числе жертвой манипуляций матери.

Второй пример. Отец Спаситель – пытается наладить отношения с ребенком путем заглаживания вины подарками. Ребенок не принимает попыток к примирению и демонстративно сопротивляется всем попыткам отца сблизиться с ним. Отец раздражается. Включает Контролера. Ребенок просто игнорирует родителя. Мать (Спаситель) пытается уговорить ребенка общаться с отцом, пока тот хороший (для закрепления такого поведения), ребенок протестует и создает проблемы (капризничает, портит отношения с учителями, плохо учится, в общем, не поддается контролю). Отец и мать ссорятся. Обвиняют друг друга. Отец пьет. Играет роль Жертвы. Мать играет роль Контролера - ругает отца и ругает ребенка.

Для родителей в кругу данных субличностей - это ребенок без помех. Который не отсвечивает, удобен, живет по расписанию, удобному родителям. Не создает ни проблем, ни головной боли. Готовый робот.

Когда возникает нормальное подростковое желание самоутвердиться, именно созависимые родители часто препятствуют его росту. Мало того, что в моменты проявления активности на ребенка давят и ругают, так еще и когда ребенок отчаянно нуждается в поддержке, он ее не находит (вспоминаем: и Жертва, и Контролер, и Спаситель тянут одеяло на себя и физически не могут дать другому энергию, кроме поучений и нотаций, а также сочувствия).

Когда подросток совсем отбивается от рук, взрослые манипулируют из позиции Жертвы («Не обижай маму, у нее болит голова из-за тебя», «не зли отца, он же напьется!»). Ребенок автоматически начинает играть в игры взрослых и становится Спасителем («Если я сделаю так, то не случится плохого. Значит, я молодец, я выручаю взрослых своим поведением»). О том, что так вести себя ребенок порой не хочет, он не успевает даже подумать.

Вырастая, ребенок уже привыкает получать строгие указания, как ему поступать и жить. И снова упреки: «Отчего ты ничего не делаешь сам? Ты уже взрослый!» А его и не научили быть взрослым, ответственным за свои решения. Всегда кто-то решал за него.

Разумеется, родители свято уверены, что помогают ребенку, но это приводит лишь к тому, что такая семья по умолчанию воспитывает очередного созависимого или алкоголика, который либо пойдет по стопам отца (начнет пить, убегая от проблем), либо будет контролировать весь мир, и, соответственно, найдет себе безвольного, возможно, пьющего партнера.

Все субличности в этом пространстве ведут себя неискренне, ответственности за свою жизнь не ощущают. Главный постулат: всегда виноват кто-то другой, но не я сам. А то, что я сам нахожусь в этой ситуации, вина, опять-таки, окружающих.

Самоутверждение в таких семьях возможно только через выслуживание и попытки заслужить любовь. Все три субличности проговаривают одну и ту же фразу: «Я ради вас делаю это и вот это, а вот вы… (далее следуют обвинения)».

Чего хотят на самом деле Жертва, Контролер и Спасатель?

Все они хотят сбросить с себя груз непомерных требований к самим себе. Контролеру хочется на все плюнуть и пожить, наконец, своей жизнью. Спаситель мечтает, что все разберутся и без него. Жертва хочет делать то, что нравится ей, а не слушать бесконечные указания Контролера.

И наступает самый непонятный для всех момент. Внутренние субличности не дают выйти из циклического круга. Например, в какой-то момент алкоголик решает, что «все, пить я больше не стану, начинаю новую жизнь». Но тут внутренние субличности начинают делать свое черное дело. Внутренний Спаситель защищает унылое существование: «Да не так все и плохо, ну выпил разок, с кем не бывает». Внутренняя Жертва уныло вещает: «Да вот я перестану пить, а ничего не изменится. Все так же будут ненавидеть. И кому я что докажу?»

И даже если удается убедить себя в своем решении, есть еще и люди вокруг, которые с позиций Жертвы, Спасителя и Контролера не сходили. Они снова будут поступать так же, как всегда, вынуждая алкоголика снова испытывать старые ранящие эмоции. Например, Контролер-жена снова начинает обвинять, алкоголик-Жертва снова начинает испытывать угрызения совести, и все возвращается на круги своя.

Тяжело выйти из этого круга, если нет рядом людей из второго треугольника Карпмана . Вот они и могут подтолкнуть созависимую семью к изменениям. Часто в роли этих людей выступают сотрудники реабилитационных центров.

Самостоятельно выбраться из засилья негативных эмоций и деструктивной жизни тяжело еще и потому, что у людей нет энергии: они обесточены, поскольку много сил уходит на выматывающие эмоции и борьбу с самим собой.

Чтобы выйти из треугольника, нужно в какой-то момент стать «бездушным эгоистом» и подумать о самом себе. И тогда уже искать путь:

Кто помогает покинуть треугольник «-1»?

И это реально очень сложно: самостоятельно перейти в новый вид отношений, а почему, понятно: окружение будет цепляться за руки и за ноги, пытаясь вернуть вас в старый круг (попрекая за былое, требуя по старинке привычных вещей, насмехаясь над попытками измениться и так далее). Это нормальная реакция людей, и поэтому ее важно и нужно игнорировать, но это трудно сделать в одиночку. Нужна помощь более зрелых личностей .

Нужна новая стратегия поведения. Посмотрим, какие субличности обитают в «+1» треугольнике.

Как действует Философ, бывший Контролер? Он наблюдает за ситуациями со стороны. Если нет видимого результата, то всегда есть опыт. И это оставляет Философа в спокойном, расслабленном состоянии, даже если не все происходит, как задумано.

Даже если все вокруг утверждают, что то, что сделал Философ, неверно, он не расстраивается и полагает: «Я так сделал, значит, так мне было надо».

Философ преимущественно никому ничего не доказывает. Но тут есть небольшой нюанс: это зависит от степени моральной зрелости человека. Чем больше человек доказывает и спорит ради самого спора, тем меньшей степенью зрелости он обладает, и тем ближе он к «-1» треугольнику. Фоновая реакция Философа: радость познания мира, любопытство, равномерный комфорт при оценке событий.

Субличность Героя подразумевает изучение мира на примере своих реакций. В первую очередь он оценивает свои поступки с позиции полезности для себя, а уже потом интереса их для окружающих. Фоновая реакция на мир: азарт, интерес, воодушевление, радость от успехов, скука, если долго ничего не происходит, но скука конструктивная, мотивирующая. Огорчение, если проигрыш, но не чувство вины, благодаря которому Герой быстро скатывается снова в позицию Жертвы.

В паре Герой и Философ происходит равномерный обмен энергией. Приведем пример. Если Контролер и Жертва пытаются давить друг на друга и заставлять следовать своим правилам, то Герой совершает поступки, а Философ наблюдает и принимает как факт результаты.

Например, алкоголик напивается, и прогуливает работу . Философ молча наблюдает, как Герой выпутывается из ситуации и теряет работу. Это его работа и его зона ответственности. Контролер бы пустился поучать и давать советы, Философ молчит. Жертва бы обвиняла себя, Герой делает выводы и принимает решение.

Внутреннее поведение Героя перекликается с поведением внутреннего Философа. «Если меня уволили с работы, уже уволили. Теперь надо отнестись к этому спокойно. И… что-то делать!»

Третья субличность - Мотиватор, бывший Спаситель, который теперь не оправдывает слабые места Героя и не жалеет Философа (его уже и жалеть не за что, он не напрягается и не страдает). Мотиватор радуется за героя и поощряет его, рисуя ему радужные картины будущего, которое ждет, если Герой постарается. Провокатор исследует поведение всех вокруг, делая какие-то действия и наблюдая, что будет.

Внутренняя субличность Провокатора проявляется и при включенном внутреннем Герое (человек сам совершает действия, и сам их оценивает, выступает одновременно и Героем, и Провокатором), и при Философе (человек сам думает, «как было бы, если», и сам реагирует, но внутри себя, то есть играет сразу две роли: Философа и Героя).

Напомним, что каждая субличность имеет женскую и мужскую природу, и неважно, кто выполняет роль, мужчина или женщина. Так, субличность Героя проявляется по-мужски, когда Герой решается на поступки и новые события, а женская ипостась, когда Герой думает, сможет ли он принимать новые обстоятельства и быть при этом счастливым.

Философ действует по-мужски, когда анализирует ошибки и делает выводы, а по-женски, когда не ощущает злобы и раздражения на происходящее.

Провокатор действует по-мужски, когда создает ситуации, а по-женски, когда отвечает эмоциями и чувствами, нетипичными для «-1» треугольника. Заставляет себя почувствовать новое и не агрессивно это принять внутри себя.

Теперь посмотрим, что будет, если субличности треугольника «+1» начнут взаимодействовать с субличностями треугольника «-1»?

Как правило, для «-1» треугольника опыт этот болезненный.

Допустим, Жертва идет к Спасителю (который стал Провокатором), ожидая очередной порции утешения и поддержки, а встречает иронию и сарказм. Это больно! И это обидно. И только в том случае, если жертва обладает достаточным потенциалом, она способна тянуться за учителем-Провокатором и следовать его разумным подначкам. Чаще же Жертва ниче не планирует менять и, не находя сочувствия, злится на Провокатора.

Контролера слышать тоже не получится. Жертва привыкла жить по указаниям остальных, а Философ не будет делать ничего, он просто оставит Жертву в покое. Нуждаясь в пинке и совете, Жертва начинает либо углубляться в свое горе и падать еще глубже, то есть остается на том же уровне, либо в ней просыпается дух противоречия, и она автоматически начинает провоцировать саму себя (это идеальный вариант, когда человеку из треугольника «+1» удается растормошить, побудить к изменениям человека из треугольника «-1»). К сожалению, это случается крайне редко.

Пример: муж-алкоголик начинает дерзить своей жене, интуитивно пытаясь добиться реакции злобы и поучений, чтобы получить хоть какую-то порцию привычной энергии. Жена-Философ не обращает внимания, а жена-Провокатор немедленно вышучивает поведение мужа или же ведет себя непривычным образом, например, искренне веселится, глядя на такое поведение. Муж, не получая того, чего хотел, теряет мотивацию строить из себя страдальца и пробуждает гнев (подавленная агрессия преобразуется в действие), скрытый резерв, который заставляет его менять поведение.

Из актера-Жертвы он становится Героем, то есть делает то, чего хотел на самом деле, например, хотя бы идет спать, вместо того, чтобы делать привычные обязанности. То есть делает пусть неправильный, но самостоятельный выбор.

Выбор этот всегда делается осознанно. Но для этого человек должен представлять, какие именно поведенческие черты держат его в старом стереотипе поведения.

Если после пробуждения алкоголика-Героя жена сыграет роль Контролера («Опять проспал работу!»), то все вернется на круги своя. А если включит Философа, то есть не срегаирует никак, алкоголик вынужден будет решать проблему сам. И тут снова выбор: может решать (Герой), а может и не решать (Жертва). И снова в ответ реакция жены: раздражение (Контролер), принятие (Философ). И так далее. И если хотя бы один из двоих будет выдерживать планку, рано или поздно у второго не останется выбора: либо он начнет меняться, либо выросший из деструктивных отношений догадается, что пора попросту уходить из ненужного альянса.

Приведем еще пример , и опишем реакции на поведение алкоголика с позиции субличностей разных треугольников.

Муж выпил (роль Жертвы). Ощущает себя беспомощным, никому не нужным, обиженным и злым.

Жена-Контролер: устраивает скандал, привлекает в помощь свекровь или тещу, наутро пытается прибирать помещение и стирать одежду Жертвы (становится при этом Спасителем). Выслушивает жалобы мужа поутру и его извинения (становится в позицию Жертвы, муж становится в позицию Спасителя).

Жена-Философ. Смотри на поведение мужа и не делает ничего. Принимает решение в следующий раз не оправдывать мужа перед соседями (решение Героя). Утром в ответ на жалобы мужа говорит: «Любишь пить? Люби и головную боль» (принимает роль Провокатора).

Как переходить из Жертвы в Героя?


Итак, чтобы мыслить, как Герой, говорите себе следующие фразы и стремитесь делать это каждый раз, когда внутри вас назревает очередной приступ раздражения и сопротивления ситуации.

1.Почему я жалуюсь на этих людей. Как я могу САМ исправить ситуацию?

2.Они не обязаны решать мои проблемы.

3.То, что со мной происходит - мой выбор. Если они так себя ведут, значит, я это позволяю.

4.Я не должен оправдываться. Это мой выбор. Но и ответственность тоже моя. Я готов, что реакция других будет не приятной для меня. Но я сам так делаю, а они - имеют право реагировать так.

5.Если мне дают совет, мне надо его использовать, а не обвинять остальных и жаловаться на них.

6.Мне надо найти способ украсить свою жизнь и без помощи других. Я должен уметь делать то, что нравится и не ждать похвалы.

Как переходить из Спасателя в Провокатора

1.Мои советы и моя «правда» никому не нужны, пока не попросят. Оставлю свое мнение при себе.

2.Я не бог и не знаю, как другим жить. Справятся сами.

3.Я не буду обещать то, чего все равно не смогу сделать.

4.Я не жду благодарности. Если я хочу помочь - я помогу. Если я помогаю, чтобы меня хвалили, я не буду этого делать, могут и не похвалить, мне будет неприятно, что я делал не от души, а за «пряник».

5.Никто не обязан мне и не должен меня благодарить за мои поступки. Это их право, а не обязанность. Следовательно, и я не обязан делать все, что делал раньше для них, это мое ПРАВО, а не обязанность.

6.Я должен любить себя и повышать свою самооценку. Тем, что я выслуживаюсь и делаю «добро», я не становлюсь лучше. Даже наоборот, кажется, меня уважают еще меньше. Чтобы меня любили просто так, я сам себя должен любить просто так, а не за выполненные задания.

7.Если я очень хочу кому-то помочь, я останавливаюсь и думаю: действительно ли это поможет? Или человек снова воспользуется моей помощью и будет поступать, как обычно? Тогда чем же я помогаю? Я же наношу вред и не даю ему самому справиться с собой.

Как превратиться из Контролера в Философа

1.Прежде чем кого-то обвинять, я вспоминаю, что человек - ДРУГОЙ. У него иная психика и иные проблемы. И он, как, между прочим, и я, может ошибаться. Я не обвиняю, я спрашиваю. Если я не могу с человеком договориться, не моя ли вина в том, что для меня не хотят что-то делать? А всегда ли я хочу что-то делать? А если и хочу, делаю ли я это с радостью? Почему бы мне не подумать о том, что другой человек не ощущает никакой радости от выполнения своих обязанностей и потому не делает. И не будет делать! Так какой смысл обвинять, если все равно не подействует или подействует из-под палки и потом он поступит назло?

2.Прежде чем кого-то критиковать и предъявлять требования и претензии, я вспоминаю, что человек не обязан быть таким, как я хочу. Если мне не нравится его поведение, это мои проблемы, а не его. Если я считаю, что он мне должен, я читаю пункт первый.

3.Я не обвиняю в своих проблемах других людей. Если у меня в жизни что-то идет не так, виноваты не окружающие, а я. Не нравятся окружающие, кто заставляет меня так жить? Я сам и заставляю. Но я могу жить иначе и не ждать, пока они улучшат мой мир.

4.Они не обязаны быть такими, как я хочу. Глупо ждать от апельсина, что он станет морковью. Я не жду от людей того, чего они дать не могут. Это попросту бессмысленно.

5.Я занят своей жизнью. Зачем мне кого-то учить? Пусть учатся сами. Спросят совета, дам. Нет – их выбор. Здоровый «пофигизм» мне не повредит. или использует простые наркотики, есть огромное количество шансов, что он вместе с вами начнет меняться к лучшему.