В каждом доме есть любимые предметы интерьера, которые со временем потеряли свою привлекательность. Продлить жизнь любимой мебели, сделать ее привлекательной и яркой поможет реставрация мебели. Сложность процесса зависит от повреждений на деревянных поверхностях и от того, как сильно вы хотите преобразить старую меблировку. Не стоит думать, что отреставрировать мебель просто, так как этот процесс трудоемкий и потребует от вас аккуратности и усидчивости.

Царапины могут появиться на любом предмете домашнего обихода. Но на лакированной мебели они заметны намного сильнее. Если есть информация о лаке, которым была покрыта поверхность, то царапину достаточно обработать соответствующим средством:

  1. Этиловый спирт используют для лака на основе спирта или политуры;
  2. Растворители 646 и 647 хорошо подходят для нитролаков. Также можно применить ацетон;
  3. Наждачной бумагой обрабатываются поверхности, покрытые полиэфирным или нитроцеллюлозным лаком. После зачистки нужно нанести специальную пасту для полировки и залакировать повторно.

Если покрытие неизвестно, то стоит применить другие способы устранения небольших потертостей и царапин на мебели. Реставрация советской мебели часто проводится с помощью штриха. В строительных магазинах штрих для мебели представлен в большом ассортименте, он доступен и прост в применении:

  • Встряхнуть флакон до образования однородной массы;
  • Нанести один слой на царапину при помощи кисточки;
  • Как только первый слой высохнет, нанести второй. Слоев может быть несколько;
  • Оставить для высыхания на 10-15 мин;
  • Отполировать участок мягкой фланелевой ветошью.

На этом процесс реставрации царапин штрихом закончен.

Взбалтываем штрих

Наносим состав кисточкой на царапину

Полируем поверхность

Как применить восковые карандаши для реставрации

Этот материал продается во всех строительных магазинах. Он прост в применении и стоит не дорого. Карандаш удобно использовать при восстановлении резных предметов, так как им легко проникнуть в труднодоступные участки декора. Реставрация мебели своими руками в стиле барокко производится следующим образом:

  • Если восковой карандаш мягкий, достаточно просто затереть дефект и отполировать поверхность;
  • Если карандаш выполнен из твердого воска, то перед нанесением на царапину, его нужно нагреть.

Полировку поверхности производят мягкой ветошью до блеска.

Наносим карандаш

Полируем покрытие

Как использовать мебельный воск

Есть еще одно очень распространенное средство — воск для мебели. Он может быть твердым или мягким. Первый вариант материала нужно предварительно расплавить и залить им поврежденные участки. Реставрационный мягкий воск использовать намного проще, им натирают участок с большим количеством царапин. И в том, и в другом случае после застывания воска поверхность подвергают качественной полировке. Также производится реставрация мебели из ДСП (древесно-стружечная плита), на которой образовалось много царапин и потертостей.

Нагреваем воск

Наносим воск на мебель

Полируем поверхность ветошь.

Мастика своими руками

Если под рукой не оказалось вышеперечисленных материалов, то можно изготовить мастику для реставрации мебельной стенки. Для этого взять:

  • 30 гр скипидара;
  • 20 гр спирта;
  • 40 гр воска;
  • Бензин;
  • Мягкую шерсть.

Готовить смесь не сложно: растопить на водяной бане воск, в который постепенно ввести скипидар, при постоянном помешивании, затем влить в емкость спирт. Взять шерстяную тряпку, намочить ее бензином, макнуть в смесь и растереть по поврежденной поверхности до блеска. Работа по удалению царапин на деревянной поверхности не сложна. Теперь рассмотрим, как реставрировать мебель с более серьезными повреждениями.

Подготавливаем материалы

Наносим бензин на покрытие

Покрываем поверхность воском

Восстановление сколов и глубоких трещин

Сколы и глубокие трещины на поверхности мебели, считаются достаточно серьезными повреждениями, и устранить их намного сложнее. Если уверенности в качественном исполнении этой работы нет, обратитесь к профессионалу. Реставрация мебели частным мастером будет стоить недешево, но выполнена она будет качественно и с гарантией. Приняли решение сделать это самостоятельно – обратите внимание, какой инструмент и материал будет необходим:

  • Морилка нужного цвета;
  • Уайт-спирит, для растворения лакового покрытия;
  • Специальный грунт по дереву;
  • Шпаклевочная смесь по дереву;
  • Наждачная бумага разной фракции от 100 до 3000;
  • Скотч малярный;
  • Кисточки и валики.

Алгоритм выполнения работ, выглядит следующим образом:

  • При неполной реставрации поверхность, на которой нет повреждений, оклеивается скотчем;
  • Поврежденный участок обрабатывается Уайт-спиритом, чтобы снять старый лак;
  • Наносится грунт по дереву и оставляется до полного высыхания;
  • Скол зашпаклевывается специальным составом так, чтобы на поверхности появился небольшой бугорок;
  • Как только шпаклевка полностью просохнет, ее зачищают шкуркой;
  • Протирают участок влажной замшевой тряпкой и наносят морилку нужного цвета.

Работу нужно проводить аккуратно, чтобы морилка не попала на неповрежденный участок, в противном случае дерево потемнеет и придется проводить полную реставрацию. Как только морилка высохнет можно залакировать отремонтированный участок. Лак для реставрации мебели наносят кисточкой, если участок небольшой, или валиком.

Нужно покрыть поверхность в несколько слоев, при этом каждый последующий после высыхания шкурится наждачной бумагой абразивностью 800 единиц. Последний слой необходимо отполировать со специальным полиролем.

Если не знаете, как правильно произвести реставрацию, то можно приобрести специальные книги, в которых подробно описан весь процесс. Также можно воспользоваться мастер-классами из интернета.

Обрабатываем уайт-спиртом

Наносим грунтовку

Наносим шпаклевку внутрь трещин

Обработка наждачкой

Покрываем покрытие морилкой

Что делать если расслоился шпон

Шпонированные изделия нуждаются в особом подходе. Средства и инструменты для реставрации мебели те же, что и для реставрации деревянных изделий, а методы устранения дефектов отличаются:

  1. Реставрация шпона начинается с осмотра предмета. Если на поверхности появились вздутия, то нужно взять шприц с толстой иглой, в который набрать строительный клей ПВА. Вздутие аккуратно проколоть иглой и выдавить клей внутрь. Уложить на участок кусок чистой ткани, поставить груз. В случае если шпон прилип неровно, это место следует нагреть при помощи утюга или мешочка с горячей солью;
  2. Небольшой отслоившийся кусок шпона не стоит ровно отрезать ножом, его лучше отломать. Неровные края залома намного проще состыковать. Затем фрагмент стоит зачистить от старого клея, наложить новый слой клеящего состава и приложить деталь на место разлома. Положить тряпку и поставить груз;
  3. Если требуется заделка царапин, то она проводится так же, как и при реставрации деревянной мебели: мелкие замазывают мебельным карандашом, глубокие заливают воском. После высыхания воск для реставрации шкурится, полируется и покрывается лаком.

Реставрация элитной мебели самостоятельно требует особой аккуратности и терпения. Не стоит торопиться – промажьте составом, подождите до высыхания, зашкурьте и снова намажьте, и так несколько раз. Методы бывают разные, в некоторых ситуациях приходится использовать несколько способов, чтобы добиться нужного эффекта.

Осматриваем покрытия

Отрываем поврежденнйй участок шпона

Заделываем трещины

Полное обновление лакокрасочного покрытия

Если при помощи шпаклевки и лака не удается воссоздать былую красоту мебели, нужно выполнить восстановление деревянной или полную реставрацию советской мебели своими руками. Выполнение работ проводится этапами, последовательность которых должна быть строго соблюдена.

Очистка поверхности от старого покрытия

Перед тем как приступать к удалению мебельного лака или краски с поверхности мебели, нужно приобрести специальную смывку. Реставрация итальянской мебели из ценных пород древесины, очень ответственное занятие, поэтому применяют смывки на основе эмульсии. Этот материал не токсичен, вред для древесины минимальный. Стоит отметить, что возгорание у этих смывок стремиться к нулю, что является плюсом, если работа проводится в квартире. Так что реставраторы современной мебели советуют использовать именно этот материал.

Работа со смывками:

  1. Как только смывка попадает на лаковое покрытие, начинается процесс разъедания. Нанести материал нужно при помощи специальной флейцевой кисти и подождать. Полиэфирные лаки сойдут по истечении 2-3 часов, спиртовые составы за 30 минут;
  2. Полиэфирное покрытие перед нанесением смывки нужно зашкурить наждачной бумагой с крупным зерном, чтобы состав проник как можно глубже;
  3. После нанесения материала всю мебель нужно хорошо укутать бумагой пропитанной парафином и закрепить ее с помощью бечевки или шпагата;
  4. Остатки старой краски или лака можно удалить по истечении времени указанном на упаковке со смывкой. Для очистки можно использовать простой шпатель;
  5. Далее вся поверхность обезжиривается растворителем.

После проведения этих действий мебель оставляют на несколько часов для просушки. Затем следует пройтись по ней шкуркой вдоль волокон и протереть от пыли влажной ветошью.

Обрабатываем поверхность наждачкой

Наносим смывку

Покрываем мебель парафиновой бумагой

Удаляем старую краску

Обезжириваем поверхность

Какой материал использовать для лакировки

Выбирая средство для лакирования мебели, нужно ориентироваться на советы профессионалов, например:

  • Лаки на водной основе применяют для реставрации мебели на дому в детских комнатах. У них нет неприятного запаха, они быстро сохнут, не вызывают аллергических реакций. Есть небольшой минус – после высыхания они становятся матовыми, что некоторым не нравится;
  • Алкидные лаки советуют применять людям, не имеющим опыта в лакировании поверхностей. Они просты в применении, ложатся ровно с первого раза. Даже если и произошел подтек при нанесении, его легко смыть;
  • Полиуретановые составы наносить сложнее всего: во-первых, для их нанесения нужно специальное оборудование, во-вторых, они имеют неприятный запах. Но стоит отметить, что подобное покрытие будет служить намного дольше всех вышеперечисленных материалов;
  • Реставрацию мебели (мастер класс можно посмотреть на нашем ресурсе), производят с использованием мебельных масел. Для нанесения состава используют тампон.

Поверхность для лакирования должна быть гладкой. Перед нанесением мебельного лака покупают две мягкие кисточки. После нанесения первого слоя лака, берут новый инструмент.

Реставрация корпусной мебели на дому может производиться самостоятельно, только при условии соблюдения строгой последовательность в выполнении процесса:

  • Снять старый слой финишного покрытия;
  • Зачистить поверхность;
  • Нанести грунт;
  • Сколы и царапины зашпаклевать;
  • Отшлифовать после высыхания;
  • Нанести морилку;
  • Нанести мебельный лак.

Этот план поможет не наделать ошибок при работе по реставрации деревянных предметов интерьера.

Снимаем старую краску

Зачищаем

Грунтуем

Шпаклюем сколы

Шлифуем покрытие

Покрываем морилкой

Наносим лак

Технология работ с мягкой мебелью

Реставрация мягкой мебели производится по следующему алгоритму:

  1. Произвести полную разборку;
  2. Деревянные элементы нужно хорошо зашкурить вдоль волокон и протереть мягкой влажной тряпкой для удаления пыли с изделия;
  3. Покрыть детали грунтом по дереву и дать хорошо просохнуть;
  4. Для окрашивания лучше применить аэрозольные краски, так как они ложатся намного ровнее. При этом будет достаточно три слоя краски. Как только краска высохнет, на поверхность наносится слой защитного мебельного лака;
  5. Снять обивку и вытащить наполнитель. Чтобы выбрать способ, по которому будет проведена реставрация мягкой мебели, нужно знать особенности обновляемого изделия. Например, если брать во внимание восстановление стульев, то на сиденье достаточно натянуть новую ткань. На фото можно увидеть изделие до и после реставрации. Если же реставрируется кресло или диван, то придется не только менять обшивку, но и наполнитель;
  6. По старому образцу выкроить наполнитель. Можно применить листовой поролон, который есть в магазинах в большом ассортименте;
  7. Раскроить элементы ткани. Для этого на новое полотно разложить старые детали обивки и сделать соответствующие элементы;
  8. Наклеить наполнитель на предметы интерьера. Для этого можно применить строительный клей ПВА;
  9. Уложить обшивку и при помощи строительного или мебельного степлера, закрепить ее с обратной стороны изделия. Ткань должна быть среднего натяжения, при этом скобы должны находиться через каждые 3-5 см друг от друга;
  10. Последним этапом работ, будет сборка мебели.

Стоит отметить, что текстильщики используют специальный набор по реставрации, в которых есть все необходимое для качественной перетяжки мягкой мебели. Как видим, в реставрации мягкой мебели своими руками нет ничего сложного. Если сделать все грамотно, то результатом может стать изделие в интересном дизайне, которое будет радовать вас не один год.

Видео

Вам понадобится

  • - резиновые перчатки;
  • - мягкие тряпочки;
  • - льняные салфетки;
  • - бензин;
  • - средство для полировки мебели;
  • - зубная паста;
  • - уайт-спирит;
  • - денатурат;
  • - спирт;
  • - скипидар;
  • - воск;
  • - поташ;
  • - льняное масло.

Инструкция

В том случае, когда для того чтобы восстановить полировку мебели не требуется полностью удалить старую отделку и нанести новую, попробуйте исправить дефекты поверхности самостоятельно. На первом этапе хорошо очистите поверхность мягкой тряпочкой, смоченной в бензине. Обязательно используйте резиновые перчатки. Протрите поверхность несколько раз, после каждого раза меняйте тряпочку на новую. Выйдите и оставьте мебель просохнуть в хорошо проветриваемом помещении.

Освежить полировку и устранить образовавшиеся на ее поверхности мелкие «волосяные» трещинки можно раствором скипидара, воска и поташа. В небольшом количестве горячей воды растворите поташ и 10 частей воска, доведите смесь до кипения, пока не образуется на поверхности мыльная пена. Затем снимите смесь с плиты и охладите ее, добавьте 20 частей скипидара, перемешайте и используйте в качестве полироли. При необходимости можно добавить анилиновый краситель в цвет мебели.

Внимательно осмотрите дефекты. Для устранения небольших царапин воспользуйтесь качественным средством для полировки мебели на основе воска и скипидара. Их также можно устранить и обыкновенной зубной пастой. Нанесите ее предварительно на 10-15 минут на полированную поверхность и затем мягкой льняной салфеткой протрите поврежденное место до полного удаления следов зубной пасты.

Реставраторы для восстановления полировки используют смесь, состоящую из равных частей уайт-спирита, денатурата и льняного масла. Хорошо размешайте ее пред применением, затем нанесите на салфетку и круговыми движениями втирайте в поверхность.

Крупный скол полировки можно замаскировать, залив это место тем же составом, который использовался как покрытие. Обычно это политура, полиуретан лак или одна из его разновидностей - шеллак. Чтобы определить состав, который нанесен на поверхность мебели, капните на незаметное место спиртом. Если это шеллак, то он поглотит спирт, если лак – на поверхности образуется пузырь, полиуретан и политура не чувствительны к воздействию спирта. Нанесите нужный состав и, когда он затвердеет, отполируйте этот фрагмент.

Источники:

  • реставрация полированной мебели

Зачастую при неосторожном обращении с деревянной дверью можно заметить небольшую царапину или скол. Не стоит расстраиваться, на самом деле существует множество современных средств, которые помогут вам справиться с дефектами на деревянной двери самостоятельно.

Вам понадобится

  • - шпатлевка или затирка,
  • - ретуширующий карандаш или маркер,
  • - мебельный воск,
  • - мелкозернистая наждачная бумага,
  • - резиновый шпатель,
  • - лак.

Инструкция

Следует отметить тот момент, что отреставрированный участок довольно сложно покрыть лаком так, чтобы не была заметна граница между новым и старым покрытием. Для этого рекомендуется использовать безореольные лаки или покрывать полностью дверь лаком. Нитролак-спрей в частности не образует своеобразного ореола и устойчив к атмосферным влияниям.

Реставрация полированной мебели, выполненная специалистами, стоит недешево, поэтому многие домашние мастера пытаются самостоятельно справиться с такой непростой задачей. Главное – выполнять реставрацию в соответствии с рекомендациями профессионалов.

Похожие статьи:

Обновляем тусклую полировку

В процессе использования полированные мебельные фасады теряют прежний блеск. На них появляются пятна и царапины, поэтому мебель становится тусклой. Чтобы обновить полированную поверхность, можно использовать два способа:

  • Реставрация мебели в специализированной мастерской. Мастера выполняют два вида работ: реставрация поврежденных участков и последующая полировка. Эту трудоемкую восстановительную процедуру невозможно выполнить самостоятельно, не имея необходимых навыков и опыта. Специалисты снимают верхний слой лака, устраняют все неровности и загрязнения и только после этого приступают к полировке. Для обновления поверхности в мастерских используют специальный лак и шлифовальную бумагу. Заключительный этап – полировка воском или пастой для полирования.
  • Полировка своими руками. Эту процедуру нужно проводить регулярно, чтобы мебель не теряла блеска. Для этого потребуется приобрести специальные средства, которыми полируется мебель в домашних условиях. Наносим на поверхность немного полироли и тщательно растираем фланелевой салфеткой. Если по какой-то причине вы не можете приобрести специальное средство, можно использовать льняное масло или белый воск.

Полировка – это самый простой и доступный способ, как обновить мебель своими руками. Постоянный уход и бережное отношение позволит вам существенно продлить срок эксплуатации полированных изделий.

Как восстановить полировку

Если на полированной мебели появились царапины, их можно устранить с помощью специальных или подручных средств. Самые распространенные варианты:

  1. Натереть поврежденную область ядрами грецких орехов. Через 10 минут тщательно отполировать поверхность суконной салфеткой.
  2. Справиться с небольшими повреждениями поможет обувной крем. Нужно подобрать подходящий цвет, осторожно нанести состав на проблемную поверхность и отполировать мягкой фланелевой тканью. Этот дефект можно устранить также маркером подходящего цвета.
  3. Царапины на полированной мебели убирают с помощью специальных средств, предназначенных для ухода за мебелью.

В случае скола необходимо в первую очередь определить состав полировки. Это может быть традиционный лак, шеллак, полиуретан или политура. Состав определяют экспериментальным методом. Для этого нужно капнуть на поверхность спирт и проследить за реакцией. Политура или полиуретан не отреагируют на воздействие спирта, шеллак впитает жидкость, а лак вздуется. Полировкой нужного типа обрабатывают скол. После полного высыхания восстановленную поверхность полируют сукном. Перед нанесением полировки место скола нужно тщательно отшлифовать.

Покраска полированной мебели

Как покрасить полированную мебель самостоятельно? Можно повторно покрыть поверхности лаком либо перекрасить ее в другой цвет.

Подготовка

Перед реставрацией мебели необходимо провести подготовительные работы. Первое, что нужно сделать, – снять полировку со старой мебели. Для этого вам понадобятся:

  • специальное средство для удаления полировки;
  • металлическая вата;
  • наждачная бумага;
  • бумажные салфетки;
  • шпатель;
  • широкая кисть.

В строительном магазине вам предложат средство для снятия полировки двух видов:

  • густое;
  • жидкое.

Густой состав прекрасно подходит для вертикальной поверхности, а жидкий можно использовать в труднодоступных местах.


Пошаговая инструкция:

  1. Переливаем состав из бутылки в любую удобную посуду. Берем кисть и наносим смесь на поверхность.
  2. На упаковке указано время действия состава, по истечении которого верхний слой становится мягким и легко удаляется шпателем. Старую полировку необходимо снимать только по направлению древесных волокон. Если вам не удалось удалить всю полировку, повторите процедуру. Для очистки труднодоступных поверхностей можно использовать старую зубную щетку.
  3. Остатки полировки и густого состава убираем с поверхности металлической ватой.
  4. На очищенную поверхность наносим тонкий слой средства и протираем бумажными салфетками.
  5. Зачищаем неровности наждачной бумагой крупной фракции.

При выполнении реставрационных работ необходимо соблюдать правила безопасности. Снятие полировки нужно проводить в проветриваемом помещении. Также для работы вам понадобятся респиратор и резиновые перчатки.

Грунтовка

После снятия полировки могут появиться трещины и сколы. Их можно устранить мелкозернистой шпаклевкой по дереву. Высохшую смесь зачищают наждачной бумагой. Если вы хотите отреставрировать мебель качественно, обязательно нанесите на поверхность грунтовку. Она обеспечивает надежную защиту от шелушения краски.

Покраска

Процесс покраски нужно проводить аккуратно и неторопливо. Следите, чтобы после нанесения краски не оставалось пробелов и подтеков. Чаще всего достаточно двух слоев краски, но иногда, если поверхность сильно повреждена, приходится наносить и третий слой. Не забывайте о том, что каждый следующий слой можно наносить после того, как высохнет предыдущий.

Чем качественнее выполнена работа, тем лучше окончательный результат. Самое важное – выбрать хорошую краску. Это может быть морилка, лак, алкидная краска или акриловая в баллончике.

Чтобы вернуть окрашенной поверхности былой блеск, нужно нанести на нее несколько слоев лака. Это длительный и трудоемкий процесс, который может занять несколько дней.

Что вы делайте со старой мебелью?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Старая мебель со временем утрачивает свою привлекательность и работоспособность, в результате чего просто выбрасывается. Но не спешите отправлять ее на свалку. Дать изношенным шкафчикам, стульям и тумбам «вторую жизнь» можно даже не будучи специалистом. Для этого нужно лишь иметь желание заниматься реставрацией и соблюдать определенную технологию. Таким образом получится не только сэкономить семейный бюджет, но и украсить интерьер помещения.

Удаление старого покрытия – как обеспечить пригодную к реставрации поверхность

Обновление мебели начинается с удаления старого лака. Красить или наносить лак поверх ЛКМ даже не пытайтесь – только зря потратите время, силы и материалы. Но, прежде чем приступить к очистке поверхности, вначале демонтируйте всю имеющуюся фурнитуру – ручки, замочки, ножки и пр.

Что касается старого лакокрасочного покрытия, удалить его можно несколькими способами:

  • механическим;
  • химическим;
  • термическим.

Для удаления лака механическим способом понадобится наждачная бумага со средним абразивом. Слишком грубую использовать не стоит, так как она оставит на поверхности изделия глубокие царапины. Недостаток этого метода заключается в том, что он требует много времени и сил. Поэтому наждачку имеет смысл применять лишь для дочистки поверхности или обработки труднодоступных участков.

Ускорить работу можно при помощи шлифмашинки с абразивной насадкой. Но ею удобно обрабатывать большие и ровные участки. Если необходимо реставрировать стул, работать шлифмашинкой не очень удобно. В таком случае лучше воспользоваться химической смывкой. Это специальное пастообразное средство, которое предназначено для удаления любых лакокрасочных покрытий.


Смывку следует наносить при помощи кисти, желательно с мягким ворсом. После ее нанесения необходимо накрыть обработанную поверхность полиэтиленовой пленкой и подождать, пока состав размягчит покрытие. Время, которое требуется для реакции пасты с лаком, зависит от производителя и толщины лакокрасочного слоя. Подробнее об этом сообщается в инструкции на упаковке. После размягчения покрытия нужно удалить пасту вместе со старым лаком, используя шпатель или скребок.


Работать с пастой необходимо осторожно, так как она содержит в составе кислоту и очень токсична. Наносить ее следует в проветриваемом помещении, предварительно надев перчатки.

Если с первого раза не удалось полностью очистить поверхность, нанесите пасту повторно. По завершении этой процедуры слегка «пройдитесь» по поверхности изделия наждачкой со средним абразивом, чтобы избавиться от остатков химии.


Существует еще один способ удаления старой краски или лака – при помощи строительного фена. Это устройство позволяет разогревать покрытие, в результате чего оно размягчается и легко удаляется шпателем. Главное – не перегреть поверхность, чтобы она не воспламенилась. Учтите, что этот способ тоже достаточно токсичный – при разогреве краска выделяет ядовитые вещества, поэтому работать необходимо в проветриваемом помещении. После очистки поверхности воспользуйтесь наждачкой, чтобы избавиться от остатков лака в порах дерева.

Реставрация поверхности – шпаклюем, клеим и шлифуем

Чтобы действительно обновить старую полированную мебель, а не просто перекрасить, необходимо избавиться от всех ее дефектов, таких как сколы, трещины и щели . Для этого понадобятся следующие материалы:

  • Шпаклевка (стартовая и финишная).
  • Столярный клей (можно использовать эпоксидный, который обеспечивает более надежное соединение).
  • Обезжириватель.

Начните работу с подклейки деталей, которые в этом нуждаются. Склеиваемые поверхности обязательно надо зачистить с помощью наждачной бумаги и обезжирить. После склейки детали следует зафиксировать струбцинами и оставить на период застывания клея.


Затем можно приступить к шпатлеванию. Эта процедура осуществляется в несколько шагов:

  1. 1. Все узкие щели и трещины необходимо расширить, чтобы появилась возможность заполнить их шпатлевкой.
  2. 2. На глубокие дефекты, такие как сколы и трещины, нанесите стартовую шпаклевку и дождитесь, пока она застынет.
  3. 3. Затем необходимо зачистить застывшее покрытие, чтобы удалить серьезные неровности, и нанести тонкий ровный слой финишной шпаклевки.
  4. 4. При помощи последней также устраните царапины и другие мелкие дефекты на поверхности мебели.
  5. 5. После застывания шпаклевки ее необходимо отшлифовать наждачной бумагой с мелким абразивом.

После устранения дефектов на поверхности мебели ее необходимо отшлифовать своими руками наждачкой или шлифмашинкой, чтобы избавиться от небольших царапинок и шероховатостей. Поэтому зерно абразива должно быть минимальным.

Если вы планируете использовать прозрачное покрытие, подберите финишную шпаклевку под цвет дерева. На поверхности шпаклевки можно нарисовать древесные волокна коричневой краской.

Наносим прозрачный лак – как добиться эффекта стекла

Отделка – это самый творческий этап работы, от которого зависит дизайн вашей мебели. Конечно, при выборе типа покрытия необходимо ориентироваться на интерьер помещения, в котором будет использоваться мебель. Но поле для творчества все равно остается широким. В качестве примера рассмотрим несколько самых популярных и эффектных вариантов декоративной отделки.


Если ваша мебель выполнена из ценных пород дерева, например махагони или дуба – думать над выбором отделочного материала даже не придется. Эти породы сами по себе красиво выглядят. Поэтому все, что от вас требуется, это покрыть изделие прозрачным ЛКМ. Воспользуйтесь для этого специальным мебельным нитроцеллюлозным лаком, который обладает повышенной твердостью и гладкостью. Также можно применить полиуретановый, алкидный или акриловый лак. Последний хорош тем, что быстро высыхает и не имеет запаха.

После нанесения первого слоя лака на водной основе поверхность необходимо отшлифовать мелкой шкуркой. Это делается для того, чтобы избавиться от шероховатости, которая появляется в результате набухания древесных волокон.

Наносить лак можно при помощи обычной кисточки или тампона. Поверхность следует покрывать им в несколько слоев, обязательно с межслойной сушкой. Чем больше вы нанесете слоев лака, тем «глубже» получится покрытие, то есть появится «эффект стекла» .

Тонирование поверхности – превращаем сосну в красное дерево

Чаще всего встречается деревянная мебель из сосны и ели. Текстура у этих пород очень красивая, а вот цвет выдает некоторую бюджетность. Решить проблему можно путем тонировки. Для этого надо подобрать морилку подходящего цвета и обработать ею поверхность. Она, в отличие от лака, не просто наносится, а втирается в дерево. Поэтому при работе с ней следует совершать кистью многократные круговые или возвратно-поступательные движения по одному и тому же участку.


После нанесения морилки изделие следует покрыть лаком, который наносится по описанной выше схеме. При желании вместо морилки и лака можно использовать лазурь. Это лакокрасочное покрытие представляет собой что-то среднее между пропиткой, лаком и краской. Оно придает дереву определенный оттенок, но не скрывает текстуру и обеспечивает глянцем.

Как имитировать дерево – отделываем фанеру или ДСП

Такие материалы, как ДСП сами по себе имеют малопривлекательный внешний вид. Чтобы без особых затрат достоверно имитировать дерево, мебель из таких материалов можно декорировать обоями с соответствующим рисунком. Этим способом хорошо отделывать комоды, столы, шкафы, тумбы и прочие крупные изделия. Процесс отделки достаточно простой:

  1. 1. Прогрунтуйте изделие акриловым лаком в два слоя.
  2. 2. Раскроите обои по размерам мебели.
  3. 3. Наклейте обои клеем ПВА.

После этого поверхность необходимо покрыть лаком по стандартной схеме. Но предварительно обязательно нужно дать обоям высохнуть. Отметим, что шпалеры для отделки мебели можно использовать не только под дерево, но и с любым другим рисунком. Выбор зависит исключительно от ваших пожеланий.

Покраска мебели – отделываем просто и практично

Наиболее простым решением в плане отделки является покраска. Для этих целей можно использовать алкидную, алкидно-уретановую или акриловую водно-дисперсионную краску. Чтобы дизайн мебели не казался слишком скучным, часто комбинируют краски двух-трех цветов. Для обеспечения ровных переходов, просто наклеивайте малярный скотч. Можно даже сделать трафареты для нанесения рисунков.

Наносят краску кисточкой или валиком. Но наилучшего эффекта позволяет добиться распылитель. Если же нет возможности использовать распылитель, воспользуйтесь красками в баллончиках.


Чтобы мебель смотрелась «фирменно», сверху обязательно нанесите несколько слоев лака. Единственное, желательно, чтобы он имел такую же основу, как и краска. Исключением является водно-дисперсионный лак, который хорошо ложится на любые виды красок.

Эффект кракелюр – сначала обновляем, а затем состариваем

Если интерьер выполнен под старину, отличным решением будет декорирование мебели кракелюром. Это растрескавшаяся краска, под которой виден слой другой краски, отличающейся по цвету. Для создания такого эффекта понадобится специальный кракелюрный прозрачный лак и акриловая грунтовка.


Работа осуществляется в несколько шагов:

  1. 1. Покройте поверхность дерева несколькими слоями акриловой грунтовки с межслойной просушкой.
  2. 2. Нанесите любую краску. Это будет базовый слой, то есть тот, который виден через трещины. Надо сказать, что особенно красиво смотрятся бронзовые оттенки и другие «металлики».
  3. 3. После высыхания краски нанесите кракелюрный лак.
  4. 4. Подождите, пока лак начнет подсыхать (он не должен быть липким), и нанесите вторым слоем краску, отличающуюся от первой по цвету. Практически сразу она начнет растрескиваться. Если слой толстый, трещины будут большими. Если тонкий, трещины получатся более тонкими и короткими.

По завершении работы поверхность можно покрыть лаком. Единственное, лак желательно использовать матовый, потому что глянец со стариной в данном случае несовместим.

Краски с эффектом «металлик» нельзя наносить вторым слоем, так как они не растрескиваются.

Несколько слов о полировке – как добиться «зеркала»

Не всегда удается нанести лак ровно и гладко, особенно новичкам. Однако все изъяны легко устранить при помощи шлифовки и полировки. Для выполнения этой операции понадобится шлифмашинка и два полировальных круга – твердый и мягкий. Кроме того, потребуется полироль с абразивом и без него, плюс наждачка «нулевка».


Работа начинается с затирки поверхности «нулевкой». После устранения изъянов и придания покрытию матовости можно приступать к полировке. Вначале применяется твердый круг и абразивная паста. После получения блеска следует перейти к пасте без абразива и мягкому кругу. В результате должен получиться хороший глянец. Учтите, что в процессе полировки крайне важно не перегревать поверхность, так как можно испортить лак.

Вот и все, что мы хотели рассказать о реставрации мебели. Теперь осталось лишь установить новую фурнитуру, которая должна соответствовать дизайну изделия, и можно приступать к эксплуатации. Как вы видите, работа несложная, но очень интересная, причем справиться с ней под силу каждому.

Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

О чем следует помнить?

Инструменты

Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

8,9 - ножевки.

1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

3 - Рашпили,

4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

8 - Фуганок.

9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

8 - Электрогрелка для клея.

Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
4. Угловые кисточки
5. Зубочистки
6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
7. Рулетка
8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

С чего начать и о чем следует помнить?

Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


Как производить разборку?

Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

нагели

шипы.

Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый натуральный шеллак

Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

Полировка мебели

Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

Как производится полировка мебели, стола?

Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

1. Снятие лака с поверхности изделия.

Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

2. Обработка поверхности при полировке мебели

Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

3. Пропитка поверхности при полировке дерева

Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

4. Последний этап - полировка дерева.

В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

  • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
  • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
  • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
  • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

Отделка воском или вощение

Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

  • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
  • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

  • 50 грамм тёплого скипидара.

Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели очень высоки . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. Полная реставрация мебели предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и отделка политурами . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

С уважением, Елена Жилина.